Научная статья на тему 'Развитие сети детских музеев Алтайского края'

Развитие сети детских музеев Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
519
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЕ МУЗЕИ / ИСТОРИЯ МУЗЕЕВ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / CHILDREN''S MUSEUMS / HISTORY MUSEUMS / INTERACTIVITY / GAME

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гребенникова Татьяна Геннадьевна

В последние годы широко распространились учреждения музейного типа, к числу которых относят детские музеи, развитию которых в Алтайском крае и посвящена данная статья. Такие музеи развивают познавательную и творческую активность ребенка. Возникли детские музеи в США на рубеже XIX-XX вв. Бруклинский детский музей стал первым в мире музеем для детей. В России у истоков идеи детского музея стояли К. Ушинский и А. Зеленко. В наши дни детские музеи есть не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах страны. В Алтайском крае функционирует несколько таких музеев педагогический музей кукол, музей занимательных наук «Как так?», интерактивны музей «Мир техники». Планируется создание современного детского музея в рамках муниципального музея «Город» в Барнауле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Develop a network of children''s museums in the Altai Territory

In recent years, widespread museum-type facilities, which include children's museums. Such museums develop cognitive and creative activity of the child. There were children's museums in the United States at the turn of XIX-XX centuries. Brooklyn Children's Museum was the first museum in the world for children. In Russia, at the origins of the idea of a children's museum were Ushinsky K. and A. Zelenko. A. Zelenko developed a model and the structure of the children's museum. Throughout the XX century children's museum opened in different countries of Europe and America. One of the most famous and most visited among them became Castle of Charles Perrault (France); Museum of Astrid Lindgren (Sweden); Strong National Museum of Play (USA); Center "House of Santa Claus" in the Great Ustyug; Children's Center of Scientific Discoveries "InnoPark" in Moscow and others. Today, children's museums have not only in Moscow and St. Petersburg, but also in other regions of the country. In the Altai Territory operates several of these museums Museum of Dolls, entertaining science museum, "How so?" Interactive museum "World of art" and others. Pedagogical Museum of dolls was opened in 2012 on the basis of kindergarten № 217 in Barnaul. The inventory book contains information about more than 500 dolls. Especially interesting is the collection of dolls peoples of Europe (Romania, Albania, Austria, France, Germany). There are collections of dolls, interior textile doll "Tilda" doll souvenirs, collectible dolls, puppets of the Soviet period. There is in the museum collection of car models. The main principle of the museum "World of art" all the exhibits can be set in motion. Museum of entertaining science "How so?" Is focused on the discovery and demonstration of the laws of natural science. Most of the museums are run by enthusiasts of the business. The main visitors of the museum are the children of the kindergartens and schools in Barnaul. It is also planned to create a modern children's museum within the municipal museum "City" in Barnaul. A special form of a children's museum is the Barnaul planetarium. In 2015, he was 65 years old. Located planetarium in a former church. The diameter of the planetarium dome is 9 meters. Sky modulated "Small Zeiss" the starry sky projector created before World War II, the famous German optical company "Carl-Zeiss-Jena." Planetarium almost daily visited by school groups. Children's museum in the Altai region are popular institutions actively visited the children's audience and update their exposure, organize outreach programs and workshops.

Текст научной работы на тему «Развитие сети детских музеев Алтайского края»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2016. № 2 (22)

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

УДК 069 (571.150)

DOI: 10.17223/22220836/22/15

Т.Г. Гребенникова РАЗВИТИЕ СЕТИ ДЕТСКИХ МУЗЕЕВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

В последние годы широко распространились учреждения музейного типа, к числу которых относят детские музеи, развитию которых в Алтайском крае и посвящена данная статья. Такие музеи развивают познавательную и творческую активность ребенка. Возникли детские музеи в США на рубеже Х1Х-ХХ вв. Бруклинский детский музей стал первым в мире музеем для детей. В России у истоков идеи детского музея стояли К. Ушинский и А. Зеленко. В наши дни детские музеи есть не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах страны. В Алтайском крае функционирует несколько таких музеев - педагогический музей кукол, музей занимательных наук «Как так?», интерактивны музей «Мир техники». Планируется создание современного детского музея в райках муниципального музея «Город» в Барнауле. Ключевые слова: детские музеи, история музеев, классификация, интерактивность.

Особым направлением в трансформации современного музейного мира стало возникновение учреждений музейного типа, к числу которых относят детские развивающие музеи. Собрания последних не всегда состоят исключительно из уникальных предметов. Они зачастую включают экспонаты, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, а также специально сконструированные модели, которые можно использовать в игровой и учебной деятельности. Подобные музеи подразумевают активную познавательную и творческую деятельность своего посетителя - ребенка. Также к детским музеям относят учреждения, рассказывающие о детской деятельности, например музеи детского художественного творчества. На наш взгляд, к таким музеям можно отнести широко распространившиеся уже и в нашей стране музеи сказок и сказочных персонажей. «Российская музейная энциклопедия» определяет детские музеи как учреждения, предназначенные для детской аудитории, с коллекциями и приемами экспонирования, ориентированными на интересы и потребности детей [1].

Возникли детские музеи в США на рубеже Х1Х-ХХ вв., что было связано с реформами системы образования и поиском новых форм обучения детей в рамках идеологии прагматизма. Именно в это время наметилась тенденция группировки учащихся одного возраста с учетом их интересов и способностей [2. С. 22]. На волне этих изменений и в рамках активизации процесса обучения в школе в целом возникают специализированные музейные учреждения для детей. Бруклинский детский музей стал первым в мире музеем для детей (1899 г.). Музей был основан по предложению Бруклинского института искусств и науки. В 1996 г. музей был реконструирован. Бруклинский детский музей продолжает активно функционировать и в наши дни; он включает

два огромных экспозиционных этажа. На первом расположены зона игр (с водой, с музыкальными инструментами, с песком и т.д.), скрапзона (рисунки, поделки из бумаги), мини-театр. На втором этаже можно посмотреть животных, «гринзону» (растения), экспозицию макетов и моделей транспортных и технических устройств (работают по принципу экспериментариума).

В России появление интереса к идее музея для детей можно отнести к 1890-1910-м гг., что, как и в западных странах, было связано с изменениями в системе образования. Предшественниками детских музеев можно считать школьные музеи наглядных пособий, возникающие по причине перехода от метода заучивания к различным развивающим технологиям. На рубеже веков возникли первые музеи-мастерские и школьные музеи, созданные руками самих детей. В 1920-1930-е гг. отмечен новый всплеск интереса к детским музеям, именно в этот период в Советской России осваивается зарубежный опыт экспериментальной музейной работы, анализируются новые подходы к работе с аудиторией, например методики «музейных игр». Изучив опыт и традиции развития американских детских музеев, А.У. Зеленко в 1926 г. публикует книгу «Детские музеи в Северной Америке». Александр Устино-вич Зеленко (1871-1953) - российский и советский архитектор и педагог. По его инициативе было создано общество «Сетлемент» - подобие поселка для детей и подростков из малообеспеченных семей, с входящими в его состав мастерскими (слесарной, столярной и швейной).

А.У. Зеленко выступал как последовательный сторонник создания специального детского музея, модель которого и была им разработана. По его замыслу, детский музей - это экспериментальное явление, следовательно, он должен быть максимально мобилен, приспособлен для перестановок и опытов, готов к переменам и новациям, а его коллекции должны состоять из предметов, которые можно брать в руки, рассматривать, изучать, играть с ними. А.У. Зеленко разработал структуру детского музея, которая предполагала наличие «смешной комнаты», «комнаты детских игр, игрушек и кукол», «комнаты детских коллекций и любимых вещей», «комнаты приключений и диковинок», «комнаты света и тьмы», «комнаты вкусных вещей», «комнаты звуков, шумов и музыки», «комнаты любопытных запахов», «комнаты "ощупай и угадай"», «открытий и изобретений», «замечательных людей». Задача этих комнат состоит в том, чтобы продемонстрировать ребенку, что «музей -это дом чудес из детского же мира, а не что-то такое, куда его тащат на скучную прогулку» [3. С. 36-38; 4; 5].

На протяжении XX столетия детские музеи открывались в разных странах Европы и Америки. Одними из самых известных и посещаемых среди них стали Замок Шарля Перро (Франция); Музей Астрид Линдгрен (Швеция); Детский музей Strong National Museum of Play (США); Культурно-просветительский центр «Дом Деда Мороза» в Великом Устюге; Детский центр научных открытий «ИнноПарк» в Москве и др. Каждое из этих учреждений уникально по-своему. Так, Музей детских игрушек Ивана Штайгера (Чехия) обладает огромным количеством тематических экспонатов: старинные елочные украшения, Барби World, оловянные солдатики с лицами Сталина, Гитлера, Черчилля и Шарля де Голля, известные киногерои и реально существующие звезды, автомобили и пр. В свое время Штайгер уговорил

старосту Мюнхена выделить ему помещение под музей старых игрушек. В результате этого в здании старой ратуши открылся Музей игрушек в Мюнхене. Однако Штайгер не прекращал мечтать о том, чтобы открыть подобный музей и на его родине в Праге, что осуществилось в 1989 г. Здесь игрушки разного времени и народов собраны в 11 выставочных залах, расположенных на двух этажах. На отдельной витрине расположилась Рождественская ярмарка с продающимися игрушками и традиционными рождественскими угощениями [6, 7].

Возвращение к идее создания специальных музеев для детей в нашей стране происходит в 1990-е гг., что, как и в предшествующий период, было обусловлено реформированием системы образования (новые стандарты, новые образовательные комплексы, появление новых гуманитарных дисциплин в школьной программе) Как отмечает М.Ю. Юхневич, первым знаком этой новой тенденции стали выставки с детской тематикой, которые начали организовывать крупнейшие музеи Москвы и Петербурга, например «Мир и образы детства» (Третьяковская галерея, 1993), «Детям о древней Москве» (Музей истории города Москвы, 1991) и др. Примерно в это же время стали появляться собственно детские музеи. Проблемы и пути развития детских музеев были актуализированы в журнале «Музей» в 2014 г., когда один из номеров (№1) заявил такую тему: «Детские музеи. Чтобы счастливых детей было больше» [8]. На страницах номера рассказывается об интересных музейных учреждениях. Наиболее крупные и известные среди них расположены в Москве, Санкт-Петербурге и других городах европейской части России. Но в последние годы и в регионах нашей страны стали формироваться сети детских музейных учреждений. Например, возникло большое количество музеев занимательных наук, которые активно популяризируют и доступными средствами доносят до детей законы физики, особенности устройства мироздания и результаты научных открытий.

Свои детские музеи стали появляться в 2000-е гг. и в Алтайском крае. Одной из причин этого явления стали значительные коллекции детских игрушек, накопленные в некоторых образовательных учреждениях. Так, 17 мая 2012 г. на базе МБДОУ ЦРР - «Детский сад № 217» был открыт педагогический музей кукол. Коллекция будущего общественного музея начала формироваться еще в советское время. До распада СССР детсад посещали дети из узбекской, казахской, украинской, армянской республик. С этого времени стала складываться коллекция народных кукол. Со временем появились и другие куклы, так, например, в сад были подарены традиционные куклы из Германии.

17 мая 2012 г. на базе МБДОУ ЦРР - «Детский сад № 217» в Год российской истории и в честь 75-летия Алтайского края состоялись торжественное открытие и презентация первого в Алтайском крае педагогического музея кукол. Концепция педагогического музея кукол основывается на программе, разработанной творческим коллективом МБДОУ №217 ЦРР г. Барнаула Алтайского края при научном руководстве О.И. Давыдовой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольного и дополнительного образования Института психологии и педагогики Алтайского государственного педагогического университета. Программа называется «Нравственно-

эстетическое воспитание дошкольников на основе традиционной культуры народов Алтая: этнопедагогический подход». Организатором музея стала старший воспитатель и большой энтузиаст своего дела А.Б. Мельникова Непосредственную работу в музее реализует также творческая группа сотрудников детского сада - актив музея.

Еще до фактического возникновения этого музея, в 2010 г., на Всероссийском конкурсе инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста «Росточек: мир спасут дети» проект был удостоен золотой медали, а в 2011 г. на Всероссийском конкурсе «Патриот России» программа этого небольшого музея была удостоена серебряной медали.

Разрабатывая и воплощая в жизнь идею детского музея кукол, творческий коллектив руководствовался спецификой известных педагогических музеев, которые впервые появились в России еще в XIX в. Среди таких особенностей - распространение прогрессивных методов обучения детей через ознакомление педагогов с новейшими пособиями и коллекциями, непосредственным адресатом и «пользователем» музея становился педагог.

Основной целью педагогического музея кукол является расширение образовательного пространства дошкольников; создание целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музея; развитие личностных качеств ребенка (самоорганизации, аналитического мышления, коммуникативных навыков, творческого и проектного мышления и др.); овладение детьми навыками поисковой, исследовательской деятельности; приобщение к народной культуре, обогащение представлений детей о разнообразии кукольного мира, о его назначении и особенностях с позиции этнопедагогического подхода; духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание.

Всю работу по созданию музея сами организаторы разделяют на два этапа:

1. Подготовительный этап: коллектив каждой группы (дети, воспитатели) определял тему и название мини-музея, выбирал место для размещения. Мини-музеи получались разными и по оформлению, и по содержанию. Родителям было предложено посетить разнообразные музеи и обсудить, что такое музей, для чего его посещают люди и т.п.

2. Практический этап: взрослые и дети создавали мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили очень интересные экспонаты. На последнем этапе воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею, сами дети предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях.

Так со временем накопился значительный материал, необходимый для формирования интересной коллекции будущего музея. В наши дни в музее ведется вся необходимая учетная документация, в том числе учетная фондовая книга, в которой содержатся сведения о более чем 500 куклах. Особенно интересной является коллекция кукол народов Европы (Румынии, Албании, Австрии, Франции, Германии). Имеются коллекции матрешек, чердачные куклы, интерьерные текстильные куклы «Тильды», изготовленные рукодельницами, куклы-обереги (например, куклы из рогоза), куклы-сувениры, коллекционные куклы, куклы советского периода, довольно большое собрание коллекционных машин для мальчиков и др.

В целом фонды педагогического музея кукол насчитывают более 500 единиц хранения. Площадь экспозиции, расположенной в холле второго этажа детского сада, составляет 25 кв. м. Экспозиционные материалы педагогического музея кукол включают: музейные предметы, фотоматериалы, воспроизведения музейных предметов (копии, реконструкции, модели, макеты, муляжи, репродукции), научно-вспомогательные материалы, тексты и другие формы комментариев. Экспозиция постоянно обновляется, демонстрируя разную тематику путем построения экспозиционных ансамблей с участием различных кукол и других игрушек.

Данный музей создан в формате интерактивного детского музея. Экспонаты можно трогать и рассматривать, с ними можно играть, и эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. Музей активно включен в экскурсионную деятельность. Экспозицию посещают школьники, группы из других детских садов, лагерей, школы продленного дня. При музее проводятся публичные лекции по дифференцированным программам: для педагогов дошкольных образовательных учреждений Алтайского края; для слушателей курсов повышения квалификации; для родителей детского сада; для студентов; для жителей микрорайона. Можно отметить такие программы, как «Театральные куклы», «Народные куклы», «Современные куклы», «Бумажная кукла», «Кукольный дизайн и интерьер». Одним из наиболее интересных мероприятий являлась презентация музейной экспозиции «Культура народов мира». Она была выстроена в соответствии с программой «Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников на основе традиционной культуры народов Алтая». Музейная экспозиция предполагает знакомство детей с культурой коренных народов Алтая (алтайцы) и традиционной культурой русского народа, а также ознакомление с культурой переселенцев на Алтай (немцы, украинцы), культурой народов ближнего зарубежья (казахи), культурой народов мира. При этом каждая культура рассматривается как равная другим, самобытность подчеркивается через доступные дошкольникам средства: сказки, орнамент, фольклор, музыкальные инструменты, куклы, предметы быта.

Сегодня музей активно ведет поисково-исследовательскую работу, учебу членов актива музея, осуществляется учет вновь поступивших экспонатов (акты приемки, книга учета, карточки учета), оформление карточек учета на экспонаты, описание музейных экспонатов, составление анкет и вопросников для поисково-исследовательской работы, сбор экспонатов (куклы, фотографии, документы, макеты т.д.) [9].

Некоторые детские музеи (своеобразные «экспериментариумы») в разных регионах страны возникли в связи с повышением внимания к популяризации научно-технических достижений, законов физики, астрономии, химических знаний. В качестве примера назовем востребованный у публики детский музей в Барнауле, демонстрирующий законы и открытия, - музей занимательных наук «Как так?» Он объединил интереснейшие экспонаты, многие из которых являются действующими моделями: «Магнитная фантазия», «Танцующая цепь», «Хаотический маятник», «Левитатор Бернулли», «Волновой маятник», «Колесо-гироскоп». Также в экспозиции представлены интересные экспонаты, позво-

ляющие испытать определенные нагрузки и впечатления, к примеру экспозиционная зона «Ощутите себя беременной женщиной».

В музее имеется небольшой магазин, который предлагает совершить покупку на память о посещении: спектральные очки, растущий мозг, энергетическая палочка, фонтан из газировки и пр. Особенность этого учреждения музейного типа в том, что экспонаты не являются объектами культурного или природного наследия. Главная цель музея - популяризация науки, знакомство детской аудитории с естественно-научными законами и достижениями естествознания.

К категории подобных детских музеев можно также отнести интерактивный музей «Мир техники», который создан в 2006 г. Основатель и директор учреждения - П.И. Нейштадт. Музей общественный, что отражено в его официальном наименовании - Алтайское краевое общественное учреждение «Интерактивный музей «Мир техники». Большое значение для создания музея сыграли грантовые проекты, при поддержке которых были созданы многие экспонаты. Первым финансовым кирпичиком стала поддержка проекта фондом Дмитрия Зимина «Династия» (грантовый конкурс «Научный музей в XXI веке»). Цель этого музея - повышение уровня образования и интереса молодёжи к техническим устройствам разных исторических эпох. Главный принцип работы музея - все экспонаты можно и нужно приводить в движение, нажимая рычаги или кнопки! И это не случайно. Ведь идея проекта состоит в том, чтобы показать школьникам наглядно, какими возможностями обладает механическое движение, какое разнообразие задач позволяет решать, как это происходит в автоматических устройствах. Модели автоматических машин показывают, как работает рычаг, дифференциал в автомобиле, счетчик деталей и робот-автомат.

За время своего существования музей сменил несколько площадок. Сейчас в основной экспозиции в виде моделей представлена история эволюции техники от ручных приспособлений эпохи древности до современных автоматических устройств. В музее можно увидеть самые различные экспонаты - от попытки реконструкции механического театра Герона Александрийского до модели пуска космической ракеты, где применяется один из древнейших механизмов, изобретенных человеком, - простой рычаг.

Особую роль в оформлении экспозиции музея «Мир техники» играют графические реконструкции, на которых демонстрируются процесс и особенности применения того или иного технического устройства, модель которого представлена рядом. Экспозиция выстроена в целом по хронологическому принципу. Модели механизмов помогают создавать такие региональные предприятия, как завод «Ротор», «Сибэнергомаш», Вагоноремонтный завод, Алтайский завод прецизионных изделий. Именно представители этих предприятий входят в совет попечителей рассматриваемого музейного учреждения. Главными посетителями музея являются школьники [10. С. 4]. Всего в музее около 70 экспонатов, которые могут заинтересовать даже самого невнимательного ребенка.

Одной из форм детского музея научно-технической направленности можно считать планетарий - научно-просветительное учреждение музейного типа, в котором демонстрируется небесная сфера со звёздами, планетами

и спутниками, кометами и метеорами; панорамы Луны, других планет. Планетарии стали распространяться еще в советский период в связи с активным изучением и освоением космоса. Первый в мире планетарий был построен в Мюнхене в 1925 г. в Немецком музее достижений естественных наук и техники. В СССР первый планетарий был открыт в Москве 5 ноября 1929 г. В 2015 г. Барнаульскому планетарию исполнилось 65 лет. Барнаульский планетарий - член Ассоциации планетариев России, член Сообщества планетариев мира, член Федерации космонавтики России. Планетарий расположен в здании, где в начале XX в. находился храм. Поскольку средств на строительство нового здания не было, то под планетарий выделили здание пустовавшей тогда Крестовоздвиженской церкви, постройки 1857 г. Церковь была закрыта ещё в 1939 г. вместе с окружавшим её дореволюционным кладбищем, которое было перенесено на окраину города. На этом месте был разбит городской парк. В годы Великой Отечественной войны в здании церкви размещался завод по восстановлению электролампочек. После войны завод закрыли, и здание некоторое время пустовало.

Инициатором открытия планетария на Алтае был К.С. Владимирский, начальник управлении культуры при Алтайском крайисполкоме. Первым директором планетария стал И.И. Старков Демонстрационная деятельность планетария началась с установки проекционного аппарата УП-2, который был изготовлен специально в экспериментально-механической мастерской Московского планетария. Первые лекции прочитал лектор Московского планетария К.Н. Шистовский. Лекции по астрономии в год открытия читали лекторы P.A. Щука, Л.И. Гунер. Первый директор Барнаульского планетария И.И. Старков возглавил реконструкцию здания, ему на смену в конце 1950 г. пришла З.Е. Панарина, которая возглавляла планетарий до 1963 г. Вокруг молодого учреждения объединились талантливые специалисты: Л.П. Леонов, З.Е. Панарина, P.A. Щука-Смирнов, Л.И. Гунер, И.И. Старков, Г.В. Жигулин, И.В. Говоров, И.С. Юханов, Д.П. Глазова, И.П. Шорохова, B.C. Дронов, ГЛ. Банникова. Возглавил работу лекторского состава научно-методический совет (НМС), бессменным председателем которого был кандидат технических наук Л.П. Леонов. Многие из лекторов совмещали работу в планетарии с преподаванием в вузах города. Осенью 1961 г. Барнаул посещал известный космонавт Герман Титов, во встречах с которым участвовали и представители Барнаульского планетария. Сегодня планетарий является муниципальной организацией комитета по культуре г. Барнаула. Это один из наиболее активно действующих планетариев России и третий по возрасту в нашей стране. Планетарий взял на себя решение проблемы восполнения астрономических знаний в вузах и школах региона. Кроме традиционной научно-популярной тематики лекций, в планетарии была разработана и действует принципиально новая программа астрономии и экологии «Школа-пла-нетарий», которая даёт эффективный результат. Она служит прочной основой серьёзных знаний по астрономии, естествознанию, вырабатывает научное мировоззрение и возбуждает интерес к знаниям. В планетарии проводятся астрономические конкурсы среди школьников, круглые столы на актуальные темы астрономии и естествознания с привлечением специалистов.

Барнаульский планетарий устроен следующим образом. Диаметр купола планетария составляет 9 метров. Круговращения небосвода модулируются «Малым Цейсом» - проектором звездного неба, созданным еще до Второй мировой войны известной германской оптической фирмой «Карл-Цейс-Иена». Он достаточно долго использовался в Москве, а в 1964 г. был передан Барнаульскому планетарию. Аппарат «Малый Цейс» - это сердце планетария. Он дает полную иллюзию ночного неба. По силе своего воздействия на человека с ним мало что может сравниться. Возникает эффект присутствия, и кажется, что ты сам летишь в космических просторах, проникаешь в глубь туманностей, видишь, как рождаются и умирают звезды, гуляешь по другим планетам иЛуне, пронизываешь Вселенную [11, 12].

Постепенно растет и научный фонд планетария. Ежегодная научная библиотека пополняется на 15-20 единиц, диапозитивный фонд - за счет слайдов, приобретаемых и изготовляемых собственными силами. На сегодня слайдотека планетария насчитывает несколько тысяч диапозитивов и слайдов с рисунками и фотографиями, а фильмотека - десятки научно-популярных фильмов по истории космонавтики, астрономии, естествознанию и экологии. Накапливающиеся материалы активно используются при разработке программ, методической литературы для школ, детских садов, вузов. В 2011 г. в Барнаульском планетарии появилось новое оборудование, которое формирует полноценную картину звездного неба и проецирует изображение на все подкупольное пространство. Появились новые интересные программы, например, такие, как «Экспедиция в Солнечную систему». В 2014 г. мэрия Барнаула приняла решение о передаче здания планетария в собственность местной православной организации РПЦ. Но планетарий будет находиться в этом здании еще несколько лет, пока для него не найдут подходящее помещение.

Большинство детских музеев рассматриваемого региона (кроме Барнаульского планетария) сформировалось в последние пять лет. Их сейчас насчитывается шесть, но сеть постоянно расширяется, в том числе через открытие музеев, демонстрирующих результаты детского творчества, и музейных учреждений, созданных по мотивам русских сказок и традиций. Например, на базе Детской художественной школы № 2 г. Барнаула была основана детская картинная галерея «Лукоморье». В галерее проходят выставки работ детей в возрасте от 4 до 16 лет. Лишь несколько лет (с декабря 2012 г.) функционирует Алтайская резиденция Деда Мороза (Барнаул, территория парка «Лесная сказка») - место, где можно познакомиться с традициями Нового года и Рождества, русскими сказками и наиболее колоритными их персонажами. В ближайшем будущем планируется создание детского интерактивного музея под эгидой муниципального музея «Город». Для реализации этой задачи одна из сотрудниц музея прошла стажировку -изучала опыт создания, продвижения и реализации основных направлений деятельности детских музеев и музейных центров России.

Небольшое пока еще количество детских музеев в Алтайском крае тем не менее можно разделить на группы, при этом такая классификация может быть применима к музеям данной категории в России в целом. Многообразие детских музейных учреждений можно свести к четырем группам:

1) интерактивные музеи (как правило, научно-технической направленности), экспонаты которых не имеют естественно-научной, исторической или

художественной ценности, но они активизируют познавательную или игровую активность ребенка;

2) музеи сказок и сказочных героев, которые во многом реализуют функцию поддержания и сохранения нематериального культурного наследия (фольклор, традиции);

3) музеи игрушек, которые зачастую собирают, хранят и экспонируют предметы, имеющие этнографическое значение;

4) музеи детского творчества, в которых представлены работы детей.

В целом детские музеи в Алтайском крае являются востребованными учреждениями, активно посещаются и обновляют свои экспозиции, организуют выездные программы и мастер-классы. Их значение в культурно-образовательной жизни дошкольников и школьников с каждым годом расширяется. Появляются специальные циклы мероприятий, которые посещаются не просто семьями, но и группами ребят в рамках занятий, запланированных образовательными учреждениями. Детские музеи организуют интересные познавательные встречи, приуроченные к известным праздникам и юбилейным датам, что способствует формированию современной картины мира детей, их знакомству с культурой и историей. Отметим, что пока эта тенденция распространяется в основном на жителей Барнаула, поэтому перспективным направлением в развитии детских музеев можно считать появление их филиалов или самостоятельных подобных учреждений в других городах и крупных районных центрах Алтайского края, а также привлечение более широкой аудитории в уже функционирующие музеи Барнаула.

Литература

1. Детские музеи: Российская музейная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://www.museum.ru/RME/sci_child.asp (дата обращения: 23.02.2016).

2. МакароваН.Г. Детские музеи Америки : история и современность // Музейная педагогика за рубежом: Работа музеев с детской аудиторией. М., 1997. С. 22-39.

3. Грани таланта // Музей. 2013. № 4. С. 36-38.

4. Мастеница E.H. Детский музей как лейтмотив педагогической деятельности А.У. Зеленко // Исторические персоналии : мотивировка и мотивации поступков : материалы Всерос. науч. конф., Санкт-Петербург, 16-17 декабря 2002 г. / под ред. С.Н. Полторака. СПб., 2002. С. 164-169.

5. ЮхневичМ.Ю. Я поведу тебя в музей : учеб. пособие по музейной педагогике. М. : Рос. ин-т культурологии, 2001. 223 с.

6. Лучшие детские музеи всего мира [Электронный ресурс]. URL: http://rybkovskaya.ru/detskie_muzei/ (дата обращения: 23.02.2016).

7. Музей игрушек в Праге - пражский детский мир [Электронный ресурс]. URL: http://travel-child.ru/muzej-igrushek-v-prage-prazhskij-detskij-mir/ (дата обращения: 23.02.2016).

8. Музей. 2014. № 1.

9. Педагогический музей кукол [Электронный ресурс]. URL: http://xn—217-9vev6duava7a3b.xn--p1ai/?page_id=301 (дата обращения: 23.02.2016).

10. Климов К. «Сибэнергомаш» помогает «Детскому музею науки» // Новая энергия машиностроения: корпоративная газета холдинга «НОВАЭМ». 2013. № 9 (19). С. 4.

11. Барнаульский планетарий [Электронный ресурс]. URL: http://planetarium22.ru/ (дата обращения: 28.01.2016).

12. Ягодкина О. Звездному дому Барнаула 55 лет! // Барнаул. 2005. № 1. С. 158-162.

Grebennikova Tatyana G. Altai State University (Barnaul, Russian Federation)

E-mail: tanyagor29@mail.ru

Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2016, (2) 22, p. 148-157. DOI: 10.17223/22220836/22/15

DEVELOP A NETWORK OF CHILDREN'S MUSEUMS IN THE ALTAI TERRITORY

Key words: children's museums, history museums, interactivity, game.

In recent years, widespread museum-type facilities, which include children's museums. Such museums develop cognitive and creative activity of the child. There were children's museums in the United States at the turn of XIX-XX centuries. Brooklyn Children's Museum was the first museum in the world for children. In Russia, at the origins of the idea of a children's museum were Ushinsky K. and A. Zelenko. A. Zelenko developed a model and the structure of the children's museum. Throughout the XX century children's museum opened in different countries of Europe and America. One of the most famous and most visited among them became Castle of Charles Perrault (France); Museum of Astrid Lindgren (Sweden); Strong National Museum of Play (USA); Center "House of Santa Claus" in the Great Ustyug; Children's Center of Scientific Discoveries "InnoPark" in Moscow and others. Today, children's museums have not only in Moscow and St. Petersburg, but also in other regions of the country. In the Altai Territory operates several of these museums - Museum of Dolls, entertaining science museum, "How so?" Interactive museum "World of art" and others. Pedagogical Museum of dolls was opened in 2012 on the basis of kindergarten № 217 in Barnaul. The inventory book contains information about more than 500 dolls. Especially interesting is the collection of dolls peoples of Europe (Romania, Albania, Austria, France, Germany). There are collections of dolls, interior textile doll "Tilda" doll souvenirs, collectible dolls, puppets of the Soviet period. There is in the museum collection of car models. The main principle of the museum "World of art" - all the exhibits can be set in motion. Museum of entertaining science "How so?" Is focused on the discovery and demonstration of the laws of natural science. Most of the museums are run by enthusiasts of the business. The main visitors of the museum are the children of the kindergartens and schools in Barnaul. It is also planned to create a modern children's museum within the municipal museum "City" in Barnaul. A special form of a children's museum is the Barnaul planetarium. In 2015, he was 65 years old. Located planetarium in a former church. The diameter of the planetarium dome is 9 meters. Sky modulated "Small Zeiss" - the starry sky projector created before World War II, the famous German optical company "Carl-Zeiss-Jena." Planetarium almost daily visited by school groups. Children's museum in the Altai region are popular institutions actively visited the children's audience and update their exposure, organize outreach programs and workshops.

References

1. Museum.ru. (n.d.) Detskie muzei: Rossiyskaya muzeynaya entsiklopediya [Children's Museums: The Russian Museum Encyclopedia]. [Online]. Available from: http://www.museum.ru/ RME/sci_child.asp. (Accessed: 23rd February 2016).

2. Makarova, N.G. (1997) Detskie muzei Ameriki: istoriya i sovremennost' [Children's museums in America: The past and present]. In: Yukhnevich, M.Yu. (ed.) Muzeynayapedagogika za rubezhom: Rabota muzeev s detskoy auditoriey [Museum Education Abroad. The Work of Museums with Children's Audience]. Moscow: Russian Institute for Culture Studies. pp. 22-39.

3. Anon. (2013) Grani talanta [The aspects of talent]. Muzey. 4. pp. 36-38.

4. Mastenitsa, E.N. (2002) [The children's museum as the leitmotif of pedagogical activity by A.U. Zelenko]. Istoricheskie personalii: motivirovka i motivatsii postupkov [Historical personalities: The motivation of behavior]. Proc. of the All-Russian Research Conference. St. Petersburg. December 1617, 2002. pp. 164-169. (In Russian).

5. Yukhnevich, M.Yu. (2001) Yapovedu tebya v muzey [I will take you to the museum]. Moscow: Russian Institute for Culture Studies.

6. Rybkovskaya.ru. (n.d.) Luchshie detskie muzei vsego mira [The best children's museums around the world]. [Online] Available from: http://rybkovskaya.ru/detskie_muzei/. (Accessed: 23rd February 2016).

7. Travel-child.ru. (n.d.) Muzey igrushek v Prage - prazhskiy detskiy mir [The Toy Museum in Prague - Prague children's world]. [Online] Available from: http://travel-child.ru/muzej-igrushek-v-prage-prazhskij-detskij-mir/. (Accessed: 23rd February 2016).

8. Muzey. (2014). 1.

9. Kindergarten 217, Barnaul. (n.d.) Pedagogicheskiy muzey kukol [Teaching Museum of Dolls]. [Online] Available from: http://xn—217-9vev6duava7a3b.xn--p1ai/?page_id=301. (Accessed: 23rd February 2016).

10. Klimov, K. (2013) "Sibenergomash" pomogaet "Detskomu muzeyu nauki" ["Sibenergomash" helps to the "The Children's Museum of Science"]. Novaya energiya mashinostroeniya. 9(19). p. 4.

11. Barnaul planetarium. (n.d.) [Online] Available from: http://planetarium22.ru/. (Accessed: 28th January 2016).

12. Yagodkina, O. (2005) Zvezdnomu domu Barnaula 55 let! [The Barnaul Star House is 55!]. Barnaul. 1. pp. 158-162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.