Научная статья на тему 'Актуализация традиционного крестьянского образа жизни (на примере русских крестьян) как основа развития этнографического и аграрного видов туризма'

Актуализация традиционного крестьянского образа жизни (на примере русских крестьян) как основа развития этнографического и аграрного видов туризма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
318
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТУАЛИЗАЦИЯ / ОБРЯДОВАЯ КУХНЯ / RITUAL KITCHEN / РЕКОНСТРУКЦИЯ / RECONSTRUCTION / КРЕСТЬЯНЕ / PEASANTS / КУЛЬТУРА / CULTURE / ПИТАНИЕ / FOOD / UPDATED

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Реховская Татьяна Александровна

В данной статье рассматриваются вопросы актуализации традиционного крестьянского образа жизни, то есть знакомство современных людей с традиционной крестьянской культурой. Представлены различные формы актуализации. В статье отмечается неразвитость сферы внутреннего туризма в России. В связи с этим уделяется внимание путям развития внутреннего туризма в стране, подробно анализируются этнографический и аграрный виды туризма. Этнографический и аграрный виды туризма широко востребованы различными категориями населения, они могут быть представлены разными формами, но, безусловно, должны ориентироваться на крестьянский образ жизни. Актуализируя крестьянский образ жизни, можно развивать и гастрономический туризм. В статье показывается взаимосвязь различных форм актуализации и возможностей развития туризма. Отмечается, что актуализировать можно как материальное, так и духовное наследие. Большим интересом у посетителей пользуются различные фольклорные праздники, в рамках которых можно познакомиться с национальными ремёслами, одеждой или традиционной пищей. Авторы уделяют внимание участию музеев как в процессе презентации традиционной культуры, так и в развитии туризма. Отмечается, что в современных условиях музеи могут использовать различные формы работы с посетителями. Одной из востребованных форм работы является реконструкция элементов традиционной крестьянской жизни, включая реконструкцию обрядов приготовления пищи. В статье говорится о больших перспективах развития внутреннего туризма в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Реховская Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Updating the Traditional Peasant Way of Life (e.g. Russian Peasants) as a Basis for the Development of Ethnographic and Agricultural Tourism

This article is devoted to the study of two modern processes. In the field of culture at the present stage is the question of updating of historical and cultural heritage, i.e. the introduction into the daily life of traditional culture, everyday lifestyle, folklore for the purpose of meeting them on living people. This will help modern people to join the past, to feel the unity with their ancestors and to define themselves in the modern world. The article notes that in the process of actualization of historical and cultural heritage can participate in different cultural institutions, but the leading role should be given to museums as a kind of cultural institutions. In museums is fruitful scientific work associated with the revival of the past. The article analyzes different forms of actualization of historical and cultural heritage that can be represented by the fairs and exhibitions organized in museums or contests of skill and festivals held over the last few days. The author notes that the second task is the development of domestic tourism that is due-Leno both economic and cultural reasons. The development of domestic tourism will help to solve important economic problems: the attraction of financial funds in the region, creating new jobs, the development of agriculture. Two types of domestic tourism will especially contribute to the actualization of the traditional peasant way of life: ethnographic and agricultural tourism, as these types of tourism are associated with rural areas, which largely preserved the traditional culture, the bearers of which are farmers. In the center of attention of tourists can be not only intangible heritage, but also the household culture. Also tourists can get acquainted with the practice of farmers of both agricultural and industrial. The article pays attention to different tourism programmes that, according to the author, should be designed for different age groups. Special attention should be given to the child audience. As a result of the problem analysis, the author comes to the conclusion that these two activities: update of the traditional peasant way of life and tourism development of two types of domestic tourism complement each other, leading to maximum results for the benefit of the population.

Текст научной работы на тему «Актуализация традиционного крестьянского образа жизни (на примере русских крестьян) как основа развития этнографического и аграрного видов туризма»

14. Shaidulin R.V. Derevnia Tatarii: sotsial'no-ekonomicheskii aspekt. (1921-1928 gody): dis. kand. ist. nauk [The village of Tatarstan: the socio-economic aspect. (1921-1928): PhD in history diss.]. Kazan', 1990. 203 p. (In Russ.).

15. Shalamov V.A. Obraz zhizni krest'ianstva Vostochnoi Sibiri v 1920-1930-e gody (na materiale Irkutskoi oblasti i Krasnoiarskogo kraia): avtoref. dis. kand. ist. nauk [Lifestyle peasantry of Eastern Siberia in 1920-1930-ies (on the basis of the Irkutsk Region and the Krasnoyarsk Territory): abstract of PhD in history diss.]. Irkutsk, 2011. 23 p. (In Russ.).

УДК 008

АКТУАЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО КРЕСТЬЯНСКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (НА ПРИМЕРЕ РУССКИХ КРЕСТЬЯН) КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО И АГРАРНОГО ВИДОВ ТУРИЗМА

Реховская Татьяна Александровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры музейного дела, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кеморово, РФ). E-mail: rehowskaia@yandex. ru

В данной статье рассматриваются вопросы актуализации традиционного крестьянского образа жизни, то есть знакомство современных людей с традиционной крестьянской культурой. Представлены различные формы актуализации. В статье отмечается неразвитость сферы внутреннего туризма в России. В связи с этим уделяется внимание путям развития внутреннего туризма в стране, подробно анализируются этнографический и аграрный виды туризма. Этнографический и аграрный виды туризма широко востребованы различными категориями населения, они могут быть представлены разными формами, но, безусловно, должны ориентироваться на крестьянский образ жизни. Актуализируя крестьянский образ жизни, можно развивать и гастрономический туризм. В статье показывается взаимосвязь различных форм актуализации и возможностей развития туризма. Отмечается, что актуализировать можно как материальное, так и духовное наследие. Большим интересом у посетителей пользуются различные фольклорные праздники, в рамках которых можно познакомиться с национальными ремёслами, одеждой или традиционной пищей. Авторы уделяют внимание участию музеев как в процессе презентации традиционной культуры, так и в развитии туризма. Отмечается, что в современных условиях музеи могут использовать различные формы работы с посетителями. Одной из востребованных форм работы является реконструкция элементов традиционной крестьянской жизни, включая реконструкцию обрядов приготовления пищи. В статье говорится о больших перспективах развития внутреннего туризма в стране.

Ключевые слова: актуализация, обрядовая кухня, реконструкция, крестьяне, культура, питание.

UPDATING THE TRADITIONAL PEASANT WAY OF LIFE (E. G. RUSSIAN PEASANTS) AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF ETHNOGRAPHIC AND AGRICULTURAL TOURISM

Rehovskaya Tatyana Aleksandrovna, PhD in History, Associate Professor of Department of Museum Science, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: rehowskaia@ yandex.ru

This article is devoted to the study of two modern processes. In the field of culture at the present stage is the question of updating of historical and cultural heritage, i.e. the introduction into the daily life of traditional culture, everyday lifestyle, folklore for the purpose of meeting them on living people. This will help modern people to join the past, to feel the unity with their ancestors and to define themselves in the modern world.

The article notes that in the process of actualization of historical and cultural heritage can participate in different cultural institutions, but the leading role should be given to museums as a kind of cultural institutions. In museums is fruitful scientific work associated with the revival of the past. The article analyzes different forms of actualization of historical and cultural heritage that can be represented by the fairs and exhibitions organized in museums or contests of skill and festivals held over the last few days.

The author notes that the second task is the development of domestic tourism that is due-Leno both economic and cultural reasons. The development of domestic tourism will help to solve important economic problems: the attraction of financial funds in the region, creating new jobs, the development of agriculture. Two types of domestic tourism will especially contribute to the actualization of the traditional peasant way of life: ethnographic and agricultural tourism, as these types of tourism are associated with rural areas, which largely preserved the traditional culture, the bearers of which are farmers. In the center of attention of tourists can be not only intangible heritage, but also the household culture. Also tourists can get acquainted with the practice of farmers of both agricultural and industrial.

The article pays attention to different tourism programmes that, according to the author, should be designed for different age groups. Special attention should be given to the child audience. As a result of the problem analysis, the author comes to the conclusion that these two activities: update of the traditional peasant way of life and tourism development of two types of domestic tourism complement each other, leading to maximum results for the benefit of the population.

Keywords: updated, ritual kitchen, reconstruction, peasants, culture, food.

Актуализация историко-культурного наследия на современном этапе является очень важной формой постижения истории современными людьми. В результате актуализации люди могут узнать о прошлом своей страны, региона. Процесс актуализации историко-культурного наследия можно назвать - «оживление прошлого», «оживление истории». На современном этапе это вызывает у людей большой интерес, большое желание прикоснуться к истокам их современной культуры. Со своей стороны ученые - историки, музееведы, филологи, культурологи - поменяли отношение к прошлому. Если раньше рассматривались вопросы глобального исторического масштаба, то теперь обратились к изучению более частных проблем. Если раньше картину прошлого писали большими мазками, то теперь обратили внимание на детали, «повернулись лицом к человеку». У историков даже появилось новое научное направление «история повседневности», то есть история отдельных людей, их быта, их проблем и радостей.

Актуализация историко-культурного наследия может выражаться в разных формах и осуществляться представителями разных отраслей науки, разными научными и культурными учреждениями. Вопросами актуализации историко-культурного наследия могут заниматься не только профессиональные учёные, но и обычные гражда-

не, интересующиеся своим прошлым. Например, одна из форм актуализации - это реконструкция каких-то исторических событий. В последнее время создано большое количество исторических клубов, занимающихся военными реконструкциями. Однако ещё многим непонятны цели и задачи реконструкций, поэтому реконструкторам необходимо доносить до людей информацию и о своей деятельности, и о ее целях [1].

Мероприятия по актуализации историко-культурного наследия могут быть притягательными для туристов, стремящихся как отдохнуть, так и расширить свой кругозор. Как правило, наше культурное и историческое прошлое во многом связано с сельской местностью. Это не случайно. Вплоть до середины ХХ века сельское население России преобладало над городским. Своими предками крестьян имеют больше половины современных жителей страны. Это вызывает стойкий интерес к народной культуре, во всех её проявлениях. Именно сельские жители в большей степени сохраняли традиционные элементы культуры, поддерживали самобытность русского народа. В современных условиях, если мы хотим прикоснуться к настоящей народной культуре, то общаемся именно с сельскими жителями. Следовательно, на основе актуализации традиционного крестьянского быта можно широко развивать этнографический и аграрный виды туризма.

Внутренний туризм развивается в России крайне медленно, но, тем не менее, существуют определенные традиции данного вида туризма, разработаны старые и возникают новые маршруты, то есть осуществляется плодотворная работа в данном направлении. Этнографический туризм имеет достаточно продолжительную историю существования в России, чего нельзя сказать об агротуризме. Он только начинает зарождаться в России.

Между тем, сельский или аграрный туризм широко развит в мире. Зародившись во Франции и Италии в 70-80-х годах ХХ века, он широко распространился и в ряде других стран Европы и Азии. Развитие аграрного туризма было вызвано сокращением сельского населения в этих странах. Миграция жителей из сельской местности была вызвана, прежде всего, нехваткой рабочих мест. Решить эту проблему (создать новые рабочие места) и был призван сельский туризм. Привлекая большое количество путешественников, этот сегмент туристического рынка приносит и большие доходы, что в свою очередь подталкивает предпринимателей ещё больше развивать данное направление.

В отечественной научной литературе не сложилось единого мнения о концепции и понятии, характеризующих отдых людей в сельской местности. В литературе для обозначения такого вида отдыха как равнозначные употребляются понятия: «сельский туризм», «аграрный туризм», а некоторые специалисты называют его «зеленый туризм». Это приводит к многочисленным дискуссиям среди исследователей и практиков по вопросам как организовывать данный вид туризма, чем отдыхающие должны заниматься, проживая в сельской местности.

Как было отмечено выше, в России этот вид туризма практически не развит, как и вообще внутренний туризм. Причин здесь может быть достаточно, начиная от отсутствия поддержки государства, заканчивая сложившимся стереотипом мышления россиян о престижности именно заграничного отдыха. Вместе с тем, если серьезно проанализировать ситуацию, в нашей стране существуют предпосылки для развития агроту-ризма. Одна из них - это наличие территорий, на которых можно создавать инфраструктуру данного туристического направления. Вторая предпосылка, назовем ее «ментальная», - это на-

личие большого количества людей, которые предпочли бы всем прочим видам отдыха спокойный отдых «на природе».

К таким отдыхающим можно отнести группу людей, представители которой в своё время (60-е - начале 70-х годов ХХ века) покинули деревню, переселившись в города, но, так и не потеряв духовной связи, со своей малой Родиной. Многие из них испытывают ностальгию по временам своей юности и молодости, проведенным в сельской местности. Есть и такие люди, которые бы хотели спокойно отдохнуть, занимаясь сбором ягод, грибов, ловлей рыбы. Интерес вызывает народная культура, как было отмечено выше, и у современных горожан, потомков крестьян. В большей степени народная культура сохраняется именно в сельской местности.

Безусловно, имеются и серьёзные причины для развития сельского туризма. Основная из них - это кризис аграрного сектора экономики современной России. В социальной сфере это выражается в сокращении численности сельского населения, в низком уровне его жизни. Развитие данного вида туризма будет способствовать созданию новых рабочих мест на селе, повышению жизненного уровня сельчан.

Этнографический и сельский виды туризма могут быть представлены разными организационными формами. Но доминирующим направлением здесь должна быть ориентация на традиционный крестьянский уклад. Попадая в сельскую местность, человек переносится в другую социальную среду, тесно связанную с природой, имеющую другой бытовой уклад. Этот сельский, или крестьянский, образ жизни складывался в результате взаимодействия человека с природой, взаимодействия социального и биологического. Именно к этому природному началу стремится человек, попадая в традиционный сельский, иначе говоря, крестьянский уклад.

При данных видах туризма местом проживания отдыхающих, безусловно, должны стать традиционные крестьянские дома. Старые постройки сейчас практически не сохранились, но при этом сохранились чертежи и макеты традиционных русских домов. Отдыхающему можно предложить на выбор проживание либо в современном крестьянском доме, который довольно часто сейчас имеет разные коммунальные удобства, или смоделированном традиционном доме.

Символом такого дома для современного человека всегда была и остаётся русская печь. Поэтому, по возможности, надо построить и русские печи. Интерьер дома также должен соответствовать крестьянским бытовым традициям, начиная с обстановки и заканчивая утварью. В таком случае достигается аутентичность реальной атмосферы. Туристы знакомятся с традиционным крестьянским бытовым укладом.

Питание туристов также должно быть выдержано в русских традициях. В современном обществе, несмотря на гастрономические заимствования, сохраняется традиционная русская кухня. Это, прежде всего, выражается в использовании традиционного набора продуктов, технологиях приготовления блюд и их ассортименте. Ученые считают, что пища - наиболее устойчивый компонент традиционной культуры, который поддерживается и сохраняется народом дольше всех ее элементов. Соответственно, знакомство с национальной кухней позволяет в большой степени познакомиться с традициями народа. Степень ещё большей аутентичности может быть достигнута при использовании приёмов приготовления пищи и напитков, свойственных традиционной кулинарной системе, а именно - в русской печи. Качественно приготовленная и вкусная пища может стать дополнительным стимулом привлечения туристов.

Как известно, существует и такой вид туризма, как гастрономический, когда туристов привлекает возможность попробовать какие-то блюда или напитки. Среди разнообразного ассортимента русской кухни, от жидких блюд до выпечки, можно выбрать наиболее востребованные или знаковые, которые ассоциируются именно с русской кухней. Как правило, таким блюдом являются блины с икрой. Можно пойти и по другому пути: предложить туристам традиционные русские, но малоизвестные блюда или изменить технологию их приготовления. Например, ранее популярным, а теперь забытым блюдом является кулага. Не меньшей популярностью будут пользоваться и традиционные напитки: квас, сбитень. Существуют и особые традиционные технологии приготовления этих напитков.

Для многих людей, выбирающих сельский туризм, не малую роль играет качество продуктов питания. Они выбирают экологически чистую, натуральную продукцию. В условиях прожива-

ния в сельской местности такой продукцией напрямую их могут снабжать местные крестьяне. В данном случае наблюдается обоюдная выгода: крестьяне находят рынки сбыта для своей продукции, получая тем самым дополнительный доход, а туристы питаются натуральными качественными продуктами питания.

В рамках проекта этнографического и сельского видов туризма могут использоваться и определённые просветительские акции. Например, отдыхающим рассказывают о традиционной русской кухне и параллельно с этим устраивается дегустация блюд, приготовленных по технологиям, известным русским крестьянам. Можно использовать элементы реконструкции крестьянской трапезы с соблюдением всех традиций питания. Своего рода реконструкцией будет считаться процесс приготовления традиционной русской пищи. Участвовать в этом процессе будет интересно и взрослым, и детям. К тому же занятия здесь найдутся для каждого. К примеру, мужчины должны будут наколоть дров, наносить воды, а женщины могут растопить печь, замесить тесто, а затем вместе с детьми что-то испечь. Можно применить и традиционные технологии приготовления кваса, пива, сбитня.

Помимо знакомства с бытом русских крестьян туристы могут познакомиться с традиционными крестьянскими занятиями. Это знакомство может осуществляться в нескольких формах. Во-первых, туристы могут наблюдать за традиционными занятиями крестьян. Во-вторых, они могут сами участвовать в крестьянской деятельности. Как известно, основным занятием крестьян было земледелие. Этот процесс в настоящее время достаточно сложно реконструировать в его традиционном виде, познакомиться с этим видом крестьянкой деятельности можно на экскурсиях или во время лекций.

Второе весьма важное занятие крестьян -это животноводство. Как известно, в своих подсобных хозяйствах крестьяне держали разные породы крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, различную птицу. Такое животноводческое мини-хозяйство необходимо иметь при развитии аграрного туризма. Поучаствовать в его работе могут и дети, и взрослые. Безусловно, экзотичным для городского ребёнка будет выглядеть, например, доение коровы. Однако, еще бо-

лее экзотическим явлением будет участие в этом процессе. Дети могут доить корову, поить телят, кормить животных.

Это будет иметь большое положительное значение для эмоционального состояния ребенка. Таким образом, он имеет возможность общаться с представителями животного мира, что будет развивать в нем любовь ко всему живому и чувство ответственности за сохранение природы. Как доказано клиническими испытаниями, общение с животными оказывает благотворное влияние не только на психическое состояние человека, но и на его физическое здоровье. Во многих странах применяется такой метод реабилитации и взрослых, и детей, как иппотерапия.

Наряду с бытовыми и хозяйственными традициями можно актуализировать и духовные традиции русского народа. Самыми распространенными видами духовного наследия, с которыми знакомо большинство современного населения, - это национальные песни, танцы, сказки. Одним из важных мероприятий по актуализации духовного наследия народа будет являться фольклорный праздник. Организовать его можно разными способами. Во-первых, такие праздники могут проходить и один день, и несколько. Во-вторых, можно ограничиться песенным творчеством, а можно использовать и другие формы - театрализацию, конкурсы мастеров, национальные игры, чтобы привлечь внимание и взрослых, и детей.

При организации фольклорных праздников предпочтительнее проводить их в течение нескольких дней. В результате этого можно привлечь большее количество туристов, которые более полно познакомятся с традиционной культурой. В ходе организации таких праздников должны работать несколько площадок, чтобы национальная культура была представлена во всем многообразии: песенное творчество, танцевальное мастерство, театрализованные представления. Большой интерес у представителей всех возрастных групп вызовет проведение национальных игр, а, как известно, у русского народа они были весьма разнообразными.

Русские крестьяне, как мужчины, так и женщины, славились своим мастерством. И по сей день сохраняются эти традиции отдельными людьми. В рамках фольклорных праздников можно провести конкурсы таких мастеров. Мужчины могут

соревноваться в плотницком, бондарском, гончарном, сапожном или других видах ремесла. Женщины могут показать свое умение в ткачестве, плетение, вязании, вышивании и т. д. Безграничны и их возможности в кулинарном искусстве, начиная от изготовления элементарных блинов и заканчивая приготовлением традиционных русских курников или изготовлением традиционного русского пива. В рамках этих праздников можно проводить ставшие сейчас очень популярными мастер-классы по изготовлению традиционных бытовых предметов: посуды, одежды, игрушек; кушаний и напитков. Такие мастер-классы повышают заинтересованность туристов и позволяют им напрямую соприкоснуться с народной культурой.

Все фольклорные праздники способствуют популяризации этнографического туризма, так как происходит непосредственное постижение традиционной народной культуры, что, по сути, является целью этнографического туризма. Большую роль в жизни крестьян играла ярмарка. Ярмарка - это традиционная русская форма организации торговли, но очень часто она сопровождалась праздничными мероприятиями. В современных условиях можно провести ярмарку как стилизованное праздничное событие, а можно организовать настоящее торговое мероприятие, используя элементы традиционной русской культуры. В данном случае будет развиваться аграрный туризм. В ярмарке могут принимать участие сельские товаропроизводители, а туристы являются потенциальными покупателями.

Большую роль в актуализации крестьянского образа жизни играют музеи. Современная музейная система страны включает в себя большое количество разнообразных музеев, и во многих из них широко представлена крестьянская тематика. К числу таких музеев можно отнести этнографические музеи, цель которых состоит в презентации традиционной культуры. Некоторые этнографические музеи специализируются сугубо на сельской или крестьянской тематике. Существуют специализированные технические музеи, в экспозициях которых среди прочих может быть представлена и сельскохозяйственная техника. Создаются профильные сельскохозяйственные музеи, например, музей хлеба. Практически в каждом населённом пункте есть краеведческий музей, который имеет в своей экспозиции предметы крестьянского быта.

В последнее время происходят большие изменения в работе музеев: меняются формы их работы, ставятся новые задачи. К новым формам работы музеев относится актуализация историко-культурного наследия, к которому, безусловно, относится традиционная крестьянская культура. Актуализация разных видов историко-культурного наследия может проводиться в форме реконструкции традиционных крестьянских занятий, как сельскохозяйственных, так и ремесленных. Реконструкция элементов традиционного быта также возможна в стенах музея. В частности в музее можно реконструировать праздник или обряд, восстановив его подлинные элементы, подготовить традиционные костюмы, приготовить традиционные блюда. Традиционная обрядовая кухня каждого народа уникальна и отражает не только знания о приготовлении блюд, но и выражает многие культурные традиции и представления [2]. В последнее время появляется все больше музеев под открытым небом, то есть музеев, в которых имеется больше возможностей заниматься актуализацией историко-культурного наследия. Очень часто такие музеи создаются непосредственно в сельской местности, что облегчает процесс актуализации традиционной крестьянской культуры.

Деятельность музеев напрямую способствует развитию этнографического туризма, так как

позволяет посетителям ознакомиться с традиционной крестьянской культурой. Создаваемые в сельской местности музеи способствуют развитию аграрного туризма, так как привлекают дополнительных посетителей. Как было отмечено выше, актуализацией традиционного крестьянского наследия могут заниматься разные учреждения культуры. Отличительной особенностью музейной актуализации является ее научная обоснованность и тщательная проработка. Прежде чем показать какой-то экспонат посетителям или организовать какое-то мероприятие, сотрудники музея проводят предварительный научный анализ, чтобы предоставить вниманию зрителей подлинный музейный продукт, сами музейные работники постоянно повышают свой профессиональный уровень [3]. Таким образом, можно прийти к выводу, что в настоящее время имеются предпосылки для развития двух видов внутреннего туризма: этнографического и сельского. В настоящее время два современных процесса: актуализация историко-культурного наследия и развитие туризма пересекаются и взаимодополняют друг друга. Востребованность в туристских продуктах способствует деятельности по актуализации историко-культурного наследия, а деятельность музеев и других учреждений культуры по оживлению культурного наследия привлекает людей и способствует развитию туризма.

Литература

1. Богданов С. В., Волошинов А. В. Инженерия духа: движение военно-исторической реконструкции и формирование ценностей современного общества // Обсерватория культуры. - 2014. - № 6. - С. 30-36.

2. Кимеева Т. И., Глушкова П. В. Актуализация традиционной обрядовой кухни в деятельности музеев Кемеровской области // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2014. - № 28. - С. 49-55.

3. Родионова Д. Д., Покровская А. Ф. Проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности музейных специалистов // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2014. - № 28. - С. 13-18.

References

1. Bogdanov S.V., Voloshinov A.V. Inzheneriia dukha: dvizhenie voenno-istoricheskoi rekonstraktsii i formirovanie tsennostei sovremennogo obshchestva [Engineering spirit: the movement of military-historical reconstruction and the formation of values of a modern society]. Observatoriia kul'tury [Observatory of culture], 2014, no 6, pp. 30-36. (In Russ.).

2. Kimeeva T.I., Glushkova P.V. Aktualizatsiia traditsionnoi obriadovoi kukhni v deiatel'nosti muzeev Kemerovskoi oblasti [Updating traditional ritual cuisine in activities of museums of the Kemerovo region]. Vestnik Kemerovsk-ogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo state University of culture and arts], 2014, no 28, pp. 49-55. (In Russ.).

3. Rodionova D.D., Pokrovskaya A.F. Problemy ispol'zovaniia informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii v professional'noi deiatel'nosti muzeinykh spetsialistov [Problems of use of information and communication technologies in the professional activities of the Museum's specialists]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo state University of culture and arts], 2014, no 28, pp. 13-18. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.