Научная статья на тему 'Акмеологическое значение рефлексии'

Акмеологическое значение рефлексии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акмеологическое значение рефлексии»

Метаева В.А.

Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург

АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕФЛЕКСИИ

Зарождение и развитие понятия рефлексии в философском знании, ее постепенный переход в сферу науки, обретение методологического статуса говорят о том, что рефлексия (от позднелатинского reflexio - обращение назад) стала категорией мышления и деятельности, приобрела междисциплинарный характер и является устойчивой дефиницией многих наук, в особенности гуманитарных. История накопила множество определений рефлексии: от Фомы Аквинского как «мысли, догоняющей мысль» до современных исследователей, связывающих с рефлексией и процессы самопознания, и поиск оснований собственной деятельности, и условия профессионального развития.

Методологическое определение рефлексии в значении механизма мышления и деятельности указывает на рефлексию как обобщенный тип реальности, проявляющийся в различных видах мыслительной деятельности и предполагающий ее анализ, критическую реконструкцию и нормирование. Именно это определение рефлексии дает возможность использовать ее как дефиницию педагогики и акмеологии - двух дисциплин, имеющих непосредственное отношение к образованию.

Акмеология по сравнению с педагогикой - молодая отрасль гуманитарного знания, интенсивностью своего развития ответившая на процессы модернизации нашего общества, изменения во взглядах на человека и его роль в обществе и государстве. Новые парадигмальные характеристики образования актуализируют развитие акмеологии и способствуют интеграции наук о человеке.

Сущностные определения акмеологии в различных науках строятся на этимологическом значении слова. Слово «акмеология» восходит к древнегреческому «akme», происходящему, в свою очередь, от слова «axis» («острие») и означающему «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора»; «en akmy einal» (быть в акме) означает: «быть в пол-

ном цвете, на высшей степени развития» (2, с.40). В словаре профессионально-педагогических понятий амеология определяется как наука о закономерностях и механизмах развития человека на ступени его зрелости, особенно при достижении им высшего уровня развития (гр. akme - высшая ступень, вершина; logos - слово, понятие, мысль, учение) (5, с. 5). Акмеология названа наукой о вершинах, «совокупностью наук, изучающих вершины в развитии отдельного человека и общности людей и условия их достижения»

(1,с. 21)

Акмеология выросла из работ Б.Г. Ананьева в области человекознания и акмеоло-гических идей педагогики Н.В. Кузьминой, открывшей антропологические корни самосовершенствования, рефлексии и мудрости человека. «Так соединились два звена одного замысла - знание о человеке и его изменение - развитие... Отсюда возникла тенденция поисков прогресса не в совершенствовании социальных систем и их управления, не в бесконечном совершенствовании техники, а в согласовании социальных и технических систем с человеком на основе оптимизации их соотношения и оптимизации деятельности ее субъекта... Поэтому мы предполагаем, что законы акмеологии носят социально-антропологический характер. Превращение личности в новое - высшее качество субъекта изменяет способ стихийного функционирования системы. Именно в этом проявляется основной закон превращения психических процессов, способностей, свойств личности в средства «обеспечения» оптимального осуществления деятельности» (3, с. 150-151). Из этого соединения родилась концепция профессиональной компетентности Н.В. Кузьминой, в которой органически присутствует рефлексия как условие развития компетентности и ее содержательный элемент.

В акмеологии при рассмотрении понятия профессионализма и компетентности рефлексия имеет особое положение. Она встречает-

ся и в исследованиях других авторов, но только как один из элементов компетентности, в акмеологии же она выводится в процессуальный ряд. Неслучайно О.С. Анисимов и А.А. Деркач, характеризуя профессионализм как умение решать стандартные профессиональные задачи, выделяют следующие уровни профессиональной деятельности:

© становление деятельности;

© успешное выполнение фиксированной нормы;

© выполнение нормы с адекватной рефлексией;

© рефлексивное сопровождение действия с фиксацией проблемы и коррекцией нормы;

© полная рефлексивная самоорганизация (1, с. 609).

Подчеркнем, что именно в акмеологии сформировалось понятие рефлексивной компетентности. Рефлексивная компетентность рассматривается в методологии (О.С. Анисимов) и рефлексивной психологии (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов) как метакомпетентность, которая за счет знания и владения механизмом рефлексии способствует адекватному развитию всех других видов профессиональной компетентности (4, с. 15). В рефлексивной психологии рефлексивная компетентность представлена как сложное образование, состоящее из различных видов рефлексии: кооперативной, построенной на знании ролевой структуры и позиционной организации коллективного взаимодействия; коммуникативной, основанной на представлениях о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков; личностной, в основе которой лежат поступки, поведение и образы собственного «Я»; интеллектуальной, которая оперирует знаниями об объекте и способах действия с ним.

Рефлексивная компетентность, по определению С.Ю. Степанова, - это «профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, реализацию рефлексивной способности, что обеспечивает процесс развития и саморазвития, способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности и

результативности» (4, с. 16). Это определение указывает на прямую связь рефлексивной компетентности с достижениями высших результатов в личностном и профессиональном развитии, то есть на ее акмео-логический характер.

Основные перспективы и тенденции развития акмеологии связываются с соединением инновационных технологий: мыследеятельностных, социокультурных и психологических, их актуальных методик и техник, построенных на основе рефлексивного метода. Подобные технологии давно стали распространенным явлением образовательной практики и широко используются на различных ступенях образования, в особенности в последипломном образовании, где обращение к профессиональному опыту является неотъемлемым условием обучения, с одной стороны, и началом (условием) вхождения в процесс рефлексии, с другой. Таким образом, акмео-логия рассматривает рефлексивные технологии как методы формирования и совершенствования профессионализма и личностнопрофессионального роста, а с другой - как весь «спектр личностных и профессиональных ресурсов, которые превращаются или не превращаются личностью в средство оптимизации своей деятельности» (6, с. 8).

Наиболее эффективное развитие рефлексии достигается при использовании в последипломном образовании рефлексивных практикумов, построенных на применении интерактивных методов обучения и создании акмеологических условий: наличие одного проблемного поля, соотнесение его с актуализируемым профессиональным опытом участников, снятие межличностных барьеров при организации коллективной мыследея-тельности, организация рефлексивной среды. Кроме этого, большую роль играет личностная включенность участников рефлексивных практикумов в процесс мышления и деятельности, что существенно повышает эффективность обучения.

В результате кроме увеличения доли предметной профессиональной компетентности, выраженной в объеме конкретных знаний и навыков в области своей профессии, достигается развитие навыков постановки и

решения проблем, способности коллективного взаимодействия и преодоления конфликтных ситуаций, обогащение профессионального и личностного опыта - того, что способствует достижению «акме». Акмеологи-ческое значение рефлексивной компетентности для профессионала состоит еще и в том, что способность к рефлексии и знание ее механизмов позволяют сформировать собственные ценности и принципы, определить

стратегию собственного развития, побуждают к постоянному саморазвитию и творческому отношению к профессиональной деятельности.

Таким образом, рефлексия как акмеоло-гический феномен способствует достижению наивысших результатов в деятельности. Она является системообразующим элементом современной профессиональной компетентности, условием личностного развития.

Список использованной литературы:

1. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2004. 688 с.

2. Бейсман А.Д. Греческо-русский словарь.М.: ГЛК Ю.А. Шичалина, 1991.

3. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. - М., 1999. 392 с.

4. Деркач А.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М.: Изд-во РАГС, 1998. 250 с.

5. Профессионально-педагогические понятия: Слов./Сост. Г.М. Романцев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк; Под ред. Г.М. Романцева.-Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед.ун-та, 2005.456 с.

6.Суслова Е.А. Акмеологические технологии личностно-профессионального развития государственных служащих: Сборник статей / Под. общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2003. 275 с.

Статья рекомендована к публикации 05.04.06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.