Научная статья на тему 'Подготовка будущего учителя к формированию у старшеклассников глобального мировоззрения'

Подготовка будущего учителя к формированию у старшеклассников глобального мировоззрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПРИЗНАКИ ГЛОБАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / СТАРШЕКЛАССНИК / МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ / STRUCTURAL COMPONENTS AND CRITERIA OF A FUTURE TEACHER'S READINESS / GLOBAL WORLD-VIEW / SIGNS OF GLOBAL WORLDVIEW / SENIOR PUPIL / MODELS OF EDUCATIONAL SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнилова Лариса Алексеевна

Описаны признаки глобального мировоззрения личности. Определены структурные компоненты и критерии готовности будущего учителя к формированию глобального мировоззрения у старшеклассников. На основе выделенных критериев готовности будущего учителя представлены модели образовательных ситуаций по формированию данного качества у учеников старших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнилова Лариса Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are given the signs of personalitys global worldview. There are sorted out the structural components and criteria of future teachers readiness for senior pupils global world-view formation. On the basis of the sorted criteria of future teachers readiness, there are suggested the models of educational situations of this quality formation at senior pupils.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущего учителя к формированию у старшеклассников глобального мировоззрения»

5. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург : Изд. отд. Екатеринбургской епархии, 2009.

6. Шестун Евгений, прот. Православная педагогика. М. : Про-пресс, 2001.

Formation of future teacher’s dialogic position in the context of pedagogic disciplines study

There are suggested the research results of the scientific grounds offuture teachers’ dialogic position formation, which is considered in the context of culture and anthropologic approach and reflects the positive attitude to a child as a "multiple Other". As the substantial base of pedagogic disciplines teaching, there are considered the orthodox values, revealed the method of reflection of an event in the formation process of the position under research.

Key words: dialogic position, Christian image of a person, culture and anthropologic approach, dialogic position formation, orthodox values, method of reflection of an event.

Л.А. КОРНИЛОВА (Волгоград)

подготовка будущего учителя к формированию у старшеклассников глобального мировоззрения

Описаны признаки глобального мировоззрения личности. Определены структурные компоненты и критерии готовности будущего учителя к формированию глобального мировоззрения у старшеклассников. На основе выделенных критериев готовности будущего учителя представлены модели образовательных ситуаций по формированию данного качества у учеников старших классов.

Ключевые слова: глобальное мировоззрение, признаки глобального мировоззрения, структурные компоненты и критерии готовности будущего учителя, старшеклассник, модели образовательных ситуаций.

Современный этап в истории развития общепланетарной цивилизации характеризуется качественными изменениями глобального характера в различных областях жизни: матери-

альной, духовной, политической, социальной, образовательной. Возникшие глобальные проблемы в значительной мере выступают следствием бесконтрольного вмешательства человека в природу, примата технического компонента над гуманитарной составляющей в мышлении человека, низкого уровня экологической культуры, кризиса духовных ценностей и смыслов. Мир, пораженный глобальными кризисами, в числе которых экологический, переживающий становление многополярности кризис информационной перегрузки, дефицита живого общения, может уповать лишь на свою последнюю надежду - человека, способного взять на себя ответственность за происходящее на Земле.

В условиях резкого обострения экологических проблем как глобального, так и регионального масштаба в первую очередь учитель должен обладать готовностью к воспитанию у учащихся действенного мировоззрения, в котором было бы представлено понимание формирующимся человеком его места, роли в прогнозировании, решении экологических проблем, а также осознании значения этих действий для него самого. При этом он должен учитывать то, что так называемые «глобальные проблемы» не существуют «где-то там», в отрыве от него, а представлены в конкретной региональной форме и не могут решаться помимо творческих усилий таких же людей, как он сам. Как раз большинство глобальных проблем, связанных с рациональным природопользованием, бережным отношением к ресурсам, защитой окружающей среды от загрязнения продуктами деятельности человека и др., обусловлены антропогенным фактором -низким уровнем экологической культуры, ответственности, несогласованностью действий, а подчас и откровенной пассивностью людей. Понимание и переживание своей сопричастности к глобальным проблемам, необходимости их решения и роли собственной активности в этом процессе являются признаком мировоззрения, которое исследователи называют глобальным (И.Ю. Алексашина, Ю.Н. Кулют-кин, А.Н. Чумаков и др.).

В нашем исследовании предпринята попытка определить признаки глобального мировоззрения, которые представлены несколькими группами.

Первая группа - ценностно-смысловая -включает совокупность мотивов, смыслов, переживаний, в которых представлено понима-

© Корнилова Л.А., 2012

ЗІ

ние ценностей и главной из них - определение смысла жизни в контексте своей принадлежности к мировым процессам. Человек черпает свой смысл жизни из пространства ценностей - коллективного смыслового поля, в соответствии с которым определяется совокупность жизненных целей личности. Именно наличие целей придает действиям человека осмысленность (Л.И. Рюмшина). Человеку при рождении дается жизнь «пустая», ничем не наполненная, бессмысленная. И каждый сам вправе выбирать, чем ее наполнять и какими смыслами наделять. личность, которая глобально смотрит на мир, выбирает целью своей жизни, своих действий, поведения, поступков, а значит, и смыслом жизни сохранение окружающей среды, природы. Определив смысл жизни в контексте своей принадлежности к мировым процессам, личность ориентируется на систему гуманистических ценностей - совокупность норм, установок, идеалов гармоничного бытия человека в природе и обществе. К гуманистической системе ценностей мы относим 1) жизнь во всех ее проявлениях;

2) человека и его жизнь как высшую ценность;

3) природу; 4) культурное наследие, обычаи и традиции; 5) деятельность, связанную с рациональным природопользованием; 6) экологическую ответственность; 7) нравственную ответственность; 8) устойчивое развитие природы и общества.

Вторая группа - мировоззренческие знания, обеспечивающие ориентировку в мире. Понятие ориентировки широко используется в психологии (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). В основе ориентировки в мире лежит образ современного мира, который чаще всего представляется «опутанным» сетью автомобильного, железнодорожного, водного, авиатранспорта, Интернета, телевидения, радио, телеграфа, космических телекоммуникаций и т.п. Эта сеть глобальна. Она будто «сжимает» мир, дает возможность легко представить и увидеть (через Интернет, телевидение, фото) любую часть нашей планеты, ориентироваться в происходящих событиях и даже быть невольным их свидетелем или участником. Важным элементом такого образа мира являются отношение человека к событиям, ориентация на сохранение благополучия мира, зависящего от каждого человека.

Третья группа - характеристики умений, компетентностей, поведения с позиции оценки мировых экологических ситуаций, их последствий. Личность, обладающая

глобальным мировоззрением, способна дать собственную оценку событиям, происходящим на локальном уровне, а также их последствиям для всей планеты, окружающей среды и каждого жителя Земли. К этой группе относится и владение научными основами прогноза глобальных экологических проблем и их влияния на дальнейшую жизнь человечества. Умение давать оценку глобальным экологическим проблемам позволяет личности осознавать, идентифицировать и самостоятельно осуществлять типизацию новых экологических проблем в различных регионах планеты на основе схожих географических условий. Благодаря такой типизации можно спрогнозировать появление новых глобальных экологических проблем и дать оценку вреда, наносимого окружающей среде и человечеству.

Четвертая группа - рефлексивные качества личности в аспекте осознания собственных поступков, поведения по отношению к окружающей среде, природе; в осознании ценности жизни. Человек осознает, что последствия экологических кризисов в большинстве случаев необратимы, и если возможно восстановление природных объектов, то на это могут уйти десятилетия, а может, и сотни лет. Как следствие, личность анализирует свои действия, поступки и поведение по отношению к окружающему миру на локальном уровне. Осознание того, что жизнь и здоровье окружающих людей, природы зависят от самого человека, формирует устойчивое чувство нравственной ответственности не только за свою жизнь, но и за отдаленные последствия своих поступков. Данный признак глобального мировоззрения личности проявляется прежде всего в том, что такого рода ответственность порождает особый тип поведения в социопри-родной среде, когда человек прогнозирует последствия своих поступков для этой среды. Со-бытие с природой, своеобразный диалог с миром востребованы сегодня на всех этапах нравственного самоопределения личности. Критерием нравственности становятся осознание своего соучастия в глобальных проблемах и реальные попытки оказать влияние на их разрешение.

Подготовка будущего учителя к формированию у учащихся глобального мировоззрения выступает как целостный педагогический процесс, в ходе которого формируется образ будущей профессии. В струк-

туре готовности будущих учителей к формированию глобального мировоззрения у старшеклассников было выделено несколько компонентов. Мотивационный компонент представляет собой убежденность будущего учителя в возможности гармонических отношений человека с природой, веру в способность людей договориться и поддерживать баланс интересов, приоритет планетарных интересов над любыми частными, а также уверенность в значимости глобального мировоззрения как для собственного развития, так и для становления предстоящей экологически сообразной педагогической деятельности. Деятельностный компонент включает умения соотносить знания о причинах возникновения и развития глобальных экологических проблем, понимание их последствий на уровне системы нравственно-мировоззренческих смыслов личности; нравственно-мировоззренческие смыслы, входящие в структуру педагогического мышления будущего учителя для обоснования педагогических целей и средств их достижения. Приоритетными среди таких целей являются те, которые ведут к формированию у старшеклассников на всех этапах их социализации опыта жизнедеятельности и экологически сообразного поведения в глобальном мире. Содержательнооперациональный компонент предполагает систему психолого-педагогических, методических и экологических знаний будущего учителя, позволяющих ему планировать, организовывать и контролировать свою экологически сообразную педагогическую деятельность, а также комплекс умений по формированию у старшеклассников глобального мировоззрения.

В качестве основных критериев готовности учителя к формированию глобального мировоззрения старшеклассников в образовательном процессе выступают:

1) принятие ценностей глобального мировоззрения - убеждение в возможности гармонических отношений человека с природой, способности людей договориться и поддерживать баланс интересов, в приоритете планетарных интересов над любыми частными;

2) направленность на воспитание у учащихся осознания ими своей сопричастности к глобальным экологическим проблемам и возможности прогнозирования и участия в их решении (на своем уровне);

3) нахождение возможностей включения идей глобального мировоззрения (идеи космизма - о месте человека в природе и его отношениях с Космосом, рациональном и нравственном началах человека, их взаимности и единстве человечества едино как планетарной общности людей; идея коэволюции - совместное развитие природы и общества; идея нравственной ответственности - особый тип поведения человека в социоприродной среде, когда он прогнозирует последствия своих поступков для этой среды) в содержание обучения предмету;

4) умение создавать в процессе обучения ситуации освоения категорий и норм глобального мировоззрения посредством диалога, обсуждения практических ситуаций, миниисследований, творческих эссе, рефлексии своего поведения в окружающей среде;

5) умение включать учащихся в социокультурные и экологические проекты, связанные с гармонизацией отношений человека с природой.

Выявленные критерии стали основанием для моделирования образовательных ситуаций, последовательное решение которых в свою очередь представляет технологию формирования исследуемого качества. Первая из таких ситуаций предполагала моделирование ситуации создания условий для понимания учащимися значимости решения глобальных экологических проблем для окружающих людей и их собственного благополучия. При создании данной ситуации учителю необходимо самому принять и усвоить ее основную идею, ведь именно учитель будет объяснять учащимся значение решения глобальных экологических проблем для окружающих людей и их собственного благополучия. Важным моментом является демонстрация учителем перед учащимися своего личного отношения к глобальным экологическим проблемам и их последствиям. Учитель должен внушить учащимся тревогу за последствия таких проблем.

Основными приемами при актуализации данной ситуации являются включение в ее содержание материала, который несет в себе яркую эмоциональную информацию, проблемных вопросов; использование мультимедийной информации из Интернета; высказываний компетентных экспертов в природоохранной области; привлечение и поддержание контактов с различными информационными сообществами (клубы, интернет-

сообщества, организации по охране и защите природы); использование художественной литературы, художественных и документальных фильмов и т.п.

Следующая ситуация - побуждение учащихся к принятию решения об экологосообразном поступке и прогнозированию его последствий. Поступок - это самопреодоле-ние, преодоление годсподствующих в обществе стереотипов. Суть экологосообразного поступка заключается в том, что человек, находясь перед выбором, всегда знает результат своего поступка, в отличие от поступка в его общем понимании (Аристотель, И. Кант, М.М. Бахтин). Для совершения поступка (в отличие от псевдопоступка) человек ориентируется на свои моральные принципы и не нуждается во внешнем контроле и оценке своих действий. Основными приемами создания данной ситуации являются постановка учащихся перед выбором; актуализация нравственных коллизий; побуждение к действию при отсутствии внешнего контроля - учащийся должен сам принять решение.

Суть моделирования ситуации стимулирования опыта участия в решении глобальных экологических проблем заключается в вовлечении учащихся в различные проекты по решению экологических проблем на локальном уровне. Например, проект «Борьба с курением в школе» включал такие действия учащихся, как 1) поиск информации о производстве табачной продукции (например, из чего сделана сигарета; наличие в ее составе радиоактивного вещества полония-210 и наркотиков; привлечение детского труда к производству сигарет и т.п.); о влиянии курения на здоровье человека (болезни, вызванные курением; статистические данные о заболевших и т.п.); о влиянии табачного дыма на окружающую среду; о законодательнонормативной базе запрета курения, всемирных антитабачных конференциях и т.п.;

2) участие в беседах с неформальными лидерами о вреде курения; 3) создание в школе «горячей линии» в помощь бросающим курить, по которой можно получить информацию о лечении никотиновой зависимости; 4) разработку норм и правил поведения на территории школы (запреты на курение на территории школы ученикам и учителям (например, опыт новороссийской школы); штрафы за курение на территории школы и т.п.); 5) разработку агитационных плакатов о здоровом образе жизни; участие в спортивных марафонах и т.п.

Таким образом, подготовка учителя к формированию у старшеклассников глобального мировоззрения рассматривается нами как часть личностного аспекта системы профессиональной подготовки студентов педагогического вуза. Это должен быть целостный педагогический процесс, осуществляемый в рамках системы профессионально-педагогической подготовки и направленный на становление и развитие мировоззренческой позиции и готовности будущего учителя к профессиональнопедагогической работе по формированию глобального мировоззрения у старшеклассников.

литература

1. Глобальное образование: проблемы и решения: дайджест / авт.-сост. И.Ю.Алексашина. СПб. : СпецЛит, 2002.

2. Колесников М.А. Мировоззренческая подготовка студентов педвуза // Изв. Урал. гос. ун-та. 2008. № 60. С. 15-20.

3. Кочетов Э.Г. Глобалистика: теория, методология, практика : учебник для вузов. М. : НОРМА-ИНФРА-М, 2002.

4. Кулюткин Ю.Н., Спасская Е.Б. Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / под ред. Ю.Н. Кулютки-на, Е.Б. Спасской. СПб. : КАРО, 2002.

5. Ойзерман Т.И., Богомолов А.С. Мировоззрение как феномен духовной жизни общества // Основы теории историко-философского процесса. М., 1983.

6. Рюмшина Л.И. Смысл жизни как онтологическая проблема. URL : http://hpsy.ru/public/x2719.htm.

7. Сериков В.В. Общая педагогика: избр. лекции. Волгоград : Перемена, 2004.

8. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира : моногр. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2009.

Training a future teacher for formation of senior pupils’ global world-view

There are given the signs ofpersonality’s global worldview. There are sorted out the structural components and criteria of future teacher’s readiness for senior pupils’ global world-view formation. On the basis of the sorted criteria offuture teacher’s readiness, there are suggested the models of educational situations of this quality formation at senior pupils.

Key words: global world-view, signs of global worldview, structural components and criteria of a future teacher’s readiness, senior pupil, models of educational situations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.