Научная статья на тему 'Жизнестойкость как психологопедагогическое понятие'

Жизнестойкость как психологопедагогическое понятие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
706
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHYSICAL HEALTH / MENTAL HEALTH / VITALITY / VIABILITY / SUSTAINABILITY / SOCIALIZATION / NECESSITIES OF LIFE / VALUES / INDIVIDUAL PROPERTIES / BEHAVIOR / BELIEF / UNDERSTANDING / ATTITUDE / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЖИЗНЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА / ПОВЕДЕНИЕ / УБЕЖДЕНИЕ / ОСМЫСЛЕНИЕ / ОТНОШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чертыков И.Н.

Статья посвящена комплексному исследованию проблемы развития понятия «жизнестойкость». Рассматриваются труды отечественных и зарубежных учёных в разные исторические эпохи. Основное целью статьи выступает анализ, на основе которого автор приходит к мнению, что данная проблема является малоизученной в педагогической науке и требует дальнейшего изучения. Сравнения и обобщение существующих трудов позволяет автору делать вывод о том, что формирование жизнестойкости по-прежнему остается актуальной проблемой. В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка оценить существующие концепции по формированию жизнестойкости. Результатом является обобщение автором представления исследователей о жизнестойкости в группы, названия которых обозначены условно. Первую группу представляет понимание жизнестойкости как результат процесса социализации личности. Вторую группу объединяет понимание жизнестойкости как неотделимую часть нравственного воспитания. Третью группа включает понимание жизнестойкости как интегральную характеристику личности. Четвертая группа обозначена понимание жизнестойкости как ресурса личности в осмысленной реализации жизненных планов. Пятая группа исходит из понимания жизнестойкости как системы убеждений о себе, окружающем мире и отношений с миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIABILITY AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONCEPT

The article is dedicated to complex research problems of development of the resilience. The author studies works of Russian and foreign scientists in different historical epochs. Comparison and synthesis of existing works allows the author to conclude than the formation of viability remains an urgent problem. The author of the research attempts to assess existing concepts to build resilience. The result is a generalization by the author of separate groups. The first group is the understanding of resilience of the process of socialization. The second group comprises the understanding of resilience as an integral part of moral education. The third group is the understanding of resilience as an integral characteristic of the individual. The fourth is designated as a resource for understanding the viability of the individual in the meaningful realization of life plans. The fifth group is based on the understanding of resilience as a system of beliefs about themselves, the world and relations with the world.

Текст научной работы на тему «Жизнестойкость как психологопедагогическое понятие»

References

1. Alehin I.A., Titova M.Yu. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya i razvitiya avtoriteta oficera v voinskom kollektive. Mir obrazovaniya -obrazovanie vmire. 2009; 4: 118 - 122.

2. Kuznecova L.'E. Formirovanie psihologicheskoj gotovnosti yunoshej k prohozhdeniyu obyazatel'noj voennoj sluzhby v VS RF s tochki zreniya resursnogo podhoda. Molodoj uchenyj. 2012; 3: 324 - 327.

3. Ryndina O.G. Social'no-psihologicheskaya gotovnost'doprizyvnojmolodezhiksluzhbe vRossijskojarmii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Cheboksary, 2006.

4. Saenko L.A., Kartashova V.N. Studencheskoe samoupravlenie v razvitii grazhdanskoj aktivnosti uchaschihsya. Diskussiya. 2014; 6 (47): 96 - 103.

5. Saenko L.A., Gukasova G.S. Deviantnoe povedenie v sovremennom roditel'stve. Diskussiya. 2012; 9: 144 - 147.

Статья поступила в редакцию 07.12.15

УДК 378

Chertykov I.N., postgraduate, Khakass State University; sports teacher, State Sport School, Sport Department, Khakass Republic (Abakan, Russia), E-mail: ignic1964@mail.ru

VIABILITY AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONCEPT. The article is dedicated to complex research problems of development of the resilience. The author studies works of Russian and foreign scientists in different historical epochs. Comparison and synthesis of existing works allows the author to conclude than the formation of viability remains an urgent problem. The author of the research attempts to assess existing concepts to build resilience. The result is a generalization by the author of separate groups. The first group is the understanding of resilience of the process of socialization. The second group comprises the understanding of resilience as an integral part of moral education. The third group is the understanding of resilience as an integral characteristic of the individual. The fourth is designated as a resource for understanding the viability of the individual in the meaningful realization of life plans. The fifth group is based on the understanding of resilience as a system of beliefs about themselves, the world and relations with the world.

Key words: physical health, mental health, vitality, viability, sustainability, socialization, necessities of life, values, individual properties, behavior, belief, understanding, attitude.

И.Н. Чертыков, аспирант Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, тренер-преподаватель ГБОУ ДОД «КДЮСШ», Министерство спорта Республики Хакасия, г. Абакан, E-mail: ignic1964@mail.ru

ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ

Статья посвящена комплексному исследованию проблемы развития понятия «жизнестойкость». Рассматриваются труды отечественных и зарубежных учёных в разные исторические эпохи. Основное целью статьи выступает анализ, на основе которого автор приходит к мнению, что данная проблема является малоизученной в педагогической науке и требует дальнейшего изучения. Сравнения и обобщение существующих трудов позволяет автору делать вывод о том, что формирование жизнестойкости по-прежнему остается актуальной проблемой.

В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка оценить существующие концепции по формированию жизнестойкости. Результатом является обобщение автором представления исследователей о жизнестойкости в группы, названия которых обозначены условно. Первую группу представляет понимание жизнестойкости как результат процесса социализации личности. Вторую группу объединяет понимание жизнестойкости как неотделимую часть нравственного воспитания. Третью группа включает понимание жизнестойкости как интегральную характеристику личности. Четвертая группа обозначена понимание жизнестойкости как ресурса личности в осмысленной реализации жизненных планов. Пятая группа исходит из понимания жизнестойкости как системы убеждений о себе, окружающем мире и отношений с миром.

Ключевые слова: физическое здоровье, психическое здоровье, жизнестойкость, жизнеспособность, устойчивость, социализация, жизненные потребности, ценностные ориентации, индивидуальные свойства, поведение, убеждение, осмысление, отношение.

Политические и социально-экономические изменения в России в конце ХХ - начале XXI века привели к утере прежних ценностей и нравственного идеала. Они породили множество проблем среди учащейся молодёжи, а именно, увеличение количества старшеклассников, употребляющих алкоголь, наркотиков; появление повышенного материального запроса; чувства безнаказанности.

Насущная потребность реализации государственной молодёжной политики со стороны современного общества требует формирования милосердных, ответственных, гуманных граждан. Именно жизнестойкость выступает в роли регуляции поведения и деятельности старшеклассников в семье и обществе, формирует основы нравственных качеств, способствует возрождению новых духовных ценностей, обогащает культурное наследие российского народа. Поэтому актуализируется необходимость её формирования средствами народной педагогики в условиях дополнительного образования, одним из видов которого является спортивная школа. Необходимость формирования у старшеклассников стрессоустойчивости, готовности жить по законам нравственности и моральных требований общества обусловила выбор исследовательской темы, где «жизнестойкость» рассматривается как ключевой термин.

К настоящему времени в педагогической науке накоплен определённый опыт решения разных вопросов теоретического и практического характера, в которых рассматриваются психолого-педагогические основы формирования жизнестойкости.

В зарубежной психологии понятие жизнестойкости рассматривалось в трудах Сьюзен Кобейса и Сальваторе. В отечественной психологии проблема жизненных ситуаций, трудных и экстремальных жизненных ситуаций разрабатывается многими авторами Н.В. Гришиной, К. Муздыбаевым, И.П. Шкуратовой. Изучение поведения, направленного на преодоление трудных ситуаций, в психологии проводится в рамках исследований, посвященных анализу "coping " - механизмов или " coping behavior" Т.Л. Крюковой и др.

Способ разрешения жизненных проблем, построения жизни, удовлетворенность представлены в трудах К.А. Абульхановой, Е.Ю. Коржовой, Н.А. Логиновой и др.

В рамках нашего исследования для нас представляют широкий интерес труды, посвящённые раскрытию разных аспектов народной педагогики: аналитическое исследование проведены В.И. Баймурзиной, Х.Х. Баймурзиным, Г.Н. Волковым, Э. З. Измайловым; историческая этнопедагогика отражена в работах Т.Н. Петровой, Я.И. Ханбикова, этнодидактика раскрыта в трудах Ф. Ялалова; подготовке педагогов для национальной школы посвящены труды С.Н. Федоровой, Г.М. Харитонова; средства народной педагогики представлены в трудах В.И. Баймурзиной, Г.Н. Волкова и др.

Результаты анализа исследований в данной области свидетельствуют о наличии многочисленных трудов, посвящённых исследуемой проблеме. Однако формирование жизнестойкости у старшеклассников средствами народной педагогики в усло-

виях дополнительного образования представлено недостаточ-

Вышеизложенное позволяет констатировать наличие противоречий между:

- возросшей потребностью общества в конкурентоспособной и высоконравственной личности, обладающей психологической устойчивостью и системой ценностей и реальным уровнем её сформированности у старшеклассников;

- имеющимся богатым воспитательным потенциалом народной педагогики и недостаточным уровнем её использования в практике формирования жизнестойкости у старшеклассников в условиях учреждений дополнительного образования.

Указанные противоречия определили проблему нашего исследования: каковы подходы к определению понятия «жизнестойкость» в истории и современности?

Поиск эффективных путей разрешения выявленных противоречий, актуальность и недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы стали целью нашего исследования. Это послужило причиной нашего обращения к трудам исследователей в данной области. Подробно остановимся на анализе различных подходов к исследуемой проблеме.

В научный оборот понятие «жизнестойкости» было введено зарубежными исследователями Сальватором Мадди и Сьюзе-ном Кобейса и разрабатывалось на пересечении экзистенциальной психологии, психофизиологии и психологии совладающего поведения [1]. Изначально термин «hardiness» (англ. - крепость, выносливость) как личностное свойство означал способность человека преодолевать экстремальные жизненные ситуации. Психолог Д.А. Леонтьев предложил обозначать им на русском языке понятие «жизнестойкость». Отмечая его междисциплинарный характер, Д.А. Леонтьев считает, что как реальное свойство личности оно характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохранение внутренней сбалансированности, не снижая при этом успешности деятельности. Такой подход, безусловно, указывает на её связь со способами поведения человека в экстремальных или стрессовых ситуациях [2].

Целая плеяда зарубежных и отечественных исследователей в своих трудах рассматривала данную проблему, они по-разному раскрывали понятия «жизнестойкость», «жизнеспособность» или «устойчивость» [3]. Собственно идея изучения внутренних сил человека, позволяющих в крайне сложных условиях успешно добиваться поставленной цели, не теряя при этом собственных ресурсов или минимально затратив их, всегда привлекала внимание философов, просветителей разных стран, представителей разных научных школ. В первую очередь, философы изучали смысловые контексты, т. е. ради чего человек подвергал себя серьёзным рискам, и каково влияние достигнутого результата на общественное сознание, состояние духа, познание объективного окружающего мира и т. п.

Для понимания сущности жизнестойкости как личностного качества обратимся к мысли Э. Дюркгейма, который указывал приоритетную роль влияния общества на человека в процессе социализации. Как субъект социализации, оно формирует его жизненные потребности, ценностные ориентации, придаёт те или иные индивидуальные свойства человеку [4, с. 17].

По мнению французского философа, математика и физика Р. Декарта, природа является совершенным механизмом, доступным постижению математически вооруженному разуму. Он придавал огромное значение развитию у учащихся способности к суждениям, самостоятельного и верного осмысления не только окружающего мира, но и собственных поступков, включая слабости, «аффекты и страсти души», призывая бороться с капризами, идущими ещё из детского убеждения, что «мир существует только для нас и все принадлежит нам». Иначе говоря, шлифуя природные начала личности, общество призвано формировать культуру поведения ребенка [4, с. 18].

В западноевропейской научно-философской и педагогической мысли XIX в. широко распространились идеи Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо и других известных учёных, в которых обосновывалась необходимость общего образования и просвещения человека в соответствии с его природой, естественными потребностями. Разум, ощущения и чувства должны развиваться в русле жизненных условий, и образование должно обеспечивать это единство. Так, Дидро доказывал, что человек узнаёт окружающее, опираясь на три силы: наблюдение, размышление, опыт. Он утверждал, что только эти три силы и дают возможность не только увидеть, но и познать мир, понять его сложность [4, с. 7].

Проблемы воспитания нравственности, воли и характера у ребенка были в центре внимания отечественных учёных и просветителей, начиная с конца XVIII - начала XIX в. (Н.И. Пирогов, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский и др.). В их трудах, посвящённых проблемам нравственного совершенствования, естественного воспитания человека, усматриваются подходы к проблеме формирования жизнестойкости. Прежде всего, это есть нравственная категория, указывающая на внутренние возможности человека преодолевать возникающие жизненные ситуации на волевой основе или проявлении характера человека. Воспитание характера, силы воли ребенка рассматривалось, прежде всего, как нравственная задача воспитателя - родителя или учителя. Так, К.Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Нравственность, по его убеждению, является основой для воспитания различных сторон личности, с чем нельзя не согласиться. Нравственное воспитание должно развивать в ребенке гуманность, честность, правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга [5].

В отечественной педагогике советского периода в теории коммунистического воспитания подробно рассматривались вопросы формирования характера ребенка, его сознательной воли, дисциплинированности и трудолюбия как основы нравственности, мужественности и гражданственности. В частности, в теории коллективного воспитания школьников А.С. Макаренко подробно раскрыты сущность, признаки, технологии воспитания жизненной воли, организации социального воспитания в детском коллективе и т. д. Им обоснована идея воспитания личности в коллективе и через коллектив, где дисциплина есть неотъемлемая часть воспитательного процесса, именно ей отведена главная роль в формировании гражданской жизненной позиции личности в обществе, способности самостоятельно действовать в социально необходимом русле [6].

В последних исследованиях проблемы жизнестойкости преобладают психологические концепции, основанные на разных подходах: культурно-исторической теории высших психических функций человека (Л.С. Выготский), системно-структурный анализ (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов), субъектно-дея-тельностный (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абуль-ханова-Славская) и др. Аналитическое изучение источников позволяет утверждать тезис о том, что в настоящий период в трактовке сущности и раскрытии компонентов жизнестойкости как психологического и педагогического феномена нет однозначности.

Д.А. Леонтьев и Е.И. Рассказова полагают, что жизнестойкость есть «система убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром». Она включает в себя три относительно автономных компонента: вовлеченность, контроль и принятие риска. По их мнению, жизнестойкие люди обладают всеми тремя этими качествами, хотя в действительности они могут проявляться в неодинаковой степени в разных ситуациях. Если же речь идет о формирующейся личности, например, о подростке, однозначно утверждать о прочности и долговременности проявления этих качеств довольно сложно.

Исходя из этого, жизнестойкость понимается, как способность человека преодолевать заданные жизнью обстоятельства и самого себя, система убеждений[2]; это есть система убеждений, способствующих развитию готовности человека управлять системой повышенной сложности [7]. Имеется наиболее общая интегральная характеристика личности, основанная на смыс-лоформирующих жизненных ориентациях, самоотношении, стилевых характеристиках поведения [8] и т. д. Например, исследователь С.В. Книжникова считает, что жизнестойкость - это «интегральная характеристика личности..., позволяющая сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития» [9, с. 15].

Наконец, жизнестойкость рассматривается Р.И. Стеци-шиным как личностно-психический ресурс, формирующийся в процессе персоно-и профессиогенеза личности, помогающий профессиональной деятельности и позволяющий противостоять развитию профессионально-личностной дезадаптации» [10, с. 67].

С позиции системно-структурного подхода свое отношение к феномену жизнестойкости выразил В.Д. Шадриков: это

«свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые выражают индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» [11, с. 7].

Жизнестойкость, по мнению В.Д. Шадрикова, относится к особому (духовному) классу способностей: «Они определяют качественную специфику поведения человека: его добродетельность, следование принципам веры, любви, альтруизма, смысла жизни; креативность, оптимизм». Жизнестойкость обладает основными признаками духовных особенностей, однако нетождественна им. Она представляет собой единство природных и нравственных начал [11, с. 15].

Исследователь А. Фоминова в своей монографии «Жизнестойкость личности» дает глубокий аналитический обзор генезиса термина с учетом зарубежных научных достижений. Среди ключевых проблем ею обозначено соотношение близких смысловых контекстов таких понятий, как: жизнеспособность, жизнестойкость, жизнетворчество [12].

Принимая в целом выводы данного автора, отметим, что в целях нашего эмпирического изучения жизнестойкости старшеклассников целесообразно остановиться на понимании жизнестойкости как интегральной характеристики личности, позволяющей сопротивляться негативным явлениям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности и с помощью педагога трансформировать их в ситуации развития. При таком понимании базовыми компонентами жизнестойкости выступают: оптимальная смысловая регуляция, адекватная самооценка, развитые волевые качества, развитие коммуникативных способностей, умения

Библиографический список

взаимодействовать с другими, достаточный уровень социальной компетентности [2]. Несколько иначе рассмотрены компоненты жизнестойкости личности в концепции Л.А. Александровой в контексте обеспечения личностной психологической безопасности человека в современном мире, где психологическое здоровье является залогом успешной адаптации и активной жизненной деятельности [11].

Таким образом, подводя черту в данной работе, отметим, что развитию проблемы жизнестойкости предшествовало множество исследований отечественных учёных, зарубежных философов и психологов в разные исторические эпохи. Имеющиеся концепции по жизнестойкости мы условно разделили на несколько групп:

• жизнестойкость понимается как результат процесса социализации личности, возникает и развивается при активном сопротивлении негативным внешним факторам (отечественная научная социально-психологическая школа);

• жизнестойкость рассматривается как неотделимая часть нравственного воспитания, где центральным компонентом выступают дисциплинированность, воля, характер личности (В.П. Вахтеров, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский и др.);

• жизнестойкость как интегральная характеристика личности, обеспечивающая готовность человека успешно преодолевать жизненные трудности (С.В. Книжникова);

• жизнестойкость как ресурс личности в осмысленной реализации жизненных планов (РИ. Стецишин, Е.И. Рассказова и др.);

• жизнестойкость как система убеждений о себе, окружающем мире и отношений с миром (Д.А. Леонтьев и др.).

1. Александрова Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе её психологической безопасности в современном мире. Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2014; № 7; Том 51: 57 - 86.

2. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. Москва: Смысл, 2006: 63 - 100.

3. Шелкунова Т.В., Шелкунов А.В. Феномен жизнестойкости в отечественной и зарубежной литературе. Available at: http://yandex. ru/yandsearch?&clid=2186617&text

4. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов педагогических вузов. Под редакцией В.А. Сластенина. Москва: Издательский центр «Академия», 1999..

5. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Москва, 1948; Т. 2.

6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. Москва, 1983 - 1985.

7. Логинова М.В. Развитие личности и ее жизненный путь. Принцип развития в психологии. Москва, 2010.

8. Наливайко Т.В. Исследование жизнестойкости и её связей со свойствами личности. Ярославль, 2006.

9. Книжникова С.В. Педагогическая профилактика суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости подростков в условиях общеобразовательной школы. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Краснодар, 2005.

10. Стецишин РИ. Направленность личности и жизнестойкость: психологическое исследование. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009; 7: 67 - 78.

11. Шадриков В.Д. Категории деятельности и её применение к изучению качества профессионального образования. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012.

12. Фоминова А. Жизнестойкость личности. Москва: Прометей, 2012.

References

1. Aleksandrova L.A. O sostavlyayuschih zhiznestojkosti lichnosti kak osnove ee psihologicheskoj bezopasnosti v sovremennom mire. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Tehnicheskie nauki. 2014; № 7; Tom 51: 57 - 86.

2. Leont'ev D.A., Rasskazova E.I. Test zhiznestojkosti. Moskva: Smysl, 2006: 63 - 100.

3. Shelkunova T.V., Shelkunov A.V. Fenomen zhiznestojkosti v otechestvennoj i zarubezhnoj literature. Available at: http://yandex.ru/ yandsearch?&clid=2186617&text

4. Mudrik A.V. Social'naya pedagogika: uchebnik dlya studentov pedagogicheskih vuzov. Pod redakciej V.A. Slastenina. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 1999..

5. Ushinskij K.D. Sobranie sochinenij. Moskva, 1948; T. 2.

6. Makarenko A.S. Pedagogicheskie sochineniya: v 8 t. Moskva, 1983 - 1985.

7. Loginova M.V. Razvitie lichnosti i ee zhiznennyjput'. Princip razvitiya vpsihologii. Moskva, 2010.

8. Nalivajko T.V. Issledovanie zhiznestojkosti i ee svyazej so svojstvami lichnosti. Yaroslavl', 2006.

9. Knizhnikova S.V. Pedagogicheskaya profilaktika suicidal'nogo povedeniya na osnove formirovaniya zhiznestojkosti podrostkov v usloviyah obscheobrazovatel'nojshkoly. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Krasnodar, 2005.

10. Stecishin R.I. Napravlennost' lichnosti i zhiznestojkost': psihologicheskoe issledovanie. VestnikAdygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2009; 7: 67 - 78.

11. Shadrikov V.D. Kategorii deyatel'nosti i ee primenenie k izucheniyu kachestva professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Izdatel'skij dom Vysshej shkoly 'ekonomiki, 2012.

12. Fominova A. Zhiznestojkost'lichnosti. Moskva: Prometej, 2012.

Статья поступила в редакцию 19.11.15

УДК 37

Bedrin V.S., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of the Russian

Federation (Volgograd, Russia), Е-mail: bedrinvs@rambler.ru

Bakulin V.M., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs

of the Russian Federation (Volgograd, Russia), Е-mail: bvm@volgodom.ru

FIRE-APPLIED SPORTS AS A MEANS OF FORMATION STUDENTS' READINESS TO OVERCOME EXTREME SITUATIONS.

The article examines the implementation of an optional educational course "Fire-Applied Sports" as a means to develop readiness to

overcome extreme situations among students in school environment in accordance with the requirements of educational standards

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.