Таким образом, мы можем определить субъективные и объективные факторы, влияющие на взаимодействие традиций и инноваций во внеучебной воспитательной деятельности современного вуза. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность воспитания студентов, включают в себя совокупность условий:
- общие (организация воспитательного процесса как последовательной целенаправленной системы, опирающейся на традиционные формы работы и использующей инноватику, его непрерывность, методологическое, организационно-управленческое, кадровое обеспечение);
- частные (формирование креативной инновационной воспитательной педагогической среды, которая в наибольшей степени способствует культурно-нравственному обогащению студентов, разработка и реализация инновационной модели воспитания, создание благоприятного социальнопсихологического климата в вузовской среде, разработка мониторинга и оценки воспитанности студентов);
- специфические (доведение до сознания педагога и студента актуальности, приоритетности, роли, места и практического значения инновационной воспитательной деятельности, основанной на педагогических традициях как механизмах индивидуального развития личности каждого).
литература
1. Абрамян Н.Ю. Нравственное воспитание студентов вуза на основе реализации ценностно-смыслового потенциала традиций : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2009.
2. Воспитательная деятельность современного вуза. Научный доклад / под ред. А.В. Алиевой, Н.А. Нефедовой. М. : Изд-во Академии МНЭПУ, 2012.
3. Жолован С. В.Традиции как фактор развития образовательной системы школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2003.
4. Илюхина Л.В. Инновационный потенциал парадигмальной трансформации российской системы образования: тенденции изменений : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Ростов н/Д., 2005.
5. Праслова Г.А. Взаимодействие традиций и инноваций в эволюции музыкального образования России: XI - начало XXI века : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007.
Pedagogic conditions of the use
of traditions and innovations
in the educational work of a higher school
There is considered the role of traditions and innovations in the educational work of a higher school, revealed the pedagogic conditions of their interaction, management and effective implementation within the system of students’ education.
Key words: education, extracurricular work, innovations, traditions, interaction, subjects of education, students, teachers.
л.н. харченко
(ставрополь)
аргументы в пользу становления модели эффективного вуза
Изложен авторский взгляд на эффективность деятельности современного вуза, представлена трактовка понятия «эффективный вуз». Эффективность вуза рассматривается с позиций оценки педагогических, социальных и экономических эффектов; представлены данные диагностики готовности преподавателей вузов к инновационнокоммерческой деятельности.
Ключевые слова: эффективность, эффективный вуз, эффективный преподаватель, педагогические, экономические, социальные эффекты образования.
Понятие «эффективный вуз» введено в активный тезаурус Министерством образования и науки Российской Федерации в прошлом году. Насколько позволяют критерии (ЕГЭ, иностранные студенты, привлекаемые средства, учебные площади), по которым определялся уровень эффективности того или иного вуза, можно определить эффективный вуз как отвечающий данной системе критериев. Осенью текущего года Минобрнауки планирует повторить проверку вузов по тем же критериям, добавив еще трудоустройство выпускников и их количество, зарегистрированное на бирже труда.
Предлагаем расширить тезаурусную базу. «Эффективный», согласно «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова,
Н.Ю. Шведовой, - дающий эффект, действен-
© Харченко Л.Н., 2013
известия вгпу
ный [1, с. 902]. Слово эффективный происходит от лат. єДісїіуш' - «производительный», «приводящий к необходимым результатам, действенный» [2, с. 842].
Прилагательное эффективный близко к прилагательному результативный, но не тождественно ему. Термин результативный происходит от лат. гві'иїїаїш' - «отраженный» (Там же, с. 591). «Результативный» - дающий положительный результат, добивающийся положительных результатов в своей деятельности. Следовательно, всякая деятельность имеет результат, но не всякая деятельность результативна, т.е. имеет хорошие результаты.
Термин эффективность применительно к трудовой деятельности первоначально использовался в экономике и связывался с понятием «производительность труда», выражающим степень эффективности трудовых затрат человека в производстве материальных благ или способность труда создавать в единицу времени большее или меньшее количество продукции (М.А. Коваженков, К. Кристенсен, М. Рейнор). Данное определение, по нашему мнению, сужает понятие эффективности, т.к. есть множество видов деятельности, которые не ограничиваются «производством материальных благ».
В исследованиях, посвященных эффективности трудовой деятельности, в рамках таких наук, как общая психология (Б.Г. Ананьев,
А.А. Бодалев, А.А. Деркач), психология труда (Е.А. Климов, В.Д. Шадриков), акмеоло-гия (А.А. Реан), авторы придерживаются разных подходов к трактовке эффективности. В целом мы согласны с таким определением: эффективность - это «основная характеристика функционирования системы образования, которая выявляет степень реализации цели и достижения намеченных результатов (более строго - степень близости к проектируемому результату при учете затрат, пошедших на некоторую деятельность, направленную на достижение результата)» [3, с. 177-181].
И еще одно дополнение. Вуз и его научнопедагогический коллектив прямо или опосредованно воздействуют как на экономику, так и на социальную и нравственную стороны жизни общества, поэтому его деятельность необходимо рассматривать в общем виде в трех взаимосвязанных и взаимодействующих аспектах эффективности: педагогическом, экономическом и социальном.
Педагогические эффекты образования в вузе - это показатели качества продукта и образовательной услуги.
Показатели качества продукта - это качество подготовки специалиста, показатели
уровня его обученности и воспитанности (характеризуют, прежде всего, индивидуальные учебные и воспитательные достижения студентов, динамику текущих и итоговых оценок, результативность участия в олимпиадах и конкурсах, повышенный разряд или категорию по профессии, заказ работодателя, ведение здорового образа жизни, владение навыками межличностного общения и др., а также развитие способностей студентов к обучению; активизацию их интеллектуальных возможностей и склонностей; объем усвоения, систематизацию знаний, умений, навыков; возможность применять имеющиеся знания для получения новых; прочность сохранения полученных знаний и умения использовать их для решения поставленных задач; познавательную самостоятельность, творческую деятельность и др.).
Показатели качества образовательной услуги - это показатели качества деятельности образовательного учреждения как производителя образовательных услуг (характеризуют кадровый потенциал учреждения и эффективность его работы, использование в педагогической деятельности личностно ориентированных, деятельностных, здоровьесберегающих технологий, форм занятий, активизирующих учебно-познавательную деятельность; материальная база учреждения и эффективность ее эксплуатации; качество (современность и достаточность) средств обучения, динамика их обновления, необходимый их оптимум; степень развитости информационно-коммуникационных ресурсов и эффективность их использования, удовлетворенность качеством образовательных услуг их потребителей.
Социальные эффекты образования в вузе заключаются в развитии лучших качеств личности; социальной защищенности личности; улучшении всех сторон общественных отношений; в повышении уровня культуры; формировании открытого демократического общества; росте благосостояния населения; изменении статуса государства на международной арене и укреплении его безопасности; снижении уровня преступности; уменьшении зависимости населения от системы социального обеспечения; в улучшении функционирования государственных учреждений и общественных организаций.
Экономические эффекты образования в вузе включают внутреннюю эффективность (непосредственный вклад работников системы высшего профессионального образования в производство и повышение качества образовательных услуг; лучшее, более рацио-
нальное использование ресурсов в отрасли образования в целом, в каждом его звене и конкретном образовательном учреждении; развитие ресурсной базы образовательного учреждения и дифференциация индивидуальных доходов преподавателей от результатов профессиональной деятельности; возрастание нормы отдачи от высшего профессионального образования и др.) и внешнюю эффективность (прирост материальных благ, который обеспечивается повышением профессиональноквалификационного уровня преподавателей вузов для всех остальных отраслей экономики; абсолютное и относительное снижение расходов ресурсов в отраслях материального производства от новых научно-технических разработок, осуществленных специалистами в области науки и образования.
Можно также получить и дополнительные (экстернальные) эффекты от образования в вузе, например, вузовское образование дает человеку преимущества в карьерном росте; повышает сумму прироста индивидуальных заработков тех, кто получает образование; приводит к улучшению условий труда; позволяет получать непрерывное образование; иметь более разнообразный и содержательный отдых; возможность создать и материально обеспечить семью; расширяет возможности физического и умственного развития детей и др.
Необходимо отметить, что существует определенная сложность определения разных видов эффективности деятельности вуза, которая связана с тем, что не всегда результаты, направленные на достижение социальных, психологических или педагогических и даже экономических целей, можно измерить, и к тому же эти результаты не всегда достижимы в ограниченные временные рамки, установленные сроки, т.к. результаты образования могут проявляться в течение всей жизни выпускника вуза.
Осуществив данные отступления, можно дать определение эффективного вуза. Эффективный вуз - это образовательная организация высшего профессионального образования, достигающая в результате целенаправленной деятельности высоких положительных эффектов (педагогических, экономических, социальных и пр.). При всех многочисленных «за» и «против» измерения вузовских систем в ракурсе эффективности мы склоняемся к позиции «за», и вот почему.
Во-первых, вуз - это институциональный и эволюционирующий элемент цивилизованного государства, поэтому постоянно (более или менее динамично) происходит (должна
происходить) диверсификация модели вуза, т.е. он изменяется, что приводит к новой типологии вузов (казенные, бюджетные, автономные, инновационные, исследовательские, федеральные и др.) и их новой миссии в зависимости от целей развития государства и типов экономики.
«В конечном счете идея университета -идея развивающегося человека» [4, с. 206233]. Именно поэтому идея вуза не может быть неизменной. Ее содержание изменяется с развитием самой культуры. Таким образом, представляется справедливым включение в систему характеристик современного вуза концепции инновационного (с некоторого времени эффективного) образования и научной деятельности.
Добавим, что в настоящее время наиболее успешными (и эффективными) в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности становятся такие высшие учебные заведения, в которых одновременно реализуются следующие три типа процессов: разработка студентами реальных проектов в различных секторах экономики; проведение исследований фундаментального и прикладного характера; использование образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов.
Во-вторых, вуз не имеет права игнорировать стратегические государственные (Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года, Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года, Концепция долгосрочного прогноза научнотехнологического развития РФ на период до 2025 г. и др.) и нормативные (новый закон «Об образовании») документы, в которых в качестве главной цели выдвигается необходимость приведения количественных и качественных параметров существующей системы профессионального образования в России в соответствие с требованиями не только личности, общества, государства, но и развивающегося рынка научно-образовательных услуг.
В-третьих, система высшего образования все больше позиционируется как отрасль экономики, а современный вуз как активный участник (должен быть таковым) нескольких взаимосвязанных рынков: образовательных услуг, научно-исследовательских услуг и интеллектуальных разработок, рынка труда и др. Рыночные отношения требуют от вуза и его преподавателей быть инновационными и эффективными.
В-четвертых, целый ряд критериев, применяемых при аккредитации вуза (привлече-
ние денежных средств вузом, а следовательно, и его преподавателями из различных внешних источников (целевых, грантовых программ, хоздоговорных научно-прикладных работ и пр.) и наличие на бухгалтерском учете вуза нематериальных активов, которые формируются из стоимости правозащищенных интеллектуальных разработок), имеют явный экономический характер, в котором всегда присутствует элемент эффективности.
В-пятых, в системе высшего образования накопилось достаточно большое количество противоречий. Стержневое противоречие, которое выступает одновременно важнейшим источником развития высшего образования, - это противоречие между классическим типом образования и требованиями современного общества. Его разрешение связано со многими инновациями как в содержании высшего, особенно университетского образования, так и в его методиках и методологии. Например, ряд важных, хотя достаточно спорных инноваций сформирован в рамках Болонского процесса. Здесь важно то, что интеграционные процессы подвели отечественные вузы к необходимости осуществления сравнительного анализа с европейскими вузами и оценке (переоценке) собственной деятельности, в том числе с позиций эффективности.
В-шестых, компетентностный подход, реализуемый посредством модульно-профессиональных программ Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения, предполагает логику организации обучения через эффективное решение задач и проблем не столько индивидуального, сколько группового, коллективного, социально значимого характера. Данный подход ориентирует на практическую составляющую содержания образования, обеспечивая тем самым успешную жизнедеятельность выпускника, продуктивный, а следовательно, эффективный характер научно-образовательного процесса. Отсюда акцент в деятельности вуза его преподавателей на прикладные (востребованные рынком) научные исследования и высокое качество оказания образовательных услуг.
В-седьмых, эффективность вуза складывается из многих составляющих, но самая важная - это суммарный эффект от деятельности научно-педагогического коллектива вуза. А сегодня эффективность деятельности большинства преподавателей ниже допустимых пороговых значений. Такое состояние объясняется, прежде всего, неподготовленностью преподавателей к тому, чтобы быть эффективными. Данный вывод сделан на осно-
ве результатов исследования состояния готовности преподавателей вузов к инновационнокоммерческой деятельности. Проведенный в ряде вузов Северо-кавказского федерального округа опрос с использованием специально составленных анкет показал, что более 90% преподавателей слабо владеют нормативноправовой базой и понятийным аппаратом, связанными с инновационно-коммерческой деятельностью. Более того, у преподавателей сформировалась отстраненная позиция по отношению к данному виду деятельности (низкий уровень когнитивного компонента готовности). Преподаватели вузов испытывают затруднения в определении целей и задач, выборе содержания инновационно-коммерческой деятельности (97%), организации данной деятельности (96%), выборе направления деятельности (64%), оценке собственных потенциальных возможностей (76%), формулировке «бизнес-идей» или «инновационных предложений» (88%), в умении описывать, объяснять, прогнозировать свою деятельность (т.е. позиционировать себя) на рынке интеллектуальных разработок (96%) [5, с. 92-93].
как показало исследование, важнейшим фактором, обеспечивающим эффективность профессиональной деятельности преподавателя вуза в сфере инновационно-коммерческой деятельности, является его готовность к данной работе, которая заключается в умении быстро и адекватно реагировать на изменения рынка научно-образовательных услуг и, таким образом, сокращать затраты (временные, ресурсные и пр.) на достижение целей профессиональной деятельности.
Подытоживая, можно заключить, что эффективному вузу нужен эффективный преподаватель, который обладал бы не только умениями преподавателя, но и умениями исследователя, менеджера, маркетолога, новатора. Можно также продолжать перечень аргументов, но и приведенных достаточно для того, чтобы задать себе первый вопрос: «Эффективный ли я преподаватель?». Если - нет, то второй вопрос: «Что сделать для того, чтобы стать таковым?».
литература
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 2-е изд., испр. и доп. М. : АЗЪ, 1994.
2. Булыко А.Н. Современный словарь иностранных слов. М. : Мартин, 2004.
3. Словарь менеджера / под ред. Г.И. Кравцовой, М.И. Плотницкого. Минск : Вышэйш. шк., 1992.
4. Долженко О. Очерки по философии образования. М., 1995. С. 206-233.
5. Инновационно-коммерческая деятельность преподавателя современного вуза / под общ. ред. проф. Л.Н. Харченко. Ставрополь : Ставропольсер-висшкола, 2011.
Arguments for the model of effective higher school establishment
There is suggested the author’s view on effectiveness of a modern higher school work, given the interpretation of the notion ‘‘effective higher school”. The effectiveness of a higher school is considered from the positions of evaluation ofpedagogic, social and economic effects; there are represented the results of the diagnostics of higher school teachers’ readiness for innova-tional commercial activity.
Key words: effectiveness, effective higher school, effective teacher, pedagogic, economical, social effects of education.
о.а. мацкайлова, г.а. голикова
(Волгоград)
подготовка инициативных, творчески мыслящих, высококвалифицированных специалистов в современных условиях как содержание гуманитарной образовательной практики
Описываются основные требования к учебному процессу, обеспечивающему подготовку инициативных, творчески мыслящих специалистов. Педагогическая помощь может осуществляться в стратегии педагогического руководства, поддержки или сопровождения.
Ключевые слова: обучение, среднее профессиональное образование, гуманитаризация образования, субъектная позиция, образовательные технологии, учебный процесс.
В образовании, по мнению ряда исследователей гуманитаризации, происходит последовательная смена парадигм: от технократических взглядов через гуманистические воззрения педагоги переходят к гуманитарным
представлениям о целях и механизмах обучения и воспитания. Исследователи обращаются к различным аспектам гуманитаризации образования: в рамках культурологического подхода разрабатываются вопросы общей идеологии педагогической деятельности (Е.В. Бон-даревская, И.А. Колесникова, Л.М. Лузина, И.А. Соловцова, А.М. Трещев); в русле лич-ностно ориентированного подхода приоритет отдается рассмотрению проблемы гуманитаризации содержания образования (Н.А. Алексеев, В.И. Данильчук, В.В. Сериков, В.М. Симонов); целостный подход акцентирует внимание исследователей на изучении путей гуманитаризации образовательного процесса, его динамических характеристик (Н.М. Борытко,
В.И. Данильчук, Е.И. Сахарчук, Н.К. Сергеев).
Современная парадигма образования ориентируется на целостное развитие человека как активного субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни, на повышение возможностей трудовой и социальной его адаптации в быстроменяющемся мире. Целостное представление о профессиональном образовании, в отличие от одностороннекогнитивного, предполагает, что процессы овладения профессией и профессионального совершенствования органично включены в более широкое пространство социальной, профессиональной и личностной самореализации человека. Самое главное, по мнению А.Н. Ко-пейкина [7, с. 71-72], должно состоять в проявлении у обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования (СПО) потребности в саморазвитии и самопознании и готовности непрерывно изменяться как профессионально, так и личностно.
Проблема образования сегодня уже не рассматривается нами как простой процесс передачи накопленных знаний и формирования определенного комплекса умений и навыков не только потому, что научные, информационные, методические основы образовательного процесса претерпевают значительные изменения даже на протяжении конкретного поколения. Эта особенность - динамизм развития общества, экономики, производства - по-новому ставит вопросы соотношения теоретического и прикладного знания, заставляет искать новые пути формирования современных специалистов и в большей степени ориентироваться на способность профессионального обучения в течение всей жизни [4, с. 34].
© Мацкайлова О.А., Голикова Г.А., 2013