Научная статья на тему 'Профессиональная грамотность специалиста экономической сферы как когнитивный компонент профессиональной компетентности'

Профессиональная грамотность специалиста экономической сферы как когнитивный компонент профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2426
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГРАМОТНОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / COMPETENCE / SKILLS / FUNCTIONAL COMPETENCE AND PROFESSIONAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Анна Федоровна

Рассматривается проблема формирования профессиональной грамотности специалиста экономической сферы с позиции компетентностного подхода. Уточняются понятие профессиональной грамотности специалиста экономической сферы как когнитивный компонент профессиональной компетентности, его функции и структура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is considered the issue of professional skills formation of a specialist of the economic sphere from the position of the competence approach. There is specified the notion of professional skills of a specialist in the economic sphere as the cognitive component of the professional competence, its functions and structure.

Текст научной работы на тему «Профессиональная грамотность специалиста экономической сферы как когнитивный компонент профессиональной компетентности»

3. Поваренков Ю.П. Психология профессионального становления личности. Курск, 1997.

4. Холостова Е.И. Профессионализм в социальной работе. М. : Дашков и К°, 2007.

Peculiarities of professional and personal development of a specialist of social services

There are characterized the main stages of professional and personal development of a specialist of social services: professional adaptation, self-actualization, professional skills. Special attention is paid to the description of development levels of professional competence of a specialist of social services: general professional, reproductive, reproductive and creative, creative.

Key words: professional and personal development, professional competence, specialist of social services.

А.Ф. кАзАкоВА

(камышин, Волгоградская область)

профессиональная грамотность специалиста экономической сферы как когнитивный компонент профессиональной компетентности

Рассматривается проблема формирования профессиональной грамотности специалиста экономической сферы с позиции компетентностного подхода. Уточняются понятие профессиональной грамотности специалиста экономической сферы как когнитивный компонент профессиональной компетентности, его функции и структура.

Ключевые слова: компетентность, грамотность, функциональная грамотность и профессиональная грамотность.

Состояние и перспективы развития современной экономики во многом зависят от подготовки кадров. Сегодня в Российской Федерации наблюдается острый дефицит экономистов среднего звена, обладающих профессиональной грамотностью, которая обеспечивает компетентность специалиста. Несмотря на то, что сегодня в систему среднего профес-

сионального образования внедряются государственные образовательные стандарты третьего поколения, переход на компетентност-ный подход в обучении идет достаточно медленно. Профессиональную грамотность выпускника, проявляющуюся в базовой теоретической и практической подготовке, позволяющей самостоятельно применять умения и навыки в профессионально-экономической деятельности, владении навыками делового общения, ответственности за результаты выполнения производственных задач, умении прогнозировать результат профессиональноэкономической деятельности, можно охарактеризовать как недостаточную. Отсюда проблемы в формировании профессиональной компетентности специалиста экономической сферы.

Профессиональная грамотность, будучи одним из первых инструментов адаптации специалиста к социально-экономическим изменениям, служит базой для формирования профессиональной компетентности, что обусловливает необходимость уточнения современного понимания профессиональной грамотности как результата обучения специалиста экономической сферы среднего звена. В своем исследовании мы исходим из определения компетентности как «совокупности личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере» [8]. При этом Н.М. Борытко выделяет в структуре компетентности когнитивный, эмоциональный и волевой компоненты [2]. Основу компетентности составляет ее когнитивный компонент, в качестве которого и выступает грамотность.

Как отмечают А.М. Аронов и Т.В. Светаш-кова, быть грамотным еще не означает быть компетентным, т.к. грамотность - это лишь когнитивная характеристика и совсем не обязательно, что субъект готов к ее применению в процессе деятельности [1]. Авторы отмечают, что данные понятия соотносятся как целое и часть: компетентность включает в себя грамотность, но ею не ограничивается.

Применительно к характеристике специалиста функциональная грамотность рассматривается в качестве предпосылки его профессионального развития и служит для оценки его базовой подготовки (умения читать, писать, слушать, говорить). Функциональная грамот-

© Казакова А.Ф., 2012

ность характеризуется способностью решать проблемы профессиональной деятельности, стандартные жизненные проблемы, проблемы ориентации в системе ценностей, проблемы подготовки к профессиональному образованию. С.А. Крупник трактует функциональную грамотность как способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться к ней и функционировать в ней [6]. Таким образом, функциональная грамотность есть характеристика, которая приписывается человеку, прошедшему через определенный этап образования. Образование при этом рассматривается как сфера деятельности, средство, обеспечивающее определенный уровень грамотности.

По мнению Г.М. Коджаспировой, грамотность имеет и более широкое толкование -как определенная степень владения знаниями в той или иной области и умениями их применять [4]. Подчеркнем, что общая характеристика грамотности дается через сопоставление ее со знаниями. Можно выделить несколько видов знаний, необходимых для целей обучения специалиста экономической сферы: термины, понятия, факты, законы, теории, методологические знания, оценочные знания. Определяя структуру системы знаний, мы придерживаемся мнения тех ученых, которые выделяют в качестве компонентов фундаментальные и инструментальные знания, необходимые для понимания и усвоения развивающихся областей науки, а также для приобретения соответствующих умений и навыков (С.И. Архангельский и др.).

Следует особо отметить, что профессиональное знание становится для будущего специалиста экономической сферы ведущей ценностью, когда является частью научной картины мира, как смысловая составляющая, которая наполняет информацию смыслом и ориентиром при определении вектора профессионально-экономической деятельности. Главное отличие в направленности содержания образования системы среднего профессионального образования, привнесенное новой социально-образовательной ситуацией, заключается не в количественном росте приобретаемых знаний, а в их интегративном характере, отражающем реальные проблемы, с которыми сталкиваются специалисты в процессе профессионально-экономической деятельности.

В центре образовательного процесса должно быть «живое знание». Его главные призна-

ки - открытость и недосказанность, незавершенность, насыщенность личностными смыслами [7, с. 114]. В живом знании присутствует не только действительность, но и субъект, который почти никогда не имеет явного понятия о себе, хотя это вовсе не противоречит тому, что он может себя достаточно хорошо знать. Познавая или переживая нечто, мы одновременно познаем себя и этим самопознанием доопределяем это нечто, самоопределяем, в пределе - сотворяем себя [3].

Владение «живым знанием» проявляется уже в процессе профессиональной подготовки как отказ от абсолютизации истины, догматизма и стереотипизации, осознание невозможности «завершенного» знания; способность человека целенаправленно управлять своей умственной деятельностью, овладевать способами грамотного анализа профессиональных ситуаций; стремление продолжать образование на последующей ступени; желание развивать в себе способности к самообразованию, самопознанию и самоопределению, к осмысленной самооценке и самоанализу эффективности своего саморазвития [5].

Теоретический анализ по проблеме исследования позволяет выделить следующие характеристики профессиональной грамотности специалиста экономической сферы: способность субъекта направлена на активную профессиональную деятельность в экономической сфере через отношения к «живым знаниям», всегда индивидуальна, формируется при наличии внутренней готовности к приобретению системной экономической информации.

Таким образом, под профессиональной грамотностью как результатом обучения специалиста экономической сферы мы понимаем интегративное профессионально-личностное качество, характеризующееся системной экономической информацией, ценностным отношением субъекта к экономике, активной профессиональной деятельностью в экономической сфере, обеспечивающее базу для формирования профессиональной компетентности специалиста экономической сферы.

Исходя из содержания понятия профессиональной грамотности и его специфики, а также сущности образования в системе среднего профессионального образования, рассмотренного в контексте компетентностно-го подхода, мы определили функции профессиональной грамотности как специфического (когнитивного) компонента профессиональ-

ной компетентности специалиста экономической сферы. Среди них познавательная (получение экономической информации в виде идей, знаний, умений, технологий), ценностная (оценивание получаемой экономической информации), ориентационная (экономическая информация выполняет роль ориентира субъекта-профессионала при определении направленности профессиональноэкономической деятельности), практическая (использование информации в профессионально-экономической деятельности). Каждая функция отражает многообразие решения задач и подчеркивает много-аспектность содержания процесса профессиональной грамотности.

Выделенные функции профессиональной грамотности с различных сторон характеризуют ее роль в личностно-профессиональном становлении студента экономических специальностей. Эти функции не рядоположен-ны, в их структуре системообразующей является ориентационная, т.к. именно она определяет специфику протекания процесса формирования профессиональной грамотности. Данная функция является источником ожиданий, задает ориентиры развития субъекта-профессионала, определяет специфику отношения к «живым знаниям».

Описание функций, их понимание помогают выявить внутреннее содержание и структуру профессиональной грамотности специалиста экономической сферы, представляющую собой взаимосвязанную и обусловленную функциями совокупность следующих компонентов.

Информационный компонент предполагает владение студентом экономических специальностей системной экономической информацией необходимых для творческого решения профессиональных задач; познавательную самостоятельность; объем экономического тезауруса, оперирование экономическими терминами; освоение способов мыслительной деятельности, обеспечивающих выявление и анализ проблем экономической действительности.

Мотивационный компонент представляет собой готовность студента экономических специальностей к осуществлению профессионально-экономической деятельности в условиях рынка; нравственноценностную мотивацию к экономической деятельности; сформированную систему ценностных ориентаций в экономической сфе-

ре; позитивное отношение к овладению экономическими знаниями и умениями; стремление к постоянному совершенствованию экономических знаний и ценностных установок в общем поле профессиональной деятельности.

Деятельностно-креативный компонент включает способность субъекта к разнообразным способам деятельности; проявление коммуникативно-управленческих умений и навыков в условиях коллектива; креативность в решении экономических проблем; экономическое поведение в профессиональной и иных сферах жизнедеятельности, необходимые для самореализации в профессиональноэкономической деятельности.

Компоненты профессиональной грамотности взаимосвязаны: изменение одного из них является условием развития другого. Отдельная сущностная характеристика, а также их сочетание обеспечивают реализацию каждой из функций и соответствующих компонентов, следовательно, по выраженности той или иной функции мы можем судить о развитии компонента и сущностной характеристики или степени их единства, интегрированности. Таким образом, выделенные нами компоненты обеспечивают соответствующие им функции (информационный -познавательную, мотивационный - ценностную, деятельностно-креативный - практическую функцию).

В свете вышеизложенного приходим к выводу, что профессиональная грамотность как результат обучения специалиста экономической сферы представляет собой интегративное профессионально-личностное качество, характеризующееся системной экономической информацией, ценностным отношением субъекта к экономике, активной профессиональной деятельностью в экономической сфере, обеспечивающее базу для формирования профессиональной компетентности специалиста экономической сферы; осуществляется через реализацию познавательной, ценностной, ориентационной, практической функций и включает информационный, мотивационный и деятельностнокреативный компоненты.

определение содержания, функций и структуры профессиональной грамотности специалиста экономической сферы как результата обучения в системе среднего профессионального образования служит ориентиром для разработки модели ее формирования.

литература

1. Аронов А.М., Светашкова Т.В. Психологическая грамотность педагога как условие гармонизации его отношений в социальной и профессиональной средах // Проблемы гармонии и закономерности в развитии современного мира: научные и практические аспекты : сб. тр. Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск, 2009.

2. Борытко Н.М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Эйдос: интернет-журнал. 2007. 30 сент. URL : http://www.eidos.ru/ joumal/2007/0930-10.htm.

3. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М. : Тривола, 1995. \

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М. : МарТ; Ростов н/Д. : МарТ, 2005.

5. Мацкайлова О.А. Гуманитаризация учебного процесса в системе среднего профессионального образования : дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2010.

6. Мацкевич В.В., Крупник С.А. Функциональная грамотность // Всемирная энциклопедия. Философия. М. : АСТ; Минск: Харвест, 2001. С. 1172 -1173.

7. Никитина Н.Н., Балашова В.Г. [и др.]. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности. Ульяновск, 2006.

8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апр. 2002 г. М. : Центр «Эйдос», 2002. URL : http://www.eidos.ru/news/compet.htm. E-mail: info@eidos.ru.

Professional skills of a specialist of the economic sphere as the cognitive component of the professional competence

There is considered the issue of professional skills formation of a specialist of the economic sphere from the position of the competence approach. There is specified the notion of professional skills of a specialist in the economic sphere as the cognitive component of the professional competence, its functions and structure.

Key words: competence, skills, functional competence and professional skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.