Научная статья на тему 'Психолого-педагогические компоненты формирования пожаробезопасного поведения детей'

Психолого-педагогические компоненты формирования пожаробезопасного поведения детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
290
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЧУВСТВА И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ / FIRE SAFETY / EDUCATION OF CHILDREN / NEED IN SAFETY / FORMATION OF READINESS FOR SAFE BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сидоркин Владимир Александрович, Косов Сергей Викторович

Рассмотрена проблема создания психолого-педагогических условий формирования готовности школьников к опасности пожара. Проанализированы труды ряда ученых в данной области по изучаемой проблеме. Предложены некоторые варианты решения проблемы, базирующиеся на чувствах и эмоциональных состояниях, сопутствующих опасной ситуации, что является ядром психологического компонента обеспечения безопасного поведения детей. Предлагается сочетание психологических предпосылок (опоры на эмоционально-чувственную сферу) и педагогических (использование в образовании ситуационных методов) в интегрированной форме при создании психолого-педагогических условий формирования готовности школьников к опасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сидоркин Владимир Александрович, Косов Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-pedagogic components forming fireproof children’s behaviour

The problem of creation of psycho-pedagogic conditions of formation of readiness of students to the dangers of fire. We have analysed the works of a number of scientists in the field for the problem under study. We have proposed some solutions to the problem, based on feelings and emotional states accompanying the dangerous situation that is the core of the psychological component of the safe behaviour of children. Our article offers a combination of psychological preconditions (reliance on the emotional and sensual sphere) and pedagogic (use in the formation of situational methods) in an integrated manner to create psycho-pedagogic conditions of formation of readiness of students to the danger.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические компоненты формирования пожаробезопасного поведения детей»

УДК 159.922.7

Сидоркин Владимир Александрович

кандидат педагогических наук Академия Государственной противопожарной службы МЧС России,

г. Москва

Косов Сергей Викторович

Главное управление МЧС России по Костромской области sivolodya@rambler.ru, mchs_44@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЖАРОБЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Рассмотрена проблема создания психолого-педагогических условий формирования готовности школьников к опасности пожара. Проанализированы труды ряда ученых в данной области по изучаемой проблеме. Предложены некоторые варианты решения проблемы, базирующиеся на чувствах и эмоциональных состояниях, сопутствующих опасной ситуации, что является ядром психологического компонента обеспечения безопасного поведения детей. Предлагается сочетание психологических предпосылок (опоры на эмоционально-чувственную сферу) и педагогических (использование в образовании ситуационных методов) в интегрированной форме при создании психолого-педагогических условий формирования готовности школьников к опасности.

Ключевые слова: пожарная безопасность, чувства и эмоциональное состояние, потребность в безопасности, формирование готовности к безопасному поведению.

Проблема безопасности в России становится чрезвычайно актуальной в связи с особенностями развития нашей страны, проводящей, по сути, революционные преобразования государственной системы. Не вызывает сомнения потребность обучения подрастающего поколения безопасному для себя и окружающих поведению [1]. Решение этой проблемы необходимо для дальнейшего позитивного экономического и социального развития общества, что требует осуществления определённой образовательной политики в области безопасности.

Одной из задач непрерывного обучения безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе является формирование у подростка ответственного отношения к безопасной деятельности. По мнению многих учёных (В.И. Ба-чевский, Е.Н. Литвинов, В.В. Поляков, Ю.В. Репин, А.Г. Рыхнов, В.А. Середа, А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, Р.А. Шабунин и др.), школьный возраст, а особенно, возраст, охватывающий среднее школьное звено, наиболее благоприятен (сенситивен) для формирования у человека отношения личной и коллективной безопасности. Ведущая роль в достижении этой цели принадлежит школе и учреждениям дополнительного образования детей, функционированию детских общественных объединений - добровольных дружин юных пожарных (ДЮП).

Как показывает статистика последних пяти лет, во многом благодаря работе по обучению детей и подростков основам пожаробезопасного поведения, удалось добиться тенденции к снижению количества погибших и пострадавших при пожарах детей. Усиление работы с этой категорией населения позволяет прогнозировать улучшение обстановки с пожарами и их последствиями в Российской Федерации и в будущем. Однако беспокоит то, что за последнее десятилетие антропогенная

деятельность в Российской Федерации привела к возникновению более 1 млн пожаров (примерно 19 тыс. по причине детской шалости с огнем), на которых погибло свыше 75 тысяч человек, из них более 3000 детей, около 70% в возрасте до 6 лет, травмировано свыше 6000 детей.

Потребность общества в подготовке населения, учащихся образовательных учреждений к действиям в ЧС является первоочередной. В тоже время, учителя образовательных учреждений и преподающие предмет ОБЖ в частности, недостаточно ориентированы на изучение, исследование эмоционального состояния школьников при наличии опасности. Не используется потенциал школьных психологов в диагностике и коррекции поведения детей с учетом их психофизиологических и возрастных особенностей, в случае опасности и формирования у них конструктивного отношения к опасности пожара, чрезвычайным ситуациям [7]. Недоработка программ образования и недостаточность времени, отводимого на изучение вопросов пожарной безопасности в базисном учебном плане, отсутствие в основной массе образовательных организаций оборудованных классов пожарной безопасности, неинформированность родителей, все это снижает уровень формирования готовности детей к опасности.

Повышение качества формирования готовности школьников к опасности мы видим в сочетании в образовании психологических и педагогических условий, благоприятствующих достижению лучших результатов.

Всё, с чем сталкивается школьник в повседневной жизни, вызывает у него то или иное отношение, те или иные чувства [4]. Человеческие чувства являются положительной ценностью и жизнь человека невозможна без переживаний. Эмоции - это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. Поэтому понятие «эмоция» уже,

© Сидоркин В. А., Косов C.B., 2016 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3

207

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

чем понятие «чувство». Причём для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные с беспокойством. К.Е. Изард выделил следующие основные, или, как он назвал их, «фундаментальные» эмоции, определяющие все остальные (интерес, радость, удивление, страдание, гнев, страх, презрение), которые стимулируют деятельность, увеличивают энергию или наоборот, дезорганизуют, тормозят действия, в частности, и поведение человека в целом.

Эмоциональные состояния определяются имеющимся у школьника желанием или силой актуальной потребности, с одной стороны, и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения, -с другой. Эту оценку вероятности он производит на основе врожденного и ранее приобретенного им опыта. Причем эмоция возникает тогда, когда имеется рассогласование между тем, что необходимо знать для удовлетворения желания и тем, что на самом деле известно. Например, обжигаясь огнем от спички или видя, как горит тополиный пух, а затем пламя охватывает все, что способно гореть, ребенок задумывается о силе и мощи огня, непоправимых последствиях, которые он может принести.

То есть, он постоянно вольно или невольно сопоставляет необходимую ему информацию (о средствах, времени, ресурсах), которая требуется для удовлетворения желания, с информацией, имеющейся у него в данный момент. Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимой для защиты в случае пожара в доме, не зная, кто находится там, имеется ли в доме газ или хранятся легковоспламеняющиеся, горючие жидкости. На этой основе была разработана формула эмоций психофизиолога П.В. Симонова, согласно которой:

Э = П (Ин -Ис), где: Э - эмоция (ее сила и качество); П - потребность (в формуле она берется с отрицательным знаком «-»); Ин - информация, необходимая для удовлетворения существующей потребности; Ис -информация существующая, т.е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент (то, что известно).

Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет потребности (П = 0), то эмоции он не испытывает (Э = 0); эмоция не возникает в том случае, когда человек, испытывающий какое-либо желание, обладает полной возможностью для его реализации (Ин = Ис). Если вероятность удовлетворения потребности велика, проявляются положительные чувства (Ис > Ин). Отрицательные эмоции возникают, если человек отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности (Ис < Ин). При этом максимум положительных или отрицательных эмоций при постоянной силе потребности человек испытывает, когда Ин = 0 или Ис =0.

Таким образом, внутри человека как бы находится барометр, показания которого зависят от того, какая информация имеется о том, что требуется для удовлетворения потребности, и о том, чем он располагает, в зависимости от их соотношения мы испытываем различные эмоции.

Являясь субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Находясь в определенной жизненной ситуации, субъект решает, что ему делать, как и когда, в итоге любого поведенческого акта он получает конкретный результат, характеризующий эффективность данного способа поведения [3].

Согласно А. Маслоу, подобно тому, как недостаток определенных витаминов вызывает физическую болезнь, точно так же неудовлетворение определенных базовых потребностей приводит к неврозу и психологической неприспособленности. Примером фундаментальных базовых потребностей могут служить физиологические потребности, такие как голод, жажда, потребность во сне. Неудовлетворение этих потребностей ведет к болезни, которая может быть излечима только их удовлетворением. Динамический подход к мотивации предполагает за ней непрерывное движение и постоянное изменение, и только; фундаментальные, базовые потребности остаются неизменными. Для сохранения здоровья должны удовлетворяться и определенные психологические потребности.

Потребность редко выступает как активная сила, она доминирует только в ситуациях критических, экстремальных, побуждая организм мобилизовать все силы для борьбы с угрозой [2]. Можно привести сотни и тысячи случаев, когда дети, находясь дома без родителей, в случае пожара берут ответственность на себя, в течение секунд принимают решение и спасают младших по возрасту, находящихся в очаге пожара. Но опять следует заметить, что не каждый ребенок адекватно отреагирует на данную ситуацию. Мы, взрослые, определенными условиями и средствами должны учить школьников незамедлительно реагировать на ситуацию опасности.

Необходимо своим поведением, примером реакции на опасность, более того, знать, понимать самим и доводить до сведения детей информацию о физико-химических явлениях, происходящих в процессе горения, скорости распространения и опасных факторах пожара (задымление, повышенная температура, возможность обрушения конструкций, недостаток кислорода), средствах пожаротушения, знаках безопасности и главное, действиях в случае возникновения пожара. Организуя шефство за образовательными организациями, мы даем возможность старшим детям реализовать самостоятельность, а также чувство ответственности за безопасность младших и пере-

208

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

дачу последним знаний по отношению к опасности пожара.

Неоценимую помощь школе в обучении учащихся мерам пожарной безопасности, их конструктивному отношению к опасности пожара и воспитанию, становлению личности, профессиональной ориентации (в часы классного руководства, на родительских собраниях, на уроках курса ОБЖ раздела «Пожарная безопасность», на занятиях в учреждениях дополнительного образования) могут оказать действующие сотрудники и ветераны пожарной охраны, спортсмены пожар-но-спасательного спорта, курсанты образовательных учреждений пожарно-технического профиля, которые профессионально расскажут об истории, традициях и достижениях пожарной охраны, смелых героических поступках граждан, детей и пожарных в борьбе с огнем и спасении людей. По факту, это соответствует сетевой форме реализации образовательного процесса, что предусмотрено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Опираясь на проведенный анализ научных предпосылок, сочетая психологическую и педагогическую составляющие образования человека, предложим следующие психолого-педагогическое условия формирования готовности школьников к безопасному поведению:

- обеспечивать информационную (знаниевую) основу для возникновения потребностей в безопасном поведении и сопутствующих эмоций;

- использовать методы взаимообучения, группового обучения, интерактивные методы, такие как case-study, ситуационное обучение;

- реализовывать образовательные программы в сетевой форме, используя ресурсы и образова-

тельных организаций, и организаций МЧС России.

Достаточно важный вклад в багаж безопасности детей могут внести по своим праву и обязанностям родители. Так, в соответствии статье 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, т.е., взрослые несут первостепенную ответственность за воспитание и безопасность обучающегося [6].

Имея представление об эмоциональном состоянии детей, при возникновении опасности и профессионально подготавливая их с использованием современных интерактивных методов, осуществляется формирование готовности подрастающего поколения к безопасному поведению.

Библиографический список

1. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. - М.: Просвещение, 2006. - 574 с.

2. Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. - М.: Мир, 1992. - 496 с., ил.

3. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999. - 479с.

4. Рогов Е.И. Эмоция и воля. - М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2001. - 240 с.

5. Сидоркин В.А. Конструктивизм поведения детей при опасности пожара // Вестник Чувашского университета. - 2006. - № 5. - С. 260-264.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

7. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. - М.: Логос, 2003. - 210 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3

209

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.