Научная статья на тему 'Вопросы формирования профессионально-этической культуры сотрудников органов внутренних дел в рамках единоначальной и коллегиальной моделей администрирования образовательной деятельности в вузах МВД России'

Вопросы формирования профессионально-этической культуры сотрудников органов внутренних дел в рамках единоначальной и коллегиальной моделей администрирования образовательной деятельности в вузах МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
489
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОДЕЛЬ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЕДИНОНАЧАЛИЕ / КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL AND ETHICAL CULTURE / ADMINISTRATION MODEL / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / MAN MANAGEMENT / COLLEGIALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вызулин Е.А.

Статья посвящена роли и месту профессионально-этической культуры в образовательном процессе вузов МВД России. Раскрыто содержание основных моделей администрирования образовательной деятельности их взаимосвязь с воспитанием лиц, обучающихся в образовательных организациях высшего образования МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вызулин Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the role and place of ethical culture in educational process of educational institutions of the MIA of Russia. The article reveals the content of the main models of administration of educational activities, their relationship with the education of persons enrolled in educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Вопросы формирования профессионально-этической культуры сотрудников органов внутренних дел в рамках единоначальной и коллегиальной моделей администрирования образовательной деятельности в вузах МВД России»

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РАМКАХ ЕДИНОНАЧАЛЬНОЙ И КОЛЛЕГИАЛЬНОЙ МОДЕЛЕЙ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗАХ МВД РОССИИ

QUESTIONS OF FORMATION OF PROFESSIONAL AND ETHICAL CULTURE OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN THE FRAMEWORK OF UNIFIED LEADERSHIP AND COLLEGIAL MODELS OF ADMINISTRATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF

RUSSIA

УДК 378.1:378.112.2

Е.А. ВЫЗУЛИН

(Нижегородская академия МВД России) 0512e@mail.ru

E.A. VYZULIN

(Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia)

Аннотация: статья посвящена роли и месту профессионально-этической культуры в образовательном процессе вузов МВД России. Раскрыто содержание основных моделей администрирования образовательной деятельности их взаимосвязь с воспитанием лиц, обучающихся в образовательных организациях высшего образования МВД России.

Ключевые слова: профессионально-этическая культура, модель администрирования, дополнительное профессиональное образование, единоначалие, коллегиальность.

Abstract: the article is devoted to the role and place of ethical culture in educational process of educational institutions of the MIA of Russia. The article reveals the content of the main models of administration of educational activities, their relationship with the education of persons enrolled in educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Keywords: professional and ethical culture, administration model, additional professional education, man management, collegiality.

Последние изменения государственной политики в сфере образования свидетельствуют о знаковом изменении позиции руководства страны и Минобрнауки России к внутреннему содержанию образовательной деятельности. По мнению Президента Российской Федерации В.В. Путина, утвердившего неоднократные высказывания Министра образования О.Ю. Васильевой, образовательная деятельность в Российской Федерации должна представлять собой совокупность обучения и воспитания. Данный

вектор изменения государственной образовательной политики был легитимизирован Президентом России в его Послании Федеральному Собранию России в декабре 2016 года.

Традиционно вопросам воспитания обучающихся уделяется значительное внимание в рамках общего образования. Вместе с тем проблема формирования профессионально-этической культуры лиц, обучающихся в образовательных учреждениях высшего образования, особенно готовящих кадры правоохранительных органов,

наделенных правом применения мер государственного принуждения, стоит не менее остро, чем в «школьном» образовании.

Вузам МВД России свойственен особый, отличный от гражданских вузов, режим администрирования, совмещающий жесткую модель единоначалия с элементами воспитательной работы. Проблемам данного совмещения посвящают исследования ученые не только педагогических, но и юридических кафедр образовательных организаций высшего образования МВД России.

Профессором кафедры теории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя доктором юридических наук, профессором С.С. Маиляном в докладе, посвященном единоначалию и коллегиальности в деятельности образовательных организаций системы МВД России, затронут социально-правовой вопрос сочетания и взаимосвязи систем управления государственной образовательной организации. Образовательная организация системы МВД России является относительно самостоятельной структурной единицей федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку и реализацию государственной политики в сфере внутренних дел.

Отдельно необходимо заметить, что в отличие от иных вузов России, образовательная организация высшего образования, подведомственная МВД, входит, как составная часть МВД России, в «силовой» блок органов исполнительной власти Российской Федерации, выполняя возложенный на данный блок комплекс правоохранительных задач в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Традиционно органы исполнительной власти России в качестве одного из важнейших направлений своей деятельности осуществляют исполнение действующих законодательных и подзаконных нормативных правовых актов и, несомненно, администрирование - каждодневную плановую управленческую деятельность. Кроме того, административная, т.е. управленческая деятельность в системе органов внутренних дел Российской Федерации, в отличие от иных видов деятельности, важной своей составляющей имеет оперативность - скорейшее принятие управленческого решения в условиях перманентного изменения оперативно-служебной обстановки с обязательным соответствием требованиям принципа законности.

Постулируя, что образовательная организация высшего образования МВД России является составной частью правоохранительной системы страны, базирующейся на принципе единоначалия в принятии решений, мы учитываем, что данная структурная единица органов внутренних

дел России одновременно и предусмотренная федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Всякая образовательная организация высшего образования построена на административно-правовой концепции коллегиальности управления, когда высшим управленческим органом является Ученый совет вуза.

Ничуть не посягая на видение профессора С.С. Маиляна социально-политических, технико-юридических и морально-психологических аспектов сочетания единоначалия и коллегиальности в деятельности вузов МВД России, полагаем возможным рассмотреть данный управленческий вопрос с учетом административно-правовых аспектов формирования профессионально-этической культуры сотрудников органов внутренних дел в рамках единоначальной и коллегиальной моделей администрирования образовательной деятельности в вузах МВД России.

Целью данной статьи является выявление путей решения проблемных вопросов формирования профессионально-этической культуры у обучающихся в образовательных организациях высшего образования МВД России в условиях действующих моделей администрирования.

В качестве промежуточных задач исследования автор видит:

1. Формулирование авторского определения профессионально-этической культуры лица, обучающегося в вузе МВД России.

2. Краткий анализ единоначальной и коллегиальной моделей администрирования образовательной деятельности в вузах МВД России.

3. Выявление проблемных вопросов, возникающих в процессе формирования профессионально-этической культуры у обучающихся в образовательных организациях высшего образования МВД России, в условиях действующих моделей администрирования образовательной деятельности.

Вопрос содержания нравственно-этической составляющей в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел (далее по тексту - ОВД) постоянно находится в поле зрения руководящего состава МВД России. В новейшей истории ОВД деятельность сотрудника милиции (в дальнейшем - полиции) с точки зрения этики и нравственности регламентировалась рядом последовательно сменяющих друг друга нормативных правовых актов. Одним из правовых актов, регулирующих содержание профессионально-этической культуры сотрудника ОВД России, стал «Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации» [2]. Данный кодекс, раскрывая общие положения и внешние стороны проявления профессионально-этической культуры сотрудника

ОВД, не давал определения самого понятия, а кроме того, никак не выделял обучающихся в вузе МВД России лиц в качестве особого объекта нравственно-этического воспитания.

Просуществовав пятнадцать лет, «Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации» был сменен в 2008 году «Кодексом профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» [3]. Документ детально регламентировал вопросы профессионально-этической культуры сотрудника ОВД не только при исполнении им служебных обязанностей, но и в быту. Вместе с тем, и второй Кодекс не раскрыл в полной мере понятия профессионально-этической культуры в ОВД и не отметил важность нравственного и этического воспитания лиц, обучающихся в вузах МВД России.

Создание российской полиции повлекло за собой значительное изменение нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность ОВД России. В 2013 году Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД РФ был признан утратившим силу [4] и сотрудников органов внутренних дел обязали руководствоваться в своей профессиональной деятельности «Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих» [5]. По нашему мнению, применение Типового кодекса к профессионально-этической составляющей деятельности сотрудников ОВД (полиции) не только не устраняет выявленных пробелов, коллизий предыдущих Кодексов, но и не учитывает особенности правоохранительной и правоприменительной деятельности сотрудников ОВД.

В трудах ряда ученых-педагогов встречаются авторские определения профессионально-этической культуры. Так, по мнению И.В. Шаровой, профессионально-этическая культура представляет собой систему профессионально-нравственных ценностей, ставших внутренними убеждениями личности [6].

Нормативно-правовую лакуну в части четкого определения понятия профессионально-этической культуры сотрудника ОВД постарался заполнить Г.И. Андреев, который выделил главную особенность профессионально-этической культуры сотрудников ОВД. По мнению ученого, она заключается в ее нормативном характере. Признаками такой культуры Г.И. Андреев определил интеллигентность, развитый интеллект, устойчивую правоохранительную направленность интересов и потребностей, гармониюумственно-го, нравственного и физического развития, гуманизм, общительность, дисциплинированность, ответственность, развитый долг, педагогический

такт, широкий кругозор, способность к творчеству, мастерство общения [1].

Оглашаясь с позицией И.В. Шаровой и Г.И. Андреева, понятие профессионально-этической культуры сотрудника органов внутренних дел, по нашему мнению, необходимо сформулировать следующим образом: это система профессионально-этических ценностей, ставших внутренними убеждениями личности, сформированная социальными нормами и оформленная в нормативных правовых актах, выражающая требования к моральному облику и правилам поведения при выполнении профессиональных обязанностей.

Отталкиваясь от сформулированного определения профессионально-этической культуры сотрудника органов внутренних дел, мы предлагаем понимать под профессионально-этической культурой лица, обучающегося в вузе МВД России, совокупность внутренне сформированных социальными и правовыми нормами профессионально-этических ценностных установок морального облика сотрудника органов внутренних дел, а также безусловно принятых им законодательно установленных правил поведения при реализации профессиональных функций по направлению (профилю) подготовки (должностной категории).

Переходя от формулирования определения профессионально-этической культуры лица, обучающегося в вузе МВД России, к краткому анализу единоначальной и коллегиальной моделей администрирования образовательной деятельности в вузах МВД России, необходимо отметить, что особенностью администрирования в столь специфических образовательных организациях высшего образования, как вузы МВД России является их подведомственность и подконтрольность одновременно и МВД России, и Минобрнауки России. Указанная подведомственность носит разновекторную направленность, что определяется:

1. Одновременной регламентацией образовательной деятельности в вузах МВД России нормативными правовыми актами не только профильного министерства, но и Минобрнауки России.

2. Процессом модернизации системы и структуры МВД России в рамках осуществляемой Президентом Российской Федерации реформы правоохранительных органов страны.

3. Поиском оптимальных моделей разработки и принятия управленческих решений, отвечающих требованиям принципа законности.

4. Особенностью объектов управленческо-об-разовательного и нравственно-этического воздействия со стороны профессорско-преподавательского состава вуза:

- курсанты и слушатели, обучающиеся по основным профессиональным образовательным

программам - будущий начальствующий состав органов внутренних дел МВД России;

- слушатели из числа сотрудников рядового и начальствующего состава территориальных ОВД, проходящие профессиональную подготовку;

- слушатели из числа руководящего состава территориальных ОВД, проходящие обучение в вузах МВД России в условиях дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка).

Вузы МВД России не являются уникальной подсистемой образовательных организаций высшего образования силовых органов исполнительной власти. Аналогичная система на протяжении десятилетий российской,советской и постсоветской истории выстроена и успешно функционирует в структуре Министерства обороны. В данных образовательных организациях вопросу гармоничного сочетания профессионально-этической культуры и управленческой деятельности уделялось значительно большее внимание, нежели в вузах МВД России. Единоначальная административная составляющая отражалась (и отражается) в ряде названий вузов Министерства обороны России, в которых присутствует термин «командное». Подготовке командира, администратора, управленца и одновременно воспитателя подчиненного личного состава в образовательных организациях Министерства обороны уделялось и уделяется первостепенное значение.

Одной из отправных точек отличия вуза МВД России от иных подведомственных Минобрнауки России гражданских юридических вузов является специфичность организации системы набора обучаемых в «полицейских» высших учебных заведениях.

В «классическом» гражданском вузе списочный состав студентов определяется, прежде всего, знаниями абитуриентов, а также количеством бюджетных мест, выделенных Минобрнауки России, и возможностями образовательной организации осуществлять платные образовательные услуги. Система комплектования «переменного состава» полицейского вуза зависит не только от знаний абитуриентов, но и от потребностей территориальных ОВД в молодых специалистах той специальности и узкой специализации, направления подготовки, по которой вуз МВД России проводит обучение.

Такого рода «разнарядка», определяемая МВД России, зависит от текущего движения кадров в территориальных ОВД. В рамках данной модели набора обучающихся в вузе МВД России регулярно складывается ситуация, когда выпускник, закончив обучение в образовательной организации, прибывает на не соответствующее квалификации, но вакантное место сотрудника ОВД. Вместо

должности категории «исполнитель» выпускнику может быть предложена должность категории «руководитель», требующая наличия навыков осуществления воспитательного воздействия на подчиненных в рамках формирования профессионально-этической культуры сотрудников органов внутренних дел. В отличие от специалиста, подготовленного гражданским вузом, выпускник ведомственного «полицейского» вуза, заключивший контракт, не вправе отказаться от предложенной ему должности, даже при условии отсутствия у него соответствующих теоретических знаний и практических умений, сформированных навыков.

Проведенный автором краткий анализ правовых основ администрирования образовательной деятельности в вузах системы МВД России, проблем формирования и нормативно-правового оформления в них моделей сочетания единоначалия и коллегиальности с формированием профессионально-этической культуры обучающихся позволяет обозначить ряд вопросов административно-правового характера.

Во-первых, изучение примерных и действующих учебных планов различных категорий обучающихся в вузах МВД России (за исключением Академии управления МВД России - в силу специфичности обучаемых) показало практически полное отсутствие учебных дисциплин, прививающих обучаемым практические навыки управленческой деятельности, особенно коллегиальной ее составляющей.

Во-вторых, изучение массива локальных нормативных правовых актов образовательных организаций МВД России не позволяет говорить об имеющейся сколько-нибудь стройно выстроенной системе разграничения круга управленческих вопросов, решаемых единоначально или коллегиально.

В-третьих, преподавание в образовательной организации системы МВД России дисциплин специализации не отражает в полной мере прикладных особенностей управленческой деятельности конкретных служб и подразделений территориальных ОВД. Также изучение указанных дисциплин не способствует выработке навыков действий сотрудника ОВД в рамках коллегиальной модели управления.

Дав авторское определение профессионально-этической культуры лица, обучающегося в вузе МВД России, и проведя краткий анализ единоначальной и коллегиальной моделей администрирования образовательной деятельности в вузах МВД России, полагаем возможным приступить к выявлению проблемных вопросов, возникающих в процессе формирования профессионально-этической культуры у курсантов и слушателей образовательных организаций высшего обра-

зования МВД России в условиях действующих моделей администрирования образовательной деятельности.

Несомненной проблемой, препятствием на пути качественного процесса формирования профессионально-этической культуры сотрудника ОВД (полиции) вообще и лиц, обучающихся в вузах МВД России, в частности, является отсутствие нормативно оформленного профессионально-этического ценностного ориентира, своеобразного нравственного «маяка», которым в основном являлся Кодекс чести 1993 года. Как уже отмечалось, применяемый в настоящее время в системе МВД России Типовой кодекс, ориентированный прежде всего на государственных гражданских и муниципальных служащих, не дает понятия профессионально-этической культуры, не отражает специфики правоохранительной и правоприменительной служебной деятельности сотрудников ОВД. Нет в Типовом кодексе и специфики процесса формирования профессионально-этической культуры у лиц, обучающихся в государственных образовательных организациях высшего образования в целом и вузах МВД России в частности.

Второй проблемой качественного формирования профессионально-этической культуры лиц, обучающихся в вузах МВД России, является ярко выраженный приоритет единоначальной модели администрирования во внутривузовском управлении. Видимая обучающимися административная деятельность руководящего состава образовательной организации минимально использует возможности коллегиального управления.

Третья проблема кроется в содержании рабочих учебных планов лиц, обучающихся в вузах МВД России. В них отсутствует профессионально- этическая культура как обязательная самостоятельная учебная дисциплина. Нет ее и среди факультативных и альтернативных учебных дисциплин. Такого рода профессионально-этический вакуум не отвечает видению Президента РФ и руководства Минобрнауки России образовательного процесса как единства обучения и воспитания, невозможного без своей нравственно-этической составляющей.

Четвертой проблемой формирования профессионально-этической культуры лиц, обучающихся в образовательных организациях высшего образования МВД России, выступает их чрезвычайно разнородный образовательный и культурный уровень. Если несколько лет назад это были сотрудники ОВД, внутренне ориентированные на самосовершенствование (в том числе и в плане своей профессионально-этической культуры), то в настоящее время к ним добавилась значительная «когорта» лиц, прошедших испытательный срок и направленных в вуз МВД России для прохождения

профессиональной (начальной) подготовки. Целе-полагание, образовательный и культурный уровень данных лиц отличен от курсантов, адъюнктов, начальствующего состава ОВД, прибывающих в образовательную организацию в рамках дополнительного профессионального образования.

Превалирование единоначальной модели администрирования над коллегиальной, по подобию образовательных организаций Министерства обороны, - это угроза «вымывания» самостоятельности в принятии управленческих решений, административного усмотрения и снижения уровня профессионально-этической культуры с возможным предположением переложения ответственности за персонифицированные действия, проблема выдержанности и сохранения универсальности субъектов администрирования и формирования профессионально-этической культуры в силу различных возрастных, образовательных и культурных уровней обучающихся.

В зависимости от модели администрирования можно выделить несколько типов управленческих сфер:

- первый тип характеризуется принятием ценностей и норм поведения образовательной организации;

- второй тип характеризуется тем, что он не принимает требования образовательной организации, но старается вести себя в соответствии с правилами и нормами поведения, которые созданы в организации;

- третий тип характеризуется принятием ценностей образовательной организации, но не приемлет текущие нормы поведения;

- четвертый тип характеризуется отрицанием норм поведения, ценностей образовательной организации и постоянным вступлением в противоречие.

Решение этого ряда вопросов и проблем может идти одновременно по нескольким направлениям:

1. Необходимо скорейшее принятие кодифицированного нормативного правового акта, регламентирующего вопросы профессионально-этической культуры сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Мы считаем, что данный акт должен содержать понятие профессионально-этической культуры сотрудника органов внутренних дел и отдельный раздел, касающийся лиц, обучающихся в образовательных организациях высшего образования.

2. По нашему мнению, необходим мониторинг действующих в образовательных организациях МВД России локальных нормативных правовых актов с четким указанием типа модели администрирования и сочетания с профессионально-этической составляющей системы субъект-объект образовательной деятельности.

3. Необходимо продолжить практику разработки и реализации примерных и действующих рабочих учебных планов в соответствии с различными уровнями образования, культуры обучающихся в части привития практических навыков управленческой деятельности, особенно коллегиальной ее составляющей, учитывая при этом обязатель-

ность формирования профессионально-этической культуры сотрудника ОВД (полиции).

4. Необходимо внедрение элементов коллегиальной модели администрирования, самоуправления в воспитательный элемент образовательного процесса всех категорий лиц, обучающихся в вузе МВД России.

Литература

1. Андреев Г.И. Формирование профессионально-этической культуры курсантов образовательных учреждений МВД РФ: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Чебоксары, 2002. 251 с.

2. Приказ МВД РФ от 19.11.1993 № 501 «Об объявлении решения коллегии МВД России от 29 октября 1993 г. № 5 км/1» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 09.12.2016) (утратил силу).

3. Приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138 «Об утверждении кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 09.12.2016) (утратил силу).

4. Приказ МВД России от 31.10.2013 № 883 «О признании утратившим силу приказа МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 09.12.2016).

5. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих: одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения 09.12.2016).

6. Шарова И.В. Формирование профессионально-этической культуры социального педагога: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - М., 1999. 194 с.

= References =

1. Andreev G.I. The Formation of professional and ethical culture of cadets of educational institutions of the MIA of Russia: dis. ... сand. ped. Sciences: 13.00.08. - Cheboksary, 2002. 251 p.

2. Order of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation dated 19.11.1993 № 501 «About the announcement of the decision of the Collegium of the Ministry of internal Affairs of Russia from October 29, 1993 № 5 km/1» [Electronic resource]. Access from ATP ConsultantPlus (accessed 09.12.2016) (repealed).

3. The order of the MIA of Russia of 24 December 2008 № 1138 «On approval of the code of professional ethics of the employee of internal Affairs bodies of the Russian Federation» [Electronic resource]. Access from ATP ConsultantPlus (accessed 09.12.2016) (repealed).

4. The Ministry of internal Affairs order of 31.10.2013 № 883 «About recognition invalid orders of the Ministry of interior of Russia dated 24 December 2008, № 1138» [Electronic resource]. Access from ATP ConsultantPlus (accessed 09.12.2016).

5. Model code of ethics and official conduct of civil servants of the Russian Federation and municipal employees: approved by the decision of the Presidium of the presidential Council of the Russian Federation on corruption counteraction from December 23, 2010 (Protocol № 21) [Electronic resource]. Access from ATP ConsultantPlus (accessed 09.12.2016).

6. SharovaI.V. Formation of professional and ethical culture of social teacher: dis. cand. ... ped. sciences: 13.00.01. - M., 1999. 194 p.

(статья сдана в редакцию 22.12.2016)

Проблемы правоохранительной деятельности 1'17 -

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.