* * *
1. Aronova E.Yu. Tsennostno-smyislovoy aspekt samorealizatsii uchaschihsya sredstvami iskusstva : dis. ... kand. ped. nauk. Krasnodar, 2000.
2. Bazaeva F.U. Printsipyi konstruirovaniya didakticheskoy situatsii samorealizatsii buduschego uchitelya // Obschestvo: sotsiologiya, psihologiya, pedagogika. 2011. № 3-4. S. 99-106.
3. Bazaeva F.U. Samorealizatsiya buduschego uchitelya v usloviyah perehoda k mnogourovnevomu professionalnomu obrazovaniyu: natsionalno-kultur-nyiy aspekt : monogr. / nauch. red. N.M. Boryitko. M. : Izd-vo «Akademiya» APK i PPRO, 2011.
4. Boryitko N.M. Prostranstvo vospitaniya: obraz byitiya : monogr. Volgograd, 2000.
5. Boryitko N.M. V prostranstve vospitatelnoy deyatelnosti : monogr. Volgograd, 2001.
6. Boryitko N.M. Pedagog v prostranstvah sovremennogo vospitaniya : monogr. Volgograd, 2001.
7. Boryitko N.M. Teoriya i praktika stanovleniya professionalnoy pozitsii pedagoga-vospitatelya v sisteme nepreryivnogo obrazovaniya : dis. . d-ra ped. nauk. Volgograd, 2001.
8. Dolgodvorova T.I. Proektno-issledovatelskaya deyatelnost uchitelya kak sredstvo samorealizatsii v pedagogicheskoy karere : dis. ... kand. ped. nauk. Omsk, 2000.
9. Ilin V.S. Formirovanie lichnosti shkolnika (tselostnyiy protsess). M., 1984.
10. Sergeev N.K. Teoriya i praktika stanovleniya pedagogicheskih kompleksov v sisteme nepreryivnogo obrazovaniya uchitelya : dis. v vide nauch. dokl. ... d-ra ped. nauk. Volgograd, 1998.
11. Shabalina N.G. Samorealizatsiya kak odno iz usloviy stanovleniya professionalnoy kareryi prepodavatelya vyisshey shkolyi // Modernizatsiya professionalnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: kompetentnostnyiy podhod : sb. nauch. st. / sost. i nauch. red. G.A. Fedotova ; Novgor. gos. un-t im. Yaroslava Mudrogo. Velikiy Novgorod, 2006.
Logic of professional self-actualization of a future teacher in the national and cultural environment of a higher school
There is substantiated the logic of support in the professional self-actualization of a future teacher with consideration of the specific character of the national and cultural environment of a higher school and the region. There are marked out four stages of working with students in this area: adaptive, reflexive, value and sense and project.
Key words: professional self-actualization, future teacher, national and cultural environment of a higher school, pedagogic support.
(Статья поступила в редакцию 10.10.2014)
и.в. власюк, в.н. черниговский
(волгоград)
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОй позиции
курсанта вуза мвд россии
Рассматриваются аксиологические аспекты формирования профессионально-нравственной позиции курсанта вузов МВД России, уточняются ее функции и составляющие.
Ключевые слова: ценность, ценностное отношение, функции и составляющие профессионально-нравственной позиции.
Сотрудник правоохранительных органов как профессионал призван «защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, интересы государства и общества от преступных и других противоправных посягательств, при этом наделен правом применения вынужденных мер принуждения», что обусловливает специфические требования к его профессиональной подготовке: «...исключительная социальная значимость решаемых задач, своеобразие целей, влияние мощных средовых факторов: экстремальные условия (особые и сложные), опасности (направленность действий факторов среды на уничтожение субъекта профессиональной деятельности), внезапность (неожиданные и резкие изменения значимой обстановки)» [8, с. 24]. В связи с этим профессиональная подготовка будущих специалистов в области правоохранительной деятельности, исходя из ее основных целей и задач, носит нравственный характер, т.к. сама правоохранительная деятельность изначально пронизана моралью и нравственностью.
Профессиональное образование в вузах МВД России имеет своей целью не только формирование у курсанта профессиональных знаний, практических умений и навыков правоохранительной деятельности, но и осознанных, оценочных и доминирующих ценностно-смысловых отношений к себе, к другому, к профессиональной деятельности, т.е. формирование профессионально-нравственной позиции. Отсутствие гуманистически-мировоззренческой установки и нравственно-ценностных качеств личности курсанта как со-
© Власюк И.В., Черниговский В.Н., 2014
трудника полиции, а также возможности соотнесения профессиональной деятельности с критериями общечеловеческих социальных ценностей и общественным идеалом, как правило, способствует непрофессионализму.
Опираясь на труды В.А. Барабанщикова, Н.М. Борытко, Л.Т. Бородавко, И.В. Власюк, В.Я. Кикотя, А.В. Кирьяковой, А.М. Столярен-ко и др. и документы, определяющие содержание и стратегию профессионального воспитания будущих сотрудников ОВД России (Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (2011); Федеральный закон «О полиции» (2011); Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2013) и др.), мы полагаем, что ценности профессии полицейского достаточно ясно отражаются в ценностно-смысловом компоненте профессионального воспитания курсантов.
Так, в приказе МВД России № 120 от 1 февраля 2007 г. «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» отмечается, что для каждого сотрудника ОВД показателями результативности его компетентности становятся помимо качественной профессиональной подготовки уровень культуры, ценностные ориентации, умения анализировать жизненные ситуации с позиций морально-нравственных ценностей, вести общение эффективно и бесконфликтно, правильно строить межличностные служебные и внеслужебные отношения.
Как отмечает А.В. Кирьякова, исследователи Г.П. Выжлецов, R.B. Perry, J.A. Irving характеризуют содержание понятия «ценность» через выделение таких характеристик, как значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность: «.. .возникновение ценности связано, с одной стороны, с предметами, явлениями, их свойствами, способами удовлетворить определенные потребности общества, человека. С другой стороны -ценность выступает как суждение, связанное с оценкой существующего предмета, явления человеком, обществом. Подчеркивается, что ценность - это форма проявления определенного рода отношения между субъектами объектом. только тогда, когда мы рассматриваем общественное бытие человека в аспекте объект-субъектного отношения, мы можем зафиксировать явление ценности» [5, с. 27].
Выделяются следующие уровни ценностей по соотношению «личность - профес-
сия», ставшие ориентирами профессионально-нравственной позиции курсанта вуза МВД России:
- идеологический — ценности, являющиеся смысловой основой профессии: патриотизм, осознанная ответственность за обеспечение безопасности Отечества, служебный долг;
- социально-структурный — ценности принадлежности к профессии: чувство гордости избранной профессией, честь и достоинство сотрудника овд, уважительное отношение к традициям правоохранительных органов и вуза, воинским ритуалам, товарищество, взаимопомощь;
- процессуальный — ценности, определяющие существование и взаимодействие в социальной структуре правоохранительных органов: стремление к повышению профессионального мастерства, ответственность за подчиненных, заботливое и уважительное отношение к ним, ежедневное соблюдение профессиональной этики и др.
в профессиональной подготовке специалиста в вузе, по мнению А.В. Кирьяковой, следует ориентироваться на формирование у студента системы общечеловеческих и профессиональных ценностей, определяющих его отношение к миру и своей деятельности, к самому себе как человеку и профессионалу [4]. Опираясь на исследования А.В. Кирьяковой, полагаем, что ценностное отношение курсанта вуза МВд россии к себе как к высококвалифицированному специалисту предполагает наличие профессионально-нравственного идеала, позитивной Я-концепции и стремления к самосовершенствованию.
В межличностной характеристике курсанта как сотрудника ОВД доминирует профессиональное самосознание (осознание норм, правил, профессиональной модели поведения, соотнесение себя с профессиональным эталоном, самооценка). Отношение к Другим предполагает наличие в ценностно-смысловой сфере личности курсанта ценности Другого как равноправного субъекта по профессиональному общению и взаимодействию, имеющего свои чувства, мысли, желания, возможности. Ценностное отношение к профессиональной деятельности характеризуется осознанием цели и личностного смысла деятельности, ее социальной значимости, заинтересованностью в ее эффективном результате. Если осваиваемые курсантом ценности придают познанию, сотрудничеству и самореализации ценностную ориентацию, то это становится реальностью.
Для наиболее полного раскрытия сущности профессионально-нравственной позиции указанной категории обучающихся необходимо выделить и описать ее функции в профессионально-личностном становлении курсанта вуза МВД России. На основе содержания и специфики профессионально-нравственной позиции, ее значения в профессионально-личностном становлении курсанта вуза МвД россии определены функции профессионально-нравственной позиции курсанта вуза МВД России: деонтологи-ческая, ценностно-смысловая, коммуникативная, результативно-рефлексивная.
Деонтологическая функция профессионально-нравственной позиции курсанта вуза МВД России ориентирована на обеспечение эффективного решения профессиональных задач правоохранительной деятельности с учетом исторического опыта предшествующих поколений, закрепленного в нормах, профессиональной морали, традициях и ритуалах.
Как известно, деонтология (от греч. 5еоу, родительный падеж 5еоухо^ - «долг, обязанность» и Хоуо^ - «слово, учение») - наука или учение о должном, т.е. о нормативном поведении. Норма - общепринятое и обязательное для членов того или иного сообщества правило (предписывающее или запрещающее что-либо) [11, с. 417], не то среднее, что есть, а то лучшее, что возможно при соответствующих условиях [10]. Правило - собрание, свод каких-либо положений, установок, определяющих порядок чего-либо; норма поведения, принятый образ мыслей, действий [11, с. 594].
Именно деонтологическая функция отвечает за действие системы согласованных нравственных и моральных ориентиров профессионального поведения и отношений курсанта вуза МВД России как высококвалифицированного специалиста. Деонтологическая функция профессионально-нравственной позиции развивает профессиональное мышление курсанта как субъекта правоохранительной деятельности, способствует осознанию смысла и социальной значимости профессии, расширяет мировоззрение и формирует личностный опыт.
В правоохранительной деятельности особо ценное, специальное значение имеет дифференциация нравственных норм: нормы-запреты, нормы-рамки и нормы-образцы. Нормы-запреты ограничивают некоторые нравственные проявления и не позволяют курсанту унижать достоинство гражданина, относиться к нему только как к преступнику или потерпевшему и выполняют принуди-
тельную функцию. Нормы-рамки определяют пределы допустимости свободного действия курсантов, активизируют их деятельность и выполняют побудительную функцию долга. Нормы-образцы являются своеобразной моделью будущего поведения. Нормативные (конвенциональные) ценности, по мнению Л.И. Бо-жович, Л.С. Выготского, являются содержанием «готового образца», к которому мы хотим приобщить личность курсанта. Данные нормы как исторически сложившаяся совокупность правил и требований (законы, приказы, устав, распоряжения, инструкции, директивы, кодекс чести между сотрудниками ОВД, нормы профессиональной морали и др.) применительно к специфическим условиям профессиональной деятельности сотрудника оВД выступают регулятором взаимоотношений, взаимодействия и общения в правоохранительной деятельности.
В случае неразвитости данной функции профессионально-нравственной позиции курсанта нарушается процесс решения профессиональных задач в соответствии с одобряемыми нормами и правилами профессиональной деятельности сотрудника ОВД. Курсант в служебной обстановке не осознает моральных запретов, становится неудержимым в своих действиях и способным на безнравственные поступки. Ему становится безразличен свой социальный статус, смысл профессии и профессиональной самореализации, самосовершенствоваться в ней он не хочет, недобросовестно выполняет свой профессиональный долг, нарушает дисциплину, занимает пассивную позицию в общественной жизни, не желает проявлять инициативу и предпочитает действовать только под чьим-либо руководством.
В случае, когда данная функция чрезмерно развита у курсанта, нормы профессиональной деятельности сотрудника ОВД принимают деструктивный характер и не позволяют видеть интересы людей, которые он призван защищать, проявлять «иммунитет» к негативным воздействиям среды, его воля и настойчивость в достижении поставленных целей и в решении профессиональных задач переходят в упрямство и заносчивость.
Ценностно-смысловая функция определяет роль ценностей и смыслов профессионально-нравственной позиции курсанта вуза МВД России как высококвалифицированного специалиста в контексте решения профессиональных задач с ориентацией на значимые характеристики, определяющие эффективность, иде-
ал, нормы и эталоны должного в профессиональном поведении.
«Ценности - это некий личностный смысл, это категория "значимости"» (Г. Олпорт); «ориентиры субъективной деятельности в мире социальных отношений» (Д.М. Архангельский); «идеальные представления, смыслы моральных понятий» (В.А. Титов)» (цит. по: [2, с.11-14]). Значимость - то же, что и значение: смысл, содержание; важность, значительность; влияние, роль в жизни, предназначение [11 с. 229]. «Смысл - это конкретизация значения предмета в речевом или непосредственно деятельност-ном соотнесении его со значением слова или с предметной ситуацией. Соотношение значения, порождающее особый их смысл, определяется либо объективными факторами действительности и объективной логикой рассуждения, либо субъективными факторами: желаниями, стремлениями, общественными и личными целями и мотивами» [7, с. 78].
Данная функция предполагает осознание и принятие профессионально-нравственной позиции как необходимого средства личностного развития и значимости профессионального самосовершенствования в целях повышения социальной роли сотрудника ОВД. По мнению А.Ю. Ефремова, ценностно-смысловой характер профессиональных ориентаций курсантов направлен на уважение прав и свобод личности, самореализации, а также внутренней рефлексивной устойчивости к противоправным проявлениям, которая рассматривается как адекватная утверждению в обществе нравственных ценностей и смыслов [3]. ценностно-смысловые отношения курсанта проявляются во взаимодействии и общении с другими людьми.
таким образом, профессионально-нравственные ценности правоохранительной деятельности регламентируют профессиональную деятельность, обусловливают ее социальную успешность, повышают моральную устойчивость специалистов, постоянно взаимодействующих с активной противоправной средой. Интеграция разнообразных ценностей и смыслов имеет позитивную индивидуальную и общественную направленность. Доминирующией из них является ценность правоохранительной деятельности сотрудника ОВД, направленная на защиту Отечества, своего общества за счет рефлексии над ценностным и смысловым содержанием. Высококвалифицированный сотрудник ОВД соотносит свою профессиональную деятельность со своими жизненными смыслами и
смыслами государства, которому он служит. Профессиональная деятельность сотрудника ОВД связана с переживанием этих жизненных смыслов. Профессионал активно ищет и находит все новые смыслы в своей профессиональной деятельности.
ценностно-смысловая функция отвечает за сформированность у курсанта волевых, нравственно-профессиональных и других качеств защитника правопорядка, гражданина-патриота; за формирование у него внутренней готовности к осознанному, самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив профессионального и жизненного развития, а также готовности самостоятельно находить значимые смыслы в профессиональной деятельности. ценностно-смысловая функция проявляется и в развитии эмоционально-волевой, морально-нравственной устойчивости, волевой готовности к преодолению трудностей в правоохранительной деятельности, поддержании в служебном коллективе уставного порядка и должного в профессиональном поведении, сформированности отношений доверия друг к другу, взаимопомощи, взаимовыручки, товарищества и дружбы.
Неразвитость данной функции приводит к деформации ценностей и смыслов, что проявляется у курсанта в неспособности актуализировать, сформировать, реализовать в процессе жизни и профессиональной деятельности свои потенциальные способности, возможности, потребности в самоуважении; к приобретению определенных свойств и качеств, имеющих ценность в профессионально-личностном развитии, и утверждению их в глазах окружающих и своих собственных; к актуализации своих возможностей.
гипертрофированность данной функции приводит курсанта к невозможности соотнести свои ценности с ценностями реальной правоохранительной деятельности, в результате теряется интерес к саморазвитию в правоохранительной деятельности; курсант сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опираться на сильные стороны своей личности либо осуществлять через формирование типичного стиля профессиональной деятельности более развитую способность, он становится безучастным к достижению успеха и преодолению трудностей.
Коммуникативная функция профессионально-нравственной позиции курсанта основывается на совокупности знаний курсантом видов профессионального общения, обусловленных целями и задачами правоохрани-
тельной деятельности и потребностями сотрудников ОВД, умений и навыков общения; психологических особенностей и качеств личности курсанта, позволяющих реализовать знания, умения, позиции в профессиональной деятельности и достигать намеченных целей и задач; профессионально-нравственной позиции сотрудника ОВД, определяющей характер и результаты профессионального общения.
По данным социологического опроса, 43% населения России воспринимает сотрудника ОВД как грубого человека, 40% считают его безразличным, 32% относят к людям некультурным. При этом 44% респондентов отмечают, что приведшие к нарушениям прав граждан действия сотрудников ОВД сопровождались бестактностью, наглостью, недостойным поведением; 28% опрошенных испытали на себе в процессе общения проявление жестокости и насилия со стороны сотрудников [9]. Коммуникативная функция выражается в повседневных отношениях курсанта как сотрудника ОВД и представляет собой его взаимодействие с сослуживцами, другими лицами, собственным Я, которые обеспечивают ему профессиональные взаимосвязи в служебном коллективе, познание, обмен информацией или удовлетворение своих основных жизненных потребностей. Профессионально-нравственные отношения, общение занимают особое место в правоохранительной деятельности, выступают фактором, влияющим на психическое самочувствие. Знания курсанта о повседневных нравственных отношениях к сослуживцам (отношение к командиру (педагогу-наставнику), к курсанту своего и младшего курсов) помогают сплоченности членов служебного коллектива.
Профессиональное общение реализуется в процессе учебного, служебного и повседневного взаимодействия и включает распорядительно-исполнительское, коммуникативно-развивающее, индивидуально-личностное общение. Его особенность состоит в непрерывности, всесторонности и жесткой нормативной регламентации. Средства и способы профессионально-служебного общения призваны обеспечить задействование вербальных и невербальных возможностей его субъектов (сослуживцев, командиров и начальников, других должностных лиц, технических, знаковых и иных средств). Коммуникативная функция профессионально-нравственной позиции курсанта предполагает познание, участие, наличие умений эмпатийного взаимодействия в субъект-субъектных отношениях,
способность слушать, понимать, принимать, убеждать; обеспечение психологической безопасности и условия для самореализации личности, толерантность; владение оптимальным стилем профессионального общения.
Неразвитость или гипертрофированность коммуникативной функции профессионально-нравственной позиции курсанта вуза МВД России влияет на характер целесообразных профессионально-служебных контактов (в соответствии с уставами и нравственными принципами) с командирами, начальниками и с сослуживцами. Курсант как будущий специалист не способен вызвать к себе интерес и симпатию, управлять своим настроением; тактично и принципиально критиковать отдельных сослуживцев и предотвращать профессиональные конфликты; побуждать сослуживцев ответственно и профессионально решать поставленные служебные задачи; завоевывать и поддерживать на протяжении продолжительного времени в коллективе авторитет, основанный на профессиональном опыте и профессиональной компетентности.
Результативно-рефлексивная функция характеризует результативную сторону внешнего проявления профессионально-нравственной позиции курсанта вуза МВД России как высококвалифицированного специалиста; отвечает за реальный уровень профессионализма сотрудника ОВД и получение обобщенных и конкретных полезных результатов, удовлетворяющих определенные социальные потребности. Выполнение данной функции проявляется в оценке каждым курсантом результатов своей профессиональной деятельности и его оценке со стороны вышестоящего командования.
Определяя роль рефлексии в профессиональной деятельности, В.К. Рябцев отмечает, что она заключается в установлении связи между конкретно-практическими действиями и содержанием смысловых образований (понятий), при помощи которых задается и регулируется профессиональная деятельность. Прогнозируемые результаты правоохранительной деятельности складываются из двух компонентов - процессуального (как достигается результат или насколько оптимальна профессиональная деятельность) и результирующего (что достигнуто, т.е. соответствие продукта труда целям и задачам правоохранительной деятельности). В психологических исследованиях рефлексия рассматривается как один из важных механизмов, обеспечивающих адаптивность человека к новым условиям деятельности. Рефлексивная функция возникает и
реализуется в любой деятельности, когда возникает какое-либо затруднение. При этом она используется для реконструкции появившегося затруднения и обнаружения его причин, т.е. признанным стало то, что рефлексия служит совершенствованию различных видов деятельности. [6].
Неразвитость данной функции нарушает процесс оценки курсантом результата своей профессиональной деятельности; планирование работы по реализации решения и организации его исполнения; анализ результатов и корректировки деятельности по самосовершенствованию; осуществление правоохранительной деятельности; наращивание и реализацию творческого потенциала; достижение профессиональных результатов, соответствующих целям и задачам профессиональной деятельности и собственным потребностям.
Если данная функция гипертрофирована, может наблюдаться несовпадение выдвигаемых целей и профессиональных задач с личностными позициями и качествами курсанта. Например, курсант вуза МВД россии желает быть высококвалифицированным специалистом, признанным в обществе, однако никаких действий к этому не предпринимает из-за того, что или не хочет, или не умеет строить процесс профессионального самосовершенствования.
Выделенные функции не рядоположенны, в их структуре системообразующей функцией является ценностно-смысловая, т.к. именно она задает смыслообразование, являющееся основанием профессионально-нравственной позиции курсанта как субъекта учебно-профессиональной деятельности. Данная функция определяет возможности курсанта для самореализации, потенциал самоутверждения в учебной и профессиональной деятельности, а также задает направление саморазвития и основание для самооценки.
Описанные функции профессионально-нравственной позиции курсанта вуза МВД россии в его учебно-профессиональной деятельности позволяют определить содержание и структурные составляю-щи е е г о по з и ци и .
ценностно-смысловая функция обнаруживает в структуре профессионально-нравственной позиции курсанта вуза МВД России гуманистически-мировоззренческую составляющую, которая определяет нравственно-этическую направленность курсанта как главного субъекта правоохранительной деятельности, связанную с самоопределением, что возможно только при наличии продуктивной Я-концепции.
Данная составляющая выражается в индивидуально-личностных и профессионально значимых качествах, характеризующих курсанта как высококвалифицированного специалиста, способствует:
- осознанию значимости профессии и убежденности в правильности профессионального выбора;
- сформированности системы гуманистических принципов и ценностных ориентаций правоохранительной деятельности как единство общественно значимых и личных мотивов профессиональной деятельности;
- интересу к правоохранительной деятельности как к главному смыслу жизни; мотивации продвижения курсанта как сотрудника ОВД к вершинам профессионализма в правоохранительной деятельности;
- развитию социально-ценностной Я-кон-цепции, которую курсант успешно реализовы-вает и оценивает.
Деонтологическая функция позволяет определить познавательно-нормативную составляющую профессионально-нравственной позиции курсанта вуза МВД России. Данная составляющая раскрывает механизм становления и развития профессионально-нравственной позиции курсанта и составляет основу механизма адаптации к социокультурным условиям, учебной и профессиональной деятельности.
Познавательно-нормативная составляющая включает глубокие прочные общие и профессиональные знания о сущности и содержании правоохранительной деятельности (общий уровень интеллекта, компетентность в своей профессии, знание нормативных документов, регламентирующих профессиональную деятельность сотрудника ОВД в различных видах служебной деятельности); систему нормативной регуляции, побуждающей как в индивидуальном плане, так и в групповом постоянно придерживаться стандартов и норм поведения, взаимоотношений, профессионального общения (формальных и неформальных), принятых в служебном коллективе; качества личности курсанта (эмпатия, коммуникабельность, доступность, толерантность, искусство убеждать, способность поддерживать открытую обратную связь, авторитетность, соответствие должностному статусу); профессиональную позицию (гуманизм, социально-ценностная ориентация, служебная этика); способность нестандартно решать профессиональные задачи, стиль научного мышления, способность к рефлексии.
Результативно-рефлексивная функция позволяет обнаружить квалификационную составляющую профессионально-нравственной позиции курсанта вуза МВД России, которая раскрывает содержание процесса формирования профессионально-нравственной позиции как результат образовательного процесса и определяет курсанта как субъекта и высококвалифицированного специалиста. Это способность курсанта самостоятельно принимать решения в штатных и экстремальных ситуациях разных сфер оперативно-служебной деятельности, ответственность за свои действия, поступки, решения, моделирование своей профессиональной деятельности в социокультурной среде, прогнозирование ее результатов и реакции окружающего социума.
Данная составляющая рассматривается нами в качестве ведущей в профессионально-нравственном становлении сотрудника ОВД и выражается в реализации им профессиональных знаний, умений, навыков, функций и должностных обязанностей в конкретных профессиональных задачах, в выполнении служебно-профессиональных распоряжений. Взаимосвязь целей и задач правоохранительной деятельности с личностными интересами, позициями и качествами сотрудника ОВД выступает принципом и условием продуктивности действий по их реализации. Квалификационная составляющая выражается в осознании курсантом социальной значимости профессии полицейского, в степени реализации профессиональных знаний, умений и навыков профессиональной деятельности, профессиональном сознании, мышлении, интуиции в решении задач правоохранительной деятельности, психологических качествах.
Выделенные функции и составляющие профессионально-нравственной позиции курсанта вуза МВД России позволяют наиболее полно определить понимание данного феномена.
Гуманистически-мировоззренческая составляющая, обеспечивающая ценностно-смысловую функцию, - ведущая в структуре профессионально-нравственной позиции курсанта вуза МВД России и являющаяся основанием его профессионально-нравственной позиции. Познавательно-нормативная составляющая, отвечающая за деонтологическую функцию, раскрывает механизм становления и развития профессионально-нравственной позиции. Квалификационная составляющая, благодаря которой реализуется результативно-рефлексивная функция, раскрывает внешнее
проявление профессионально-нравственной позиции курсанта, ее результативный аспект.
Единство составляющих профессионально-нравственной позиции курсанта, их интеграция в целостную позицию рассматриваются нами как образовательный результат подготовки в вузах МВД России и обнаруживаются по степени выраженности коммуникативной функции. Профессионально-нравственная позиция курсанта является, на наш взгляд, детер-минантой его учебно-профессиональной подготовки, а в дальнейшей службе - детерми-нантой профессионально-личностного становления, механизмом профессионального роста, обеспечивающим профессиональный успех и профессиональное долголетие, удовлетворение своей профессиональной деятельностью.
Литература
1. Борытко Н.М. Ценностно-смысловой аспект профессионального воспитания // Вестн. Волгогр. академии МВД России. 2007. № 2 (5). С. 86-92.
2. Власюк И.В. Аксиологические основания исследования семьи как социокультурной ценности // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Пед. науки. 2011. № 4(58). С.11-14.
3. Ефремов А.Ю., Дудкина Е.И. Педагогическая поддержка нравственных ориентаций и личностных профессионально значимых качеств курсантов и слушателей вузов МВД России. Воронеж, 2002.
4. Кирьякова А.В. Аксиологическая концепция в ориентации личности в мире образования // Вестн. Оренб. гос. ун-та. 1999. № 1. С. 13-19.
5. Кирьякова А.В. Ценностные ориентиры университетского образования // Вестн. Оренб. гос. унта. 2011. №2 (121). С. 27-33.
6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
7. Митрахович В.А. Развитие педагогического потенциала воинского социума в формировании профессионализма у военнослужащих контрактной службы: моногр. /науч. ред. Н.М. Борытко. СПб. : Изд. дом «ЛЕМА», 2012.
8. Семенова Е.В. Формирование профессионально-нравственной устойчивости курсантов и слушателей вузов МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2011.
9. Скляренко И.С. Процесс формирования профессиональных ценностных установок сотрудника правоохранительных органов //Образование и общество. 2011. №2 (67). С. 82-86.
10. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования) : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1994.
11. Современный толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. М. : Ридерз Дайджест, 2004.
* * *
1. Boryitko N.M. Tsennostno-smyislovoy aspekt professionalnogo vospitaniya // Vestn. Volgogr. akademii MVD Rossii. 2007. № 2 (5). S. 86-92.
2. Vlasyuk I.V. Aksiologicheskie osnovaniya issledovaniya semi kak sotsiokulturnoy tsennosti // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Ped. nauki. 2011. № 4(58). S.11-14.
3. Efremov A.Yu., Dudkina E.I. Pedagogicheskaya podderzhka nravstvennyih orientatsiy i lichnostnyih professionalno znachimyih kachestv kursantov i slushateley vuzov MVD Rossii. Voronezh, 2002.
4. Kiryakova A.V. Aksiologicheskaya kontseptsiya v orientatsii lichnosti v mire obrazovaniya // Vestn. Orenb. gos. un-ta. 1999. № 1. S. 13-19.
5. Kiryakova A.V. Tsennostnyie orientiryi universitetskogo obrazovaniya // Vestn. Orenb. gos. un-ta. 2011. № 2 (121). S. 27-33.
6. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. M., 1996.
7. Mitrahovich V.A. Razvitie pedagogicheskogo potentsiala voinskogo sotsiuma v formirovanii professionalizma u voennosluzhaschih kontraktnoy sluzhbyi: monogr. /nauch. red. N.M. Boryitko. SPb. : Izd. dom «LEMA», 2012.
8. Semenova E.V. Formirovanie professionalno-nravstvennoy ustoychivosti kursantov i slushateley vuzov MVD Rossii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Tula, 2011.
9. Sklyarenko I.S. Protsess formirovaniya professionalnyih tsennostnyih ustanovok sotrudnika pravoohranitelnyih organov //Obrazovanie i obschestvo. 2011. № 2 (67). S. 82-86.
10. Slobodchikov V.I. Razvitie sub'ektivnoy realnosti v ontogeneze (psihologicheskie osnovyi proektirovaniya obrazovaniya) : avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk. M., 1994.
11. Sovremennyiy tolkovyiy slovar russkogo yazyika / gl. red. S.A. Kuznetsov. M. : Riderz Daydzhest, 2004.
Axiological characteristics of the professional and moral position of Internal Affairs Ministry higher school cadets
There are considered the axiological aspects of formation of the professional and moral position of Internal Affairs Ministry higher school cadets, specified its functions and components.
Key words: value, value attitude, functions and components of the professional and moral position.
(Статья поступила в редакцию 12.09.2014)
и.в. власюк а.ф. казакова
(волгоград)
ПРИНЦИПЫ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассмотрены принципы педагогической помощи при формировании профессиональной грамотности студента экономических специальностей. Приведены примеры проявления принципов в работе преподавателя, представлена этапность реализации данных принципов в образовательном процессе системы среднего профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональная грамотность, принципы педагогической помощи, этапы формирования профессиональной грамотности.
Анализ практики образовательного процесса в современной системе среднего профессионального образования (СПО) свидетельствует о сохранении рецидивов безличного, технократического подхода в классической дидактике, активизирующей исполнительскую деятельность студента в учебном процессе. Подобная активизация познания блокирует развитие профессиональной грамотности студента и, как следствие, дальнейшую активную профессионально-экономическую деятельность в современных условиях рынка. Эмпирические поиски отдельных преподавателей и педагогических коллективов образовательных организаций / учреждений уровня СПО г. Камышина не дают однозначных результатов: 67% студентов, обучающихся по системе «вопрос - ответ», с трудом включаются в профессиональную деятельность, испытывают различные затруднения. Студент при этом играет роль исполнителя, тогда как 33% студентов, включенных в диалогическое взаимодействие и квазипрофессиональную деятельность, коммуникабельны, легко входят в реальную практическую деятельность, более приспособлены к выполнению экономических действий, готовы к исполнению финансовых обязанностей. Данные показатели требу-
© Власюк И.В., Казакова А.Ф., 2014