22. Николаева, Е.В. Неотрадиционализм в культуре повседневности: российская версия конца 20 века: автореф. дис. ... канд. культурологии. - Москва, 2004.
23. Мадюкова, С.А. Проблемы воспроизводства этничности с точки зрения концепции социокультурного неотрадиционализма // Гуманитарные науки в Сибири. - 2008. - № 1. - Серия: Философия и право.
Bibliograpy
1. Guenon, R. Essays on the tradition and metaphysics. - St. Petersburg. Izd-vo “ABC”, 2000.
2. Giddens, A. elusive world of globalization is changing our lives. - Moscow: Izd VesMIR, 2004.
3. Markarian, E.S. Theory of culture and modern science (logiko-metodol. analysis). - M.: Thought, 1983.
4. Eisenstadt, S.N. Tradition, Change and Modernity. - New York, 1973.
5. Shatsky, E. Utopia and tradition / Per. Translated from Polish. at. Ed. V.A. Chalikovoy. - Moscow: Progress Publishers, 1990.
6. Tymoschuk, A.S. Traditional Culture: The Essence and Existence: Abstract. dis. ... Dr. Sc. Sciences: 24.00.01. [Nizhegor. state. arhitekt.-building. Univ]. - Nizhni Novgorod, 2007.
7. Flier, A.J. Cultural studies for culture experts. - M.: Publishing Project, 2002.
8. Ledovskaya, O. The role of tradition in contemporary culture: Abstract. dis. ... Candidate. Department of Philosophy. Sciences: 09.00.13 [Stavrop. state. Univ]. - Stavropol, 2006.
9. Weber, M. Basic sociological concepts / lane. with it. MI Levin // M. Weber Selected Works. - Moscow: Progress, 1990.
10. Markarian, E.S. Traditsiologiya as the science of the laws of transformation cycles, human experience // Alma mater. - 2000. - № 3.
11. Rozov, M.A. The theory of social problems and relays epistemology. - Moscow: The new chronograph, 2008.
12. Markarian, E.S. Key problems of the theory of cultural traditions // Soviet Ethnography. - 1981. - № 2.
13. Fucking, N. The crisis of art in the XX century: art criticism and cultural studies interpretation statement // Questions of Cultural Studies. -2011. - № 2.
14. Zedlmayr, H. Loss of the middle. - M., 2008.
15. White, A. Symbolism as a world view. - M., 1994.
16. Khachaturyan, V.M. “Second Life” Archaic: arhaiziruyuschie trends in the civilizing process. - Moscow, The Academy, 2009.
17. Popkov, Y Sociocultural neotraditionalism and problems of modern development of local cultures // Russia's Regions for Sustainable
Development: Education and Culture of the Russian Federation. Proceedings of the international scientific conference. - Novosibirsk, 2010.
18. Madyukova, C.A. Sociocultural neotraditionalism in life cycle rituals (for example, women's Turkic ethnic groups of South Siberia): Abstract.
dis. ... Candidate. Department of Philosophy. Sciences: 09.00.11 [Institute of Philosophy. and law SB RAS]. - Novosibirsk, 2008.
19. Rashkovskii, E.B. Multivalued phenomenon of identity: the archaic, modern, postmodern ... // Problems of Philosophy. - 2011. - № 6.
20. Yerasov, B.S. Of civilization. Universals and identity. - M., 2002.
21. Guenon, R. Essays on the tradition and metaphysics. - St. Petersburg. “Alphabet”, 2000.
22. Nikolaev, E.V. Neotraditionalism in the culture of everyday life: the Russian version of the late 20th century: Abstract. dis. ... Candidate.
Cultural Studies: 24.00.01 [of the State. Inst of Art]. - Moscow, 2004.
23. Madyukova, C.A. Problems of reproduction of ethnicity in terms of socio-cultural concept neotraditionalism // Humanities in Siberia. Series:
Philosophy and Law. - 2008. - № 1.
Статья поступила в редакцию 25.10.2011
УДК 371.65
Shorina D.E. EXPOSITION AND EXHIBITION ACTIVITY OF THE MUSEUM INSTITUTIONS OF PRIMARY PROFESSIONAL EDUCATION IN THE ALTAI REGION. It discusses the specifics of exhibition activities of the museum institutions of primary vocational education (PVE) of the Altai territory. The given analysis of methods and principles of expositions allows forming the need of the students for communication with the historical and cultural heritage.
Key words: museums of establishments of initial vocational training, methods and principles of expositions, exhibition activities of the museum institutions of PVE.
Д.Е. Шорина, аспирант АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Рассматривается специфика экспозиционно-выставочной деятельности музеев учреждений начального профессионального образования (НПО) Алтайского края. Дан анализ методов и принципов экспозиционной работы, позволяющих формировать у учащихся потребность в общении с историко-культурным наследием.
Ключевые слова: музеи учреждений начального профессионального образования, методы и принципы экспозиционной работы, выставочная деятельность музеев учреждений НПО.
Ведущее место в деятельности любого музея занимает экспозиционно-выставочная работа. Музейная экспозиция представляет собой целенаправленную демонстрацию предметов, композиционно организованную, комментированную, технически и художественно оформленную [1, с. 766]. Она органично связана с социальными функциями музея, способствует формированию у посетителей потребности в общении с историко-культурным наследием, но имеет свою специфику, обусловленную типовым и профильным разнообразием музеев. В музее образовательного заведения, к которым, среди прочих, относятся учреждения начального профессионального образования (НПО), средствами экспозиционно-выставочной деятельности транслируется специфическая музейная информация. Она является той формой образовательного воздействия, позволяющей осуществлять образование, воспитание, социализацию учащихся, способ-
ствуя тем самым их творческой самореализации [2, с. 14]. В связи с этим, анализ направлений, методов и принципов экспозиционно-выставочной работы музеев учреждений НПО является актуальным.
На современном этапе в 27 учреждениях НПО Алтайского края созданы музеи, экспозиционно-выставочная деятельность которых требует исследования и осмысления. Следует отметить, что в 1960-е - 1980-е годы особое внимание в работе музеев и музейных комнатах учреждений НПО края уделялось созданию и популяризации выставок технического творчества учащихся [3, л. 104]. В 1990-е годы, как показывает отчетная документация, активами данных проводилось «постоянное наблюдение за экспозициями», изменялось «содержание тематических разделов и текстов» [4; 5]. На сегодняшний день в «Положении об общественном музее учреждении НПО» определена концепция (идея) его
19б
экспозиционной работы. В документе обозначено, что музейные предметы и коллекции «служат эффективными наглядными пособиями на уроках истории, общетехнических и специальных дисциплин, производственного обучения, действенным фактором профессиональной ориентации школьников» [6, с. 3]. Создание экспозиций и выставок, как указано в Положении, способствует формированию у обучающихся «гражданско-патриотических качеств, творческого развития личности, интеллектуального, общественного и духовного потенциала». Кроме того, основным отличием музеев профессиональных училищ от государственных и ведомственных, является то, что в них поиск экспонатов и построение экспозиции осуществляются силами самих учащихся под руководством преподавателей [6, с. 4].
Логика подачи информации, определение системы экспонатов, зависит от степени разработанности структуры и информативного оформления (текстов, каталогов, видеозаписей) экспозиции [7, с. 111]. Следует заметить, что в музеях учреждений НПО края, как правило, тематическая структура экспозиций состоит из разделов, посвященных истории учебного заведения, руководителям, педагогам и мастерам, профессиям, по которым проводилось и проводится обучение в данных учебных заведениях. Особое место в большинстве училищных музеев занимают разделы, посвященные спортивным и творческим достижениям, отдыху. В музеях учреждений НПО №№ 6,35,56,70 оформлены экспозиционные разделы «Спорт», «Наши спортивные достижения» [8, с. 5, 6]. Разделы «Отдых», «Творческие успехи наших учащихся» представлены в экспозициях музеев ПЛ № 19, ПУ №№ 23, 64, 67, 85 [9; 10; 11; 12; 13]. В экспозиционное пространство включены материалы о преемственности трудовых династий, о наставничестве базовых предприятий над учащимися во время прохождения производственной практики. Например, в музеях ПУ №67,70 экспонируются фотографии и документы лучших из наставников и их подшефных - учащихся данных учебных заведений [12, с. 3; 14, с. 7].
Безусловно, в экспозициях музеев городских и сельских учреждений НПО вышеперечисленные разделы варьируются, дополняются. Данный факт обусловлен спецификой подготовки кадров для различных отраслей сельскохозяйственного и промышленного производства края. Так, в Музее истории ПУ № 42 г. Барнаула экспозиционные разделы размещены в следующей последовательности: «История училища»; «Лидеры - профессионалы» (о педагогах и инженернопедагогических работниках училища); «Руководители училища»; «Летопись профессии»; «Технологическая последовательность огранки бриллианта. Форма бриллиантов»; «Завод «Кристалл». ООО «Алсана-Кристалин». Интерес представляет раздел «Наши профессии», имеющий следующую структуру: «Огранщик алмазов в бриллианты»; «Делопроизводитель»; «Оператор ЭВМ»; «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры»; «Радиомеханик» [15, с. 7].
В ходе проведения исследования автором были изучены экспозиции десяти сельских музеев учреждений НПО (№№ 6, 14, 53, 54, 56, 58, 66, 67, 70, 74), в результате чего было установлено, что большую часть экспозиционной площади занимают производственная документация и наградные документы, макеты техники, части рабочих машин и агрегатов, рабочие инструменты, памятные знаки и медали, личные комплексы механизаторов [8, с. 1-3]. Так, в Музее истории ПУ 58 имеются комплексы известных механизаторов Зонального района: Заслуженного механизатора РСФСР В.И. Беляева, В.С. Анохина, В.К. Жидких, А.Д. Мецлера, А.М. Поротова, Н.В. Свиридова, М.Н. Татарникова. Данные комплексы постоянно пополняются, так как училище продолжает подготовку по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» [16, с. 2].
В данных музеях вышеизложенная тематическая структура дополнена разделами по отдельным отраслям сельского хозяйства (зерновое хозяйство, животноводство, растениеводство, овощеводство). В экспозиции музея ПУ № 67 де-
монстрируются различные направления ветеринарии - лечение и вакцинация животных, производство кормовых добавок, что отражает своеобразие подготовки кадров [12, с. 8]. Такие разделы, по мнению С.Ф. Казаковой и Г.А. Кузиной, должны включать комплексы, посвященные развитию инфраструктуры села, работе выпускников в сфере обслуживания, строительного производства [17; 18].
Следует отметить, что структура экспозиции музеев УНПО Алтайского края имеют специфику, в значительной мере определяющуюся профилем. Так, в музеях боевой славы преимущественно представлена военная история. Это в основном события Великой Отечественной войны, военная служба преподавателей и учащихся учреждений НПО. Экспозиции музеев воинских соединений, например, в ПЛ № 6, ПУ №№ 33, 42 освещают основные этапы их боевого пути [8, с. 6; 19; 15]. Помимо прочего, в таких музеях созданы разделы, посвященные выпускникам, проходящим или прошедшим воинскую службу. В музее ПУ № 67 с 1970-х годов и по настоящее время (2011 г.) существуют разделы, включающие фотографии воспитанников, их письма, благодарности родителям от командования частей [12, с. 5]. В пяти музеях (ПЛ №12, ПУ №№ 8, 42, 66, 85) размещены личные комплексы выпускников, участвовавших в интернациональных войнах [8, с. 4; 13].
В экспозиционном пространстве музеев трудовой славы, находящихся в ПЛ №6, ПУ №№ 42, 55 достаточно подробно показан процесс подготовки кадров по определенным профессиям, необходимым для социально-экономического развития края на определенном историческом этапе, для развития техники и технологии отраслей производства. В данных музеях оформлены разделы, раскрывающие историю базовых промышленных и сельскохозяйственных предприятий, посвященных трудовым традициям предприятий района, города [15; 19; 22].
Целью формирования экспозиционных разделов в музеях, посвященных истории учреждений НПО края (№№ 12,19,23,68), как отмечено в тематико-экспозиционных планах, является «отражение прошлого и современного состояния учебного заведения» [9; 10; 21; 23]. Ярким примером может служить экспозиция Музея «История начального профессионального образования Алтайского края» (ПЛ №38 г. Барнаула), концепцией которой является «отображение истории становления и развития НПО в крае» [22, с. 2]. Она определила тематику разделов: «История НПО Алтайского края»; «Учреждения НПО Алтайского края»; «Ветераны НПО Алтайского края» [22, с. 4].
Экспозиции историко-краеведческих музеев ПУ №№ 26,85 посвящены истории своего района и края. В Музее ПУ № 85 г. Камня-на-Оби созданы такие разделы, как: «Ими гордиться город» (о почетных гражданах города и заслуженных работниках); «Алтайский край»; «Промышленные предприятия города» [13; 25].
В залах этнографических музеев ПУ №№ 4,16 демонстрируются предметы материальной культуры [23; 24]. Например, в Музее «История русской национальной культуры» ПУ № 16 имеется два раздела: «Крестьянская изба» и «Мещанско-купеческая комната». В первом разделе экспонируются мебель, русская печь, изготовленные учащимися и выпускниками. В экспозиционный комплекс включена коллекция крестьянских инструментов, предметов быта н. XX в., коллекция утюгов. В «Купеческой комнате» представлена коллекция вышивок, полотенец, скатертей, переданных учащимися [24, с. 3].
Группировку и интерпретацию подобранных материалов, структуру и основные членения экспозиции обуславливают принципы построения экспозиции [1, с. 767]. В рассматриваемых музеях широкое распространение получил историкохронологический принцип. Так, например, данный принцип используется для составления следующих экспозиционных разделов: «История учебного заведения. Довоенные годы»; «Училище в годы Великой Отечественной войны»; «Учили-
ще в послевоенные годы»; «Подготовка кадров. 1950-е -1990-е годы» [8, с. 8]. Создание вышеуказанных разделов позволяет отразить каждое явление в «неразрывной связи с другими событиями, непрерывность исторического процесса», «предметно представляет события, воспитывать зрителя в духе объективности» [25, с. 127].
Второй, часто используемый принцип построения экспозиции - комплексно-тематический. На современном этапе в большинстве из музеев учреждений НПО сформированы экспозиции по разнообразным темам. Так, в Музее истории ПУ №64 Залесовского района разработаны тематические разделы: «Лучшие в учебе и труде»; «ПУ-64: первые шаги»; «Дорогами войны»; «Комсомол»; «Мы отдыхаем»; «Моя профессия» [11, с. 2].
Отметим, что в практике многих музеев учреждений НПО имеет место сочетание вышеназванных принципов построения. Тематические разделы экспозиций музеев ПЛ №№ 12,19 и ПУ №№ 23,42 г. Барнаула, построены по историко-хронологическому принципу [9; 10; 15; 20]. В экспозиции Музея ПУ №16 в хронологическом порядке представлены самостоятельные тематические комплексы, состоящие из свидетельств, удостоверений по рационализаторским предложениям, полученными учащимися [24, с. 8].
В организации и функционировании экспозиционного пространства музеев учреждений НПО целесообразно обозначить методы построения и выявить соответствующие типы. В современной музеологии общепризнанной и наиболее часто употребляемой является классификация музейной экспозиции на основе метода построения, то есть порядка группировки и организации экспозиционных материалов. В музеях учреждений НПО края собрания носят комплексный характер, отдельные экспонаты выражают связи с определенной личностью или событием в жизни училища, региона в его социокультурной динамике. В построении экспозиций исследуемых музеев часто используется тематический (иллюстративный) метод. Такой подход объясняется созданием первых экспозиций и выставок на «заданную» тему. В 1973-1975 годах в экспозиционные комплексы музеев ГПТУ № 4, 13, 17, 35 и СПТУ № 18, посвященные жизни и деятельности В.И. Ленина, включались многочисленные научно-вспомогательные материалы, обширные и подробные тексты к разделам [26, л. 184, 196]. Ленинская тематика оставалась популярной и востребованной в данных музеях в 1980-х годах [27, л. 79]. Экспозиции, таким образом, становились иллюстрацией к выбранной теме. На современном этапе данный метод позволяет формировать комплексы из разнообразных видов музейных памятников: вещественных, документальных и изобразительных, объединенных единым замыслом. Они, к примеру, помогают наглядно ознакомиться с техникой, которой оборудованы училища, дать представление об основных направлениях развития производственной базы отрасли - сельского хозяйства, машиностроения, перерабатывающей промышленности.
Практически во всех музеях применяется систематический метод в построении экспозиции. В рассматриваемых музеях популярна демонстрация фотоколлекций. В Музее истории КГОУ НПО «ПУ №68» Поспелихинского района экспонируются фотоальбомы, подготовленные педагогами и учащимися за время существования училища: «Лагерь труда и отдыха», «80-летию ОВД», «80-летию Комсомола», «О ветеранах Великой Отечественной войны», «Учебные группы» [21]. На фотографиях запечатлены моменты учебного процесса в кабинетах училища, учебных хозяйств, производственных помещений.
В большинстве музеев учреждений НПО края экспонируются кубки, сувениры, призы. Например, в Музее ПУ № 70 Ребрихинского района представлена коллекция кубков. В данной экспозиции демонстрируется кубок - приз имени Героя Советского Союза Г.С. Титова за победы в краевом социалистическом соревновании среди училищ края [14, с. 6]. Поскольку такие экспонаты отражают определенный уро-
вень достижений данных образовательных учреждений, для них в некоторых музеях отводиться чуть ли не центральное место (в ПУ №№ 64, 66) [8, с. 9].
В училищных музеях края представлены коллекции нумизматики, бонистики, фалеристики. В музее ПУ №54 Благовещенского района экспонируются значки по военной тематике. Нумизматические коллекции размещены в экспозициях музеев ПУ №№ 8, 33, 46, 85 [8, с. 8].
Естественно, в экспозиционной работе современного музея используются и другие методы проектирования, например, музейно-образный и образно-сюжетный [1, с. 766] . Вышеприведенный анализ экспозиций свидетельствует, что такие методы пока не получили распространение в музеях учреждений НПО Алтайского края.
Следует заметить, что особую роль в экспозиционновыставочной деятельности музея играют воспроизведения музейных предметов (объектов). В экспозициях музеев учреждений НПО часто используются копии, модели (в том числе действующие), макеты, муляжи и репродукции. В Музее «Истории мореплавания» ПУ № 8 г. Барнаула за 2010 год создана экспозиция «Флот принимает бой», посвященная открытию Антарктиды русскими моряками в 1820 году. Среди представленных моделей кораблей и подводных лодок, следует выделить модель подводной лодки Щ-317 и сторожевого корабля “Снег”, эскадренного миноносца «Сообразительный» (Черноморский флот), выполненные в масштабе 1:25 [28, с. 6]. (Прим.: Во время Великой Отечественной войны подводной лодкой Щ-317 был потоплен финский транспорт «Арго», транспорт «Рейн», шведское судно «Ада Гор-тон», поврежден транспорт «Орион». 12 июля 1942 года «Щ-317» потоплена глубинными бомбами шведского эсминца «Стокгольм» севернее острова Эланд. Вместе с «Щ-317» погиб и весь ее экипаж (42 человека). В 1999 г. она была обнаружена шведскими поисковиками). Экспонирование подобных моделей техники и орудий труда, макетов будущих жилых зданий, промышленных и сельскохозяйственных сооружений позволяет показать перспективы и область применения полученных профессиональных знаний. Кроме того, необходимо заметить, что такие макеты являются элементом практического обучения учащихся.
Для раскрытия информационного потенциала экспонатов используются такие научно-вспомогательные материалы как планы, карты, схемы, диаграммы, таблицы и т.п. Практически в каждом училищном музее края обязательным экспонатом стал план социально-экономического развития города или района. В музеях ПУ №№ 58,64 сохранены планы развития колхозов и совхозов, снабженные схемами, таблицами и графиками [8, с. 5]. Отметим, что в современных экспозициях, в отличие от 1970-х - 1980-х годов, количество их заметно сократилось [8, с. 5]. В залах музеев учреждений НПО №№ 12,19,42,85 установлено мультимедийное оборудование, позволяющее демонстрировать на экране изображение разнообразных музейных предметов: личных вещей педагогов, медалей и орденов ветеранов Великой Отечественной войны и труда, графических материалов [9; 13;15; 20].
Важной частью проектирования экспозиций я вляется такая группа экспозиционных материалов, как тексты. Составлением и размещением текстов в данных музеях, как правило, занимаются учащиеся, актив музея под руководством руководителя. Они отбирают ведущие и пояснительные тексты, продумывают содержание аннотаций, этикеток. В экспозициях музеев учреждений НПО каждый предмет сопровождается этикеткой. Отметим, что в экспозиции музеев ПУ № 8, 58 содержание этикеток подробное и объемное, что вызывает трудности в восприятии информации [16; 28]. Анализ работы музеев учреждений НПО показывает, что площадь, отведенная под их экспозиции чрезвычайно мала. Например, в музеях ПУ №№ 43,64,68 в экспозиционных залах одновременно размещены предметы, хранящиеся в фондах [8, с. 7].
На современном этапе, тем не менее, большое внимание в данных музеях уделено разработке тематики и подготовке выставок. В выставочном зале, фойе ПУ № 42 располагается постоянно обновляемая выставка «Живопись». Важное место в коллекции данного музея занимают декоративно-прикладные предметы - керамика, роспись по дереву, роспись по металлу и пластике. В училище имеется выставочный зал, который используется не только для экспонирования дипломных работ учащихся, но и для представления проектов, подготовленных совместно музеем и коллективом преподавателей. В зале размещаются работы учащихся и педагогов, мастеров, которые можно купить посетителям [15, с. 5]. Выставки декоративно-прикладного искусства являются одним из главных элементов художественно-эстетического образования учащихся, что соответствует художественно-прикладному профилю училища.
В настоящее время очевидны перемены в традиционной структуре музейной работы: музею необходимо выйти в окружающую среду, начать ее освоение. Российские музеи, как столичные, так и провинциальные, активно устанавливают связи с различными институтами общественной жизни, расширяя свое пространство, выходя за стены музейного здания. Эти тенденции прослеживаются и в выставочной работе музеев системы НПО Алтайского края, которые участвуют в городских мероприятиях различного уровня и представляют свои проекты. К примеру, Музеем истории ПУ № 4 на празднике «Дни Славянской культуры» в г. Бийске была предложена выставка предметов быта и одежды казаков [8, с. 10].
Анализ экспонируемых коллекций и предметов позволяет выявить информационные возможности и коммуникативную значимость музейных экспонатов в решении целого комплекса социокультурных и образовательных задач образовательного учреждения. В современных музееведческих исследованиях коллекция рассматривается как «реальность, которая может быть представлена в музее с использованием различных экспозиционных подходов, позволяющих воссоздавать эту реальность и интерпретировать ее в соответствии с важными социальными проблемами» [7, с. 9]. Поэтому использование диалога как ведущего способа приобщения учащихся к экспонатам в музее, к их восприятию и познанию определяет необходимость разработки новых, перспективных подходов к ее совершенствованию.
Отсюда, на наш взгляд, наиболее эффективными подходами к совершенствованию экспозиции музеев учрежде-
Библиографический список
ний НПО края являются следующие: разработка научной и художественной концепции представляемого материала, иначе говоря «сценарий», «театрализация экспозиции»; использование в экспозиции интерактивных мультимедийных средств, что является способом эмоционального воздействия, помогающего адаптироваться в музейной среде; ансамблевый показ музейных предметов.
Современная теория музейной коммуникации открывает широкий спектр задач для осмысления музейной экспозиции как знаковой системы, что приобретает актуальность в проектировании экспозиционно-выставочных комплексов музеев образовательных учреждений. Так, по мнению А. Ху-пер-Гринхилл, в экспозиции музея как знаковой системе культурные значения не передаются адресантом адресату, а конструируются самим адресатом, использующим для этого конкретный контекст и свой опыт, знания, ценности [29, с. 147] . В данном контексте актуально создание музея, сочетающего функции выставочного центра, выставочного зала. Следует отметить, что в этом направлении работает вышеупомянутый нами Музей истории ПУ № 42. Выставочная деятельность Музея имеет целью популяризации профессий, по которым проходит обучение в учреждении НПО, это своеобразная презентация и один из способов формирования имиджа учебного заведения.
Итак, экспозиционно-выставочная работа музеев УНПО Алтайского края определяется задачами учебно-воспитательного процесса, ее эффективность обусловлена степенью включенности в работу учащихся. Тематическая структура экспозиции данных музеев состоит из разделов, посвященных истории учебного заведения, руководителям, педагогам и мастерам, учащимся и выпускникам, их спортивным, техническим и производственным достижениям. Изменение данной структуры в городских и сельских музеях учреждений НПО происходит с учетом их профильности, специфики подготовки кадров для различных отраслей аграрного и промышленного производства края. В данных музеях современное экспозиционное пространство в целом проектируется с помощью традиционных принципов и методов. Выставочная деятельность музеев УНПО аккумулирует приобретенные знания учащимися, предоставляет возможность практически управлять развитием их навыков и умений, способствует формированию позитивного отношения к труду, техническому творчеству, таланту человека и мастерству.
1. Большая Российская энциклопедия музеев, частных собраний и коллекций. - М., 2009.
2. Орлова, В.А. Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы: сб. нормативно-правовых материалов. - Новосибирск, 2004.
3. ГААК. Ф.Р-631. Оп. 5. Д. 227.
4. ГААК. Ф.Р-573.Оп.5. Д. 3101.
5. ГААК. Ф.Р-573. Оп. 5. Д. 3247.
6. Положение об общественном музее учреждений начального профессионального образования субъектов Российской Федерации. -М.: Центральный музей профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, 2002.
7. Скрипкина, Л.И. Информативность экспозиций историко-краеведческих музеев в свете современных теорий научного познания // Музей в современном мире. Традиционализм и новаторство / сост. Л.И. Скрипкина. — М., 1999. - Вып. 104.
8. Архив Алтайского краевого центра детско-юношеского туризма и краеведения (АКЦДЮТиК). Отчет о деятельности музеев учреждений НПО за 2009 год. - Барнаул, 2009.
9. Архив Музея истории КГОУ НПО «ПЛ № 19». Тематико-экспозиционный план. - Барнаул, 2007.
10.Архив Музея истории КГОУ НПО «ПУ № 23». Фотографии экспозиции. - Барнаул, 2010.
11. Архив Музея истории КГОУ НПО «ПУ № 64». Тематико-экспозиционный план. - Залесово, 2009.
12.Архив Музея «Боевой и трудовой славы» КГОУ НПО «ПУ № 67». Тематико-экспозиционный план. - Ключи, 2009.
13.Архив Историко-краеведческого музея КГОУ НПО «ПУ № 85». Тематико-экспозиционный план. - Камень-на-Оби, 2009.
14.Архив Музея «Наша история - наши традиции» КГОУ НПО «ПУ № 70». Тематико-экспозиционный план.- Ребриха, 2009.
15.Архив Музея «Боевой славы» КГОУ НПО «ПУ № 42». Тематико-экспозиционный план. - Барнаул, 2001.
16.Личный архив автора. Музей истории КГОУ НПО «ПУ № 58»: схема экспозиции / авт.-сост. Д.Е. Шорина. - Буланиха, 2009.
17.Казакова, С.Ф. Выставка и ее образное решение // Музейное дело в СССР: актуальные проблемы архитектурно-художественного проектирования экспозиций исторических и краеведческих музеев: сб. науч. трудов / отв. ред. Ф.Г. Кротов; М-во культуры СССР, Центр. музей революции СССР - М., 1983. - Вып. 13.
18.Кузина, Г. А. Отражение аграрной политики КПСС и Советского государства в период развитого социализма в экспозициях краеведческих музеев (вопросы содержания) // Музеи и памятники культуры в идейно-воспитательной работе на современном этапе: сб. науч. тр. -М., 1983.
19.Архив Музея «Боевой славы» КГОУ НПО «ПЛ № 6». Тематико-экспозиционный план. - Тальменка, 2010.
20.Архив Музея истории КГОУ НПО «ПЛ №12». Тематико-экспозиционный план. - Барнаул, 2008.
21.Личный архив автора. Музей истории КГОУ НПО «ПУ №68»: фотографии экспозиции / авт.-сост. Д. Е. Шорина. - Мамонтово, 2010.
22.Архив Музея «История начального профессионального образования Алтайского края» КГОУ НПО «ПЛ № 38». Тематико-экспозицион-ный план. - Барнаул, 2010.
23.Архив Музея культуры и ремесел кумандинцев КГОУ НПО «ПУ № 4». Тематико-экспозиционный план. - Бийск, 2009.
24.Архив Музея «История русской национальной культуры» КГОУ НПО «ПУ № 1б». Тематико-экспозиционный план. - Барнаул, 2008.
25.Чевтайкина, Н.Н. Традиции и новаторство в проектировании современных музейных экспозиций II Музей в современном мире. Традиционализм и новаторство I cост. Л.А. Скрипкина. - М., 1999. - Вып. 104.
26. ГУК ГААК. Ф.Р-б31. Оп. 5. Д. б90.
27. ГУК ГААК. Ф.Р-б31. Оп. 5. Д. 53.
28.Архив Музея «История мореплавания» КГОУ НПО «ПУ № 8». Тематико-экспозиционный план. - Барнаул, 2009.
29.Hooper-Greenhill, A. Museums and Education: Purpose, Pedagogy and Performance. - London, 2007.
Bibliography
1.The Big Russian encyclopedia of museums, private collections. - М: Progress RIPOL the classic, 2009.
2. Orlova, V.A. Museum of the educational institution. Problems, experience, prospects: a collection of legal materials. - Novosibirsk : Nipkipro, 2004.
3. GAAC. F.R.^31. Оp. 5. D. 227.
4. GAAC. F.R.^31. Оp. 5. D. 3101.
5. GAAC. F.R-573. Оp. 5. D. 3247.
6. Position about a public museum of establishments of initial vocational training of subjects of the Russian Federation. - М.: the Central museum of vocational training of the Ministry of Education of the Russian Federation, 2002.
7. Skripkina, L.I. Informative exhibits of historical and local lore museums in the light of modern theories of scientific cognition II Museum in the
modern world. Traditionalism and innovation I ed. L. I. Skripkina. - Vol. 104. - M., 1999.
8. Archive of A^DJ^. The Report on activity of museums of establishments NPO for 2009. - Barnaul, 2009.
9.The Archive Museum of the history of ^Ои NGO «the professional lyceum №19». Subject and the exposure plan. - Barnaul, 2007.
10. The Archive of the Museum of the history of ^Ои NGO «PU №23». Photos [exposure]. - Barnaul, 2010.
11. The Archive of the Museum of the history of ^Ои NGO «PU №б4». Subject and the exposure plan. - Zalesovo, 2009.
12.The Archive of the Museum of «Battle and labour glory» of КGОU NGO PU №б7. Subject and the exposure plan. - Keys, 2009.
13. The Archive of the Museum of the history of regional studies КGОU NGO «PU №85». Subject and the exposure plan. - Stone-on-Ob,2009.
14.The Archive of the Museum «Our history, our traditions» КGОU NGO «PU №70». Subject and the exposure plan. - Rebrikha, 2009.
15. The Archive of the Museum of «Military glory» КGОU NGO «PU №42». Subject and the exposure plan. - Barnaul, 2008.
16. The personal archive of the author. Museum of the history of КGОU NGO «PU №58»: [exposition scheme] I ed. D.E. Shorina. -Bulanikha, 2009.
17. Kazakova, S.F. The exhibition and its figurative decision II Museum business in the USSR. Actual problems of architectural-artistic design of
expositions of historical and local lore museum: collection of scientific works. - Vol. 13. - M., 1983.
18. Kuzina, G.A. Reflection of the agrarian policy of the CPSU and the Soviet state in the period of developed socialism in the expositions of
museums (subject content) II Museums and monuments of culture in the ideological-educational work at the modern stage: scient. works. - M.: INSTITUTE of culture, 1983.
19. The Archive of the Museum of «Military glory» КGОU NGO «the professional lyceum №б». Subject and the exposure plan. - Talmenka, 2010.
20. The Archive of the Museum of «Military glory» КGОU NGO «the professional lyceum №12». Subject and the exposure plan. - Barnaul, 2008.
21.The personal archive of the author. Museum of the history of КGОU NGO «PU №б8»: photos [exposure] I ed. D.E. Shorina. -Mamontovo, 2010.
22. The Archive of the Museum of History of initial vocational training of the Altai Territory КGОU NGO «the professional lyceum №38». Subject and the exposure plan. - Barnaul, 2010.
23. The Archive of the Museum of art and crafts of the kumandin КGОU NGO «PU №4». Subject and the exposure plan. - Biysk, 2009.
24.The Archive of the Museum of «History of Russian national culture» КGОU NGO «PU №1б». Subject and the exposure plan. - Barnaul, 2008.
25. Chevtajkina, N.N. Tradition and innovation in the design of modern museum expositions II Museum in the modern world. Traditionalism and innovation I ed. L.A. Skripkina. - Vol. 104. - M., 1999.
26. GAAC. F.R.- б31. Оp. 5. D. б90.
27. GAAC. F.R. - б31. Оp. 5. D. 53.
28. The Archive Museum of the «History of navigation» КGОU NGO «PU №8». Subject and the exposure plan. - Barnaul, 2009.
29. Hooper-Greenhill A. Museums and Education: Purpose, Pedagogy and Performance. - London , 2007.
Статья поступила в редакцию 11.10.2011