РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И ПОДРОСТКОВ В РАЗНЫХ ВИДАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ_
УДК 372.8:614(571.54)
1018101/1994-0866-2017-1-59-66
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОЖАРОБЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
© Базарон Александр Дмитриевич
главный специалист Управления надзорной деятельности и профилактической работы, Главное управление МЧС России по Республике Бурятия, капитан внутренней службы
Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Димитрова, 3 Е-таП: [email protected]
© Сидоркин Владимир Александрович
кандидат педагогических наук, профессор, почетный работник науки и техники
РФ, полковник внутренней службы в отставке, Академия ГПС МЧС России,
действительный член ВАНКБ
Россия, 129366, г. Москва, ул. Бориса Галушкина, 4
Е-таП: [email protected]
В данной статье рассмотрены проблемы социальных и психолого-педагогических условий формирования готовности учащихся старших классов к безопасному поведению в условиях пожара, обучения вопросам безопасности подрастающего поколения, являющейся приоритетной задачей общества. Указана роль школы в формировании правил безопасного поведения детей в экстремальных ситуациях, проанализирована проводимая работа в данном направлении в период учебного процесса в школах, а также в часы внешкольной работы. Приведены статистические данные по пожарам и последствиям от них. Определены компоненты обеспечения безопасного поведения детей и комплексный подход к организационно-методическим мероприятиям по их реализации, а также аспекты профессиональной ориентации подрастающего поколения в сфере безопасности.
Ключевые слова: пожарная безопасность, потребность в безопасности, формирование готовности к безопасному поведению и совершенствование методов обучения.
Проблема безопасности в нашей стране становится все более актуальной, в связи с особенностями ее развития, проводящей изменения государственной системы. Потребность обучения подрастающего поколения безопасному поведению как для себя, так и для окружающих не вызывает сомнения. Необходимость в обеспечении благополучного и защищенного детства — один из основных национальных приоритетов России на современном этапе развития нашего общества.
Принят ряд законодательных актов, которые регламентируют важнейшие направления развития и формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Указами Президента Российской Федерации В. В. Путина от 29.10.2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»«, от 31.12.2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», посланиями Президента Федеральному Собранию Российской Федерации ставятся задачи по разработке эффективной государственной политики в области детства: «Прошу Правительство и регионы обратить внимание на эту проблему, предложить финансовые и организационные механизмы ее решения и чтобы с детьми работали по-настоящему хорошо подготовленные специалисты».
В современном обществе, потребность в обучении вопросам безопасности подрастающего поколения — это базовая потребность, являющаяся приоритетной задачей общества, решить которую можно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности, т. е. вырабатывания сущностных характеристик личности, обращенных на обеспечение собственной безопасности, развитие умений и навыков культуры поведения в экстремальных, социально опасных условиях, чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью человека.
Статистика последних лет показывает, что несмотря на общее снижение количества пожаров, погибших и травмированных на пожарах людей, за период с 2003 по 2013 г. в Российской Федерации погибло и травмировано на пожарах свыше 10 тыс. детей, из них более 70% — дети до 7 лет. В 2014 г. также наблюдался рост количества погибших при пожарах детей. Особое место среди пожаров занимают пожары, причиной которых явилась детская шалость. Их среднее количество составляет порядка 2,5 тыс. в год. В дорожно-транспортных происшествиях ежегодно гибнут около 1 тыс., получают увечья более 20 тыс. детей.
Несмотря на снижение показателей, пожароопасная ситуация в республике и в стране в целом возрастает, так как в быту, промышленности, строительстве используется множество легковоспламеняющихся веществ и материалов, применяются в огромных объемах нефть и нефтепродукты, природный газ, в производство вводятся более сложные технологии, обладающие высокой потенциальной пожароопасностью. Все это требует повышенного внимания к противопожарной защите, осторожности, высокой технологической дисциплины и формирования культуры пожаробезопасного поведения.
Сегодня наше общество, как никогда, нуждается в подготовке населения, обучающихся и воспитанников образовательных организаций к действиям в чрезвычайных ситуациях, и это является первоочередной задачей, однако воспитатели, учителя образовательных организаций, в том числе преподающие предмет ОБЖ, недостаточно ориентированы на обучение, исследование эмоционального состояния детей при возникновении опасной ситуации. Кроме того, уровень готовности детей к опасности снижается вследствие недоработки программ обучения и недостаточности времени, отводимого на изучение вопросов пожарной безопасности в базисном учебном плане
(10 часов), отсутствия и недостаточности в большинстве образовательных организаций специализированных классов и уголков безопасности. В настоящее время учебные программы по дисциплине ОБЖ для общеобразовательных организаций не предусматривают изучение вопросов пожарной безопасности в старших классах. Немаловажным фактом является неопределенность системного подхода к информированию родителей о проблемах безопасного поведения детей.
Таблица 1
Сведения о пожарах и их последствиях на территории Российской Федерации
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 6 месяцев 2016 г.
Количество пожаров 162975 153208 153002 146209 67864
из них по вине детской шалости 2797 2589 2524 2330 1033
Прямой материальный ущерб от пожаров, в тыс. р. 14397379 13732395 18723313 22870367 5266678
по вине детской шалости составил, в тыс. р. 78638 86040 80960 88666 20287
Количество погибших при пожарах 11635 10560 10253 9419 4549
Количество травмированных при пожарах 11962 11101 11089 10977 4997
Таблица 2
Сведения о пожарах и их последствиях на территории Республики Бурятия
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 10 месяцев 2016 г.
Количество пожаров 1367 1328 1316 1315 971
из них по вине детской шалости 45 45 50 40 34
Прямой материальный ущерб от пожаров, в млн р. 480,7 300,7 393,3 847,3 310,3
по вине детской шалости составил, в млн р. 2211,54 5116,97 5431,9 18433,1 4042
Количество погибших при пожарах, 118 116 93 96 69
в т. ч. детей 12 19 8 5 10
Количество травмированных при пожарах, 77 67 70 76 59
в т. ч. детей 16 7 4 9 8
Хотелось бы отметить необходимость вовлечения в данную проблему ветеранов организаций. К сожалению, в настоящее время их участие в воспитательных мероприятиях незначительно, хотя потенциал их опыта, умений и знаний — огромен [5].
Основным фактором развития личности подростков является их социальная активность. В работе с ними нужно подчеркивать, что с большей самостоятельностью в их жизни расширяется и область ответственности — за безопасность, здоровье, материальное имущество [8].
Формирование культуры пожаробезопасного поведения среди учащихся данной категории следует начинать с заинтересованности подростков к проблемам пожарной безопасности при непосредственном участии в процессе организации и проведении профилактической работы.
В целях привлечения внимания подростков необходимо проанализировать проводимую работу в этом направлении в период учебного процесса в школах, а также в часы внешкольной работы, и предложить совершенствование методов обучения.
Ежегодно в сентябре в общеобразовательных организациях проводится «Месячник безопасности», в рамках которого сотрудники МЧС, работники общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» проводят отработки практических эвакуаций на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, а также «Уроки безопасности». Как правило, охват в проведении уроков составляет 2-3 класса в одной школе, и не факт, что это будут старшие классы. В данном случае старшеклассники принимают участие лишь в практической эвакуации. Аналогичная работа, посвященная «Дню пожарной охраны», проводится в школах в апреле.
Следующим мероприятием, где так или иначе упоминается о правилах пожарной безопасности в школе, является подготовка к проведению Нового года. Обычно это происходит в форме инструктажа классным руководителем или преподавателем ОБЖ.
В большинстве школ вышеупомянутая работа подытоживается проведением классного часа в конце учебного года с напутственными словами педагогов о соблюдении всех необходимых мер безопасности в период летних каникул.
Из внешкольной работы, где задействованы старшеклассники, следует отметить проведение агитбригад, игр КВН, соревнований и игр среди дружин юных пожарных (далее — ДЮП) и т. п.
На территории Республики Бурятия ежегодно действует полевой лагерь «Юный пожарный».
Цель мероприятия — обучение детей и подростков знаниям в области пожарной безопасности, популяризация профессии пожарного, спасателя, а также пропаганда среди учащихся здорового образа жизни.
Подготовкой и проведением «Юного пожарного» занимается организационный комитет, состоящий из представителей Главного управления МЧС России по Республике Бурятия, Бурятского республиканского отделения общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество», Министерства образования и науки Республики Буря-
тия, Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Республиканский детско-юношеский центр патриотического воспитания, туризма и спорта».
План основных мероприятий работы полевого лагеря «Юный пожарный» включает как теоретические, так и практические занятия и тренировки по совершенствованию навыков действий в случае возникновения пожара и проведению спасательных работ. Возраст участников составляет 15-18 лет, длительность полевого лагеря — 2-3 дня.
Проводимые мероприятия свидетельствуют о малоэффективной работе, связанной с формированием культуры пожаробезопасного поведения среди старших классов общеобразовательных организаций.
Обучению правилам пожарной безопасности необходимо уделять больше времени. Если учебная программа не предусматривает должного объема, целесообразно проводить работу в период проведения внеклассных, внешкольных мероприятий.
Прочные навыки соблюдения требований пожарной безопасности формируются длительной и систематической разъяснительной работой, включающей в себя не только занятия с учащимися, но и беседы с их родителями, организацию тематических вечеров и викторин, изготовление плакатов и лозунгов на противопожарные темы, выпуск номеров стенгазет, встречи с работниками и ветеранами пожарной службы, участие в конкурсе сочинений и рисунков на противопожарные темы, организацию противопожарной агитации в школе, выставок плакатов и литературы по противопожарной тематике, проведение экскурсий в пожарную часть, музеи пожарной охраны и знакомство с пожарной техникой и вооружением, показ диа-, кино-, видеофильмов на противопожарную тематику. Периодически необходимо приглашать на родительские собрания, общешкольные линейки и классные сборы работников пожарной охраны; после встречи-беседы демонстрировать кинофильмы противопожарной тематики, организовывать викторины, показ средств тушения пожара и приемов тушения огня. Немаловажную роль играют проведение олимпиад по вопросам ОБЖ, организация профильных детских лагерей, развитие движения «Дружина юных пожарных». Вся эта работа должна носить системный характер [6].
Хорошим подспорьем для формирования различных стратегий поведения в экстремальных ситуациях является использование игровых заданий, в том числе и компьютерных игр, в соответствии с возрастом. Игровая деятельность, тем более реализованная на современном техническом уровне, весьма привлекательна для учащихся всех возрастов. Создающийся с ее помощью повышенный интерес к осознанной деятельности во время пожара или в иных сложных условиях позволяет перешагнуть через внутренний барьер боязни, трудности, незнания, неумения и незаметно для себя перейти к овладению новой реальностью, придает уверенность в самоспасении и спасении других, при этом учит правильно рассчитывать свои силы и возможности.
Заинтересованность старшеклассников к проблемам пожарной безопасности возможно посредством организации шефства над детскими садами, яслями. У старших детей вырабатываются такие качества, как самостоя-
тельность, чувство ответственности за безопасность младших и умение передать им знания об опасности пожара.
Как положительный пример, следует отметить многолетний опыт работы экспериментальной площадки «Азбука пожарной безопасности — детям». Замысел и системная практика сводятся к организации и проведению занятий-бесед с дошкольниками в сфере безопасного (противопожарного) поведения старшими, наиболее подготовленными курсантами технического по-жарно-спасательного колледжа им. Героя РФ В.М. Максимчука на базе детского сада №1386 города Москвы. При обучении азам безопасного поведения малыши открыто и с доверием воспринимают информацию, которую в игровой форме и на доступном им уровне (учитывая разницу в возрасте и интеллектуальном развитии) преподносят старшие, подготовленные дети.
Существенное значение имеет создание Министерством по чрезвычайным ситуациям России (в рамках реализации федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 г.») программно-аппаратного комплекса для обучения школьников, в том числе с ограниченными возможностями, основам и навыкам пожарной безопасности и компьютерной энциклопедии «Пожарная безопасность образовательного учреждения» [7].
В этой связи возрастает роль государственных управленческих структур по обеспечению системы образования квалифицированными кадрами в образовательной области основ безопасности жизнедеятельности; деятельности администрации образовательных организаций и педагогических коллективов по обеспечению противопожарной безопасности в своих организациях и разработке единых подходов к созданию учебно-воспитательного процесса в этом направлении; деятельности системы дополнительного образования.
Перечисленные моменты необходимы и востребованы для создания образовательной среды, содействующей формированию готовности школьников к организованным и грамотным действиям при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации.
Эффективность работы по формированию безопасного поведения у школьников будет выше, если:
- учебно-воспитательный процесс будет создаваться по принципу компе-тентностного подхода, ориентированного на усиление практического обучения;
- будут задействованы ресурсы дополнительного образования, привлечены к данной работе родители учащихся (организация походов, совместных выездов, профильных игр, конкурсов и т. п.), организована работа, которая требует развития коллективизма и взаимовыручки;
- к дополнительной работе будут привлечены учащиеся, наиболее заинтересованные в предмете, которые в дальнейшем смогут продемонстрировать свои знания и умения среди сверстников, кроме того, такие ребята будут хорошими помощниками преподавателю. Конечно, необходимо учитывать индивидуальные способности школьника, включая эмоциональное состояние и социальное окружение.
Безусловно, такой работой возможно подготовить детей к потенциальной опасности, создать условия для гармоничного физического и нравственного
воспитания, что приведет, в свою очередь, к формированию готовности к организованным действиям при пожаре или ЧС.
Необходимо акцентировать внимание на психолого-педагогических условиях, способствующих формированию готовности школьников к действиям в условиях пожара и ЧС. К таким условиям следует отнести мониторинг учебно-воспитательного процесса, организацию учебно-воспитательного процесса с позиций компетентностного подхода, индивидуализацию обучения.
Итак, подводя итог, можно сделать следующие выводы:
1. При совершенствовании методов формирования безопасного поведения следует отдавать предпочтение методам, способствующим формированию не только знаний и умений, но и создающим мотивацию к познавательной и плодотворной деятельности, а также методам, развивающим творческое мышление школьников.
2. Для создания условий, способствующих саморазвитию личности, в учебный процесс необходимо внедрять передовые информационные технологии (электронно-вычислительные средства, экранно-звуковые, видео- и звукозаписи и др.).
3. Подготовка в данном направлении должна быть целенаправленна и предполагать комплексное воздействие на нравственно-личностную, моти-вационно-ценностную, потребностно-деятельностную сферы личности. Следовательно, формирование готовности школьников к действиям в чрезвычайной ситуации должно содержать мотивационный, нравственный и практический аспекты.
4. Учитывая, что традиционные методы обучения малоэффективны в процессе формирования готовности школьников при действиях в условиях ЧС, целесообразно использовать более полно дополнительное образование.
Методы формирования культуры пожаробезопасного поведения учащихся старших классов, упомянутые в данной статье, не претендуют на исчерпывающее решение проблемы. Данная тема требует более углубленного и многоаспектного изучения.
Литература
1. «Об образовании в Российской Федерации»: федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3.
2. «О пожарной безопасности»: федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ.
3. «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р.
4. «Об утверждении Порядка создания и деятельности добровольных дружин юных пожарных»: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 сентября 2015 г. № 971.
5. Сидоркин В. А. Психолого-педагогические условия формирования готовности детей к организованным действиям при пожаре: монография. — Калининград: Изд-во Балт. федерал. ун-та им. И. Канта, 2011. — 114 с.
6. Сидоркин В. А., Прус Ю. В., Голышев А. В. О проблемах формирования культуры пожаробезопасного поведения детей // Технологии техносферной безопасности. — 2012. Вып. 3(43), июнь. [Электронный ресурс]. — URL: http://ipb.mos.ru/ttb
7. Сидоркин В. А. Роль общественных организаций в формировании пожаробезопасного поведения детей // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. — 2016. — № 2(42). — С. 204-207.
8. Демидова С. А., Сорокина И. Р. Развитие социальной активности подростков в школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 194-196.
FIRE SAFETY SKILLS TRAINING FOR SENIOR SCHOOLCHILDREN
Aleksandr D. Bazaron
Captain of Internal Service, Chief Specialist of Agency for Supervisory Activity and Preventive Work, Central Department of Russian Ministry of Emergency Situations in the Republic of Buryatia, 3 Dimitrova St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: bad - [email protected]
Vladimir A. Sidorkin
Cand. Sci. (Education), Prof., Full Member of WASCS, Department of Management and Economics of State Fire Service, Academy of State Fire Service, Russian Emergency Situations Ministry, 4 Borisa Galushkina St., Moscow 129366, Russia E-mail: [email protected]
The article deals with social, psychological and pedagogical conditions for development readiness of senior schoolchildren for situations of fire risk, considers the need for fire safety skills training for youth, which is a priority for society. This problem can be solved only through formation of safety culture. The role of schools in inculcation of safe behavior rules for children is emphasized. We identify the forms of class and extracurricular activities that contribute to preparedness of children for safe behavior in emergency situations, analyze the work in this area in educational process of school and educational activities in out-of-school hours. The statistical data on fires and their consequences are given. We have defined the components of children's safety behavior, organizational and methodological measures for their implementation, as well as aspects of professional orientation of youth in the field of security. A comprehensive approach to organizational and methodological activities ensures safety behavior of children. We offered the methods of improvement fire safety skills training for senior schoolchildren.
Keywords: fire safety, need for safety, fire safety skills training, improvement of teaching methods.