педагогические Лутовина Екатерина Емельяновна, Чикенева Ирина Валерьевна
науки ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ...
УДК 371
DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0037
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ДЕЙСТВИЯМ В УСЛОВИЯХ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ
© 2019
Лутовина Екатерина Емельяновна, кандидат биологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, физической культуры и методики преподавания безопасности жизнедеятельности Чикенева Ирина Валерьевна, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, физической культуры и методики преподавания безопасности жизнедеятельности Оренбургский государственный педагогический университет (460000, Россия, Оренбург, улица Советская, 19, e-mail: [email protected])
Аннотация. Пожары относятся к самым частым и разрушительным техногенным катастрофам. Поэтому важнейшая задача - предупреждение возгораний, повышение адекватности безопасных действий обучаемых в условиях пожароопасной ситуации. В этой связи перед системой общего образования актуализируется задача целенаправленного формирования готовности обучающихся к безопасному поведению в условиях пожароопасной ситуации, что позволит им сознательно и ответственно относиться к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, преодолевать панику, растерянность, страх и необдуманность действий в период опасности, что требует развития ценностного отношения к жизни и здоровью, специальных знаний и личностного опыта поведения. В статье раскрыта структурно-содержательная основа формирования готовности обучающихся общеобразовательной организации к действиям в условиях пожарной опасности. Доказана эффективность педагогических условий на процесс формирования готовности обучающихся общеобразовательной организации к действиям в условиях пожарной опасности: внедрение методов активного обучения, позволяющих повысить качество теоретической и практической подготовленности обучаемых в области пожарной безопасности (метод ситуационно-имитационного моделирования, метод анализа проблемной педагогической ситуации, практико-ориентированные методы, игровой метод); развитие личностных качеств у обучаемых (стрессовая устойчивость, ответственность, готовность придти на помощь) посредством пожарно-прикладного спорта; развитие познавательной потребности обучающихся в области пожарной безопасности посредством создания информационного портала по противопожарной профилактике. Установлено, что разработанная модель «Огнеборец» будет способствовать повышению уровня сформированности у респондентов потребности в безопасном поведении при пожарной опасности; уровня сформированности личностных качеств (стрессовая устойчивость, ответственность, готовность придти на помощь); знаний о действиях в условиях пожарной опасности; практической готовности к действиям в условиях пожарной опасности.
Ключевые слова: формирование готовности обучающихся к пожаробезопасному поведению, пожарная безопасность, методы активного обучения, развитие личностных качеств обучающихся, познавательная потребность
FORMATION OF READINESS OF STUDENTS EDUCATIONAL ORGANIZATIONS TO ACT IN TERMS OF FIRE DANGER
© 2019
Lutovina Ekaterina Emelyanovna, Candidate of biological Sciences, associate Professor of the Department of life safety, physical culture and methods of teaching life safety Chikeneva Irina Valer'yevna, Candidate of biological Sciences, associate Professor of the Department of life safety, physical culture and methods of teaching life safety
Orenburg State Pedagogical University (460000, Russia, Orenburg, Sovetskaya street, 19, e-mail: [email protected])
Abstract. Fires are among the most frequent and destructive man-made disasters. Therefore, the most important task is to prevent fires, increase the adequacy of safe actions of students in a fire-dangerous situation. In this regard, the system of General education actualizes the task of purposeful formation of readiness of students to safe behavior in a fire-dangerous situation, which will allow them to consciously and responsibly relate to the issues of personal safety and security of others, to overcome panic, confusion, fear and thoughtlessness of actions in a period of danger, which requires the development of a valuable attitude to life and health, special knowledge and personal experience of behavior. The article reveals the structural and substantive basis for the formation of readiness of students of General educational organization to act in the conditions of fire danger. The efficiency of pedagogical conditions on the process of formation of readiness of students of General educational organization to act in fire danger is proved: introduction of methods of active training to improve the quality of theoretical and practical training of students in the field of fire safety (method of situational simulation, method of analysis of the problem of pedagogical situation, practice-oriented methods, game method); development of personal qualities in students (stress resistance, responsibility, willingness to come to the rescue) through fire-applied sports; development of cognitive needs of students in the field of fire safety through the creation of an information portal on fire prevention. It is established that the developed model "Firefighter" will contribute to the level of formation of respondents ' needs for safe behavior in fire danger; level of formation of personal qualities (stress resistance, responsibility, readiness to come to the rescue); knowledge about actions in fire danger; practical readiness for action in fire danger.
Keywords: formation of students' readiness for fireproof behavior, Fire safety, active learning methods, development of personal qualities of students, cognitive need
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
В условиях современной сложной пожароопасной обстановки в различных регионах, где Оренбургская область не является исключением, большое значение приобретает противопожарная защита, которая позволит минимизировать риски возникновения пожарной опасности и сократить колоссальные материальные и личностные потери вследствие пожаров. В своем арсенале противопожарная защита содержит целый комплекс
сил, средств и мероприятий [1; 3; 20].
Однако, лучшим направлением работы будет выбор мер профилактики и развитие культуры пожарной безопасности у населения городов и сел, чем успешно осуществлять борьбу с пожарами.
Именно поэтому современные образовательные организации нуждаются в обновлении и разработке эффективных образовательных программ и моделей формирования готовности обучающихся к действиям в условиях
пожарной опасности [8; 14; 16].__
Lutovina Ekaterina Emelyanovna, Chikeneva Irina Valer'yevna FORMATION OF READINESS OF STUDENTS EDUCATIONAL ..
pedagogical sciences
Сегодня имеет место государственные и авторские программы по пожарной профилактике, однако, их необходимо постоянно модернизировать, учитывая успешный опыт работы.
На основе анализа источников педагогической и научно-методологической литературы мы вынуждены констатировать, что сегодня интенсивно происходит информационное обновление, внедрение инновационных педагогических технологий, меняется нормативно-правовая документация, внедряется практико-ориентиро-ванный подход в обучении. Все это требует пересмотра подходов в формировании готовности обучающихся к возможным пожароопасным ситуациям и разработки новых педагогических условий и научно-методического обеспечения данного процесса [2; 5; 11].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Вопросы подготовки детей к адекватному поведению в условиях пожара раскрыты в работах ряда педагогов, психологов и методистов. В исследованиях В.Е.Анофрикова, А.Т. Алтуниной, С.А. Бобок, М.Н. Дудко, Г.Д. Елистратовой, В.В.Мясниковой, Н.К. Шишкиной особое внимание уделяется противопожарной пропаганде [4; 7; 15; 18].
Многие исследователи посвятили свои труды разработке методического обеспечения в области пожарной безопасности среди обучаемых образовательной организации, это М. Комова, Т. Прытков, Н. Шевченко, В.И.Смирнов и другие [6; 13; 19].
H.Ф.Борисков, А.В. Коржиков, А.М. Костров, Ю.В. Мешкова, С.М. Юров, Б.И. Мишин, И.В. Чикенева провели большую работу по разработке понятийного аппарата в области пожарной безопасности и методики преподавания основ пожарной безопасности обучающихся общеобразовательных организаций [9; 10; 12; 17].
Формирование целей статьи (постановка задания).
Цель исследования: определить и экспериментальным путем доказать эффективность педагогических условий обеспечивающих формирование готовности обучающихся общеобразовательной организации к действиям в условиях пожарной опасности.
Задачи исследования:
I. Провести смысловой анализ педагогической, методологической и специальной литературы в области формирования готовности обучающихся общеобразовательной организации к действиям в условиях пожарной опасности.
2. Выявить оптимальные педагогические условия формирования готовности обучающихся общеобразовательной организации к действиям в условиях пожарной опасности.
3. Экспериментально доказать эффективность выявленных педагогических условий формирования готовности обучающихся общеобразовательной организации к действиям в условиях пожарной опасности.
Гипотеза исследования: формирование готовности обучающихся общеобразовательной организации к действиям в условиях пожарной опасности будет эффективным, если в образовательный процесс внедрить модель «Огнеборец», направленную на реализацию следующих педагогически условий:
-внедрение методов активного обучения, позволяющих повысить качество теоретической и практической подготовленности обучаемых в области пожарной безопасности (метод ситуационно-имитационного моделирования, метод анализа проблемной педагогической ситуации, практико-ориентированные методы, игровой метод);
-развитие личностных качеств у обучаемых (стрессовая устойчивость, ответственность, готовность придти на помощь) посредством пожарно-прикладного спорта.
-развитие познавательной потребности обучающих-
ся в области пожарной безопасности посредством создания информационного портала по противопожарной профилактике.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Опытно-экспериментальная работа выполнена на базе общеобразовательных организаций города Оренбурга. В качестве респондентов было определены обучающиеся пятых классов.
В рамках первого этапа нами проводилась аналитическая работа, определение методологической основы исследования, формулирование гипотетических предположений, разработка модели «Огнеборец» для эмпирической проверки гипотезы.
В рамках второго этапа нами была апробирована модель «Огнеборец», направленная на реализацию следующих педагогических условий:
-внедрение методов активного обучения, позволяющих повысить качество теоретической и практической подготовленности обучаемых в области пожарной безопасности (метод ситуационно-имитационного моделирования, метод анализа проблемной педагогической ситуации, практико-ориентированные методы, игровой метод);
-развитие личностных качеств у обучаемых (стрессовая устойчивость, ответственность, физическая выносливость) посредством пожарно-прикладного спорта.
-развитие познавательной потребности обучающихся в области пожарной безопасности посредством создания информационного портала по противопожарной профилактике.
В раках третьего этапа нами было проведено контрольное обследование респондентов по изучаемым показателям, были обобщены и систематизированы полученные результаты, сделаны выводы, подтверждающие гипотетическое предположение. Методы исследования:
1.Теоретическо-метологические методы (смысловой анализ педагогической, методологической и специальной литературы в области формирования готовности обучающихся общеобразовательной организации к действиям в условиях пожарной опасности);
2. Эмпирические методы:
-анкетирование (диагностика уровня сформирован-ности у респондентов потребности в безопасном поведении при пожарной опасности (по С.К. Миронову));
-анкетирование (диагностика уровня сформирован-ности у респондентов личностных качеств (стрессовая устойчивость, ответственность, готовность придти на помощь) (по Л.Ю. Скрипнику));
-тестирование (диагностика уровня сформированно-сти знаний у респондентов о действиях в условиях пожарной опасности (по С.С. Соловьеву));
-решение ситуационных задач (диагностика уровня сформированности у респондентов практической готовности к действиям в условиях пожарной опасности (по В.Н.Мошкину));
-методы математической статистики. Модель процесса формирования готовности обучающихся общеобразовательной организации к действиям в условиях пожарной опасности «Огнеборец» была разработана и апробирована в рамках проведения исследовательской работы (табл. 1)
При реализации модели в системе образования мы стремились достичь следующих результатов:
-обучаемые должны проявлять интерес к вопросам безопасного поведения в пожароопасной ситуации;
-обучаемые проявляют такие качества как активность, инициативность,
-обучаемые осознают причины и последствия пожароопасной ситуации, они имеют систему ценностных ориентаций;
-обучаемые демонстрируют высокое качество знаний в области поведения при пожароопасной ситуации;
педагогические науки
Лутовина Екатерина Емельяновна, Чикенева Ирина Валерьевна ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ...
-обучаемые имеют высокие результаты в пожарно-прикладном спорте; демонстрируют стремление выполнять наиболее трудную и ответственную деятельность по обеспечению безопасности себя и окружающих.
-обучаемые готовы к преодолению физических, моральных и волевых перегрузок, они достаточно стрессоустойчивы и готовы накапливать опыт по моделированию собственных безопасных действий.
Таблица 1 - Модель процесса формирования готовности обучающихся общеобразовательной организации к действиям в условиях пожарной опасности «Огнеборец»
Методы активного обучения: -метод ситуационно-имитационного моделирования, -метод анализа проблемно педагогической ситуации, -практнко-орнентнрованные методы, -игровой метод. Пожарно-прикладной спорт
О эучающнися с высоким уровнем готовности действиям в условиях пожарной опасности
Высокое качество теоретической подготовленности в области пожарной безопасности. Развитие личностных качеств у обучаемых: -познавательная потребность в области пожарной безопасности, -стрессовая устойчивость, -готовность придти на помощь. Высокое качество практической подготовленности в области деятельности в условиях пожарной опасности.
После проведения формирующего этапа исследования нами была проведена итоговая диагностика.
1. Диагностика уровня сформированности у респондентов потребности в безопасном поведении при пожарной опасности (по С.К. Миронову).
В экспериментальной группе обучаемые демонстрируют: 44% респондентов - адекватный уровень сформи-рованности потребности в безопасном поведении при пожарной опасности; 40% респондентов - тревожный уровень; 16% респондентов - неадекватный уровень сформированности потребности в безопасном поведении при пожарной опасности.
В контрольной группе обучаемые демонстрируют: 20% респондентов - адекватный уровень сформирован-ности потребности в безопасном поведении при пожарной опасности; 40% респондентов - тревожный уровень; 40% респондентов - неадекватный уровень сформиро-ванности потребности в безопасном поведении при пожарной опасности.
Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что обучаемые демонстрируют повышение уровня сформированности потребности в безопасном поведении при пожарной опасности, особенно в экспериментальной группе.
2. Диагностика уровня сформированности у респондентов личностных качеств (стрессовая устойчивость, ответственность, готовность придти на помощь) (по Л.Ю. Скрипнику).
В экспериментальной группе обучаемые демонстрируют: 48% респондентов - творческий уровень сфор-мированности личностных качеств; 40% респондентов - поисковый уровень; 12% респондентов - репродуктивный уровень сформированности личностных качеств.
В контрольной группе обучаемые демонстрируют: 24% респондентов - творческий уровень сформирован-ности личностных качеств; 36% респондентов - поисковый уровень; 40% респондентов - репродуктивный уровень сформированности личностных качеств.
Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что обучаемые в большинстве демонстрируют повышение уровня сформированности личностных качеств (стрессовая устойчивость, ответственность, готовность придти на помощь), особенно в экспериментальной группе.
3. Диагностика уровня сформированности знаний у респондентов о действиях в условиях пожарной опасности (по С.С. Соловьеву).
В экспериментальной группе обучаемые демонстрируют: 36% респондентов - высокий уровень знаний о действиях в условиях пожарной опасности; 32% респондентов - средний уровень; 28% респондентов - удовлетворительный уровень; 4% респондентов - низкий
уровень знаний о действиях в условиях пожарной опасности.
В контрольной группе обучаемые демонстрируют: 16% респондентов - высокий уровень знаний о действиях в условиях пожарной опасности; 28% респондентов
- средний уровень; 36% респондентов - удовлетворительный уровень; 20% респондентов - низкий уровень знаний о действиях в условиях пожарной опасности.
Анализ результатов исследования позволяет определить повышение качества знаний у респондентов о действиях в условиях пожарной опасности. Так, в экспериментальной группе этот показатель соответствует 68%, а в контрольной группе - 44%.
4. Диагностика уровня сформированности у респондентов практической готовности к действиям в условиях пожарной опасности (по В.Н.Мошкину).
В экспериментальной группе обучаемые демонстрируют: 32% респондентов - высокий уровень практической готовности к действиям в условиях пожарной опасности; 36% респондентов - средний уровень; 28% респондентов - удовлетворительный уровень; 4% респондентов - низкий уровень практической готовности к действиям в условиях пожарной опасности.
В контрольной группе обучаемые демонстрируют: 12% респондентов - высокий уровень практической готовности к действиям в условиях пожарной опасности; 28% респондентов - средний уровень; 40% респондентов - удовлетворительный уровень; 20% респондентов
- низкий уровень практической готовности к действиям в условиях пожарной опасности.
Анализ результатов исследования позволяет определить у респондентов качество практической готовности к действиям в условиях пожарной опасности. Так, в экспериментальной группе этот показатель соответствует 68%, а в контрольной группе - 40%.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
По результатам исследования можно сделать выводы.
1. Проведенный смысловой анализ педагогической, методологической и специальной литературы в области формирования готовности обучающихся общеобразовательной организации к действиям в условиях пожарной опасности позволил выявить актуальность проблемы исследования и раскрыть необходимость в разработке научно-методического педагогического сопровождения данного процесса.
2. Выявлены, что формирование готовности обучающихся общеобразовательной организации к действиям в условиях пожарной опасности будет эффективным, если в образовательный процесс внедрить модель «Огнеборец», направленную на реализацию следующих педагогически условий:
-внедрение методов активного обучения, позволяющих повысить качество теоретической и практической подготовленности обучаемых в области пожарной безопасности (метод ситуационно-имитационного моделирования, метод анализа проблемной педагогической ситуации, практико-ориентированные методы, игровой метод);
-развитие личностных качеств у обучаемых (стрессовая устойчивость, ответственность, готовность придти на помощь) посредством пожарно-прикладного спорта.
-развитие познавательной потребности обучающихся в области пожарной безопасности посредством создания информационного портала по противопожарной профилактике.
3. Опытно-экспериментальным путем доказать эффективность разработанной модели «Огнеборец» и установлено, что ее внедрение будет способствовать повышению уровня сформированности у респондентов потребности в безопасном поведении при пожарной опасности; уровня сформированности личностных качеств (стрессовая устойчивость, ответственность, готовность
Lutovina Ekaterina Emelyanovna, Chikeneva Irina Valer'yevna FORMATION OF READINESS OF STUDENTS EDUCATIONAL .
pedagogical sciences
придти на помощь); знаний о действиях в условиях пожарной опасности; практической готовности к действиям в условиях пожарной опасности.
Процесс оптимизации профилактической работы в общеобразовательной организации в рамках обеспечения пожарной безопасности понимается нами как осуществление планомерной систематической деятельности по информированию, агитации, обучению и накоплению опыта обучающимися в области безопасного поведения в условиях пожарной опасности и внедрение разработанной программы и выявленных педагогических условий будет способствовать этому процессу. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
¡. Абаскалова Н.П. Mетодика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе: учебное пособие /Н.П. Абаскалова, Л.А. Акимова, С.В. Петров. Новосибирск: АРТА, 20¡¡. 304 с.
2. Акимова Л. А. Основы безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной организации. Mетодика обучения и воспитания: учебное пособие /Л. А. Акимова, E. E. Лутовина, А. M. Зуев. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 20¡7. 244 с.
3. Акимова Л.А. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в контексте реализации стандартов нового поколения /Л. А. Акимова //Основы безопасности жизни. 20¡5. №¡¡. С.49-54.
4. Акимова Л.А. Потенциал педагогического вуза в подготовке будущего учителя к здоровьесозидающей деятельности / Л.А. Акимова // Современные проблемы науки и образования. — 20¡6. — № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25230
5. Лутовина E. E. Педагогические условия организации познавательной деятельности школьников на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»/ E. E. Лутовина// Eвразийское образовательное пространство: приоритеты, проблемы и решения (г.Оренбург, ¡5-¡6 октября 20¡5г.): сб. статейMеждунар. науч.-практ. конф. Оренбург: Экспресс-печать, 20¡5. С. 276-28¡.
6. Akimovа L. A. security sports and recreation activities in educational institutions /L. A. Akimovа, E. E. Lutovina, I. V. Chikeneva // Theory and practice of physical culture. 20¡9. № 4. P. 65-66)
7. (в русском варианте в РИНЦ эта статья размещена как:
8. Акимова Л.А. Обеспечение безопасности физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательной организации / Л.А. Акимова, E.E. Лутовина, И.В. Чикенева // Теория и практика физической культуры. 20¡9. № 4. С. 65-66)
9. Давыдов В.В. Сущность деятельностного подхода и его происхождение. Деятельностный подход в обучении./В.В.Давыдов. M.: УШИ. 20¡0. 493 с.
¡0. Eгоров Э. Формирование позитивного отношения к здоровью и безопасности. / Э. Eгоров // Основы безопасности жизнедеятельности. 2007. № ¡¡. С. ¡3-¡8.
¡¡. Golikova E. M. Social role of physical culture in reducing the risks of modern educational space / E. M. Golikova, P. P. Thyssen, E. E. Lutovina. // Theory and practice of physical culture. 20¡5. №3. P. 3¡-33
¡2. (в русском варианте в РИНЦ эта статья размещена как:
¡3. Голикова E.M. Социальная роль физической культуры в снижении рисков современного образовательного пространства / E.M. Голикова, П.П. Тиссен, E.E. Лутовина. // Теория и практика физической культуры. 20¡5. №3. С. 3¡-33).
¡4. Лутовина E.E. Педагогические условия организации познавательной деятельности школьников на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» /E.E. Лутовина // сб. статей Mеждународной науч.-практ. конф.«Eвразийское образовательное пространство: приоритеты, проблемы и решения» (г.Оренбург, ¡5-¡6 октября 20¡5г.) Оренбург: Экспресс-печать, 20¡5. С. 276-28¡
¡5. Лутовина E.E. Теоретические основы мониторинга качества образовательного процесса по ОБЖ /E.E. Лутовина //Образование и учитель XXI века: проблемы, перспективы развития: сб. ст. всерос. науч.-практ. конф. (Оренбург, 6-7 окт. 20¡0 г.) - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 20¡0.- С. 202-207.
¡6. Лутовина E.E. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности школьников на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»» /E.E. Лутовина, И.А. Новикова // «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». № ¡¡ 20¡6. С. ¡04-¡08.
¡7. Лутовина E.E. Обеспечение безопасности общеобразовательных организаций: учебное пособие / E.E. Лутовина, В.В. Конев. Оренбург, Экспресс-печать, 20¡6. ¡32 с.
¡8. Лутовина E.E. Оптимизация процесса подготовки и переподготовки педагогических кадров /E.E Лутовина // Современные проблемы науки и образования. 20¡7. № 6; Режим доступа: http://www. science-education.ru/article/view?id=27242
¡9. Лутовина E.E. Развитие инновационное образовательной среды в современной школе /E.E Лутовина // Концепт. 20¡7. № s23. С. 26 - 3¡
20. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. / А.П. Панфилова. M.: Педагогическое образование, 20¡2. ¡92 с.
2¡. Сидоркин В. А. Конструктивизм поведения детей при опасности пожара / В. А. Сидоркин // Вестник Чувашского университета. Вып. 5. 2006. С. 260-264.
22. Сидоркин В. А. Поведение детей при опасности пожара / В. А. Сидоркин // Всемирная Академия наук комплексной безопасности.
Вып. 1. 2007. С. 64-67.
23. Скрипник Л. Ю. Пожарная безопасность в школе: методическое пособие / Л. Ю. Скрипник. М.: Айрис-пресс, 2006. 64 с.
24. Чикенева И. В. Безопасность в условиях чрезвычайных ситуациях техногенного характера: учебное пособие /И. В. Чикенева, Е. Е. Лутовина. Оренбург: Экспресс-печать, 2014. 148 с.
Статья поступила в редакцию 17.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019