NK
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
И
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
УДК: 614.23:159.9:378
МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
Е.А. Захарова, Ю.М. Ежова,
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет», г. Н. Новгород
Код специальности ВАК: 19.00.07
Дата поступления 28.11.2017
Захарова Евгения Альбиновна - e-mail: [email protected]
В статье рассматривается понятие «психологическая готовность личности к профессиональной деятельности». Приведен ряд определений психологической готовности к деятельности, разных по содержанию и раскрывающих данное понятие с различных сторон. Предметом изучения является структура психологической готовности студентов медицинского вуза к профессии. Особое внимание в составе психологической готовности к профессиональной деятельности уделяется мотивационному компоненту. В статье описаны диагностические процедуры, используемые авторами, а также представлены результаты диагностики профессионально-мотивационного компонента среди студентов медицинского вуза. В заключение обусловливается необходимость психологического сопровождения процесса обучения студентов как условие формирования мотивационной готовности к предстоящей врачебной деятельности.
Ключевые слова: психологическая готовность личности к профессиональной деятельности, профессионально-мотивационный компонент, высшее медицинское образование.
The article deals with the question of the concept of «psychological readiness of an individual for professional activity». Some definitions of psychological readiness to professional activity are shown in the article. They vary in content and show psychological readiness from different sides. The subject of study is the structure of psychological readiness of the medical students to the professional activity. Particular attention is given to the motivational component being a part of psychological readiness of a future doctor for professional medical activity. The diagnostic procedures and results of diagnostics of the professional-motivational component among the students of the Higher Medical Education Institution are described in the article. The conclusion stipulates that the psychological support is considered to be a prerequisite for the formation of motivational readiness for the future medical activity.
Key words: psychological readiness of an individual for professional activity, professional-motivational component, higher medical education.
Введение
В условиях нестабильности социально-экономического обеспечения развития общества, низкой оплатой труда в сфере здравоохранения мотивационные установки студентов-медиков претерпевают негативные изменения. Опрос студентов первого курса лечебного факультета показал, что для многих при выборе желаемой специальности в будущем одним из решающих факторов является ее доходность, т. е. на передний план выступают ценности материального благополучия. Ценностные ориентации в свою очередь оказывают влияние на развитие профессиональных мотивов. В частности, на эту связь указывает Л.М. Хабаева [1]. В современных условиях забывается порой гуманитарная сущность врачебной деятельности и ле-
жащие в ее основе гуманистические принципы. Гуманистическая направленность профессиональной медицинской деятельности мотивационно обуславливает действия специалиста и врачебное поведение.
Целью настоящей работы было определение структуры психологической готовности студентов медицинского вуза к профессии и определение уровня развития профессио-нально-мотивационного компонента.
Для изучения личности и построения ее психологической модели нам представляется важным интегративный подход, позволяющий рассматривать человека в единстве его телесных, физических и духовных характеристик и, как показывает анализ, пока не реализованный в современных
исследованиях. С позиций интегративного подхода модель личности специалиста рассматривается нами как интегральная характеристика, включающая наряду с общими и специальными знаниями, умениями, определенными практическими навыками в своей области также психологическую готовность к профессиональной деятельности.
Проблема психологической готовности к деятельности, в целом, и особенно к педагогической деятельности, стала предметом широкого теоретического и практического изучения в современных психологических исследованиях.
В теоретическом плане исследованием общих проблем готовности занимались Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, О.А. Конопкин, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.; изучением психологической готовности личности к деятельности - А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Сластенин, Б.А. Сосновский, В.Д. Шадриков и др.; соотношение психологической готовности и установки рассматривали в своих работах А.С. Прангишвили, Д.Н. Узнадзе и др.
Разные авторы по-разному определяют психологическую суть рассматриваемого нами понятия. Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев и др. описывают психологическую готовность к деятельности как новообразование, обеспечивающее и характеризующее возможность непрерывного роста личности в настоящем и будущем, ее деятельного отношения к миру и к себе. З.И. Калмыкова считает данный феномен особым состоянием психики, обеспечивающим более высокий уровень достижений в соответствующей деятельности [2]. Л.А. Моисеенко называет психологическую готовность «интегральным образованием» [3]. Б.А. Коссов, С.В. Бирюков, И.К. Валеева, И.П. Шуранова описывают психологическую готовность к профессиональной деятельности как структурное психическое состояние (она характеризуется уверенностью в своих силах, оптимальным уровнем возбуждения, осознанной мотивацией, стремлением к достижению намеченной цели) [4]. М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович также рассматривают вопросы определения структуры готовности к деятельности и выделяют в ней следующие компоненты:
1. мотивационный (характеризуется положительным отношением к профессии, интересом к ней);
2. ориентационный (связан с представлением об особенностях и условиях профессиональной деятельности, о ее требованиях к личности);
3. операционный (предполагает владение определенными способами и приемами профессиональной деятельности, а также наличие соответствующих знаний, умений, навыков);
4. волевой (определяет самоконтроль личности, умение управлять собой во время выполнения профессиональной деятельности);
5. оценочный (предполагает самооценку своей профессиональной подготовленности и уровень соответствия ее оптимальным профессиональным образцам) [5].
Предложенная структура психологической готовности к деятельности может быть упрощена за счет объединения некоторых компонентов друг с другом. Ориентационный и волевой компоненты могут быть включены в состав операционного компонента. А структура психологической готов-
ности к деятельности может быть сведена к трем ведущим компонентам - мотивационному, операционному и оценочному.
Мотивационная готовность к профессиональной деятельности является компонентом психологической готовности. Ее целенаправленное формирование должно осуществляться уже на первых курсах медицинского вуза, поскольку она в значительной степени оказывает влияние на эффективность предстоящей врачебной деятельности.
В научной литературе существуют различные подходы к пониманию психологической готовности к профессиональной деятельности. Чаще данное понятие рассматривается с позиции деятельностного или личностного подхода. Объектом изучения являются различные аспекты психологической готовности к деятельности. Приведем некоторые определения психологической готовности к деятельности, разные по содержанию и раскрывающие данное понятие с различных сторон. Ю.А. Самарин рассматривает психологическую готовность как состояние, основанное на внутренней установке на активное и целесообразное действие [6].
A.Д. Ганюшкин говорит о психологической готовности как о целостном проявлении субъекта, основанном на интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойствах [7]. По мнению М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича, психологическая готовность к деятельности представляет собой психическое состояние, отражающее систему интеллектуальных, моти-вационных и волевых сторон психики [5]. Ученые одними из первых подняли вопрос о мотивационном компоненте в структуре психологической готовности к деятельности. К.К. Платонов пишет, что психологическая готовность - это результат специальной подготовки к профессии, отражающий уровень развития профессиональных и личностных качеств индивида, необходимый и достаточный для выполнения функциональных обязанностей в объеме данной профессии [8]. В нашем исследовании мы опираемся на определение, данное О.В. Плешаковой. В ее понимании психологическая готовность к профессиональной деятельности представляет собой «ценностное системное личностное новообразование, проявляющееся в период подготовки к профессии, с одной стороны, как качество личности, а с другой стороны, как ее психическое состояние, обеспечивающее целенаправленное развитие и изменение личности для эффективного выполнения будущей профессиональной деятельности» [9].
Проведенный нами анализ материалов по изучению психологической готовности к профессиональной деятельности позволяет сделать вывод, что психологическая готовность человека к определенному виду деятельности имеет сложную структуру, в которой специфика психологического содержания ее компонентов определяется содержательным контекстом сферы проявления, а также особенностями самой личности, ее возможностями, направленностью, активностью, своеобразием ее внутреннего мира.
В современных исследованиях многими учеными подчеркивается, что психологическая готовность к любому виду профессиональной деятельности - это совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от текущих ситуаций (В.Г. Асеев, М.И. Дьяченко, Е.И. Ильин, Л.А. Кандыбович, В.А. Коротков, А.В. Крутецкий, В.С. Мерлин,
B.Д. Шадриков и др.).
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
Через мотивы осуществляется взаимодействие личности с окружающей средой и социальными условиями (Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др.). Моти-вационная готовность личности к профессиональной деятельности рассматривается как актуализация у специалиста потребности в личностном и профессиональном саморазвитии в труде. Поэтому мы считаем обоснованным выделение мотивационного компонента в составе психологической готовности личности к профессиональной деятельности.
По мнению В.Г. Леонтьева, мотив - это личностное образование, которое является результатом как аффективной, так и сознательной переработки потребностей, которые имеются у личности в настоящий момент. Таким образом, можно считать, что мотив - это основа значимой для личности деятельности, наполняющая ее смыслом и сопровождающаяся эмоциональными переживаниями и осознанием ценности принятых решений. В.Г. Леонтьев также отмечает, что мотив - это внутренний источник активности человека [10]. Как правило, к мотивационным характеристикам психологической готовности к профессиональной деятельности относят потребность успешно выполнять поставленную задачу, интерес к деятельности, увлечение ею, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны.
В психологии чаще всего выделяют два фактора, способствующих развитию мотивации: внутренние мотивы, связанные с процессом труда (мотивация), и внешние стимулы (стимуляция). В случае, когда преобладает внутренняя мотивация, личность направлена на приобретение новых знаний, умений и навыков, на развитие профессиональных способностей, что доставляет человеку удовольствие и радость от трудовой деятельности. В том случае, если преобладают внешние стимулы, для личности на первом месте оказывается значимость выгоды, которую человек может получить в процессе занятий данной профессиональной деятельностью (материальная выгода, карьерный рост, социальное признание).
В психологической литературе отмечен тот факт, что в процессе овладения профессией возрастает роль внутренней мотивации, связанной с самоутверждением человека как профессионала. По мнению А.К. Марковой, смена мотивации, которая доминирует у специалиста в профессиональной деятельности, всегда является индивидуальным процессом и зависит как от личностных особенностей субъекта, так и от способа организации трудовой деятельности, условий труда [11].
Мотивационный компонент психологической готовности личности предполагает наличие у человека определенных потребностей, которые могут быть удовлетворены только в профессиональной деятельности. Характер и природа этих потребностей могут быть чрезвычайно разнообразными. В зависимости от того, как будет происходить удовлетворение этих потребностей, можно судить о том, насколько человек реализуется в профессиональной деятельности.
Определение структуры мотивационного компонента психологической готовности к профессиональной деятельности является одной из наиболее актуальных проблем в области мотивации, так как от ее решения зависит нахождение эффективных путей создания мотивационного компонента.
По мнению Л.И. Божович, в структуру мотивационного компонента включаются потребности и мотивы, различаю-
щиеся не только по содержанию и динамическим свойствам, но и по строению - непосредственные, где побуждение идет от потребности, или опосредованные сознательно поставленной целью [12].
В работах В.Г. Асеева присутствуют два определения структуры мотивационного компонента готовности к деятельности: в более широком контексте она характеризуется двумя составляющими ее сторонами - содержательной и динамической, в более узком - ее составляют потребность в деятельности и внешний по отношению к деятельности мотив, который «определяет конкретную целевую установку»; противоречивое единство этих двух составляющих является движущей силой всякой конкретной деятельности [13].
Материал и методы
Нами была проведена диагностика профессионально-мотивационного компонента психологической готовности к профессиональной деятельности среди студентов первого курса лечебного факультета НижГМА. Мы использовали две диагностические процедуры, кратко описанные ниже.
Методика известного американского психолога Дж. Хол-ланда основана на выделении шести типов личности и ее профессионального окружения - реалистический (Р), исследовательский (И), артистический (А), социальный (С), предпринимательский (П), конвенциональный (К) [14]. С одной стороны, эта типология может рассматриваться как удобная модель профессионального выбора и самоопределения личности, а также оценки особенностей ее профессионально-личностного потенциала. С другой стороны, на основе этой модели возможно построение методики для исследования того, какую роль может играть соответствие или несоответствие характеристик личности выбранному человеком направлению профессионализации в успешности процесса профессиональной подготовки.
В методике изучения типа личности по Дж. Холланду представлены три субтеста, в каждом из которых содержится перечень от 11 до 14 видов деятельностей, способностей и карьер, относящихся к вышеназванным шести типам. Испытуемому предлагается отметить в каждом перечне те из них, которые для него подходят (для деятельностей), которыми он в наибольшей мере обладает (для способностей) или которые его наиболее интересуют (для перечня карьер). На основании сделанных испытуемым выборов выясняется структура его профессиональных предпочтений и соотношение в его личности признаков шести названных типов, что выражается индивидуальным кодом типа личности. Данные опроса дополняются наблюдениями за испытуемыми с последующим обобщением данных наблюдений.
Анализ преобладающих в личности типов позволяет сделать вывод о характеристиках однородности и дифферен-цированности предпочтений личности. Испытуемый относился к категории высокооднородной личности, если две первые буквы его кода по методике Дж. Холланда были: РИ, РК, ИР, ИА, АС, СА, СП, ПС, ПК, КП, КР. Средний уровень однородности диагностировался при первых двух буквах кода РА, РП, ИС, ИК, АР, АП, СИ, СК, ПА, ПР, КС, КИ. О низком уровне однородности свидетельствовал код с двумя первыми буквами РС, ИП, АК, СР, ПИ, КА. Соответственно,
испытуемые в нашем исследовании распределялись на три категории. Субъекты с высоким уровнем однородности, в отличие от субъектов с недостаточным уровнем, легче находят удовлетворение в профессии, особенно при соответствии ее индивидуального кода коду профессии.
Показатель дифференцированности определялся по разности баллов, полученных каждым типом в коде испытуемого. Если эта разность меньше 8, то предпочтения испытуемого характеризуются как слабо дифференцированные. В этом случае интересы и профессиональные предпочтения личности недостаточно определены. Личность плохо осознает, что она хочет от своей профессиональной карьеры, а также от профессиональной подготовки к ней. Мы предполагаем, что низкие показатели дифференцированности связаны с низким уровнем мотивации достижений и скорее характеризуют личность, ориентированную на избегание неудач, нежели на достижение успеха. При разности от 10 до 15 баллов диагностировался средний уровень дифференцированности предпочтений. При разности более 19 баллов испытуемый относился к субъектам с высоко дифференцированными предпочтениями. В этом случае можно говорить о четкой определенности интересов и профессиональных предпочтений личности, о ясности целей и намерений профессиональной карьеры и подготовки к ней. Можно ожидать у испытуемых этой категории высокого уровня мотивации достижений и преобладания ориентаций на достижение успеха.
Научные показатели однородности, дифференцированности профессиональных предпочтений, а также степень соответствия индивидуального кода личности коду профессии специалиста-медика составляют в нашем понимании важный компонент мотивационной готовности. Степень соответствия определялась с помощью экспертизы и соотнесения индивидуального кода испытуемого с характеристиками профессии, представленными в про-фессиограмме и отраженными в образовательном стандарте по специальности профессиональной подготовки студентов.
Также мы использовали методику под названием Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина [15], которая представляет собой компактную и надежную методику, позволяющую изучить терминальные ценности и важные для человека жизненные сферы. Опросник основывается на двух предположениях:
1. жизненные сферы, в той или иной мере представленные у каждого человека, обладают для разных людей различной степенью значимости;
2. в каждой из жизненных сфер реализуются различные для каждого человека желания и стремления, которые являются одним из компонентов направленности его личности.
Опросник позволяет диагностировать преобладание тех или иных терминальных ценностей, которые индивид пытается реализовать в своей жизни. Для анализа нами были приняты такие терминальные ценности, как собственный престиж; высокое материальное положение; креативность; активные социальные контакты; развитие себя; достижения; духовное удовлетворение; сохранение собственной индивидуальности. Данные, полученные по этой процедуре, дополнялись и уточнялись с помощью диспозиционного анализа ценностных ориентаций (перечень терминальных и инструментальных ценностей М. Рокича).
Результаты исследования
Диагностика профессионально-мотивационного компонента психологической готовности студентов к овладению профессиональной деятельностью позволила выявить шесть типов личности на предмет исследования того, какую роль может играть соответствие или несоответствие характеристик личности выбранному студентом направлению профессионализации. Результаты диагностики представлены в таблице 1.
Как видно из таблицы 1, наиболее популярными являются реалистический, предпринимательский и конвенциональный типы. Наиболее соответствующие медицинской специальности, на наш взгляд, исследовательский и социальный типы личности оказались менее популярными.
Изучение однородности и дифференцированности предпочтений личности показало, что высокооднородных личностей, у которых выявлена четкая определенность интересов и профессиональных предпочтений личности, ясность целей и намерений профессиональной карьеры и подготовки к ней, оказалось всего 17,81%.
Средний уровень дифференцированности предпочтений наблюдался у 32,45% испытуемых, а низкий уровень -у 67,55%, что свидетельствует о слабо дифференцированных предпочтениях личности. В этом случае интересы и профессиональные предпочтения личности недостаточно определены. Низкие показатели дифференцированности предпочтений связаны с низким уровнем мотивации достижений и ха-
ТАБЛИЦА 1.
Результаты констатирующего исследования типов личности студентов (в %, п=243)
Количество испытуемых Типы личности
Реалистический Исследовательский Артистический Социальный Предпринимательский Конвенциональный
100% 21,40 12,47 14,32 11,81 20,0 20,0
ТАБЛИЦА 2.
Данные анализа терминальных ценностей студентов-медиков(в %, п=243)
Количество испытуемых Виды терминальных ценностей
Собственный престиж Высокое материальное положение Креативность Социальные контакты Развитие себя Достижения Духовное удовлетворение Сохранение собственной индивидуальности
100% 27,71 18,21 4,0 - 6,0 12,81 3,87 27,40
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
растеризуют личность, ориентированную, скорее, на избегание неудач, нежели на достижение успеха.
В целом можно утверждать, что такой важный компонент психологической готовности, как мотивационный, находится на низком уровне развития, особенно по характеру осознания сущности профессиональной медицинской деятельности.
Обратимся к анализу результатов исследования ценностно-нравственного компонента психологической готовности студентов.
Изучение терминальных ценностей (опросник И.Г. Сени-на) было направлено на диагностику того, какие из них индивид пытается реализовать в своей жизни. Результаты исследования представлены в таблице 2.
Сравнительный анализ результатов изучения терминальных ценностей студентов-медиков показал следующее. Самый высокий рейтинг получили:
• «собственный престиж» - 27, 71%;
• «сохранение собственной индивидуальности» - 27,40%;
• «высокое материальное положение» - 18,21%.
Данные такого рода свидетельствуют о том, что наиболее
важные для студентов-медиков ценности носят достаточно честолюбивый характер, многие ориентированы на достижение материального благополучия. Такая интерпретация подтверждается также и тем, что такая ценностная ориентация, как «активные социальные контакты», оказалась вовсе не востребованной.
Ценностные характеристики «духовное удовлетворение» и «креативность» получили самые низкие значения, что свидетельствует об отсутствии у студентов творческой активности по отношению к будущей профессии, в частности.
Выводы
Мотивационный компонент психологической готовности во многом определяет успешность профессиональной деятельности, придает ей личностный смысл, задает направление. Однако низкий уровень развития мотивационных характеристик актуализирует необходимость разработки организационно-методических принципов, методов и организационных форм, направленных на формирование моти-вационной готовности к профессиональной медицинской деятельности. Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод, что состояние мотивационной готовности не может быть изначальным. Необходимо создавать специальные условия в виде психологического сопровождения процесса обучения студентов в медицинском вузе. Причем такого рода сопровождение необходимо вводить, начиная с 1-го курса обучения, в период наибольшей сензи-тивности студентов, когда они находятся на исходной ступени профессионализма, основы которого закладываются в процессе обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хабаева Л.М. Влияние ценностных ориентаций на развитие профессиональной мотивации студентов вуза: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.13: Москва, 2002. 158 с.
Habaeva L.M. Vliyanie cennostnyh orientacij na razvitie professional'noj motivaciistudentov vuza: avtoref. diss. ...kand. psihol. nauk: 19.00.13: Moskva, 2002. 158 s.
2. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. 200 с.
Kalmykova Z.I. Produktivnoe myshlenie kak osnova obuchaemosti. M.: Pedagogika, 1981. 200 s.
3. Моисеенко Л.А. Психологическая готовность изобретателей к использованию компьютеров. Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 122-125.
Moiseenko L.A. Psihologicheskaya gotovnost' izobretatelej k ispol'zovaniyu komp'yuterov. Voprosy psihologii. 1993. № 2. S. 122-125.
4. Коссов Б., Бирюков С., Валеева И., Шуранова И. Психологическая подготовка специалиста. Высш. образ. в России. 1999. № 1. С. 71-75.
Kossov B., Biryukov S, Valeeva I., SHuranova I. Psihologicheskaya podgo-tovka specialista. Vyssh. obraz. v Rossii. 1999. № 1. S. 71-75.
5. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976. 175 с.
D'yachenko M.I., Kandybovich L.A. Psihologicheskieproblemy gotovnosti k deyatel'nosti. Minsk: Izd-vo BGU, 1976. 175 s.
6. Самарин Ю.А. Психология студенческого возраста и становление специалиста. Вестник Высшей школы. 1969. № 8.С. 20-21.
Samarin YU.A. Psihologiya studencheskogo vozrasta i stanovlenie specialista. Vestnik Vysshej shkoly. 1969. № 8. S. 20-21.
7. Ганюшкин А.Д. Исследование состояния психологической готовности человека к деятельности в экстремальных условиях: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / А.Д. Ганюшкин. - Л., 1972. 22 с.
Ganyushkin A.D. Issledovanie sostoyaniya psihologicheskoj gotovnosti cheloveka k deyatel'nosti v ehkstremal'nyh usloviyah: avtoref. diss.... kand. psihol. nauk: 19.00.07/A.D. Ganyushkin. - L, 1972. 22 s.
8. Платонов Ю.П. Профессионально-педагогическая направленность мастера производственного обучения. Л. 1987. 208 с.
Platonov YU.P. Professional'no-pedagogicheskaya napravlennost' mas-tera proizvodstvennogo obucheniya. L.1987. 208 s.
9. Плешакова О.В. Теоретические аспекты психологической готовности к профессиональной деятельности социальных работников. Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2006. № 6. С. 141-145.
Pleshakova O.V. Teoreticheskie aspekty psihologicheskoj gotovnosti k professional'noj deyatel'nosti social'nyh rabotnikov. Izvestiya PGPU im. V.G. Belinskogo. 2006. № 6. S. 141-145.
10. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. М.: Просвещение, 1999. 142 с.
Leont'ev V.G. Psihologicheskie mekhanizmy motivacii uchebnoj deyatel'nosti. M.: Prosveshchenie, 1999. 142 s.
11. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
Markova A.K., Matis Т.А., OrlovА.В. Formirovanie motivaciiucheniya. Kn. dlya uchitelya. M.: Prosveshchenie, 1990. 192 s.
12. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков; под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной. М. 1972. С. 7-44.
Bozhovich L.I. Problema razvitiya motivacionnoj sfery rebenka // V kn.: Izuchenie motivacii povedeniya detej i podrostkov; pod red. L.I. Bozhovich, L.V. Blagonadezhnoj. M. 1972. S. 7-44.
13. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 2006. 158 с.
Aseev V.G. Motivaciya povedeniya i formirovaniya lichnosti. M.: Mysl', 2006. 158 s.
14. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. ИЦ «Академия», 2002. 360 с.
Asmolov A.G. Psihologiya lichnosti: Principy obshchepsihologicheskogo analiza. IC «Akademiya», 2002. 360 s.
15. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей: руководство. Ярославль: Содействие, 1991. 19 с.
Senin I.G. Oprosnik terminal'nyh cennostej: rukovodstvo. YAroslavl': Sode-jstvie, 1991. 19 s.