Научная статья на тему 'Роль общественных организаций в формировании пожаробезопасного поведения детей'

Роль общественных организаций в формировании пожаробезопасного поведения детей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
471
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЧУВСТВА И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ / FIRE SAFETY / FEELINGS AND EMOTIONAL STATE / EDUCATION OF CHILDREN / NEED FOR SAFETY / DEVELOPMENT OF READINESS FOR SAFE BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сидоркин Владимир Александрович

Рассмотрена проблема социальных и психолого-педагогических условий формирования готовности детей к безопасному поведению в условиях пожара. Указана роль школы и общественных организаций в формировании правил безопасного поведения детей. Определены формы учебных занятий и внеучебных мероприятий, способствующих созданию готовности к безопасному поведению детей в экстремальных ситуациях. Указаны условия эффективного социально-партнерского взаимодействия государственных и общественных институтов для формирования у учащихся норм адекватного поведения в чрезвычайных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сидоркин Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF COMMUNITY ORGANIZATIONS IN DEVELOPING FIRE-SAFE BEHAVIOR OF CHILDREN

We consider social and psycho-pedagogical conditions for developing the preparedness of children for situations of fire risk. The role of schools and community organizations in shaping the rules of safe behavior of children is emphasized. We identify the forms of classroom and extracurricular activities that contribute to preparedness of children to safe behavior in emergency situations. We also describe the conditions for effective interaction of state and public institutions in terms of social partnership for developing in school students the standards for adequate behavior in emergencies.

Текст научной работы на тему «Роль общественных организаций в формировании пожаробезопасного поведения детей»

204 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2016, № 2 (42), с. 204-207

УДК 37.013

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЖАРОБЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

© 2016 г. В.А. Сидоркин

Академия Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Москва

[email protected]

Статья поступила в редакцию 15.01.2016 Статья принята к публикации 21.04.2016

Рассмотрена проблема социальных и психолого-педагогических условий формирования готовности детей к безопасному поведению в условиях пожара. Указана роль школы и общественных организаций в формировании правил безопасного поведения детей. Определены формы учебных занятий и внеучебных мероприятий, способствующих созданию готовности к безопасному поведению детей в экстремальных ситуациях. Указаны условия эффективного социально-партнерского взаимодействия государственных и общественных институтов для формирования у учащихся норм адекватного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Ключевые слова: пожарная безопасность, чувства и эмоциональное состояние, потребность в безопасности, формирование готовности к безопасному поведению.

Глобальные изменения, происходящие в современном мире, в значительной степени связаны с внедрением новых технологий, которые не только дают человечеству возможность более широкого удовлетворения своих потребностей, но и определяют тенденции возрастания угроз для жизни и здоровья людей. Не вызывает сомнения потребность в обучении подрастающего поколения безопасному для себя и окружающих поведению. Безопасность детей - один из важнейших факторов национальной безопасности завтрашнего дня [1].

Очень важно подводить человека к осознанию необходимости безопасного поведения. Для оказания положительного влияния на формирование культуры безопасности необходимо внедрение в сознание людей ответственного отношения к соблюдению правил и норм безопасности, что должно стать важнейшим элементом в социальных отношениях и требует осуществления определённой образовательной политики в области безопасности [2]. Безопасность человека и человечества в целом рассматривается в рамках трех составляющих сфер жизненного пространства: природной сферы, техносферы и социальной сферы. Наиболее уязвимой является социальная сфера, поскольку массовая гибель в результате стихийных и техногенных катастроф происходит в социальной сфере или на границах её взаимодействия с другими сферами. Именно в этой сфере человек и общество могут найти эффективное решение проблемы безопасного поведения [3].

Важнейшим социальным институтом является школа. Безопасность как элемент содержания обучения и воспитания включает систему знаний, способов деятельности и правил безопасности, основная функция которых -формирование и развитие у детей готовности к предупреждению опасных факторов, соблюдению правил личной и коллективной безопасности. Это опыт безопасной жизнедеятельности по образцу, опыт творческого решения проблем безопасности, ценности и смыслы безопасной жизнедеятельности, опыт самосовершенствования в области безопасной жизнедеятельности, воплощенные в учебном материале, материальных объектах, личности педагога и школьников и т.д. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 в качестве одного из принципов государственной политики в области образования закрепил гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Из принципа, закрепляющего приоритетность жизни и здоровья человека, вытекает требование к деятельности учителя и воспитателя: они должны быть готовы к сохранению жизни и здоровья детей.

Дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в комплексе с другими предметами обучения должна обеспечивать следующее:

- обучение (вооружение учащихся системой знаний, умений и навыков);

- воспитание (формирование научного мировоззрения, активной социальной позиции);

- развитие (формирование творческого мышления, укрепление «социального иммунитета», способствующего психологической подготовке к успешной деятельности в современной техногенной среде).

Вместе с тем изучение дисциплины ОБЖ в основном ограничивается аудиторными теоретическими занятиями; практико-ориентирован-ный, компетентностный подход к преподаванию этой дисциплины разработан недостаточно. Недоработаны программы обучения по курсу ОБЖ. Время, отводимое на изучение вопросов пожарной безопасности в базисном учебном плане курса ОБЖ, составляет лишь 10 часов (во 2, 4, 6, 9-11 классах тема пожарной безопасности вообще не изучается). Поэтому уроки не могут дать полноты знания основ пожарного дела и слабо формируют готовность детей к безопасному поведению. К тому же высока доля формального отношения взрослого населения к обучению навыкам защиты от пожаров, что подтверждается проводимыми социологическими исследованиями.

Одной из задач непрерывного обучения безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе является формирование у подростка ответственного отношения к безопасной деятельности. По мнению многих учёных (В. И. Бачевский, Е.Н. Литвинов, В.В. Поляков, Ю.В. Репин, А.Г. Рыхнов, В.А. Середа, А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, Р.А. Шабунин и др.), школьный возраст, и особенно возраст, охватывающий среднее школьное звено, наиболее благоприятен для формирования у человека правильного отношения к обеспечению личной и коллективной безопасности.

Необходимо особо выделить направление формирования безопасного поведения детей при пожаре, так как это самая распространенная опасная и страшная по количеству жертв чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) в Российской Федерации. Ведущая роль в достижении этой цели принадлежит образовательным учреждениям, а также общественным организациям, к полномочиям или уставным положениям которых относится воспитание подрастающего поколения. Прочные навыки соблюдения требований пожарной безопасности формируются длительной и систематической разъяснительной работой. Обучение противопожарным правилам проводится в неразрывной связи с общим учебно-воспитательным процессом (как во время уроков, так и при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий).

Занятия на противопожарную тематику должны воспитывать у учащихся чувство ответственности за сохранность общественной собственности, учить их осторожности при пользо-

вании огнем, электрическими приборами, средствами бытовой химии и т.д. Противопожарная разъяснительная работа включает в себя занятия с учащимися, беседы с их родителями, организацию тематических вечеров и викторин, изготовление плакатов и лозунгов на противопожарные темы, выпуск номеров стенгазет, встречи с работниками и ветеранами пожарной службы, участие в конкурсе сочинений и рисунков на противопожарные темы, посещение пожарно-технических центров и их филиалов, организацию противопожарной агитации в школе, выставок плакатов и литературы по противопожарной тематике, проведение экскурсий в пожарную часть и знакомство с пожарной техникой и вооружением, показ диа-, кино-, видеофильмов на противопожарную тематику. Периодически необходимо приглашать на родительские собрания, общешкольные линейки и классные сборы работников местной пожарной охраны; после встречи-беседы демонстрировать кинофильмы противопожарной тематики, организовывать викторины, показ средств тушения пожара и приемов тушения огня.

Как показывает статистика последних лет, во многом благодаря комплексным мероприятиям, проведенным государственными органами власти и общественными организациями, осуществляющими деятельность по обучению населения (детей) в области пожарной безопасности, удалось добиться тенденции к снижению количества пожаров по причине детской шалости с огнём (с 4895 в 2008 г. до 2821 в 2012 г.).

На обеспечение пожарной безопасности затрачиваются колоссальные средства на общегосударственном и региональном уровнях. В частности, ранее, в 2009-2010 гг., на мероприятия по укреплению пожарной безопасности образовательных учреждений было израсходовано более 12 млрд рублей.

Существенно значимой новацией явилось создание Министерством по чрезвычайным ситуациям РФ России (в рамках реализации федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года») программно-аппаратного комплекса для обучения школьников, в том числе с ограниченными возможностями, основам и навыкам пожарной безопасности и компьютерной энциклопедии «Пожарная безопасность образовательного учреждения».

Вместе с тем следует помнить, что за вышеуказанный период в Российской Федерации произошло более 900 тысяч пожаров, на которых погибло свыше 65 тысяч человек, из них более 4.5 тысяч детей (около 70% в возрасте до 6 лет), травмировано свыше 5 тысяч детей.

206

В.А. Сидоркин

Ряд общественных организаций осуществляет деятельность по обучению населения и воспитанию детей в области пожарной безопасности. Многие годы эта миссия является приоритетной для некоммерческого партнёрства «ПожСоюз», автономной некоммерческой организации «Женщины за безопасность», Общероссийской общественной организации «Российский союз спасателей» и др. Проведение олимпиад по вопросам ОБЖ, конкурсов рисунков и поделок, организация профильных детских лагерей «Огнеборец» и встреч с ветеранами -это неполный перечень мероприятий, которые проводятся названными организациями и могут быть рассмотрены как фундамент формирования готовности детей к организованным действиям при возникновении опасности пожара.

Потребность общества в подготовке населения, и в частности учащихся, воспитанников образовательных учреждений, к действиям в ЧС является первоочередной. В то же время воспитатели дошкольных и учителя образовательных учреждений, в т. ч. преподающие предмет ОБЖ, недостаточно ориентированы на изучение, исследование эмоционального состояния детей при наличии опасности. Пожар, авария или другая экстремальная ситуация естественно сопровождаются эмоциональной напряженностью, что для детей может иметь непредсказуемые последствия (шок, заикание и т. п.). Для предотвращения таких явлений необходимо учить детей спокойно относиться к подобным ЧП, то есть проводить своеобразную профилактику эмоциональной напряженности. Этот вид профилактики основан на реорганизации объективного содержания деятельности и строится прежде всего на использовании систем специальной тренировки. Дезорганизация деятельности вследствие внезапно возникающей необходимости выполнить то или иное задание легче устраняется в том случае, если сам фактор неожиданности становится предметом изучения. Введение в учебные программы специальных занятий, направленных на изучение правил пожарной безопасности с привлечением знаний из других учебных дисциплин (например, химии), выполняет функцию подобной тренировки. Важно обратить внимание на использование потенциала психологов организаций и школьных психологов в исследовании посттравматического состояния детей, в диагностике и коррекции поведения обучающихся и воспитанников с учетом их психофизиологических и возрастных особенностей в случае опасности, с целью формирования у них конструктивного отношения к опасности пожара, чрезвычайным ситуациям и готовности к безопасному поведению [4].

Взрослые, созданием определенных условий, должны учить детей незамедлительно и адекватно реагировать на ситуацию опасности. Необходимым условием для упорядочения поведения в усложненных ситуациях (при пожаре) является умение целесообразно распределить время и самостоятельно построить четкую программу действий. Формирование такого умения редко выделяется в виде специальной учебной задачи, хотя низкая эффективность стихийных действий участников таких событий очевидна. Поэтому целесообразно независимо от характера учебной дисциплины вводить в содержание уроков специальные задания, обучающие школьников оптимальному поведению в экстренных ситуациях, обеспечивающему их безопасность. Новизна ситуации, необходимость поиска нетривиального решения трудной задачи, повышенная значимость или ответственность деятельности теряет свой стрессовый характер, если человек владеет сформированными способами преодоления сложностей. При этом важно знать разнообразие способов решения одной и той же задачи, чтобы при изменении условий выбрать наиболее подходящий путь спасения в создавшейся экстремальной ситуации.

Хорошим подспорьем в формировании различных стратегий поведения в трудных и эмоционально насыщенных ситуациях является использование игровых заданий, в том числе и компьютерных игр, в соответствии с возрастом. Игровая деятельность, тем более реализованная на современном техническом уровне, весьма привлекательна для учащихся и младшего, и среднего, и старшего школьного возраста - в соответствующих вариантах. Создающийся с ее помощью повышенный интерес к осознанной деятельности во время пожара или в иных сложных условиях позволяет перешагнуть через внутренний барьер боязни, трудности, незнания, неумения и незаметно для себя перейти к овладению новой реальностью, придает уверенность в самоспасении и спасении других, при этом учит правильно рассчитывать свои силы и возможности.

Так, в соответствии с Положением о дружинах юных пожарных, при организации шефства учащихся средних и старших классов над детскими садами, яслями старшим детям предоставляется возможность реализовать самостоятельность, а также чувство ответственности за безопасность младших и передачу им знаний об опасности пожара [5].

Примером «системной практики», впервые введенной нами в сентябре 2011 г., может служить шефская воспитательная деятельность студентов Технического пожарно-спасательного

колледжа № 57 города Москвы над воспитанниками ДОУ «Детский сад № 1386». При проведении занятий-бесед в игровой и доступной форме малыши открыто и с доверием воспринимают информацию из области безопасного поведения, которую преподносят «взрослые» дети.

Таким образом, необходим позитивный вектор образовательной, диагностической и коррекционной работы, предполагающий как расширение субъективной «зоны безопасности» ребенка за счет его включения в новые типы взаимодействия со взрослыми и сверстниками, так и стимуляцию творческой активности, инициативности и самостоятельности ребенка.

В целях формирования безопасного поведения детей требуется создание и поддержание условий социально-партнерского взаимодействия государственных и общественных институтов, осуществление комплекса организационно-методических мероприятий, а именно необходимо:

- разработать методы и программу обучения детей мерам пожарной безопасности в системе дополнительного образования;

- задействовать потенциал психологов школ и организаций для диагностики и коррекции поведения детей в случае возникновения опасности, исследования посттравматического состояния и формирования у них адекватного поведения при пожаре, чрезвычайных ситуациях, социальной адаптации;

- совершенствовать междисциплинарный подход, основанный на синтезе естественных и гуманитарных наук;

- повысить эффективность взаимодействия образовательных учреждений всех видов с организациями, осуществляющими образовательную деятельность в сфере пожарной безопасности;

- привлечь ветеранов и действующих сотрудников пожарной охраны, курсантов, студентов и слушателей образовательных учреждений МЧС России, представителей общественных организаций, религиозных конфессий для осуществления воспитательной и профори-ентационной работы с подрастающим поколением.

Список литературы

1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: Учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2006. 574 с.

2. Слуев В.И. Физика и культура безопасности общества: Монография. М.: Академия ГПС МЧС России, 2002. 73 с.

3. Воробьёв Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Комплексная безопасность человека // Основы безопасности жизнедеятельности. 2011. Вып. 11. С. 13-16.

4. Сидоркин В.А. Психолого-педагогические условия формирования готовности детей к организованным действиям при пожаре: Монография. Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2011. 114 с.

5. Свинаренко А. Г., Кириллов Г. Н., Груздь С. И. Положение о дружинах юных пожарных. М.: Строй-издат, 2006. 35 с.

THE ROLE OF COMMUNITY ORGANIZATIONS IN DEVELOPING FIRE-SAFE BEHAVIOR

OF CHILDREN

V.A. Sidorkin

Academy of State Fire Service of the Russian Ministry of Emergency Situations

We consider social and psycho-pedagogical conditions for developing the preparedness of children for situations of fire risk. The role of schools and community organizations in shaping the rules of safe behavior of children is emphasized. We identify the forms of classroom and extracurricular activities that contribute to preparedness of children to safe behavior in emergency situations. We also describe the conditions for effective interaction of state and public institutions in terms of social partnership for developing in school students the standards for adequate behavior in emergencies.

Keywords: fire safety, feelings and emotional state, education of children, need for safety, development of readiness for safe behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.