и.в. ВЛАСЮК, А.Ф. КАЗАКОВА (Волгоград)
реализация потенциала системы среднего профессионального образования в формировании профессиональной грамотности специалиста экономической сферы
С позиции целостного подхода описывается педагогический потенциал системы среднего профессионального образования в контексте формирования профессиональной грамотности специалиста экономической сферы: дается определение потенциала системы среднего профессионального образования, выделяются его составляющие, описывается их внутренняя структура.
Ключевые слова: педагогический потенциал, потенциал системы среднего профессионального образования, профессиограммы специалиста экономической сферы, профессиональная грамотность специалиста экономической сферы.
Среднее профессиональное образование становится в нашей стране все более востребованным в связи со стабилизацией социальноэкономического развития. Система СПо призвана сформировать достаточный уровень системных экономических знаний, умений принятия решений, составляющих фундамент деятельности в различных сферах. По мнению экспертов и работодателей, которое подтверждается статистическими данными, качество профессиональной подготовки специалиста экономической сферы в системе СПо далеко не в полной мере отвечает современным требованиям. Прежде всего, выявлена недостаточная профессиональная грамотность выпускника (которая должна включать ответственность за принимаемые решения, целепо-лагание, уважение деловых партнеров, добросовестность), что приводит к недостаткам в формировании профессиональной компетентности специалиста экономической сферы. Все это говорит о неполном использовании потенциала системы СПо в формировании профессиональной грамотности специалиста экономической сферы в связи с недостаточной ис-следованностью этого потенциала.
В современной научной, справочной и энциклопедической литературе под потенци-
алом обычно понимают либо возможности, либо способности, либо ресурсы (И.В. Власюк, В.А. Митрахович). В.А. Митрахович отмечает, что «под потенциалом понимается атрибут бытия и присущая всякой системе совокупность параметров, обусловливающих наличие у этих систем определенных возможностей, способностей, ресурсов для реализации (осуществления) ими тех или иных усилий, направленных на преобразование условий и характеристик среды и взаимодействие с ними» [6].
обучение в системе СПо подразумевает не только приобретение функциональных знаний, но и общее развитие, расширение кругозора, т.е. получение определенного круга знаний и умений, выходящих за пределы конкретных профессиональных функций.
Содержание образовательных программ среднего профессионального образования регламентируется Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГоС СПо), который состоит из двух частей: федерального компонента, определяющего общегосударственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национальнорегионального компонента. В последние годы в учебном плане все чаще появляются новые предметы, что особенно важно, т.к. преподавание специальных дисциплин, занимающее большую часть учебного времени, предполагает, прежде всего, работу с техническими текстами, схемами, письменное оформление схемных решений [4, с. 120], используется вариативная часть содержания образования. Таким образом, в компетенцию учебного заведения входит возможность самостоятельного проектирования содержания вариативной части учебных планов.
За последние годы осуществлено обновление содержания системы среднего профессионального образования, обеспечивающее его интеллектуализацию и гуманитаризацию, развитие вариативности и гибкости образовательных программ, расширение профиля подготовки и повышение профессиональной мобильности специалистов. В ГоС СПо оговорены наличие обязательных умений и требования к уровню знаний будущих специалистов, касающиеся профессиональной грамотности. Формирование данной грамотности в процессе изучения экономических дисциплин должно соответствовать стандартам образо-
© Власюк И.В., казакова А.Ф., 2013
известия вгпу
вания по содержанию подготовки и педагогических технологий (В.В. Краевский, П.И. Пид-касистый, Л.П. Крившенко). Профессиональная грамотность, пронизывающая все аспекты труда специалиста экономической сферы, предстает как основа профессиональной компетентности. Это находит отражение в характере и аспектах труда специалиста экономической сферы.
Анализ исследований профессиограммы специалиста экономической сферы среднего звена позволил нам выделить следующие ее составляющие.
1. Профессионально-экономическая деятельность. Специалист экономической сферы задает «вектор» движения совместных усилий всех работников; помогает правильно расставлять приоритеты и цели; способствует построению грамотной экономической политики предприятия; разрабатывает рекомендации по повышению эффективности предприятия; умеет ориентироваться в юридических вопросах.
2. личность специалиста экономической сферы, его ценностные ориентации. особо отмечаются высокая профессиональная ответственность, справедливость, коммуникабельность, способность к саморазвитию, самостоятельности, умение трудиться в разнородной культурной среде, устойчивость саморегуляции.
3. Результаты. Профессия относится к классу «эвристических», непосредственно связана с анализом альтернатив, прогнозированием, планированием, принятием ответственных решений, за которые специалист несет личную ответственность. Специалист оказывает непосредственное влияние на экономические процессы в конкретных сферах производства, бизнеса, банковского дела.
Данные особенности отражаются на характере задач, которые ставятся перед преподавателем и образовательным процессом системы СПо в плане полноценного развития личности специалиста экономической сферы.
По мнению О.А. Мацкайловой, «специфика среднего профессионального образования в подготовке кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы определяется гибкостью, мобильностью и краткосрочностью обучения» [5].
Рассматривая вопросы организации и методики обучения специалиста экономической сферы в системе СПО, следует акцентировать внимание на потенциале учебных экономических дисциплин.
Анализ новых ФГОС СПО по экономическим специальностям показал, что они предусматривают увеличение в объеме теоретического обучения доли общепрофессиональных дисциплин (до 69,89% от всего объема), что позволяет в полной мере использовать возможности экономических дисциплин в развитии исследуемого качества. В учебном заведении СПо в процессе формирования профессиональной грамотности особое значение приобретают общепрофессиональные («Экономика организации», «Менеджмент», «Статистика», «Маркетинг», «Финансы, денежное обращение и кредит» и др.) и специальные («Бухгалтерский учет», «Анализ финансовохозяйственной деятельности», «Аудит», «Налоги и налогообложение») дисциплины.
Следовательно, интеграция учебных дисциплин в процессе обучения в системе СПо является одним из условий формирования профессиональной грамотности специалиста экономической сферы, кроме того, она стимулирует потребность специалиста в освоении «живого знания».
Современное профессиональное образование предполагает отказ от доминирования знаниево-технологического подхода. основной целью его становится не сумма знаний (хотя знание остается универсальным критерием образованности), а набор необходимых компетенций в интеллектуальной, социальной, коммуникативной и других сферах. Главными становятся способность специалиста экономической сферы к самообразованию, социальной активности, умение отстаивать свои взгляды, т.е. то, что определяет его как субъекта. При преобладании традиционных методов обучения в учебном процессе возникает ряд проблем, главными из которых являются: низкий уровень навыков общения специалиста, невозможность получить развернутый ответ студента с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса; недостаточное включение слушающей ответ аудитории в общее обсуждение. Необходимо вовлекать каждого студента в активный познавательный процесс, создавать адекватную учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам, возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем.
очевидно, подготовка специалиста экономической сферы к профессиональноэкономической деятельности складывается в определенную систему обучения, при этом традиционные учебные технологии, построен-
ные на объяснительно-иллюстративном способе обучения, не дают должного эффекта. Часто призывы преподавателя «высказать свое мнение» и «предложить свои варианты», как правило, остаются безответными. Многим студентам трудно проявить себя в условиях традиционного занятия, где ведущую роль играет преподаватель.
Как отмечает Н.М. Борытко, «современный специалист - рефлексирующий субъект, который постоянно соотносит свои действия с обществом, культурой, с Другим» [1]. Ему уже не хватает знаний, полученных в процессе подготовки, рынок труда и социально-культурные условия требуют их постоянного обновления, что связано с развивающейся культурой личности. Гуманитаризация процесса образования в среднем профессиональном учебном заведении (Н.М. Борытко, О.А. Мацкайлова) осуществляется в направлении формирования субъекта как носителя активности посредством полномасштабного использования собственной профессионально-образовательной деятельности студента.
Включить специалиста экономической сферы в квазипрофессиональную деятельность возможно при реализации гуманитарных технологий профессионального образования, которые способствуют учету индивидуальных особенностей, потребностей, возможностей каждого студента, а также предоставлению ему права выбора образовательных траекторий, способов и форм организации учения.
особенностью гуманитарных технологий в профессиональном образовании является то, что это «технологии понимания и взаимодействия в жизненных интересах человека» [7, с. 44]. На наш взгляд, формирование профессиональной грамотности специалиста будет наиболее успешным, если в преподавании учебных дисциплин реализуются гуманитарные технологии, в основу использования которых положено субъект-субъектное взаимодействие. Механизмом взаимодействия выступают индивидуальная и групповая рефлексии способов совместной деятельности на основе совместного решения учебных, учебно-профессиональных и профессиональных задач, постоянное включение студентов в рефлексивный анализ. Только в этом случае результатом станут самоактуализация и саморазвитие личности, в том числе в профессионально-экономической деятельности. При выборе гуманитарных технологий мы руководствовались следующими факторами:
- учет возрастных психологических особенностей студенческого возраста. Мы выделили самостоятельную работу студента и профессиональную направленность деятельности как ведущие факторы формирования профессиональной грамотности;
- преимущественно активные и групповые методы обучения, позволяющие в полной мере отразить коллективный характер профессионально-экономической деятельности.
Указанными особенностями, а также обоснованными методологическими подходами обусловлен выбор в качестве ведущих гуманитарных технологий:
- учебной среды (модульной, организации групповых проблемных дискуссий);
- работы с информацией (портфолио, кейс-стади);
- организации самостоятельной работы (проектной, информационной);
- чтения лекций (лекции с запланированными ошибками, проблемные лекции).
Основное внимание было уделено интерактивным методам: метод обсуждения конкретных ситуаций (case-study) позволил конкретизировать ситуации в процессе практики с набором фактов в виде схем, таблиц, графиков; метод групповой модерации (из шести циклов: вступление, поиск темы, выбор темы, проработка проблемы, разработка плана мероприятий и заключение) ориентировал студентов на необходимость решить проблему в ходе самостоятельной деятельности; тренинги, деловые и ролевые игры (переговоры, решение профессиональных конфликтных ситуаций и т. д.).
Учебные дисциплины образовательного процесса СПо обладают широкими возможностями для применения на занятиях анализа реальных профессиональных ситуаций (кейсов), с которыми студент может столкнуться в своей будущей профессиональноэкономической деятельности. Анализ кейсов помогает решить проблемы профессионального обучения и общего социального развития путем таких средств и методов, которые обеспечивают развитие личности и формируют исследовательское и творчески преобразующее отношение к окружающей действительности. Построение работы студентов с ними дает возможность отразить в учебном процессе различные виды профессионального контекста и формировать профессиональную грамотность в условиях ква-зипрофессиональной деятельности.
Соответственно, для формирования профессиональной грамотности оправдано применение технологии следующих кейс-стади:
- иллюстративные (блиц) - ориентированы на формирование профессионального языка и умения идентифицировать проблему;
- нормативные (чаще всего с элементами задачи) - имеют определенные расчетные или нормативные параметры, позволяющие провести анализ и найти однозначный ответ;
- функциональные - наряду с числовыми данными, как правило, имеется противоречивая информация, усиливающая фактор неопределенности в выборе решения. В таких кейсах обычно заранее известно правильное решение, но оно не исключает наличия альтернативных, не менее привлекательных. Особое внимание здесь уделяется аргументации и степени доказательности выбранного решения. Тем самым функциональные ситуации ориентированы на развитие инноваций через предметное знание;
- стратегические - не имеют однозначного решения, это класс наиболее сложных ситуаций, т.к. множество противоречивых критериев выбора не позволяет окончательно оценить эффективность выдвигаемого решения.
Например, на занятии по дисциплине «Бухгалтерский учет» по теме «Составление и бухгалтерская обработка отчетов материально ответственных лиц в организациях торговли» при выполнении первого задания студенты совершенствуют навыки и получают опыт в выявлении проблемы и отборе путей ее решения, работают с предложенным документом (договор о материальной ответственности), анализируют информацию и принимают решение
о содержании договора. Во втором задании студенты совместными усилиями группы анализируют ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, и вырабатывают практическое решение обозначенной проблемы. Выполняя третье задание, каждый студент, являясь «работником» ТД «Камышин», исполняет обязанности согласно своей должностной инструкции, а «руководитель» оценивает работу студентов в коллективе по пятибалльной системе, обосновывая свою оценку.
В процессе проведения данного занятия у студентов вырабатывались профессиональные суждения и желание не подгонять ситуацию под имеющиеся стереотипы, а находить свежее решение проблемы, эффективное для хозяйствующего субъекта. Данное занятие способствовало формированию профессиональных навыков при решении производственных задач, проведении расчетов, необходимых для отчетов материально ответственных лиц; формированию профессиональных компетен-
ций: составлению бухгалтерских проводок на основе плана счетов бухгалтерского учета, выполнению поручения руководства в составе инвентаризационной комиссии, проведению подготовки к инвентаризации и проверки соответствия фактических данных данным учета, оформлению необходимой документации.
особый интерес для формирования профессиональной грамотности, на наш взгляд, представляет создание курсового проекта на заключительном этапе изучения учебных дисциплин «Бухгалтерский учет» и «Анализ финансово-хозяйственной деятельности». он позволяет применить полученные знания в решении комплексных производственнотехнических или других задач, связанных с будущей сферой деятельности выпускников.
При выполнении курсового проекта студенты приобретают профессиональные умения, углубляют, обобщают и систематизируют знания по экономическим дисциплинам. У них формируются навыки самостоятельного умственного труда, осуществляется комплексная проверка уровня знаний и умений. При выполнении практической части курсового проекта студенты используют материал, полученный ими в ходе практики по профилю специальности (анализируют первичные учетные документы, рассчитывают коэффициенты эффективности по данным конкретного предприятия, делают заключение по отчетности конкретного предприятия).
Применение проектной технологии позволяет: строить отношения между студентом и преподавателем на основе сотрудничества; обеспечивать условия для реализации индивидуальных возможностей каждого студента; получать вариативно-личностные результаты за счет рефлексивной оценки, развития собственной системы ценностей; создавать педагогические ситуации на различных основаниях (ситуация неопределенности, самооценки и т.п.). Для развития исследуемого качества мы считаем целесообразным применение модульной технологии, которая будет способствовать эффективной реализации кейс- и проектной технологии, поскольку отвечает требованиям развивающего обучения за счет дифференциации его форм и содержания. По мере изучения учебных модулей целесообразно поэтапно переходить к созданию проекта.
Дидактическим условием формирования профессиональной грамотности специалиста экономической сферы является деловая игра. В ее процессе студент приобретает способ-
ность анализировать специфические ситуации и решать новые для него профессиональноэкономические задачи. Достоинством деловых игр является то, что они позволяют рассматривать определенную проблему за короткое время; осваивать навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем; работать групповым методом при подготовке и принятии решений, ориентации в нестандартных ситуациях; концентрировать внимание участников на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи; развивать взаимопонимание между участниками игры.
Например, при изучении темы «Учетная политика организации» (дисциплина «Бухгалтерский учет») студенты «примеряют» на себя роль бухгалтера и самостоятельно разрабатывают основные положения учетной политики предприятия. Затем «руководитель предприятия» (в данном случае его роль играет преподаватель), который должен утвердить выбранный способ ведения учета на предприятии, предлагает «бухгалтеру» обосновать выбранные способы бухгалтерского учета отдельных объектов (способ начисления амортизации, способ оценки материалов и т.п.), после чего учетная политика утверждается (что является положительным моментом работы «бухгалтера») или нет (в этом случае «бухгалтер» пересматривает положения и предлагает альтернативные варианты). При этом у студента формируются навыки работы с нормативной и справочной литературой.
Для личностно-профессионального развития специалистов среднего звена большую роль играет коллективная деятельность. Важнейшие качества студента: независимость суждений, критичность к чужому мнению, самостоятельность поступков, готовность оказать помощь и т.п. — формируются, прежде всего, в коллективной деятельности. «Коллективность обучения создает условия для применения дискуссий, сопоставления различных точек зрения и разноплановых взаимодействий» [2, с. 73-74].
особое психологическое влияние на специалиста оказывает переход от коллективных заданий к индивидуальным. Замечено, что сложные задачи прикладного характера, решение которых требует большого умственного напряжения, способствуют лучшему усвоению материала.
Например, вариант индивидуального задания: по окончании производственной практики представить себя сначала руководителем, потом
главным бухгалтером данного предприятия и ответить на вопрос: «Все ли мне здесь нравится?». Для сравнения: раньше студенты вносили предложения по совершенствованию деятельности предприятия, при этом зачастую используя Интернет или учебную литературу и «скатывая» оттуда ответ на вопрос. Теперь же студент представляет себя «хозяином» предприятия, примеряет на себя роль руководителя, главного бухгалтера и ассоциирует себя с организацией, а, как известно, «своя рубаха ближе к телу». Выполнение студентами индивидуальных заданий в ходе практики -один из самых активных и наиболее часто используемых методов обучения. Сбор материала, анализ его в конкретной ситуации формируют у студента первоначальный самостоятельный профессиональный опыт. Материал, подобранный студентом в ходе практики, используется в дальнейшем при курсовом проектировании, при анализе практических ситуаций на аудиторных учебных занятиях.
В результате применения гуманитарных технологий происходит не просто реакция на знания, а их трансформация в поведенческие позиции, порождаются новые смыслы, «живое знание», способность применения его в конкретной ситуации.
особое внимание следует обратить на организацию самостоятельной учебно-исследовательской деятельности студента по учебным дисциплинам. Научно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность специалиста являются важнейшими активными формами учебного процесса среднего специального образования. ориентация процесса обучения на развитие познавательной самостоятельности приводит к увеличению отводимого на самостоятельную работу учебного времени.
Исследовательская работа подразумевает для преподавателей повышение квалификации, а для студента - углубление знаний. Педагог работает, учит и учится, исследует всю жизнь, работа со студентом должна вестись с 1-го по 4-й курс и составлять часть учебного процесса. На первых курсах основными видами самостоятельной работы студента являются подготовка и защита рефератов, составление и защита отчетов об экскурсиях и обследованиях производственных предприятий. В группах старших курсов это выполнение курсовых работ по отдельным и смежным учебным дисциплинам, а в выпускных группах — выполнение и защита студентами выпускных квалификационных работ. Высокий профес-
сиональный уровень преподавателей способствует активизации научно-исследовательской работы в ссузе.
Таким образом, к ранее выявленным условиям формирования профессиональной грамотности добавляются еще следующие: этап-ность формирования профессиональной грамотности в совокупности ее компонентов на основе нормативного уровня владения системной экономической информацией; интеграция учебных экономических дисциплин в процессе обучения в системе СПО; использование гуманитарных технологий образовательного процесса системы СПО; субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студента.
Педагогический потенциал системы среднего профессионального образования как средства формирования профессиональной грамотности заключается в активизации им функций формирования профессиональной грамотности специалиста экономической сферы и представляет собой совокупность возможностей (использование гуманитарных технологий образовательного процесса системы СПО, обеспечивающих субъектную позицию студента в процессе формирования профессиональной грамотности); способностей (субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студента в процессе формирования профессиональной грамотности, ценностных экономических ориентаций и мотивации активной профессиональной деятельности специалиста экономической сферы); ресурсов (интеграция содержания всех учебных дисциплин образовательного процесса) среднего профессионального образования, что позволяет использовать инвариантные и вариативные учебные планы и программы, способствующие овладению «живым знанием».
Использование педагогического потенциала системы СПО дает возможность будущему специалисту экономической сферы приобрести опыт профессиональноэкономической деятельности, экономические знания, психологическую, теоретическую и практическую готовность к самостоятельной профессионально-экономической деятельности; умение принимать решения в конкретных экономических ситуациях; способность преодолевать конфликты, возникающие в процессе коммуникации; умение сочетать индивидуальную и коллективную работу, способность быть лидером команды и брать на себя ответственность и др.
Литература
1. Борытко Н.М., Мацкайлова О.А. Восни-тание субъектности студента как основа гуманитаризации профессионального образования // Изв. Волгогр. гос. нед. ун-та. Сер.: Пед. науки. 2009. № 4. С. 37-42.
2. Борытко Н.М. Современный урок: система, процесс, деятельность: учеб. пособие. Волгоград, 2006. С. 73-74.
3. Власюк И.В. Социально-педагогическое проектирование региональной семейной политики: дис. ... д-ра нед. наук. Оренбург, 2007.
4. Коротких О.А. Формирование речевой культуры студентов Воронежского энергетического техникума // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста: Межрегион. науч.-метод. конф. Воронеж, 2003. С. 120.
5. Мацкайлова О.А. Гуманитаризация учебного процесса в системе среднего профессионального образования : моногр. / нод ред. Н.М. Борытко. М. : АПК и ППРО, 2009.
6. Митрахович В.А. Потенциал как педагогическая категория // Изв. Волгогр. гос. нед. ун-та. Сер.: Пед. науки. 2008. № 9(33). С.16-20.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. нед. вузов и системы повышения квалиф. нед. кадров / нод ред. Е.С. Полат. 2-е изд., стер. М. : Академия, 2005.
* * *
1. Boryitko N.M., Matskaylova O.A.Vospitanie sub'ektnosti stu-denta kak osnova gumanitarizatsii professionalnogo obrazovaniya // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Ped. nauki. 2009. № 4. S. 37-42.
2. Boryitko N.M. Sovremennyiy urok: siste-ma, protsess, deyatelnost: ucheb. posobie. Volgograd, 2006. S. 73-74.
3. Vlasyuk I.V. Sotsialno-pedagogicheskoe pro-ektirovanie regionalnoy semeynoy politiki: dis. ... d-ra ped. nauk. Orenburg 2007.
4. Korotkih O.A. Formirovanie rechevoy kulturyi studentov Voronezhskogo energeticheskogo tehniku-ma // Vospitatelnaya sreda vuza kak faktor professionalnogo stanovleniya spetsialista: Mezhregion. nauch.-metod. konf. Voronezh, 2003. S. 120.
5. Matskaylova O.A. Gumanitarizatsiya uchebno-go protsessa v sisteme srednego professionalnogo obrazovaniya : monogr. / pod red. N.M. Boryitko. M. : APK
i PPRO, 2009.
6. Mitrahovich V.A. Potentsial kak pedagogiches-kaya kategoriya // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Ped. nauki. 2008. № 9(33). S.16-20.
7. Novyie pedagogicheskie i informatsionnyie tehnologii v sisteme obrazovaniya: ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov i sistemyi povyisheniya kvalif. ped. kadrov / pod red. E.S. Polat. 2-e izd., ster. M. : Akademiya, 2005.
Implementation of the potential of the system of secondary professional education in development of professional competence of a specialist in the sphere of economics
From the positions of the holistic approach there is described the pedagogic potential of the system of secondary professional education in the context of development of professional competence of a specialist in the sphere of economics: defined the potential of the system of secondary professional education, marked out its components, described its inner structure.
Key words: pedagogic potential, potential of the system of secondary professional education, profession description of a specialist in the sphere of economics, professional competence of a specialist in the sphere of economics.
т.н. голомазова
(Москва)
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Сделана попытка рассмотреть позитивные и негативные аспекты реформы в системе высшего образования России, дан ее анализ с точки зрения современных тенденций развития общества.
Ключевые слова: образование, модернизация, реформа, инновационный тип развития, фундаментальные знания.
Одной из причин современного глобального кризиса являются крупномасштабные технологические сдвиги, связанные с переходом современных обществ на новый (шестой) технологический уклад. С переходом к новому укладу необходимо обеспечить устойчивый экономический рост. Однако это требует структурных изменений социальных институтов, без которых он невозможен. Одним из таких институтов является система образования, отвечающая духу времени. В период глобального кризиса, когда
открывается «окно возможностей», можно сделать скачок, совершить «экономическое чудо» за счет интеллектуальной составляющей, качество и уровень развития которой определяются системой образования. Сформулировавший «модернизационную гипотезу» С. Липсет к условиям модернизации относил «уровень образования населения и характер распределения имущества между гражданами страны» [1, с. 39].
Накопленный человечеством интеллектуальный потенциал позволил осуществить фундаментальные изменения в экономике. Начиная со второй половины XX в. индустриальный способ производства замещается постиндустриальным производством, базирующимся на информационных и электронно-роботизированных орудиях труда. Современные технологии многократно увеличивают скорость преобразования окружающего мира. Например, в архитектуре скорость преобразования выросла на несколько порядков. В луксоре и Карнаке храмы строили около 1000 лет, знаменитые готические соборы - около 100 лет, а в конце XX в. в Москве храм Христа-спасителя построили всего за 5 лет. Объекты утилитарного назначения строятся всего за год [2, с. 4]. В сфере производства резко сократилось число занятых, что повлияло на рынок труда.
На рынке труда сформировалась тенденция к увеличению занятости в высокотехнологичных сферах экономики, требующих качественно нового высшего образования, роль которого значительно выросла. Современные сферы занятости «требуют от индивида большей гибкости, способности к быстрой переквалификации, готовности оперировать в мультикультурной и мультилинг-вистической среде» [3, с. 465]. Увеличилась и экономическая отдача от образования: чем оно выше, тем больше человек зарабатывает. Современная экономика включает в инновационно-производственный процесс творческий потенциал работника и систему его подготовки. Поэтому рабочая сила по своим характеристикам должна соответствовать быстро меняющемуся и технологически более сложному производству. В XXI в. производительные силы вышли на такой уровень развития, при котором их функционирование и дальнейший прогресс возможны лишь в условиях творческой активности
© Голомазова Т.Н., 2013