Научная статья на тему 'Психологическая готовность как компонент профессиональной подготовки специалиста'

Психологическая готовность как компонент профессиональной подготовки специалиста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1463
861
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Боленко Ю. В.

В статье рассматривается проблема психологической готовности к профессиональной деятельности в процессе обучения в соответствии с новыми образовательными стандартами третьего поколения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Боленко Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the problem of psychological readiness for professional work in the course of training according to new educational standards of the third generation is considered

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность как компонент профессиональной подготовки специалиста»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Ю.В. Боленко,

преподаватель кафедры уголовного процесса ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России

В статье рассматривается проблема психологической готовности к профессиональной деятельности в процессе обучения в соответствии с новыми образовательными стандартами третьего поколения.

In article the problem of psychological readiness for professional work in the course of training according to new educational standards of the third generation is considered1.

Сегодня Российская образовательная система переживает процесс реформирования. Современную систему образования нужно рассматривать как комплексную образовательную технологию, сочетающую педагогические, социально-психологические, организационные и экономические аспекты.

Традиционно содержание профессиональной подготовки обучающихся, было построено на усвоении дидактических единиц ГОС, они определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения главенствующим выступает компетентностный подход, а результатом образовательного процесса является комплекс компетенций выпускника.

Изучение компетентностного подхода к образованию в психолого-педагогической литературе (А.В. Баранников, И.А. Зимняя, З.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.В. Сериков, Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжников, А.В. Хуторской и др.) показало, что существует проблема единого определения содержания терминов «компетенции» и «компетентность», отсутствуют классификации ключевых компетенций, входящих в модели среднего профессионального заведения, а также бакалавра, специалиста.

Компетенция (с лат. - competencia - соответствующий, способный) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентность рассматривают как профессиональную грамотность, степень квалификации специалиста, как уровень развития личности и культуры человека.

Под компетентностью И.А. Зимняя понимает интегральное качество личности, характеризующее готовность решать проблемы, возникающие в процессе жизни и профессиональной деятельности, с использованием знаний, опыта, индивидуальных способностей [1]..

1 Bolenko U. Psychological readiness as the component of vocational training of the expert.

В понимании А.В. Хуторского компетенция - это заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность - владение, обладание соответствующей компетенцией, совокупность личностных качеств ученика, обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере [2]. Таким образом, автор рассматривает компетентность как совокупность взаимосвязанных личностных качеств (знания, умения, навыки, способности, ценностно-смысловые ориентации) и готовность их применения в определенной деятельности.

Следовательно, общим для всех приведенных выше определений является понимание компетенции как способности личности справляться с самыми различными задачами, как совокупности знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения конкретной работы; общая способность и готовность личности использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности, реализовывать их в переменчивых условиях современной рыночной экономики. Другими словами, компетенция - это «знание в действии».

Необходимо подчеркнуть, что компетентность не сводиться к набору компетенций и не является только лишь суммой знаний, умений и навыков, поскольку содержит еще и мотивационную, социальную и поведенческую составляющие. Она характеризует интегрированные качества выпускников вуза - результат обучения (Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя, Л.А. Петровская. Л.М. Митина, А.В. Хуторской).

Профессиональная компетентность формируется на стадии профессиональной подготовки специалиста. В образовательном процессе у обучающихся формируются и развиваются профессиональные компетенции, определяющие готовность к профессиональной деятельности. В связи с этим компетентность становится инструментом профессиональной деятельности, обеспечивающим ее успешность, так как выпускник вуза должен быть адаптирован к изменениям в профессиональной деятельности, обладать сформированными способностями к ней, быть готовым к постоянному самообразованию и практической деятельности.

В рамках компетентностного подхода накоплен значительный теоретический и практический материал, затрагивающий понятия и виды компетенций (ключевые, базовые и функциональные), их номенклатуру и содержание. Рассмотрение данного вопроса, к сожалению, выходит за рамки нашего исследования, поэтому перейдем к проблеме психологической готовности к профессиональной деятельности.

Одной из составляющих профессиональной компетентности выступает психологическая готовность к деятельности. Качество, устойчивость, успешность профессиональной деятельности предопределяется особенностями психологической готовности специалиста.

Так, изучая психологию профессионализма и компетентность, А.К. Маркова подчеркивает, что профессионализация включает в себя и

психологическую готовность, как многоканальный процесс происходит сразу по нескольким направлениям. По мнению А.К. Марковой, через обучение и воспитание формируются мотивационная и операциональная сферы. А психологическую готовность к профессиональной деятельности, в таком случае, характеризует динамика изменений в мотивационной сфере личности, сформированные в ней профессионально значимые установки, изменение ценностно-смысловой структуры мировосприятия личности [3].

В контексте профессионализации некоторые авторы (В.А. Бодров, Л.М. Митина, Ю.М. Поваренков, Е.С. Романова, А.Р. Фонарев и др.) полагают, что психологическая готовность к профессии является исходной составляющей профессионализма, предпосылкой успешности предстоящей самостоятельной деятельности и условием достижения профессиональной компетентности и мастерства.

Для целостного представления о феномене психологической готовности к деятельности необходимо рассмотреть понятие, структуру и её содержание.

Критический анализ научных публикаций показал, что многообразие подходов к проблеме психологической готовности личности к деятельности затрудняет представление однозначной трактовки данного понятия.

В определении психологической готовности обнаруживаются некоторые различия, обусловленные, во-первых, особенностями самой профессиональной деятельности, относительно которой она возникает, а во-вторых, различными подходами исследователей в понимании ее сущности, одни из которых придерживаются личностного подхода (Б.Г. Ананьев, В.Д. Шадриков, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, Г.А. Томилова, А.Ц. Пуни, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович и др.), другие - функционального (А.А. Ухтомский, Н.Д. Левитов, Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин, Г.М. Гагаева и др.), а третьи - понимают её как установку (Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейн, У. Томас, С. Знанецкий, Г. Олпорт, М. Рокич и др.).

Наиболее перспективной, на наш взгляд, является интеграция разных представлений о готовности на основе системного подхода. Предпочтительнее подход, рассматривающий психологическую готовность как целостное качество личности, объединяющий в общее понятие проанализированные точки зрения авторов.

Проблему психологической готовности к деятельности одними из первых в военной психологии изучали М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович и В.А. Пономаренко. Психологическую готовность к деятельности они определяют как психическое состояние, являющееся выражением совокупности интеллектуальных, мотивационных и волевых сторон психики

[4].

В работах В.Д. Шадрикова и Е.А. Климова психологическая готовность к профессиональной деятельности понимается как сложное комплексное психическое образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов, имеющих динамическую структуру с функциональными зависимостями.

Таким образом, психологическая готовность к профессиональной

деятельности - интегративное личностное качество (комплекс мотивационных, познавательных, волевых и эмоциональных процессов), позволяющих личности выполнять профессиональные обязанности, обеспечивающее эффективное выполнение деятельности.

В вопросе о структурных компонентах этой интеграции и их содержании, так же отсутствует единый подход. Структура психологической готовности к профессиональной деятельности всецело зависит от вида, характера и специфики самой деятельности и, несмотря на некоторые различия в подходах к структуре психологической готовности к профессиональной деятельности, подавляющее большинство авторов предлагают практически одинаковое её строение (А.К. Маркова, А.А. Деркач, М.И. Дъяченко, Л.А. Кандыбович, В.М. Поздняков, А.М. Столяренко, Л.Н. Захарова и др.).

Изучая структуру психологической готовности к профессиональной деятельности и содержание ее компонентов можно формировать и развивать как в целом это личностное качество, так и отдельные ее составляющие. Поэтому профессиональная подготовка специалистов является неотъемлемым процессом формирования психологической готовности к профессиональной деятельности как важнейшего, сложного, устойчивого личностного образования, имеющего решающее значение для успешного выполнения функциональных обязанностей, как в обычных, так и в сложных, экстремальных условиях деятельности.

При рассмотрении психологической готовности к профессиональной деятельности в своем исследовании мы акцентируем внимание на курсантах военизированных вузов.

Профессиональное становление личности начинается в период обучения в военном вузе. Благодаря этому особой стороной проблемы феномена психологической готовности к профессиональной деятельности является изучение закономерностей её развития в условиях профессиональной подготовки.

Формируясь в процессе обучения в вузе психологическая готовность курсантов претерпевает как количественные так и качественные изменения. Количественными изменениями, или модификацией условий организации процесса формирования психологической готовности к профессиональной деятельности выступают ее этапы. Под формированием психологической готовности к профессиональной деятельности курсантов военизированных вузов понимается длительный и целостный процесс, проявляющийся в четырех этапах: первый этап - профессиональное самоопределение (1-2 год обучения), второй этап - профессиональная подготовка (3 год обучения), третий этап - профессиональная адаптация (1 год работы), четвертый этап -профессиональное становление (последующие годы работы).

Качественные изменения, или степень приближения к оптимальному профилю, характеризуются уровнем сформированности психологической готовности к профессиональной деятельности. Для сотрудников ГПС МЧС

России уровни психологической готовности к профессиональной деятельности были определены как - адекватный, условно адекватный и неадекватный [5].

Согласно проведенному нами экспериментальному исследованию на базе ФГКОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД России» курсантов пожарного факультета, было выявлено следующее: курсанты первого года обучения обладают неадекватным уровнем психологической готовности, вследствии того, что них преимущественно формируются мотивационный и эмоционально-волевой компоненты; к окончанию второго курса у 63% курсантов зафиксирован условно адекватный уровень и 37% курсантам присущ неадекватный уровень готовности; на третьем году обучения у большинства курсантов выявлен условно адекватный уровень психологической готовности (86%), у остальных (14%) - неадекватный.

Таким образом, профессиональная подготовка в рамкам учебного заведения не формирует «полной» психологической готовности к деятельности для завершения окончательной подготовки требуется увеличение объема часов, отводимых на производственную практику обучающихся и максимальное приближение содержания учебных занятий к реальным условиям предстоящей профессиональной деятельности. Кроме этого, существует необходимость совершенствования профессиональной подготовки на основе инновационных подходов и процессов в сфере профессионального образования, интеграции научной, образовательной и профессиональной деятельности, обновления содержания образования и технологий обучения в ходе подготовки специалистов.

Любая деятельность начинается с психологической готовности ее начать, обеспечивая эффективность завершения. Готовность является одним из основных факторов в структуре деятельности человека, аккумулируя в себе все необходимые и достаточные для успешного решения поставленной задачи элементы предстоящего действия. Проблема психологической готовности актуальна в любой профессиональной деятельности и связана с психологическим обеспечением профессионального отбора, подготовки и переподготовки кадров, что предполагает исследование и развитие соответствующих установок и способностей. Отсюда актуальность изучения факторов, влияющих на уровень психологической готовности специалистов к профессиональной деятельности и выявление способов, методов, технологий, с помощью которых можно повышать уровень подготовки специалистов.

Предшествующие образовательные стандарты не содержали понятий психологической готовности к профессиональной деятельности для курсантов ГПС МЧС России. Надеемся, что эта проблема может быть решена при реализации новых образовательных стандартов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос» - 2006 - [Электронный ресурс] / http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm

2. Хуторской А.В. Современная дидактика. - М., 2007.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

4. Дьяченко М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко. - Минск: Изд-во Университетское, 1985.

5. Боленко Ю.В. Апробация модели психологической готовности к профессиональной деятельности сотрудников пожарной охраны // Безопасность жизнедеятельности. - 2008. - №6(90).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.