И.В. ВЛАСЮК, А.Ф. КАЗАКОВА (Волгоград)
ПРИНЦИПЫ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раскрываются принципы педагогической помощи при формировании профессиональной грамотности студента экономических специальностей. Приведены примеры проявления принципов в работе преподавателя, представлена этапность реализации данных принципов в образовательном процессе системы среднего профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональная грамотность, принципы педагогической помощи, этапы формирования профессиональной грамотности.
Анализ практики образовательного процесса в современной системе среднего профессионального образования (СПО) свидетельствует о сохранении рецидивов безличного, технократического подхода в классической дидактике, активизирующей исполнительскую деятельность студента в учебном процессе. Подобная активизация познания блокирует развитие профессиональной грамотности студента и, как следствие, дальнейшую активную профессионально-экономическую деятельность в современных условиях рынка. Эмпирические поиски отдельных преподавателей и педагогических коллективов образовательных организаций / учреждений уровня СПО г. Камышина не дают однозначных результатов: 67% студентов, обучающихся по системе «вопрос - ответ», с трудом включаются в профессиональную деятельность, испытывают различные затруднения. Студент при этом играет роль исполнителя, тогда как 33% студентов, включенных в диалогическое взаимодействие и квазипрофессиональную деятельность, коммуникабельны, легко входят в реальную практическую деятельность, более приспособлены к выполнению экономических действий, готовы к исполнению финансовых обязанностей. Данные показатели
требуют от преподавателей уровня СПО в процессе формирования профессиональной грамотности у студентов экономических специальностей вариантов педагогической помощи (методов и форм взаимодействия), ориентированных на нивелирование затруднений студентов.
Таким образом, обнаруживается необходимость теоретико-экспериментального обоснования принципов и этапов работы преподавателя системы СПО по формированию профессиональной грамотности студента экономических специальностей как субъекта профессионального образования.
Ведущее направление деятельности преподавателя системы СПО заключается в создании условий для формирования профессиональной грамотности студента экономических специальностей и в организации его деятельности, т.е. преподаватель исполняет роль консультанта, организатора и наставника самоуправляемого обучения. Педагогические принципы — это доминанта бытия педагога, заповедь, определяющая смысл и содержание его деятельности, обеспечивающая его выбор из вариантов профессионального поведения ключевых бытийных позиций педагогического взаимодействия [1].
Принцип доступности подразумевает учет этих особенностей студента, а также сложность обучения в системе СПО. Данный принцип обязывает преподавателя колледжа к такому построению курса, которое наиболее приемлемо для имеющегося контингента студентов. Принцип доступности наиболее эффективно осуществляется при помощи минимизирования преподаваемого материала и при использовании специализированных предметных словарей (экономической терминологии, бухучета). Данный принцип реализуется в следующих правилах:
— следует сократить преподаваемый профессионально-экономический материал до необходимого для дальнейшего обучения минимуму;
— начинать изучение отдельных разделов надо с выявления уже имеющихся, сформированных ранее экономических знаний, умений, навыков;
— специфика и сложность решаемой практической экономической задачи должны соответствовать профессиональной подготовленности студента.
© Власюк И.В., Казакова А.Ф., 2015
На первом курсе студенты специальностей 080110.51, 080501.51, 080106.51 изучают дисциплину «Введение в специальность». На практическом занятии студентам было предложено прочитать параграф в учебнике на данную тему и пересказать, используя экономическую терминологию. Один из лучших студентов Сергей вызвался ответить. Несмотря на отличную теоретическую подготовку, его пересказ был скомкан и не содержал главной информации ввиду того, что объем прочитанного материала был велик. Затем студентам раздали тексты, содержащие сокращенный материал изучаемой темы, составленный специально для студентов первого курса, к тексту мы приложили словарь используемых экономических терминов. После прочтения данного текста, Сергей воспроизвел его безо всяких затруднений, и даже привел примеры из экскурсий на ведущие предприятия города, где познакомился с особенностями профессиональной деятельности специалистов разных отраслей народного хозяйства. Это способствует стимулированию познавательного интереса студента и позволяет превратить его в активного субъекта учебно-познавательной деятельности, в ходе которой обучающийся овладевает реальным «живым знанием».
Таким образом, применение преподавателем принципа доступности в учебном процессе колледжа проявляется в наилучшем понимании студентом изучаемых экономических объектов и явлений, в осознании системной инструментальной экономической информации, что приводит к формированию информационной составляющей профессиональной грамотности. однако результат не будет положительным, если содержание экономических дисциплин не соответствует содержанию экономической науки, что подразумевает принцип профессионализма. необходимым условием достижения профессионализма в той или иной области является специальное образование. Приобрести профессионализм можно только путем практического использования теоретических знаний. учитывая также тот факт, что профессионализм является составной частью профессиональной компетентности, считаем необходимым для формирования профессиональной грамотности выделение данного принципа. Принцип профессионализма опирается на закономерную связь между содержанием экономической науки и экономическими дисциплинами и подразуме-
вает отбор содержания образования, в том числе и решаемых практических экономических задач, в зависимости от уровня владения системной экономической информацией. Принцип профессионализма выражается в следующих правилах:
— преподавать основы научного знания, раскрывать современную проблематику науки, присущие ей методы;
— включать научные знания и методы в систему мировоззрения ученика, вооружать его методами научного познания природы и общества [1]. основной задачей обучения ставить не объем усваиваемой экономической информации, а умение творчески пользоваться ею, находить ее, усваивать и применять для профессионально-экономической деятельности. Эффективность применения принципа профессионализма заключается в том, что преподаватель строит свои занятия, базируясь на решении студентами экономических задач, требующих применения известных формул в новых ситуациях.
На занятии по дисциплине «Бухгалтерский учет» по теме «Составление и бухгалтерская обработка отчетов материально ответственных лиц в организациях торговли» мы предложили студентам поработать с предложенным документом (договор о материальной ответственности). При выполнении первого задания студенты совершенствуют навыки и получают опыт в выявлении проблемы и отборе путей ее решения, анализируют информацию и принимают решение о содержании договора. Таким образом, с одной стороны, мы минимизировали преподнесенный материал, с другой — определили необходимость поиска решения задачи в новых условиях. Во втором задании студенты совместными усилиями группы анализируют ситуацию, возникающую при конкретном положении дел и вырабатывают практическое решение обозначенной проблемы. Выполняя третье задание, каждый студент, являясь работником ТД «Камышин», исполняет обязанности согласно своей должностной инструкции, а «руководитель» ТД «Камышин» оценивает работу студентов в коллективе по пятибалльной системе, обосновывая свою оценку. В процессе проведения данного занятия студенты научились вырабатывать профессиональное суждение, у них также появилось желание не подгонять ситуацию под имеющиеся стереотипы, а находить
свежее решение проблемы, эффективное для хозяйствующего субъекта.
Применение принципа профессионализма в комплексе с принципом доступности способствует пониманию студентом ценности и необходимости изучения выбранного профилирующего предмета, что проявляется в развитии мотивационного компонента и успешном применении теоретических знаний в профессионально-экономической деятельности. Это влечет за собой развитие деятельностно-креативной составляющей профессиональной грамотности.
Принцип субъектности. Как отмечает H.A. Колесникова, субъектность проявляется в способности к самостоятельному осмыслению и трактовке процессов, имеющих педагогическую природу, в целесообразности, целенаправленности, обоснованности, свободе действий в различных ситуациях воспитания и образования, в оригинальности выбора и сочетания средств, форм, позиций, приемов своей деятельности, в умении осознанно влиять на изменение ситуации, в которой эта деятельность осуществляется [3].
Исследователи проблемы субъектной позиции личности выделяют его признаки — осознанную активность, предметность, способность к целеполаганию и рефлексии, свободу выбора, уникальность, определенность во времени (Н.М. Борытко, A.H. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Формирование профессиональной грамотности специалиста экономической сферы в процессе его профессиональной подготовки в системе СПО имеет прямую зависимость с проявлением его субъектно-сти (прояснение значимости профессиональной подготовки востребованного специалиста экономической сферы; определение целей образования конкретной специальности в соответствии с корректной трактовкой ФГОС системы СПО; согласованность индивидуально-психологических качеств и особенностей будущего специалиста требованиям профессии). Таким образом, эти условия соотносятся с информационной, мотивационной и деятельностно-креативной составляющими профессиональной грамотности.
реализация данного принципа на всех этапах профессионального образования и последующей профессиональной-экономической деятельности позволяет специалисту выступать в позиции самоорганизующегося субъекта:
— свободного сознательного выбора и принятия профессии как приоритетной жизненной ценности и наиболее оптимальных (с точ-
ки зрения личностных склонностей) путей овладения ею;
— учебной деятельности в профессиональном образовательном заведении, которая характеризуется а) свободой выбора будущей профессии; б) продуктивным взаимодействием с преподавателем; в) рефлексией, осознанием и выработкой ее целей, смыслов; г) становлением индивидуального стиля деятельности, основанного на осознании своей уникальности, самоценности и установке на самоизменение, саморазвитие; д) творчеством, ориентированным на выработку каждым воспитанником осознанных планов, прогнозов и сценариев своей профессиональной жизнедеятельности в будущем;
— целенаправленной деятельности по совершенствованию своей профессиональной квалификации, повышению личностного потенциала [4].
Внедрение принципа субъектности в опытно-экспериментальную работу сопровождалось педагогическими рисками, затруднениями со стороны преподавателей, привыкших к доминирующей роли в учебном процессе, и студентов, традиционно подчиняющихся или уклоняющихся от ответственности [2].
На втором занятии по дисциплине «Введение в специальность» (тема «Требования, предъявляемые к выпускникам экономических специальностей») студентам был предложен материал, взятый из стандарта специальностей «Финансы (по отраслям)», «Менеджмент (по отраслям)», «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Этот материал очень труден для восприятия студентов, тем более на одном из первых занятий. Было дано домашнее задание — выучить данные требования применительно к своей будущей профессии. На следующем уроке больше половины студентов были не готовы. Вместо того чтобы поставить «двойки», преподаватель перенес домашнее задание на следующий урок, дополнительно дав задание — подготовить презентацию об одном из выдающихся людей (на выбор) в области экономики. На следующее занятие были приглашены бывшие выпускники, занимающие в настоящее время престижные должности (главный бухгалтер ООО «НОЙ-Т», финансовый директор ООО «КранТехЗапчасть», специалист по работе с клиентами высшей категории ОСБ№7125 СБЕРБАНКА РФ, главный бухгалтер Камышинского филиала НОУ ВПО ВИБ). Начало урока-зачета было построе-
но следующим образом: сначала студенты показали свои презентации, потом приглашенные гости рассказали о своих успехах на экономическом поприще и в заключение студентам были розданы листки с заданиями перечислить требования к выпускникам. В результате были получены блестящие ответы, причем ребята использовали уже почти профессиональный язык, включая в свои ответы высказывания гостей и выдержки из презентаций.
Реализация принципа субъектности предполагает право на ответственное и самостоятельное принятие решений, но при помощи преподавателя. Таким образом, обнаруживается развитие мотивационного компонента в структуре профессиональной грамотности. Данный принцип подразумевает не только создание комфорта и ситуации успеха специалиста в профессионально-экономической деятельности, но и его ответственную деятельность. Обеспечение успеха в самоопределении ничего общего не имеет со стремлением оградить будущего специалиста от трудностей в будущем. Очевидно, что трудности, с которыми сталкивается студент в процессе обучения, будут способствовать индивидуально-личностному и профессиональному саморазвитию. Соблюдение преподавателем данного принципа в комплексе с принципами доступности и профессионализма способствует у специалиста экономической сферы развитию активности, самостоятельности и сознательности, доказательности и выводов суждений, что выражается в формировании деятельностно-креативной и информационной составляющих профессиональной грамотности.
Однако подобный положительный результат может быть и не достигнут, если не соблюдать принципа диалогического обще-н и я , который заключается в признании педагогом будущего специалиста экономической сферы как субъекта-профессионала в процессе ценностного взаимодействия. Субъект-субъектные взаимоотношения, возникающие в процессе ценностного взаимодействия в диаде «преподаватель — студент», способствуют взаимным изменениям, взаимообогащению двух сторон. В нашем исследовании данный принцип в системе с другими принципами ориентирован на мотивационную составляющую профессиональной грамотности и характеризует сопоставление «Я реального» с представлениями «Я и социум».
Данный принцип требует следовать таким правилам, как соблюдение субъект-
субъектных отношений между преподавателем и студентом, признание ценностей друг друга, равнопартнерские отношения. Преподаватель не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы студента к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. Такое взаимодействие должно строиться на диалоге, восприятии действий другого в целостном образовательном процессе. Преподаватель помогает становлению его как субъекта собственной профессионально-экономической деятельности. Принцип диалогического общения предполагает ценностно-смысловое отношение будущих специалистов экономической сферы к профессиональной деятельности, осуществляемое в процессе ценностного взаимодействия преподавателя и студента, которое сориентировано на актуальные потребности и потенциальные личностные возможности субъектов (И.В.Власюк). Содержанием данного взаимодействия выступает обмен целями-ценностями, ценностями-смыслами, присущими конкретному человеку, представителям различных поколений, культур.
Студентам третьего курса мы предложили провести открытое занятие на тему «Анализ показателей финансового состояния предприятий» по дисциплине «Финансовый менеджмент». В роли преподавателя был выбран Павел Б., одногруппники помогали ему подготовиться к этому занятию. Павел — сообразительный и коммуникативный юноша, с хорошей теоретической подготовкой на первом курсе, но на третьем курсе результаты его учебы далеки от идеальных из-за того, что он не готовится к занятиям, ленится. Однако когда мы предложили ему провести данное занятие и сказали, что проведенное занятие будет учитываться как бонус при сдаче экзамена, положительно отразится в характеристике выпускника, то он с удовольствием согласился и к всеобщему удивлению очень хорошо подготовился. При этом, объясняя принципы расчета основных экономических показателей, студент использовал компьютерную презентацию, наглядный материал, расчетные таблицы для коэффициентов. Все необходимые экономические задачи были решены непосредственно с использованием конкретного бухгалтерского баланса. В процессе подготовки к данному занятию преподаватели помогли Павлу отобрать нужную информацию, используя которую студент самостоятельно подгото-
вил презентацию, наглядный материал, составил расчетные таблицы. Был заметен его интерес к самому процессу подготовки.
Этот пример показывает, что диалогическое общение не предполагает равенства между педагогом и будущим специалистом, т.к. обусловлен разностью социальных ролей. Принцип диалогического общения требует искренности и взаимного уважения, эмпатийно-го принятия. Анализируя особенности восприятия принципа диалогического общения, мы констатировали, что в зависимости от целевых установок будущих специалистов экономической сферы относительно их образования в системе СПО понимание действия данного принципа в системе с другими принципами носит уровневый характер. в своей практике мы наблюдали за ситуацией поиска «собеседника», когда студенту необходимо «выговориться» по разным причинам (для эмоционального облегчения, дружеского принятия, отстаивания своей точки зрения по какой-либо проблеме и т.д.). С данной ролью может справиться преподаватель, задача которого — ориентировать студента на профессионально-личностное саморазвитие, стать значимым Другим и дать студенту возможность осознать «Я-реальное» и «Я-будущее», сопоставить с представлением «Я и социум». в таком эмпайтийном общении преподаватель познает всю уникальность внутреннего мира студента, его взгляды, мечты, ценностные установки на будущее. Данное отношение преподавателя и студента помогает последнему самоопределиться в образовании и будущей деятельности. В результате использования преподавателем в процессе формирования профессиональной грамотности принципа диалогического общения студент осознает себя значимым субъектом своего профессионального развития.
Соблюдение преподавателем принципа диалогического общения совместно с принципами доступности, профессионализма и субъ-ектности не только способствует развитию у студентов самостоятельности, но и формирует интерес к процессу познания, а также мотивирует учение в образовательном процессе СПо, что выражается в формировании деятельностно-креативной, мотивационной и информационной составляющих профессиональной грамотности. Приведенные выше примеры поведения студента по результатам восприятия принципа диалогического общения в системе с другими принципами показывают важность восприятия студентом принципа диалогического общения во взаимосвязи с
другими принципами, а также межличностного взаимодействия; необходимость создания ситуации успеха и поэтапного формирования позитивного «образа Я» студента.
Выявленные принципы как компоненты системы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, задают логику подготовки будущего специалиста экономической сферы среднего звена и способствуют процессу формирования его профессиональной грамотности. Системообразующим принципом определен принцип диалогического общения, который создает возможность формирования профессиональной грамотности будущего специалиста экономической сферы в процессе его общения с образовательной средой колледжа, с собой, другими и «живым знанием». Принцип профессионализма, опирающийся на закономерную связь между содержанием экономической науки и экономических дисциплин, задает русло для общения. Принцип доступности, подразумевающий учет психологических особенностей студентов, а также сложность обучения в системе СПо, минимизирует преподаваемый профессиональный и экономический материал. В то же время продуктивное общение невозможно без рефлексии, осознания и выработки его целей, смыслов, положительного отношения студента к изучаемой инструментальной экономической информации, самооценки и регулирования своего профессионально-экономического поведения, которое предполагает принцип субъект-ности специалиста.
Реализация преподавателем данных принципов в процессе формирования профессиональной грамотности студента экономических специальностей в образовательном процессе СПо проходила поэтапно. Мотивацион-но-диагностический этап был нацелен на изучение индивидуальных особенностей студента, его социально-психологической адаптации к новым условиям обучения в колледже, стимулирование положительной мотивации к получению образования, осознание ценности образования как гаранта успешной профессионально-экономической деятельности, перспективы личностного роста и самореализации. на данном этапе студенты побуждались к осознанному принятию основных условий обучения в колледже, учебных требований, ценностного отношения к процессу обучения как средству освоения будущей профессии. Ведущими средствами стали создание на занятиях благоприятной доброжелательной атмосферы, ситуаций успеха, диалогическо-
го взаимодействия, тренинги командообразо-вания, игровые методики, ситуации внеучеб-ного творчества студентов, коммуникативных решений. Кроме того, использовались такие формы совместной деятельности преподавателя и студента, как :
— круглый стол «Экономический кризис глазами студента», участники которого высказывали свои мнения по поводу состояния российской экономики, предположения по изменению текущей ситуации к лучшему, выстраивали схемы и пути выхода российской экономики из кризиса;
— предметный кружок «Баланс+», где студенты обсуждали вопросы «Экономист - это творчество или скука?», «Что значит быть экономически грамотным?»;
— организация и проведение предметных декад «Экономика и Я», когда студенты готовили презентации экономических специальностей, составляли кроссворды и загадки экономической направленности, выпускали тематические стенгазеты.
Основным способом адресной педагогической помощи на данном этапе стало педагогическое руководство. Познавательный интерес студентов проявлялся в возникновении дополнительных вопросов по изучаемой теме, активной работе на занятиях, открытости к новому «живому знанию», желании быть членом предметного кружка «Баланс+». Данные проявления стали основанием для перехода к следующему этапу.
Информационно-ценностный этап имел цель мотивировать студентов к овладению системным экономическим «живым знанием», развивать готовность к принятию решений в различных экономических ситуациях профессиональной деятельности, к социальной мобильности, высоконравственному отношению к себе; стимулировать инициативу в учебном взаимодействии. Основным способом адресной педагогической помощи на данном этапе стала педагогическая поддержка. Педагогические средства реализации целей - стратегии интерактивного взаимодействия:
— имитационная игра «Налоговый инспектор», где студентам была предложена ситуация овладения опытом поведения в профессионально-экономической деятельности и дано несколько вариантов ее решения;
— ролевая игра «Перевертыш» в рамках декады кафедры экономики, финансов и менеджмента, где на протяжении всех этапов игры студентам давались задания «наоборот»: «Как не заплатить налог?», «неправильная хозяйственная операция», «Пропущенное слово»;
— урок-конкурс «Мультяшная экономика», проблемная дискуссия «Ступенька карьерного роста», ситуация ориентировки в экономической сфере «Я на практику пойду, пусть меня научат», а также включение в обучение обязательных компонентов исследовательской деятельности.
По завершении данного этапа мы констатировали, что в экспериментальной группе была создана доброжелательная атмосфера эмоциональной вовлеченности в процесс обучения, диалога, сопричастности. Студенты осознанно действовали в типичных профессионально-экономических ситуациях.
Деятельностный этап осуществлялся с целью добиться осознания своих возможностей и призвания при проектировании профессионального пути, принятии профессионально-ценностных решений в профессионально-экономической деятельности; творческого характера проектирования профессионально-экономической деятельности; поиска оригинальных идей при разработке групповых проектов, выбора наиболее соответствующих определенным условиям вариантов решения профессионально-экономических задач. Педагогическими средствами стали квазипрофессиональная деятельность, учебные проекты, инсценировка с последующим групповым обсуждением, микролекции и т.д. Студенты включались в ситуации саморазвития и самооценки, ситуации проявления творческой инициативы в профессионально-экономической деятельности, в самостоятельную исследовательскую деятельность в рамках работы предметного кружка «Баланс+» («1С: Предприятие. Преимущества восьмой версии. Практические исследования», «Специальные налоговые режимы в малом бизнесе»). Студенты выступали с докладами на научно-практических студенческих конференциях («Молодежь и формирование гражданского общества в россии», «Бизнес-образование - единство науки и практики», «человеческие ресурсы области: актуальные проблемы подготовки специалистов среднего звена»); совместно с преподавателем поставили мини-спектакль «Один день из жизни бухгалтера»; готовили проекты («Достойный труд XXI века», «Работа за границей: призрачное счастье», «МСФО и российские реалии: как совместить?», «что делать закону там, где царствуют деньги?»); включались в квазипрофессиональную деятельность (деловая игра по микрогруппам «Учет подотчетных сумм»: в течение одного учебного дня одна микрогруппа находилась в ЗАО «Камы-шинский ГАЗПРОМКРАН» и участвовала в
профессиональное образование
практической деятельности организации, другая работала в учебной аудитории, затем студенты обменивались впечатлениями, сравнивали способы разрешения профессионально-экономических ситуаций); выступали в роли преподавателя в «День самоуправления», проводили микролекции «Виды кредита», «Права и обязанности главного бухгалтера», «Текущее планирование». На данном этапе в основном использовался такой метод педагогической помощи, как сопровождение.
Таким образом, экспериментальная работа обоснованно показала, что педагогический потенциал образовательного процесса в системе СПО в формировании профессиональной грамотности будущего специалиста экономической сферы эффективно реализуется при соблюдении преподавателем принципов доступности, профессионализма, субъектности и диалогического общения в ходе таких этапов, как мотивацион-но-диагностический, информационно-ценностный, деятельностный.
список литературы
1. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М. : Академия, 2006.
2. Власюк И.В., Казакова А.Ф. Реализация потенциала среднего профессионального образования в формировании профессиональной грамотности специалиста экономической сферы / // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Пед. науки. 2013. № 9(84). С. 111-167.
3.Колесникова И.А. Теоретико-методологические основы современного процесса воспитания. Л., 1988.
4. Сергеев Н.К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя : дис. в виде науч. докл. ...
д-ра пед. наук. Волгоград, 1998.
* * *
1. Boryitko N.M. Diagnosticheskaya deyatelnost pedagoga : ucheb. posobie dlya stud. vyissh. ucheb. zavedeniy / pod red. V.A. Slastenina, I.A. Kolesni-kovoy. M. : Akademiya, 2006.
2. Vlasyuk I.V., Kazakova A.F. Realizatsiya potentsiala srednego professio-nalnogo obrazovaniya v formirovanii professionalnoy gramotnosti spe-tsialista ekonomicheskoy sferyi / // Izv. Volgogr. gos. ped. unta. Ser. : Ped. nauki. 2013. № 9(84). S. 111-167.
3. Kolesnikova I.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovyi sovremennogo pro-tsessa vospitaniya. L., 1988.
4. Sergeev N.K. Teoriya i praktika stanovleniya pedagogicheskih kompleksov v sisteme nepreryivnogo obrazovaniya uchitelya : dis. v vide nauch. dokl. ... d-ra ped. nauk. Volgograd, 1998.
Principles and methodology of formation of professional competence of students specializing in economics in the system of secondary professional education
There are revealed the principles of pedagogic support in formation of professional competence of students specializing in economics. There rae given the examples of these principles in teacher's work, described the stages of the principles in the system of secondary professional education.
Key words: professional competence, principles of pedagogic support, stages of formation of professional competence.
(Статья поступила в редакцию 15.09.2014)
С.А. ЛАЗАРОВ, Д.О. ВОРОБЬЕВ (Оренбург)
новые подходы к применению кинолектория как эффективной формы преподавания философии в медицинском вузе
Рассматривается кинолекторий как форма интенсификации учебно-воспитательной работы и образовательного процесса. Доказывается, что гуманитарные науки требуют интерактивных форм работы, включающих в себя современные мультимедийные технологии (научно-популярные фильмы и средства обратной коммуникации).
Ключевые слова: преподавание, учебно-воспитательная работа, мультимедийная технология, кинолекторий.
Преподавание философии в медицинском вузе всегда специфично и имеет ряд особенностей. Это связано, прежде всего, с тем, что, как правило, философия является одним из важнейших звеньев среди других гуманитарных дисциплин. Философия и методология науки - отправной пункт для будущих врачей,
© Лазаров С.А., Воробьев Д.О., 2015