Научная статья на тему 'Личностная готовность как основа конкурентоспособности инвалидов в трудовой деятельности'

Личностная готовность как основа конкурентоспособности инвалидов в трудовой деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
376
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DISABILITIES / PSYCHOLOGICAL READINESS / PERSONAL COMPETITIVENESS / WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Уланова Н.Н., Яковлев В.В.

В статье рассматривается феномен личностной готовности психологическая основа конкурентоспособности инвалида как субъекта трудовой деятельности. Проведен анализ подходов к структуре психологической готовности в отечественной психологии. Особое внимание уделено мотивационно-смысловым компонентам готовности. Представлена схема стандартизованного интервью как инструмента исследования личностной готовности инвалидов к трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Уланова Н.Н., Яковлев В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL READINESS AS THE FOUNDATION FOR THE COMPETITIVENESS OF DISABLED PEOPLE IN WORK ACTIVITY

The article considers the phenomenon of personal readiness as the psychological basis for the competitiveness of a disabled person in labor activity. The analysis of approaches to the structure of psychological readiness developed in the Russian psychology was conducted. Particular attention is paid to motivational and semantic components of readiness. A scheme of standardized interview as a tool for investigating the personal readiness of people with disabilities to work activity is presented.

Текст научной работы на тему «Личностная готовность как основа конкурентоспособности инвалидов в трудовой деятельности»

УДК 159.99+364.26 DOI: 10.23888/humJ20172157-168 © Уланова Н.Н., Яковлев В.В., 2017

© Ulanova N.N, Yakovlev V.V. , 2017

ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ КАК ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИНВАЛИДОВ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

PERSONAL READINESS AS THE FOUNDATION FOR THE COMPETITIVENESS OF DISABLED PEOPLE IN WORK ACTIVITY

Аннотация. В статье рассматри- Abstract. The article considers the phe-

вается феномен личностной го- nomenon of personal readiness as the psy-

товности - психологическая осно- chological basis for the competitiveness of

ва конкурентоспособности инва- a disabled person in labor activity. The

лида как субъекта трудовой дея- analysis of approaches to the structure of

тельности. Проведен анализ под- psychological readiness developed in the

ходов к структуре психологиче- Russian psychology was conducted. Par-ской готовности в отечественной ticular attention is paid to motivational

психологии. Особое внимание уде- and semantic components of readiness A

лено мотивационно-смысловым компонентам готовности. Представлена схема стандартизованного интервью как инструмента исследования личностной готовности инвалидов к трудовой деятельности. Работа выполнена в рамках гранта РГНФ № 16-16-

scheme of standardized interview as a tool for investigating the personal readiness of people with disabilities to work activity is presented. This project is executed under the grant No 16-16- 62003 RFH.

62003.

Key words: disabilities, psycholog ical readiness, personal competi tiveness, work..

Ключевые слова: инвалиды, психологическая готовность, конкурентоспособность личности, трудовая деятельность.

Проблема готовности человека к трудовой деятельности не является новой в отечественной и зарубежной психологической науке. В той или иной степени проблематика психологической готовности к различным сферам деятельности рассматривалась в работах Б.Г. Ананьева, М. И. Дьяченко, В.П. Зинченко, Л.А. Кандыбовича, М.А. Котика, В.А. Крутецкого, С.М. Либина, Е.В. Моргунова, К.К. Платонова, Л.А. Регуша, С.Л. Рубинштейна, С.В. Рыбникова, Д.Н. Узнадзе, О.А. Конопкина, Л.С. Нерсесяна, В.Н. Пушкина и целого ряда других видных психологов. Мы не согласны с авторами, сетующими на неразработанность моделей формирования психологической готовности к профессиональной деятельности[1]; другое дело, что проблема готовности к труду настолько многогранна и общественно значима, что будет оставаться актуальной и требующей все новых и новых подходов и научно-прикладных исследований.

В рамках проводимого нами исследования психологическая готовность, в частности ее личностно-психологическая составляющая, рассматривается на примере инвалидов. Актуальность такого рода исследований была обоснована ранее[2]; в настоящей статье внимание будет уделено структуре феномена психологической готовности к труду у лиц с ограниченными возможностями здоровья в контексте их конкурентоспособности и методико-прикладным аспектам исследования.

Существует множество подходов, позволяющих рассматривать категорию психологической готовность к деятельности с разных позиций, о чем свидетельствует то, что в качестве ее компонентов авторы выделяют психологическую установку, мотивы деятельности, знания о предмете и способах деятельности, навыки и умения их практического внедрения, профессионально важные качества личности и профессиональное самосознание, отношение субъекта к этой деятельности. В целом, в структуру готовности включают десятки различных компонентов, при том, что все эти подходы чаще всего не взаимоисключающие, а дополняющие друг друга.

В историческом контексте развития психологической категории готовности в психологии и педагогике А.Ф. Линенко выделяет несколько этапов [3]. На первом этапе готовность изучается неотрывно от исследований психических процессов человека и понимается как установка, то есть как феномен, который предваряет и определяет развертывание любой формы психической деятельности. На втором этапе в связи с изучением механизмов саморегуляции поведения готовность исследуется как определенная стойкость человека к внешним и внутренним влияниям. Третий этап представлен, в основном, эмпирическими исследованиями взаимосвязи готовности с эмоционально-волевым, интеллектуальным потенциалом личности по отношению к деятельности.

Структурный анализ психологической готовности, позволяет выделить несколько уровней рассмотрения данной категории.

I. Мотивационно-ценностный уровень. На данном уровне целесообразно изучать потребности, направленность и стремления личности, по отношению к той или деятельности.

С.В. Долгополова, Н.Е. Назарова, О.Н. Зуева рассматривают учебно-профессиональную мотивацию студентов как фактор готовности к трудовой деятельности. Мотив здесь определяется как направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы и она связана с отношением учащегося к этой деятельности. Авторы считают, что представляется возможным формирование и корректировка определенных мотивов, что будет способствовать более успешной адаптации специалистов к профессиональной деятельности. Авторы понимают профессиональную мотивацию как действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии, на формирование профессиональной мотивации оказывают действие множество факторов [4]. Основными признаками сформированности профессиональной направленности являются становление в сознании студента профессиональной доминанты, сформированность образа мира, образа профессии, осознание себя как субъекта профессиональной деятель-

ности. Эта направленность начинает формироваться уже на этапе обучения в вузе. Готовность к предстоящей профессиональной деятельности будущих специалистов, по мнению авторов, состоит из следующих компонентов: профессиональной направленности, креативности, ответственности, коммуникативных и организаторских способностей, компетентности в области конкретной специальности.

Э.Н. Ломакина отмечает, что психологическая готовность должна формироваться уже на этапе профессионального обучения. В работе выделяются два основных подхода к изучению феномена психологической готовности: функциональный (Е.П. Ильин, Б.Ф. Ломов, Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин, М.Л. Марищук, Б.Л. Покровский) и личностный (Н.Д. Левитов, А.А. Смирнов, В.А. Моляко, М.А. Дьяченко, Л.А. Кандыбович). В первом случае готовность рассматривается как психическое активное состояние, которое может носить как кратковременный так и длительный характер. Во втором случае готовность определяется как личностное образование, включающее в себя множество составляющих элементов и уровней. И это образование определяет успешность и эффективность той или иной деятельности, так как зачастую включает в себя отношение субъекта к деятельности. По мнению автора, профессиональная направленность включает в себя два аспекта: мотивационный - потребности, желания, стремления, преимущественно социально направленные; ценностные ориентации - направленность на карьерный рост и на профессиональное развитие [5].

II. Психофизиологический уровень. На данном уровне рассматриваются такие компоненты психологической готовности как особенности деятельности нервной системы, а также характеристики функционального состояния. В.А. Моляко относит к этой структуре психофизиологические качества личности, которые являются основой деятельности, такие как динамические стереотипы, деятельность функциональной системы, доминанта, установка [6].

Ш.Эмоционально-когнитивный уровень. Сюда мы можем отнести знания, представления, прошлый опыт личности и исходя из этого отношение субъекта к тому или иному виду деятельности. Если речь идет о готовности к конкретной профессиональной деятельности, то на данном уровне важную роль будут играть знания субъекта о выбранной им профессии, полученные в ходе начального этапа профессионального становления, кроме этого на готовность к деятельности существенное влияние окажет прошлый опыт субъекта и как следствие отношение личности к профессии и оценка своих профессиональных возможностей в данном направлении.

По мнению В.Ф. Жуковой, категория готовности часто рассматривается неразрывно с такими понятиями как «установка» и «отношение». Под установкой понимается предопределенное прошлым опытом состояние готовности индивида к определенной активности или действиям в определенной ситуации, при этом опираясь на уже имеющийся опыт. Отношения же рассматривается как один из регулирующих механизмов поведения человека и его трудовой деятельности.

IV. Деятельностный уровень. На данном уровне важным аспектом является исследование взаимосвязи психологической готовности с особенностями той или иной деятельности. Другими словами, исследователю принципиально важно понять, каким образом степень готовность влияет на эффективность деятельности.

По мнению В.Ф. Жуковой, готовность понимается как сложное личностное новообразование, которое включает взаимодействие мотивационно-го,эмоционально-волевого,ориентировочно-мобилизационного, познавательно-оценивающего, операционно-деятельного и когнитивного компонентов [7].В структуре готовности к профессиональной деятельности автор выделяет следующие блоки:

1. Сенсорная организация индивида

2. Показатели, которые отвечают многообразным условиям выполнения трудовой деятельности.

3. Набор психических свойств, состояний и процессов.

М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович понимают готовность как избирательную, прогнозируемую активность личности на этапе ее подготовки к деятельности и включают в структуру психологической готовности:

-осознание своих потребностей,

- осознание требований общества, коллектива или поставленной задачи;

- осознания целей, решение которых удовлетворит потребности выполнения задания;

- осмысление и оценку условий деятельности,

- актуализацию опыта, который связан с решением задач в прошлом и выполнения подобных требований;

- определение оптимальных способов решения заданий;

- прогнозирование, проявления своих интеллектуальных, эмоционально-волевых, мотивационных процессов,

-оценку соотношения своих возможностей, уровня попыток и необходимости достижения определенного результата;

- мобилизацию сил в соответствии с условиями и заданием, самовнушением относительно достижения целей [8].

Важным вопросом является определение временных рамок формирования психологической готовности, так как необходимо рассматривать не только структуру, компоненты и уровни данной категории, но и динамический аспект психологической готовности. Когда происходит формирование готовности, каким образом изменяются ее структурные компоненты с течением времени и с освоением новых видов деятельности.

Ш.Р. Баратов, М.Х. Мухтаров и Э.М. Мухтаров в своей работе рассматривают формирование психологической готовности школьников к труду на этапе учебно-трудовой деятельности. Авторы приходят к выводу о том, чтов профессиональном становлении личности школьника выделяются четыре уровня психо-

логической готовности к труду, соответствующие этим стадиям: первая - формирование трудовой направленности, первоначальная ориентации в различных сферах труда, которая является своеобразной подготовкой ко второй стадии, на которой происходит профессиональное обучение и воспитание; третья - профессиональная адаптация, четвертая - полная или частичная реализация личности в самостоятельном труде [9].

К.К. Платонов, один из первых в отечественной психологии раскрывший содержание психологической готовности к профессиональной деятельности в контексте развития личности, выделил в ее структуре три составляющие: 1) профессиональную готовность как субъективное состояние способности и стремления личности выполнять определенную профессиональную деятельность; 2) профессиональную подготовленность как оптимальный результат профессиональной подготовки и предшествующего ей базового образования личности; 3) готовность к труду как сложное образование, включающее операционную готовность (систему базовых и узко профессиональных знаний и умений) и личностную (позитивную направленность на данный вид трудовой деятельности, интерес и в целом позитивную трудовую мотивацию, эмоционально-волевые и иные профессионально значимые качества личности)[10].

На наш взгляд, оценивая личностную готовность инвалида к трудовой деятельности, также уместно обратиться к концепции развития конкурентоспособной личности Л.М. Митиной. Исходя из идеи С.Л. Рубинштейна о двух способах человеческого существования (непосредственном и опосредованном ценностно-смысловым отражением действительности), она предлагает две модели профессионального труда: модель адаптивного поведения (модель I) и модель профессионального развития (модель II). В первой модели в самосознании человека доминирует тенденция подчинить свою деятельность внешним обстоятельствам в виде выполнения предписанных требований, норм, правил; человек стремится экономить силы и максимально «вписаться», скоординировать свое поведение с

действиями и отношением других людей [11]. О модели профессионального развития следует говорить, если на своей работе человек способен «конструировать» свое настоящее и будущее, рассматривать любую трудность не как непреодолимое препятствие, а как стимул для дальнейшего развития. Именно вторая модель описывает стратегию поведения человека, который стремится стать конкурентоспособным в избранной профессии.

На наш взгляд, готовность инвалида к труду - это не только наличие функциональных возможностей (психофизиологическая сфера), способностей, умений и навыков (компетентностная сфера) и желания работать (мотивационная сфера), но, прежде всего, стремление преодолевать трудности в процессе поиска, трудоустройства и адаптации в организации; стойкость (толерантность) к неудачам при сочетании ответственности за происходящее и отсутствия самообвинения; адекватная самооценка как профессионала (не только слабые, но и сильные стороны); умение доказать работодателю, что несмотря на недостатки (в том числе связанные с расходами по социальным гарантиям работающему инвалиду), он имеет свои преимущества как потенциальный работник (социально-психологическая и личностная сфера).

В исследовании личностной готовности обучающихся с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, которое проводится нами совместно с сотрудниками Михайловского экономического колледжа-интерната, наряду с комплексом психодиагностических методик используется специально разработанное интервью, позволяющее оценить степень осознания проблем предстоящего трудоустройства.

Схема интервью включает, в частности такие вопросы:

1. Какой Вы представляете свою будущую работу? Назовите, что в Вашей будущей работе представляется наиболее важным (несколько ответов, начиная с самого главного)

2. Какое место Вы отводите будущей работе среди других важных сфер Вашей жизни (семья, общение с друзьями, увлечения, укрепление здоровья)?

3. Оцените степень уверенности Вашего успешного трудоустройства на работу по специальности (в %). Как Вы поступите, если несколько попыток трудоустройства окажутся неудачными?

4. С какими трудностями, по Вашему мнению, Вам как человеку с ограниченными возможностями здоровья предстоит столкнуться при трудоустройстве и адаптации на рабочем месте?

5. Какие Ваши личные и профессиональные качества можно считать преимуществами при трудоустройстве и дальнейшей работе?

6. Какие Ваши особенности как личности могут быть препятствиями при трудоустройстве и дальнейшей работе?

7. Как Вы представляете перспективы Вашей профессиональной карьеру?

8. Что Вы планируете предпринять для развития себя как профессионала, для достижения профессионального успеха?

Помимо собственно исследовательских задач проведение интервью используется, с одной стороны, с целью активизации у обучающихся рефлексивных процессов в отношении своих возможностей как будущих профессионалов, а с другой стороны - как средство выявления коррекционных мишеней в организации индивидуальных консультаций и групповых тренингов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Качалко А.В. Научное обоснование модели формирования психологической готовности к профессиональной деятельности // Вестник МГПУ им. И.П. Шамякина. Сер. Педагогика и психология. 2009. №2.С.97-102.

2. Яковлев В.В., Фролов А.И. Проблема психологической готовности инвалидов к трудовой деятельности и актуальность ее исследования на материале Рязанской области// Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире:

здоровье, адаптация, развитие»2016. №3. С.6-15.Ц^:

httl://www.humjoumaLrzgmu.ra/art&id=216(дата обращения 15.05.2017г.)

3. Линенко А.Ф. Теория и практика формирования готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. Киев, 1996. 371 с.

4. Долгополова С.В., Назарова Н.Е., Зуева О.Н. Учебно-профессиональная мотивация студентов как фактор готовности к трудовой деятельности // Человек и образование. 2015. № 2(43). С. 91-94.

5. Ломакина Э.Н. Профессиональная направленность как механизм психологической готовности к профессиональной деятельности студентов // Сибирский педагогический журнал. 2011. №10. С. 63-70.

6. Моляко В.А. Рейтинг уровня подготовки специалистов //Среднее специальное образование. 1991. № 11. С. 21-22.

7. Жукова В.Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» // Известия Томского политехнического университета. 2012. Т. 320. № 6. С. 117-121.

8. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск:Изд-во БГУ, 1976. 176 с.

9. Баратов Ш.Р., Мухтаров М.Х., Мухтаров Э.М. Формирование психологической готовности школьников к труду на этапе учебно-трудовой деятельности // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2008. Том 6. С. 345-348.

10. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 254 с.

11. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2002. 400с.

REFERENCES:

1. Kachalko AV. Nauchnoe obosnovanie modeli formirovanija psihologicheskoj gotovnosti k professional'noj dejatel'nosti [Scientific substantiation of the model of the formation of psychological readiness for professional activity].Vestnik MGPU im. I.P. Shamjakina. Ser. Pedagogikaipsihologija.2009; 2. P.97- 102. (inRussian)

2. Yakovlev VV, Frolov AI. Problema psihologicheskoj gotovnosti invalidov k trudovoj dejatel'nosti i aktual'nost' ee issledovanija na material Rjazanskoj oblasti [The problem of psychological readiness of disabled people to work and the relevance of its research on the material of the Ryazan region].Jelektronnyj nauchnyj zhurnal «Lich-nost' v menjajushhemsja mire: zdorov'e, adaptacija, razvitie».2016; 3: 6-15.Available at: httl://www.humjournal.rzgmu.ru/art&id=216 (accessed 15 May 2017) (in Russian)

3. Linenko A.F. Teorija i praktika formirovanija gotovnosti studentov pedagogi-cheskih vuzov k professional'noj dejatel'nosti [Theory and practice of forming readiness of students of pedagogical universities for professional activities]: dis. ... d-raped. nauk. Kiev; 1996. 371 p. (in Russian)

4. Dolgopolova S.V., Nazarova N.E., Zueva O.N. Uchebno-professional'naja mo-tivacija studentov kak factor gotovnosti k trudovoj dejatel'nosti[Educational and professional motivation of students as a factor of readiness for work]. Chelovek i obrazovanie. 2015; 2(43): 91-4. (in Russian)

5. Lomakina Je.N. Professional'naja napravlennost' kak mehanizm psihologi-cheskoj gotovnosti k professional'noj dejatel'nosti studentov[Professional orientation as a mechanism of psychological readiness for the professional activity of stu-dents].Sibirskijpedagogicheskijzhurnal.2011; 10: 63-70. (in Russian)

6. Moljako V.A. Rejting urovnja podgotovki specialistov[Level of training of spe-cialists].Srednee special'noe obrazovanie. 1991;11: 21-2. (in Russian)

7. Zhukova V.F. Psihologo-pedagogicheski janaliz kategorii «psihologicheskaja gotovnost'» [Psychological and pedagogical analysis of the category "psychological

readiness"].Izvestija Tomskogo politehnicheskogo universiteta. 2012; 320 (6): 117-121. (in Russian)

8. D'jachenko M.I., Kandybovich L.A. Psihologicheskie problem gotovnosti k de-jatel'nosti [Psychological problems of readiness for activity]. Minsk: Izd-vo BGU, 1976. 176 p. (in Russian)

9. BaratovSh.R., Muhtarov M.H., MuhtarovJe.M. Formirovanie psihologicheskoj gotovnosti shkol'nikov k trudu na jetape uchebno-trudovoj dejatel'nosti[Formation of psychological readiness of schoolchildren for work at the stage of educational work].Obrazovanie cherezvsjuzhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesahustojchivogo-razvitija. 2008; 6: 345-8. (in Russian)

10. Platonov K.K. Struktura i razvitie lichnosti [Structure and development of personality]. Moscow: Nauka; 1986. 254 p. (in Russian)

11. Mitina L.M. Psihologija razvitija konkurentosposobnoj lichnosti[Psychology of development of competitive personality]. Moscow, Voronezh: MODJeK; 2002. 400p. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.