Научная статья на тему 'Технологии актуализации этнокультурного наследия в музее искусств народов Севера (С. Каргасок)'

Технологии актуализации этнокультурного наследия в музее искусств народов Севера (С. Каргасок) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
303
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ЭКСПОЗИЦИОННАЯ РАБОТА / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВА-СЮГАНСКИЕ ХАНТЫ / MUSEUM / CULTURAL HERITAGE / EXPOSITION WORK / CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / VASYUGAN KHANTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Золотарева Наталья Владимировна

Проанализированы музейные технологии актуализации этнокультурного наследия восточных хантов, проживающих на р. Вах в Каргасокском районе. Выделены три направления музейной деятельности: фондовая, экспозиционная и культурно-образовательная работа. Рассмотрена их реализация в Музее искусств народов Севера (с. Каргасок). Охарактеризован состав фондов и его музейный потенциал. Освещена практика нетрадиционной работы в музее с посетителями. Дана характеристика внемузейного направления трансляции культурных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Золотарева Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic and cultural heritage actualization technology in the Art Museum of the North (Kargasok village)

At the present stage of social development trends of cultural universalization make the world community raise issues of preservation, study and actualization of ethnic and cultural heritage. The territory of Western Siberia is especially interesting as it is the heart of traditional culture, and ethnic intellectuals work actively to revive the customs. The indigenous peoples of Western Siberia, inhabiting the Ob River basin and its tributaries including Vasyugan, have their name on the basis of territorial and linguistic characteristics of the Ob Ugres or Khants and Manses. The traditional culture of Vasyugan Khants who reside in the territory of Kargasok, which researchers attribute to the eastern group, is practically lost now. The realities of culture that disappeared from everyday life are concentrated mainly in museums. In this regard, it is important to study the forms of actualization of ethno-cultural heritage, i.e. to involve museum collections in different museum activities addressed to the visitor. The article classifies three areas of museum activities: stock, exposition and cultural and educational work. Stock work includes the acquisition, registration, storage and study of heritage objects. Exposition is one of the basic directions of museum work, the basis of museum communication. According to the modern interpretation, a museum exhibition is a purposeful and evidence-based demonstration of museum objects that are composi-tionally organized, provided with commentary, decorated technically and artistically, eventually creating a specific museum image of natural and social phenomena. The exposition activity is a basis for the museum's cultural and educational activities implementation. The educational activities of the museum include excursions and lectures, musical and literary salons, nights, museum holidays, project groups and museum centers. On the example of the Art Museum of the North (v. Kargasok), the implementation of various areas of the museum work is examined. It is noted that the museum staff has a positive experience in the development and implementation of thematic expositions of various cultural and educational programs. The composition of the fund and its museum potential were characterized. The practice of innovative work with visitors in the museum was covered. The out-of-museum direction of cultural values transmission was described. It was concluded that the Art Museum of the North plays an important role in preserving and actualizing the ethnocultural heritage of indigenous peoples residing in the territory of Kargasok Area.

Текст научной работы на тему «Технологии актуализации этнокультурного наследия в музее искусств народов Севера (С. Каргасок)»

Вестник Томского государственного университета. 2015. № 395. С. 78-82. Б01: 10.17223/15617793/395/12

УДК 069+39

Н.В. Золотарева

ТЕХНОЛОГИИ АКТУАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В МУЗЕЕ ИСКУССТВ НАРОДОВ СЕВЕРА (с. КАРГАСОК)

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 14-01-00263 «Этническая и книжная традиции в культурном наследии Западной Сибири».

Проанализированы музейные технологии актуализации этнокультурного наследия восточных хантов, проживающих на р. Вах в Каргасокском районе. Выделены три направления музейной деятельности: фондовая, экспозиционная и культурно-образовательная работа. Рассмотрена их реализация в Музее искусств народов Севера (с. Каргасок). Охарактеризован состав фондов и его музейный потенциал. Освещена практика нетрадиционной работы в музее с посетителями. Дана характеристика внемузейного направления трансляции культурных ценностей.

Ключевые слова: музей; культурное наследие; экспозиционная работа; культурно-образовательная деятельность; ва-сюганские ханты.

На современном этапе развития общества тенденции культурной универсализации заставляют мировое сообщество поднимать вопросы сохранения, изучения и актуализации этнокультурного наследия. Особый интерес вызывает территория Западной Сибири, так как именно здесь сохраняются очаги традиционной культуры, а также проводится активная работа по возрождению обычаев силами этнической интеллигенции. Коренные народы Западной Сибири, населяющие бассейн Оби и её притоков, включая Васюган, именуются на основе территориально-языковой характеристики обскими уграми, или хантами и манси. Традиционная культура васюганских хантов, проживающих на территории Каргасокского района и относимых исследователями к восточной группе этноса, в настоящее время практически утеряна. Исчезнувшие из повседневности реалии культуры сосредоточены главным образом в музеях. В связи с этим важным является изучение форм актуализации этнокультурного наследия, т.е. вовлечения музейных фондов в различные направления музейной деятельности, адресованные посетителю.

К основным направлениям музейной работы относятся фондовая, экспозиционная и культурно-образовательная деятельность [1]. Фондовая работа включает в себя комплектование, учёт, хранение и изучение объектов наследия. Экспозиционная деятельность - одно из основных направлений работы музея, основа музейной коммуникации [2]. Согласно современной трактовке, музейная экспозиция - это целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов, которые организованы композиционно, снабжены комментарием, технически и художественно оформлены и в итоге создают специфический музейный образ природных и общественных явлений [3. С. 355]. В музее создаются не только постоянные, но и временные экспозиции - выставки, стационарные и передвижные [4. С. 429]. Мобильность выставок позволяет оперативно отвечать на запросы, возникающие в обществе, вводить в научный оборот материалы исследований и знакомить с ними посетителей. Экспозиционная деятельность является базой для реализации культурно-образовательной деятельности музея. Формами по-

следней являются экскурсии и лекции, внедрённые в практику ещё в конце XIX в. С середины 1980-х гг. распространяются такие жанры экскурсий, как театрализованные экскурсии, экскурсии-беседы, экскурсии-уроки и др. Кроме того, существуют клубные формы образовательной работы: лектории, музыкальные и литературные гостиные, вечера, музейные праздники, кружки и музейные клубы [5].

Приоритетным направлением деятельности Музея искусств народов Севера является сбор и сохранение предметов материальной и духовной культуры коренных народов, проживающих на территории Каргасок-ского района [6]. Районный музей в с. Каргасок был создан на общественных началах при поддержке районной администрации в 1992 г. и назывался Музеем народного искусства. Первым директором музея была Алла Николаевна Панова - человек энергичный и целеустремлённый. Не имея источников финансирования, она должна была отремонтировать помещение, выделенное под музей, а также сформировать фонд. С 1995 г. музей стал филиалом Томского областного художественного музея и был переименован в Музей искусств народов Севера [7. С. 242-243]. С 2000 г. заведующей филиалом является Елена Михайловна Мацкевич. Кроме нее в музее работают ещё два сотрудника - смотритель и старший научный сотрудник [8].

Музейные фонды играют важную роль во всех направлениях музейной деятельности. Основой при создании музея послужила коллекция этнографических материалов известного в Томской области собирателя старины И. К. Мартемьянова. Он родился 30.03.1909 г. в семье крестьян, с раннего возраста вместе с отцом сопровождал обозы по тракту от Нарыма до Томска. Уже после выхода на пенсию начал собирать различные предметы старины, отражающие повседневную жизнь сибиряков [9. С. 414]. Его коллекция включает в себя предметы быта, кухонную утварь, орудия лова и охоты, предметы извозного промысла, столярные инструменты и старые деньги. Сначала она находилась в музее Каргасокской школы № 1, затем была передана в Музей народного творчества [10. С. 245]. Количество предметов коллекции Мартемьянова в основном фонде музея составило 139 единиц хранения, в научно-

вспомогательном - 223 единицы хранения [11]. Для пополнения фондов сотрудники проводили активную экспедиционную работу - ездили по посёлкам района, а также встречались с местными жителями. В настоящее время фондовое собрание музея насчитывает 1253 предмета (869 единиц хранения основного и 384 - научно-вспомогательного фондов). В основном фонде 418 предметов декоративно-прикладного искусства, 29 - живописи, 167 - графики, 250 - этнографии. Научно-вспомогательный фонд состоит из предметов декоративно-прикладного искусства, нумизматики, этнографии [7. С. 243].

Основное здание музея находится на реконструкции, в связи с чем он располагается во временном помещении общей площадью 85,9 кв. м. Несмотря на скромную площадь, в музее имеются два зала для экспозиционно-выставочной работы. Войдя в музей, посетитель оказывается в зале, где экспонируются берестяные изделия разных авторов на различную тематику - от традиционных хантыйских мотивов до современных сюжетов. Большой интерес у посетителей вызывают берестяные изделия Н.В. Югиной. В музее представлено более 50 авторских изделий (туеса, шкатулки, сундучки, куклы, шахматы, самовар, книга, колыбель и т.д.), выполненных в технике прорезной бересты, аппликации и скобления. Хотелось бы отметить работы, выполненные в технике скоблёной бересты (рис. 1). Они интересны тем, что ва-сюганская скоблёная береста уже к 1970-м гг. практически исчезла [12. С. 3], а Надежда Владимировна -одна из немногих, кто воссоздал традицию.

Рис. 1. Шкатулка «Заяц». Автор Н.В. Югина

Во втором зале музея расположена постоянная экспозиция «Медвежий мыс» (рис. 2). В пяти витринах представлены предметы материальной и духовной культуры коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Каргасокского района - хантов и селькупов. Экспозиция, построенная по тематическому и сюжетно-образному принципам, отражает основные занятия - охоту и рыболовство, традиционные верования, декоративно-прикладное искусство. Учитывая профиль музея, определённый образ традиционной культуры создаётся посредством художественных произведений. В первой витрине постоянной экспозиции представлены атрибуты хантыйского медвежьего праздника (берестяные маски, выполненные Н.В. Югиной, шапка и

рукавицы «Медведь», сшитые Н.А. Громовой, ложки), а также предметы декоративно-прикладного творчества (хантыйское налобное украшение, изготовленное Н.В. Югиной, селькупские нагрудные украшения, браслеты) и материальной культуры (куклы, кружки, солонка, селькупский флаг, наголовник). Образ медведя отражается в орнаментации шапок и рукавиц.

Рис. 2. Постоянная экспозиция «Медвежий мыс»

Во второй витрине показаны предметы, характеризующие снаряжение охотника (пальма - нож для охоты, сумочка), обувь (чижи, кисы, торбаса), другие предметы материальной культуры (сумочки, кошелёк, перчатки, шапка оленевода, сшитая А.И. Наумовой). Художественный образ создает панно «Глухарка». В третьей витрине представлены рукавицы с орнаментами «жук» и «глухарка», тапочки, детская обувь (торбаса), эвенкийские перчатки, сумочки, шаманский бубен.

В четвёртой витрине находятся селькупские туеса, хантыйские музыкальные инструменты (тумран, нарсьюх), сумочка и кошелёк из гусиных лапок, сшитые М.Н. Чечулиной. В пятой витрине показаны селькупские туеса, хантыйское нагрудное украшение «саклопс», изготовленное Н.А. Пироговой, керамическая композиция по мотивам хантыйского праздника лося (автор И.И. Максименко), хантыйская дневная люлька, выполненная Н.В. Югиной (рис. 3). Экспозиция дополнена таксидермической коллекцией: во всех витринах показаны чучела птиц края - совы, скворца, сойки, кулика, утки, изготовленные известным таксидермистом В.И. Шушкевичем.

Рис. 3. Хантыйская дневная люлька. Автор Н.В. Югина

Как видим, постоянная экспозиция знакомит посетителя с основными предметами материальной и духовной культуры коренных народов Севера. Кроме того, во втором зале музея организуют выставки и проводят различные культурно-образовательные мероприятия.

В 2005 г., в рамках празднования 365-й годовщины Каргаска, музей начал подготовку к празднику медведя, так как онь особо почитаем у многих народов Севера, в том числе и у хантов, и объявил конкурс на лучшую игрушку-медведя, выполненную из любого материала и в любой технике: вязание, шитье, глина, тесто, дерево и т.д. [13. С. 1]. Большинство работ для конкурса подготовили ученики детской художественной школы. В апреле в выставочном зале музея начала работу выставка «Медвежий праздник». Во время её открытия сотрудники музея рассказали посетителям о традициях медвежьего праздника, хореографический коллектив «Искорки» исполнил хантыйский танец, хореографический коллектив школы № 2 продемонстрировал главный танец праздника «Тулыглан», также была разыграна сценка в берестяных масках. Изюминкой праздника стала демонстрация моделей одежды с элементами национального орнамента [14. С. 3].

В ноябре 2007 г. в музее работала выставка «Баю-баюшки-баю», которая знакомила посетителей с историей колыбелей и колыбельных песен. В экспозиции были представлены живописные и графические работы учащихся Детской школы искусств (ДШИ), а также колыбели и кроватки, изготовленные Н.В. Югиной, О.Н. Ларионовой, А.М. Керб, И.А. За-логиным. На экскурсии посетители имели возможность узнать о типах колыбелей, об обычаях и ритуалах использования колыбелей на Руси и у коренных народов Севера, а также о том, почему обязательно нужно петь младенцу колыбельные песни [15. С. 3].

В декабре 2007 г. в музее открылась выставка «Рыбак и рыбка», рассчитанная на учащихся 14-х классов, но оказавшаяся интересной всем односельчанам. Во время экскурсии посетители могли узнать, как рыбачили коренные народы, какие породы рыб водятся в сибирских водоёмах, как выдалбливаются обласки. В экспозиции были представлены древние и современные орудия лова: острога, сети, юбка, морда, рыболовные крючки различных форм и размеров. Кроме того, на выставке были показаны полотна юных художников из ДШИ, выполненные акварелью, гуашью, гелевыми ручками. Все работы объединяла «рыболовная» тематика [6].

В сентябре 2008 г. в музее открылась выставка «Охотники и утки». Она представлена творчеством учащихся художественного отделения ДШИ, картинами художника В. Миронова, чучелами диких птиц, изготовленными В. Шушкевичем, а также различными охотничьими снастями коренных северных народов. В ходе экскурсии посетителям рассказывали о древнейших орудиях охоты, традициях и легендах, связанных с обитателями рек и тайги [16. С. 3].

Как видим, сотрудники музея используют различные формы выставочной и образовательной работы с учётом специфики музейных фондов и художествен-

ной направленности музея, успешно применяя их в музейной деятельности. Кроме того, сотрудники музея занимаются поиском новых форм актуализации этнокультурного наследия. В 2014 г. музей участвовал в грантовом конкурсе социальных инициатив «Родные города» и выиграл средства на реализацию проекта «Онлайн-экскурсия как новая форма просветительской и образовательной деятельности в Музее искусств народов Севера с. Каргасок». В результате осуществления данного проекта учащиеся отдаленных посёлков Каргасокского района смогли вместе с «реальными» посетителями приобщиться к культурному наследию, познакомиться с выставочными проектами музея, пообщаться с сотрудниками музея в реальном времени. В дальнейшем планируется аналогичная работа и со взрослым населением [6].

Сотрудники музея также активно участвуют во внемузейных мероприятиях, способствующих возрождению этнической культуры. Музей является постоянным участником фестиваля коренных народов севера Томской области «Этюды Севера». В 2003 г. в с. Пара-бель впервые состоялся фестиваль коренных малочисленных народов «Все юрты в гости к нам», он собрал всех селькупов Парабельского района. В 2006 г. фестиваль обрёл статус регионального и стал поддерживаться Министерством культуры РФ через программу «Культура России». В 2008 г. фестиваль стал составляющей частью областного форума «Культурное наследие Томской области» [17]. Сегодня фестиваль объединяет не только селькупов, но и представителей других северных народов, а его программа включает в себя традиционные праздники, обряды, игровые мероприятия, концерты, выставки блюд национальной кухни и работ мастеров декоративно-прикладного искусства. Музей искусств народов Севера в рамках фестиваля достойно представил Каргасокский район, презентовав выставочный проект «Медвежий мыс». В музейной «юрте» были показаны работы местных мастеров, посвященные хозяину тайги (картины, вышивки, скульптуры из дерева, игрушки), атрибуты медвежьего праздника, берестяные изделия [6].

Таким образом, Музей искусств народов Севера играет важную роль в сохранении и актуализации этнокультурного наследия коренных народов, проживающих на территории Каргасокского района. У сотрудников музея имеется позитивный опыт в разработке тематических экспозиций и реализации различных культурно-образовательных программ. Важным является то, что в музее проводятся комплексные мероприятия, в которых задействованы все виды культурного наследия и в которые вовлечены разные возрастные категории посетителей - и дети, и взрослые. В рамках поиска новационных форм работы с посетителями в музее реализуется такая технология актуализации этнокультурного наследия, как онлайн-экскурсия, которая позволяет приобщать подрастающее поколение к ценностям культуры. Кроме того, сотрудники музея являются активными участниками внемузейных фестивалей и проектов, актуализирующих этнокультурное наследие коренных народов Севера, проживающих на территории Томской области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Направления музейной деятельности // Российская музейная энциклопедия. URL: http://www.museum.ru/rme/musbis.asp (дата обращения:

10.09.2014).

2. Экспозиционная деятельность // Российская музейная энциклопедия. URL: http://www.museum.ru/rme/mb_exp.asp (дата обращения:

04.09.2014).

3. Закс А.Б. Экспозиция музейная // Российская музейная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 355-357.

4. Юренева Т.Ю. Музееведение : учеб. для высш. шк. М., 2003. 560 с.

5. Культурно-образовательная деятельность музеев // Российская музейная энциклопедия. URL: http://www.museum.ru/rme/mb_cult.asp

(дата обращения: 04.09.2014).

6. Полевые материалы автора. Интервью с Макшиной Полиной Викторовной - старшим научным сотрудником Музея искусств народов

Севера, с. Каргасок, 2014 г.

7. Мацкевич Е.А. Филиал ОГАУК «ТОХМ» Музей искусств народов Севера с. Каргасок Томской области // Томские музеи. Художествен-

ный музей: Материалы к энциклопедии «Музеи и музейное дело Томской области». С. 242-244.

8. Полевые материалы автора. Интервью с Барановой Ириной Николаевной - смотрителем Музея искусств народов Севера, с. Каргасок,

2014 г.

9. Мацкевич Е. М. Мартемьянов Иван Константинович // Энциклопедия Томской области. Томск, 2008. Т. 1. С. 414.

10. Мацкевич Е.М. Этнографическая коллекция И.К. Мартемьянова в филиале ОГАУК «ТОХМ» Музей искусств народов Севера с. Карга-

сок Томской области Томские музеи. Художественный музей: Материалы к энциклопедии «Музеи и музейное дело Томской области». С. 244-246.

11. Музей искусств народов Севера. Коллекционная опись № 7. Коллекция этнографических материалов Мартемьянова И. К.

12. Альбом хантыйских орнаментов (восточная группа) / сост. и автор вводной ст. Н.В. Лукина. Томск, 1979. 239 с.

13. ГромоваН. Каргаску - 365 лет! // Северная правда. 2004. 8 декабря.

14. Мацкевич Е. Это надо видеть! // Северная правда. 2005. 15 июня.

15. Мацкевич Е. Баю-баюшки-баю... // Северная правда. 2007. 9 ноября.

16. Охотники и утки // Северная правда. 2008. 17 сентября.

17. Этюды Севера // Парабельское краеведение. URL: http://kr-parlibrary.ucoz.ru/index/ehtjudy_severa/0-10 (дата обращения: 05.09.2014). Статья представлена научной редакцией «Культурология» 11 апреля 2015 г.

ETHNIC AND CULTURAL HERITAGE ACTUALIZATION TECHNOLOGY IN THE ART MUSEUM OF THE NORTH (KARGASOK VILLAGE)

Tomsk State University Journal, 2015, 395, 78-82. DOI: 10.17223/15617793/395/12

Zolotareva Natalya V. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: Natashik@sibmail.com Keywords: museum; cultural heritage; exposition work; cultural and educational activities; Vasyugan Khants.

At the present stage of social development trends of cultural universalization make the world community raise issues of preservation, study and actualization of ethnic and cultural heritage. The territory of Western Siberia is especially interesting as it is the heart of traditional culture, and ethnic intellectuals work actively to revive the customs. The indigenous peoples of Western Siberia, inhabiting the Ob River basin and its tributaries including Vasyugan, have their name on the basis of territorial and linguistic characteristics of the Ob Ugres or Khants and Manses. The traditional culture of Vasyugan Khants who reside in the territory of Kargasok, which researchers attribute to the eastern group, is practically lost now. The realities of culture that disappeared from everyday life are concentrated mainly in museums. In this regard, it is important to study the forms of actualization of ethno-cultural heritage, i.e. to involve museum collections in different museum activities addressed to the visitor. The article classifies three areas of museum activities: stock, exposition and cultural and educational work. Stock work includes the acquisition, registration, storage and study of heritage objects. Exposition is one of the basic directions of museum work, the basis of museum communication. According to the modern interpretation, a museum exhibition is a purposeful and evidence-based demonstration of museum objects that are composi-tionally organized, provided with commentary, decorated technically and artistically, eventually creating a specific museum image of natural and social phenomena. The exposition activity is a basis for the museum's cultural and educational activities implementation. The educational activities of the museum include excursions and lectures, musical and literary salons, nights, museum holidays, project groups and museum centers. On the example of the Art Museum of the North (v. Kargasok), the implementation of various areas of the museum work is examined. It is noted that the museum staff has a positive experience in the development and implementation of thematic expositions of various cultural and educational programs. The composition of the fund and its museum potential were characterized. The practice of innovative work with visitors in the museum was covered. The out-of-museum direction of cultural values transmission was described. It was concluded that the Art Museum of the North plays an important role in preserving and actualizing the ethnocultural heritage of indigenous peoples residing in the territory of Kargasok Area.

REFERENCES

1. Napravleniya muzeynoy deyatel'nosti [Spheres of museum activity]. In: Rossiyskaya muzeynaya entsiklopediya [Russian Museum

Encyclopaedia]. Available from: http://www.museum.ru/rme/musbis.asp. (Accessed: 10.09.2014).

2. Ekspozitsionnaya deyatel'nost' [Expositions]. In: Rossiyskaya muzeynaya entsiklopediya [Russian Museum Encyclopaedia]. Available from: http://www.museum.ru/rme/mb_exp.asp. (Accessed: 04.09.2014).

3. Zaks A.B. Ekspozitsiya muzeynaya [Museum exposition]. In: Rossiyskaya muzeynaya entsiklopediya [Russian Museum Encyclopaedia]. Moscow, 2001. V. 2, pp. 355-357.

4. Yureneva T.Yu. Muzeevedenie [Museology]. Moscow: Akademicheskiy Proekt Publ., 2003. 560 p.

5. Kul'turno-obrazovatel'naya deyatel'nost' muzeev [Cultural and educational activities of museums]. In: Rossiyskaya muzeynaya

entsiklopediya [Russian Museum Encyclopaedia]. Available from: http://www.museum.ru/rme/mb_cult.asp. (Accessed: 04.09.2014).

6. Makshina Polina Viktorovna, senior fellow at the Art Museum of the North, v. Kargasok [Interview], 2014. (In Russian).

7. Matskevich E.A. Filial OGAUK "TOKhM"Muzey iskusstv narodov Severap. Kargasok Tomskoy oblasti [Branch of Regional state

autonomous cultural institution "Tomsk Regional Art Museum", Art Museum of the North, v. Kargasok, Tomsk Oblast]. In: Chernyak E.I. (ed.) Tomskie muzei. Khudozhestvennyy muzey: Materialy k entsiklopedii "Muzei i muzeynoe delo Tomskoy oblasti" [Tomsk museum. Art Museum: Materials for the encyclopedia "Museums and Museology of Tomsk Oblast"]. Tomsk: Tomsk State University Publ., pp. 242-244.

8. Baranova Irina Nikolaevna, caretaker of the Art Museum of the North, v. Kargasok [Interview], 2014 g. (In Russian).

9. Matskevich E.M. Martem'yanov Ivan Konstantinovich [Martemyanov Ivan Konstantinovich]. In: Dmitrienko N.M. (ed.) Entsiklopediya Tomskoy oblasti [Encyclopedia of Tomsk Oblast]. Tomsk, 2008. Tomsk: Tomsk State University Publ., p. 414.

10. Matskevich E.M. Etnograficheskaya kollektsiya I.K. Martem 'yanova v filiale OGAUK "TOKhM"Muzey iskusstv narodov Severa p. Kargasok Tomskoy oblasti [Ethnographic collection of I.K. Martemyanovin the Branch of Regional state autonomous cultural institution "Tomsk Regional Art Museum", Art Museum of the North, v. Kargasok, Tomsk Oblast]. In: Chernyak E.I. (ed.) Tomskie muzei. Khudozhestvennyy muzey: Materialy k entsiklopedii "Muzei i muzeynoe delo Tomskoy oblasti" [Tomsk museum. Art Museum: Materials for the encyclopedia "Museums and Museology of Tomsk Oblast"]. Tomsk: Tomsk State University Publ., pp. 244-246.

11. Art Museum of the North. Collection list no. 7. The collection of ethnographic materials of Martemyanov I.K. (In Russian).

12. Lukina N.V Al'bom khantyyskikh ornamentov (vostochnaya gruppa) [Album of Khanty ornaments (Eastern Group)]. Tomsk: Tomsk State University Publ., 1979. 239 p.

13. Gromova N. Kargasku - 365 let! [Kargasok turns 365!]. Severnayapravda, 2004, December 8.

14. Matskevich E. Eto nado videt'! [This is a must see!]. Severnaya pravda, 2005, June 15.

15. Matskevich E. Bayu-bayushki-bayu . . . [Lullaby]. Severnaya pravda, 2007. November 9.

16. Okhotniki i utki [Hunters and ducks]. Severnaya pravda, 2008, September 17.

17. Etyudy Severa [Skethes of the North]. Available from: http://kr-parlibrary.ucoz.ru/index/ehtjudy_severa/0-103. (Accessed: 05.09.2014).

Received: 11 April 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.