УДК 378:159.9
Луговский Владимир Алексеевич
доктор исторических наук, профессор
Сурженко Лариса Викторовна
кандидат психологических наук, доцент
Кох Марина Николаевна
кандидат психологических наук, доцент Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина, г. Краснодар
[email protected], [email protected], [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА
Статья посвящена проблеме конкурентоспособности выпускника вуза. Важным компонентом конкурентоспособности специалиста выступает профессиональная компетентность. При формировании профессиональных компетенций обучающихся, обеспечивающих им конкурентоспособность на рынке труда, большое значение приобретает понятие психологической готовности к профессиональной деятельности. Представлен теоретический анализ изучения психологической готовности к профессиональной деятельности. Готовность к профессиональной деятельности исследуется в рамках трех основных подходов: функционального, личностного, личностно-деятельност-ного. Выделены основные структурные компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности. Показано, что психологическая готовность к профессиональной деятельности - это формируемая в процессе деятельности и являющаяся результатом профессиональной подготовки система интегративных свойств и качеств личности. Психологическая готовность обеспечивает целенаправленную активность личности в профессиональной деятельности и является основой конкурентоспособности профессионала.
Ключевые слова: психологическая готовность, профессиональная деятельность, конкурентоспособность личности, компетенция.
Рыночная экономика нуждается в конкурентоспособных специалистах, способных достигать заданных целей в быстро меняющихся ситуациях, стремящихся к повышению качества и эффективности своего профессионального труда, обладающих лидерскими качествами и творческим отношением к делу. Наличие таких характеристик позволяет работнику нового типа реализовывать подвижность профессиональных функций.
Особая роль образования в реализации задач социально-экономического развития России заключается в создании условий для повышения конкурентоспособности личности. Становление конкурентоспособности будущих профессионалов в процессе вузовской подготовки выступает условием и фактором их профессиональной и жизненной успешности в дальнейшем.
Рассмотрение конкурентоспособности выпускников вуза как цели и прогнозируемого результата профессионального образования требует четкого и непротиворечивого понимания о сущности данного качества, его содержании, критериях, параметрах оценки, что позволит грамотно организовать конку-рентоформируюшую образовательную среду в вузе.
Конкурентоспособность рассматривается как интегративная характеристика личности выпускника вуза, дающая ему возможность повысить свой профессиональный статус и рейтинговое положение в определенной отрасли рынка труда, устойчивую востребованность его как специалиста. Поскольку конкурентоспособность определяется качеством личности профессионала и качеством его трудовой деятельности, то ее уровень обусловлен степенью соответствия личностных
особенностей и профессиональных знаний, умений и навыков работника объективным требованиям трудовойдеятельности и социально-экономическим условиям [12].
В рамках компетентностного подхода важным компонентом конкурентоспособности специалиста выступает профессиональная компетентность [15].
В широком смысле профессиональная компетентность представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, дающих возможность реализовывать профессиональную деятельность, и способностей обуславливающих этот процесс.
И.А. Зимняя [7] рассматривает компетентность как интегративное личностное качество выпускника вуза, как результат его подготовки для выполнения деятельности в заданных направлениях (компетенциях). Компетентность, как и компетенция, объединяет в себе когнитивную (познавательную), мотивационно-ценностную и эмоционально-волевую составляющую.
А.В. Хуторской [16] раскрывает понятие «компетенция» через систему взаимосвязанных свойств специалиста (знаний, умений, навыков), требуемых для эффективного выполнения деятельности относительно заданного круга объектов и процессов. Под компетентностью А.В. Хуторской понимает обладание личностью соответствующей компетенцией, состоящее из ее личностного отношения к ней и предмету профессионального труда.
Нам близка позиция А.М. Аронова [2], который определяет профессиональную компетентность как «готовность человека включиться в необходимую деятельность». Эти взгляды разделяют Н.В. Матяш и Е.М. Фещенко и утверждают, что профессиональная компетентность личности как
66
Вестник КГУ 2018
© Луговский В.А., Сурженко Л.В., Кох М.Н., 2018
сложноорганизованная система внутренних психических состояний и свойств специалиста обнаруживает себя в готовности к профессиональному труду и способности выполнять требуемые для этого действия [11].
Таким образом, профессиональная компетентность - это ситуативная категория, так как обнаруживает себя в готовности к реализации определенной деятельности в заданных профессиональных ситуациях.
Следовательно, при формировании профессиональных компетенций обучающихся, обеспечивающих им конкурентоспособность на рынке труда, большое значение приобретает понятие психологической готовности к профессиональной деятельности.
Вопросы психологической готовности к различным видам деятельности впервые вызвали научный интерес у исследователей, изучающих личность военных и спортсменов, в 60-е годы XX века. Как следствие, готовность к деятельности исследовалась только как кратковременное состояние и раскрывалась через термины «бдительность», «боеготовность», «мобилизационная готовность», «предстартовое состояние», «оперативный покой» и т.п. Позже потребность изучения феномена готовности к деятельности возникла и у представителей психологии труда, педагогической, социальной психологии. Проведенные исследования выявили, что готовность необходимо соотносить с такими качествами личности, как «направленность», «способности», «компетентность», «профессионализм». Таким образом, многообразие научных областей, которые рассматривают явление психологической готовности, говорит о сложности, динамичности и многогранности изучаемого нами феномена [9].
В современной психологии исследование психологической готовности к деятельности проводится с позиций трех основных подходов: функционального, личностного и личностно-дея-тельностного [1].
В контексте функционального подхода данный феномен понимается как состояние активизации всех психофизиологических систем организма, которые требуются для успешного выполнения деятельности. В рамках этого подхода наиболее значимы исследования Н.Д. Левитова, Е.П. Ильина, Л. С. Нерсесяна, В.Н. Пушкина и др.
Данные авторы обозначают данный феномен как психическое состояние личности, которое обуславливает более высокую результативность деятельности. Поскольку длительность протекания данного состояния может быть различна, авторы предлагают классификацию психологической готовности, исходя из этого критерия.
Так, Н.Л. Левитов [10] выделяет долговременную (длительную, устойчивую) и динамическую
(временную, ситуативную) готовности. Первая рассматривается в качестве характеристики уровня профессиональной пригодности, а вторая - как актуальное состояние готовности к деятельности. Ситуативная готовность в понимании М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович представляет собой состояние личности, а долговременная - качество личности [5]. Аналогичной позиции придерживается А.А. Деркач, утверждая, что ситуативная готовность соотносится больше с психическими процессами, длительная же готовность приравнивается к чертам личности [3]. При этом ученые утверждают, что длительная и ситуативная готовности представляют собой функциональное целое и органично перетекают друг в друга.
С позиций личностного подхода «психологическая готовность» понимается как неотъемлемый и значимый компонент становления личности в целом. Наиболее полное раскрытие теоретических аспектов феномена психологической готовности личности к деятельности в рамках данного подхода представлено в работах А.Ц. Пуни, Я.Л. Коло-минского, Е. А. Пырьева и др.
В исследовании психологической готовности на личностном уровне можно обозначить два направления. Одни исследователи изучают ее как систему различных свойств и отношений человека, другие - как интегральное, целостное образование, понимаемое как мотивационная готовность, которая выражается в системе устойчивых установок и мотивов [8].
Представители личностного подхода в описании феномена психологической готовности указывают на то, что в процессе профессиональной деятельности обнаруживаются как устойчивые характеристики личности (ценности, взгляды, характерологические особенности), так и временные психологические состояния, обусловленные рабочим процессом (бдительность, мобилизованность). Помимо этого, ученые понимают данный феномен как целостное состояние человека в определенных условиях жизнедеятельности и связывают ее с такими характеристиками, как: когнитивная направленность на определенную деятельность, настроенность на необходимое поведение, актуализация ресурсов на активное и адекватное действие.
Таким образом, анализ взглядов представителей личностного подхода в понимании психологической готовности дает основание утверждать, что исследуемый феномен представляет собой сложное психическое состояние, которое возникает у личности непосредственно перед деятельностью и обусловлено характером этой деятельности, а также личностными свойствами и качествамиличности.
Следует отметить, что понимание психологической готовности к деятельности, в результате проведенных исследований в рамках как функционального, так и личностного подхода, не дает воз-
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
67
можности полностью объяснить сущность данного феномена. Оба подхода раскрывают два взаимосвязанных аспекта по сути одного многомерного явления, так как понятие «готовность» невозможно рассматривать только как обеспечение «настроя» на деятельность, или как совокупность трудовых умений и навыков, или как психическое состояние. Справиться с возникшим противоречием в определении понятия «психологическая готовность» позволяет применение личностно-деятельност-ного подхода. Базовые теоретические положения этого подхода были обозначены А. Н. Леонтьевым, А.А. Деркачом, М.И. Дьяченко, И.Н. Назимовым.
Готовность к деятельности с позиций личност-но-деятельностного подхода можно определить как проявление сформированности необходимой системы качеств личности, обуславливающих успешность выполнения личностью своих функций. В связи с этим многие авторы научных работ, посвященных изучению психологической готовности в рамках данного подхода, рассматривают обозначенное явление как системно-структурное образование.
Системный характер психологической готовности предполагает выявление структуры, компонентов рассматриваемого понятия.
А.А. Деркач [3], изучая проблему готовности к профессиональной деятельности, объясняет ее как целостное проявление всех аспектов личности профессионала, выделяя познавательные, эмоциональные, мотивационные компоненты.
По мнению И.Н. Назимова [14], структура психологической готовности к профессиональной деятельности представляет собой оптимальное соотношение общепрофессиональных (сквозных) качеств (трудолюбие, организованность, наблюдательность и т.д.) и тех свойств личности, которые требуются для овладения данной профессией.
М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович в структуру готовности включили следующие элементы:
- мотивационный (положительное отношение к трудовой деятельности, интерес к ней и другие устойчивые мотивы);
- ориентационный (знания, представления об особенностях и условиях профессиональноготру-да, профессиональных требованиях к человеку);
- операционный (владение способами и приемами трудовой деятельности, требуемыми знаниями, навыками и умениями, когнитивными механиз-мамии др.);
- волевой (саморегуляция своих действий);
- оценочный (самооценка своих профессиональных возможностей в решении трудовых задач оптимальным профессиональным образцам) [5].
Анализ многочисленных исследований позволил А.С. Мельничуку выделить компоненты в структуре психологической готовности к профессиональной деятельности, которые наиболее часто
выделяются учеными. В качестве таких структурных элементов готовности к деятельности обозначены компоненты, соответствующие классическим группам психических явлений: мотивационный, волевой, эмоциональный, операционный, интеллектуальный [13]. Разрабатывая собственную модель, А.С. Мельничук предлагает рассматривать готовность к профессиональной деятельности как системно-структурное образование, включающее два уровня.
Первый уровень («потенциальная готовность») обеспечивает возможность возникновения готовности (включает интеллектуальный и операционный компонент). Второй уровень, названный автором «актуальной готовностью», возникает на базе потенциальной готовности и обуславливает формирование долговременной или ситуативной готовности для решения конкретных профессиональных задач. Уровень потенциальной готовности складывается из мотивационного, эмоционального и волевого компонентов.
О.Б. Дмитриева [4], изучая особенности формирования психологической готовности к профессиональной деятельности, определяет данный феномен как устойчивую характеристику личности и важную предпосылку к целенаправленной деятельности, благодаря которой человек эффективно справляется со своими профессиональными задачами, опираясь при этом на имеющийся опыт, знания, личные качества, а также способность трансформировать свою деятельность в соответствии с новыми профессиональными ситуациями. Исходя из такого понимания готовности, автор посчитала необходимым в ее структуре выделить следующие компоненты:
- мотивационно-ценностный (наличие профессиональных ценностей и мотивов, обеспечивающих положительное отношение к выбранной профессии и целенаправленное овладение ею, потребность в творческом самовыражении, интерес к поиску вариантов их решения, желание добиться успеха и заявить о себе с лучшей стороны и т. д.);
- когнитивный (понимание трудовых задач, оценка их важности, знания, позволяющие находить варианты решения, представление о возможных изменениях профессиональной обстановки);
- операционально-деятельностный (соответствующие требованиям профессии личностные качества, способности, особенности протекания психических процессов).
Зарубежные исследователи также в структуре психологической готовности к профессиональной деятельности выделяют схожие компоненты. Так в работах Е.Р. Хиллгарда рассматриваются эмоциональная, мотивационная и интеллектуальная составляющая готовности [9].
Rosas J., Camarinha-Matos L.M. определяют феномен готовности к деятельности как:
- состояние психики, необходимое для успешного выполнения деятельности;
- желание выполнять тот или иной вид деятельности;
- стремление выполнять задачу качественно и оперативно.
Вслед за этим определением, личность может считаться готовой к деятельности, если она хочет работать, способна выполнять профессиональные задачи точно и надежным образом [9].
Таким образом, проведенный анализ исследований психологической готовности позволяет сделать вывод, что психологическая готовность к профессиональной деятельности - это интегральное состояние, определяемое степенью соответствия личностных характеристик профессионала требованиям той или иной деятельности и адекватным моделям функционирования личности в той или иной сфере его жизнедеятельности.
Без сформированной психологической готовности к профессиональной деятельности, без необходимого уровня развития профессионально важных личностных качеств невозможна творческая активность личности в профессиональной деятельности.
Психологическая готовность обеспечивает целенаправленную активность личности в преодолении внутренних и внешних противоречий и творческой реализации целей и программ профессиональной деятельности и является основой конкурентоспособности личности.
Библиографический список
1. Амосова Т.В. Основные подходы к профессиональной готовности в отечественной психологии // The Emissia. Offline Letters. Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал). - 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2013/2029.htm (дата обращения: 15.01.2018).
2. Аронов А.М. Психология и педагогика. -Красноярск: СФУ, 2007. - 171 с.
3. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004. - 752 с.
4. Дмитриева О.Б. Формирование психологической готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности: дис. ... канд. пси-хол. наук. - М., 1997. - 188 с.
5. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. -Мн.: БГУ, 1978. - 182 с.
6. Ершова О.В., Муллина Э.Р. Формирование профессиональных компетенций студентов, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда // Современные наукоемкие технологии. -2015. - № 9. - С. 133-136.
7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее обра-
зование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
8. Кучерявенко И.А., Адонина И.В. Мотиваци-онная готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности // Молодой ученый. -2009. - № 7. - С. 199-205.
9. Крюкова Т.Б. Современные подходы к исследованию проблемы психологической готовности к деятельности в электроэнергетической сфере // Вестник ИГЭУ - 2011. - № 1. - С. 155-160.
10. Левитов Н.Л. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964. - 360 с.
11. Матяш Н.В., Фещенко Е.М. Диагностика профессиональной компетентности педагога-психолога // Образовательные технологии. - 2009. -№ 2. - С. 80-91.
12. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. - 400 с.
13. Мельничук А. С. Мотивационная готовность депутатов к политической деятельности: теоретико-методологический аспект: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1996. - 24 с.
14. Назимов И.М. Профориентация и профотбор на промышленных предприятиях. - Киев: Знания, 1999.
15. Сурженко Л.В. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза как психолого-педагогическая проблема // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: Сб. статей по материалам 71-й науч.-практ. конф. преподавателей по итогам НИР за 2015 год / отв. за вып. А.Г. Коща-ев. - Краснодар, 2016. - С. 549-550.
16. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. - М.: Изд-во «Эйдос»; Изд-во Института образования человека, 2013. - 73 с.
References
1. Amosova T.V Osnovnye podhody k professional'noj gotovnosti v otechestvennoj psihologii // The Emissia. Offline Letters. EHlektronnoe nauchnoe izdanie (nauchno-pedagogicheskij internet-zhurnal). - 2013. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.emissia.org/offline/2013/2029. htm (data obrashcheniya: 15.01.2018).
2. Aronov A.M. Psihologiya i pedagogika. -Krasnoyarsk: SFU, 2007. - 171 s.
3. Derkach A.A. Akmeologicheskie osnovy razvitiya professionala. - M.: Izd-vo Mosk. psihol.-soc. in-ta; Voronezh: NPO «MODEK», 2004. - 752 s.
4. Dmitrieva O.B. Formirovanie psihologicheskoj gotovnosti molodyh specialistov k professional'noj deyatel'nosti: dis. ... kand. psihol. nauk. - M., 1997. -188 s.
5. D'yachenko M.I., Kandybovich L.A. Psihologicheskie problemy gotovnosti k deyatel'nosti. - Mn.: BGU, 1978. - 182 s.
6. Ershova O.V., Mullina EH.R. Formirovanie professional'nyh kompetencij studentov,
Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1
69
obespechivayushchih konkurentosposobnost' na rynke truda // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. -2015. - № 9. - S. 133-136.
7. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii -novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2003. - № 5. - S. 34-42.
8. Kucheryavenko I.A., Adonina I.V. Motivacionnaya gotovnost' studentov-psihologov k professional'noj deyatel'nosti // Molodoj uchenyj. -2009. - № 7. - S. 199-205.
9. Kryukova T.B. Sovremennye podhody k issledovaniyu problemy psihologicheskoj gotovnosti k deyatel'nosti v ehlektroehnergeticheskoj sfere // Vestnik IGEHU. - 2011. - № 1. - S. 155-160.
10. Levitov N.L. O psihicheskih sostoyaniyah cheloveka. - M.: Prosveshchenie, 1964. - 360 s.
11. Matyash N.V., Feshchenko E.M. Diagnostika professional'noj kompetentnosti pedagoga-psihologa // Obrazovatel'nye tekhnologii. - 2009. - № 2. - S. 8091.
12. Mitina L.M. Psihologiya razvitiya konkurentosposobnoj lichnosti. - M.: MPSI; Voronezh: MODEHK, 2002. - 400 s.
13. Mel'nichuk A.S. Motivacionnaya gotovnost' deputatov k politicheskoj deyatel'nosti: teoretiko-metodologicheskij aspekt: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. - M., 1996. - 24 s.
14. Nazimov I.M. Proforientaciya i profotbor na promyshlennyh predpriyatiyah. - Kiev: Znaniya, 1999.
15. Surzhenko L.V Formirovanie konkurentosposobnosti vypusknika vuza kak psihologo-pedagogicheskaya problema // Nauchnoe obespechenie agropromyshlennogo kompleksa: Sb. statej po materialam 71-j nauch.-prakt. konf. prepodavatelej po itogam NIR za 2015 god / otv. za vyp. A.G. Koshchaev. - Krasnodar, 2016. - S. 549550.
16. Hutorskoj A.V. Kompetentnostnyj podhod v obuchenii. - M.: Izd-vo «EHjdos»; Izd-vo Instituta obrazovaniya cheloveka, 2013. - 73 s.