«свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые выражают индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» [11, с. 7].
Жизнестойкость, по мнению В.Д. Шадрикова, относится к особому (духовному) классу способностей: «Они определяют качественную специфику поведения человека: его добродетельность, следование принципам веры, любви, альтруизма, смысла жизни; креативность, оптимизм». Жизнестойкость обладает основными признаками духовных особенностей, однако нетождественна им. Она представляет собой единство природных и нравственных начал [11, с. 15].
Исследователь А. Фоминова в своей монографии «Жизнестойкость личности» дает глубокий аналитический обзор генезиса термина с учетом зарубежных научных достижений. Среди ключевых проблем ею обозначено соотношение близких смысловых контекстов таких понятий, как: жизнеспособность, жизнестойкость, жизнетворчество [12].
Принимая в целом выводы данного автора, отметим, что в целях нашего эмпирического изучения жизнестойкости старшеклассников целесообразно остановиться на понимании жизнестойкости как интегральной характеристики личности, позволяющей сопротивляться негативным явлениям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности и с помощью педагога трансформировать их в ситуации развития. При таком понимании базовыми компонентами жизнестойкости выступают: оптимальная смысловая регуляция, адекватная самооценка, развитые волевые качества, развитие коммуникативных способностей, умения
Библиографический список
взаимодействовать с другими, достаточный уровень социальной компетентности [2]. Несколько иначе рассмотрены компоненты жизнестойкости личности в концепции Л.А. Александровой в контексте обеспечения личностной психологической безопасности человека в современном мире, где психологическое здоровье является залогом успешной адаптации и активной жизненной деятельности [11].
Таким образом, подводя черту в данной работе, отметим, что развитию проблемы жизнестойкости предшествовало множество исследований отечественных учёных, зарубежных философов и психологов в разные исторические эпохи. Имеющиеся концепции по жизнестойкости мы условно разделили на несколько групп:
• жизнестойкость понимается как результат процесса социализации личности, возникает и развивается при активном сопротивлении негативным внешним факторам (отечественная научная социально-психологическая школа);
• жизнестойкость рассматривается как неотделимая часть нравственного воспитания, где центральным компонентом выступают дисциплинированность, воля, характер личности (В.П. Вахтеров, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский и др.);
• жизнестойкость как интегральная характеристика личности, обеспечивающая готовность человека успешно преодолевать жизненные трудности (С.В. Книжникова);
• жизнестойкость как ресурс личности в осмысленной реализации жизненных планов (РИ. Стецишин, Е.И. Рассказова и др.);
• жизнестойкость как система убеждений о себе, окружающем мире и отношений с миром (Д.А. Леонтьев и др.).
1. Александрова Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе её психологической безопасности в современном мире. Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2014; № 7; Том 51: 57 - 86.
2. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. Москва: Смысл, 2006: 63 - 100.
3. Шелкунова Т.В., Шелкунов А.В. Феномен жизнестойкости в отечественной и зарубежной литературе. Available at: http://yandex. ru/yandsearch?&clid=2186617&text
4. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов педагогических вузов. Под редакцией В.А. Сластенина. Москва: Издательский центр «Академия», 1999..
5. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Москва, 1948; Т. 2.
6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. Москва, 1983 - 1985.
7. Логинова М.В. Развитие личности и ее жизненный путь. Принцип развития в психологии. Москва, 2010.
8. Наливайко Т.В. Исследование жизнестойкости и её связей со свойствами личности. Ярославль, 2006.
9. Книжникова С.В. Педагогическая профилактика суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости подростков в условиях общеобразовательной школы. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Краснодар, 2005.
10. Стецишин Р.И. Направленность личности и жизнестойкость: психологическое исследование. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009; 7: 67 - 78.
11. Шадриков В.Д. Категории деятельности и её применение к изучению качества профессионального образования. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012.
12. Фоминова А. Жизнестойкость личности. Москва: Прометей, 2012.
References
1. Aleksandrova L.A. O sostavlyayuschih zhiznestojkosti lichnosti kak osnove ee psihologicheskoj bezopasnosti v sovremennom mire. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Tehnicheskie nauki. 2014; № 7; Tom 51: 57 - 86.
2. Leont'ev D.A., Rasskazova E.I. Test zhiznestojkosti. Moskva: Smysl, 2006: 63 - 100.
3. Shelkunova T.V., Shelkunov A.V. Fenomen zhiznestojkosti v otechestvennoj i zarubezhnoj literature. Available at: http://yandex.ru/ yandsearch?&clid=2186617&text
4. Mudrik A.V. Social'naya pedagogika: uchebnik dlya studentov pedagogicheskih vuzov. Pod redakciej V.A. Slastenina. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 1999..
5. Ushinskij K.D. Sobranie sochinenij. Moskva, 1948; T. 2.
6. Makarenko A.S. Pedagogicheskie sochineniya: v 8 t. Moskva, 1983 - 1985.
7. Loginova M.V. Razvitie lichnosti i ee zhiznennyjput'. Princip razvitiya vpsihologii. Moskva, 2010.
8. Nalivajko T.V. Issledovanie zhiznestojkosti i ee svyazej so svojstvami lichnosti. Yaroslavl', 2006.
9. Knizhnikova S.V. Pedagogicheskaya profilaktika suicidal'nogo povedeniya na osnove formirovaniya zhiznestojkosti podrostkov v usloviyah obscheobrazovatel'nojshkoly. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnodar, 2005.
10. Stecishin R.I. Napravlennost' lichnosti i zhiznestojkost': psihologicheskoe issledovanie. VestnikAdygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2009; 7: 67 - 78.
11. Shadrikov V.D. Kategorii deyatel'nosti i ee primenenie k izucheniyu kachestva professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly 'ekonomiki, 2012.
12. Fominova A. Zhiznestojkost'lichnosti. Moskva: Prometej, 2012.
Статья поступила в редакцию 19.11.15
УДК 37
Bedrin V.S., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of the Russian
Federation (Volgograd, Russia), Е-mail: [email protected]
Bakulin V.M., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs
of the Russian Federation (Volgograd, Russia), Е-mail: [email protected]
FIRE-APPLIED SPORTS AS A MEANS OF FORMATION STUDENTS' READINESS TO OVERCOME EXTREME SITUATIONS.
The article examines the implementation of an optional educational course "Fire-Applied Sports" as a means to develop readiness to
overcome extreme situations among students in school environment in accordance with the requirements of educational standards
of new generation, aimed at the development of the ability to ensure their safety and the safety of others. The authors concluded that teaching the elective course of "Fire-Applied Sports" is an effective tool of formation readiness for overcoming extreme hazardous situations, when fire is involved, in pupils. The course increases the pupils' interest in issues of appropriate behavior in extreme conditions of life, contributes to the development of abilities to ensure their own safety and the safety of others in case of a fire. Key words: fire-applied sports, extreme situation, students, levels, formation, knowledge, abilities, skills, questioning.
В.С. Бедрин, канд. юрид. наук, доц., Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Волгоград, E-mail: [email protected]
В.М. Бакулин, канд. ф.-м. наук, доц., Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Волгоград, E-mail: [email protected]
ПОЖАРНО-ПРИКЛАДНОЙ СПОРТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ
В данной статье рассматриваются вопросы реализации факультативного курса «Пожарно-прикладной спорт» как средства формирования готовности школьников к преодолению экстремальных ситуаций в условиях общеобразовательной школы в соответствии с требованиями образовательных стандартов нового поколения (ФГОС ООО), нацеленного на развитие способности к обеспечению своей безопасности и безопасности окружающих. Авторы сделали вывод, что проведение факультативного курса «Пожарно-прикладной спорт» явилось эффективным средством формирования у школьников готовности к преодолению пожароопасных экстремальных ситуаций, повысило их заинтересованность вопросами адекватного поведения в экстремальных условиях жизнедеятельности, способствовало развитию способности к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих в условиях пожара.
Ключевые слова: пожарно-прикладной спорт, экстремальная ситуация, школьники, уровни, формирование, знания, умения, навыки, анкетирование.
На современном этапе в России пожары являются одной из опаснейших экстремальных ситуаций по количеству жертв и негативных последствий, поэтому перед образовательной системой страны встаёт актуальная задача формирования у учащихся умений безопасного поведения и готовности к преодолению экстремальных ситуаций, что соответствует требованиям, предъявляемым Государственными образовательными стандартами (ФГОС, 2010) среднего (полного) общего образования второго поколения [1]. В законе «Об образовании в РФ» (2012 г.), также говорится о том, что педагоги обязаны «развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни» [2].
Различным аспектам проблемы формирования готовности учащихся к преодолению экстремальных ситуаций посвящены работы исследователей: И.А. Алёхин Д.В. Егоренков, Н.В. Елисеева, В.Н. Мошкин, А.А. Сергин, Л.Ю. Скрипник, A.M. Столя-ренко и др. [3 - 7], однако, реализация задачи формирования у школьников умений безопасного поведения в пожароопасных экстремальных ситуациях затруднена из-за недостаточной разработанности соответствующих методов и средств.
Проведённый нами опрос учащихся старших классов МОУ СШ № 28, 35 г. Волгограда показал, что 63% респондентов признают отсутствие у них умений безопасного поведения в экстремальных ситуациях и выражают желание учиться этому, в частности, в процессе дополнительных занятий пожарно-при-кладным спортом.
Для решения исследуемой проблемы был разработан факультативный курс «Пожарно-прикладной спорт», в основу которого положены комплексы разнообразных приёмов, позволяющие сформировать у школьников ценности безопасного образа жизни; усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в пожароопасных чрезвычайных ситуациях. Наряду с теоретическими и практическими занятиями, курс включает обязательное проведение соревнований по пожар-но-прикладному спорту, которые могут проходить как личные, так и командные. Командные соревнования развивают у школьников командный дух, чувство «плеча», умение работать в группе, ощущение своей полезности, сопричастности, ответственности; личностные качества, важные в условиях пожара - силу, выносливость, готовность к преодолению экстремальных ситуаций, воспитывают мужество, гражданственность, патриотизм, находчивость, творчество, бережное отношение к собственной жизни и жизни окружающих.
На теоретических занятиях факультативного курса проходила апробация экспериментальных методик формирования готовности школьников к преодолению экстремальных ситуаций путем моделирования учебно-профессиональных ситуаций, что
давало возможность школьникам демонстрировать усвоенные знания и умения. Ситуации организовывались на основе активных и интерактивных методов обучения.
Школьники вовлекались в учебно-профессиональные ситуации, посредством которых они получали личностный опыт преодоления экстремальных ситуаций посредством моделирования пожароопасных ситуаций (пожар в жилом доме, пожар в школе, пожар в торговом центре и др.) и свои действия по выходу из неё. Далее школьники анализируют, насколько правильно они поведут себя, выявляют типичные ошибки, допускаемые в таких ситуациях, детально разбирают, исправляют.
Была разработана анкета, которая включала следующие вопросы:
1. Является ли безопасность Вашей жизни одной из главнейших универсальных ценностей?
2. Способен ли, по Вашему мнению, курс пожарно-приклад-ной подготовки решить проблемы Вашей подготовки к трудностям жизни?
3. Вызывает ли у Вас интерес пожарно-прикладной спорт?
4. Надо ли школьникам учиться навыкам выживания в экстремальных ситуациях (например, при пожарах)?
Приведём примеры высказываний учащихся:
Иванов Юрий: «Я не представляю, что окажусь в пожароопасной ситуации, но в тоже время считаю, что надо быть готовым к любым событиям в жизни и мне интересны проблемы, которые мы разбираем на занятиях по пожарно-прикладному спорту. На мой взгляд, приобретённые на этих занятиях умения очень помогут мне в жизни».
Скрябин Анатолий: «Пожарно-прикладная подготовка необходима, так как она помогает нам приобрести умения и навыки необходимые в различных экстремальных ситуациях, я узнал много нового на этих занятиях».
Иванов Юрий: «Я не собираюсь связывать свою дальнейшую жизнь и работу с профессией пожарного, но занятия на факультативе для меня очень важны, т. к. на них дается специальная подготовка: как правильно действовать в чрезвычайных ситуациях».
Скрябин Анатолий: «Мне очень интересны занятия по по-жарно-прикладному спорту, я с удовольствием принял участие в соревнованиях, в дальнейшем планирую заниматься этим профессионально».
Проведение факультативного курса «Пожарно-приклад-ной спорт» явилось эффективным средством формирования у школьников готовности к преодолению пожароопасных экстремальных ситуаций, повысило их заинтересованность вопросами адекватного поведения в экстремальных условиях жизнедеятельности, способствовало развитию способности к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих в условиях пожара.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.
2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 Available at: http://standart.edu.ru/ doc.aspx?DocId=10688
3. Егоренков Д.В. Формирование готовности старшеклассника к преодолению экстремальных ситуаций. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2013.
4. Елисеева Н.В. Формирование готовности учащихся старших классов к эффективным действиям в экстремальных ситуациях. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2007.
5. Алехин И.А., Чесноков Н.А. Педагогическая идентификация рисков информационной безопасности обучающихся. Мир образования - образование в мире. 2014; 3: 161-168.
6. Алехин И.А., Чесноков Н.А. Угрозы и опасности психолого-педагогического характера для образовательных систем Российской Федерации. Мир образования - образование в мире. 2014; 2: 162-168.
7. Алехин И.А. Дидактические основы безопасности жизнедеятельности. Мир образования - образование в мире. 2010; 3: 3-8.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego (polnogo) obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 maya 2012 g. № 413.
2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-F3 Available at: http://standart.edu.ru/doc. aspx?DocId=10688
3. Egorenkov D.V. Formirovanie gotovnostistarsheklassnika kpreodoleniyu 'ekstremal'nyh situacij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2013.
4. Eliseeva N.V. Formirovanie gotovnosti uchaschihsya starshih klassovk 'effektivnym dejstviyam v 'ekstremal'nyh situaciyah. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2007.
5. Alehin I.A., Chesnokov N.A. Pedagogicheskaya identifikaciya riskov informacionnoj bezopasnosti obuchayuschihsya. Mir obrazovaniya -obrazovanie vmire. 2014; 3: 161-168.
6. Alehin I.A., Chesnokov N.A. Ugrozy i opasnosti psihologo-pedagogicheskogo haraktera dlya obrazovatel'nyh sistem Rossijskoj Federacii. Mir obrazovaniya - obrazovanie vmire. 2014; 2: 162-168.
7. Alehin I.A. Didakticheskie osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2010; 3: 3-8.
Статья поступила в редакцию 17.12.15