Научная статья на тему 'Сущностные характеристики готовности старшеклассников к преодолению экстремальных ситуаций (на примере пожарно-прикладного спорта)'

Сущностные характеристики готовности старшеклассников к преодолению экстремальных ситуаций (на примере пожарно-прикладного спорта) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
490
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПОЖАРНО-ПРИКЛАДНОЙ СПОРТ / ФУНКЦИИ / КОМПОНЕНТЫ / READINESS / EXTREME SITUATION / SENIOR PUPILS / FORMATION / FIRE APPLIED SPORT / FUNCTIONS / COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егоринков Дмитрий Владимирович

Рассматриваются проблемы формирования готовности старшеклассников к преодолению экстремальных ситуаций (на примере пожарно-прикладного спорта). Представлены сущностные характеристики исследуемой готовности, выделены ее функции и структурные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are considered the issues of formation of senior pupils’ readiness for overcoming extreme situations (by the example of fire applied sport). There are represented the essential characteristics of seniorpupils’ readiness for overcoming extreme situations, sorted out the functions and structural components of readiness.

Текст научной работы на тему «Сущностные характеристики готовности старшеклассников к преодолению экстремальных ситуаций (на примере пожарно-прикладного спорта)»

11. Мацкайлова О.А. Гуманитаризация учебного процесса в системе среднего профессионального образования : моногр. / под ред. Н.М. Борыт-ко. М. : АПК и ППРО, 2009.

12. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. А.М. Талдыдаевой; науч. ред., вступ. ст. и коммент. Н.Н. Акулиной. СПб., 1997.

13. Салихова А.Д. Современные подходы к формированию социально-педагогической активности выпускника колледжа // Гуманитарные науки: новые технологии образования : материалы XII Всерос. науч.-практ. конф. Махачкала, 2007.

14. Филлитов В.А. Развитие личности студента в процессе обучения по предмету «Электротехника» // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста : межрегион. науч.-метод. конф. Воронеж, 2003.

15. Чагучиева П.М. Некоторые приемы активизации речевой деятельности студентов на занятиях иностранного языка // Гуманитарные науки: новые технологии образования. Махачкала, 2007.

16. Чумаченко П.В. Методическая разработка урока «Продукция металлообрабатывающих предприятий - одна из составляющих обороноспособности государства» // Среднее профессиональное образование. Приложение. 2007. № 12.

17. Юдакова М.И. Формирование профессиональных компетенций в подготовке фельдшеров // Среднее профессиональное образование. Приложение. 2007. № 12.

18. Kubie L. The Forgotten Man in Education // Harvard Alumni Bulletin. 1953-1954, 1956. P. 349353.

Training of initiative, creative, highly qualified specialists in the modern conditions as the contents of the humanitarian educational experience

There are described the main requirements to the educational process that provides training of initiative, creative specialists. Pedagogic help may be implemented into the strategies of pedagogic work, encouragement or support.

Key words: education, secondary professional education, humanitarization of education, subjective position, educational technologies, learning process.

Д.В. ЕГОРИНКОВ (Волгоград)

сущностныЕ

характеристики готовности старшеклассников к преодолению экстремальных ситуаций

(на примере пожарно-прикладного спорта)

Рассматриваются проблемы формирования готовности старшеклассников к преодолению экстремальных ситуаций (на примере пожарноприкладного спорта). Представлены сущностные характеристики исследуемой готовности, выделены ее функции и структурные компоненты.

Ключевые слова: готовность, экстремальная ситуация, старшеклассники, формирование, пожарноприкладной спорт, функции, компоненты.

В современной России проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности заявляет о себе все более настойчиво: террористические акты, техногенные катастрофы, биолого-социальные и природные чрезвычайные ситуации, преступность и многое другое делают жизнь человека чрезвычайно опасной. Тенденция увеличения количества различных угроз обусловливает необходимость формирования навыков безопасного поведения, прежде всего у школьников, т.к. они наиболее часто оказываются уязвимыми в экстремальных ситуациях. Проблема формирования готовности подрастающего поколения к преодолению экстремальных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности, становится одной из важнейших задач государства и системы образования, что находит отражение в государственных образовательных стандартах основного общего образования второго поколения. В них обращается внимание на необходимость формирования у обучающихся ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах (ФГОС 2010 г.). Однако выполнение данных требований в общеобразовательной школе затруднено из-за недостаточной теоретической разработанности проблемы готовности старшеклассников к преодоле-

© Егоринков Д.В., 2013

нию экстремальных ситуаций, в частности в процессе занятий пожарно-прикладным спортом юношами 14-17 лет, на что и направлены наши усилия.

Проблема готовности к деятельности стала предметом исследований психологов, физиологов и педагогов с начала XX в. В отечественной науке всестороннее исследование готовности к различным видам деятельности проводилось со второй половины прошлого века (В.С. Ильин, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков, Н.К. Сергеев и др.), и в настоящее время написано множество работ, раскрывающих ее сущность и структуру. Ученые по-разному трактуют категорию «готовность», что обусловлено как многообразием теоретических подходов к исследованию, так и спецификой структуры деятельности. Большинство из них рассматривают ее как психическое состояние. Ученые различают несколько видов готовности: психологическую (Р.С. Сафин), общую и специальную (Б.Г. Ананьев), практическую (Ю.И. Васильев, Б.Ф. Райский).

В психолого-педагогической литературе понимание категории «готовность к деятельности» весьма неоднозначно: предстартовое состояние (А.Ц. Пуни, В.А. Алаторцев и др.); установка (личностная позиция, линия поведения в конкретной ситуации, реакция личности на определенное событие) (Д.Н. Узнадзе, Д.С. Прангишвили и др.); состояние бдительности (Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин и др.); активное личностное состояние, вызывающее различную деятельность (В.П. Безухов, Н.И. Кузнецова и др.); сложное структурное образование, система значимых качеств, мотивов, умений (Е.П. Белозерцев, И.А. Колесникова и др.); результат профессиональной подготовки (В.И. Данильчук, В.В. Сериков и др.).

А.ц. Пуни подходил к изучению готовности и анализа ее структуры с точки зрения личностного подхода. По мнению ученого, готовность является целостным состоянием личности и имеет многокомпонентную и многомерную структуру, включающую идейную, моральную, психическую, функциональную и специальную (техническую, физическую, тактическую и теоретическую) готовности [3]. С точки зрения A.M. Столяренко, готовность к экстремальным ситуациям - состояние единства общих и специальных (специфических, ситуативных) компонентов актуальной (протекающей в данное время) психической деятельности, отвечающее требованиям предстоящей экстремальной деятельности [4].

А.В. Шигаев понимает готовность к экстремальным ситуациям как сложное личностнодеятельностное образование, включающее мотивацию и положительное отношение к подготовке в области обеспечения безопасности в экстремальных условиях, систему знаний, сформированных умений и навыков, совокупность личностных качеств, физиологического и психологического состояния, в единстве обеспечивающих эффективность и результативность действий в экстремальных ситуациях [6]. Н.В. Елисеева трактует готовность учащихся старших классов к эффективным действиям в экстремальных ситуациях как личностное образование совокупности специальных знаний, прикладных умений и навыков, мотивационных и психологических качеств личности, позволяющих эффективно противодействовать экстремальным условиям, возникающим в процессе жизнедеятельности [1].

Анализ научной литературы и экспериментальной работы позволил нам сформулировать собственное определение готовности старшеклассников к преодолению экстремальных ситуаций. Это динамическое личностное новообразование, характеризующееся способностью к целостному восприятию, пониманию и оценке критической ситуации, включающее множество индивидуальных, личностных и субъектных свойств и качеств, совокупность специальных знаний, умений и навыков, позволяющих целенаправленно осуществлять результативную деятельность в экстремальных условиях, возникающих в процессе жизнедеятельности.

Экспериментальная работа преподавателем физической культуры, проведенная в МОУ СОШ № 73 г. Волгограда, включала реализацию разработанной нами педагогической технологии, способствующей развитию у юношей 14-17 лет умений управлять своими эмоциями, обретению навыков контроля за стрессорами и уровнем эмоциональной нагрузки в оптимальном состоянии, готовности поддерживать этот режим в осложненных условиях, успешно преодолевать ситуации опасности и риска.

В нашем исследовании мы основываемся на целостном подходе к изучению и построению педагогического процесса, разрабатываемого в русле волгоградской научной школы (Н.М. Борытко, В.С. Ильин, В.В. Краевский,

Н.К. Сергеев, В.В. Сериков и др.). Исходя из этого, характеристики готовности старше-

классников к преодолению экстремальных ситуаций наилучшим образом проявляются через ее функции. Функция (от лат. function -исполнение, совершение) - внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений и обеспечивающее ее сохранение, поддержание и развитие [5]. На основе указанных характеристик мы выделили следующие основные функции готовности старшеклассников к преодолению экстремальных ситуаций в процессе обучения: аксиологическую, гносеологическую, организационную.

Аксиологическая функция формируется в процессе социализации системой ценностных ориентаций (П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман) и позволяет учащимся осознавать бесценность своей жизни и жизни окружающих. Гносеологическая функция направлена на познание себя, раскрытие своих потенциальных возможностей и способностей, психических состояний, способов выполнять обычные действия под влиянием необычных обстоятельств экстремальных ситуаций. Организационная функция направлена на включение учащихся в различные виды деятельности, данная функция выступает как способ адаптации и организации жизнедеятельности обучающихся, оптимизирует состояние организма школьника, повышает его устойчивость к стрессогенным факторам окружающей среды и дает ему возможность обладать повышенной экстремальной устойчивостью для безопасного выхода из экстремальных испытаний без негативных последствий для жизни и здоровья.

Выделенные функции готовности старшеклассников к преодолению экстремальных ситуаций реализуются через следующие компоненты: мотивационно-ценностный (аксиологическая функция), когнитивный (гносеологическая функция), деятельностный (организационная функция).

Мотивационно-ценностный компонент включает систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение к деятельности (С.Л. Рубинштейн), в том числе и к преодолению экстремальных ситуаций, определяется поведение человека в целом (П.М. Якобсон), его побуждение к деятельности, то, ради чего она совершается (Я.А. Пономарев). Во всякой деятельности можно выделить как внутреннюю, содержательную мотивацию, так и внешнюю, не связанную с характером работы (М.Г. Ярошевский).

В педагогике и психологии имеют место разные подходы к выделению различных педагогических и общечеловеческих ценностей. Их классифицируют с учетом исследовательских задач, реального объекта исследования (В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.). По мнению авторов, ценности могут перегруппировываться в соответствии с различными целями и задачами деятельности. От мотивов, установок, осознания требований общества зависят эффективность деятельности в экстремальных ситуациях, а также эмоционально-волевая устойчивость старшеклассников.

Когнитивный компонент основан на знании (от лат. cognitio - знание, познание). Согласно когнитивной теории личности Дж. Келли, каждый человек создает имеющую различную сложность и содержание систему познавательных «персональных конструктов», через призму которых он оценивает внешний мир, других людей и себя [2]. Знания определяют поведение любого человека, и для успешного преодоления экстремальных ситуаций ему необходимо знать, с какими ситуациями он может столкнуться, в чем их особенности, какие трудности они в себе таят; обладать специальными знаниями, позволяющими эффективно противодействовать различным критическим условиям, возникающим в процессе жизнедеятельности.

В структуре готовности старшеклассников к преодолению экстремальных ситуаций мы выделяем деятельностный компонент, который выражается в способностях личности и в ее умениях. Для того чтобы проанализировать структуру данного компонента, мы использовали понятие «учебное умение», которое трактуем как систему интеллектуальных и практических действий, взаимосвязанных и целенаправленных, выполняемых в определенной последовательности и характеризующих степень освоения определенной деятельности (О.А. Абдуллина).

Единицами измерения уровня сформиро-ванности умений, как показало наше исследование, выступают:

- количество действий, выполняемых учащимся при использовании какого-либо умения;

- качество выполнения каждого действия;

- последовательность действий;

- время, затраченное на выполнение различных заданий.

В экстремальных ситуациях действия школьников должны базироваться на автоматизме, отличаться сноровкой, гибкостью, быстротой и точностью. Если умения не сформированы, не обладают такими свойствами, появятся сбои, неточности, промахи и ошибки.

Проведенное исследование позволяет утверждать, что состояние готовности определяет адекватность действий обучающихся в экстремальных ситуациях, а также наличие у них умений и навыков, опыта уверенных действий в любой чрезвычайной ситуации. При этом необходимо искать пути формирования у школьников в учебно-воспитательном процессе готовности к действиям в различных ситуациях экстремального характера.

Мы исходили из понимания того, что пожарно-прикладной спорт - это вид спорта, в который входят комплексы разнообразных приемов, применяемых при тушении пожаров. На уроках физкультуры и дополнительных занятиях мы проводили соревнования (личные и командные) по пожарно-прикладному спорту на основе специально разработанных нами программ, которые включали следующие виды деятельности: подъем по штурмовой лестнице в окно 2-го и 3-го этажей учебной башни; преодоление 100-метровой полосы с препятствиями; боевое развертывание; пожарную эстафету 4 х 100 м. Организуя экспериментальную работу, мы видели основную задачу учителя физической культуры в процессе занятий пожарно-прикладным спортом в использовании потенциала профессиональноприкладной физической подготовки у юношей для формирования у них личностного опыта способности действовать в критических условиях адекватным образом.

Уроки физкультуры содержали элементы профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), традиционные и инновационные технологии формирования готовности обучающихся к преодолению экстремальных ситуаций. Традиционные технологии предполагали проведение факультативных занятий, ролевых игр, инсценировки действий в экстремальных ситуациях, игру «Зарница», соревнования, учебно-тренировочные походы и сборы с включением в них элементов пожарно-прикладного спорта. В рамках ППФП нами был разработан факультативный курс для учащихся старших классов «Пожарно-прикладной спорт». К инновационным технологиям формирования готовности старшеклассников к преодолению экстремальных ситуаций мы отнесли элективные курсы,

использование средств мутимедиа на занятиях по физическому воспитанию, различные интерактивные технологии.

Таким образом, профессионально организованные занятия пожарноприкладным спортом в ходе профессионально-прикладной физической подготовки играют важную роль в формировании у старшеклассников готовности к преодолению экстремальных ситуаций, которая проявляется в знании физиологических особенностей своего организма и умениях использовать их в целях самоподготовки к действиям в экстремальной ситуации. Кроме того, формируется умение работать в команде, воспитываются сила и мужество, гражданственность, бережное отношение к собственности, ответственность, творчество, находчивость, физическое развитие, поэтому проблема формирования готовности старшеклассников к преодолению экстремальных ситуаций требует дальнейшей теоретической и методической разработки.

литература

1. Елисеева Н.В. Формирование готовности учащихся старших классов к эффективным действиям в экстремальных ситуациях: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2007.

2. Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. СПб. : Речь, 2000.

3. Пуни А.Ц. О сущности двигательных навыков // Вопр. психологии. 1964. № 1. С. 94-103.

4. Столяренко A.M. Экстремальная психопедагогика. М. : ЮНТИ-ДАНА, 2002.

5. Фролов И.Т. Философский словарь. 5-е изд. М. : Политиздат, 1986.

6. Шигаев А.В. Формирование готовности старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях: дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2004.

Essential characteristics of senior pupils’ readiness for overcoming extreme situations

(by the example of fire applied sport)

There are considered the issues of formation of senior pupils ’ readiness for overcoming extreme situations (by the example of fire applied sport). There are represented the essential characteristics of senior pupils’ readiness for overcoming extreme situations, sorted out the functions and structural components of readiness.

Key words: readiness, extreme situation, senior pupils, formation, fire applied sport, functions, components.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.