3. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения профессионализма. М., 1993.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
5. Занковский А.Н. Организационная психология. 2-е изд. М., 2002.
6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ. М., 2002.
7. Райгородский Д.Я. Психология управления. Самара, 2006.
8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 203.
9. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтологии. М., 2006. С. 9.
10. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
Поступила в редакцию 20.01.2007 г.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ ПРЕ ДПРИЯТИЙ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ СИТУАЦИЯМ
С.А. Масалов
Masalov S.A. Psychological readiness of employees of a private security enterprise for extreme situations. In the article the phenomenon of psychological readiness of a person for an activity as a personal formation, its contents, structure, kinds and levels is considered. Specific components of psychological readiness of the employee of a private security enterprise for extreme situations are analyzed. It is revealed, that psychological readiness of employees of private security enterprises represents a complex formation which structure contains motivational, cognitive, emotional and strong-willed components. The central component forming system is a motivational one. It is a motivation that «answers» for realization of psychological readiness in an activity.
Профессия сотрудника охранного предприятия является относительно новой на рынке труда. Высокая востребованность ее отражает многочисленные социальные, политические, экономические и психологические преобразования и противоречия, пронизывающие все уровни современной общественной и индивидуальной жизни. Проблема безопасности становится одной из актуальных проблем общества и личности. Это диктует предельно высокие требования к профессионализму сотрудников охранных предприятий, их способности выдерживать высокие нагрузки и, что самое главное, быть всегда готовыми к действиям в сложных экстремальных ситуациях, связанных с риском для жизни и здоровья, как собственных, так и других людей. Проблематизация «готовности к экстремальным ситуациям» в психологическом контексте определяет понимание истинных основ профессионализма сотрудников охранных предприятий.
Личность существует, как это глубоко замечает М. Бахтин, в процессе постоянного несовпадения с собой, в процессе выхода за свои пределы. Именно в противоречивые и
экстремальные моменты жизни это несовпадение, опережение личностью себя выступает всего отчетливее. Многостороннее включение человека в сложные ситуации не совершается само собой, оно требует значительных психологических усилий, что предполагает выделение и формирование в системе личности психологического органа, в составе которого в новом качестве должны выступить уже сформированные ранее или только наметившиеся свойства, дополняемые заново складывающимися характеристиками.
Хорошо известное каждому состояние высокой психической напряженности в такие моменты можно считать индикатором активизации и преобразования самим человеком обширных систем своей психической жизни, актуализации в симультанном виде сложившихся многообразных систем собственных жизненных отношений. В науке результаты таких преобразований личности инициируются с понятием «готовность», выступающей автономной характеристикой изменяющегося человека в изменяющихся ситуациях и имеющей, таким образом, свое происхождение, содержание и историю развития.
20б
Психологическая готовность человека к деятельности, по определению Б. Д. Парыги-на, как бы аккумулирует в себе в свернутом виде, подобно сильно сжатой пружине, все необходимые и достаточные для успешного решения поставленной задачи элементы предстоящего действия. При этом психологическая готовность к деятельности является обязательным условием не только ее начала, но и эффективного завершения [1].
В многочисленных психологических исследованиях существует тенденция употреблять это понятие как в широком диапазоне значений, так и в контексте достаточно разнообразного спектра психологических явлений (В.Ю. Шегурова, Т.В. Кудрявцев, А. Фа-рапонова, М. Борисова, Романова, Н.В. Кузьмина, Д.И. Фельдштейн, Л. Коломинский, И.В. Дубровина, В.Э. Чудновский и др.). Наличие разнообразных сфер, применительно к которым используется понятие психологической готовности, свидетельствует о ее сложности, динамичности и многогранности функционирования как психологического феномена, проявляющегося в наиболее значимые моменты жизни личности в качестве психологического новообразования.
В целом, в психологических исследованиях проявляются два подхода к трактовке феномена «психологической готовности» человека: функциональный и личностный. Исходным при этом является понятие «готовности человека к деятельности».
Первый предполагает понимание готовности к деятельности как состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное ее выполнение.
Второй подход рассматривает «психологическую готовность» как неотъемлемый и существенный компонент развития личности в целом. Психологическая готовность человека к деятельности интерпретируется как интегральное личностное образование, имеющее специфическую структуру и включающее разнообразные компоненты, среди которых выделяются: мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, операционально-поведенческий как совокупность умений, навыков и личностных качеств, адекватных требованиям, содержанию и условиям деятельности. При этом готовность трактуется как целенаправленное выражение
личности, включающее ее убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, навыки, умения, установки, настроенность на определенное поведение, как выражение сформиро-ванности определенной системы качеств, необходимых для успешного выполнения той или иной деятельности. Подчеркивается, что любая разновидность готовности обусловлена наличием у субъекта образа структуры определенного действия и постоянной интенции на его выполнение, причем интенции как мотивационного образования результативно-содержательного типа. В ином случае возникает потенциальная область мотивации, в которой или есть возможность, но нет желания, или есть желание, но нет возможности. Движущей силой актуально реализованной «готовности» оказывается сложно организованное противоречие между целевой установкой, связанной с содержательной стороной личности, и ее функциональными возможностями, т. е. динамической стороной личности (В. Г. Асеев).
Специфика психологического содержания компонентов готовности определяется содержательным контекстом сферы проявления, а также особенностями самой личности, ее возможностями, направленностью, активностью, своеобразием ее внутреннего мира.
Структурные компоненты психологической готовности человека к деятельности, ее виды находятся в неоднозначных связях и отношениях, о чем свидетельствуют результаты многочисленных локальных исследований. В зависимости от условий выполнения действия ведущей может стать одна из этих сторон. Качественное различие структурных компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, определяющий особенности развития каждого из них.
Будучи сложным образованием, «психологическая готовность» функционирует в разных формах, видах, на разных уровнях организованности как развивающаяся система. Анализ имеющихся в литературе данных позволяет рассматривать психологическую готовность человека к тому или иному виду деятельности как многоуровневое образование, имеющее свою историю развития. «Психологической готовности» как личностному образованию отводится в психологиче-
ских исследованиях место в общем процессе формирования личности.
Рассмотрение характеристик «психологической готовности» человека к той или иной деятельности позволяет обозначить ряд исходных положений в понимании этого феномена (Л.И. Бершедова).
Во-первых, психологическая готовность человека к деятельности как сложное интегральное психологическое образование выражает общую направленность субъекта на определенную активность, отражая его деятельное отношение к тем или иным сторонам действительности и к самому себе.
Во-вторых, психологической готовности человека присуща заданная векторизован-ность активности, избирательность, предрасположенность к определенному образу действия, деятельности, которая является для человека значимой.
В-третьих, это - динамичное образование, что предполагает функционирование его на разных уровнях организованности как развивающейся системы, каждый из которых детерминируется спецификой репрезентации ее компонентов и мерой их выраженности. Качественное различие структурных компонентов «психологической готовности» придает их единству внутренне дифференцированный характер, определяющий особенности развития каждого из них.
В-четвертых, функционирование психологической готовности человека к деятельности как целостного психологического образования определяется снятием барьера между актуальным и потенциальным на всех психологических уровнях ее организации: когнитивном, мотивационном, эмоционально-волевом, операционально-поведенческом.
В-пятых, психологическая готовность человека к деятельности возникает и развивается в пространстве сложной совмещенной структуры противоречий, возникающих в жизненном опыте личности.
Сложность изучения проблемы «психологической готовности человека» определяется, таким образом, тем, что она органично включает в себя два взаимосвязанных аспекта: процессуальный и структурно-итоговый: с одной стороны, это результат динамических преобразований в психологической организации личности, вследствие чего меняется режим ее функционирования и, с другой
стороны, это условие включения в новые виды деятельности. В связи с этим Л.И. Анцы-ферова подчеркивает, что «психологические механизмы выступают как способы преобразования организации личности лишь потому, что они являются механизмами реальных или мысленных преобразований взаимоотношений индивида с обществом, с миром в целом» [2].
Особое значение сформированность психологической готовности человека к деятельности приобретает в контексте ее экстремальных условий. Экстремальность деятельности обуславливается ее протеканием в необычных условиях, достаточно высокой степенью риска и опасностью погибнуть, что сопровождается стеническими эмоциями, психической напряженностью, страхом, необходимостью проявить героизм. Экстремальность актуализирует проявление особых свойств и качеств личности, ее функциональных возможностей. В целом в исследованиях экстремальные ситуации деятельности анализируются с точки зрения трех основных аспектов:
- особенностей самой ситуации, как совокупности условий деятельности;
- особенностей субъекта деятельности в экстремальных ситуациях, его готовности;
- особенностей последствий деятельности человека в сложных условиях труда.
В контексте первого аспекта экстремальными определяются условия, которые:
- не только выходят за рамки обычного положения дел, но и имеют решающее значение для дальнейшего хода событий (К. Штайльманн);
- определяют кардинальное изменение параметров жизнедеятельности социума (группы, личности), появление нового компонента в ансамбле факторов, определяющих жизнедеятельность, а также эндогенные и экзогенные изменения вне диапазона адаптивной нормы (И.Ю. Сундиев);
- характеризуются постоянно действующими экстремальными факторами.
Особыми при этом называются такие условия, когда деятельность сопряжена с эпизодическим, т. е. непостоянным их действием (Ю.М. Забродин и В.Г. Зазыкин);
- приводят к состоянию динамического рассогласования (А.Б. Леонова, В.И. Медведев);
- являются предельными, крайними значениями тех элементов ситуации, которые в своих средних значениях создают оптимальный «фон» или, по крайней мере, не ощущаются как источник дискомфорта (В.Д. Небы-лицын);
- вызывают реакции организма, находящиеся на грани психологических нарушений (К.К. Платонов);
- характеризуются неожиданностью, неопределенностью, усложнением, риском
[3-8] и др.
В исследованиях выделяются различные типы экстремальных ситуаций: ситуация «реального риска», ситуации типа «хроническая нестабильность», ситуации «антиципации опасности» - опасность физического устранения [3].
Анализируя совокупность реальных видов деятельности, особенностей их проявления, характера и видов используемых резервных возможностей сотрудников охранных частных предприятий, можно выделить следующие специфические условия деятельности, превращающие ее в экстремальную.
1. Деятельность сопряжена с эпизодическим, непостоянным действием экстремальных факторов или высокой вероятностью их проявления, при этом экстремальные факторы не имеют большой мощности или интенсивности, а возникающие негативные функциональные состояния выражены умеренно.
2. Деятельность характеризуется непостоянным действием интенсивных экстремальных факторов, которые могут представлять потенциальную опасность.
3. Деятельность осуществляется в условиях постоянных интенсивных экстремальных факторов, которые представляют реальную опасность.
В контексте второго аспекта любая ситуация предполагает включенность в нее субъекта. Экстремальный фактор, таким образом, можно рассматривать и как «внешнюю», и как «внутреннюю» силу, взаимосвязь которых реализуется в особенностях индивидуального восприятия человеком ситуации, его отношения к ней и возможных проявлений активности. Ситуация может быть одной и той же, а формы ее отражения в психике личности будут самыми разнообразными, опасность может оказаться субъективной. Экстремальная деятельность опреде-
ляется как деятельность, в осуществлении которой человеку приходится максимально использовать адаптивные ресурсы, в условиях, приближающих организм к пределу адаптационных возможностей (П.П. Короленко).
В весьма немногочисленных исследованиях предпринимаются попытки построить психологический портрет «идеального» сотрудника охранного предприятия. Отмечается, что он должен обладать высоким уровнем концентрации внимания, хорошей памятью, наблюдательностью, быстротой реакции, координированностью движений, чувством времени и пространства, способностью быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, умениями вероятностного прогнозирования. Низкая внушаемость,
стремление к достижению успеха в профессиональной деятельности, которое основывается на внутренней убежденности в своей правоте, значимости выбранной профессии, мировоззренческие позиции, самообладание и самодисциплина, навыки саморегуляции, интуиция также важны для успешной профессиональной самореализации. Л.Н. Собчик отмечает, что в экстремальных ситуациях поступки человека в большей степени похожи на реакции. Многое в поведении человека диктуется его эмоциональными особенностями, темпераментом, субъективным отношением к окружающим явлениям и людям. В связи с этим мотивационная сфера (в первую очередь мотив достижения успеха), эмоциональные особенности и особенности межличностного взаимодействия, а также преобладающие аспекты познавательной деятельности определяют поведение сотрудника охраны в экстремальной ситуации. В американских исследованиях выделяются аналогичные характеристики сотрудников охранных предприятий - инициативность и здравый смысл, контактность, предусмотрительность, ответственность, осторожность, благоразумие, самодисциплина, интровертирован-
ность, перспективное планирование, профессиональные навыки и опыт, этикет. В целом данные исследования свидетельствуют о широкой совокупности характеристик в целостной системе отношений человека к миру, себе, профессии, людям, определяющих успешность деятельности в экстремальных ситуациях.
В контексте третьего аспекта анализируются последствия экстремальной ситуации деятельности для человека. Установлено, что ожидание (объективная возможность) и пребывание в сложной ситуации, связанной с риском для жизни и здоровья, оказывает массивное истощающее действие на человека, нередко приводящее к состояниям психической дезадаптации. Пограничные психические расстройства встречаются у представителей опасных профессий значительно чаще, чем в других. Состояния, возникающие под воздействием экстремальных факторов и угрозы, существенно снижают успешность и качество выполнения работы, увеличивают уровень психофизиологических затрат деятельности, а также могут вызвать целый ряд неприемлемых социально-психологических последствий - профессиональные и личностные деформации.
Стрессоустойчивость является важнейшей характеристикой. Кроме того, в исследованиях отмечается, что представителям опасных профессий свойственно обесценивание стрессогенных факторов профессиональной деятельности до полного их отрицания, которые по мере увеличения общего стажа работы превращаются в привычные условия профессиональной деятельности. Следствием этого возможно понижение бдительности, чувства должного внимания к опасности, ответственности за выполняемую работу. Возможности предупреждения отрицательных последствий профессиональной деятельности заложены в самом процессе постоянного профессионального и личностного развития, в формировании психологической готовности к экстремальным ситуациям как устойчивому личностному образованию.
В целом результаты нашего исследования свидетельствуют, что психологическая готовность сотрудников частных охранных предприятий представляет собой сложное по своей природе психологическое образование, в структуре которого представлены мотивационный, когнитивный, эмоциональноволевой, операционально-поведенческий и
ценностно-ориентационный компоненты, как адекватные требованиям, содержанию и условиям деятельности в экстремальных ситуациях. Структурные компоненты психологической готовности функционируют в неразрывном единстве, качественное своеобразие этих компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер. Центральным, системообразующим компонентом является мотивационный, именно мотивация «отвечает» за реализацию психологической готовности в деятельности. Максимальная включенность в экстремальную ситуацию в динамике ее развития предполагает последовательное ведущее положение одной из сторон готовности. На разных стадиях профессионального развития сотрудников охранных предприятий готовность имеет различные уровни сформированности - начальный на этапе профессиональной адаптации; промежуточный - на начальных этапах профессионализации, и высший на этапе профессионального совершенства.
Обязательным условием успешного формирования психологической готовности сотрудников охранных предприятий является психологическое сопровождение их деятельности, включающее психопрофилактику, психокоррекцию, психологическую реабилитацию.
1. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 2003.
2. Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтологии. М., 2006. С. 8.
3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
4. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
5. Александровский Ю.А. Психогигиена в экстремальных ситуациях. М., 1991.
6. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
7. Кудрявцев В.Г., Давыдов В.В. Психология развития человека. М., 1996.
8. Магомед-Эминов М. // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология.1996. № 4. С. 26-51.
Поступила в редакцию 20.01.2007 г.