Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования общенаучной компетенции у будущих экономистов в процессе математической подготовки'

Педагогические условия формирования общенаучной компетенции у будущих экономистов в процессе математической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНАУЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ЭКОНОМИСТА / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕНАУЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ / THE GENERAL SCIENTIFIC COMPETENCE OF THE ECONOMIST / MATHEMATICAL PREPARATION OF THE FUTURE ECONOMISTS / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF THE GENERAL SCIENTIFIC COMPETENCE AT STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батурина Р. В.

Выявлена возможность формирования общенаучной компетенции у студентов экономических специальностей в процессе математической подготовки. Разработаны содержание математической подготовки будущих экономистов и комплекс профессионально-ориентированных задач различного уровня сложности. Представлена система мониторинга сформированности у студентов общенаучной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibility of formation of the general scientific competence at students of economic specialities in the course of mathematical preparation is revealed. The maintenance of mathematical preparation of the future economists and a complex of the is professional-focused problems of various level of complexity are developed. The system of monitoring of presence at students of the general scientific competence is presented.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования общенаучной компетенции у будущих экономистов в процессе математической подготовки»

УДК 378

Р. В. Батурина

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕНАУЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Ключевые слова: общенаучная компетенция экономиста, математическая подготовка будущих экономистов, педагогические условия формирования общенаучной компетенции у студентов.

Выявлена возможность формирования общенаучной компетенции у студентов экономических специальностей в процессе математической подготовки. Разработаны содержание математической подготовки будущих экономистов и комплекс профессионально-ориентированных задач различного уровня сложности. Представлена система мониторинга сформированности у студентов общенаучной компетенции.

Key words: The general scientific competence of the economist, mathematical preparation of the future economists, pedagogical conditions offormation of the general scientific competence at students.

Possibility offormation of the general scientific competence at students of economic specialities in the course of mathematical preparation is revealed. The maintenance of mathematical preparation of the future economists and a complex of the is professional-focused problems of various level of complexity are developed. The system of monitoring of presence at students of the general scientific competence is presented.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу делается акцент на необходимости изменения концепции, общих подходов, в целом системы экономического образования, в результате чего можно будет подготовить компетентных, отвечающих времени, экономистов - профессионалов, аналитиков, обладающих не просто неким набором академических знаний, а творчески решающих поставленные перед ними задачи. Развитие теории и практики экономического образования, принципиальное обновление его целей, содержания и используемых технологий способны внести существенный вклад в подъем российской экономики.

Анализ литературы по данной проблеме и опыт работы показывают, что профессиональная подготовка экономистов в вузе в настоящее время не соответствует социально-экономическим потребностям страны. В организации образовательного процесса на экономических факультетах по-прежнему доминируют задачи формирования у будущих специалистов прагматических по своей сути знаний, умений и навыков, в то время как целью подготовки высококвалифицированных специалистов в области экономики должно стать формирование у них профессиональных компетенций, среди которых большое значение имеет общенаучная компетенция. Именно общенаучная компетенция обеспечивает фундаментальность подготовки экономистов, способных решать профессиональные задачи научными методами.

На наш взгляд, формирование общенаучной компетенции у будущих экономистов будет эффективным при соблюдении определенных педагогических условий:

• содержание математической подготовки будущего экономиста включает в себя, наряду с инвариантной составляющей, вариативный компонент, структура и содержание которого определяется путем сопоставления результатов системного анализа профессиональной деятельности современных экономистов и содержания базисной программы их подготовки;

• разработан комплекс математических и профессиональных задач и заданий с различным индексом трудности, позволяющих с учетом личностных характеристик студентов

осуществить дифференциацию процесса обучения и реализовать технологию развивающего обучения;

• формирование общенаучной компетенции у студентов имеет непрерывный характер и ее развитие происходит в процессе всей профессиональной подготовки;

• спроектирована интегрированная система мониторинга успеваемости и качества усвоения знаний, в которой используются собеседование, пятибалльная и рейтинговая система оценок, а также анкетирование, позволяющая определить у студентов уровень сформированности общенаучной компетенции.

При выделении и обосновании первого педагогического условия мы исходили из требований, предъявляемых к уровню профессиональной подготовки экономистов, которые отражены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования [1]. Цель реализации данного педагогического условия состоит в том, чтобы в результате обучающийся смог в дальнейшей практической деятельности выбрать и использовать из всей суммы математических знаний, умений и навыков те, которые необходимы ему для решения возникающих перед ним профессиональных проблем. Это позволяет экономистам в своей работе предвидеть и предупреждать различные последствия экономической деятельности, научно обосновывать способы решения различного класса прикладных задач в сфере экономики.

Математические знания в системе высшего экономического образования выполняют роль фундаментальных знаний, значимость которых определяется их ролью в формировании у будущего специалиста общенаучной компетенции, необходимой для успешной профессиональной деятельности. Но в этом случае содержание математической подготовки не может ограничиваться тем объемом учебной информации, который предназначен для экономического образования вообще. Математическая подготовка экономистов должна быть расширена и углублена за счет введения новых разделов и тем математических дисциплин, изучения таких прикладных курсов, как «Социальное и экономическое прогнозирование», «Математические методы в исследовании экономики», «Дополнительные разделы

математики», а также за счет повышения уровня трудности решаемых математических задач.

На наш взгляд, содержание математической подготовки должно иметь модульную структуру, которую в обобщенном виде можно представить следующим образом:

• фундаментальное «ядро», ориентированное на знакомство студентов с главными интеллектуальными аспектами и набором фундаментальных концепций математики в сфере будущей профессиональной деятельности и смежных областях, что будет содействовать развитию когнитивных моделей для этих концепций. Дисциплина «Математика», которую студенты изучают 1-4 семестры, призвана сформировать у студентов опыт познавательной деятельности, опыт деятельности по применению концептуальных знаний в практике, опыт эмоционально-ценностных отношений. Содержание дисциплины должно определяться в соответствии с профессиональными требованиями;

• дисциплина «Дополнительные разделы математики» (4 семестр) ориентирована на формирование рефлексивно-оценочного компонента общенаучной компетенции у будущих экономистов, поскольку позволяет студентам оценить результаты своей математической подготовки и личностных достижений, сформированности общенаучной компетенции, позволяет оценить значимость обозначенных знаний и умений для будущей профессиональной деятельности.

• «Математические методы в исследовании экономики» (4 семестр) - приобретение опыта использования общенаучных методов в профессиональной деятельности. Курс рекомендуется формировать с учетом состояния и перспектив развития экономики;

• курс «Социальное и экономическое прогнозирование» (7 семестр) способствует приобретению опыта творческой деятельности по использованию общенаучных знаний и умений в будущей предметной области экономиста и формирование мотивационноценностного компонента общенаучной компетенции;

Проанализируем содержание обозначенных математических дисциплин с точки зрения наличия инвариантной и вариативной составляющих программы математической подготовки.

1. Общие разделы, которые относятся к стандартному курсу математики для экономических специальностей. В эти разделы включены либо отдельные дополнительные специальные темы, либо дополнительные подразделы, которые не требуют большого объема часов для их изучения и имеют различную функциональную направленность в системе подготовки экономистов. В частности, раздел «Высшая алгебра» дополнен темой «Решение систем уравнений средствами матричного исчисления», включение которой позволяет обеспечить дополнительные узкопрофессиональные знания, умения и навыки, необходимые для усвоения цикла общепрофессиональных и специальных дисциплин. Введение этих тем в программу курса математики обусловлено не столько узко профессиональными интересами, сколько стремлением формирования высокого уровня абстрактного (математического) мышления, необходимого для формирования общенаучной компетенции экономиста.

В блоки «Векторная алгебра» и «Геометрия» введены дополнительные темы: «Линейные операторы. Собственные векторы и собственные значения линейного оператора. Квадратичные формы». Первая из них в обобщенном виде позволяет представить ту часть разделов высшей и векторной алгебры, которая посвящена изучению систем алгебраических уравнений и является естественным продолжением темы «Решение систем уравнений средствами матричного исчисления».

В блоке «Дифференциальные уравнения» рассматриваются дополнительные темы по использованию дифференциальных уравнений в экономической динамике и рассматриваются элементы качественного анализа.

Четвертый блок «Математический анализ», по праву считается основным разделом всего курса высшей математики. В процессе изучения этого блока закладываются базовые общенаучные знания, умения и навыки, которые необходимы для формирования общенаучной компетенции. При этом опыт показывает, что для студентов существует сложная проблема переноса математических базовых знаний разделов «Пределы и непрерывность», «Дифференциальное и интегральное исчисления», «Ряды» и т. п., которые рассматриваются в этом блоке, на решение конкретных задач, возникающих в процессе дальнейшего обучения. В нашем представлении, причиной возникновения этой проблемы, является не недостаток конкретных знаний и навыков, а отсутствие общих целостных представлений о методах математического анализа, возможностях их использования, их места в единой системе знаний. С учетом такого понимания проблемы и были включены в блок «Математический анализ» подразделы: «Применение функций в экономике. Интерполирование функций»,

«Экономический смысл производной. Использование понятия производной в экономике», «Приложение производной в экономике», «Экономический смысл определённого интеграла и его использование в экономике», «Функции нескольких переменных в экономической теории», «Ряды Фурье».

2. Дополнительные разделы, которые обычно включаются в программу подготовки экономистов и не требуют какого-либо расширения. Они представляются как самостоятельные, в информационном смысле, самодостаточные разделы. Математические методы, которые изучаются в этих блоках, предназначены для решения специальных, узкопрофессиональных задач в процессе дальнейшего обучения.

С точки зрения стандартов высшего профессионального образования они используются при изучении специальных дисциплин и обеспечивают выполнение требований к общенаучным знаниям и умениям, которые предъявляются к уровню усвоения предметов этого цикла.

Целью курса «Дополнительные разделы математики» является освоение студентами теоретических основ дискретной математики и математической логики, составляющих фундамент ряда дисциплин прикладного характера; освоение основных идей численных методов решения различных прикладных задач, методики использования их как готового

инструмента практической работы при решении экономических и других прикладных задач, построении алгоритмов и организации вычислительных процессов на ПК.

3. Изучение дисциплины «Математические методы в исследовании экономики» также способствует дальнейшему формированию общенаучной компетенции у будущих экономистов, так как целью ее является ознакомление студентов с основными математическими методами, применяемыми при решении экономических задач. Экономические задачи - это задачи с большим числом неизвестных, имеющих различные динамические связи и взаимоотношения. Экономические задачи многомерны, и даже будучи представлены в форме системы неравенств и уравнений, не могут быть решены обычными математическими методами. Особенностями экономических задач являются: множественность возможных решений; наличие целевой функции; наличие ограничений на ресурсы; дискретность (либо объектов планирования, либо целевой функции).

В дисциплине «Математические методы в исследовании экономики» рассматриваются такие вопросы, как классическая оптимизация, линейное и динамическое программирование, сетевое планирование и управление, система массового обслуживания, а также основные модели потребления и производства, экономические приложения математического аппарата.

4. Дисциплина «Социальное и экономическое прогнозирование» позволяет формировать общенаучную компетенцию у будущих экономистов, поскольку социальноэкономическое предвидение основных направлений общественного развития предполагает использование специальных вычислительных и логических приемов, позволяющих определить параметры функционирования отдельных элементов производительных сил в их взаимосвязи и взаимозависимости. Применение математических методов является необходимым условием для разработки и использования методов прогнозирования, обеспечивающим высокие требования к обоснованности, действенности и временности прогнозов. Данная дисциплина направлена на изучение методов прогнозирования, теории и методологии социально-экономического прогнозирования, макроэкономического развития; принципов и форм стратегического планирования.

Разработанные рабочие программы перечисленных дисциплин, внутренняя логика их построения позволяют студентам не только приобрести конкретные общенаучные знания, умения и навыки, необходимые в будущей профессиональной деятельности, но и заложить основу для понимания общих идей и принципов экономического прогнозирования, для повышения уровня профессионального развития, формирования их научного мировоззрения.

При выделении второго педагогического условия мы исходили из того, что усвоение математических знаний зависит как от общих условий, так и от индивидуальных особенностей. Усвоение математических знаний - это сложно организованная деятельность, в которой задействованы свойства личности, в том числе мотивация, интеллектуальные возможности, свойства темперамента; сформированные компоненты опыта (накопленные знания, умения, навыки учебной работы) и т.д. Поэтому планирование деятельности по формированию у студентов общенаучной компетенции осуществляется преподавателем исходя из уровня их способностей к самостоятельному учению. Для этого в начале изучения математики проводится углубленная диагностика обучающихся, выявление их способностей решать репродуктивные, алгоритмические, трансформирующие или творчески-поисковые задачи.

Выделенные типы задач, направленные на формирование общенаучной компетенции будущих экономистов, используются во всех дисциплинах математической подготовки, что позволяет отразить взаимосвязь содержания математического образования с содержанием спецдисциплин и показать профессионально-практическую значимость математических знаний каждого курса, способствуя тем самым формированию профессиональной мотивации студентов в процессе изучения математики.

Для решения задач с незначительным информационным разрывом между данными и целью, необходимы незначительные действия по его ликвидации, тогда идёт речь о

репродуктивных задачах. При увеличении этого разрыва потребность и объём эвристической деятельности значительно возрастают, что требует от будущего экономиста творческого подхода к профессиональной деятельности. В зависимости от этого разрыва исследователями в области педагогической эвристики выделяются различные пороговые задачи.

В соответствии с целью нашего исследования мы выделяем 4 уровня учебных задач, соответствующих уровню творчества, который необходим для их решения.

1-й уровень. К этому уровню относятся репродуктивные задачи, которые в своих

условиях содержат данные для их решения; они направлены на усвоение состава учебных действий и моделируют последовательность исполнительских действий: по образцу,

алгоритмам, предписаниям, инструкциям, формулам и т. д. Эти задачи имеют низкий интеллектуальный порог, не вызывающий интенсивного умственного напряжения. Несмотря на репродуктивный характер задач этого уровня, они тесно связаны с творческой деятельностью и являются основой для развития творческой активности учащегося [2].

2-й уровень. Пороговый потенциал алгоритмических задач определяется необходимостью внесения студентами изменений в последовательность действий, в алгоритмы, в содержание некоторых элементов в целостной структуре действий. Эти задачи вызывают интеллектуальное напряжение, продвижение в умственном развитии.

3-й уровень. В основе трансформирующих задач этого уровня лежит перенос усвоенных студентами знаний, умений и навыков из других дисциплин или перенос в новые конкретные условия учебно-профессиональной деятельности. Такие задачи отличаются более высоким уровнем порогового потенциала, обеспечивающим развитие творческих способностей студентов.

4-й уровень. Задачи этого уровня - творчески-поисковые. Они обеспечивают переход в учебно-профессиональной деятельности от цели к проекту, от проекта - к плану, от плана - к продукту. Студентам необходимо преобразовать условия задачи, организовать поиск необходимой информации, структурировать найденную информацию и т.д. Результат решения таких задач может быть использован в экономической деятельности. То есть студентами осуществляется продуктивная деятельность. Для решения этих задач студенту необходимо проявить высокий уровень творческой активности. При решении задач этого уровня можно использовать метод проектов.

Итак, математическая подготовка способствует формированию общенаучной компетенции у будущих экономистов, так как направлена на овладение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения; методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.

Однако формирование общенаучной компетенции у будущих экономистов в условиях математической подготовки - это только начальный этап этого процесса, который должен быть непрерывным и продолжаться в течение всей профессиональной подготовки. Это и есть третье педагогическое условие.

Направленность на обеспечение непрерывности рассматривается как процесс непрекращающегося образования, перманентного изменения целей, задач и функций звеньев образовательной системы, в которой начальные звенья формируют знание-знакомство, постепенно расширяющееся и переходящее на стадию базового образования знания-умения и затем в знание-трансформацию, когда человек, работая в какой-то отрасли, выдвигает новые идеи и показывает пути их решения на основе математических знаний-знакомств и знаний-умений. Непрерывность формирования общенаучной компетенции у будущих экономистов предусматривает использование сформированной общенаучной компетенции в специальной подготовке, а также требует готовности как преподавателей математики, так и преподавателей спецдисциплин к ее формированию и развитию. Следовательно, чтобы этот процесс было успешным, преподаватели должны обладать соответствующими знаниями и умениями. В

связи с этим возникает необходимость подготовки преподавателей к формированию у студентов общенаучной компетенции.

И, наконец, последнее педагогическое условие эффективного формирования общенаучной компетенции у будущих экономистов - интегрированная система мониторинга успеваемости и качества усвоения знаний, позволяющая определить у студентов уровень сформированности общенаучной компетенции.

На всех этапах учебного процесса мы используем сочетание традиционных и нетрадиционных систем мониторинга: наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, анализ, входная, промежуточная и итоговая диагностика.

Наблюдение заключается в отслеживании изменений в уровне сформированности компонентов общенаучной компетенции, оценке смысла происходящих явлений в образовательном процессе. Эффективность педагогического наблюдения зависит от психологической грамотности, компетентности, умений использовать психологические основы эксперта для оценки процессов учения, развития и воспитания. Наблюдение всегда субъективно и потому не является одним из объективных способов мониторинга.

Тестирование является одним из объективных методов получения информации об уровне сформированности компонентов общенаучной компетенции. Ориентация на эталон, норму является важнейшим достоинством этого метода, позволяющего сравнивать, соотносить, сопоставлять оценки, полученные в процессе тестирования. Для проведения мониторинга могут быть использованы умственные, материализованные и материальные тесты, задания и эталоны.

Опрос как метод позволяет получить информацию о сформированности компонентов общенаучной компетенции на основе анализа контрольных работ по решению специально подобранных или разработанных задач, что позволит получить необходимую информацию о сформированности у студентов знаний, умений, навыков (когнитивно-операциональный компонент общенаучной компетенции). Анализ результатов научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов даст возможность определить сформированность системы мотивов учения и ценностей (мотивационно-ценностный компонент).

Диагностика - вид деятельности по установлению и изучению признаков, характеризующих состояние и результаты профессионального обучения и позволяющих на этой основе прогнозировать, определять возможные отклонения, пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения качества подготовки квалифицированных экономистов. В процессе мониторинга проводится вводная, промежуточная и итоговая диагностика.

Одним из действенных методов мониторинга является анализ результатов диагностики учебно-профессиональной деятельности, проводимой по материалам диагностирования, анкетирования, опроса или наблюдения. Далее на основе анализа результатов диагностики осуществляется прогнозирование процесса формирования компонентов общенаучной компетенции, определяются возможные отклонения качества обучения и пути их предупреждения. Прогнозирование здесь рассматривается с точки зрения обеспечения подготовки компетентных специалистов для экономики XXI века, для национального и регионального рынков труда и услуг. В случае существенных отклонений содержания компонентов общенаучной компетенции студентов от прогнозируемых производится коррекция этого процесса с целью выведения обучающегося на путь оптимального развития.

Для оценки уровня и качества усвоения учебного материала, освоения учебной деятельности могут быть использованы рейтинговая и пятибалльная системы отметок.

Реализация рассмотренных педагогических условий, по нашему мнению, позволит достичь основной цели нашего исследования - эффективного формирования общенаучной компетенции у будущих экономистов в условиях математической подготовки.

Литература

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «060800 - Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». - М., 2000. - 44 с.

2. Никитина, Э.К. Взаимосвязь творческого и репродуктивного компонента творческого процесса изучения учебного материала младшими школьниками: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Э.К. Никитина. - М.: Изд-во Москов. ун-та, 2000. - 16 с.

© Р. В. Батурина - соиск. каф. социальной работы, педагогики и психологии КНИТУ, niceroza@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.