№ 28-51-181 /16 dated March 12, 2003]. (In Russ.). Available at: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrazovanija-rf-ot-12032003-n-28-51-18116 (accessed 17.06.2019).
21. Roshchina E.V. Negosudarstvennye muzei: problemy klassifikatsii [Non-State Museums: Problems of Classification]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 6, Politologiya, mezhdunarodnye otnosheniya [Bulletin of St. Petersburg University. Series 6. Political science. International relationships], 2012, iss. 3, pp. 42-46. (In Russ.).
22. Sapanzha O.S. Klassifikatsiya muzeev i morfologiya muzeynosti: struktura i dinamika [lassification of museums and the morphology of museum: structure and dynamics]. Voprosy muzeologii [Questions of museology], 2012, no.1, pp. 3-12. (In Russ.).
23. Sarygin D.S. Aktual'nye problemy vedomstvennykh muzeev na primere razrabotannoy kontseptsii muzeev na ter-ritorii kurorta «Tanay» [Actual problems of departmental museums on the example of the developed concept of museums on the territory of the resort «Tanai»]. Uchenye zapiski muzeya-zapovednika «Tomskaya pisanitsa» [Scientific notes of Museum-reserve «Tomsk Pisanitsa»], 2015, no. 2, pp. 29-32. (In Russ.).
24. Serbina N.V. Rossiyskie korporativnye muzei: perspektivy razvitiya i prodvizheniya [Russian corporate museums: prospects for development and promotion]. «APRIORI». Seriya «Gumanitarnyye nauki»: elektronnyy zhurnal [Electronic magazine «APRIORI». Series «Humanitarian Sciences»], 2014, no. 6. (In Russ.). Available at: http://www. apriori-journal.ru/seria1/6-2014/Serbina.pdf (accessed 12.06.2019).
25. Slovar' aktual'nykh muzeynykh terminov [Glossary of terms relevant muzeynyh]. Muzey [Museums], 2009, no. 5, pp. 49-58. (In Russ.).
26. Tomskie muzei: obshchestvennye, vedomstvennye i muzei predpriyatiy i organizatsiy [Tomsk museums: public, departmental and museums of enterprises and organizations]. Tomsk, 2012. 106 p. (In Russ.).
УДК 008.2.13.15.55
ОТ ПОСЕТИТЕЛЯ К СОТВОРЦУ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ: КОНТУРЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
Библиева Оксана Владимировна, кандидат культурологии, доцент кафедры иностранных языков, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Ащеулова Алиса Алексеевна, магистрант 2-го курса кафедры культурологии, Московский педагогический государственный университет (г. Москва, РФ). E-mail: [email protected]
В данной статье анализируется взаимосвязь между культурно-просветительскими проектами музея и целевой аудиторией, которая их посещает. Цель данной статьи - определить векторы развития и тематику формирования культурно-просветительского проекта, проводимого в различных музеях, ориентируясь на целевую аудиторию, посещающую конкретный музей / музейную экспозицию. Статья представляет различные характеристики целевой аудитории, из которых выделятся ключевая характеристика, позволяющая понять основополагающий принцип формирования и организации социокультурных проектов, проводимых в музеях. Приведенное в статье исследование представляет возможным систематизировать группы посетителей в соответствии с различными характеристиками, присущими этим группам, и с подробным описанием одной из групп. В качестве методов, используемых авторами при написании данной статьи, выступили анкетирование целевой аудитории и анализ полученных результатов. Таким образом, музей рассматривается не только как источник получения исторических, культурных, литературных и других знаний и место для проведения досуга, но и как площадка по обмену и передаче опыта от зрелых специалистов - специалистам «молодым», а также как открытое пространство для общения и установки профессиональных контактов. Авторами приведены примеры препятствий, возникающих при реализации культурно-просветительских проектов, и даны рекомендации по их устранению.
Ключевые слова: социокультурная сфера, целевая аудитория музея, культурно-просветительский проект, группы посетителей музея, пространство музея, препятствия при реализации проекта, стратегия проектной деятельности.
FROM A VISITOR TO CO-CREATOR OF A MUSEUM EXPOSITION: AVENUES OF A RESEARCH PROJECT
Biblieva Oksana Vladimirovna, PhD in Culturology, Associate Professor of Department of Foreign Languages, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Ashcheulova Alisa Alekseevna, 2st-year Graduate Student of Department of Culturology, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russian Federation). Email: [email protected]
The article deals with connection between cultural and educational projects of a museum and target audience that visits them. The purpose of this article is to help future young professionals to choose the right topic for a cultural and educational project, carried out in various museums, focusing on the target audience in a particular museum/museum exposition. The article represents different characteristics of a target audience, whose notable key feature allows you to understand the basic principle of formation and organization of sociocultural projects carried out in museums. A study conducted by the Tretyakov Gallery, in which different groups of visitors are organized, is considered. The carried out analysis is based on a research on which the authors' sys-tematization of a target audience is offered with the detailed description of one of them. Based on the study, the cultural and educational project held in the museum should be formulated. The authors of the article propose to use the museum not only for leisure and obtaining some knowledge, but to use this institute as a platform for the transfer and exchange of experience in the target audience of the Tretyakov Gallery; the authors propose to identify three groups of museum audiences interconnected for the purpose of visiting the museum. The target audience of the museum project presupposes the existence of various characteristics, depending on the theme and purpose of the professional museum community. The authors give examples of intimidations that arise in the organization of cultural and educational projects, and provide recommendations for their elimination.
Keywords: sociocultural sphere, target audience of a museum, cultural and educational project, groups of museum visitors, museum space, obstacles to the project, strategy of project activities.
DOI: 10.31773/2078-1768-2019-49-128-134
Деятельность музеев с точки зрения их актуального назначения можно представить в двух основных ипостасях:
- селективная, при которой происходит аккумуляция культурных ценностей (как художественного порядка, так и артефактов, свидетельствующих об образе жизни в прошедшие эпохи);
- культурогенеза, при которой деятельность музея становится основой для формирования не только культурной, но и социальной идентичности для каждого нового поколения.
Если первая обозначенная сторона музейного функционирования представлена в развернутой сети на территории нашей страны, в которой содержатся уникальные фонды, поддерживаемые в достойном состоянии специалистами, то вторая - складывается ситуативно, исходя из особых культурных факторов, в тот или иной период формирующихся в особую, присущую только определенной общности иерархию.
Одним из ярких, ставших уже традиционными, событий в музейной жизни является «Ночь в музее», которая синхронно проводится по всей стране. Другое новаторство - виртуализация экспозиций, в этом случае человек изучает выставку, находясь не только за пределами помещения музея, но, может быть, и на другом континенте. Однако новые формы в современной культурной ситуации быстро становятся неинтересными и неактуальными для посетителей. Связано это с различными обстоятельствами. Разовое или удаленное посещение музея не формирует в результате постоянного посетителя.
В данной статье мы попытаемся представить варианты вовлечения молодежной аудитории в активную музейную деятельность. Для начала рассмотрим характеристики, ей присущие, а затем представим вариант разработки проектов, позволяющих решить обозначенную проблему. Сегодня культурно-просветительская деятельность являет-
ся одним из основных направлений для развития взаимодействия музея с его целевой аудиторией. Целевая аудитория и удовлетворение ее интересов и запросов являются ключевыми звеньями в организации культурно-просветительских проектов.
В сложившейся практике культурно-просветительская деятельность для учреждений культуры, как правило, оформляется в рамках проектной деятельности.
Культурно-просветительские проекты - это тип социальных проектов с определенной направленностью: художественные, символические, экзотические и др. Их общая черта как социальных проектов состоит в том, что они оказываются вплетенными в ткань социальной жизни. Иначе говоря, мы обращаем внимание не только на эстетические и культурные стороны проекта, но и на его социальную функцию [5]. В рамках статьи проект предлагается рассматривать как комплекс последовательно, планомерно и поэтапно осуществляемых мероприятий для разрешения конкретной проблемной ситуации, в данном случае - в сфере культуры и образования.
Проведенный анализ целевой аудитории позволяет рассматривать ее в качестве рыночной категории, таким образом, целевая аудитория музейного проекта - аудитория, на которую, в первую очередь, направлена маркетинговая коммуникация данного объекта сферы культуры. Это та часть аудитории, объединенная общими характеристиками и культурными вкусами, на которую рассчитывают создатели товаров и услуг. На наш взгляд, необходимо понимать, что, несмотря на авторское решение, посетитель сам для себя формирует маршрут по музейной экспозиции, видение и осмысление информации в процессе ознакомления с экспонатами. Правильное построение экспозиции всегда дает посетителю право выбора: у какого объекта остановиться подольше, на какой объект потратить меньше времени, но и не потерять при этом логической взаимосвязи. Перед музеем стоит задача - активизировать посетителя при помощи различных интерактивных экспонатов, включенного в процесс вида деятельности. В связи с этим музей должен постоянно адаптироваться под потребности посетителя и ориентироваться на его вкусы, чтобы привлечь посетителя в очередной раз к посещению музея. Музеи постоянно ищут новые «магические» формулы,
чтобы открыть свое учреждение для более широкой аудитории. В свою очередь, «посетители XXI века предъявляют к музею высокие требования, приходят подготовленными, ждут новых впечатлений и интерактивности. Исходя из психокогнитивных особенностей современного человека, перенасыщенности информационного фона, фрагментарности восприятия, музей делает все возможное», чтобы посетитель был «не пассивным наблюдателем, а активным участником процесса, критиком» [10, с. 126-127].
Перейдем к более подробному описанию целевой аудитории, для которого необходимо знать ряд характеристик, представленных следующими группами: 1) демографические; 2) географические; 3) социальные; 4) психографические.
Ключевая характеристика целевой аудитории - психографическая, так как именно она является основополагающей при организации проектной деятельности.
Цель сбора информации, последующего анализа и оценки данных состоит в том, чтобы лучше адаптировать предложения к потребностям посетителей. Если мы обратимся к одному из последних исследований (посетителей опрашивали в здании галереи на Лаврушинском переулке, в Новой Третьяковке на Крымском Валу, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и в Еврейском музее и центре толерантности), то окажется, что посетителей музеев можно разделить по двум большим категориям (признакам). Первая категория - это социально-демографические признаки, вторая - социально-культурные характеристики. Первая категория включает в себя: 1) пол; 2) возраст; 3) образование; 4) род занятий; 5) место проживания. Вторая категория состоит из следующих характеристик: 1) наличие семейной традиции посещения художественных музеев; 2) возраст приобщения к изобразительному искусству; 3) опыт посещения данного музея; 4) основные причины посещения музея; 5) интерес к изобразительному искусству; 6) уровень художественной культуры; 7) художественные интересы и предпочтения; 8) интерес к неосновным мероприятиям музея.
В общих чертах подавляющая часть посетителей музея - это люди до 35 лет, предпочитающие самостоятельно рассматривать экспозиции,
проводящие в музее около трёх часов. Велика доля иностранных посетителей, а также у музея есть постоянная публика, посещающая каждую выставку.
Каждой группе людей дали условное название и представили процентное соотношение посетителей:
• Туристы (иногородние) - 28 %;
• Познающие (местные) - 16 %;
• Хранители традиций (старше 55 лет) - 12 %;
• Семейные - 10 %;
• Модники - 10 %;
• Социализаторы - 8 %;
• Беглецы от реальности - 8 %;
• Специалисты - 4 % (см. [7]).
Как видно, в данной классификации каждая группа представлена с точки зрения реализации потенций, отвечающих политике музея, то есть социологический срез дает наличную картину, но не фиксирует потребности посетителя. Исследователи несколько умозрительно разделили всех посетителей, но получившиеся подгруппы можно было выделить, как мы думаем, и в советское время, например, в 1960-х годах. Представленное ранжирование не выявляет истинного положения вещей, не фиксирует специфику современной социокультурной ситуации «потребления» музейной продукции. Если попытаться выразить эту мысль иначе, то получится, что те, кто отвечал на анкету, и так пришли в музей, то есть у них потребность к приобщению к прошлому, представленному в экспозиции, была уже сформирована ранее. Фактически исключенными оказались те, кто или не знает о мероприятиях музея, или бывал, но уже при первом посещении, если говорить современным языком, поставил такому времяпрепровождению «дизлайк».
Безусловно, констатация факта, что молодежная (целевая) аудитория находится в стороне, явно не решает проблему, но дает возможность создать проект, который даст иной результат. Такой проект мы разработали и предлагаем его нашей целевой аудитории, а его успешная реализация позволит вернуть музею его имманентную способность материализовывать время. Проект под названием «Метод Васнецова»: лайфхак для «понаехавших» реализуется при поддержке Комитета общественных связей и молодежной политики города Москва АНО «Проектная инициатива» совместно с Библиотекой Ф. М. Достоевского
и Музеем-квартирой Ап. М. Васнецова, Государственной Третьяковской галереей. В рамках данного проекта был составлен аудиогид (одним из разработчиков которого явился автор данной статьи) «Москва Апполинария Васнецова. Прогулка сквозь века», который представляет собой «взгляд художника сквозь века, позволяющий в деталях восстановить утраченные образы и памятники древнего города» [6]. Тур охватывает 17 локаций, начиная от Мемориального музея-квартиры Аполлинария Васнецова до панорамы Московского Кремля. Аудиогид сопровождается фотопрезентацией, в которой слушатель может увидеть репродукции картин Васнецова, фотографии современных сооружений и отметить разницу Москвы эпохи Васнецова и современной Москвы, не выходя из дома. Но можно использовать и другой, более интересный вариант, слушая аудиогид, прогуливаться по Москве по тем локациям, которые описываются в аудиогиде и наслаждаться «живыми» видами этих исторических мест.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что, во-первых, посетителю необходим ребрендинг локации. В сознании современной молодежи архитектурное сооружение любого культурного учреждения (возведенного в советский период и созданного на века) отпугивает своей, в первую очередь, основательностью. Один из вариантов - сотрудничество с городскими рай-терами (создателями граффити). К примеру, идею той или иной выставки можно продублировать тем, как ее выразят через собственное искусство райтеры, которые, будучи свободными художниками, вступают в контакт со «взрослым» миром. Вероятно, переход от граффити к идее музейной экспозиции позволит превратить случайного прохожего в сознательного посетителя музея. Конечно, если фасад здания будет закрыт щитами, на которых неделю будут работать райтеры, воплощая тему экспозиции, то это к тому же может стать дополнительной рекламой деятельности музея.
Ребрендинг локации возможен различными способами, главный шаг - превращение здания музея из привычно-обыденного («каждый день мимо прохожу») до привлекательного своей необычностью, которую хочется познать. Как вариант - создать ажиотаж вокруг учреждения, делая его недоступным (или малодоступным) для всех.
Во-вторых, необходимо скорректировать жанр экскурсии. Как правило, экскурсоводы, вы-
ступая как знатоки экспозиции, занимают позицию «над» посетителем, превращая путешествие по выставке в познавательное, но скучное дело (что ассоциируется со школой, вернее, несвободой, которая, по мнению недавних школьников, характерна для процесса обучения).
А что, если посещение музея - это не нудная экскурсия, а квест, позволяющий молодому человеку не только пройти некоторые испытания, но при этом обрести культурный опыт, познать опыт человека из прошлого? Безусловно, разработка квеста должна осуществляться с учетом безоговорочной сохранности экспонатов.
Ну и самый главный момент, который предполагает разработку на базе музея тех или иных вариантов контакта молодежи с прошлым, - это мониторинг увлечений и интересов современной молодёжи. Данное направление предполагает привлечение креативных специалистов - социологов, культурологов, управленцев. Умение читать «культурный текст» и содержащееся в нем некоторое субкультурное «ожидание» требует погружения в «среду обитания» современных молодых людей. Необходимы работы, не только обобщающие опубликованные локальные исследования, но и изучающие ценностные параметры молодежи. Новой «средой обитания» молодежи стал Интернет, в частности, большую часть времени молодежь проводит в социальных сетях.
Выявленные аспекты, как нам кажется, являются потенциально грантовыми, именно в случае их реализации возможно создание нового пространства посетителя.
Если музей выберет правильное направление движения своего развития, то все вышеперечисленные факторы могут сложиться, и музей из неисчерпывающего определения «Учреждение культуры» сможет стать «Брендом Любви» (подробнее о концепции личности бренда Lovemarks см. [9]).
Музеи все чаще становятся важными местами внеклассного обучения, образования взрослых или встреч для обучения между поколениями. Как место обучения на протяжении всей жизни, музей имеет социальную и образовательную миссию. Анализ текущего состояния различных предложений на потребительском рынке дает возможность понять, являются ли целевые музейные образовательные предложения достаточными или необходимо разработать новые или дополнитель-
ные предложения. В России мало пространств, свободных от четкой функциональной привязки. Где бы ни находился человек, он должен знать, кто он: будь то школа, университет либо музей, где человек определяет себя, как посетитель или гость. И нет такой среды, в которой человек не до конца решил, кто он, и среды, которая поможет ему с этим вопросом.
По нашему мнению, музей может стать такой средой, а культурно-просветительские проекты, организуемые в нем, могут оказаться в роли базы такой среды. Проекты помогут преодолеть пропасть, которая существует между музеями и начинающими специалистами. В таком пространстве возможно общение между действующими специалистами музеев и начинающими специалистами. При обмене опытом и знаниями стираются границы между тем, кто кого обучает. Знание, построенное на знании с равным (от англ. peer to peer, P2P - равный к равному), - это ключевой аспект современного образования.
Еще одним из наиболее важных моментов является интеграция институций друг в друга, например, когда вуз и музей открыты для общения, проведения совместных проектов. Таким образом, музей может представлять собой площадку не только для прохождения практики, но и для реализации идей и замыслов молодых специалистов, как уже говорилось выше, для организации и проведения культурно-просветительских проектов.
Возвращаясь к более широкой целевой аудитории музея, повторимся, что у каждой из выявленных групп существуют и разные потребности. В связи с этими потребностями возникает ряд препятствий со стороны внешней среды: 1) демографические; 2) технологические; 3) экономические; 4) политические (законодательные); 5) социальные; 6) культурные. Те из них, которые мы можем избежать, - основные: экономические, технологические, социокультурные.
Экономические препятствия связаны с доходом населения, а следовательно, напрямую отражаются на тратах на культурные услуги. Технологические препятствия - появление различных гаджетов, интерактивных форм досуга и других развлечений, связанных с современными технологиями. Происходит развитие модели «"виртуальный музей" в социальных сетях, которые активно используются молодежью для общения.
Неудивительно, что музей вообще должен предлагать новые услуги своей аудитории, одних экспонатов недостаточно. Поколение айфонов и смартфонов переживает быструю смену изображений. Важно, чтобы это уловили музеи, но, тем не менее, не следует забывать "аналог". Оба аспекта должны быть представлены в равной мере. Одними из первых российских музеев создали и стали использовать свои странички в социальных сетях для работы с посетителями Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж» [2, с. 157]. К социокультурным препятствиям также относится появление других форм досуга и огромная конкуренция на рынке услуг.
Все вышеописанные препятствия необходимо учитывать при организации культурно-просветительских проектов и использовать в качестве вариантов преодоления данных препятствий уже разработанные предложения на рынке. Например, в сфере экономики музея - вариативность оплаты, а именно разница в цене в будние и выходные, праздничные дни, разница в цене, ориентированная на различные социальные группы: школьников, студентов, пенсионеров; проведение дней открытых дверей, бесплатных культурных мероприятий. В сфере технологий - освоение интерактива, различных форм подачи материала и проведение виртуальных экскурсий. В социокультурной сфере - стремление к предоставлению
более яркого досуга: организация и проведение квестов, викторин на базе музея; уже вошедшее в традицию ежегодное майское мероприятие «Ночь в музее».
В социокультурной сфере очень много факторов, на которые стоит обратить внимание, а именно, необходимо сделать акцент на более ярких экспозициях выставок - это касается дизайна экспозиций, зонирования и т. п. Как пример, сочетание в одной экспозиции различных видов искусства (картины, скульптуры) и различных форм восприятия (картины плюс интерактив, письма художников, личные вещи, инсталляции и киносюжеты). И самое главное - это проведение различных культурно-просветительских проектов.
Подводя итог, можно сказать о том, что при планировании любого культурно-просветительского проекта следует учитывать все описанные в данной статье факторы: целевую аудиторию, препятствия внешней среды, использование различных концепций ребрендинга. Необходимо организовывать такие проекты, которые повышают открытость музеев и развивают культуру соучастия. В данной статье была предпринята попытка обосновать, что именно нынешнее поколение является потенциальной аудиторией для музеев и сейчас, и в будущем, а значит, изучение их предпочтений - залог успешной дальнейшей работы музеев.
Литература
1. Дебур М. Инновации в современном музее: от теории к практике [Электронный ресурс] // Научно-культурологический журнал. - 2018. - № 13 [346]. - URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www. woa/wa/Main?level1=magazine (дата обращения: 25.05.2019).
2. Иванова О. В. Модели взаимодействия образовательных организаций и музеев // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2018. - Т. 2, № 3 (51). - С. 148-160.
3. Коленько С. Г. Актуальные подходы к формированию музейной аудитории в контексте развития культурно-познавательного туризма // Вестн. СПбГУ. - Сер. 17. - 2016. - Вып. 3. - С. 90-97.
4. Лермонтова Е. Н. Феноменологический анализ музейной среды по материалам отечественных и зарубежных музеологов // Вестн. БГУ - 2015. - № 14. - С. 122-126.
5. Луков В. A. Социальное проектирование. - М.: Флинт, 2006. - 240 с.
6. Москва Апполинария Васнецова. Прогулка сквозь века [Электронный ресурс]. - URL: https://izi.travel/ru/73fS-moskva-appolinariya-vasnecova-progulka-skvoz-veka/ru#tour_details_first (дата обращения: 10.06.2019).
7. Программа социологического исследования [Электронный ресурс]. - URL: http://sias.ru/upload/iblock/770/ programma-issledovaniya.pdf (дата обращения: 19.03.2019).
8. Прокудина Д. А. Современные подходы к работе музея с детьми и подростками: интерактивность, соавторство, сотворчество // Вестн. РМАТ. - 2017. - № 3. - С. 112-117.
9. Робертс К. Lovemarks. Бренды будущего [Электронный ресурс]. - URL: https://www.e-xecutive.ru/management/ marketing/1982521-lovemark-3-shaga-do-sozdaniya-brenda-lubvi-v-biznese (дата обращения: 19.03.2019).
10. Сгибова А. Ю. «Посетитель музея» и проблемы формирования музейной деятельности // Ценности и смыслы. - 2014. - № 3 (21). - С. 120-132.
References
1. Debur M. Innovatsii v sovremennom muzee: ot teorii k praktike [Innovations in the modern museum: from theory to practice]. Nauchno-kul'turologicheskiy zhurnal [Scientific and Cultural Journal], 2018, no. 13 [346]. (In Russ.). Available at: http://www.relga.ru/Envkon/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?level1=magazine (accessed 25.05.2019).
2. Ivanova O.V. Modeli vzaimodeystviya obrazovatel'nykh organizatsiy i muzeev [Models of interaction of educational organizations and museums]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika [Domestic and foreign pedagogy], 2018, vol. 2, no. 3 (51), pp. 148-160. (In Russ.).
3. Kolenko S.G. Aktual'nye podkhody k formirovaniyu muzeynoy auditorii v kontekste razvitiya kul'turno-poznavatel'nogo turizma [Actual approaches to the formation of a museum audience in the context of the development of cultural and educational tourism]. VestnikSPbGU[Herald of SPbSU], 2016, vol. 3, pp. 90-97. (In Russ.).
4. Lermontova E.N. Fenomenologicheskiy analiz muzeynoy sredy po materialam otechestvennykh i zarubezhnykh muzeologov [Phenomenological analysis of the museum environment on the materials of domestic and foreign muse-ologists]. VestnikBGU[Herald of BSU], 2015, no. 14, pp. 122-126. (In Russ.).
5. Lukov V.A. Sotsial'noeproektirovanie [Social engineering]. Moscow, Flint Publ., 2006. 240 p. (In Russ.).
6. Moskva Appolinariya Vasnetsova. Progulka skvoz' veka [Moscow of Appolinarii Vasnetsov. Walk through the ages]. (In Russ.). Available at: https://izi.travel/ru/73f8-moskva-appolinariya-vasnecova-progulka-skvoz-veka/ru#tour_ details_first (accessed 10.06.2019).
7. Programma sotsiologicheskogo issledovaniya [Sociological research program]. (In Russ.). Available at: http://sias.ru/ upload/iblock/770/programma-issledovaniya.pdf (accessed 19.03.2019).
8. Prokudina D.A. Sovremennye podkhody k rabote muzeya s det'mi i podrostkami: interaktivnost', soavtorstvo, sot-vorchestvo [Modern approaches to the work of the museum with children and adolescents: interactivity, co-authorship, co-creation]. VestnikRMAT[Herald of RMAT], 2017, no. 3, pp. 112-117. (In Russ.).
9. Roberts K. Lovemarks. Brendy budushchego [Brands of the future]. (In Russ.). Available at: https://www.executive. ru/management/marketing/1982521-lovemark-3-shaga-do-sozdaniya-brenda-lubvi-v-biznese (accessed 19.03.2019).
10. Sgibova A.Y. "Posetitel' muzeya" i problemy formirovaniya muzeynoy deyatel'nosti ["Museum visitor" and problems of forming museum activities]. Tsennosti i smysly [Values and Meanings], 2014, no. 3, pp. 120-132. (In Russ.).
УДК 008
АКТУАЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИЙ ПИТАНИЯ РУССКИХ КРЕСТЬЯН НА БАЗЕ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ
Реховская Татьяна Александровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры музейного дела, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). Е-таП: [email protected]
В статье отмечается, что школьные музеи являются как составной частью музейного пространства страны, так и частью образовательной системы. Эта двойственность влияет на комплектование фондов и организацию музейного пространства.
Автор обозначил тенденцию, сложившуюся в последние годы, - пристальное внимание исследователей-музееведов к деятельности школьных музеев. При этом школьный музей имеет особый статус в границах образовательного учреждения.
Целью данной статьи является анализ деятельности школьных музеев по актуализации традиций питания русских крестьян. В работе приводится результат анализа организации деятельности школьных музеев, включающий в себя рассмотрение существующих экспозиций и выставок, а также уделяется внимание особенностям работы школьных музеев.
Автор считает возможным расширение тематики экспозиций школьных музеев за счёт этнографического материала, который можно использовать при проведении музейных праздников. В статье отмечается, что, исходя из особенностей детской аудитории, предпочтительней проводить музейные праздники, чем организовывать экспозиции и выставки.