УДК: 378.016:614.8.084
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
IMPROVEMENT OF METHODS OF TRAINING STUDENTS OF PEDAGOGICAL INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION FOR SECURE BEHAVIOR IN FORCE MAJEURE SITUATIONS
И. В. Ситка
I. V. Sitka
ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье изложены концептуальные подходы к организации занятий по безопасности жизнедеятельности на основе метода психологического моделирования. Суть метода заключается в создании на занятиях с будущими педагогами ситуаций, имитирующих чрезвычайные ситуации.
Abstract. Conceptual approaches to arrangement of studies of principles of personal and social safety on the base of the psychological modelling method are discribed in this article. The essence of the method is creation of the situations, simulating force majeure situations at the lessons with future teachers.
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, методика преподавания, ситуационные задачи, психологическое моделирование.
Keywords: personal and social safety, methods of teaching, situational tasks, psychological modelling.
Актуальность исследуемой проблемы. Действия стихийных сил природы (взрывы вулканов, землетрясения, смерчи, ураганы, лесные пожары, метели, сели, эпидемии и эпизоотии и пр.), аварийные ситуации (аварии на химических, экологически опасных производствах, транспорте, разрушение зданий и пр.) и социальноопасные ситуации (террористические акты, массовые беспорядки, захваты заложников и транспортных средств, действия незаконных вооруженных формирований и др.) нередко нарушают нормальную жизнь населения на конкретной территории. Подобные ситуации, условия, обстоятельства оказывают на всех сильное психологическое воздействие и именуются обычно чрезвычайными (особыми, экстремальными). Они создают большие сложности в выполнении профессиональных задач, негативно воз-
действуют на принятие решений и успешность действий, требуют психологической устойчивости, особой подготовленности, особого предвиденья и умения действовать при таких условиях.
Твердое знание инструкции и отработанные до автоматизма навыки не могут обеспечить надежных действий, если у человека не сформированы способности к аналитическому мышлению, продуктивным процессам.
Наряду с воспитанием умения не теряться в сложных жизненных ситуациях, которые можно развить в приближенных к экстремальным условиях, важнейшее профилактическое значение имеют не только компетентность, профессиональные знания и навыки, но нравственно-волевые качества людей.
Принятие правильного решения в чрезвычайной ситуации заключает в себе способность к логическому осмыслению и интуитивным формам оценки сложившейся ситуации, выбор решений в нестандартной обстановке. Автоматическое выполнение заученных приемов и способов не всегда дает положительный результат, так как описать алгоритм развития конкретной ситуации заранее невозможно. Поэтому проблема совершенствования процесса подготовки будущих учителей к правильному поведению в чрезвычайных ситуациях является актуальной.
Материал и методика исследований. Настоящее исследование опирается на труды ученых, внесших заметный теоретический вклад в проблему готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях (В. Гафнер, Н. В. Елисеева, Л. А. Михайлов, В. Гостюшин, А. В. Дубровский, Л. П. Матвеев, В. Н. Мошкин, А. Н. Приешкина,
A. М. Столяренко, В. И. Шаулин, В. А. Шейченко, А. В. Шигаев и др.), труды по организации и методике преподавания курсов безопасности жизнедеятельности (В. Г. Волович, В. И. Лебедев, Б. И. Мишин, В. Н. Мошкин, О. Н. Русак, Ю. В. Репин,
B. В. Сапронов, А. Т. Смирнов, А. В. Старостенко, М. Б. Сулла, И. К. Топоров и др.).
Исследование проводилось в период с 2007 по 2010 г. В 2007-2008 гг. были проведены обобщение теоретических работ и практики в области формирования готовности к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях и разработаны основные методические положения, направленные на совершенствование существующих методик. В 2008-2009 гг. было проведено экспериментальное исследование с использованием метода психологического моделирования, апробированы результаты, подтверждающие практическую значимость разработанных методических положений. Эксперимент проводился в реальных условиях учебно-воспитательного процесса со студентами специальности «Математика, информатика» на физико-математическом факультете Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.
Результаты исследований и их обсуждение. Проведенные рядом ученых исследования индивидуально-психологических качеств лиц, попадавших в аварии, показали, что успешному выходу из нее способствуют не только смелость и решительность, но и способность «разделять внимание», способность выделить главное.
Поэтому организационно-методическая задача проведения занятий по подготовке к действиям в чрезвычайной ситуации - приближение учебных условий на занятиях к реальным экстремальным. Она должна решаться всеми средствами и методами, но главный из них и самый доступный - метод психологического моделирования экстремальных ситуаций.
Из различных путей приближения учебных условий к экстремальным наиболее приемлемыми для наших возможностей представляются два. Первый путь - приближение внешних условий, т. е. воспроизводство с помощью технических средств внешней картины экстремальных ситуаций. Это позволяет учащимся ощутить себя участниками реальных событий и выполнять действия, которые в иной обстановке зачастую просто нельзя отработать. Внешняя картина создается простейшими способами: выбором освещенности, имитацией экстремальных факторов (звуковых эффектов, сообщений о чрезвычайной ситуации, видов «трупа», дыма, огня, хулиганских действий, стрельбы и др.), фактическим выполнением (проигрышем) профессиональных действий, усложнением задач, созданием повышенных трудностей на пути их решения.
Второй путь - приближение внутренних, психологических условий (психологической активности, психологических трудностей, психических состояний, переживаний, умственного и эмоционально-волевого напряжения, страха, тревожности и др.) к тем, которые возможны у человека, находящегося в реальной экстремальной ситуации. Достигается это насыщением занятий трудными профессиональными задачами, ограничением времени, сложностями понимания и оценки обстановки, элементами риска, опасности, внезапности, необычности, быстрого изменения ситуации, интенсивным наращиванием трудностей, решением перечисленных задач в специальных лабораториях и др.
Особо хочется отметить необходимость создания специальных классов, лабораторий, рассчитанных на разность психологических характеров обучаемых, где можно отрабатывать решение задач с эффектами непосредственно психотравмирующих факторов экстремальной ситуации, которые вызывают негативные психические реакции, снижающие или же максимально ограничивающие работоспособность.
К таким факторам относятся:
1. Факторы визуального (зрительного) ряда: разрушение зданий, техники, сооружений; огонь, возгорания, пожары, взрывы; вид раненых и пострадавших; материалы с мест разрушений.
2. Факторы аудиального (слухового) ряда: крики о помощи, рев, гул, грохот.
3. Факторы тактильного (осязательного) ряда: вибрации, удары «воздушной волны», высокая (низкая) температура.
4. Факторы интерактивного ряда: смерть близких, товарищей и т. д.
Знакомя обучающихся с сильно воздействующими на психику факторами, следует иметь в виду, что трудности закаляют одних, но могут надломить других. Бездумное запугивание трудностями способно подтолкнуть некоторых молодых людей, особенно девушек, к выводу об ошибочности выбора профессии, желанию уйти из образовательного учреждения, перейти на другую работу. Необходимо строгое соблюдение принципа последовательности, постепенного наращивания трудностей.
Формами специальных занятий, позволяющими готовить к действиям в экстремальных ситуациях, выступают лекции, уроки, семинары, просмотры специальных фильмов, психологический тренинг, психотехнические игры, практические занятия, тактические игры, учения по ликвидации «возникающих» экстремальных ситуаций. Практическому обучению отводится основная (до 68 %) доля учебного времени, отпущенного на подготовку по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Наиболее
целесообразными являются такие формы, как просмотр документальных фильмов, анимационных роликов, проведение психологических тренингов, моделирование чрезвычайных ситуаций.
На занятиях по просмотру специальных фильмов используются по преимуществу документальные фильмы об экстремальных ситуациях. Они предваряются и сопровождаются комментариями преподавателя, повторными показами, ответами на вопросы, дискуссиями.
Особое значение придается анимационным роликам. Эти короткие мультфильмы содержат информацию о неправильном поведении в чрезвычайной ситуации. Это, по Г. Остеру, - воспитание от противного. Ролики позволяют не только повторить учебный материал, но и развивают критическое мышление будущих учителей. Под критическим мышлением обычно понимают способность человека принять правильное решение, сделать обоснованный выбор из нескольких альтернатив. В наш век информационной перенасыщенности очень важно иметь развитое критическое мышление.
Психологический тренинг - регулярные занятия по 15-30 минут (или часть практического занятия) с выполнением обучающимися коротких, но многочисленных ситуационных задач при соответствующем звуковом и визуальном сопровождении, развивающих психологические качества, навыки и умения, необходимые для действий в экстремальных ситуациях.
На практических занятиях, играх, учениях избирательно и комплексно моделируются условия, способствующие развитию компонентов экстремальной подготовленности. Так, устойчивость к умственным трудностям, находчивость, сообразительность, быстрота реакций, бдительность, «привычка к непривычному» развиваются путем:
- создания обстановки, когда она не полностью ясна, информации мало или излишне много, часть ее противоречива, неточна, устарела, а действовать надо;
- создания условий, в которых возможны разные варианты решений, но выбирать приходится быстро, обосновано, в нервной обстановке;
- введения внезапных и резких усложнений на фоне сохранившейся до этого относительно ровной и не очень сложной обстановки;
- ограничения времени на оценку обстановки;
- введения многократных и разнообразных по времени, характеру, содержанию и месту проявлений внезапности.
Только при регулярном моделировании чрезвычайных ситуаций и успешном их решении происходит адаптация к всевозможным стрессогенным факторам.
С целью организации занятий по безопасности жизнедеятельности на основе метода психологического моделирования был разработан учебно-методический комплекс, включающий практикум по решению ситуационных задач, электронный учебник, содержащий видео- и анимационные ролики, а также краткое содержание всех разделов курса, тренировочные и тестовые вопросы и задания (см. рис. 1).
РАЗДЕЛЫ КУРСА
Тема 1: Теоретические основы безопасности жизнед еятель ности.
Тема 2: Чрезвычайные ситуации природного характера. Защита населения от их последствий.
Тема 3: Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Защита населения от их последствий.
Тема 4: Действия учителя при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях Тема 5:Основы пожарной безопасности Средства тушения пожаров и их применение
Действия при пожаре
Тема б: Чрезвычайные ситуации социального характера. Криминогенная опасность.
Тема 7: Информационная безопасность Тема 8: Экономическая и продовольственная
безопасность.
Тема 9: Общественная опасность экстремизма и терроризма.
Тема 10: Действия педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий террористических
актов
Тема 11: Проблемы национальной и международной безопасности Российской Федерации
Тема 12: Гражданская оборона и ее зацгми Организация ГО в образовательных учреждениях.________________________________
-ПРАКТИКУМ
Методические рекомендации по использованию УМК
Краткое содержание разделов
Ситуационные задачи
| Вопросы по разделам
Тест-опрос по курсу
—ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК НА CD
Информационно-справочный раздел
Нормативно-правовые документы Краткое содержание разделов Это надо знать каждому
Видео ролики по разделам курса
Анимационные ролики по разделам курса_________
Интерактивные тесты по разделам
Итоговый интерактивный тест
Рис 1. Структура учебно-методического комплекса для подготовки будущих учителей к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях
Практикум по решению ситуационных задач содержит более ста упражнений по всем разделам курса. Приведем несколько примеров.
Ситуация: во время занятий объявили о пожаре в учебном корпусе.
Комментарий: особенность быстрого развития пожаров в учебных заведениях обусловлена наличием коридорной планировки этажей и большой горючей загрузкой учебных классов: столы, стулья, инвентарь, шкафы с учебно-наглядными пособиями.
Ожидаемые действия:
- немедленно покинуть учебный корпус в составе всей группы (класса) через ближайший эвакуационный выход; не допускать паники;
- вызвать пожарную охрану по телефонам 01 или 112;
- проверить включение в работу систем пожарной автоматики и оповещения;
- на заранее объявленном месте сбора провести перекличку всех эвакуированных по учебным журналам;
- организовать встречу пожарных подразделений, доложить обстановку старшему должностному лицу пожарного подразделения.
Электронный учебник на CD был разработан преподавателями кафедры информатики с привлечением студентов V курса, анимационные ролики - во Flash MX, видеоматериалы подобраны из различных источников.
В 2008/09 учебном году был проведен эксперимент по проверке эффективности разработанных методических подходов. На первом этапе исследований было проведено тестирование обеих групп студентов по одинаковым тестовым заданиям. Мы удостоверились, что контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы обладают первичными знаниями в области БЖД, статистически значимо не различающимися. Далее были проверены знания, полученные в результате изучения курса «Безопасность жизнедеятельности».
В процессе исследования эффективности педагогического средства в большинстве случаев можно выделить два этапа: поисковый эксперимент и массовую проверку. При проведении поискового эксперимента для получения объективных данных достаточна выборка небольшого объема (большая часть критериев приспособлена именно для оценки результатов сравнения двух выборок).
Для определения статистически достоверных различий в результатах обучения в КГ и ЭГ воспользуемся критерием Вилкоксона-Манна-Уитни, поскольку выборки удовлетворяют требованиям применения данного критерия:
• обе выборки случайны;
• выборки независимы и члены каждой выборки также независимы между собой;
• изучаемое свойство (обученность по БЖД) распределено непрерывно в обеих совокупностях, из которых сделаны выборки.
Рассчитываем сумму рангов меньшего объема, то есть по у;
5 = £R(у ; ) = 312.
Определяем значение критерия Т
т = § - п*0 +1) = 312 - 14*15 = 207 2 2
Вычисляем статистику критериев по формуле
К =----------1 + Xа „
а 2 IV 12
п1 * п2 п1 * п2 * (п1 + п2 + 1)
где X а - квантиль нормального распределения, в нашем случае он равен 2,58 для
2
уровня значимости 2,01
„= 14*16 + 2,58*.
- 2 2
Нулевая гипотеза Н 0 отклоняется на уровне а, если для наблюдаемого значения статистики критерия Т верно одно из неравенств Т < Ша или Т > п1п2 - Ка . В нашем слу-
а
2 2
чае Т равно 207, а W а равно 174 , получается Т > W а , но при этом проверяем второе
неравенство: Т равно 207, а П]*И2- W а = 50 , что соответствует неравенству
14* 16 *(14 + 16 = 1)
--------------------- = 174,0232
12
Т > пп - Ша .
2
Резюме. С достоверностью 97 % можно утверждать, что разработанная методика способствует повышению компетентности студентов педагогических специальностей в области готовности к правильному поведению в чрезвычайных ситуациях.
Использование учебно-методического комплекса в учебном процессе повысило мотивацию студентов к изучению курса и улучшило результаты тестового опроса по сравнению с контрольной группой, где этот комплекс не использовался.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грабарь, М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. - М. : Педагогика, 1977. - 136 с.
2. Неотложные состояния и экстренная медицинская помощь : справочник / Г. Я. Авруцкий и др. ; под ред. Е. И. Чазова. - М. : Медицина, 1988. - 640 с.
3. Ильичев, А. А. Большая энциклопедия городского выживания / А. А. Ильичев. - М. : ЭКСМО-Пресс : ЭКСМО-МАРКЕТ, 2002. - 576 с.
4. Боброва, Н. К. Азбука вашей безопасности : метод. пособие для учителей нач. и сред. общеоб-разоват. шк. и работников дошк. учреждений / Н. К. Боброва, Н. И. Федоров. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1999. - 224 с.