References
1. Debur M. Innovatsii v sovremennom muzee: ot teorii k praktike [Innovations in the modern museum: from theory to practice]. Nauchno-kul'turologicheskiy zhurnal [Scientific and Cultural Journal], 2018, no. 13 [346]. (In Russ.). Available at: http://www.relga.ru/Envkon/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?level1=magazine (accessed 25.05.2019).
2. Ivanova O.V. Modeli vzaimodeystviya obrazovatel'nykh organizatsiy i muzeev [Models of interaction of educational organizations and museums]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika [Domestic and foreign pedagogy], 2018, vol. 2, no. 3 (51), pp. 148-160. (In Russ.).
3. Kolenko S.G. Aktual'nye podkhody k formirovaniyu muzeynoy auditorii v kontekste razvitiya kul'turno-poznavatel'nogo turizma [Actual approaches to the formation of a museum audience in the context of the development of cultural and educational tourism]. VestnikSPbGU[Herald of SPbSU], 2016, vol. 3, pp. 90-97. (In Russ.).
4. Lermontova E.N. Fenomenologicheskiy analiz muzeynoy sredy po materialam otechestvennykh i zarubezhnykh muzeologov [Phenomenological analysis of the museum environment on the materials of domestic and foreign muse-ologists]. VestnikBGU[Herald of BSU], 2015, no. 14, pp. 122-126. (In Russ.).
5. Lukov V.A. Sotsial'noeproektirovanie [Social engineering]. Moscow, Flint Publ., 2006. 240 p. (In Russ.).
6. Moskva Appolinariya Vasnetsova. Progulka skvoz' veka [Moscow of Appolinarii Vasnetsov. Walk through the ages]. (In Russ.). Available at: https://izi.travel/ru/73f8-moskva-appolinariya-vasnecova-progulka-skvoz-veka/ru#tour_ details_first (accessed 10.06.2019).
7. Programma sotsiologicheskogo issledovaniya [Sociological research program]. (In Russ.). Available at: http://sias.ru/ upload/iblock/770/programma-issledovaniya.pdf (accessed 19.03.2019).
8. Prokudina D.A. Sovremennye podkhody k rabote muzeya s det'mi i podrostkami: interaktivnost', soavtorstvo, sot-vorchestvo [Modern approaches to the work of the museum with children and adolescents: interactivity, co-authorship, co-creation]. VestnikRMAT[Herald of RMAT], 2017, no. 3, pp. 112-117. (In Russ.).
9. Roberts K. Lovemarks. Brendy budushchego [Brands of the future]. (In Russ.). Available at: https://www.executive. ru/management/marketing/1982521-lovemark-3-shaga-do-sozdaniya-brenda-lubvi-v-biznese (accessed 19.03.2019).
10. Sgibova A.Y. "Posetitel' muzeya" i problemy formirovaniya muzeynoy deyatel'nosti ["Museum visitor" and problems of forming museum activities]. Tsennosti i smysly [Values and Meanings], 2014, no. 3, pp. 120-132. (In Russ.).
УДК 008
АКТУАЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИЙ ПИТАНИЯ РУССКИХ КРЕСТЬЯН НА БАЗЕ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ
Реховская Татьяна Александровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры музейного дела, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В статье отмечается, что школьные музеи являются как составной частью музейного пространства страны, так и частью образовательной системы. Эта двойственность влияет на комплектование фондов и организацию музейного пространства.
Автор обозначил тенденцию, сложившуюся в последние годы, - пристальное внимание исследователей-музееведов к деятельности школьных музеев. При этом школьный музей имеет особый статус в границах образовательного учреждения.
Целью данной статьи является анализ деятельности школьных музеев по актуализации традиций питания русских крестьян. В работе приводится результат анализа организации деятельности школьных музеев, включающий в себя рассмотрение существующих экспозиций и выставок, а также уделяется внимание особенностям работы школьных музеев.
Автор считает возможным расширение тематики экспозиций школьных музеев за счёт этнографического материала, который можно использовать при проведении музейных праздников. В статье отмечается, что, исходя из особенностей детской аудитории, предпочтительней проводить музейные праздники, чем организовывать экспозиции и выставки.
В работе приводятся образцы возможных музейных мероприятий по актуализации традиций питания русских крестьян. Первое мероприятие, рассматриваемое в статье, - «Праздник урожая». Второе мероприятие, анализируемое автором, было более разнообразным по количеству методических приёмов, используемых в рамках музейной педагогики, и называлось «Отражение традиций питания крестьян в русских народных сказках».
В работе проанализированы проводимые мероприятия, выделены методические приёмы, используемые при проведении экскурсий, рассмотрены особенности отбора и подачи материала.
Ключевые слова: школьный музей, актуализация, реконструкция, крестьяне, питание.
ACTUALIZATION OF RUSSIAN PEASANT FOOD TRADITIONS ON THE BASIS OF SCHOOL MUSEUMS
Rekhovskaya Tatyana Aleksandrovna, PhD in History, Associate Professor of Department of Museum Sciences, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail rehowskaia@ yandex.ru
The article notes that school museums are both, an integral part of the Museum space of the country and part of the educational system. This duality affects the acquisition of funds and organization of museum space.
The author notes the trend that has developed in recent years: close attention of museum researchers to activities of school museums. At the same time, a school museum, as noted in the article, has a special status within boundaries of an educational institution.
The purpose of this article is to analyze the activities of school museums on actualization of the traditions of Russian peasants' food. The paper presents the results of the analysis of school museums' organization, which includes consideration of existing displays and exhibitions, as well as attention to the peculiarities of school museums.
The author considers it possible to expand the theme of school museum exhibitions through the use of ethnographic material that can be used during museum holidays. The article notes that based on characteristics of children's audience, it is preferable to hold museum holidays than to organize demonstrations and exhibitions.
The article presents samples of possible museum events on updating the dietary habits of Russian peasants. The first event analyzed in the article is "Harvest Festival". The second event, analyzed by the author, was more diverse in the number of methodological techniques used in museum pedagogy, and was called "Reflection of traditions of peasants' nutrition in Russian folk tales."
The article analyzes the carried out activities, highlights the methodological techniques used in conducting the excursions, considers the features of selection and supply of material.
Keywords: school museum, actualization, reconstruction, peasants, food.
DOI: 10.31773/2078-1768-2019-49-134-142
Актуальность изучаемой темы определяется ростом популярности школьных музеев в последние годы. По мнению ряда учёных, российское музейное дело, уходящее корнями в глубь веков, до сих пор изучено явно недостаточно [1].
Развитие школьных музеев можно проследить с середины XIX века. Они создавались в ряде европейских государств: Германии, России (Санкт-Петербург, 1864) и др., а также в Северной
и Южной Америке и Японии. К 1906 году в мире насчитывалось 79 школьных музеев.
Со второй половины XIX века Германия вполне могла считаться страной школьных музеев, к 1904 году их количество составило 33. За годы Второй мировой войны их число резко сократилось. Сегодня старейшим музеем Германии является школьный музей Цетель-Боленбергерфельда во Фрисландии, созданный в 1978 году. К началу
XXI века в Германии существовало более 100 различных школьных музеев и экспозиций, посвященных истории образования. Кроме того, следует отметить, что Германия сохраняет лидерство и в области изучения истории образования, которое проводится здесь преимущественно университетами, отдельными научными обществами и институтами, зачастую действующими совместными усилиями [7].
Школьные музеи в России также имеют свою длительную историю, которую можно представить следующим образом. Первый этап -
1-я половина XVШ - 2-я половина XIX века (зарождение школьных музеев); второй этап - начало XX века - 1917 год (подъем школьного музейного дела); третий этап - 1918 - конец 20-х годов XX века («большевизация» школьных музеев); четвёртый этап - начало 30-х - 40-е годы XX века (расцвет краеведения в школьных музеях); пятый этап - 50-70-е годы XX века (формирование сети школьных музеев); шестой этап - 70-80-е годы XX века (развитие и массовое создание школьных музеев); седьмой этап - 1990-е годы (кризис школьного музейного дела); восьмой этап -
2-я половина 1990-х - начало XXI века (возрождение школьных музеев) [2].
Школьные музеи являются составной частью музейного пространства нашей страны, но вместе с тем они являются частью образовательной системы. Эта двойственность их положения обусловливает особенности комплектования фондов, их презентации, а также организации музейного пространства.
В последние годы деятельность школьных музеев привлекает более пристальное внимание исследователей-музееведов. Вопросами становления, развития и деятельности школьных музеев занимались учёные М. В. Новорусский, Н. А. Воскресенская, В. Кордес, А. И. Гусев, Д. Любченко, А. У Зеленко, Е. С. Радченко, Я. Борин, А. Манин, Н. А. Хитьков, М. Шварц и ряд других исследователей. Практически все они сходятся во мнении, что школьный музей - это особое учреждение, что пространство школьного музея - это то место, где не просто хранятся экспонаты, но и проводится работа по знакомству с ними подрастающего поколения. Школьный музей должен быть адресован и интересен детям и подросткам, которые,
в свою очередь, принимают непосредственное участие в его создании [5].
Музей должен выполнять работу и по патриотическому воспитанию учащихся, что стало особенно важным в последние годы. На сегодняшний день проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения является весьма актуальной. Поскольку события последних десятилетий явно снизили влияние российской культуры, искусства и образования как факторов формирования гражданственности и патриотизма, в сознании многих граждан нашей страны укрепились такие понятия, как равнодушие, безучастность, эгоизм, выгода, индивидуализм [3].
Школьные музеи в России прошли долгий путь развития, как было отмечено выше, претерпевая различные изменения на своём пути. В начальный период существования советского государства происходило становление школьных музеев; тогда музей, созданный усилиями и творчеством учащихся и педагогов, воспитывал «полезные и необходимые для жизни навыки, возбуждал любознательность и выстраивал правильные представления и понятия об окружающей жизни». Такой школьный музей - это учреждение, развивающее детское творчество и детский труд, выполняющее образовательную задачу на основе предметного метода. Таким музей оставался до начала 1930-х годов, когда он превратился в место показа экспонатов, без развития каких-либо творческих начал учащихся и педагогов [4]. В послевоенные годы увеличивается идейная направленность образования и, в соответствии с ней, развиваются школьные музеи. В конце ХХ века школьные музеи опять претерпевают изменения, которые были связаны с попытками организовывать музеи в соответствии с новыми задачами и изменениями, произошедшими в системе образования.
В настоящее время в России существует большое количество школьных музеев, деятельность которых регулируется Письмом Министерства образования РФ № 28-51-181/16 от 12 марта 2003 года «О деятельности музеев образовательных учреждений» и приложением к нему «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)». В разделе «Общие положения» данного приложения говорится о том, что школьный музей является структурным
подразделением образовательного учреждения и его деятельность регулируется двумя документами. Это Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и Музеях Российской Федерации». Также в письме указывается, что музеи создаются с целью воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся. Данное положение соответствует и требованиям, предъявляемым для учреждений дополнительного образования, каким и является школьный музей, согласно закону об образовании и требованиям об учёте и обеспечении сохранности фондов музеев, содержащихся в пятом разделе положения, прилагающегося к письму.
Сложность работы школьного музея состоит ещё и в том, что данные музеи, как правило, имеют очень бедные собственные фонды. В регламентирующих документах не определены вопросы о способах комплектования школьных музеев. Данные музеи лишены специальных финансовых ресурсов для пополнения своих фондов, не предусмотрены и специальные экспедиции, результатом которых могло бы стать пополнение коллекции и создание архива экспедиций. Доступными источниками пополнения музейных фондов будут являться предметы, подаренные частными лицами, и поисковая деятельность самих учащихся. Исходя из данной специфики работы, в школьных музеях собирается краеведческий материал, связанный с деятельностью школы, её учителей и выпускников за разные временные периоды. В некоторых музеях есть этнографические коллекции, собрания произведений искусств. В то же время собранных музейных экспонатов недостаточно для организации широкомасштабной музейной работы.
Школьный музей имеет особый статус в границах образовательного учреждения, при этом было бы большим успехом в работе с учащимися, если бы работа музея коррелировалась с учебной программой. В настоящее время на школьные музеи в основном возложено проведение воспитательной работы с обучающимися. В связи с решением этой задачи формируются экспозиции и выставки данных музеев, проводятся экскурсии.
Практически во всех школьных музеях имеются экспозиции, связанные с историей школы. В них отражаются этапы становления и разви-
тия образовательного учреждения, отмечаются успехи и победы учащихся и учителей, достижения выпускников. Имеются экспозиции, связанные с темой Великой Отечественной войны, войн в Афганистане и Чечне, уделяется внимание и боевому прошлому России в целом.
Данная тематика, представленная в музеях, является очень важной. Трудно переоценить значимость данной работы в плане воспитания школьников. Экспозиции и выставки, посвященные данной тематике, воспитывают у учащихся чувство уважения к прошлому, гордость за свою школу, малую Родину и Россию в целом.
Но, несмотря на это, на наш взгляд, школьные музеи должны расширять свои экспозиции, вводить новую тематику. Одним из возможных направлений данной работы может быть формирование этнографических коллекций. Во многих школьных музеях (особенно в сельской местности) в составе фонда имеются отдельные предметы, относящиеся к традиционной народной культуре. Это могут быть чугунки, самовары, маслобойки, национальная одежда, обувь, утварь, отдельные элементы домашнего интерьера.
Все эти имеющиеся предметы можно использовать в работе музея, актуализируя тем самым традиционную культуру. Цель данной статьи - показать особенности работы с этнографическим фондом в школьных музеях на примере актуализации традиций питания русских крестьян.
Актуализация историко-культурного наследия подразумевает включение в культурное пространство явлений и традиций, характеризующих прошлое страны и народа. Можно выделить много способов и направлений актуализации. Например, клубы, дома культуры и прочие учреждения аналогичного профиля занимаются актуализацией историко-культурного наследия, фольклорные коллективы также участвуют в этом процессе. Тем не менее особая роль здесь принадлежит музею. Музей - это то место, где хранятся следы прошлой жизни. Как известно, чтобы познакомиться с прошлым, нужно сходить в музей.
Музей отличает научный подход к осуществляемой им деятельности. Работа музея, как известно, начинается с собирания вещественных памятников прошлого и проводится в соответствии с целями и задачами учреждения. Эта деятель-
ность не сводится к чисто механическому накапливанию старинных вещей, каждая вещь отбирается в соответствии с её научной ценностью. Научная ценность определяется тем, насколько тот или иной предмет, та или иная вещь отражают дух эпохи. При этом вещь выводится из общественного употребления и переводится на хранение в музей с дальнейшим её использованием. В данном случае производится процесс музеефикации.
Многие государственные и муниципальные музеи в настоящее время имеют крестьянские коллекции, куда входят предметы, связанные с занятиями и бытом крестьян. Это могут быть деревянные сохи, серпы, корыта, вилы, косы, рыболовные сети и неводы, остроги, багры, капканы, чугунки, ухваты, самовары и т. д.
На втором этапе музеефикации происходит процесс тезаврирования, то есть ведётся работа с музейными предметами и коллекциями или научно-фондовая работа. На этом этапе исследуются музейные предметы, а также проводятся их учёт и охрана, так как музейные экспонаты представляют научную и художественную ценность. В ходе учёта создаётся научно-справочный аппарат музейных фондов или фондовая документация. Как правило, музейные фонды делятся на основные и вспомогательные. Основные фонды составляют сущность деятельности любого музея, они представляются посетителям в форме экспозиций. Также они могут служить научной базой для моделирования или реконструкции му-зеефицированного явления.
Завершающим этапом музейной актуализации является процесс презентации полученного результата посетителям. В ходе презентации результатов деятельности сотрудников музея возникает информационное взаимодействие между посетителями и музейной средой. Под музейной средой можно понимать всю совокупность музейных предметов, объединённых своеобразным образом для знакомства с ними посетителей. Важную роль в таком информационном пространстве играют и сами сотрудники музея.
Процесс взаимодействия между посетителями и музейной средой называют коммуникацией. Теория коммуникации представляет собой область научного знания, предметом изучения которой являются коммуникация, ее роль и место
в обществе, а также коммуникационные методы, системы, процессы и закономерности их функционирования и развития. Под термином «коммуникация» понимают как систему, в рамках которой осуществляется обмен информацией, так и процесс обмена информацией и способы взаимодействия, с помощью которых создается, передается и принимается информация.
Ведущей формой организации музейного пространства и представления музейных предметов является музейная экспозиция. Музейная экспозиция как бы представляет лицо музея, раскрывает его специфику и индивидуальность. Большинство музеев строят свою экспозиционную работу, опираясь на традиционную теорию коммуникации. Это касается и презентации традиционной крестьянской культуры. По задачам своей организации экспозиции делятся, как известно, на тематические (раскрывают какой-то сюжет); фондовые (представляют предметы, обычно хранящиеся в запасниках (фондах) и редко демонстрируемые публике); отчетные (рассказывают об итогах какого-то направления работы музея (комплектования, реставрации и т. д.).
Экспозиции состоят из отдельных экспозиционных комплексов - тематически связанных, пространственно и художественно организованных групп музейных предметов, научно-вспомогательного материала, текстов и экспозиционного музейного оборудования. Выделяют несколько типов экспозиционных комплексов: тематические, жизненные (естественные) - биогруппы, панорамы и диорамы, типовые - мемориальные, коллекционные. Первым по времени появления методом построения экспозиций можно считать систематический метод. В результате его применения появляются систематические экспозиции, то есть экспозиции, построенные в соответствии с классификацией, принятой в определенной профильной дисциплине, отрасли культуры или отрасли общественного производства. Основная структура систематической экспозиции - типологический (систематический) ряд музейных предметов, отражающий эволюцию тех или иных процессов природы, человеческого общества. Ландшафтный метод, в результате которого появляется ландшафтная экспозиция, чаще применяется в естественно-научных музеях. Задача такой экспозиции - воспроизвести сочетаемость,
взаимосвязь и взаимозависимость каких-то компонентов явления или процесса. Ландшафтные экспозиции более ориентированы на неподготовленную публику, чем систематические. Данный метод часто применяется в музеях естественнонаучного профиля.
Характерная черта ландшафтной экспозиции - использование диорам или панорам, содержание которых раскрывается и дополняется музейными предметами, ландшафтными картами, профилями и т. п. Ансамблевый метод сохраняет или реконструирует на документальной основе реальную обстановку жизни конкретного человека, типичную для определенного социального слоя конкретной исторической эпохи среду.
Специфика положения школьных музеев, о которой было сказано выше, определяет и особенности осуществляемой ими актуализации крестьянского наследия. Школьный музей не может в полной мере соответствовать государственному музею. Во-первых, не каждый школьный музей может иметь в своих фондах достаточное количество экспонатов, чтобы организовать полноценную экспозицию. Следовательно, нельзя будет и организовать большую экскурсию для того, чтобы в полной мере ознакомиться с традиционной культурой народов нашей страны.
Во-вторых, особенности аудитории, а это, прежде всего, школьники, влияют на подачу материала и определяют специальные формы работы. В современном отечественном музееведении быстрыми темпами развивается новое направление работы - музейная педагогика, в основном ориентированная на работу именно с детской и подростковой аудиторией. Элементы музейной педагогики можно широко использовать при работе в школьном музее.
В-третьих, в школьных музеях тяжело внедрять информационные новшества, применяемые в государственных музеях. Например, нельзя создавать QR-коды для экспонатов или применять аудиогиды.
В-четвёртых, далеко не во всех школьных музеях работают специалисты данного профиля, то есть дипломированные музееведы. Это влияет на все направления работы школьных музеев, начиная с момента комплектования музейного фонда и заканчивая его презентацией. Часто в музеях неправильно определяется историческая или
культурологическая составляющая экспонатов, не соблюдаются принципы формирования экспозиций и выставок. Следовательно, возможны ошибки и при проведении экскурсий.
Учитывая все приведённые выше данные, можно говорить о существовании особенностей в осуществлении актуализации крестьянского наследия на базе школьных музеев. По мнению автора, при актуализации традиций питания русских крестьян в школьных музеях основной упор надо делать не на демонстрацию экспонатов и организацию экспозиций и выставок, а на разного рода технологии, используемые русскими крестьянами в своём быту. Причём эти технологии надо подавать в игровой форме. Например, можно познакомить учащихся с традиционными кулинарными технологиями. В государственном музее для актуализации данной традиции можно предложить посетителям поучаствовать в приготовлении каши. На первый взгляд, здесь нет ничего сложного, но надо рассказать людям, что каша готовится в русской печи. Следовательно, надо научить посетителей пользоваться русской печью и варить кашу в чугуне. Затем должна проходить дегустация продукта, можно для большего эффекта сравнить продукт, приготовленный по традиционному русскому рецепту, а также современным способом.
В школьном музее полностью восстановить традицию не удастся, так как нет русской печи, но вполне можно устроить дегустацию. При этом для знакомства с самой технологией можно использовать видеоматериалы. В русской кухне имелись и ещё более простые по технологии приготовления мучные блюда, в настоящее время абсолютно забытые, которые могут приготовить учащиеся. Таким блюдом является саламата. Готовилась она из поджаренной муки, которая затем заваривалась кипятком. Блюдом, также не требующим варки, была заваруха. Ее готовили в раскалённом до красна глиняном горшке, куда наливали кипяток и разводили в нём муку.
В музеях имеющимися средствами можно реконструировать традиционные технологии приготовления молочных и кисломолочных продуктов. Очень просто готовилась сметана: молоко ставили скисаться на несколько дней, сверху образовывался слой сметаны, который собирали
ложкой. Хозяйка говорила «сметать», а не собирать, отсюда название «сметана». Сливки - это молочный продукт, получавшийся после отстаивания свежего молока. Если сметану «сметали», то сливки «сливали».
Русские крестьяне делали очень качественное сливочное масло, охотно покупавшееся на мировых рынках. Технологии производства того сибирского масла нельзя повторить в домашних условиях, так как для этого требуется специальная тара. В музее же эту технологию реконструировать можно, хотя много масла произвести будет сложно. Во многих музеях, имеющих крестьянские коллекции, есть маслобойки, в которых когда-то русские крестьянки сбивали масло. Можно сделать копию такой маслобойки, и все желающие посетители могут участвовать в выделке масла. Можно вместе с детьми в школьном музее посолить капусту.
Приготовление определённого вида пищи очень часто было связано с проведением каких-то праздников. Всем известная Масленица сопровождается выпечкой блинов. Следовательно, в музее можно организовать проведение традиционных праздников, что тоже будет являться актуализацией крестьянского наследия.
Автором статьи был проведён ряд мероприятий на базе школьного музея, в ходе которых школьники знакомились с традициями питания русских крестьян. Эти мероприятия были адаптированы в соответствии с условиями школьного музея и возрастом детей (2-й класс общеобразовательной школы). Во-первых, знакомство с традициями питания осуществлялось в игровой форме и с помощью сказочных героев. Во-вторых, используемые музейные предметы были взяты в соответствии с выбранной тематикой и формой проведения мероприятия.
Первое мероприятие было приурочено к традиционным осенним праздникам, которые проходят во многих школах. Это мероприятие было названо «Праздник урожая». Вначале ученики отгадывали загадки о различных овощах, употреблявшихся в пищу русскими крестьянами. Затем ведущая демонстрировала овощ детям и с помощью вопросов и ответов информировала их об использовании данных продуктов в пищу, о технологиях их приготовления, показывала музейные предметы, которые когда-то использовались в ка-
честве посуды (чугунки, миски, ложки). В конце праздника дети лепили из солёного теста изучаемые овощи по заранее заготовленному трафарету.
В результате проведённого мероприятия дети приобрели новые знания об известных им ранее растениях и о способах их использования русскими крестьянами, кроме этого, получили много положительных эмоций.
Второе мероприятие было более разнообразным по количеству методических приёмов, используемых в рамках музейной педагогики, и называлось «Отражение традиций питания крестьян в русских народных сказках». Первой изучаемой сказкой была «Колобок». С использованием презентации ведущая познакомила детей с основными традиционными строениями и сельскохозяйственными приспособлениями, упоминающимися в сказке, но совершенно не знакомыми современным детям («амбар», «сусеки»), и с традиционной русской печью, объяснив, что без неё нельзя было ни испечь колобок, ни вообще приготовить пищу. Для поддержания интереса детей к теме в мероприятии принимали участие персонажи из сказки: «дед» и «бабка», которые разыграли начало сказки, а затем вместе с детьми «бабка» лепила колобков.
В дальнейшем ведущая провела экскурсию, познакомив детей с музейными предметами, особый упор был сделан на те из них, которые учащиеся знали по русской народной сказке «Лиса и журавль» - «кувшин» и «миска». В ходе беседы школьники вспомнили содержание данной сказки и ответили на соответствующие вопросы. На экскурсии ученики познакомились с традиционными сельскохозяйственными культурами, выращиваемыми в России, выделены были те, которые фигурировали в сказке «Вершки и корешки».
Большой интерес у ребят вызвал традиционный русский овощ репа. В русских народных сказках он встречается, как известно, очень часто. В русской традиционной кухне это был очень распространённый продукт. В древности на протяжении веков репа была столь же популярна, как сейчас картофель, который со временем ее почти вытеснил. В современной кулинарной практике репа встречается крайне редко, чем и объясняется отсутствие данной информации у детей. Экскурсия закончилась просмотром мультипликационных фильмов по обозначенным выше сказкам.
Последней стала сказка «Гуси-лебеди». Выбрана она была не случайно: в ней содержится много информации, связанной с традициями питания русских крестьян. Например, детям рассказали, каким был кисель в старые времена. Как известно, он был настолько густым, что его можно было есть ложкой, поэтому в сказке есть молочная река с кисельными берегами. Вспоминали эту сказку дети вместе с главной героиней «сестрицей», которая пришла к ним с просьбой помочь отыскать братца. Закончилось мероприятие дегустацией яблок и пирогов, которые передали яблоня и печка детям. Данные формы работы пользуются большим интересом у детей младшего школьного возраста.
Оба рассмотренных мероприятия адаптированы к условиям работы школьного музея. При их проведении, во-первых, ограниченными музейными средствами можно добиться большого результата по актуализации традиций питания, а во-вторых - объединить работу школьного музея с общеобразовательным процессом, что позволит учащимся не только лучше усвоить материал, но и проявить свою творческую активность.
Кроме тематических реконструкций, в школьных музеях можно использовать такую форму работы, как «живой урок», который предполагает знакомство с музейными предметами, подобранными в соответствии с темой урока. В ходе урока происходит погружение в материал, детальное знакомство с исторической эпохой или
изучаемым бытовым явлением. Всё это способствует актуализации материала [6].
Работа школьных музеев была бы более эффективной, если бы было налажено их сотрудничество с государственными музеями. Направления сотрудничества могли бы быть тоже весьма разнообразными. Перспективным явилось бы, на наш взгляд, сотрудничество на постоянной основе, а не эпизодическое, как часто происходит. Первым шагом должна стать корреляция планов работы музеев по различным направлениям: духовно-нравственному, эстетическому воспитанию. Второй шаг - это собственно практическая деятельность. Она может сводиться к проведению музейных мероприятий разного характера. Первый вариант: школьники посещают музей, на базе которого могут быть проведены выставки, экскурсии, экскурсии-уроки или организованы музейные праздники. Эффективность этих мероприятий будет выше, если они проводятся систематически и согласуются с планом работы школьного музея. Второй вариант: сотрудники музея приходят в школьный музей для проведения своих мероприятий, при этом надо настраиваться на долгосрочное сотрудничество.
Работа школьного музея, безусловно, может быть очень эффективной при условии, что будут учитываться особенности комплектования фондов и их функциональные возможности, а также особенности аудитории, в соответствии с которыми необходимо адаптировать материал.
Литература
1. Дмитриенко Н. М., Черняк Э. И. Николай Михайлович Карамзин: у истоков изучения музейного дела в России // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2015. - № 398. - С. 55-63.
2. Леонов Е. Е. Исторический аспект появления и развития школьных музеев в России: периодизация, проблемы, особенности работы // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2011. - № 17/2. - С. 39-49.
3. Леонов Е. Е. Эволюция роли школьных музеев России: с момента создания до современного состояния // Актуальные вопросы современной науки. - 2010. - № 14. - С. 44-52.
4. Новикова М. А., Колпакова Ю. В. Школьные музеи в гражданском воспитании // Актуальные проблемы теории и методики преподавания истории и обществознания: сб. мат-лов IV Междунар. науч.-практ. конф. -2017. - С. 139-145.
5. Пирожкова И. Г., Пирожков Г. П. Школьные краеведческие музеи (культурно-педагогический и правовой аспекты) // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2015. - № 10 (100). - С. 104.
6. Потягов А. В. Школьный музей в XXI веке: стратегии и практики первого десятилетия // Ярослав. пед. вестн. - 2011. - № 3, т. I (Гуманитарные науки). - С. 306.
7. Родионова Д. Д., Глушкова П. В, Андреев В. В. «Живой урок» как инновационная образовательная технология и форма актуализации этнокультурного наследия (на примере практико-ориентированного обучения студентов-музеологов // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - № 2 (26). - С. 151.
8. Шуштар Бранко. Школьные музеи Европы: многообразие подходов // Вопр. музеологии. - 2012. - № 2 (6). -С. 81.
References
1. Dmitrienko N.M., Chernyak E.I. Nikolay Mikhaylovich Karamzin: u istokov izucheniya muzeynogo dela v Ros-sii [Nikolai Mikhailovich Karamzin: at the origins of the study of museum business in Russia]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University], 2015, no. 398, pp. 55-63. (In Russ.).
2. Leonov E.E. Istoricheskiy aspekt poyavleniya i razvitiya shkol'nykh muzeev v Rossii: periodizatsiya, problemy, osobennosti raboty [Historical aspect of appearance and development of school museums in Russia: periodization, problems, peculiarities of work]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo state University of culture and arts], 2011, 17-2, pp. 39-49. (In Russ.).
3. Leonov E.E. Evolyutsiya roli shkol'nykh muzeev Rossii: s momenta sozdaniya do sovremennogo sostoyaniya [Evolution of the role of school museums in Russia: from the creation to the present state]. Aktual'nye voprosy sovremen-noy nauki [Topical issues of modern science], 2010, 14, pp. 44-52. (In Russ.).
4. Novikova M.A., Kolpakova Yu.V. Shkol'nye muzei v grazhdanskom vospitanii [School museums in civil education]. Aktual'nye problemy teorii i metodiki prepodavaniya istorii i obshchestvoznaniya: sbornik materialov IVMezhdun-arodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Actual problems of theory and methods of teaching history and social science. Proceedings of the IVInternational Scientific-practical Conference], 2017, pp. 139-145. (In Russ.).
5. Pirozhkova I.G., Pirozhkov G.P. Shkol'nye kraevedcheskie muzei (kul'turno-pedagogicheskiy i pravovoy aspekty) [School museums of local lore (cultural, pedagogical and legal aspects)]. Al'manakh sovremennoy nauki i obra-zovaniya [Almanac of modern science and education]. Tambov, Diploma Publ., 2015, no. 10 (100), p. 104. (In Russ.).
6. Potyagov A.V. Shkol'nyy muzey v XXI veke: strategii i praktiki pervogo desyatiletiya [The School Museum in the XXI century: strategies and practices of the first decade]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [The Yaroslavl pedagogical Vestnik], 2011, no. 3, vol. I (Humanities), p. 306. (In Russ.).
7. Rodionova D.D., Glushkova P.V., Andreev V.V. "Zhivoy urok" kak innovatsionnaya obrazovatel'naya tekhnologiya i forma aktualizatsii etnokul'turnogo naslediya (na primere praktiko-orientirovannogo obucheniya studentov-muze-ologov ["Live lesson" as an innovative educational technology and a form of actualization of ethno-cultural heritage (on the example of practice-oriented training of students-museologists]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad], 2017, no. 2 (26), p. 151. (In Russ.).
8. Shushtar Branko. Shkol'nye muzei Evropy: mnogoobrazie podkhodov [School museums in Europe: diversity of approaches]. Voprosy muzeologii [Questions of museology], 2012, no. 2 (6), p. 81. (In Russ.).
УДК 008
ИНСЦЕНИРОВКИ ПАМЯТИ: О СОВРЕМЕННЫХ ФОРМАХ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ПРАЗДНИКА
Попова Виктория Николаевна, кандидат культурологии, доцент кафедры продюсерства, теории и практики исполнительских искусств, Екатеринбургский государственный театральный институт (г. Екатеринбург, РФ). E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблематике культурной памяти и анализу меняющихся практик сохранения памяти о прошлом, инструментов, позволяющих фиксировать фрагменты прошлого в актуальной культуре. В частности, речь идет о празднике как одной из форм культурной памяти и праздновании как коммеморативной практике, воплощенной в театрализованном представлении.
Работа построена на следующей гипотезе: в календарь включены праздники, призванные зафиксировать важнейшие вехи истории, культуры и через регулярное обращение к прошлому обеспечивать связь поколений, сохранение ядра культуры и выстраивание культурной политики. В этом ключе анализируются современный праздничный календарь и коммеморативные практики, сопровождающие празднование.
Современные практики работы с прошлым включают в себя как традиционные формы (передачу воспоминаний посредством коммуникации непосредственного очевидца событий с другими членами