Научная статья на тему 'Основы подготовки будущих учителей по пожарной безопасности в образовательных учреждениях'

Основы подготовки будущих учителей по пожарной безопасности в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ / ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА / ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухов C. C.

В статье, на основе опыта работы автора, предлагается описание логически выстроенной системы подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности по пожарной безопасности в основу которой положены следующие принципы: 1. Превращение неосязаемой «виртуальной» опасной ситуации, связанной с пожаром, в реальную, угрожающую непосредственно обучаемому, путем использования технических средств, моделирую щих опасные факторы пожара. 2.Развитие психофизиологических качеств, необходимых для действий при пожаре. 3.Обучение конкретным целенаправленным действиям в пожароопасных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сухов C. C.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы подготовки будущих учителей по пожарной безопасности в образовательных учреждениях»

УДК-351.78:378

ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

С. С.Сухов

В статье, на основе опыта работы автора, предлагается описание логически выстроенной системы подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности по пожарной безопасности в основу которой положены следующие принципы: 1. Превращение неосязаемой «виртуальной» опасной ситуации, связанной с пожаром, в реальную, угрожающую непосредственно обучаемому, путем использования технических средств, моделирующих опасные факторы пожара. 2.Развитие психофизиологических качеств, необходимых для действий при пожаре. 3.Обучение конкретным целенаправленным действиям в пожароопасных ситуациях.

Ключевые слова: пожарная , электрическая и техническая безопасность; человеческий фактор; культура поведения в случае возникновения пожара; правила безопасности; принципы обучения правилам пожарной безопасности; первая медицинскую помощь.

Безопасность образовательного учреждения - это условие сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных пожаров, чрезвычайных ситуаций.

Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность [1].

И хотя статистика за последние четыре года показывает, что количество пожаров в образовательных учреждениях сократилось в два раза, а число погибших - почти в 10 раз, и при этом гибели детей в 2006 и 2007 годах допущено не было, проблемы безопасности по-прежнему остаются актуальными [2].

По статистике, возникновение девяти пожаров из десяти напрямую связано с человеческим фактором. Причем около 55% возгораний происходит из-за неосторожного обращения с огнем, а более 20% - по причине нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования. При этом каждый второй пострадавший получает травму или увечье вследствие неподготовленности к действиям в экстремальных ситуациях [3].

Основная причина здесь видится в слабых знаниях и навыках поведения обучающихся и сотрудников в чрезвычайных ситуациях и в случаях пожаров.

И хотя в реализованной Федеральной целевой программе «Безопасность образовательного учреждения на 2004-2007 годы» одним из пунктов значилась организация обучения и переподготовки кадров, ответственных за безопасность образовательных учреждений, а также повышение уровня знаний по пожарной безопасности и культуре поведения обучающихся и работников муниципальных образовательных учреждений всех типов и видов, реальное состояние их готовности к действиям в случае возникновения пожара остается на крайне низком уровне. Во многом объяснить сложившуюся ситуацию можно целым рядом факторов:

1. Формальный подход со стороны администрации образовательных учреждений к обучению своих сотрудников по пожарно-техническому минимуму, когда сам процесс обучения в лучшем случае сводится к очередному зачитыванию инструкций, без закрепления навыков действий при возникновении пожарной опасности на практике. Сложность при этом заключается в нежелании взрослого населения обучаться правилам безопасности в связи с неосознанием, что это может случиться с каждым.

2. Представители Государственного пожарного надзора при проверке готовности образовательных учреждений к новому учебному году основное внимание обращают на

наличие необходимых средств пожаротушения, пожарной сигнализации и т.п., а готовность педагогических коллективов к действиям в случае возникновения пожара учитывают лишь по наличию протоколов проверки знаний по пожарно-техническому минимуму.

3.Программа обучения постоянного состава учебных заведений не предусматривает отдельного изучения правил пожарной безопасности и действий при возникновении пожарной опасности. Недостаточно времени выделено и в учебной программе по охране труда для специалистов.

4.Недостаточно внимания уделяется и состоянию преподавания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях. Во многих общеобразовательных учебных заведениях идет сокращение часов по данной дисциплине, не создаются условия для того, чтобы его вели действительно специалисты в данной области, а не случайные люди, которых еще самих нужно учить, как правильно вести себя в экстремальных ситуациях и которым часы, отводимые для реализации дисциплины ОБЖ, даются лишь с целью увеличения учебной нагрузки.

5.Внимание в основном направлено на изучение военно-патриотической темы, поэтому в разделе пожарной безопасности зачастую рассматриваются ситуации, которые редко встречаются в жизни.

6. К сожалению, приходится отметить и тот факт, что подготовка будущих учителей по пожарной безопасности оставляет желать лучшего. Единственной учебной дисциплиной, где еще рассматриваются вопросы пожарной безопасности, является курс «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Однако учебных часов на изучение данной дисциплины ничтожно мало, а вопросов, которые необходимо рассмотреть, очень много. Поэтому и здесь эффективность обучения пожарной безопасности остается невысокой. К тому же учебными планами, в отличие от технических ВУЗов, изучение данной дисциплины осуществляется или на первом, или на втором курсах. И естественно, что когда молодой учитель приходит на работу в общеобразовательное учебное заведение, он уже давно забыл то, чему его учили на учебных занятиях по БЖД, в том числе и по пожарной безопасности на первом или втором курсах.

7.Основным же общим недостатком всех вышеперечисленных форм обучения является теоретическая направленность обучения, часто заключающаяся в сухом, схоластичном пересказывании правил пожарной безопасности, вызывающем скуку и раздражение обучаемых.

Где же выход из создавшегося положения?

Решать проблемы воспитания культуры безопасности взрослых и детей необходимо в комплексе с созданием и развитием современных форм и методов работы, привлечением интеллектуальных и материальных ресурсов.

Для формирования у педагогов и обучающихся устойчивой мотивации к поведению, обеспечивающему личную безопасность, воспитания культуры безопасности существует необходимость разработки и реализации в каждом образовательном учреждении программы «Формирование навыка личной безопасности: меры предосторожности в повседневной жизни, поведение в экстремальных ситуациях», а в рамках курсовой подготовки - отдельного образовательного модуля для повышения профессиональной квалификации учителей и классных руководителей в области технологий воспитания культуры безопасности.

Определенный опыт в вопросах подготовки будущих учителей по пожарной безопасности накоплен на кафедре БЖД Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского в процессе подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности.

Помимо существующих специальных дисциплин, таких как «Пожарная безопасность» и «Обеспечение безопасности образовательного учреждения», на выпускном курсе введены дополнительно дисциплины по выбору - «Гражданская

оборона в образовательных учреждениях», «Охрана труда в образовательных учреждениях», основная цель которых сформировать у будущих учителей безопасности жизнедеятельности навыки безопасного поведения при возникновении различных опасных ситуаций с учетом специфики ОУ. Большой блок в ходе изучения данных дисциплин отводится и действиям при возникновении пожарной опасности в образовательном учреждении.

Занятия по данным дисциплинам проводятся с привлечением базы Главного управления МЧС России по Брянской области, и основной упор делается на практическую отработку действий при возникновении опасных ситуаций в ОУ.

В основу подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности по пожарной безопасности были положены следующие принципы обучения правилам пожарной безопасности:

1. Превращение неосязаемой «виртуальной» опасной ситуации, связанной с пожаром, в реальную, угрожающую непосредственно обучаемому, путем использования технических средств, моделирующих опасные факторы пожара.

2.Развитие психофизиологических качеств, необходимых для действий при пожаре.

3.Обучение действиям в опасных ситуациях, таким как:

- транспортировка пострадавших от пожара;

- поведение в задымленной зоне;

- выход из помещения при пожаре и т.п.

В результате противопожарного обучения в процессе изучения данных дисциплин выпускники получают знания:

- нормативных документов, регламентирующих обеспечение пожарной безопасности в учебном заведении;

- ответственности за обеспечение пожарной безопасности, возлагаемую на граждан РФ действующим законодательством;

- психологических методов предотвращения паники.

Изучение данных дисциплин способствую формированию у выпускников умений:

- обеспечивать свою безопасность при пожаре;

- защищать органы дыхания при пожаре;

- транспортировать пострадавших, в том числе с использованием подручных средств;

- оказывать пострадавшим первую медицинскую помощь.

Данные дисциплины введены в учебный план на пятом курсе данной специальности четыре года назад. Как показывают опросы, которые проводились с выпускниками, изучение этих дисциплин поможет им быстрее адаптироваться по месту работы, уверенно себя чувствовать, быстро и правильно принимать решения при возникновении опасных ситуаций.

Существенным мотивом, влияющим на желание студентов изучать данные дисциплины, является и тот факт, что при их успешном освоении они получают удостоверения начальника штаба гражданской обороны образовательного учреждения.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует сделать вывод о том, что для повышения качества подготовки будущих учителей по пожарной безопасности, видимо, следует учесть опыт работы кафедры БЖД БГУ и ввести на последнем курсе обучения специализированную дисциплину, направленную на формирование навыков безопасного поведения в условиях ОУ в различных опасных ситуациях, в том числе и в случаях возникновения пожарной опасности.

The paper sums up the results of the experience of the author and presents a description of a logically structured system of teaching future life safety teachers the basics of fire safety. The basis of this system are the following principles: 1) turning an ideal, virtual dangerous situation of starting fire into a real one, dangerous for the student by means of using technical means modelling dangerous factors of fire, 2) developing psychophysiological traits necessary to make man act in cases of fire alarm, 3) teaching certain actions man needs in fire dangerous situations.

The кеу words: fire safety, electrical safety, technical safety, human factor, behaviour in fire dangerous situations, safety rules, principles of fire safety education, first aid.

Список литературы

1. Программа «Безопасность образовательного учреждения» на 2004-2007 гг. Приказ Министерства образования России от 12 января 2004 г. № 31.

2. Итоги 2007: динамика положительная (по официальным данным МЧС и МВД России) / Основы безопасности жизнедеятельности. 2008. №1. С.2-4.

3. Концепция федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2007 г. № 1532-р.

Об авторе

C.C. Сухов - доц. Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.