УДК 37.013.42
ББК74.04
С-34
Сидоркин Владимир Александрович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры управления и экономики ГПС Академии Государственной противопожарной службы МЧС России, е-mail: [email protected];
Азарянский Алексей Александрович, Первый заместитель начальника Главного управления МЧС России по Республике Адыгея;
Булдаков Игорь Анатольевич, доцент кафедры экологии и защиты окружающей среды Майкопского государственного технологического университета.
АКТУАЛИЗАЦИЯ РОЛИ ОБЩЕСТВА В ВОСПИТАНИИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
(рецензирована)
В работе показана актуальность психологических и социальных условий подготовки детей к возникающей опасности от пожара. Проанализированы труды некоторых ученых в рассматриваемом направлении. Предложены варианты решения изучаемой проблемы.
Ключевые слова: пожарная безопасность, дети, чувства и эмоциональное состояние, потребность в безопасности, формирование готовности к безопасному поведению.
Sidorkin Vladimir Alexandrovich, Candidate of Pedagogics, professor of the Department of Management and Economics of SFS of the Academy of the State Fire Service of MES of Russia, e-mail: [email protected];
Azaryansky Alexey Alexandrovich, First Deputy Chief of the Russian Ministry of Emergency Situations of the Republic of Adygea;
Buldakov Igor Anatolievich, assistant professor of the Department of Ecology and Environmental protection of Maikop State Technological University.
THE RELEVANCE OF THE ROLE OF SOCIETY IN TEACHING YOUNGER GENERATION CULTURE SAFETY
(Reviewed)
The article shows the relevance of psychological and social conditions of preparing children for the dangers arising from fire. The works of some scientists in this field are analyzed. Solutions to the problem being studied are proposed.
Keywords: fire safety, children, feelings and emotional state, need for security, formation of readiness for safe behavior.
...Дети, как ростки, нуждаются в безопасности.
Проблема безопасности в России становится чрезвычайно актуальной в наше время. Детям нужна защита государства от различных видов опасности, в том числе и от пожаров. Безопасность детей - одно из важнейших направлений национальной безопасности государства [1].
Вопросы пожарной безопасности довольно актуальны в Российской Федерации в настоящее время, сотни, десятки сотен пожаров ежедневно происходит в стране. В связи с
чем обучение детей безопасному поведению сегодня как никогда актуально для самих детей и окружающего мира. Дети должны при виде возникшего пожара подавлять возникающую панику, т.е. действовать в сложившихся обстоятельствах до приезда профессионалов немедленно, грамотно и решительно ребенок должен быть аналитиком и тактиком быстрого реагирования. Ежегодно в весенне-летний период на территории Российской Федерации возникает десятки тысяч лесных пожаров, на которых сгорают сотни тысяч гектаров леса. Основными причинами возникающих пожаров являются сельскохозяйственные палы, неосторожное обращение с огнем и детская шалость с огнем. Очень важно человеку осознавать необходимость безопасного поведения особенно ребенку. Необходимо вырабатывать у ребенка и закладывать в подсознание с ранних лет необходимость безопасного поведения. Для благотворного, результативного воздействия на формирование общепринятой культуры безопасности между людьми, необходимо непрерывное но ненавязчивое внедрение в его сознание ответственного отношения к соблюдению правил и норм пожарной безопасности, что должно стать важнейшим элементом в социальных отношениях между взрослыми и детьми [2].
Решение возникающей проблемы становится актуально при дальнейшем позитивном развитии общества в экономическом и социальном плане, и требует определенного подхода в области безопасности. Безопасность ребенка да и взрослого человека можно рассматривать в трех сферах его жизненного пространства - природной, техногенной и социальной сферы. Люди, в частности дети, наиболее уязвимы в вопросах безопасности в социальной сфере. В данном аспекте необходимо проводить образовательную политику в области пожарной безопасности и безопасности вообще. Массовая гибель в результате стихийных и техногенных катастроф происходит в социальной сфере или на границах её взаимодействия с другими сферами. Именно в этой сфере человек и общество должны искать и находить практическое наиболее эффективное решение проблемы безопасного поведения [3].
Безопасность, как элемент содержания обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях, начиная со школьной скамьи включает систему знаний, направлений деятельности и правил безопасности, основная функция которых -формирование и развитие у детей готовности к предупреждению опасных факторов в любой сфере, создание и укрепление социальных условий безопасности. В этом заложен смысл безопасной жизнедеятельности, решение данной проблемы заложено в основе опыта безопасной жизнедеятельности предыдущих поколений, творческого подхода к решению проблем безопасности, учитывая и используя ценности самой жизни, используя опыт самосовершенствования людей и общества в местах обитания, различных жизненных сферах, воспитании детей на личном примере, на личном опыте и на примере и опыте других наиболее ярких личностей.
В достижении этой цели основные функции должны распределяться между образовательными учреждениями различного уровня начиная с детского сада, а также между общественными, религиозными организациями, к полномочиям или уставным положениям которых относится воспитание подрастающего поколения необходима также поддержка государства которая должна являться руководящей и приравниваться к основной составляющей идеи воспитания подрастающего поколения, с учетом развития общества в современном мире и особенно поддерживаться на законодательном уровне.
Федеральный закон Российской Федерации ФЗ-273 "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. в качестве одного из принципов государственной политики в области образования закрепил гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Из принципа, признающего приоритетность жизни и здоровья человека, вытекает требование к деятельности педагога и воспитателя: которые должны быть готовы к сохранению жизни и здоровье детей.
Одной из задач непрерывного обучения безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе является формирование у детей ответственного отношения к вопросам безопасности, безопасности личной и вопросам безопасности общества, других окружающих его людей. По мнению многих учёных (В.И. Бачевский, Н.Д. Никандров, В.А. Середа, А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, Р.А. Шабунин и др.), школьный возраст, а особенно, возраст, охватывающий среднее школьное звено, наиболее благоприятен для формирования у человека отношения личной и коллективной безопасности.
Необходимо особо выделить направление формирования безопасного поведения детей при пожаре, так как это самая распространенная, опасная и трагическая по количеству жертв чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) в Российской Федерации.
Как показывает статистика последних лет, во многом благодаря комплексным мероприятиям, проведенным государственными и муниципальными органами власти, общественными организациями, осуществляющими деятельность по обучению населения (детей) в области пожарной безопасности, удалось добиться тенденции к снижению количества пожаров по причине детской шалости с огнём, с 4895 в 2008 году до 2821 в 2015 году.
На обеспечение пожарной безопасности затрачиваются колоссальные средства на общегосударственном и региональном уровнях. В частности, ранее в 2009-2010 гг. по федеральным целевым программам на мероприятия по укреплению пожарной безопасности образовательных организаций израсходовано более 12 млрд. рублей.
Существенно значимой новацией явилось выполнение МЧС России, в рамках реализации федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года» программно-аппаратного комплекса для обучения школьников, в том числе с ограниченными возможностями, основам и навыкам пожарной безопасности и компьютерной энциклопедии «Пожарная безопасность образовательного учреждения».
Вместе с тем, следует помнить, что за вышеуказанный период в Российской Федерации произошло более 900 тысяч пожаров, на которых погибло свыше 65 тысяч человек, из них более 4,5 тысяч детей (около 70 % в возрасте до 6 лет), травмировано свыше 5 тысяч детей.
В решении задач пожарной безопасности важная роль принадлежит специфической, сложной социально-экономической системе - системе обеспечения пожарной безопасности [4].
Потребность общества в подготовке населения, учащихся и воспитанников образовательных организаций к действиям в ЧС является первоочередной. В то же время, воспитатели дошкольных и учителя образовательных организаций, в т.ч., преподающие предмет ОБЖ, недостаточно ориентированы на изучение, исследование эмоционального
состояния детей при наличии опасности.
Недоработка программ обучения и недостаточность времени, отводимого на изучение вопросов пожарной безопасности в базисном учебном плане, отсутствие в основной массе образовательных организаций оборудованных классов (уголков) пожарной безопасности, небольшая часть родителей участвует на часах классного руководства при рассмотрении проблем безопасного поведения детей. Недостаточно эффективно организован учебно-воспитательный процесс обучения вопросам безопасности подрастающего поколения в системе дополнительного образования детей и образовательных организациях пенитенциарной системы. Всё это снижает уровень формирования готовности детей к опасности.
Ощутимый вклад в дело воспитания безопасного, сберегающего поведения детей и формирования базовых ценностей могут внести общественные организации, религиозные конфессии и старейшины населенных пунктов. Как пример, волонтёрские организации Адыгейского государственного университета, старейшины и ветераны пожарной охраны Северного Кавказа вносят определённую лепту в воспитание, в т.ч. и безопасного поведения подрастающего поколения, в связи с чем, в регионе наблюдается минимальное количество пожаров, связанных с детской шалостью с огнём.
Ряд общественных организаций осуществляет деятельность по обучению населения и воспитанию детей в области пожарной безопасности.
Многие годы эта миссия является приоритетной для некоммерческого партнёрства «ПожСоюз», автономной некоммерческой организации «Женщины за безопасность», Общероссийской общественной организации «Российский союз спасателей» и др. Проведение олимпиад по вопросам ОБЖ, организация профильных детских лагерей «Огнеборец», «Юный спасатель» и встреч с ветеранами, конкурсов инновационных разработок, рисунков и поделок - это неполный перечень мероприятий, проводимый названными организациями, который ложится фундаментом формирования готовности детей к организованным действиям при возникновении опасности пожара.
На Руси и позднее в России, когда случался пожар, били в церковный колокол. Религиозная организация, как институт общества - это огромный воспитательный и информационный ресурс. Традиционные религии имеют определенные возможности для полноценного служения в таких важнейших сферах, как поддержка семьи и материнства, воспитание и образование детей, молодёжная политика, решение социальных проблем, которых у нас ещё очень и очень много. В связи с этим, повышается роль конфессиональных организаций в воспитании и формировании безопасного поведения подрастающего поколения. Однако в настоящее время, реализуемые воспитательные мероприятия в области пожарной безопасности: открытие и освящение пожарных депо, добровольных
противопожарных формирований, дружин юных пожарных, носят фрагментарный характер. Поток информации, идущий из Интернет-ресурсов и СМИ оказывает не всегда положительный эффект на мировоззрение и дальнейшее поведение детей, тому немало печальных примеров.
Кроме того, малоэффективно используется потенциал психологов организаций и школьных психологов в исследовании посттравматического состояния детей, в диагностике и коррекции поведения обучающихся и воспитанников с учетом их психофизиологических и возрастных особенностей в случае опасности, с целью
формирования у них конструктивного отношения к опасности пожара, чрезвычайным ситуациям и готовности к безопасному поведению [5].
Взрослые, созданием определенных условий должны учить детей незамедлительно и адекватно реагировать на ситуацию опасности. Необходимо, доводить до сведения детей информацию о физико-химических явлениях, происходящих в процессе горения, скорости распространения и опасных факторах пожара (задымление, повышенная температура, возможность обрушения конструкций, недостаток кислорода), средствах пожаротушения, знаках безопасности и главное, действиях в случае возникновения пожара.
Так, в соответствии с Порядком создания и деятельности добровольных дружин юных пожарных, организация и проведение практических занятий с обучающимися образовательных организаций по эвакуации людей из образовательной организации в случае возникновения пожара, а также по пользованию первичными средствами пожаротушения осуществляется совместно с педагогическими работниками образовательных организаций и (или) работниками пожарной охраны [6].
Примером «системной практики» начиная с 2012 года и на протяжении ряда лет может служить шефская воспитательная деятельность студентов разных курсов обучающихся по специальности "Пожарная безопасность" кафедры "Экологии и защиты окружающей среды" Экологического факультета ФГБОУ ВПО "Майкопский
государственный технологический университет" над воспитанниками детских садов города Майкопа, в вопросах обеспечения пожарной безопасности. При проведении занятий-бесед в игровой и доступной форме, проведении различных викторин, малыши открыто и с доверием воспринимают информацию о пожарной безопасности, обращении с огнем и обучению безопасного поведения в случае возникновения пожара, которую им преподносят «взрослые» дети студенты ВУЗа.
В заключении необходимо отметить значимость создания различного рода добровольных формирований и поддержания условий социально-партнерского взаимодействия государственных и общественных институтов, осуществления комплексного подхода к проведению организационно-методических и социальноориентированных мероприятий в сфере обеспечения детской безопасности.
Литература:
1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: учебник для вузов. М.: Просвещение, 2006. 574 с.
2. Слуев В.И. Физика и культура безопасности общества: монография. М.: Академия ГПС МЧС России, 2002. 73 с.
3. Воробьёв Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Комплексная безопасность человека // Основы безопасности жизнедеятельности. Вып. 11. М., 2011. С. 13-16.
4. Системный анализ и проблемы пожарной безопасности народного хозяйства / Брушлинский Н.Н. [и др.]. М.: Стройиздат, 1988. 413 с.
5. Сидоркин В.А. Психолого-педагогические условия формирования готовности детей к организованным действиям при пожаре: монография. Калининград: Балтийский фед. ун-т им. И. Канта, 2011. 114 с.
6. Об утверждении Порядка создания и деятельности добровольных дружин юных пожарных: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 сентября 2015 г. №971.
References:
1. Anisimov V.V., Grokholskaya O.G., Nikandrov N.D. General principles of pedagogy: a textbook for high schools. M.: Education, 2006. 574p.
2. Sluev V.I. Physics and society security culture: a monograph. M.: Academy of SPS of MES of Russia, 2002. 73 p.
3. Vorobiev Y.L., Akimov V.A., Sokolov Yu.I. Integrated human security // Basics of life safety. Vol. 11. M., 2011. P. 13-16.
4. System analysis and fire safety problems of the economy / Brushlinskiy N.N. [and etc.]. M.: Stroyizdat, 1988. 413 p.
5. Sidorkin V.A. Psycho-pedagogical conditions of formation of readiness of children to organized action in case of fire: a monograph. Kaliningrad: Baltic fed. Univ named after I. Kant, 2011. 114p.
6. On approval of the Establishment and activities of voluntary teams of young firefighters: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on September 3, 2015 №971.