Научная статья на тему 'История формирования и современное состояние ведомственных музеев Алтайского края'

История формирования и современное состояние ведомственных музеев Алтайского края Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
233
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ СЕТЬ РЕГИОНА / ВЕДОМСТВЕННЫЕ МУЗЕИ / КОРПОРАТИВНЫЕ МУЗЕИ / АЛТАЙСКИЙ КРАЙ / MUSEUM / MUSEUM NETWORK OF THE REGION / DEPARTMENTAL MUSEUMS / CORPORATE MUSEUMS / ALTAI TERRITORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыгалова М. В., Шорина Д. Е.

В статье рассматриваются вопросы становления и развития ведомственных музеев в Алтайском крае. В связи с возрастанием интереса к проблемам формирования и деятельности данных музеев, расширением их сети, актуализировались научные дискуссии о разграничении терминологии. Так, сегодня часто как синонимы используются понятия «ведомственный музей», «корпоративный музей», «отраслевой музей». Однако более детальное изучение этого вопроса заставляет увидеть отличия, в некоторых случаях границы между понятиями действительно размыты. В российских регионах наблюдается рост количества музеев в организациях, на предприятиях с целью запечатления истории, поднятия имиджа. Состав ведомственной сети музеев Алтайского края разнообразен. Он классифицируется по подчиненности (школьные и вузовские музеи как структурные подразделения учебных заведений подчинены Министерствам образования и науки и высшего образования, музей при культурном центре Главного управления Министерства внутренних дел по Алтайскому краю Министерству внутренних дел РФ и т. д.), по профильности (исторические, комплексные). Фондовые коллекции и собрания, экспозиционно-выставочное пространство музеев различных организаций являются неоднородными по структуре и составу, требуют детального рассмотрения и анализа для формирования целостного представления о современном музейном пространстве Алтайского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The History of Formation and the Current State of the Departmental Network of Museums in the Altai Territory

He article presents the formation and development of departmental museums in the Altai Territory. Currently, there is a growing interest in the emergence and activity of these museums, development of their network, and discussions emerging regarding the terminology. The concepts of “departmental museum,” “corporate museum,” “museum of industry” are used as synonyms. But with a more detailed study of the history of the emergence of this group of museums, one can see significant differences consisting in the goals, objectives of their activities, methods and forms of work. However, in some cases, the boundaries between the concepts remain blurred. An obvious trend is the increase in the number of museums in the organization that seek to preserve and study the history formed through the creation of collections and their presentation with their style. The composition of the departmental network of museums in the Altai Territory is diverse. The network consists museums of educational institutions, according to their departmental subordination, related to the Ministries of Education, Science, and Higher Education, a museum at the cultural center of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs for the Altai Territory, which is a departmental subordinate to the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. According to their profile, historical, complex museums are distinguished. In accordance with modern terminology, other museums are corporate (for example, “Museum of the History of the Development of Savings Business in Altai”). The exposition and exhibition space and forms of activity of such museums are diverse in directions and scales. In order to fully objectively present modern museum space, it is necessary to study specific museums belonging to the departmental group. The popularization of their collections, work in the field of cultural and educational activities is a significant and necessary contribution to the representation of the objective development of the territory.

Текст научной работы на тему «История формирования и современное состояние ведомственных музеев Алтайского края»

УДК 069.14

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВЕДОМСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ 1

Рыгалова Мария Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры музеологии и туризма, Алтайский государственный институт культуры (г. Барнаул, РФ). E-mail: mariya_rygalova@ mail.ru.

Шорина Дарина Евгеньевна, кандидат культурологии, доцент кафедры музеологии и туризма, Алтайский государственный институт культуры (г. Барнаул, РФ). E-mail: [email protected].

В статье рассматриваются вопросы становления и развития ведомственных музеев в Алтайском крае. В связи с возрастанием интереса к проблемам формирования и деятельности данных музеев, расширением их сети, актуализировались научные дискуссии о разграничении терминологии. Так, сегодня часто как синонимы используются понятия «ведомственный музей», «корпоративный музей», «отраслевой музей». Однако более детальное изучение этого вопроса заставляет увидеть отличия, в некоторых случаях границы между понятиями действительно размыты. В российских регионах наблюдается рост количества музеев в организациях, на предприятиях с целью запечатления истории, поднятия имиджа. Состав ведомственной сети музеев Алтайского края разнообразен. Он классифицируется по подчиненности (школьные и вузовские музеи как структурные подразделения учебных заведений подчинены Министерствам образования и науки и высшего образования, музей при культурном центре Главного управления Министерства внутренних дел по Алтайскому краю - Министерству внутренних дел РФ и т. д.), по профильности (исторические, комплексные). Фондовые коллекции и собрания, экспозиционно-выставочное пространство музеев различных организаций являются неоднородными по структуре и составу, требуют детального рассмотрения и анализа для формирования целостного представления о современном музейном пространстве Алтайского края.

Ключевые слова: музей, музейная сеть региона, ведомственные музеи, корпоративные музеи, Алтайский край.

THE HISTORY OF FORMATION AND THE CURRENT STATE OF THE DEPARTMENTAL NETWORK OF MUSEUMS IN THE ALTAI TERRITORY

Rygalova Mariya Vladimirovna, PhD in History, Associate Professor of Department of Museology and Tourism, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Shorina Darina Evgenyevna, PhD in Culturology, Associate Professor of Department of Museology and Tourism, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The article presents the formation and development of departmental museums in the Altai Territory. Currently, there is a growing interest in the emergence and activity of these museums, development of their network, and discussions emerging regarding the terminology. The concepts of "departmental museum," "corporate museum," "museum of industry" are used as synonyms. But with a more detailed study of the history of the emergence of this group of museums, one can see significant differences consisting in the goals, objectives of their activities, methods and forms of work. However, in some cases, the boundaries between the concepts remain blurred. An obvious trend is the increase in the number of museums in the organization that seek to preserve and study the history formed through the creation of collections and their presentation with their style. The composition of the departmental network of museums in the Altai Territory is diverse.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-39-00112.

The network consists museums of educational institutions, according to their departmental subordination, related to the Ministries of Education, Science, and Higher Education, a museum at the cultural center of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs for the Altai Territory, which is a departmental subordinate to the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. According to their profile, historical, complex museums are distinguished. In accordance with modern terminology, other museums are corporate (for example, "Museum of the History of the Development of Savings Business in Altai"). The exposition and exhibition space and forms of activity of such museums are diverse in directions and scales. In order to fully objectively present modern museum space, it is necessary to study specific museums belonging to the departmental group. The popularization of their collections, work in the field of cultural and educational activities is a significant and necessary contribution to the representation of the objective development of the territory.

Keywords: museum, museum network of the region, departmental museums, corporate museums, Altai Territory.

DOI: 10.31773/2078-1768-2019-49-119-128

В музейном пространстве ведомственные музеи все более приобретают самостоятельное значение. Современные подходы к музейной терминологии трактуют ведомственные музеи как группу музеев, находящихся в ведении различных министерств и ведомств в качестве структурных подразделений [25]. Они отвечают задачам представления и развития какого-либо отраслевого ведомства: образования, путей сообщения, здравоохранения и т. д., силовых министерств (обороны, внутренних дел и т. д.), а также научных и общественных организаций (профсоюзов, партий, обществ), образовательных учреждений [6, с. 12].

Ведомственные музеи являются одной из представительных групп российских музеев и могут иметь различную профильную принадлежность в зависимости от репрезентации истории развития определенной отрасли: транспорта, здравоохранения, силовых ведомств (обороны, внутренних дел). Вопрос о природе и составе данных музеев отечественной музеологией решается неоднозначно. Это связано с нечеткой законодательной регламентацией статуса ведомственных музеев, выделением новых форм собственности после распада СССР, дальнейшим развитием му-зеологического знания. Поэтому актуальным является вопрос о современном статусе, положении и развитии ведомственных музеев в современном обществе.

В Федеральном законе «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», который является основополагающим в музейной сфере, ведомственные музеи даже не

упомянуты, а вопрос о том, кто является их собственником - государство или непосредственно организации, структурными подразделениями которых музеи являются, - не урегулирован [16]. О. С. Сапанжа, рассматривая классификацию музея по признаку принадлежности тем или иным категориям собственников, выделяет государственные музеи, ведомственные, муниципальные, частные, общественные, одновременно отмечает сложность определения принадлежности к группе ведомственных музеев [22, с. 5].

Термин «ведомственный музей» появился в связи с созданием и распространением музеев, подчиненных различным ведомствам (не Министерству культуры). Для предшествующих периодов справедливо было определение ведомственных музеев как подгруппы в группе государственных музеев. В 1960-е годы в СССР, в связи с усилением интереса к наследию, истории и краеведению, растет количество музеев (этот период характеризуется как «музейный бум»), в том числе общественных музеев. Музеи начинают организовываться по инициативе общественности, к юбилейным датам предприятий [26, с. 3-4]. Так появляются музеи при заводах, фабриках, крупных учреждениях. Большинство из них прекратили свое существование в связи с реорганизацией предприятий, изменением форм собственности. Их собственником являлось государство в лице организации-учредителя (ведомства, государственной организации или учреждения), в структуру которого они входили на правах особого подразделения. Государство давало раз-

решение на учреждение таких музеев по ходатайству организации-учредителя, финансировало их деятельность путем выделения отдельной строки в бюджете организации-учредителя. В данную подгруппу могут быть отнесены музеи министерств и ведомств, научно-исследовательских и иных организаций и учреждений, учебных заведений, предприятий.

Ведомственные музеи имеют ряд особых черт и свойств, вытекающих из наличия тесной взаимосвязи с организацией-учредителем. Именно она, а не музей, осуществляет оперативное управление музейными предметами и коллекциями; определяет, какими предметами и какими путями будет пополняться собрание, как оно будет использоваться, какие средства будут выделены на эти цели. Для ведомственных музеев характерна непосредственная связь с социальными группами, формирующимися по профессиональному признаку, и опосредованность связи с другими социальными группами населения и обществом в целом, а также особое значение функции представительства (презентации) достижений учредителя перед определенными профессиональными сообществами, властными структурами, обществом в целом.

В настоящее время социокультурная ситуация усложнилась: ведомственные музеи могут быть как государственными, так и негосударственными. Часть музеев в связи с приватизацией предприятий утратили свою государственную принадлежность, а в ряде случаев судьба подобных музеев и их коллекций по сей день остается предметом трудноразрешимых правовых споров. Другие музеи принадлежат негосударственным организациям и предприятиям, преимущественно коммерческим. В профессиональной литературе утвердилось их название - корпоративные музеи. Их организация началась в последнее десятилетие XX века, преимущественно для решения корпоративных задач [21, с. 45-46]. Среди группы ведомственных музеев выделяются «отраслевые», ориентированные на характеристику музеев конкретных негосударственных организаций [9, с. 52].

Следует отметить, что сегодня обобщенную группу ведомственных музеев составляют различные по тематике и направленности музеи. Традиционно это самая закрытая и «самодоста-

точная» группа музеев, информация о них часто является труднодоступной для социума. В этой связи, несомненно, исследовательский интерес представляет выявление историко-культурного и отраслевого, коммуникативно-информационного потенциала учреждений. Однако многие музеи из этой группы перерастают ведомственные рамки, открываясь обществу, и проблемы музейной коммуникации, разнообразных форм взаимодействия с аудиторией, образности экспозиции начинают играть и для них важную роль. Вместе с тем научно-исследовательские и культурно-просветительные возможности ведомственных музеев используется их учредителями и сотрудниками не в полной мере.

Зависимость ведомственных музеев от учредителей, ориентированность на решение задач, которые ставит руководство этих учреждений, приводит к тому, что общекультурная значимость музеев часто отодвигается на второй план, их воздействие на культурную жизнь общества оказывается меньше потенциальных возможностей, а их коллекции на практике далеко не всегда рассматриваются как составная часть историко-культурного наследия.

Исследователи едины во мнении о том, что ведомственные музеи формируют определенную идеологию в современной профессиональной, научной, культурной сферах. Данные музеи наравне с другими ответственны за хранение, изучение и популяризацию памятников истории, культуры, науки [23]. Тем не менее процесс формирования и трансформации ведомственных музеев России, происходивший во второй половине XX века -первом десятилетии XXI века, остается малоизученным. В этом аспекте история и современная деятельность ведомственных музеев Алтайского края не является исключением.

Состав ведомственных музеев Алтайского края отличается разнообразием. Непосредственно к ведомственному музею, с точки зрения подчинения, можно отнести музей при культурном центре Главного управления Министерства внутренних дел по Алтайскому краю. Созданию музея предшествовала организационная и собирательская работа. Приказом начальника УВД исполнительного комитета Алтайского краевого совета депутатов трудящихся от 14 января 1972 года № 32 определялось решить вопрос о выделении поме-

щения для музея, активизировать работу по сбору, изготовлению и копированию материалов для экспозиции.

30 сентября 1974 года был издан приказ № 213 начальника Управления внутренних дел исполнительного комитета Алтайского краевого совета депутатов трудящихся «Об открытии музея истории милиции Алтая и использовании его материалов в воспитании личного состава». До сведения всего личного состава доводилось, что музей начинает свою работу с 1 октября 1974 года. Экспозиция музея, построенная на подлинных документах, освещала деятельность алтайской милиции, ее героический путь с момента образования органов охраны общественного порядка. Музею определялось важное место в воспитании личного состава на боевых и трудовых традициях советской милиции. Особое внимание обращалось на работу с молодыми сотрудниками органов внутренних дел.

В целях совершенствования профессионально-воспитательной и культурно-просветительной работы 2 ноября 1981 года была открыта новая расширенная экспозиция музея. При этом музее работал совет ветеранов, осуществляющий работу по патриотическому воспитанию молодых сотрудников. В музее проводилась популяризация деятельности милиции среди учащихся, молодежи Алтайского края: экскурсии, встречи с сотрудниками и ветеранами алтайской милиции, лекции, уроки мужества, вручение первых паспортов, выставки рисунков на милицейскую тему, вечера в музее, посвященные праздничным датам (День Победы, День Советской армии и Военно-морского флота). Однако в конце 1989 -начале 1990-х годов экономическая нестабильность в стране, общественно-политические изменения негативно сказались на деятельности органов внутренних дел. Потеря авторитета милиции отразилась на деятельности музеев структуры Министерства внутренних дел (МВД). Некоторое время в музее истории алтайской милиции не было штатного сотрудника, а комплектованием и сохранением фондов занимался Совет ветеранов.

В 2000 году, накануне 200-летия создания Министерства внутренних дел, деятельность музеев системы МВД активизировалась. Сотрудниками Центрального музея МВД России были разработаны основные направления перспективного

развития музеев МВД на 1998-2010 годы. Основными задачами являлись воспитание личного состава органов внутренних дел и гражданского населения, формирование общественного сознания и патриотическое воспитание сотрудников органов внутренних дел, гражданского населения [19]. 29 июня 2000 года Приказом УВД Алтайского края был утвержден план мероприятий по реконструкции музея истории милиции Алтая. Фонды музея стали пополняться предметами и документами, отражающими историю основных подразделений алтайской милиции. Современная музейная экспозиция включает в себя следующие разделы: «История полиции России и Алтая до 1917 года», «Милиция Алтая в 1917-1941 годах», «Милиция Алтая в годы Великой Отечественной войны», «Милиция Алтая в 1945-1991 годах», «Они погибли при выполнении служебных обязанностей». В экспозиционных разделах представлены документы, фотографии, награды, личные вещи сотрудников, отличившихся во время службы в МВД. Одно из центральных мест в деятельности музея занимает выставочная работа (передвижные выставки), культурно-образовательная деятельность (традиционные формы мероприятий, приуроченные к памятным датам и событиям). Большая часть посетителей музея представлена школьниками, студентами, сотрудниками органов внутренних дел. За активную работу в области патриотизма музей культурного центра ГУ МВД по Алтайскому краю получил грамоту Министерства культуры РФ [8].

Истории и современному состоянию противопожарных служб в Алтайском крае посвящена экспозиция музея центра противопожарной пропаганды и общественных связей ФГКУ «1-й отряд ФПС по Алтайскому краю». История его берет начало с середины 1950-х годов, когда на территории Алтайской краевой выставки достижений народного хозяйства была создана пожарно-техническая выставка. С 1968 года выставка становится постоянно действующей, под нее выделяется специальное здание. В 1999 году на основе собрания пожарно-технической выставки был создан центр противопожарной пропаганды и общественных связей в составе ФГКУ «1-й отряд ФПС по Алтайскому краю». Сегодня данный музей, фондовое собрание которого насчитывает около 500 экспонатов, располагает вы-

ставочной площадью 260 кв. м. В музее представлены экспозиции об истории пожарной службы в России, предметы, непосредственно связанные с пожаротушением, используемые как в прошлом, так и в настоящее время.

Примером музейного учреждения, имеющего отраслевой характер, может являться музей истории Алтайского региона дороги. Первоначально он был открыт в здании локомотивного депо как научно-технический и исторический в 1975 году. Результатом работы энтузиастов-железнодорожников стало фондовое собрание, посвященное развитию железной дороги в годы Великой Отечественной войны. В 2000 году организован музей боевой и трудовой славы на Алтайском отделении дороги. В 2013 году в результате объединения двух вышеупомянутых музеев образован Музей истории Алтайского региона дороги. В его структуру включены мемориальные стелы, памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны, пушка-гаубица - участница штурма Берлина в 1945 году, два локомотива-памятника -паровоз 9П и Л-186, расположенные на территории локомотивного депо Барнаула. Экспозиции музея богаты как графическим, картографическим, иллюстративным материалом, так и непосредственно предметами, отражающими различные эпохи истории строительства и развития железной дороги в Сибири и на Алтае [7]. В одном из залов музея представлены макеты: кабины паровоза Л-1703 и железной дороги [5].

Музей истории дорог Алтая краевого государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Алтайского края» (КГКУ «Алтайавтодор») создан в 2003 году в целях сохранения истории строительства и развития автомобильных дорог в Алтайском крае. Первоначально он был основан как методический кабинет в декабре 2000 года в г. Барнауле, фактически выполняющий функцию регионального отраслевого музея. Заведующей методическим кабинетом стала С. Ю. Матушина, документовед отдела кадров данного предприятия [2]. Комплектование фондов для кабинета проходило из различных источников, например, экспонаты привозили из дорожных хозяйств края, в том числе из уникального Музея Чуйского тракта, располагавшегося в Бийском дорожно-строительном управлении. Информация, представленная в отчетных данных

музея, позволяет сделать вывод о том, что за период 2001-2003 годов половина экспозиционных комплексов была заменена новыми. В результате в музее была сформирована экспозиция, имеющая два раздела: «Дорогами предков» и «Дороги XXI века». Большую часть экспозиций музея составляют фотоснимки, чертежи, карты дорог в исторической перспективе.

В состав коллекции музея истории дорог Алтая входит несколько автомобилей и дорожных механизмов 1920-1940-х годов, работавших на Чуйском тракте в разные годы, а именно: грузовой автомобиль ЗИС-5 (выпуска 1944 года), грузовой автомобиль Урал-ЗИС-355 (выпуска 1957 года), корчеватель прицепной ДЗ-33, бульдозер с канатным управлением Д-271, «завоеватель» целинных земель Алтая «Захар» - «ЗИС-5». Вышеперечисленные марки автомобилей в большинстве своём сняты с эксплуатации, и техника, выпускавшаяся серийным производством, сегодня сохраняется только в музейном пространстве. Музей полностью освещает историю дорожного строительства с момента освоения территории Алтая русским населением до современного состояния дорожной сети региона [2; 3; 4].

На современном этапе определенной тенденцией расширения количественного и качественного состава музейной сети, как было отмечено выше, является создание корпоративных музеев. Вместе с тем такие музеи остаются наименее изученными, поскольку зачастую закрыты для посетителей и исследователей. Корпоративный музей является центром сохранения и популяризации истории конкретного предприятия, организации, хранителем этических и профессиональных ориентиров работников. Приоритетные задачи таких музеев - взаимодействие с сотрудниками организаций, членами их семей, поэтому доступ в них для других категорий посетителей может быть затруднен. Корпоративные музеи характеризуются минимальным количеством информации о них, находящейся в свободном доступе (отсутствуют музейные сайты, музейные страницы в социальных сетях). Сведения о музее, его собрании и экспозиции возможно получить при непосредственном посещении музея, доступ в который также не является свободным. Тем не менее можно отметить, что корпоративные музеи интегрируются в музейное пространство

края, а их популяризация рассматривается руководством как направление работы предприятия по формированию имиджа [24].

С 2010 года в Барнауле работает музей истории развития сберегательного дела на Алтае. Здесь представлена история становления банковского дела в регионе, создания отделения государственного банка в Барнауле. В одном из залов музея воссоздан кабинет основателя и первого руководителя Барнаульского отделения банка России Всеволода Моравского. В фонде музея хранится более 4000 ед. хр. Наиболее ценными из них являются серебряный рубль 1756 года, полный набор сибирской монеты и счетная машинка начала ХХ века. Примечательно, что экскурсии по музею проводят сами сотрудники банка.

Одним из примеров создания и развития крупного корпоративного музея, впоследствии преобразовавшегося в отраслевой, является музей леса, созданный в 2004 году в селе Северка (Ключевской район) на базе ООО «Лес Сервис», одного из крупнейших деревоперерабатывающих предприятий в Алтайском крае. Первоначально музей не планировался крупным структурным подразделением, поэтому он разместился в специально построенном, но небольшом помещении. Но за несколько лет работы директор музея В. В. Пашкова собрала материалы в Государственном архиве Алтайского края, провела научно-исследовательскую работу среди жителей района. В результате менее чем за десять лет музей отдельного предприятия превратился в отраслевой, документирующий историю лесной промышленности в масштабах региона и страны. В музейной экспозиции представлено лесное законодательство с XVIII века, копии документов о государственной охране, материалы по истории создания лесничеств. Одновременно в музее демонстрируется материал о местных жителях, связавших свою жизнь с лесной отраслью.

К корпоративным музеям «закрытого типа» можно отнести музеи предприятий ООО «Алтай-Кокс» (г. Заринска), ООО «Огнеупоркотломаш» (г. Бийск), ООО «Алтайвагон» (г. Новоалтайск), ОАО «Кучуксульфат» (Благовещенский район). Экспозиции данных музеев отражают историю создания и развития предприятий, посвящены первым руководителям и работникам, современному состоянию, производству и сбыту продук-

ции. Доступ индивидуальных посетителей в эти музеи, как правило, ограничен и предоставляется только для организованных групп. Целевой аудиторией музеев предприятий являются студенты, обучающиеся по профильным специальностям, посещающие их в рамках учебной и производственной практик.

К ведомственным музеям исследователи относят также музеи образовательных учреждений высшего образования, исходя из их подчиненности Министерству образования (Министерству высшего образования и науки РФ) и выделения как отдельной структуры в рамках учебных заведений [6, с. 12]. Эта группа музеев в структуре ведомственных является наиболее изученной в историческом и функциональном аспектах. Открытию вузовских музеев г. Барнаула предшествовала совместная работа ученых, преподавателей и студентов по сбору, комплектованию материалов. Например, открытию музея в Алтайском государственном педагогическом университете (АлтГПУ) предшествовали археологические и этнографические экспедиции, проводившиеся с середины 1950-х годов [18]. Историко-краеведческий музей АлтГПУ является крупнейшим университетским музеем Барнаула. Он создавался как учебная и исследовательская площадка для студентов исторического факультета. В результате экспедиций фонды музея заметно пополнились материалами по истории Алтайского края, отдельных районов. В экспозицию включены также коллекции по истории создания самого вуза и деятельности его преподавателей [1].

В основу организации музея археологии и этнографии Алтайского государственного университета (АлтГУ) также были положены находки, обнаруженные в результате регулярных экспедиций археологов университета с середины 1970-х годов [18]. Сегодня при АлтГУ функционируют четыре музея: музей археологии и этнографии Алтая [13], музей истории АлтГУ [15], лаборатория минералогии «Минералогический музей» [11], лаборатория «Музей природы» [10]. Экспозиции музеев ориентированы на учебный процесс.

При Алтайском государственном техническом университете им. И. И. Ползунова (АлтГТУ им. И. И. Ползунова) работает музей, функционирующий на протяжении 1966-1991 годов, затем вновь воссозданный в 2011 году. В нем пред-

ставлена история учебного заведения, научно-технические достижения сотрудников АлтГТУ им. И. И. Ползунова, история технических средств [12]. Музей истории вуза и медицины Алтая при Алтайском государственном медицинском университете (АГМУ) отражает не только вехи развития университета, но и всего медицинского дела на Алтае начиная с периода формирования Колывано-Воскресенского горного округа (середина XVIII века) [14]. Целевая аудитория этих музеев - не только обучающиеся, но и все желающие. Кроме того, университетские музеи принимают активное участие в общегородских мероприятиях, например в Международной акции «Музейная ночь».

Крупная отраслевая группа представлена музеями образовательных учреждений (школьными музеями). История их формирования и развития весьма обширна, обоснована общим контекстом социально-экономического и политического развития. Феномен школьного музея заключается в неоднозначном подходе к определению его классификационных признаков. С одной стороны, данные музеи можно отнести к общественным, так как они традиционно создавались по инициативе учителей и учащихся, работали на общественных началах [25, с. 58]. С другой стороны, современные школьные музеи, как и другие ведомственные музеи, создаются как структурные единицы и отвечают воспитательным и учебным задачам образовательных учреждений [25, с. 49; 20].

Сегодня создание и функционирование школьных музеев регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в котором прописано право образовательного учреждения на открытие музея [17], Письмом Министерства образования РФ «О деятельности музеев образовательных учреждений», к которому прилагается примерное положение школьного музея [20]. Школьные музеи выделяются по профилям, среди которых наибольшее число исторических, военно-исторических и краеведческих. Музеи образовательных учреждений испытывают серьезные трудности организационно-методического и материального обеспечения. Основу их работы во многом традиционно составляет энтузиазм отдельных педагогов. Вместе с тем школьные музеи являются, безусловно, ресурсом для воспитания духовно-нравственных,

патриотических качеств, служат базой научно-исследовательской работы учащихся.

На территории Алтайского края насчитывается свыше 250 школьных музеев, из них более 70 в Барнауле. Установить точное их число всегда затруднительно в силу того, что не все из них являются паспортизированными и отчитываются перед уполномоченными вышестоящими органами. Кроме того, в Алтайском крае, как и в других регионах, нет органа власти, курирующего школьные музеи. В Алтайском крае сегодня существуют созданные еще в 1960-е годы музеи (Народный музей истории органов ФСБ при МБОУ СОШ № 52 (1962), историко-краеведческий музей «Наше Отечество» (1962); школьный историко-краеведческий музей при МБОУ СОШ № 78 (1965)).

Стоит отметить, что значительный скачок увеличения числа школьных музеев пришелся на начало 2000-х годов. Около 50 % школьных музеев Алтайского края созданы в этот период. Фонды некоторых школьных музеев хранят не только предметы, связанные с историей школы. Например, экспозиции трех школьных музеев Барнаула отражают историю районов города, в которых они располагаются. Школьные музеи Тюменцевского и Тогульского районов заложили основу создания на их базе районных музеев.

Таким образом, сеть ведомственных музеев Алтайского края представлена непосредственно ведомственными музеями, отраслевыми, корпоративными и музеями образовательных учреждений. Эти группы отличаются широким тематическим диапазоном, богатством фондов и экспозиций, что позволяет сделать вывод об их значительном вкладе в сохранение и популяризацию историко-культурного наследия региона. Вместе с тем фонды и коллекции этих музеев остаются малоизученными в силу их определенной «замкнутости» и малодоступности, в том числе для исследователей. Большинство сотрудников музеев данной группы являются, как правило, специалистами в конкретных областях знания и, за редким исключением, не имеют музееведческой подготовки. Весьма актуальными для ведомственных музеев остаются проблемы управления и нормативного регулирования, профессиональной музейной подготовки кадров, обеспечения сохранности коллекций.

Литература

1. Алтайский государственный педагогический университет. Историко-краеведческий музей [Электронный ресурс]. - URL: https://www.altspu.ru/history/museum/ikm_history/3057-ikm-altgpa.html (дата обращения: 28.02.2019).

2. Архив музея истории дорог Алтая. Отчёт о деятельности музея за 2001 год. - Барнаул, 2002. - 10 с.

3. Архив музея истории дорог Алтая. Отчёт о деятельности музея за 2002 год. - Барнаул, 2003. - 14 с.

4. Архив музея истории дорог Алтая. Отчёт о деятельности музея за 2003 год. - Барнаул, 2004. - 11 с.

5. Благотворительный фонд «Почет». Музей истории Алтайского региона [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.pochet.ru/history-railways/museums-railways/muzei-istorii-altaiskogo-regiona (дата обращения: 02.06.2019).

6. Боголепова Л. З. Музеи истории вузов: концепция комплектования коллекций на современном этапе // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. - 2011. - № 4. - С. 12-17.

7. Бутина А. В., Гребенникова Т. Г. Музей Алтайского региона железной дороги // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. - Барнаул, 2016. - С. 303-307.

8. Главное управление МВД России по Алтайскому краю [Электронный ресурс]. - URL: ^Шрт//22.мвд.рф/&М-er/7513993 (дата обращения: 02.06.2019).

9. Дыбаль М. А. Потенциал корпоративных музеев в развитии регионального делового туризма (на примере Санкт-Петербурга) // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2016. - № 2, т. 10. - С. 51-63.

10. Лаборатория «Музей природы» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bio.asu.ru/department/zoo (дата обращения: 07.05.2019).

11. Лаборатория минералогии географического факультета [Электронный ресурс]. - URL: http://www.asu.ru/struc-ture/org_sci/institutes/geo_museum (дата обращения: 07.05.2019).

12. Музей Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова [Электронный ресурс]. -URL: http://museum.altstu.ru (дата обращения: 07.05.2019).

13. Музей археологии и этнографии Алтая [Электронный ресурс]. - URL: https://altarcheomuseum.wixsite.com/al-tai-archeology (дата обращения: 28.02.2019).

14. Музей истории АГМУ и медицины Алтая [Электронный ресурс]. - URL: http://www.agmu.ru/about/podrazdele-niia/voospitatelnaia-rabota/muzey-istorii-agmu (дата обращения: 07.05.2019).

15. Музей истории университета им. В. И. Неверова [Электронный ресурс]. - URL: http://www.asu.ru/structure/fac-ulties/history/history_uni_mus (дата обращения: 07.05.2019).

16. О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон № 54-ФЗ от 26.05.1996. - URL: http://ivo.garant.ru/#/document/123168/paragraph/77:0 (дата обращения: 12.06.2019).

17. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон № 273-ФЗ от 29.12.2012. -URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.06.2019).

18. Олейник Т. Е. История музеев высших учебных заведений Барнаула: историографический аспект // Вестн. БГПУ - 2007. - № 7- 2. - С. 115-120.

19. Основы работы по созданию музея и комнаты истории органов внутренних дел. Методические рекомендации. Центральный музей МВД России. - М., 2001. - 54 с.

20. О деятельности музеев образовательных учреждений [Электронный ресурс]: письмо Министерства образования РФ № 28-51-181/16 от 12 марта 2003 года. - URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrazovanija-rf-ot-12032003-n-28-51-18116 (дата обращения: 17.06.2019).

21. Рощина Е. В. Негосударственные музеи: проблемы классификации // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6, Политология, международные отношения. -2012. - Вып. 3. - С. 42-46.

22. Сапанжа О. С. Классификация музеев и морфология музейности: структура и динамика // Вопр. музеологии. -2012. - № 1 (5). - С. 3-12.

23. Сарыгин Д. С. Актуальные проблемы ведомственных музеев на примере разработанной концепции музеев на территории курорта «Танай» // Ученые записки музея-заповедника «Томская Писаница». - 2015. - № 2. -С. 29-32.

24. Сербина Н. В. Российские корпоративные музеи: перспективы развития и продвижения [Электронный ресурс] // APRIORI. Сер. «Гуманитарные науки»: электрон. журн. - 2014. - № 6. - URL: http://www.apriori-journal.ru/seria1/6-2014/Serbina.pdf (дата обращения: 12.06.2019).

25. Словарь актуальных музейных терминов // Музей. - 2009. - № 5. - С. 49-58.

26. Томские музеи: общественные, ведомственные и музеи предприятий и организаций. - Томск, 2012. - 106 c.

References

1. Altaiskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet. Istoriko-kraevedcheskiy muzey [Altai State Pedagogical University. Local History Museum]. (In Russ.). Available at: https://www.altspu.ru/history/museum/ikm_history/ 3057-ikm-altgpa.html (accessed 28.02.2019).

2. Arkhiv Muzeya istorii dorog Altaya. Otchet o deyatel'nosti muzeya za 2001 god [Archive of the Museum of the history of Altai roads. Report on the activities of the museum in 2001]. Barnaul, 2002. 10 p. (In Russ.).

3. Arkhiv Muzeya istorii dorog Altaya. Otchet o deyatel'nosti muzeya za 2001 god [Archive of the Museum of the history of Altai roads. Report on the activities of the museum in 2001]. Barnaul, 2003. 14 p. (In Russ.).

4. Arkhiv Muzeya istorii dorog Altaya. Otchet o deyatel'nosti muzeya za 2001 god [Archive of the Museum of the history of Altai roads. Report on the activities of the museum in 2001]. Barnaul, 2004. 11 p. (In Russ.).

5. Blagotvoritel'nyy fond "Pochet". Muzey istorii Altayskogo regiona [Charity Foundation Honor. Museum of History of the Altai Region]. (In Russ.). Available at: http://www.pochet.ru/history-railways/museums-railways/muzei-istorii-altaiskogo-regiona (accessed 02.06.2019).

6. Bogolepova L.Z. Muzei istorii vuzov: kontseptsiya komplektovaniya kollektsiy na sovremennom etape [History museums of high schools: the concept of collection acquisition at the present stage]. VestnikKemerovskogo gosudarst-vennogo universiteta [Bulletin of the Kemerovo State University], 2011, no. 4, pp. 12-17. (In Russ.).

7. Butina A.V., Grebennikova T.G. Muzey Altaiskogo regiona zheleznoy dorogi [Museum of the Altai region of the railway]. Sokhranenie i izuchenie kul'turnogo naslediya Altaiskogo kraya [Preservation and study of the cultural heritage of the Altai Territory]. Barnaul, 2016, pp. 303-307. (In Russ.).

8. Glavnoe upravlenie MVD Rossii po Altayskomu krayu [The Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Altai Territory]. (In Russ.). Available at: https://22.MBg.p$/folder/7513993 (accessed 02.06.2019).

9. Dybal M.A. Potentsial korporativnykh muzeev v razvitii regional'nogo delovogo turizma (na primere Sankt-Peter-burga) [The potential of corporate museums in the development of regional business tourism (on the example of St. Petersburg)]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Modern problems of service and tourism], 2016, no. 2, vol. 10, pp. 51-63. (In Russ.).

10. Laboratoriya «Muzey prirody» [Laboratory «Museum of Nature»]. (In Russ.). Available at: http://www.bio.asu.ru/ department/zoo (accessed 07.05.2019).

11. Laboratoriya mineralogii geograficheskogo fakul'teta [Laboratory of Mineralogy, Faculty of Geography]. (In Russ.). Available at: http://www.asu.ru/structure/org_sci/institutes/geo_museum (accessed 07.05.2019).

12. Muzey Altayskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. I.I. Polzunova [Museum of Altai State Technical University. I.I. Polzunova]. (In Russ.). Available at: http://museum.altstu.ru (accessed 07.05.2019).

13. Muzey arkheologii i etnografii Altaya [Museum of Archeology and Ethnography of Altai]. (In Russ.). Available at: https://altarcheomuseum.wixsite.com/altai-archeology (accessed 28.02.2019).

14. Muzey istorii AGMU i meditsiny Altaya [Museum of the history of ASMU and medicine of Altai]. (In Russ.). Available at: http://www.agmu.ru/about/podrazdeleniia/voospitatelnaia-rabota/muzey-istorii-agmu (accessed 07.05.2019).

15. Muzey istorii universiteta im. V.I. Neverova [Museum of the History of the University of V.I. Neverova]. (In Russ.). Available at: http://www.asu.ru/structure/faculties/history/history_uni_mus (accessed 07.05.2019).

16. O Muzeynom fonde Rossiyskoy Federatsii i muzeyakh v Rossiyskoy Federatsii: federal'nyy zakon № 54-FZ ot 26.05.1996 [On the Museum Fund of the Russian Federation and Museums in the Russian Federation: Federal Law no. 54-FZ of 05.26.1996]. (In Russ.). Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/123168/paragraph/77:0 (accessed 12.06.2019).

17. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: federal'nyy zakon № 273-FZ ot 29.12.2012 [On Education in the Russian Federation: Federal Law no. 273-FZ of December 29.12.2012. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru (accessed 12.06.2019).

18. Oleynik T.E. Istoriya muzeev vysshikh uchebnykh zavedeniy Barnaula: istoriograficheskiy aspekt [The history of the museums of higher educational institutions of Barnaul: the historiographic aspect]. Vestnik BGPU [Bulletin of the Belarusian State Pedagogical University], 2007, no. 7-2. pp. 115-120. (In Russ.).

19. Osnovy raboty po sozdaniyu muzeya i komnaty istorii organov vnutrennikh del. Metodicheskie rekomendatsii. Tsentral'nyy muzey MVD Rossii [Basics of work on the creation of the museum and the history room of the Interior. Methodical recommendations. Central Museum of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Moscow, 2001. 54 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. O deyatel'nosti muzeev obrazovatel'nykh uchrezhdeniy: pis'mo Ministerstva obrazovaniya RF № 28-51-181/16 ot 12 marta 2003 goda [The activities of museums educational institutions: Ministry of Education letter

№ 28-51-181 /16 dated March 12, 2003]. (In Russ.). Available at: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrazovanija-rf-ot-12032003-n-28-51-18116 (accessed 17.06.2019).

21. Roshchina E.V. Negosudarstvennye muzei: problemy klassifikatsii [Non-State Museums: Problems of Classification]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 6, Politologiya, mezhdunarodnye otnosheniya [Bulletin of St. Petersburg University. Series 6. Political science. International relationships], 2012, iss. 3, pp. 42-46. (In Russ.).

22. Sapanzha O.S. Klassifikatsiya muzeev i morfologiya muzeynosti: struktura i dinamika [lassification of museums and the morphology of museum: structure and dynamics]. Voprosy muzeologii [Questions of museology], 2012, no.1, pp. 3-12. (In Russ.).

23. Sarygin D.S. Aktual'nye problemy vedomstvennykh muzeev na primere razrabotannoy kontseptsii muzeev na ter-ritorii kurorta «Tanay» [Actual problems of departmental museums on the example of the developed concept of museums on the territory of the resort «Tanai»]. Uchenye zapiski muzeya-zapovednika «Tomskaya pisanitsa» [Scientific notes of Museum-reserve «Tomsk Pisanitsa»], 2015, no. 2, pp. 29-32. (In Russ.).

24. Serbina N.V. Rossiyskie korporativnye muzei: perspektivy razvitiya i prodvizheniya [Russian corporate museums: prospects for development and promotion]. «APRIORI». Seriya «Gumanitarnyye nauki»: elektronnyy zhurnal [Electronic magazine «APRIORI». Series «Humanitarian Sciences»], 2014, no. 6. (In Russ.). Available at: http://www. apriori-journal.ru/seria1/6-2014/Serbina.pdf (accessed 12.06.2019).

25. Slovar' aktual'nykh muzeynykh terminov [Glossary of terms relevant muzeynyh]. Muzey [Museums], 2009, no. 5, pp. 49-58. (In Russ.).

26. Tomskie muzei: obshchestvennye, vedomstvennye i muzei predpriyatiy i organizatsiy [Tomsk museums: public, departmental and museums of enterprises and organizations]. Tomsk, 2012. 106 p. (In Russ.).

УДК 008.2.13.15.55

ОТ ПОСЕТИТЕЛЯ К СОТВОРЦУ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ: КОНТУРЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

Библиева Оксана Владимировна, кандидат культурологии, доцент кафедры иностранных языков, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

Ащеулова Алиса Алексеевна, магистрант 2-го курса кафедры культурологии, Московский педагогический государственный университет (г. Москва, РФ). E-mail: [email protected]

В данной статье анализируется взаимосвязь между культурно-просветительскими проектами музея и целевой аудиторией, которая их посещает. Цель данной статьи - определить векторы развития и тематику формирования культурно-просветительского проекта, проводимого в различных музеях, ориентируясь на целевую аудиторию, посещающую конкретный музей / музейную экспозицию. Статья представляет различные характеристики целевой аудитории, из которых выделятся ключевая характеристика, позволяющая понять основополагающий принцип формирования и организации социокультурных проектов, проводимых в музеях. Приведенное в статье исследование представляет возможным систематизировать группы посетителей в соответствии с различными характеристиками, присущими этим группам, и с подробным описанием одной из групп. В качестве методов, используемых авторами при написании данной статьи, выступили анкетирование целевой аудитории и анализ полученных результатов. Таким образом, музей рассматривается не только как источник получения исторических, культурных, литературных и других знаний и место для проведения досуга, но и как площадка по обмену и передаче опыта от зрелых специалистов - специалистам «молодым», а также как открытое пространство для общения и установки профессиональных контактов. Авторами приведены примеры препятствий, возникающих при реализации культурно-просветительских проектов, и даны рекомендации по их устранению.

Ключевые слова: социокультурная сфера, целевая аудитория музея, культурно-просветительский проект, группы посетителей музея, пространство музея, препятствия при реализации проекта, стратегия проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.