Научная статья на тему 'Сущность, содержание и структура общенаучной компетенции экономиста'

Сущность, содержание и структура общенаучной компетенции экономиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1420
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБЩЕНАУЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / PROFESSIONAL WORK OF THE ECONOMIST / PROFESSIONAL COMPETENCE / THE GENERAL SCIENTIFIC COMPETENCE OF THE SPECIALIST OF AN ECONOMIC STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исхакова Р. Р., Батурина Р. В.

Проанализированы социально-экономические предпосылки формирова-ния компетентных специалистов экономического профиля. Выявлены роль и место общенаучной компетенции в структуре профессиональной компетент-ности экономиста. На основе анализа профессиональной деятельности спе-циалистов экономической сферы определено содержание их общенаучной ком-петенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and economic preconditions of formation of competent experts of an economic structure are analysed. The role and a place of the general scientific competence of structure of professional competence of the economist are revealed. On the basis of the analysis of professional work of specialist of economic sphere the maintenance of their general scientific competence is determined.

Текст научной работы на тему «Сущность, содержание и структура общенаучной компетенции экономиста»

Р. Р. Исхакова, Р. В. Батурина

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА

ОБЩЕНАУЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЭКОНОМИСТА

Ключевые слова: профессиональная деятельность экономиста, профессиональная компетентность, общенаучная компетенция специалиста экономического профиля. professional work of the economist, professional competence, the general scientific competence of the specialist of an

economic structure.

Проанализированы социально-экономические предпосылки формирования компетентных специалистов экономического профиля. Выявлены роль и место общенаучной компетенции в структуре профессиональной компетентности экономиста. На основе анализа профессиональной деятельности специалистов экономической сферы определено содержание их общенаучной компетенции.

Social and economic preconditions of formation of competent experts of an economic structure are analysed. The role and a place of the general scientific competence of structure of professional competence of the economist are revealed.

On the basis of the analysis ofprofessional work of specialist of economic sphere the maintenance of their general scientific competence is determined.

Новая Россия в условиях нынешнего глобального кризиса подверглась комплексному воздействию целого ряда неблагоприятных факторов. Недостаточно высокая культура менеджмента и корпоративная культура в целом препятствуют развитию экономики страны и успешному противостоянию негативным процессам глобального и локального характера. Другой важной проблемой является устарелая технология государственного управления. Однобокая сырьевая ориентация российской экономики не позволяет эффективно использовать представившиеся возможности для существенной диверсификации экономики и ее последующего развития. Существенную роль в недостаточной подготовленности к нынешнему экономическому кризису сыграла и недооценка опасности зависимости от иностранного капитала. Слабая банковская система страны, в том числе явно недостаточная капитализация банков, стали фактором особенно высокого риска в неблагоприятных условиях кризиса.

В этом отношении подготовка квалифицированных экономистов и финансистов заслуживает особого внимания. Отмеченные выше особенности современного экономического развития ставят важные вопросы в отношении своевременного предвидения кризисных явлений, прогнозных оценок их глубины и масштаба, выработки эффективных мер против неблагоприятных процессов и их последствий. В этом отношении существенно возрастает значение образования и науки, которые должны вооружить специалистов современными методами управления в экономике, анализа экономических процессов, адекватной и своевременной оценки угроз экономическому развитию [1].

При всем внимании, которое уделяют экономическим вопросам ученые и практики, наименее изученным является вопрос о роли экономического образования в достижении реформаторского успеха. Что бы ни происходило в сфере власти и собственности, как бы не перестраивалось производство и распределение, главным фактором экономики были, есть и будут люди.

Следовательно, одна из важнейших задач высшей школы - подготовка специалиста в соответствии с потребностями современной экономики. Выпускник вуза - будущий экономист - должен обладать таким набором профессиональных характеристик, которые позволят ему осуществлять свою деятельность на уровне отраслевых стандартов и обеспечат фундамент для дальнейшего профессионального развития.

В вузовской подготовке экономистов развиваются различные тенденции. С одной стороны, имеют место попытки сохранить традицию старой школы, направленную на возвышение культуры экономического мышления будущих специалистов. Полагалось, что это есть основа, составляющая общее пространство культуры, на которой только и возможно сформировать и усовершенствовать содержательное ядро профессиональной деятельности с её императивом человекоориентированности, социальной ответственности, творческой и ценностной составляющими. К таковым в России традиционно относился, например, коллективизм, сравнительно низкий уровень материальных потребностей и идеи их самоограничения. С другой стороны, в профессиональной подготовке экономистов закрепляется поветрие ориентировать технологию научения на достижение престижа, личной выгоды и материального успеха в бизнесе. Прибыль, конкурентная среда и «естественная» внутригрупповая и межличностная конкуренция выдвигаются и обосновываются в лекционных курсах в качестве современных принципов организации эффективной жизненной среды.

Исследования литературных источников показывают, что в условиях углубляющегося экономического кризиса в России особый упор в экономическом образовании необходимо делать на анализ противоречивости экономических отношений, на формировании адекватной реакции носителя экономических знаний, формировании профессиональной компетентности личности, адаптации людей к постоянно изменяющимся условиям.

Профессия экономиста распространена во всех отраслях производственной и непроизводственной сферы. Ее целью является обслуживание финансово-экономической деятельности различных правовых форм собственности, сферы госбюджета и внебюджетных институциональных структур.

Согласно исследованиям Е.А. Климова в области профессиографии, психологические требования к специалисту определяются четырьмя основными параметрами: предметом, целью, орудиями (средствами) и условиями труда.

По предмету труда профессии экономического профиля относятся к профессиям типа «Человек - знаковая система». Знаковые системы подразделяются на языковые, абстрактно-математические и графические. Специалисту в профессиях этого типа приходится иметь дело не с реальными объектами, а их знаковыми заменителями. У экономистов ими могут быть как цифры, так и таблицы, схемы, шифры, коды, различная бланковая, отчетная, статистическая документация.

«Специалисты, имеющие дело преимущественно с абстрактно-формализованными знаками, совершают вычисления, оформляют цифровые документы, принимают и выдают денежные знаки. Они постоянно оперируют цифрами, фиксируют результаты вычислений в различных документах. Для успешного выполнения этих операций специалисту необходимо обладать способностью мысленно соотносить эти цифры друг с другом, а также с теми явлениями и процессами, которые они представляют. Лишь анализируя, сравнивая и обобщая цифры, бухгалтер, экономист, статистик, нормировщик постигают закономерности, скрывающиеся за цифровым материалом, и получают удовлетворение от выполняемой работы» [2]. Последнее утверждение автора следует подчеркнуть особенно. Если работник, оперирующий абстрактными цифрами, не видит связи с реальными процессами,

смысл его деятельности снижается, а отсюда не только снижается интерес к работе, но труд становится монотонным, труднее заметить и найти сделанную ошибку.

Если сравнить этот тип профессий с другими, где предметом труда специалиста являются природные объекты, техника, люди, художественные образы, то можно видеть, что экономисты оперируют наиболее абстрактной информацией. Отсюда вытекают два наиболее общих требования к специалистам данного типа: это интерес к работе со знаковыми системами и способности воспринимать, оперировать и анализировать информацию, представленную в знаковой, абстрактной форме. Кроме того, чем сложнее профессиональные задачи (чем большее количество разнородной информации необходимо учесть при аналитической работе), тем важнее способность «видеть» за динамикой чисел взаимосвязи реальных процессов, которые они отражают.

Цель труда - второй классификационный признак, который определяет требования профессии к специалисту, прежде всего к интеллектуальным способностям работника, его восприятию, представлению, воображению, памяти, мышлению. По цели выделяются три класса профессий - гностические, преобразующие и изыскательские (аналитические). Профессия экономиста, будучи разнообразной по своим задачам, включает, в основном, преобразующие и аналитические цели труда. Специалист экономического профиля преобразует большое количество цифровой информации. Здесь требуется склонность к практическим действиям, практическое мышление, интерес к процессу и результатам этих действий.

Преобладание аналитических задач свойственно экономистам, планирующим и прогнозирующим развитие предприятия или учреждения, а также тем, кто призван отслеживать динамику экономических процессов, принимать решения на основе аналитической информации. Здесь требуется способность к оперированию большим количеством абстрактной информации, способность сопоставлять развитие экономических процессов в пространстве и времени.

Орудия труда экономистов относятся к, так называемым, функциональным. Отсюда следует такое требование к специалисту, как наличие способности удерживать в уме множество правил, сведений, оперировать ими, способности самоконтроля и самоуправления. Вспомогательными средствами в работе экономистов являются компьютеры и различные компьютерные программы, убыстряющие обработку и систематизацию знаковой информации.

По условиям труда профессия экономиста относится к «бытовым», то есть работа осуществляется в помещении с микроклиматом, близким к бытовому, но при этом часто характеризуется статичностью рабочей позы, напряжением позвоночника, зрения при высокой концентрации внимания, высокой ответственности. Последнее особенно важно, потому что ошибки в большом количестве цифр, таблиц, документов трудно поддаются коррекции, но недопустимы в финансовой документации.

Итак, требования к специалистам, преобразующим и анализирующим знаковую информацию, определяют, прежде всего, профессионально-важные качества, которые необходимо учитывать при профессиональной ориентации, отборе, при формировании в процессе обучения, для компенсации в случае недостатка природных задатков. Вместе с тем, в литературе уделяется большое внимание тем знаниям и умениям, которыми должен овладеть будущий специалист в области экономики. Качество подготовки экономистов, содержание обучения, внедрение современных информационных технологий в учебный процесс один из наиболее часто обсуждаемых вопросов в публикациях по теме исследования.

В последнее время, в связи с глобализацией экономических процессов, особое внимание уделяется единым требованиям, предъявляемым к компетентности экономистов в различных профессиональных школах. В начале XXI века в финансовом мире активизиро-

вались процессы, связанные не только с переходом стран на международные стандарты учёта и отчётности. Необходимость рассмотрения проблем образования с точки зрения компетентностного подхода вызвана общеевропейской и мировой тенденцией интеграции, глобализации мировой экономики, стандартизацией европейского образования на принципах Болонского соглашения. Существенным, как отмечает И. Зимняя, является и тот факт, что универсализация преобразований в области образования, обеспечения студенческой и преподавательской мобильности, международное признание степеней, введение образовательных кредитов - все это предполагает также определенную терминологическую унификацию. Это касается и понятия компетентности [3]. Кроме того, необходимость введения понятия компетентности и компетентностного подхода в образование определяется изменением образовательной парадигмы - совокупности убеждений, ценностей, технических средств и т. д.

М.В. Воронов с соавторами под профессиональной компетентностью экономиста понимает способность применения своих личных возможностей в процессе профессиональной деятельности, готовность к выполнению своей профессиональной роли. При этом следует особо подчеркнуть, что речь идет о деятельности в реальных постоянно изменяющихся условиях. «В настоящее время интенсивная деятельность образовательного сообщества по проблеме компетентностно-ориентированного подхода обусловлена главным образом стремлением подготовить выпускника, способного сразу же после окончания вуза приступить к исполнению своих профессиональных обязанностей с достаточно высокой эффективностью» [4].

Исходя из требований Государственного стандарта, И.Ф. Фильченкова определяет профессиональную компетентность экономиста как интегральную характеристику специалиста, состоящую из финансово-экономической, научно-исследовательской, информационно-аналитической, организационно-управленческой компетенций, обеспечивающих качество выполнения профессиональной деятельности [5].

Анализ структуры и содержания профессиональной подготовки будущих экономистов позволил сделать следующий вывод: выпускник будет готов решать большинство профессиональных задач, если поймет структуру соответствующих компетентностей и функции, научится выстраивать логику решения возникающих задач и, конечно же, получит достаточный объем практики в их решении.

Оценка выпускника должна осуществляться с позиции системы функций, в ходе исполнения которых может проявиться сущность его практической подготовленности. При этом полезен так называемый ситуационный подход, раскрывающий те свойства в характере производственной деятельности работников, которые определяются конкретной ситуацией. При функциональной оценке выпускник рассматривается как работник, способный выполнять разнообразные функции в различных профессиональных ситуациях. Попадая в неизвестную среду, такой специалист не будет искать только аналогов решения проблемы, а, исходя из конкретных условий, возможностей экономической системы, смоделирует свой вариант решения, создаст, по существу, новый продукт, возможно, найдет совершенно новые решения для удовлетворения существующих или будущих потребностей. Вот почему, если специалист может установить характер связей между знаниями, сам выделить существенные из них именно для данной ситуации, найти доказательства правильности изложенного, определить принцип, лежащий в основе своего собственного или предложенного ему способа действия, то все это - неопровержимые факты, позволяющие дать высокую оценку качества подготовки выпускника.

Таким образом, профессиональную компетентность экономиста можно представить как качественную характеристику личности специалиста, которая включает систему научнотеоретических знаний, в том числе специальных знаний в области экономики, профессиональных умений и навыков, опыта, наличие устойчивой потребности в том, чтобы быть компетентным экономистом, интерес к профессиональной компетентности своего профиля.

Рассмотрим содержание профессиональной компетентности экономиста. Профессиональная компетентность специалиста складывается из набора компетенций.

Г.В. Серая выделяет следующие группы профессиональных компетенций экономиста:

1) стандартные компетенции, включающие знания этических норм профессии, особенностей, содержания и требований профессиональной деятельности, ценностного отношения к ней. Эти компетенции составляют основу для формирования профессиональных умений и навыков, специфических интеллектуальных и индивидуальнопсихологических качеств, профессиональных позиций при достижении результатов профессионального труда;

2) специальные компетенции, связанные с профессиональной деятельностью экономиста и дифференцируемые на компоненты на основе их соответствия содержанию этой деятельности:

- познавательно-информационные компетенции, отражающие способности специалиста работать с информацией, управлять информационными потоками, процессами обучения и развития в условиях информационного насыщения профессиональной среды;

- профессионально-технологические компетенции, включающие знания специалиста в области средств, способов и форм осуществления профессиональной деятельности, способность определения критериев и показателей ее эффективности, рефлексии ее результатов;

- экономические компетенции, которые представляют собой совокупность мета-профессиональных качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в любой сфере экономики и ориентированные на выполнение всех функций экономической деятельности оптимальным вариантом;

- социально-коммуникативные компетенции, проявляющиеся в способности специалиста устанавливать контакты в профессиональной среде, понимать других людей и тактику их поведения, предотвращать и разрешать конфликты;

- профессионально-управленческие компетенции, обусловленные навыками специалиста использовать собственные знания и опыт решения профессиональных задач для эффективного управления собственной деятельностью и деятельностью коллектива.

3) ситуативные профессиональные компетенции, содержание которых зависит от специализации экономиста. Они включают в свою структуру специализированные когнитивные, практические и системные компетенции [6].

Для того, чтобы выявить достаточность приведенного перечня профессиональных компетенций специалистов экономического профиля, мы проанализировали их профессиональную деятельность.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом, выпускник по специальности 060800 - «Экономика и управление на предприятии» должен быть подготовлен к профессиональной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономикой, производством и социальным развитием предприятий всех организационноправовых форм с учетом отраслевой специфики, техники, технологии, организации производства, эффективного природопользования на должностях, требующих базового высшего экономического или инженерно-экономического образования согласно «Квалификацион-

ному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих», а также к работе на научно-педагогических должностях, в органах государственного управления и местного самоуправления в должностях, требующих профессиональных знаний отраслевой экономики и экономики предприятия.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: предприятия отраслей народного хозяйства различных организационно-правовых форм, их структурные производственные и функциональные подразделения; объекты инфраструктуры предприятия; проектные организации; научно-исследовательские учреждения; образовательные учреждения; органы государственного управления и местного самоуправления.

Виды профессиональной деятельности экономиста: организационноуправленческая, планово-экономическая, проектно-экономическая, финансово-

экономическая, аналитическая, внешнеэкономическая, предпринимательская, научноисследовательская, образовательная.

Специалист должен иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик; понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе; иметь представление о приоритетных направлениях развития национальной экономики и перспективах технического, экономического и социального развития соответствующей отрасли и предприятия;

Кроме того, экономист, в частности, должен знать теоретические основы и закономерности функционирования рыночной экономики, включая переходные процессы; методы изучения рыночной конъюнктуры; современные методы планирования производства и организации исследований, разработок; уметь выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; систематизировать и обобщать информацию; использовать информационные технологии для решения экономических задач на предприятии; владеть методами экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений и оценки рыночных позиций предприятия и другое.

Следовательно, в перечень профессиональных компетенций экономиста следует включить и общенаучную компетенцию. Общенаучные компетенции (компетенции познавательной деятельности) - профессионально-ориентированные на основные группы направлений подготовки и связанные с постановкой и решением познавательных задач, поиском нестандартных решений и определяющие фундаментальность образования компетенции; обеспечиваются дисциплинами естественно-научных и математических дисциплин.

Разработчики макета Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 3-го поколения в перечень общенаучных компетенций включают: способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных науках; способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии; способность собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам; способность порождать новые идеи; способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; способность и готовность к активному общению в научной, производственной и общекультурной деятельности.

На наш взгляд, данный перечень является обобщенным и не учитывает специфику профессиональной деятельности экономистов. Однако, экономическая теория представля-

ет собой сумму теоретических и эмпирически установленных закономерностей, касающихся экономических процессов и явлений, функционирования хозяйства, экономических отношений, основанных, с одной стороны, на логике, на историческом опыте и, с другой стороны, на теоретических концепциях, взглядах ученых-экономистов. Конечно, в отличие от таких точных дисциплин, как физика и математика, использующих точные, четко очерченные понятия («идеальный газ», «абсолютно черное тело», «константа» и т.п.), экономическая теория в большинстве своем оперирует довольно абстрактными понятиями («идеальный рынок», «совершенная конкуренция», «закон спроса» и т.д.), которые невозможно также точно рассчитать (с однозначным результатом), как математический или физический закон, поскольку в экономических закономерностях задействовано, как правило, большое количество переменных, многие из которых имеют вероятностный фактор. В этой связи и результаты исследований в экономике также содержат определенную долю вероятности. Поэтому в экономике широкое распространение получили всевозможные математические модели, экспертные оценки.

В экономической науке используются самые разнообразные общелогические и общенаучные методы познания. Важное значение, как для становления и развития экономической науки, и для ее современного этапа, имеют исторический и логический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному. Особое внимание в современных условиях уделяется экономико-математическому моделированию, системному подходу, построению синергетически открытых экономических прогнозов [7].

Л.С. Гребнев в книге «Философия экономики» [8] выявляет, какие общенаучные и специфические методы научного познания используются в экономике. К числу общенаучных методов, активно применяемых экономистами, относят метод научной абстракции, метод индукции и дедукции, метод анализа и синтеза, методы логического и исторического подходов, наблюдения и эксперимента и др. Например, метод научной абстракции предполагает выделение существенных характеристик исследуемого явления. Производится абстрагирование от случайного, преходящего, временного. Выделяются сущностные, типичные признаки (например, выделение особенностей рыночных отношений). Индукция предполагает изучение явления от частного к общему. Изучение отдельных фактов (объемы продаж, количество предлагаемого товара) дает возможность обнаружить устойчивую закономерность (в данном случае, ею может быть закон предложения). Анализ предполагает разложение предмета исследования на составляющие, которые тщательно изучаются (например, анализ статей бухгалтерского баланса).

Метод логического и исторического подходов помогает исследовать динамику изменения явления. При этом с логической точки зрения необходимо выделить основные характеристики исследуемого процесса, опуская при этом обилие исторических деталей. А исторический анализ позволяет найти принципиально важные подробности для более точного анализа динамики развития и прогнозирования. То, что представилось нам случайным и несущественным для характеристики данного явления, возможно, впоследствии будет наиболее значимым.

Наблюдение за развитием явления позволяет строить определенные предположения относительно будущей динамики (например, изучение сезонных колебаний цен за предшествующие 10 лет позволяют предположить цены будущего года).

Эксперимент предполагает создание необходимой среды с целью изучения явления. Более того, возможно активное вмешательство исследователя в ход эксперимента. Метод очень важен при планировании экономических реформ (например, изучение возможных

негативных последствий от осуществления преобразований и возможностей государственного регулирования на примере отдельных регионов).

В качестве наиболее значимых специфических методов микроэкономики можно выделить экономико-математическое моделирование, экономико-функциональный анализ, позитивный и нормативный анализ.

Экономико-математическое моделирование представляет собой разработку и анализ возможных моделей экономического развития и влияние на их основные характеристики рыночных колебаний и действий государства (например, модели поведения фирмы в условиях олигополии, когда рынок контролируется несколькими крупными товаропроизводителями). Экономико-функциональный анализ дает возможность для анализа зависимостей между изменениями отдельных показателей рынка, вызванными изменениями других переменных (например, анализ взаимодействия спроса и предложения при увеличении доходов потребителей на 25%). Позитивный анализ изучает конкретные факты, не вынося при этом каких либо оценочных суждений. Нормативный анализ соотносит фактический материал со спецификой общественного сознания, с нормами и ценностями данного общества.

Таким образом, общенаучная компетенция - необходимый компонент профессиональной компетентности экономиста. Общенаучная компетенция - сформированное мировоззрение и понимание современных концепций картины мира на основе овладения достижениями естественных и общественных наук, владение системой категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной экономической деятельности. Общенаучная компетенция создает интегративную целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность.

А.И. Субетто считает, что главной характеристикой компетенции и компетентности (с позиций категории «соответствия») является «владение» и «готовность», при этом «владение» является основой «готовности». Сама категория «готовности» является конкретизацией свойств «потенциальности» и «способности». «Способен» - значит «готов» [9]. Поэтому содержание компетенций следует определять именно в категориях «готовность» и «способность».

Следовательно, общенаучная компетенция экономистов - это способность и готовность научно анализировать проблемы и процессы экономической сферы, умение использовать на практике базовые знания и методы математики и естественных наук; поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, использовать для их решения методы изученных дисциплин; применять глубокие математические, естественнонаучные, социально-экономические и профессиональные знания в междисциплинарном контексте в инновационной экономической деятельности; составлять математические модели типовых профессиональных задач, находить способы их решений и интерпретировать профессиональный смысл полученного математического результата; применять аналитические и численные методы решения поставленных задач (с использованием готовых программных средств); проводить комплексные экономические исследования, включая поиск необходимой информации, эксперимент, анализ и интерпретацию данных с применением базовых и социальных знаний и современных методов для достижения требуемых результатов; понимать роль науки в развитии цивилизации и техники и связанные с ними современные социально-экономические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов; работать с профессиональными программными средствами, применять основные математические и статистические методы, стандартные статистические пакеты для обработки данных, полученных при решении различных про-

фессиональных задач; выполнять комплексные экономические проекты с применением базовых и специальных знаний, современных методов проектирования для достижения оптимальных результатов, соответствующих техническому заданию с учетом социальных и других ограничений; создавать и использовать простейшие модели динамических систем для анализа социоэкономического комплекса; проводить библиографическую и информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр.

Общенаучная компетенция формируется преимущественно на основе знаний-инструментов, которые включают в себя человека познающего и стратегии познавательной деятельности, в отличие от знаний-описаний - совокупности конкретных научных сведений об окружающем мире [10]. Знания-инструменты имеют междисциплинарный характер и служат главным средством для создания целостной картины мира. Современный учебный процесс должен быть направлен не на формирование конкретных (ограниченных) знаний, умений, навыков, а на освоение фундаментальных моделей, воспитание человека познающего (воспитание у студентов потребности и умений использовать знания-инструменты для целостного решения познавательных и профессиональных проблем, задач), что является одним из важнейших факторов формирования личности, обладающей целостным миропониманием.

Рассмотрим компонентную структуру общенаучной компетенции. Поскольку центром понятия «компетенция» является способность (готовность) к практическому применению знаний, умений, то в структуру общенаучной компетенции экономиста мы включаем следующие компоненты:

- мотивационно-ценностный (ориентация на достижение успеха в экономической деятельности; творческое проявление личности, готовность и профессиональноличностная заинтересованность к проявлению данной компетенции; наличие ценностных ориентаций и мотивов использования общенаучных умений в своей профессиональной деятельности; мотивы, цели, потребности в непрерывном профессиональном самосовершенствовании, саморазвитии; понимание ценностных оснований полученных в процессе обучения научных знаний, умений, навыков и личностно-деловых качеств как основы общенаучной компетенции);

- когнитивно-операциональный (ресурсный фонд действенных знаний и умений, обеспечивающих наибольшую продуктивность экономической деятельности, способность избирательно использовать и креативно проявлять знания и умения при решении профессиональных задач; знания способов получения научной информации и ее передачи; навыки совершенствования профессиональных знаний и умений; знание межпредметных связей, совокупность научно-теоретических знаний о профессиональной деятельности и общенаучных умений - исследовательских, проектных, прогностических, аналитических и пр.);

- рефлексивно-оценочный (умение сознательно контролировать результаты своей профессиональной деятельности и уровень собственного профессионального развития; личностных достижений, склонность к самоанализу, способность к предвидению, инициативному, критическому и инновационному рефлексированию и прогнозированию результатов своей деятельности).

В процессе обучения будущих экономистов ключевую роль в формировании общенаучной компетенции играют дисциплины естественнонаучного и, особенно, математического профиля. В каждом учебном предмете математического и естественнонаучного профиля мы определяем необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов дея-

тельности, составляющих содержание общенаучной компетенции. Спроектированное на такой основе образование обеспечивает не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Общенаучная компетенция студента - будущего экономиста будет играть многофункциональную межпредметную роль, проявляющуюся не только в процессе обучения в вузе, но и в будущей профессиональной деятельности.

Литература

1. Степанов, В.Г. Новая Россия: вызовы глобализации и ответы на них / В.Г. Степанов // Образование и общество и в условиях глобализации / сост. Ю.Г. Бабаева, В.В.Любецкий, Е.И. Полякова,

В.А.Потатуров, Е.И. Тимина, В.С.Юрчук - М.: МИЭМП, 2009. - 408 с.

2. Климов, Е.А. Введение в психологию профессий / Е.А. Климов. - М.: Культура и спорт, ЮНИ-ТИ, 1998. - С. 47-48.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - С. 9.

4. Воронов, М. В. Формирование и контроль профессиональных компетентностей студентов по направлению подготовки «Экономика» // М.В. Воронов, Г.В. Рябова, В.Н.Фокина // Открытое образование. - 2008. - № 2 (67). - С. 40-41.

5. Фильченкова, И.Ф. Формирование профессиональной компетентности будущих экономистов в вузе: Автореф. дис.... канд. пед. наук / И.Ф. Фильченкова. - Н.Новгород, 2009. - 25 с.

6. Серая, Г.В. К вопросу о формировании профессионально важных компетенций будущих экономистов на занятиях естественно-математического цикла / Г.В. Серая // Новые технологии в образовании. - 2008. - №3.

7. Яскевич, Я.С. Методология и этика в современной науке: поиск открытой рациональности: учеб.-метод. пособие / Я.С. Яскевич. - Минск: БГЭУ, 2007. - 186 с.

8. Гребнев, Л.С. Философия экономики (старые истины и новое мышление) / Л.С. Гребнев. - М., 1991.

9. Субетто, А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и ква-лиметрия компетенций / А.И.Субетто. - СПб. - М.: Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 2006. - 72с.

10. Голубева, О.Н. Как реформировать общее естественнонаучное образование? / О.Н. Голубева, А. Д. Суханов // Высшее образование в России. - 1997. - №2. - С.15-20.

© Р. Р. Исхакова - д-р пед. наук, проф. каф. социальной работы, педагогики и психологии КГТУ, kaspp@mail.ru; Р. В. Батурина - асс. каф. высшей математики Альметьевского филиала КГТУ им. А.Н. Туполева, соиск. каф. социальной работы, педагогики и психологии КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.