Научная статья на тему 'Подготовка инициативных, творчески мыслящих, высококвалифицированных специалистов в современных условиях как содержание гуманитарной образовательной практики'

Подготовка инициативных, творчески мыслящих, высококвалифицированных специалистов в современных условиях как содержание гуманитарной образовательной практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATION / SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION / HUMANITARIZATION OF EDUCATION / SUBJECTIVE POSITION / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мацкайлова Ольга Андреевна, Голикова Галина Артуровна

Описываются основные требования к учебному процессу, обеспечивающему подготовку инициативных, творчески мыслящих специалистов. Педагогическая помощь может осуществляться в стратегии педагогического руководства, поддержки или сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мацкайлова Ольга Андреевна, Голикова Галина Артуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are described the main requirements to the educational process that provides training of initiative, creative specialists. Pedagogic help may be implemented into the strategies of pedagogic work, encouragement or support

Текст научной работы на тему «Подготовка инициативных, творчески мыслящих, высококвалифицированных специалистов в современных условиях как содержание гуманитарной образовательной практики»

4. Долженко О. Очерки по философии образования. М., 1995. С. 206-233.

5. Инновационно-коммерческая деятельность преподавателя современного вуза / под общ. ред. проф. Л.Н. Харченко. Ставрополь : Ставропольсер-висшкола, 2011.

Arguments for the model of effective higher school establishment

There is suggested the author’s view on effectiveness of a modern higher school work, given the interpretation of the notion "effective higher school”. The effectiveness of a higher school is considered from the positions of evaluation ofpedagogic, social and economic effects; there are represented the results of the diagnostics of higher school teachers’ readiness for innova-tional commercial activity.

Key words: effectiveness, effective higher school, effective teacher, pedagogic, economical, social effects of education.

о.А. МАЩАйлоВА, Г.А. ГолШоВА

(Волгоград)

подготовка инициативных, творчески мыслящих, высококвалифицированных специалистов в современных условиях как содержание гуманитарной образовательной практики

Описываются основные требования к учебному процессу, обеспечивающему подготовку инициативных, творчески мыслящих специалистов. Педагогическая помощь может осуществляться в стратегии педагогического руководства, поддержки или сопровождения.

Ключевые слова: обучение, среднее профессиональное образование, гуманитаризация образования, субъектная позиция, образовательные технологии, учебный процесс.

В образовании, по мнению ряда исследователей гуманитаризации, происходит последовательная смена парадигм: от технократических взглядов через гуманистические воззрения педагоги переходят к гуманитарным

представлениям о целях и механизмах обучения и воспитания. Исследователи обращаются к различным аспектам гуманитаризации образования: в рамках культурологического подхода разрабатываются вопросы общей идеологии педагогической деятельности (Е.В. Бон-даревская, И.А. Колесникова, Л.М. Лузина, И.А. Соловцова, А.М. Трещев); в русле лич-ностно ориентированного подхода приоритет отдается рассмотрению проблемы гуманитаризации содержания образования (Н.А. Алексеев, В.И. Данильчук, В.В. Сериков, В.М. Симонов); целостный подход акцентирует внимание исследователей на изучении путей гуманитаризации образовательного процесса, его динамических характеристик (Н.М. Борытко,

В.И. Данильчук, Е.И. Сахарчук, Н.К. Сергеев).

Современная парадигма образования ориентируется на целостное развитие человека как активного субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни, на повышение возможностей трудовой и социальной его адаптации в быстроменяющемся мире. Целостное представление о профессиональном образовании, в отличие от одностороннекогнитивного, предполагает, что процессы овладения профессией и профессионального совершенствования органично включены в более широкое пространство социальной, профессиональной и личностной самореализации человека. Самое главное, по мнению А.Н. Ко-пейкина [7, с. 71-72], должно состоять в проявлении у обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования (СПО) потребности в саморазвитии и самопознании и готовности непрерывно изменяться как профессионально, так и личностно.

Проблема образования сегодня уже не рассматривается нами как простой процесс передачи накопленных знаний и формирования определенного комплекса умений и навыков не только потому, что научные, информационные, методические основы образовательного процесса претерпевают значительные изменения даже на протяжении конкретного поколения. Эта особенность - динамизм развития общества, экономики, производства - по-новому ставит вопросы соотношения теоретического и прикладного знания, заставляет искать новые пути формирования современных специалистов и в большей степени ориентироваться на способность профессионального обучения в течение всей жизни [4, с. 34].

© Мацкайлова O.A., Голикова Г.А., 2013

Формирование определенных профессионально значимых человеческих качеств в процессе обучения часто приобретает даже более важное значение, чем овладение теоретическими знаниями [5, с. 249]. Современное обучение должно быть направлено на подготовку специалистов, принимающих энергичное и компетентное участие в определении стратегии и тактики развития предприятия или организации.

Проблема обучения кадров, обладающих необходимыми компетенциями для оперативного включения в трудовую деятельность на конкретном рабочем месте, имеет давнюю историю, и по-прежнему поиск путей ее эффективного решения, удовлетворяющих все стороны данного процесса (и работодателей, и работников), является весьма актуальным направлением науки и практики [9, с. 16-19].

Вполне естественно, что формирование у студента субъектной позиции возможно лишь в соответствующей эмоционально насыщенной атмосфере учебной деятельности, в процессе межличностного общения, причем важнейшие функции в воспитании эмоций принадлежат педагогу. Важным направлением развития системы среднего профессионального образования является внедрение новых образовательных технологий, таких как проблемное обучение, модульное построение образовательного процесса, дистанционное образование, информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии, технологии сотрудничества, развития критического и творческого мышления, ТРИЗ-технологии (теория решения изобретательских задач), проектные технологии, которые получили название технологий IV поколения, - обучение бесконфликтной педагогики, технологии эксперимента, что предполагает возможность гуманитаризации как содержания, так и процесса образования.

В личностно-профессиональном развитии студентов большую роль играет коллективная деятельность. Важнейшие качества студента - независимость суждений, критичность к чужому мнению, самостоятельность поступков, готовность оказать помощь и т.п. - формируются, прежде всего, в коллективной деятельности. «Коллективность обучения создает условия для применения дискуссий, сопоставления различных точек зрения и разноплановых взаимодействий, что является обязательным условием

для формирования гуманитарной атмосферы» [3, с. 73-74].

Особое психологическое влияние на студентов оказывает переход от коллективных заданий к индивидуальным. «Индивидуальное обучение дополняет возможности коллективно-групповой организации тем, что позволяет ненасильственными методами регулировать процесс индивидуальноличностного становления в значимой деятельности» (Там же). Замечено, что сложные задачи прикладного характера, решение которых требует большого умственного напряжения, способствуют лучшему усвоению материала: «Это учит студентов анализировать сущность изучаемого объекта, развивает любознательность, способствует приобретению технических навыков. Решая задачи, студент работает самостоятельно, что очень важно для развития его субъектности» [14, с. 83-84].

На индивидуальном уровне начинается совмещение прежних стереотипов сознания и поведения с процессом освоения новых, что затем может привести и к ассимиляции ценностей, образцов, норм и полному переходу на новые.

основными требованиями к учебному процессу, обеспечивающему подготовку инициативных, творчески мыслящих специалистов, должны быть:

- соответствие подготовки специалистов государственным квалификационным характеристикам и учебным планам, призванным обеспечить реальное единство учебновоспитательного и научного процессов и дать возможность мобильно, в зависимости от постоянно развивающихся потребностей общества и производства менять его содержание и приоритеты;

- совершенствование учебно-воспитательного процесса путем создания атмосферы состязательности за глубокое и творческое освоение учебных дисциплин, внедрения в учебный процесс вычислительной техники, деловых игр и других форм активной учебной деятельности, стимулирующих творчество и самостоятельность мышления студентов, путем развития междисциплинарного знания.

Свойства учебного процесса как целостной системы определяются не только и не столько суммированием свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особыми системообразующими, интегративными связями. Мы разработали модель дидактической ситуации

становления субъектной позиции студента учреждений среднего профессионального образования (СПО), которая стала основой для выделения следующих основных закономерностей этого процесса:

- использование индивидуальных маршрутов развития при проектировании интегрированных планов и программ;

- представление для освоения живого ценностного (наполненного индивидуальными смыслами) знания;

- педагогическая помощь в преодолении возникающих затруднений как адресная и направленная на изменение (дополнение) субъекта, а не на изменение содержания и процесса обучения;

- организация процесса безусловного принятия Другого, предполагающая развитие чувства собственного достоинства студента [11, с. 110-127].

Выбор активных практико-ориентирован-ных форм и методов обучения способствует развитию интеллектуальных и творческих умений, коммуникативных навыков, обеспечивает эффективную подготовку будущих специалистов среднего звена. «Они формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором студенты могут отрабатывать профессиональные умения в условиях, приближенных к реальным» [17, с. 22-25]. «Семинар имеет свои специфические трансформации применительно к одной из творческих форм объединения преподавателей и студентов в учреждении среднего профессионального образования — литературной студии, которая в потенциале генерирует достаточные организационносодержательные и технологические возможности для реализации идей в учебном заведении и подготовки педагогов» [8, с. 194].

Проблемный характер обучения предполагает переход студента из позиции обучаемого в позицию обучающегося. Воспитывающим потенциалом обладает не столько содержание, сколько методы и организационные формы обучения, реализуя которые педагог формирует систему межличностных отношений студентов, их эмоциональноценностный опыт. Подготовка студентов к творчеству в профессиональной деятельности начинается с использования «сквозных» компонентов обучения по отдельным учебным дисциплинам, ориентирующих обучающихся на творческую активность. При этом учебно-исследовательская деятельность на

занятиях реализуется при решении проблемных и производственных ситуаций, исследовательских задач, проведении дискуссий, выполнении творческих работ.

Главное стратегическое направление гуманитаризации процесса образования в колледже - это развитие социально активной личности студента через использование активных форм обучения, способствующих формированию студента как субъекта, носителя активности посредством использования его учебно-познавательной деятельности.

Мы все перешли на стандарты III поколения в СПО. Хочется отметить, что во всех модулях красной нитью проходят междисциплинарные курсы, и нельзя реализовать стандарты, работая по модулям и не используя интерактивные методы и подходы. Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации студентам, а меняют ее роль. Система информации должна обеспечить субъ-ектность студента следующими способами:

- ознакомление студентов с традициями образовательного учреждения, его структурой, правилами внутреннего распорядка, правами и обязанностями студентов и т.д.; организацией учебного процесса и научноисследовательской работы; задачами и направлениями деятельности различных подразделений, возможностями культурного, духовного и физического развития в учебном заведении и за его пределами;

- формирование умений и навыков учебной, научно-исследовательской и общественной работы при работе с книгой, конспектом, компьютером, при подготовке к лабораторной работе, зачету, коллоквиуму, семинарским занятиям; самостоятельной работы студентов, поиска и хранения научной информации и т.д.;

- развитие самостоятельности, активности, интереса к умственной работе (планирование режима работы и своевременной реализации графиков учебного процесса, организация рабочего места, правильное использование технических средств обучения и т.д.), воспитание целеустремленности и дисциплинированности.

Информация необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы студенты использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. «Становится очевидной связь эффективности и результативности обучения по какой-либо профессии, т.е. качества знаний, умений и навыков, которые

приобретает студент при обучении в колледже, и качества продукции, выпускаемой предприятиями. Одним из важнейших здесь является понятие качества — качества труда, качества продукции, качества межличностных отношений и т.д.» [16, с. 62]. Студент осознает собственную значимость для других людей, ответственность за результаты деятельности, причастность к ответственности за явления природной и социальной деятельности; способен к нравственному выбору в ситуациях коллизий; стремится определиться, обосновать свое Я.

Педагогическое обеспечение реализации функций гуманитарного образовательного пространства осуществляется посредством формирования у студентов СПО умений разбираться в своем внутреннем мире, выработки навыков самоанализа, самокорректировки, идентификации личности в поликультур-ной среде, позитивной Я-концепции, социальной активности, уверенности в своих силах; способностей к самовыражению, самоактуализации, самопрезентации; выработки умений вступать в межкультурный диалог, слушать и говорить, умений спорить, не ссорясь, в поисках истины; интеграции культур в системе гуманитарного образовательного пространства, воспитания коммуникативных характеристик личности; выработки способностей к плюралистическому разрешению споров и конфликтов; культивирования симпатии к себе и другим людям.

Педагогическую помощь в соответствии с индивидуальными способностями для успешного субъектного становления каждого подростка О.А. Ещеркина видит в педагогическом сопровождении индивидуальной социальной ситуации развития [6, с. 8]. По степени инициативности педагога, его включенности в процесс преодоления затруднений педагогическая помощь может осуществляться в стратегиях педагогического руководства, поддержки или сопровождения [3, с. 33]. Поддержка студентов в учебной деятельности заключается в изучении индивидуального стиля, выявлении затруднений и их причин, а отсюда - адресной помощи в преодолении конкретного затруднения, в развитии психологических или характерологических особенностей (внимания, памяти, пространственного воображения, абстрактного мышления, старательности, стремления доводить начатое до конца), навыков самоконтроля и т.п.

В соответствии с выводами А.Е. Богоявленской [1, с. 8] задача стимулирования познавательной активности студентов требует:

1) включения заданий и вопросов, требующих от студентов объяснения, выводов, собственных суждений, актуализации знаний, в том числе из других источников, особенно из наблюдений;

2) использования разноуровневых заданий;

3) применения вопросов, побуждающих к продуктивному мышлению, с последующим переходом от простых сравнений к обобщениям, к установлению причинно-следственных связей, умозаключению;

4) увеличения источников знаний;

5) использования заданий на выявление новых знаний и синтез их с имеющимися знаниями и получаемыми из других источников;

6) постепенного увеличения заданий продуктивного характера, а также уменьшения руководящей роли преподавателя;

7) обучения исследовательским проектам, объяснению их роли, а также пониманию всех этапов учебно-исследовательской деятельности.

Активизации мыслительной и речевой деятельности студентов способствуют:

применение разнообразных форм работы;

- осуществление дифференцированного подхода в обучении, дающее возможность каждому студенту в полной мере проявить собственные творческие способности в соответствии со своими интересами;

- тщательное продумывание оснащения урока с целью создания зрительной опоры для лучшего понимания студентами новых речевых ситуаций;

- использование краеведческой тематики [15, с. 183], организация экскурсий;

- проведение занятий на производстве (это даст возможность ускорить процесс адаптации выпускников к решению задач будущей профессиональной деятельности) [9, с. 16-20].

Важнейшей характеристикой процесса гуманитаризации образовательного процесса является включение субъективного опыта студента в профессионально-образовательный процесс. Актуализация субъектного опыта студентов обеспечивается посредством реализации следующих аспектов образовательного процесса:

- проблематизации содержания учебного занятия;

- совместного с обучаемыми целепола-гания и планирования деятельности в процессе обучения;

- создания эмоционального фона на учебном занятии, постоянной рефлексии.

На занятиях по общеобразовательным дисциплинам студентам предлагается описать и представить социальные роли высококвалифицированных работников. Высококвалифицированный работник - это человек, который имеет диапазон умений, способностей и внутренних установок, необходимых для производства, сбыта и доставки качественной продукции и сервисных услуг [13, с. 113-117]. Проживание социальной роли формирует внутренние установки, преобразующиеся при многократном вариативном повторении в ценностные ориентации студента как будущего профессионала.

Средством развития профессионального творческого начала является деловая игра. В ее процессе человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи. Это наилучший из активных методов проведения занятий. Деловые игры, в отличие от других методов обучения, позволяют более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать и оценивать варианты решения проблем, принимать решение и определять механизм его реализации. Достоинством деловых игр является то, что они позволяют рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени; освоить навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем; работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях; концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи; развивать взаимопонимание между участниками игры. «Процесс обучения профессиональной деятельности базируется на методе имитационного моделирования в рамках учебных практик, практических занятий» [10, с. 6365]. Общепрофессиональные и специальные технологии обучения направлены на овладение профессиональной деятельностью в специально организованных условиях.

Система отношений в межличностном взаимодействии всех участников процесса обучения и предопределяет его воспитательную

эффективность, формирование субъектной позиции. В числе новых требований к экономическим кадрам можно указать знание товарного рынка, компетентное участие во всероссийских и межрегиональных оптовых ярмарках и аукционах, квалифицированное участие в реализации продукции своего производства широкому кругу потребителей, участие в предоставлении технико-экономических, информационных и рекламных услуг. Современное обучение должно быть направлено на формирование специалистов, принимающих энергичное и компетентное участие в определении стратегии и тактики развития предприятия или организации.

Оказание помощи студенту в затруднительной ситуации, с тем чтобы он научился самостоятельно решать собственные проблемы и справляться с трудностями, предполагает помощь в познании себя и адекватном восприятии окружающей среды. Для этого необходимы развитие поисковой активности, готовности к принятию самостоятельных решений, овладение общей ориентировочной основой исследовательской деятельности, воспитание деловитости, самостоятельности и ответственности, предприимчивости и целеустремленности.

Таким образом, педагогическая помощь в преодолении возникающих затруднений должна быть адресной и направленной на изменение (дополнение) субъекта, а не на изменение содержания и процесса образования.

Педагогическая поддержка возможна только в том случае, когда сам педагог будет человеком, не безразличным и к жизненным проблемам студента, готовым не только оказать ему практическую помощь в решении проблемы в данной ситуации, но и повлиять на самого студента, на формирование у него чувства собственного достоинства, желания самому справляться с жизненными трудностями. Это предполагает общее пространство духовности общающихся, принятие студента как самого себя.

Руководствуясь принципом педагогической поддержки, педагог переходит от изучения студента к его пониманию, к получению о нем, выражаясь словами А.Г. Маслоу, «любящего знания» [12, с. 30-31]. Это очень важно именно для гуманитарного характера пространства учебного процесса, поскольку человек (студент), знающий, что он любим, раскрывается, распахивается навстречу другому

(преподавателю), сбрасывает с себя все защитные маски, позволяет себе обнажиться психологически и духовно. Другими словами, вместо того чтобы прятаться, он разрешает себе стать понятным.

Педагогическую помощь в соответствии с индивидуальными способностями для успешного субъектного становления каждого подростка О.А. Ещеркина видит в педагогическом сопровождении индивидуальной социальной ситуации развития [6, с. 8].

Гуманитаризация процесса обучения предполагает активную самостоятельную деятельность, но педагог может управлять процессом появления и преодоления затруднений, прогнозировать их возникновение, а следовательно, активизировать субъектные позиции. При определении задач и конкретных методических приемов осуществления педагогической поддержки мы исходили из индивидуальных особенностей студентов, осознания ими самими проблем и затруднений.

Педагогическое руководство предполагает такую помощь студенту в преодолении затруднений, когда педагог берет на себя инициативу и ответственность в определении целей, отборе средств и коррекции деятельности студента. Педагогическая поддержка состоит в совместном со студентом определении его интересов, склонностей, способностей, ценностноцелевых установок, возможностей и способов преодоления затруднений, препятствующих его саморазвитию. Педагогическая поддержка как вид помощи заключается в совместном со студентом преодолении таких препятствий, определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в самоорганизации [2, с. 394]. При этом ответственность за принятие окончательного решения лежит на студенте, а преподаватель выступает как консультант, советчик в разрешении жизненных проблем, поскольку «конечная цель образования и педагогики — это помощь человеку стать самим собой, стать человеком, помощь в наиболее полном раскрытии его возможностей» [18, р. 54]. Педагогическое сопровождение же понимается как создание и развитие разносторонних условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Применение профессиональных стандартов позволяет работодателям обеспе-

чить единые требования к профессиональной деятельности, благодаря чему будет возможным поддержать единый уровень качества труда независимо от типа предприятия и его места нахождения; проводить независимую оценку компетенций работников, освоенных как в ходе получения базового образования, других видов обучения, так и в процессе трудовой деятельности [9, с. 16-20].

литература

1. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. M. : Просвещение, 1996.

2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д., 1999.

3. Борытко Н.М. Современный урок: система, процесс, деятельность : учеб. пособие. Волгоград,

2006.

4. Вураско Л.Ю. Востребованность выпускников на рынке труда // Профессиональное образование. Столица. 2013. № 3.

5. Джанхуватова А.И. Особенности подготовки социального педагога в педколледже // Социальная работа и социальная педагогика в России и Германии: ведущие тенденции и динамика их развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Астрахань, 2007.

6. Ещеркина О.А. Организационно-педагогические условия социализации подростков в воспитательном пространстве гимназии : дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2004.

7. копейкин А.Н. к вопросу о педагогическом сопровождении боевой подготовки будущих милиционеров // Социальная работа и социальная педагогика в России и Г ермании: ведущие тенденции и динамика их развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Астрахань, 2007.

8. Киров А.Ю. Занятие-семинар в работе литерной студии педагогического колледжа // Менталитет, мировоззрение credo в педагогике ненасилия. СПб., 2007.

9. Левицкий М.Л. Взаимодействие рынка труда и системы подготовки кадров // Профессиональное образование. Столица. 2013. №3.

10. Магадиева Г.Г. Имитационные активные методы обучения студентов экономических специальностей // Современные технологии образования : материалы 5-й межрегион. заоч. науч.-практ. конф. Магнитогорск, 2006.

С. 63-65.

11. Мацкайлова О.А. Гуманитаризация учебного процесса в системе среднего профессионального образования : моногр. / под ред. Н.М. Борыт-ко. М. : АПК и ППРО, 2009.

12. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. А.М. Талдыдаевой; науч. ред., вступ. ст. и коммент. Н.Н. Акулиной. СПб., 1997.

13. Салихова А.Д. Современные подходы к формированию социально-педагогической активности выпускника колледжа // Гуманитарные науки: новые технологии образования : материалы XII Всерос. науч.-практ. конф. Махачкала, 2007.

14. Филлитов В.А. Развитие личности студента в процессе обучения по предмету «Электротехника» // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста : межрегион. науч.-метод. конф. Воронеж, 2003.

15. Чагучиева П.М. Некоторые приемы активизации речевой деятельности студентов на занятиях иностранного языка // Гуманитарные науки: новые технологии образования. Махачкала,

2007.

16. Чумаченко П.В. Методическая разработка урока «Продукция металлообрабатывающих предприятий - одна из составляющих обороноспособности государства» // Среднее профессиональное образование. Приложение. 2007. № 12.

17. Юдакова М.И. Формирование профессиональных компетенций в подготовке фельдшеров // Среднее профессиональное образование. Приложение. 2007. № 12.

18. Kubie L. The Forgotten Man in Education // Harvard Alumni Bulletin. 1953-1954, 1956. P. 349353.

Training of initiative, creative, highly qualified specialists in the modern conditions as the contents of the humanitarian educational experience

There are described the main requirements to the educational process that provides training of initiative, creative specialists. Pedagogic help may be implemented into the strategies of pedagogic work, encouragement or support.

Key words: education, secondary professional education, humanitarization of education, subjective position, educational technologies, learning process.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

д.В. ЕГоринкоВ

(Волгоград)

сущностные

характеристики готовности старшеклассников к преодолению экстремальных ситуаций

(на примере пожарно-прикладного спорта)

Рассматриваются проблемы формирования готовности старшеклассников к преодолению экстремальных ситуаций (на примере пожарноприкладного спорта). Представлены сущностные характеристики исследуемой готовности, выделены ее функции и структурные компоненты.

Ключевые слова: готовность, экстремальная ситуация, старшеклассники, формирование, пожарноприкладной спорт, функции, компоненты.

В современной России проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности заявляет о себе все более настойчиво: террористические акты, техногенные катастрофы, биолого-социальные и природные чрезвычайные ситуации, преступность и многое другое делают жизнь человека чрезвычайно опасной. Тенденция увеличения количества различных угроз обусловливает необходимость формирования навыков безопасного поведения, прежде всего у школьников, т.к. они наиболее часто оказываются уязвимыми в экстремальных ситуациях. Проблема формирования готовности подрастающего поколения к преодолению экстремальных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности, становится одной из важнейших задач государства и системы образования, что находит отражение в государственных образовательных стандартах основного общего образования второго поколения. В них обращается внимание на необходимость формирования у обучающихся ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах (ФГОС 2010 г.). Однако выполнение данных требований в общеобразовательной школе затруднено из-за недостаточной теоретической разработанности проблемы готовности старшеклассников к преодоле-

© Егоринков Д.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.