Научная статья на тему 'Казанская полицейская клиника: проект ведомственной административно-правовой, информационно-справочной и психологической учебно-практической консультации'

Казанская полицейская клиника: проект ведомственной административно-правовой, информационно-справочной и психологической учебно-практической консультации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА / КОНСУЛЬТАЦИЯ / ПОЛИЦИЯ / МВД РОССИИ / ПОДДЕРЖКА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / КЕЙС / LEGAL CLINIC / CONSULTATION / POLICE / THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / SUPPORT / MANAGEMENT DECISIONS / CASE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тагиров Зуфар Ильдарович

В статье представлен проект организации внутриведомственного сотрудничества органов внутренних дел: ведомственных образовательных организаций и территориальных органов МВД России, их структурных подразделений, сотрудников, а также институтов гражданского общества по поводу оказания бесплатных учебно-практических консультаций сотрудникам органов внутренних дел по служебным вопросам. Новизна работы определяется авторским подходом к реализации проекта, основанном на использовании новейших достижений современных ведомственных цифровых информационно-сетевых коммуникаций. Прикладная значимость работы обусловлена потребностью во взаимовыгодном сотрудничестве между образовательными организациями МВД России и территориальными органами внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тагиров Зуфар Ильдарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

T he paper is devoted to the project of the possible future organization of intra-departmental cooperation of the Internal Affairs bodies: higher education organizations and territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, their structural divisions and employees, as well as civil society institutes on provision of free educational and practical consultations to employees of law enforcement agencies service matters. The novelty of the research is determined by the author’s approach to the implementation of the project, based on the latest achievements of modern departmental digital information and network communications. Practical significance of the work relates to the need for mutually beneficial cooperation between educational institutions of the MIA of Russia and territorial bodies of Internal Affairs.

Текст научной работы на тему «Казанская полицейская клиника: проект ведомственной административно-правовой, информационно-справочной и психологической учебно-практической консультации»

51

Тагиров З.И.

казанская полицейская клиника: проект ведомственной административно-правовой, информационно-справочной и психологической учебно-практической консультации

kazan police clinic: administrative-legal, information

and psychological support of employees of the interior ministry

of russia by the departmental educational organizations

Б статье представлен проект организации внутриведомственного сотрудничества органов внутренних дел: ведомственных образовательных организаций и территориальных органов МВД России, их структурных подразделений, сотрудников, а также институтов гражданского общества по поводу оказания бесплатных учебно-практических консультаций сотрудникам органов внутренних дел по служебным вопросам. Новизна работы определяется авторским подходом к реализации проекта, основанном на использовании новейших достижений современных ведомственных цифровых информационно-сетевых коммуникаций. Прикладная значимость работы обусловлена потребностью во взаимовыгодном сотрудничестве между образовательными организациями МВД России и территориальными органами внутренних дел.

Ключевые слова: юридическая клиника, консультация, полиция, МВД России, поддержка, управленческие решения, кейс

The paper is devoted to the project of the possible future organization of intra-departmental cooperation oftheInternal Affairs bodies: higher education organizations and territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, their structural divisions and employees, as well as civil society institutes on provision of free educational and practical consultations to employees of law enforcement agencies service matters. The novelty of the research is determined by the author's approach to the implementation of the project, based on the latest achievements of modern departmental digital information and network communications. Practical significance of the work relates to the need for mutually beneficial cooperation between educational institutions of the MIA of Russia and territorial bodies of Internal Affairs.

Key words: legal clinic, consultation, police, the Ministry of Internal Affairs of Russia, support, management decisions, case

УДК 347.965.41

51

52

Для цитирования: Тагиров З.И. Казанская полицейская клиника: проект ведомственной административно-правовой, информационно-справочной и психологической учебно-практической консультации // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2017. Т.2. № 4. С.51-57.

В повседневной деятельности сотруд-никиоргановвнутреннихдел(далее-ОВД) часто сталкиваются струдными или новыми для себя профессиональными задачами. Ускоряются процессы вертикальной, горизонтальной и возрастной ротации кадров. Формирование профессионализма как свойства личности, напротив, «растягивается» во времени. Усложняется окружающая действительность, увеличивается объем профессионально-значимой информации и нормативных актов в сфере полицейской деятельности. Одному человеку трудно запомнить большой объем информации и эффективно использовать ее на практике. Для этого ему необходимо иметь возможность обратиться в службу профессиональной справочной поддержки и оперативно получить консультацию. В идеале такая служба должна работать в режиме 24/7.

Нет необходимости убеждать в том, что образовательным организациям МВД России следует налаживать механизмы оперативной двусторонней связи с территориальными ОВД по прикладным вопросам профессионального обучения; ориентация на практическую составляющую непременно должна иметь место при организации учебного процесса. Кроме того, современным требованием является обязательное участие в учебном процессе специалистов с опытом практической работы. При этом авторитетный педагог и правоохрани-тель-практик, имеющий склонность и желание заниматься образованием молодежи, соответствующий квалификационным требованиям вуза, - человек уникальный. Подыскать такого преподавателя непросто. Сетевая модель сотрудничества ведомственных вузов и территориальных органов МВД России может способствовать привлечению в учебный процесс специали-стов-практиков без их оформления в штат образовательной организации.

В условиях развивающегося информационного общества перспективным направлением государственного управления в правоохранительной сфере является формирование профессиональных сетевых структур, кооперационных связей, совместных информационных баз данных. В процессе принятия управленческих решений существенно возрастает роль информационно-справочной поддержки служебной и управленческой деятельности. Особенностью современных пространственно-временных служебных отношений в ОВД является стремление к универсальной экстерриториальной компетентности и к скорейшему реагированию на отклонения оперативной обстановки от повседневной нормы. Современная совместная деятельность различных субъектов коллективного труда все чаще рассматривается в качестве совокупности принимаемых ими индивидуальных управленческих решений. Структура ОВД, территориальные подразделения и сотрудники (элементы системы), организационные связи между ними, информация и сетевые телекоммуникационные технологии составляют основу современной кибернетической системы ОВД. Кибернетическая система тем устойчивее, чем больше ее элементы обладают автономной самостоятельностью, в том числе при принятии различных решений. В связи с этим степень свободы труда прямо связана с его эффективностью.

К сожалению, в органах внутренних дел ведомственная консультативная поддержка сотрудников полиции, юстиции и внутренней службы по различным вопросам их служебной деятельности институционально развита слабо. Практика получения ведомственных консультаций осложняется бюрократическими процедурами и субординационным подходом к управлению информационными процес-

52

53

сами. Поиск информации по центральному банку данных научно-технической информации примитивен и не ориентирован на решение ситуативных прикладных задач. Настоящий проект позволяет на основе взаимной правоохранительной заинтересованности формировать особые профессиональные внутриведомственные сетевые структуры, способные повысить качество образовательной и практической деятельности. В сущностной основе предлагаемого проекта находится апробированная и положительно зарекомендовавшая себя практика организации студенческих юридических клиник.

Большинство юридических клиник ведомственных вузов МВД России оказывают бесплатные юридические консультации населению и для практической деятельности ОВД ощутимой пользы не приносят. Учебные планы почти всех образовательных организаций МВД России имеют уголовно-правовые, уголовно-про-цессуальные или оперативно-розыскные профессионально-специализированные направленности. Гражданско-правовая направленность, присущая традиционным юридическим клиникам, не свойственна образовательной системе МВД.

В России юридическая клиника, изначально называвшаяся консультацией, впервые появилась в Казани в 1861 году благодаря усилиям декана юридического факультета Казанского университета профессора Дмитрия Ивановича Мейе-ра1. В своей работе «О значении практики в системе юридического образования» он указывал, что «клиника сама по себе означает применение знания к делу» [1 ]. Творческое наследие профессора Мей-ера до сих пор составляет научно-пе-дагогическую основу деятельности отечественных студенческих и курсантских юридических клиник. Сегодня юридические клиники функционируют во всех вузах МВД России.

Труды профессора Мейера чтят в юридической клинике Казанского юридического института МВД России. Она была создана в 2011 году, является нештатным подразделением института и осуществляет свою деятельность на общественных началах, имеет своей целью правовое информирование и консультирование граждан в целях обеспечения доступности правовой информации для малообеспеченных слоев населения. В течение 2010-2016 гг. курсанты оказывали юридическую помощь населению на территории института и в трех городских пунктах охраны общественного порядка. За это время в клинику обратились более 700 человек [2].

В дополнение ктрадиционным юридическим клиникам всистеме вузов МВД России предлагается организовать полицейскую юридическую клинику (полиц-клинику) по трем направлениям: административ-но-правовому, информационно-справочному и психологическому сопровождению служебной деятельности.

Административно-правовое направление реализуется кафедрой административной деятельности ОВД образовательной организации, правовыми отделами территориальных органов МВД по субъектам РФ совместно с подразделениями полиции по охране общественного порядка, иных служб ОВД административно-правового профиля. Данное направление может включать в себя следующие основные секции:

1. Производство по делам об административных правонарушениях и административно-исполнительное делопроизводство в ОВД.

2. Административное судопроизводство.

3. Административный надзор за физическими лицами и профилактика правонарушений.

4. Административно-служебные правоотношения в ОВД, работа с кадрами.

Юридическая клиника Санкт-Петербургского университета МВД России: сайт сети Интернет. URL: https://yHMBepcMTeT.MBfl.p43/Universitet/yur_ldinik (дата обращения 03.10.2017).

53

54

Информационно-справочное направление реализуется всеми кафедрами образовательной организации. Данное направление может включать в себя следующие основные секции:

1. Технико-криминалистические консультации.

2. Криминологические консультации.

3. Информационно-технические консультации.

4. Иные научно-практические консультации.

Психологическое направление реализуется кафедрой психологии образовательной организации МВД России, студентами стороннего психологического вуза или факультета (по согласованию). Возможен и вариант аутсорсинга путем использования телефона доверия психологической службы территориального органа МВД по субъекту РФ или городской службы психологической помощи. Специалисты данного направления должны при необходимости оказывать эмоциональную поддержку полицейским. Наличие такой горячей линии - актуальная потребность современной коммуникативной полицейской деятельности.

Цель полицейской клиники - установить цифровой канал дистанционной коммуникации образовательной организации и территориальных органов МВД России для решения совместных и взаимовыгодных задач.

Задачи полиц-клиники:

1. Учебная: предоставить для обучающихся актуальные и интересные задачи из реальной практики ОВД для использования их в образовательных целях.

2. Прикладная: помочь практическим сотрудникам ОВД в поиске решения их сложных практических ситуаций с науч-но-теоретических позиций профессионального образования.

3. Методическая: усиление практической направленности обучения.

4. Научная: развитие творческого потенциала обучающихся.

5. Воспитательная: приобщение к

соблюдению законности в профессиональной деятельности, психологической устойчивости к работе в сложных профессиональных условиях.

6. Психологическая: индивидуальная поддержка профессиональной личности сотрудника ОВД.

7. Идеологическая: укрепление кадрового потенциала ОВД, противодействие дестабилизирующим факторам деятельности отдельных граждан и ряда организаций, подрывающих моральный дух сотрудников полиции.

8. Конфликторегулирующая: попытка и предложение вариантов примирений для сотрудников ОВД в консультативной позиции по кейсу.

9. Развивающая: стимулирование конкуренции между обучающимися, юридическими клиниками, образовательными организациями.

Структура полицейской клиники должна иметь модель распределенного сетецентричного мультиагентного сотрудничества и включать в себя следующие обязательные элементы:

1. Руководитель клиники (руководство вуза).

2. Наблюдательный совет клиники (правовой отдел и психологическая служба территориального органа МВД по субъекту РФ, руководители подразделений охраны общественного порядка и иных служб административно-правового профиля).

3. Научный руководитель клиники (начальник кафедры).

4. Научные руководители направлений (доктора наук,профессора).

5. Заявители (сотрудники ОВД) -важнейшие участники клиники.

6. Координатор заявок, общий координатор клиники (отдел организации учебного процесса).

7. Координаторы направлений (преподаватели, руководители кафедральных научных кружков).

8. Консультанты (курсанты и слушатели образовательной организации МВД

54

России, которые могут одновременно работать по различным направлениям).

9. Внешние специалисты (внешние консультанты).

Алгоритм работы полицейской клиники.

1. Сотрудник ОВД с использованием ведомственной почты в сети ИСОД направляет цифровое обращение координатору заявок.

2. Координатор заявок регистрирует обращение и формирует фабулу кейса - обезличивает заявку, убирая из нее персональные данные и наименования подразделений. При необходимости связывается с заявителем для уточнения деталей заявки.

3. Координатор заявок передает фабулу кейса координатору направления.

4. Координатор направления, получив фабулу кейса, может дополнить ее информацией или вопросами в учебных целях, разделяя учебные и заявленные вопросы.

5. Координатор направления распределяет кейсы между консультантами и организует их решение, при необходимости привлекая к выполнению данной задачи педагогический коллектив кафедр вуза.

6. Консультант (курсант, слушатель) решает кейс и через координатора направления сдает результаты научному руководителю направления.

7. Научный руководитель направления утверждает решение консультанта, отклоняет или возвращает решение на доработку. При необходимости научный руководитель направления может консул ьти-роваться с представителями практических территориальных органов внутренних дел (в рамках заключенных договоров).

8. Решенный и утвержденный кейс передается координатору заявок для ответа заявителю.

9. Решение по кейсу направляется заявителю без персональных данных консультанта и с указанием на учебный и неофициальный характер правовой позиции.

10. Координатор заявок ведет их учет и готовит отчет о деятельности клиники.

Принципы деятельности полицейской клиники:

1. Идентификация обратившихся сотрудников ОВД по адресу ведомственной почты в доменах @mvd.ru или @gov. mvd.ru.

2. Анонимность сотрудников и их ОВД для консультантов, анонимность консультантов для обратившихся сотрудников.

3. Виртуальность: использование видеоконференций и мобильной телефонной связи, консультации организуются без проведения личных встреч.

4. Беспристрастность.

5. Неофициальность правовой позиции.

6. Вариативность консультации: принцип основывается на полиморфизме правоохранительной практики и социальных отношений.

7. Состязательность: мнения теоретических и практических подразделений могут не совпадать.

8. Отсутствие бюрократических процедур и административных барьеров в получении консультации (делопроизводство осуществляется путем переписки по электронной почте).

9. Учет обращений по номерам (№ кейса / направления).

10. Договорное обслуживание - заявки сотрудников территориальных органов МВД России рассматриваются после заключения соответствующего договора о сотрудничестве в рамках полицейской клиники.

11. Включенное взаимодействие - взаимная доступность и доброжелательность сотрудников территориальных органов и образовательных организаций МВД России при организации совместной работы по решению кейсов.

Методы деятельности полицейской клиники: case-study (письменная консультация в течение 10 дней) и оперативная консультация по телефону горячей линии.

55

56

Перспективы развития полиц-клиник:

1. Формирование ведомственного банка данных готовых решений обезличенных кейсов.

2. Разработка нейронной сети (искусственного интеллекта) для замены чело-века-консультанта в полицейской клинике и осуществления поиска решения по различным базам данных с применением средств роботизации.

3. В перспективе дежурная служба должна быть дополнена круглосуточной телефонной горячей линией помощи самим полицейским - интеллектуально-п ра-вовым, информационно-справочным и научно-техническим сервисом поддержки принятия индивидуальных управленческих решений. Предполагается, что это может быть круглосуточный федеральный саН-центр, обрабатывать устные заявки в котором должны либо опытные универсальные специалисты юридического профиля высшей квалификации, либо операторы банка данных готовых практических ситуаций (кейсов). Технически реализовать данную технологию можно через мобильное устройство типа «полицейский коммуникатор».

Формы организации полиц-клиники в образовательной организации МВД России:

1. Учебные лекции, семинары и практикумы.

2. Заседания кафедральных научных кружков и индивидуальные задания с обучающимися.

3. Совместная деятельность в рамках договоров о сотрудничестве с территориальными органами МВД России по субъектам РФ.

4. Совместные семинары и практикумы с правовым отделом и психологической службой территориального органа МВД по субъекту РФ, службами охраны

общественного порядка и иными службами административно-правового профиля.

5. Организация на базе полиц-клини-ки практики по получению первичных профессиональных навыков и умений.

6. Оформление деятельности по-лиц-клиники в виде рабочей программы дополнительного профессионального образования или профессионального обучения (профессиональной подготовки, повышения квалификации) по профессии «Полицейский» (учебно-тематический план).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Использование решенных кейсов в письменных работах обучающихся: три решенных кейса, теоретический раздел, введение и заключение могут составлять структуру контрольной или курсовой работы.

Описанные авторские предложения основаны на внедрении сетецентричных мул ьтиагентных принципов в организацию учебного процесса и правоохранительной деятельности. Указанные принципы могут быть реализованы в различных формах. Эффективность практико-ориентирован-ного обучения обеспечивается различными методами и средствами. Важную роль при этом играют социальные эксперименты и прикладные исследования, они помогают раскрыть общественные процессы во всей их сложности и многообразии, позволяют оценить эффективность тех или иных средств и методов. Практическое внедрение описанной модели ведомственной административно-пра-вовой, информационно-справочной и психологической учебно-практической консультации позволит отечественной правоохранительной системе, опираясь на генеральные цели при выполнении своих функций, достигать истинных соци-ально-значимых результатов.

56

57

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мейер Д. О значении практики в системе современного юридического образования. Казань: типография Казанского университета, 1855. 120 с. //Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 03.10.2017).

2. Комлев Н.Ю. Юридическая клиника в ведомственном вузе: опыт Казанского юридического института МВД России // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. Т. 7. № 2 (28). С. 29 - 33.

Тагиров Зуфар Ильдарович, адъюнкт Академии управления МВД России, преподаватель Казанского юридического института МВД России e-mail.ru: 79778057331@mail.ru © Тагиров З.И., 2017

Статья получена: 04.10.2017. Статья принята к публикации: 10.10.2017. Статья опубликована онлайн: 27.11.2017.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The author have read and approved the final manuscript.

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.