Научная статья на тему 'Принципы и методика формирования профессиональной грамотности студента экономических специальностей в системе среднего профессионального образования'

Принципы и методика формирования профессиональной грамотности студента экономических специальностей в системе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ / PROFESSIONAL / COMPETENCE / PRINCIPLES OF PEDAGOGIC SUPPORT / STAGES OF PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власюк Ирина Вячеславовна, Казакова Анна Федоровна

Рассмотрены принципы педагогической помощи при формировании профессиональной грамотности студента экономических специальностей. Приведены примеры проявления принципов в работе преподавателя, представлена этапность реализации данных принципов в образовательном процессе системы среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власюк Ирина Вячеславовна, Казакова Анна Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are considered the principles of pedagogic support in formation of professional competence of students specializing in economics. There are given the examples of principles in teacher’s work, described the staging of the principles implementation in the system of secondary professional education.

Текст научной работы на тему «Принципы и методика формирования профессиональной грамотности студента экономических специальностей в системе среднего профессионального образования»

* * *

1. Boryitko N.M. Tsennostno-smyislovoy aspekt professionalnogo vospitaniya // Vestn. Volgogr. akademii MVD Rossii. 2007. № 2 (5). S. 86-92.

2. Vlasyuk I.V. Aksiologicheskie osnovaniya issledovaniya semi kak sotsiokulturnoy tsennosti // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Ped. nauki. 2011. № 4(58). S.11-14.

3. Efremov A.Yu., Dudkina E.I. Pedagogicheskaya podderzhka nravstvennyih orientatsiy i lichnostnyih professionalno znachimyih kachestv kursantov i slushateley vuzov MVD Rossii. Voronezh, 2002.

4. Kiryakova A.V. Aksiologicheskaya kontseptsiya v orientatsii lichnosti v mire obrazovaniya // Vestn. Orenb. gos. un-ta. 1999. № 1. S. 13-19.

5. Kiryakova A.V. Tsennostnyie orientiryi universitetskogo obrazovaniya // Vestn. Orenb. gos. un-ta. 2011. № 2 (121). S. 27-33.

6. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. M., 1996.

7. Mitrahovich V.A. Razvitie pedagogicheskogo potentsiala voinskogo sotsiuma v formirovanii professionalizma u voennosluzhaschih kontraktnoy sluzhbyi: monogr. /nauch. red. N.M. Boryitko. SPb. : Izd. dom «LEMA», 2012.

8. Semenova E.V. Formirovanie professionalno-nravstvennoy ustoychivosti kursantov i slushateley vuzov MVD Rossii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Tula, 2011.

9. Sklyarenko I.S. Protsess formirovaniya professionalnyih tsennostnyih ustanovok sotrudnika pravoohranitelnyih organov //Obrazovanie i obschestvo. 2011. № 2 (67). S. 82-86.

10. Slobodchikov V.I. Razvitie sub'ektivnoy realnosti v ontogeneze (psihologicheskie osnovyi proektirovaniya obrazovaniya) : avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk. M., 1994.

11. Sovremennyiy tolkovyiy slovar russkogo yazyika / gl. red. S.A. Kuznetsov. M. : Riderz Daydzhest, 2004.

Axiological characteristics of the professional and moral position of Internal Affairs Ministry higher school cadets

There are considered the axiological aspects of formation of the professional and moral position of Internal Affairs Ministry higher school cadets, specified its functions and components.

Key words: value, value attitude, functions and components of the professional and moral position.

(Статья поступила в редакцию 12.09.2014)

и.в. власюк

А.Ф. казакова (волгоград)

принципы и методика формирования профессиональной грамотности студента экономических специальностей в системе среднего профессионального образования

Рассмотрены принципы педагогической помощи при формировании профессиональной грамотности студента экономических специальностей. Приведены примеры проявления принципов в работе преподавателя, представлена этапность реализации данных принципов в образовательном процессе системы среднего профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональная грамотность, принципы педагогической помощи, этапы формирования профессиональной грамотности.

Анализ практики образовательного процесса в современной системе среднего профессионального образования (СПО) свидетельствует о сохранении рецидивов безличного, технократического подхода в классической дидактике, активизирующей исполнительскую деятельность студента в учебном процессе. Подобная активизация познания блокирует развитие профессиональной грамотности студента и, как следствие, дальнейшую активную профессионально-экономическую деятельность в современных условиях рынка. Эмпирические поиски отдельных преподавателей и педагогических коллективов образовательных организаций / учреждений уровня СПО г. Камышина не дают однозначных результатов: 67% студентов, обучающихся по системе «вопрос - ответ», с трудом включаются в профессиональную деятельность, испытывают различные затруднения. Студент при этом играет роль исполнителя, тогда как 33% студентов, включенных в диалогическое взаимодействие и квазипрофессиональную деятельность, коммуникабельны, легко входят в реальную практическую деятельность, более приспособлены к выполнению экономических действий, готовы к исполнению финансовых обязанностей. Данные показатели требу-

© Власюк И.В., Казакова А.Ф., 2014

ИЗВЕСТИЯ вгпу

ют от преподавателей уровня СПО в процессе формирования профессиональной грамотности у студентов экономических специальностей вариантов педагогической помощи (методов и форм взаимодействия), ориентированных на нивелирование затруднений студентов. Таким образом, обнаруживается необходимость теоретико-экспериментального обоснования принципов и этапов работы преподавателя системы СПо по формированию профессиональной грамотности студента экономических специальностей как субъекта профессионального образования.

Ведущее направление деятельности преподавателя системы СПо заключается в создании условий для формирования профессиональной грамотности студента экономических специальностей и в организации его деятельности, т.е. преподаватель исполняет роль консультанта, организатора и наставника самоуправляемого обучения. Педагогические принципы - это доминанта бытия педагога, заповедь, определяющая смысл и содержание его деятельности, обеспечивающая его выбор из вариантов профессионального поведения ключевых бытийных позиций педагогического взаимодействия [1].

Принцип доступности подразумевает учет этих особенностей студента, а также сложность обучения в системе СПО. Данный принцип обязывает преподавателя колледжа к такому построению курса, которое наиболее приемлемо для имеющегося контингента студентов. Принцип доступности наиболее эффективно осуществляется при помощи минимизирования преподаваемого материала и при использовании специализированных предметных словарей (экономической терминологии, бухучета). Данный принцип реализуется в правилах: сокращение преподаваемого профессионально-экономического материала до необходимого для дальнейшего обучения минимума; изучение отдельных разделов с выявления уже имеющихся, сформированных ранее экономических знаний, умений, навыков; соответствие специфики и сложности решаемой практической экономической задачи профессиональной подготовленности студента.

Пример. На первом курсе студенты специальностей 080110.51, 080501.51, 080106.51 изучают дисциплину «Введение в специальность». На практическом занятии студентам было предложено прочитать параграф в учебнике на данную тему и пересказать, используя экономическую терминологию. Один из лучших студентов Сергей вызвался ответить. Несмотря на отлич-

ную теоретическую подготовку, его пересказ был скомкан и не содержал главной информации ввиду того, что объем прочитанного материала был велик. Затем студентам раздали тексты, содержащие сокращенный материал изучаемой темы, составленный специально для студентов первого курса, к тексту мы приложили словарь используемых экономических терминов. После прочтения данного текста Сергей воспроизвел его безо всяких затруднений и даже привел примеры из экскурсий на ведущие предприятия города, где познакомился с особенностями профессиональной деятельности специалистов разных отраслей народного хозяйства. Это способствует стимулированию познавательного интереса студента и позволяет превратить его в активного субъекта учебно-познавательной деятельности, в ходе которой обучающийся овладевает реальным «живым» знанием.

таким образом, применение преподавателем принципа доступности в учебном процессе колледжа проявляется в наилучшем понимании студентом изучаемых экономических объектов и явлений, в осознании студентом своей системной инструментальной научной экономической информации, что приводит к формированию информационной составляющей профессиональной грамотности. Однако результат не будет положительным, если содержание экономических дисциплин не будет соответствовать содержанию экономической науки, что подразумевает принцип профессионализма. Необходимым условием достижения профессионализма в той или иной области является специальное образование, приобрести профессионализм можно только путем практического использования теоретических знаний. Учитывая также тот факт, что профессионализм является составной частью профессиональной компетентности, считаем необходимым для формирования профессиональной грамотности выделение данного принципа. Принцип профессионализма опирается на закономерную связь между содержанием экономической науки и экономическими дисциплинами и подразумевает отбор содержания образования, в том числе и решаемых практических экономических задач, в зависимости от уровня владения системной экономической информацией. Принцип профессионализма выражается в следующих правилах: преподавать основы научного знания, раскрывать современную проблематику науки, присущие ей методы; включать научные знания и методы в систему мировоззрения ученика, вооружать его методами научного позна-

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ния природы и общества [1]. Основная задача обучения - не объем усваиваемой экономической информации, а умение творчески пользоваться ею, находить ее, усваивать и применять для профессионально-экономической деятельности. Эффективность принципа профессионализма заключается в том, что преподаватель строит свои занятия, базируясь на решении студентами экономических задач, требующих применения известных формул в новых ситуациях.

Пример. На занятии по дисциплине «Бухгалтерский учет» по теме «Составление и бухгалтерская обработка отчетов материально ответственных лиц в организациях торговли» мы предложили студентам поработать с документом (договор о материальной ответственности). При выполнении первого задания студенты совершенствуют навыки и получают опыт в выявлении проблемы и отборе путей ее решения, анализируют информацию и принимают решение о содержании договора. Таким образом, с одной стороны, мы минимизировали преподнесенный материал, с другой - определили необходимость поиска решения задачи в новых условиях. Во втором задании студенты совместными усилиями группы анализируют ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, и вырабатывают практическое решение обозначенной проблемы. выполняя третье задание, каждый студент, являясь работником ТД «Камышин», исполняет обязанности, согласно своей должностной инструкции, а «руководитель» ТД «Камышин» оценивает работу студентов в коллективе по пятибалльной системе, обосновывая свою оценку. в процессе проведения данного занятия у студентов выработалось профессиональное суждение и желание не подгонять ситуацию под имеющиеся стереотипы, а находить свежее решение проблемы, эффективное для хозяйствующего субъекта.

Применение принципа профессионализма в комплексе с принципом доступности способствует пониманию студентом ценности и необходимости изучения выбранного профилирующего предмета, что проявляется в развитии мотивационного компонента и успешном применении теоретических знаний в профессионально-экономической деятельности, что влечет за собой развитие деятельностно-креативной составляющей профессиональной грамотности. Принцип субъектности состоит в следующем. Как отмечает H.A. Колесникова, субъектность проявляется в способности к самостоятельному осмыслению и трактовке процессов, имею-

щих педагогическую природу, в целесообразности, целенаправленности, обоснованности, свободе действий в различных ситуациях воспитания и образования, в оригинальности выбора и сочетания средств, форм, позиций, приемов своей деятельности, в умении осознанно влиять на изменение ситуации, в которой эта деятельность осуществляется [3].

Исследователи проблемы субъектной позиции личности выделяют такие признаки - осознанную активность, предметность, способность к целеполаганию и рефлексии, свободу выбора, уникальность, определенность во времени (Н.М. Борытко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Формирование профессиональной грамотности специалиста экономической сферы в процессе его профессиональной подготовки в системе СПО имеет прямую зависимость от проявления его субъектности: прояснение значимости профессиональной подготовки востребованного специалиста экономической сферы; определение целей образования конкретной специальности в соответствии с корректной трактовкой ФГОС системы СПО; согласованность индивидуально-психологических качеств и особенностей будущего специалиста с требованиями профессии. таким образом, эти условия соотносятся с информационной, мотивационной и деятельностно-креативной составляющими профессиональной грамотности.

реализация данного принципа на всех этапах профессионального образования и последующей профессионально-экономической деятельности позволяет специалисту выступать в позиции самоорганизующегося субъекта:

- свободного сознательного выбора и принятия профессии как приоритетной жизненной ценности и наиболее оптимальных с точки зрения его личностных склонностей путей овладения ею;

- учебной деятельности в профессиональном образовательном заведении, которая характеризуется а) свободой выбора будущей профессии; б) продуктивным взаимодействием с преподавателем; в) рефлексией, осознанием и выработкой целей, смыслов; г) становлением индивидуального стиля деятельности, основанного на осознании своей уникальности, самоценности и установке на самоизменение, саморазвитие; д) творчеством, ориентированным на выработку каждым воспитанником осознанных планов, прогнозов и сценариев своей профессиональной жизнедеятельности в будущем;

- целенаправленной деятельности по совершенствованию своей профессиональной квалификации, повышению личностного потенциала [4].

Внедрение принципа субъектности в опытно-экспериментальную работу сопровождалось педагогическими рисками, затруднениями со стороны преподавателей, привыкших к доминирующей роли в учебном процессе, и у студентов, традиционно подчиняющихся или уклоняющихся от ответственности [2].

Пример. На втором занятии по дисциплине «Ведение в специальность» (тема «Требования, предъявляемые к выпускникам экономических специальностей») студентам был предложен материал, взятый из стандарта специальностей «Финансы (по отраслям)», «Менеджмент (по отраслям)», «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Данный материал очень труден для восприятия студентами, тем более на одном из первых занятий. Было дано домашнее задание -выучить данные требования применительно к своей будущей профессии. На следующем уроке большинство студентов не были готовы. Вместо того, чтобы поставить «неудовлетворительно», преподаватель перенес домашнее задание на следующий урок, дополнительно дав задание -подготовить презентацию об одном из выдающихся людей (на выбор) в области экономики. На следующее занятие были приглашены бывшие выпускники, занимающие в настоящее время престижные должности (главный бухгалтер ООО «НОЙ-Т», финансовый директор ООО «КранТехЗапчасть», специалист по работе с клиентами высшей категории ОСБ№7125 СБЕРБАНКА РФ, главный бухгалтер Камышинского филиала НОУ ВПО ВИБ). Начало урока-зачета было построено следующим образом: сначала студенты показали свои презентации, потом приглашенные гости рассказали о своих успехах на экономическом поприще, и в заключение студентам были розданы листки с заданиями перечислить требования к выпускникам. В результате были получены блестящие ответы, причем ребята разговаривали уже «наполовину профессиональным» языком, включая в свои ответы высказывания гостей и выдержки из презентаций.

Реализация принципа субъектности предполагает право на ответственное и самостоятельное принятие решений, но при помощи преподавателя. Таким образом, обнаруживается развитие мотивационного компонента в структуре профессиональной грамотности. Данный принцип подразумевает не только создание комфорта и ситуации успеха специ-

алиста в профессионально-экономической деятельности, но и его ответственную деятельность. Обеспечение успеха в самоопределении ничего общего не имеет со стремлением оградить будущего специалиста от трудностей в будущем. Очевидно, что трудности, с которыми сталкивается студент в процессе обучения, будут способствовать индивидуально-личностному и профессиональному саморазвитию. Соблюдение преподавателем данного принципа в комплексе с принципами доступности и профессионализма способствует развитию активности у специалиста экономической сферы, самостоятельности и сознательности, доказательности и выводов суждений, что выражается в формировании деятельностно-креативной и информационной составляющей профессиональной грамотности. Однако подобный положительный результат может быть и не достигнут, если не соблюдать принципа диалогического общения, который заключается в признании педагогом будущего специалиста экономической сферы как субъекта-профессионала в процессе ценностного взаимодействия. Субъект-субъектные взаимоотношения, возникающие в процессе ценностного взаимодействия в диаде «преподаватель-студент», способствуют взаимным изменениям, взаимообогащению двух сторон. В нашем исследовании данный принцип в системе с другими принципами ориентирован на мотивационную составляющую профессиональной грамотности, его характеризует сопоставление Я реального с представлениями «Я и социум». Данный принцип требует следовать следующим правилам: соблюдение субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентом, признание ценностей друг друга, равнопартнерские отношения. Преподаватель не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы студента к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения; взаимодействие преподавателя и студента должно строиться на диалоге, восприятии действий другого в целостном образовательном процессе. Преподаватель помогает становлению студента как субъекта собственной профессионально-экономической деятельности. Принцип диалогического общения предполагает ценностно-смысловое отношение будущих специалистов экономической сферы к профессиональной деятельности, осуществляющееся в процессе ценностного взаимодействия преподавателя и студента, сориен-

тированного на актуальные потребности и потенциальные личностные возможности субъектов ( И.В. Власюк). Содержанием данного взаимодействия выступает обмен целями-ценностями, ценностями-смыслами, которые присущи конкретному человеку, представителям различных поколений, культур.

Пример. Студентам третьего курса мы предложили провести открытое занятие на тему «Анализ показателей финансового состояния предприятий» по дисциплине «Финансовый менеджмент». В роли преподавателя был выбран Павел Б., одногрупники помогали ему подготовиться к этому занятию. Павел сообразительный и коммуникативный юноша, с хорошей теоретической подготовкой на первом курсе, но в процессе обучения на третьем курсе результаты его учебы далеки от идеальных вследствие того, что он не готовится к занятиям, ленится. Однако когда мы ему предложили провести данное занятие и сказали, что проведенное занятие будет учитываться как бонус при сдаче экзамена, положительно отразится в характеристике выпускника, то он с удовольствием согласился и, к всеобщему удивлению, очень хорошо подготовился. При этом, объясняя принципы расчета основных экономических показателей, студент использовал компьютерную презентацию, наглядный материал, расчетные таблицы для коэффициентов. Все необходимые экономические задачи были решены непосредственно с использованием конкретного бухгалтерского баланса. В процессе подготовки к данному занятию преподаватели помогли Павлу отобрать нужную информацию, используя которую студент самостоятельно подготовил презентацию, наглядный материал, составил расчетные таблицы. Был заметен его интерес к самому процессу подготовки.

Этот пример показывает, что диалогическое общение не предполагает равенства между педагогом и будущим специалистом, т.к. обусловлен разностью социальных ролей. Принцип диалогического общения требует искренности и взаимного уважения и эмпатийного принятия. Анализируя особенности восприятия принципа диалогического общения, мы констатировали, что в зависимости от целевых установок будущих специалистов экономической сферы относительно их образования в системе СПО понимание действия данного принципа в системе с другими принципами носит уровневый характер. В своей практике мы наблюдали за ситуацией поиска «собеседника», когда студенту необходимо «выговориться» по разным причи-

нам (для эмоционального облегчения, дружеского принятия, отстаивания своей точки зрения по какой-либо проблеме и т.д.). С данной ролью может справиться преподаватель, задачей которого является сориентировать студента на профессионально-личностное саморазвитие, стать значимым Другим и дать возможность студенту осознать себя, сопоставить Я-реальное и Я-будущее с представлением «Я и социум». В таком эмпайтийном общении преподаватель познает всю уникальность внутреннего мира студента, его взгляды, мечты, ценностные установки на будущее. Данное отношение преподавателя и студента помогает последнему самоопределиться в образовании и будущей деятельности. В результате использования преподавателем в процессе формирования профессиональной грамотности принципа диалогического общения студент осознает себя значимым субъектом своего профессионального развития.

Если преподаватель следует принципу диалогического общения совместно с принципами доступности, профессионализма и субъ-ектности, это не только способствует развитию у студентов самостоятельности, но и формирует интерес к процессу познания, а также мотивирует учение в образовательном процессе СПО, что выражается в формировании деятельностно-креативной, мотивационной и информационной составляющих профессиональной грамотности. Приведенные выше примеры поведения студентов по результатам восприятия принципа диалогического общения в системе с другими принципами показывают важность восприятия студентом принципа диалогического общения во взаимосвязи с другими принципами; важность межличностного взаимодействия; необходимость создания ситуации успеха и поэтапного формирования позитивного образа Я студента.

Выявленные принципы как компоненты системы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, задают логику подготовки будущего специалиста экономической сферы среднего звена и способствуют процессу формирования его профессиональной грамотности. Системообразующим принципом определен принцип диалогического общения, который создает возможность формирования профессиональной грамотности будущего специалиста экономической сферы в процессе его общения с образовательной средой колледжа, с собой, с другими и с «живым знанием». Принцип профессионализма, опирающийся на за-

ИЗВЕСТИЯ вгпу

кономерную связь между содержанием экономической науки и экономических дисциплин, задает русло для общения. Принцип доступности, учитывающий психологические особенности студентов, а также сложность обучения в системе СПО, минимизирует преподаваемый профессиональный и экономический материал. В то же время продуктивное общение невозможно без рефлексии, осознания и выработки его целей, смыслов, положительного отношения студента к изучаемой инструментальной экономической информации, самооценки и саморегулирования своего профессионально-экономического поведения, которое подразумевает принцип субъектности специалиста.

Реализация преподавателем данных принципов в процессе формирования профессиональной грамотности студента экономических специальностей в образовательном процессе СПО проходила поэтапно. Мотивационно-диагностический этап был нацелен на изучение индивидуальных особенностей студента, его социально-психологической адаптации к новым условиям обучения в колледже, стимулирование положительной мотивации к получению образования, осознание ценности образования как гаранта успешной профессионально-экономической деятельности, перспективы личностного роста и самореализации. На данном этапе студенты побуждались к осознанному отношению к основным условиям обучения в колледже, учебным требованиям, ценностному отношению к процессу обучения как средству освоения будущей профессии. Ведущими средствами стали создание на занятиях благоприятной доброжелательной атмосферы, ситуаций успеха, диалогического взаимодействия, тренинги командообразования, игровые методики, ситуации внеучебного творчества студентов, коммуникативных решений. Кроме того, использовались такие формы совместной деятельности преподавателя и студента, как круглый стол «Экономический кризис глазами студента», где студенты высказывали свои мнения по поводу состояния российской экономики, предположения по изменению текущей ситуации к лучшему, выстраивали схемы и пути выхода российской экономики из кризиса; предметный кружок «Баланс+», где студенты обсуждали вопросы «Экономист - это творчество или скука?», «Что значит быть экономически грамотным?»; организация и проведение предметных декад «Экономика и Я», когда

студенты готовили презентации экономических специальностей, составляли кроссворды и загадки экономической направленности, выпускали тематические стенгазеты. Основным способом адресной педагогической помощи на данном этапе стало педагогическое руководство. Познавательный интерес студентов проявлялся в возникновении дополнительных вопросов по изучаемой теме, активной работе на занятиях, открытости к новому «живому знанию», желании быть членом предметного кружка «Ба-ланс +». Данные проявления стали основанием для перехода к следующему этапу.

Информационно-ценностный этап имел цель мотивировать студентов к овладению системным экономическим «живым» знанием, развивать готовность к принятию решений в различных экономических ситуациях профессиональной деятельности, к социальной мобильности, высоконравственному отношению к себе, стимулировать инициативу в учебном взаимодействии. Основным способом адресной педагогической помощи на данном этапе стала педагогическая поддержка. Педагогическими средствами реализации целей были стратегии интерактивного взаимодействия: имитационная игра «Налоговый инспектор», где студентам была предложена ситуация овладения опытом поведения в профессионально-экономической деятельности и дано несколько вариантов ее решения; ролевая игра «Перевертыш» в рамках декады кафедры экономики, финансов и менеджмента, где на протяжении всех этапов игры студентам давались задания «наоборот» («Как не заплатить налог?», «Неправильная хозяйственная операция», «Пропущенное слово»); урок-конкурс «Мультяш-ная экономика», проблемная дискуссия «Ступенька карьерного роста», ситуация ориентировки в экономической сфере «Я на практику пойду, пусть меня научат», а также включение в обучение обязательных компонентов исследовательской деятельности. По завершении данного этапа мы констатировали, что в экспериментальной группе была создана доброжелательная атмосфера эмоциональной вовлеченности в процесс обучения, диалога, сопричастности. Студенты осознанно действовали в типичных профессионально-экономических ситуациях.

Деятельностный этап осуществлялся с целью сделать устойчивыми проявления осознания своих возможностей и призвания при проектировании профессионального пути, принятии профессионально-ценностных ре-

шений в профессионально-экономической деятельности; творческий характер проектирования своей профессионально-экономической деятельности; поиск оригинальных идей при разработке групповых проектов, выбор наиболее соответствующих определенным условиям и задачам вариантов решения профессионально-экономических задач. Педагогическими средствами стали квазипрофессиональная деятельность, учебные проекты, инсценировка с последующим групповым обсуждением, микролекции и т.д. Студенты включались в ситуации саморазвития и самооценки, ситуации проявления творческой инициативы в профессионально-экономической деятельности, в самостоятельную исследовательскую деятельность в рамках работы предметного кружка «Баланс +» («1С: Предприятие. Преимущества восьмой версии. Практические исследования», «Специальные налоговые режимы в малом бизнесе»). Студенты выступали с докладами на научно-практических студенческих конференциях («Молодежь и формирование гражданского общества в России», «Бизнес-образование - единство науки и практики», «Человеческие ресурсы области: актуальные проблемы подготовки специалистов среднего звена»); совместно с преподавателем поставили мини-спектакль «Один день из жизни бухгалтера»; готовили проекты («Достойный труд XXI века», «Работа за границей: призрачное счастье», «МСФО и российские реалии: как совместить?», «Что делать закону там, где царствуют деньги?»); включались в квазипрофессиональную деятельность (деловая игра по микрогруппам «Учет подотчетных сумм»: в течение одного учебного дня одна микрогруппа находилась в ЗАО «Камы-шинский ГАЗПРОМКРАН» и участвовала в практической деятельности организации, другая работала в учебной аудитории, затем студенты обменивались впечатлениями, сравнивали способы разрешения профессионально-экономических ситуаций); выступали в роли преподавателя в «День самоуправления», проводили микролекции «Виды кредита», «Права и обязанности главного бухгалтера», «Текущее планирование». На данном этапе в основном использовался такой метод педагогической помощи, как сопровождение.

Таким образом, экспериментальная работа показала, что педагогический потенциал образовательного процесса в системе СПО в формировании профессиональной грамотности будущего специалиста экономической сферы эффективно реализуется при соблюдении пре-

подавателем принципов доступности, профессионализма, субъектности и диалогического общения в три этапа (мотивационно-диагностический, информационно-ценностный, деятельностный).

литература

1. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М. : Академия, 2006.

2. Власюк И.В., Казакова А.Ф. Реализация потенциала среднего профессионального образования в формировании профессиональной грамотности специалиста экономической сферы // Изв. Вол-гогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Пед. науки. 2013. № 9 (84). С. 111-167.

3. Колесникова И.А. Теоретико-методологические основы современного процесса воспитания. Л., 1988.

4. Сергеев Н.К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя : дис. в виде науч. докл. ...

д-ра пед. наук. Волгоград, 1998.

* * *

1. Boryitko N.M. Diagnosticheskaya deyatelnost pedagoga : Ucheb. posobie dlya stud. vyissh. ucheb. zavedeniy / pod red. V.A. Slastenina, I.A. Kolesnikovoy. M. : Akademiya, 2006.

2. Vlasyuk I.V., Kazakova A.F. Realizatsiya potentsiala srednego professionalnogo obrazovaniya v formirovanii professionalnoy gramotnosti spetsialista ekonomicheskoy sferyi // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser. : Ped. nauki. 2013. № 9 (84). S. 111-167.

3. Kolesnikova I.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovyi sovremennogo protsessa vospitaniya. L., 1988.

4. Sergeev N.K. Teoriya i praktika stanovleniya pedagogicheskih kompleksov v sisteme nepreryivnogo obrazovaniya uchitelya : dis. v vide nauch. dokl. . d-ra ped. nauk. Volgograd, 1998.

Principles and methods of formation of professional competence of students specializing in economics in the system of secondary professional education

There are considered the principles of pedagogic support in formation of professional competence of students specializing in economics. There are given the examples of principles in teacher's work, described the staging of the principles implementation in the system of secondary professional education.

Key words: professional; competence, principles of pedagogic support, stages of professional competence formation.

(Статья поступила в редакцию 15.09.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.