АКМЕОЛОГИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ
Acmeology of great personalities
УДК 159.9
РЕФЛЕКСИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.А. БОДАЛЕВА И РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ И АКМЕОЛОГИИ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ1
Семёнов Игорь Никитович, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор психологических наук, академик МААН, лауреат премии Президента РФ в области образования, директор Института рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования; e-mail: [email protected]; тел. 8-495-441-48-43
АННОТАЦИЯ
Рефлексивный анализ жизнедеятельности выдающегося российского психолога, акмеолога и педагога Алексея Александровича Бодалева (1923-2014). Его вклад в теоретико-экспериментальное развитие общей, возрастной, социальной и педагогической психологии и акмеологии, в изучение актуальных психолого-акмеологических проблем становления выдающихся личностей, динамики их смысла жизни и профессионально-творческой самореализации.
Ключевые слова: Бодалев Алексей Александрович, психология общения, психология творчества, акмеология выдающихся личностей, смысл жизни, профессионально-творческая самореализация.
ПОДДЕРЖКА А.А. БОДАЛЕВЫМ ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ МЫШЛЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ТВОРЧЕСТВА
Алексей Александрович Бодалев был проницателен относительно перспективных тенденций развития науки и интуитивно чуток к её инновационным направлениям, в том числе к зарождению рефлексивной психологии в МГУ и рефлексивной акмеологии в РАГС, оказывая им научно-организационную и исследовательскую поддержку.
Поддержка А.А. Бодалевым изучения интересующей меня проблематики рефлексии состоялась ещё до нашего знакомства. Речь идёт о том, что будучи ответственным редактором ленинградского научно-популярного сборника, он поместил в нём статью Сопиковых — одну из ранних публикаций по рефлексии в российской психологии (1974), признав необходимость её научного изучения, несмотря на всю экзотику этой тематики. Примерно в это же время на факультете психологии МГУ при утверждении темы работы моего дипломника В.К. Зарецкого «Рефлексивные аспекты мышления в решении творческих задач» у членов комиссии возник недоумённый вопрос: «Об исследовании каких рефлексов может идти речь при изучении мышления в процессе решения задач?!»
1 Окончание. Начало см. в № 2(54) 2015 г
Через пять лет выпускная работа «Рефлексивно-личностные особенности решения творческих задач» другого моего дипломника из МГУ С. Ю. Степанова легла на стол члена Президиума АПН СССР А. А. Бодалева в связи с тем, что была выдвинута на ежегодный конкурс лучших исследований молодых психологов. А.А. Бодалев утвердил награждение С.Ю. Степанова золотой медалью АПН, при вручении которой мы и познакомились (мне, как руководителю работы, была вручена почётная грамота). С тех пор А.А. Бодалев неизменно оказывал поддержку научной школе рефлексивно-гуманитарной психологии, акмеологии и педагогики творчества.
Так, в 1983 году декан факультета психологии МГУ А.А. Бодалев вместе с двумя заведующими кафедрами — П.Я. Гальпериным и Н.Ф. Талызиной поддержал нашу инициативу по организации первой в стране научной конференции по психологии рефлексии (обзор её см.: Семёнов, Степанов, 1983). В это же время в качестве заведующего кафедрой общей психологии МГУ А. А. Бодалев поддержал предложение кафедры педагогической психологии сформулировать тему кандидатской диссертации С.Ю. Степанова «Место личностной рефлексии в решении творческих задач» и утвердить её защиту по двум специальностям — «педагогическая психология» и «общая психология» с двумя научными руководителями — Н. Ф. Талызиной и И. Н. Семёновым. Затем А. А. Бодалев в качестве ответственного редактора одного из сборников АПН СССР предложил нам с С. Ю. Степановым опубликовать статью, а также поддержал (поскольку мы изучали рефлексию на материале дискурсивного мышления) наш переход в НИИОПП в лабораторию психологии мышления и речи, реорганизованную новым директором этого института А.М. Матюшкиным. Как вице-президент АПН СССР, А.А. Бодалев оказал содействие заведующей кафедрой психологии Гродненского университета С. В. Кондратьевой и мне, как заместителю председателя всесоюзной секции «Психология творчества» Общества психологов СССР, в организации общесоюзной конференции по психологии творчества и рефлексии в белорусском г. Гродно в 1986 г.
В 1990-е годы академик РАО А.А. Бодалев поддержал защиту докторских диссертаций — моей «Рефлексия в организации творческого процесса мышления» (в ПИ РАО) и С.Ю. Степанова «Психолого-акмеологические основы развития рефлексивной культуры госслужащих» (РАГС), а также наш с ним переход по приглашению А. А. Деркача в Российскую академию государственной службы при Президенте РФ на организованную им в 1992 г. кафедру психологии и акмеологии профессиональной деятельности. Под руководством А.А. Деркача в развитие стратегии, заложенной Н.А. Рыбниковым, Б.Г. Ананьевым, Н.В. Кузьминой, мне довелось два десятилетия сотрудничать с ним и А.А. Бодалевым в изучении теоретических основ акмеологии как инновационной комплексной области современного человекознания (см.: Семёнов, 1998). Разрабатывал эти основы созданный А.А. Деркачом научный коллектив (К.А. Абульханова, О.С. Анисимов, В.Г. Асеев,
A.А. Бодалев, А.С. Гусева, Е.А. Климов, Р. Л. Кричевский, Н.В. Кузьмина, Л.Г. Лаптев,
B.Н. Маркин, А.К. Маркова, И.Н. Семёнов, Ю.В. Синягин, С.Ю. Степанов, С.И. Съедин, Л.А. Степнова, А.П. Федоркина, Е.А. Яблокова и др.) в историко-научном, методологическом, концептуальном, эмпирическом, прикладном и дидактическом аспектах. Результаты этих исследований обобщены в системе изданных под редакцией А.А. Деркача и с участием А.А. Бодалева монографий, сборников, учебников, учебных пособий и программ по специальности «психология развития, акмеология» (см.: Абульханова и др., 1994-2010).
Наиболее тесно мне довелось сотрудничать с А.А. Бодалевым в 1998 году при подготовке научной конференции к его 75-летию и редактировании сборника по её материалам. В этой конференции участвовали не только акмеологи, изучавшие развитие профессионализма и высших достижений личности, но психологи и педагоги, исследовавшие проблемы межличностного общения и социально-перцептивной компетентности человека, в том числе в рефлексивно-акмеологическом аспекте. Обсуждение с А.А. Бодалевым и структурирование этих специальных социально-психологических проблем привело к разработке ряда рефлексивно-акмеологических и рефлексивно-психологических аспектов профессионального общения (см.: Лаптева и др., 2010; Семёнов, 2014), профессио-
нальной деятельности (Деркач и др., 1998, 2005; Семёнов, 2009), рефлексивной культуры и творчества.
А.А. Бодалев предложил мне подготовить ряд статей в готовившееся под его руководством фундаментальное издание «Психология общения. Энциклопедический словарь» (М. 2011; 2014). В развитие психологического и акмеологического подходов А.А. Бодалева велось: изучение продуктивного (Семёнов, 2014) и профессионального общения (Лаптева и др., 2010), рефлексивной культуры госслужащих (Деркач и др., 1998) и успешных управленцев (Алюшина и др., 1998), а также вершинности акме-развития таких выдающихся личностей, как учёный энциклопедист и пра-акмеолог Н.Я. Пэрны (Деркач и др., 2005) и писатель М.М. Зощенко (Семёнов, 2009). На основе концепций А.А. Бодалева и в их развитие современные учёные ведут исследования в различных вузах Петербурга, Москвы, Ростова-на-Дону, а также в Психологическом институте РАО и на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАНХГС.
РЕФЛЕКСИВНО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АКМЕОЛОГИИ СТАНОВЛЕНИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ
Изучение А.А. Бодалевым акмеологической проблематики велось в различных направлениях. Одно из них связано с ассимиляцией достижений классиков акмеологии Н.А. Рыбникова, Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой в разработке психобиографического метода для акмеологического изучения становления профессионализма выдающейся личности (Бодалев, 1998; Бодалев, Руткевич, 2002). В развитие этого мы изучали рефлексивность успешных управленцев (Алюшина и др., 1998), творчества писателей М.М. Зощенко (Семёнов, 2009), Б. Л. Пастернка (2009), Ф. И. Тютчева (2006) и ряда учёных-психологов (Н.Г. Алексеева, П.Я. Гальперина, Я.А. Пономарёва, С.Л. Рубинштейна и др.). Наиболее полно этот подход представлен в совместном психолого-акмеологическом изучении рефлексивности в становлении творческой индивидуальности учёного-энциклопедиста начала ХХ века Н.Я. Пэрна, который был автором первого теоретико-эмпирического исследования акмеологических проблем творческого развития выдающихся личностей.
Н.Я. Пэрна (1878-1923) — один из первых учёных в эпоху Серебряного века русской культуры, стоявших у истоков российской психологии и акмеологии творчества, оригинальный учёный-энциклопедист, к сожалению, доныне недостаточно известный. Его капитальный труд «Жизнь, ритм, творчество» (1925) содержал новаторскую рит-мологическую концепцию развития творчества у гениев философии (Кант, Гёте), науки (Ньютон, Либих, Гельмгольц), поэзии (Байрон, Пушкин), литературы (Гоголь, Шиллер), музыки (Бетховен, Моцарт, Глинка), живописи (Рембрандт). Н.Я. Пэрна — соратник и друг выдающихся академиков-физиологов Н.Е. Введенского и А.А. Ухтомского. Сам он был не только крупным специалистом-экспериментатором в области неврологии, но и широко эрудированным учёным, развивавшим междисциплинарный подход к проблематике научного и художественного творчества, изучение закономерностей которого он вёл с помощью разработанного им рефлексивно-биографического метода. Важность биографического подхода в психологии творчества отмечали позднее И.И. Лапшин, М.М. Рубинштейн, Н.А. Рыбников, Б.М. Кедров, М.Г. Ярошевский, Я.А. Пономарёв, К.А. Абульханова, А.А. Бодалев и др. Именно в этом контексте мы провели рефлексивно-акмеологическое изучение развития творческой индивидуальности выдающейся личности профессионала на биографическом материале жизнедеятельности психофизиолога-знциклопедиста Н.Я. Пэрны (Деркач, Семёнов, Балаева, 2005).
Формирование творческой индивидуальности Н.Я. Пэрны было опосредовано интенсивной экзистенциально-профессиональной (Семёнов, 1994) рефлексией в форме дневника, который он вёл всю сознательную жизнь, а также культурально-методологи-ческой (Семёнов, 1992) рефлексией жизнедеятельности гениев русской и мировой науки и культуры, поскольку разработанная им психобиографика была устремлена к познанию индивидуальности творчества. Основным положением концепции Н.Я. Пэрны является
утверждение о том, что все процессы жизни волнообразны, причём эта волнообразность носит поступательный, созидательный характер, то есть с каждой новой волной развитие переходит на качественно новый уровень. Для обоснования этого положения Н.Я. Пэрна проанализировал, во-первых, факты физиологической и биологической периодичности, во-вторых, ритмы психической жизни человека. Ритмы психической (или душевной) жизни изучались учёным на основании количественного анализа собственного дневника, в который на протяжении 18 лет непрерывно заносились и рефлексировались мысли и душевные переживания, а также на основании рефлексивного анализа более 20 биографий выдающихся деятелей искусства и науки методом возрастной периодизации творчества.
Рефлексивно-смысловой анализ дневника (Балаева, Семёнов, 2003) свидетельствует, что он строился Н.Я. Пэрной следующим образом: выявив три фактора (частоту записей, число написанных страниц и количество «новых мыслей» за полугодие), учёный графически прослеживал их взаимосвязь с временным параметром. В случае с биографиями устанавливалась взаимосвязь временного параметра и характера продуктов творчества. В результате исследования учёным было установлено, что жизнь значительного числа людей (к анализируемой выборке автор добавил также данные других исследователей о ритмах психической жизни душевнобольных, о неравномерности психического развития детей и др.) протекает волнообразно, что проявляется в существовании особых «узловых точек», совпадающих с годами жизни: 6-7 лет, 12-13 лет, 18-19 лет, 25-26 лет, 31-32 года, 37-38 лет, 43-44 года, 50 лет, 56-57 лет и т. д.) Таким образом, среднее значение интервала, через который происходит скачок в развитии личности, равно примерно 6-7 годам. Продуктивность профессионально-творческой деятельности также зависит от обнаруженного ритма, что подтвердил анализ индивидуальных биографий выдающихся людей. Содержание научной концепции учёного, по нашему мнению, отражает многие аспекты его личностного развития, становления его как профессионала и как индивидуальности, а также является, по сути, первым теоретико-эмпирическим и психолого-акмеологиче-ским (А.А. Деркач, И.И. Семёнов, А.В. Балаева, 2005] исследованием рефлексивности индивидуального творчества. Необходимо отметить, что современные прикладные аспекты психологии творчества изучаются в рамках такой новой области современного человекознания, как акмеология. Научная программа создания особого раздела возрастной психологии, призванного изучать взрослого человека периода его расцвета, была предложена Н.А. Рыбниковым в 1928 году и развита благодаря исследованиям петербургской научной школы в трудах Б.Г. Ананьева (1958), Н.В. Кузьминой и А.А. Деркача (1993),
A.А. Бодалева (1998). В дальнейшем интенсивное развитие психология творчества как профессионального мастерства получила в трудах созданной А.А. Деркачом московской научной школы психологов и акмеологов (О. С. Анисимов, А. С. Гусева-Карпенко,
B.Г. Зазыкин, Н.И. Конюхов, Л.Г. Лаптев, Г. И. Марасанов, А. К. Маркова, И.Н. Семёнов, Ю.В. Синягин, С.Ю. Степанов, Л.А. Степнова, В.А. Толочек, Е.А. Яблокова и др.). При этом проблемы развития творческого потенциала изучались не только на традиционном материале художественного (В.Г. Зазыкин), научного (А.В. Балаева, И.Н. Семёнов), спортивного (А.А. Деркач), но и организационно-управленческого (О. С. Анисимов, А.А. Деркач, А.С. Карпенко, Р. Л. Кричевский, И.Н. Семёнов, С.Ю. Степанов и др.) творчества менеджеров и госслужащих федерального, регионального и муниципального уровней.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выдающийся российский психолог, акмеолог и педагог рубежа ХХ-ХХ1 веков Алексей Александрович Бодалев внёс существенный вклад в российскую гуманитарную науку, разрабатывая общепсихологические, социально-психологические, психолого-педагогические и акмеологические проблемы развития личности и её смысловой сферы, межличностного общения людей, способностей и социально-перцептивной компетентности индивида, профессионализма его деятельности, творческого мастерства и социальной успешности человека. А. А. Бодалев был в нашей стране одним из пионеров теоретико-эксперимен-
тального изучения развития личности в общении и её социально-когнитивной перцепции с позиций гуманистической психологии.
Он был крупным организатором науки, руководя развитием психологии и педагогики как декан ведущих психологических факультетов страны — Ленинградского и Московского государственных университетов, а также в качестве академика-секретаря Отделения психологии и возрастной психофизиологии и вице-президента Академии педагогических наук СССР. А. А. Бодалев успешно сочетал научную, организационную и педагогическую деятельность, многие годы заведуя кафедрами общей психологии в ЛГУ и МГУ, исследовательской лабораторией в Психологическом институте РАО, а также преподавая в качестве профессора психологии в ЛГУ и МГУ и акмеологии профессиональной деятельности в Российской академии государственной службы при Президенте РФ.
А.А. Бодалев был научным руководителем множества кандидатских и докторских диссертаций, им созданы две научные школы психологии социальной перцепции и акме-ологии выдающейся личности, а также целое социально-психологическое направление комплексного изучения общения. В разное время он был членом редколлегий ряда ведущих научных журналов («Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вестник МГУ. Серия 14: Психология», «Вестник ЛГУ», «Известия АПСН», «Акмеология» и др.), а также организатором ряда всесоюзных и всероссийских научно-практических конференций по психологии, акмеологии, педагогике и неоднократно представлял отечественную науку на международных форумах. Им опубликовано свыше 450 научных трудов, из них 50 на иностранных языках. Последней организованной под его патронатом стала Международная научно-практическая конференция на актуальную в современном мире тему «Психология общения и доверия: теория, методология, практика» (М: УРАО-ПИ РАО-НИУ ВШЭ, 2014), почётным сопредседателем которой был А.А. Бодалев вместе с Г.М. Андреевой. За научные достижения А.А. Бодалев стал в 2010 году лауреатом конкурса «Золотая психея» в номинации «Патриарх российской психологии».
А.А. Бодалев награждён рядом государственных наград: медалями «За оборону Ленинграда» (1943), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.)», «За победу», орденом Трудового Красного Знамени (1983), медалями маршала Г.К. Жукова и К.Д. Ушинского и др. Ему присвоено звание «Заслуженный деятель науки». В 1993 году он избирается действительным членом РАО и становится академиком Международной академии акмеологических наук, академиком педагогических и социальных наук (1994), а также действительным членом Международной ассоциации научной психологии. Разработанные А.А. Бодалевым теоретические основы гуманистической психологии общения и интегративной акмеологии вершинности творческой личности продуктивно развиваются в исследованиях учеников и последователей, продолжающих его дело в созданной им научной школе.
ССЫЛКИ
[1]. Абульханова К.А., Анисимов О.С., Бодалев А.А., Деркач А.А., Семёнов И.Н. и др. Основы акмеологии. / Под ред. А.А. Деркача. — М. РАУ 1994;1998.
[2]. Абульханова К.А., Бодалев А.А., Деркач А.А., Климов Е.А., Семёнов И.Н., Суслова Е.А. Программа по акмеологии для слушателей Российской академии управления при Президенте РФ / Под ред. А.А. Деркача. — М. РАУ 1994.
[3]. Абульханова К.А., Бодалев А.А., Деркач А.А., Маркова А.К., Семёнов И.Н. и др. Акмеологический словарь / Под ред. А.А. Деркача. — М. РАГС. 2004; 2010.
[4]. Авцинова Г.И, Бодалев А.А., Семёнов И.Н. и др. Политический менеджмент. Учебное пособие. /Под ред. А.А.Деркача, Ю.М.Жукова, Л.Г. Лаптева и др. — М. МГСУ-РАГС. 2001; 2004.
[5]. Алюшина Н.А., Репецкий Ю.А., Семёнов И.Н. Рефлексивная психология и акмеология успешных управленцев. — М. — Сочи. ИРПТиГО. 1998.
[6]. Ананьев Б.Г., Бодалев А.А. (ред.). Теоретическая и прикладная психология в Ленинградском университете. Л. ЛГУ 1969.
[7]. Бодалев А.А. Об учебных способностях подростка и их проявлениях // Пробелемы способностей. — М. АПН РСФСР. 1962. С. 83-89.
[8]. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. — Л. ЛГУ 1965.
[9]. Бодалев А.А. Об общении и учёте его характеристик в работе с людьми. — Л. ЛГУ 1972.
[10]. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. — Л. ЛГУ 1970.
[11]. Бодалев А.А. (ред.). Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. — Л. ЛГУ. 1976.
[12]. Бодалев А.А. (ред.). Психология межличностного познания. — М. 1981.
[13]. Бодалев А.А. (ред.). Проблемы способностей в советской психологии. — М. АПН СССР.
1984.
[14]. Бодалев А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. — М. РАУ 1993.
[15]. Бодалев А.А. Психология межличностного общения. — Рязань. 1994.
[16]. Бодалев А.А. Психология общения. Избранные труды. — М. — Воронеж. МОДЭК. 1996. — 256 с.
[17]. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М. Флинта, Наука.1998.
[18]. Бодалев А.А., Ганжин В. Т., Деркач А.А. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии // Современные проблемы смысла жизни и акме / Под ред. А.А.Бодалева, В.Э.Чудновского и др. — М. — Самара. ПИ РАО. 2002. С. 13-42.
[19]. Бодалев А.А., Деркач А.А., Лаптев Л.Г (ред.). Рабочая книга практического психолога. — М. Ин-т психотерапии. 2001.
[20]. Бодалев А.А., Деркач А.А., Семёнов И.Н. и др. Проблемы социально-перцептивной компетентности личности / Под ред. А.А.Деркача, И.Н.Семёнова, Е.А.Яблоковой. — М. РАГС. 1998.
[21]. Бодалев А.А., Карпова Н.Н. Роль общения в формировании и социореабилитации личности // Век психологии / Под ред. В.В.Рубцова. — СПб. 2012. С. 722-734.
[22]. Бодалев А.А., Лаптев Л.Г., Семёнов И.Н., Михайловский В.Г. и др. Основы военной акмеологии / Под ред. А.А. Деркача, П.А.Корчемного и др. М В А им. Ф.Э.Дзержинского. 1996.
[23]. Бодалев А.А., Ломов Б. Ф., Матюшкин А.М. Психологическая наука — реформе школы // Вопросы психологии. — 1984. № 3.
[24]. Бодалев А.А., Руткевич Л.А. Как становятся великими и выдающимися. — М. 2003.
[25]. Бодалев А.А., СтолинВ.В. (ред.). Основы психодиагностики. — М. МГУ 1988.
[26]. Бодалев А.А., Чудновский В.Э., Семёнов И.Н. и др. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска. Материалы VIII-Х симпозиумов / Под ред. А.А.Бодалева, А.А.Деркача, М.Ф.Секача. — М. РАГС. 2005.
[27]. Деркач А.А., Семёнов И.Н., Балаева А.В. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности. — М.РАГС. — 2005.
[28]. Деркач А.А., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. — М. РАГС. —1998.
[29]. Лаптева О.И., Семёнов И.Н., Куликова Г.С. Рефлексивно-профессиональное общение. Учебно-методическое пособие. — Новосибирск. НГАА. — 2010.
[30]. Пономарёв Я.А., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. (ред.). Психолого-педагогические проблемы развития творчества и рефлексии. — М. Философское общество. — 1988.
[31]. Семёнов И.Н. Акмеология — новое направление комплексных исследований в современном человекознании // Общественные науки и современность. — 1998. — № 3.
[32]. Семёнов И.Н. Психолого-акмеологические аспекты экзистенциальной рефлексии творческой индивидуальности писателя М.М. Зощенко // Акмеология. — 2009. — № 4.
[33]. Семёнов И.Н. Знаковое общение. Самообщение // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под ред. А.А.Бодалева. — М. — 2011; 2014.
[34]. Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества // Вопросы психологии. — 1983. № 5. С. 162-164.
[35]. Смирнова В.Э., Сопиков А.П. Рассуждение о рассуждениях (рефлексивность сознания личности // Социальная психология личности /Под ред. А.А.Бодалева. — Л. Знание. —1974. — С. 140-149.
[36]. Степанов С.Ю., Семёнов И.Н. Личностно-рефлексивный диалог в развитии творческих возможностей учащихся // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации / Отв. ред. А.А.Бодалев. — М. РАО. 1987.
REFLEXION OF BODALEV'S LIFE AND PSYCHOLOGY COMMUNICATION DEVELOPMENT AND ACMEOLOGY OF OUTSTANDING PERSONS
Igor N. Semenov, Professor of National Research University "Higher school of economics", Doctor of Psychology, Academician MAAH, Laureate of the RF President's Prize in Education, Director of the Institute Reflexive Psychology in Creation and Humanity Education; [email protected]
ABSTRACT
In the article there is reflexive analysis of A. Bodalev's life, outstanding Russian psychologist, acmeologist and teacher A. Bodalev (1923-2014). This article is determined the essential contribution to theoretic and experimental development of common, aged, social and pedagogical psychology and acmeology, to studying the actual psycho- logical and acmeological problems of formation the prominent personalities, dynamics their meaning of life, professional and creative self-realization.
Keywords: Alexey Bodalev, communication psychology, creation psychology, acmeology of prominent personalities, meaning of life, professional and creative self-realization.
REFERENCES
[1]. Abul'hanova K.A., Anisimov O.S., Bodalev A.A., Derkach A.A., Semenov I.N. i dr. /Pod red. A.A.Derkacha. Osnovy akmeologii. M. RAU. 1994;1998.
[2]. Abul'hanova K.A., Bodalev A.A., Derkach A.A., Klimov E.A., Semenov I.N., Suslova E.A. Programma po akmeologii dlja slushatelej Rossijskoj akademii upravlenija pri Prezidente RF / Pod red. A.A. Derkacha. — M. RAU. 1994.
[3]. Abul'hanova K.A., Bodalev A.A., Derkach A.A., Markova A.K., Semenov I.N. i dr. Akmeologich-eskij slovar' / Pod red. A.A.Derkacha. — M. RAGS. 2004; 2010.
[4]. Avcinova G.I, Bodalev A.A., Semenov I.N. i dr. Politicheskij menedzhment. Uchebnoe posobie. / Pod red. A.A. Derkacha, Ju.M.Zhukova, L.G.Lapteva i dr. — M. MGSU-RAGS. 2001; 2004.
[5]. Aljushina N.A., Repeckij Ju.A., Semenov I.N. Refleksivnaja psihologija i akmeologija uspeshnyh upravlencev. — M. — Sochi. IRPTiGO. 1998.
[6]. Anan'ev B.G., Bodalev A.A. (red.). Teoreticheskaja i prikladnaja psihologija v Leningradskom universitete. — L. LGU. — 1969.
[7]. Bodalev A.A. Ob uchebnyh sposobnostjah podrostka i ih projavlenijah // Probelemy sposobnos-tej. — M. APN RSFSR. — 1962. — S. 83-89.
[8]. Bodalev A.A. Vosprijatie cheloveka chelovekom. — L. LGU. —1965.
[9]. Bodalev A.A. Ob obshhenii i uchete ego harakteristik v rabote s ljud'mi. — L. LGU. — 1972.
[10]. Bodalev A.A. Formirovanie ponjatija o drugom cheloveke kak lichnosti. — L. LGU. —1970.
[11]. Bodalev A.A. (red.). Psihodiagnosticheskie metody v kompleksnom longitjudnom issledovanii studentov. — L. LGU. — 1976.
[12]. Bodalev A.A. (red.). Psihologija mezhlichnostnogo poznanija. — M. — 1981.
[13]. Bodalev A.A. (red.). Problemy sposobnostej v sovetskoj psihologii. — M. APN SSSR. — 1984.
[14]. Bodalev A.A. Akmeologija kak uchebnaja i nauchnaja disciplina. — M. RAU. — 1993.
[15]. Bodalev A.A. Psihologija mezhlichnostnogo obshhenija. — Rjazan'. — 1994.
[16]. Bodalev A.A. Psihologija obshhenija. Izbrannye trudy. — M. — Voronezh. MODJeK. 1996.
[17]. Bodalev A.A. Vershina v razvitii vzroslogo cheloveka: harakteristiki i uslovija dostizhenija. — M. Flinta, Nauka.1998.
[18]. Bodalev A.A., Ganzhin V.T., Derkach A.A. Chelovek i civilizacija v zerkale akmeologii // Sovremennye problemy smysla zhizni i akme / Pod red. A.A.Bodaleva, V. Je.Chudnovskogo i dr. — M. — Samara. PI RAO. 2002. S. 13-42.
[19]. BodalevA.A., Derkach A.A., LaptevL.G (red.). Rabochaja kniga prakticheskogo psihologa. — M. In-t psihoterapii. 2001.
[20]. Bodalev A.A., Derkach A.A., Semenov I.N. i dr. Problemy social'no-perceptivnoj kompetent-nosti lichnosti / Pod red. A.A.Derkacha, I.N.Semenova, E.A.Jablokovoj. — M. RAGS. —1998.
[21]. Bodalev A.A., Karpova N.N. Rol' obshhenija v formirovanii i socioreabilitacii lichnosti // Vek psihologii / Pod red. V.V.Rubcova. — SPb. — 2012. — S.722-734.
[22]. Bodalev A.A., Laptev L.G., Semenov I.N., Mihajlovskij V.G. i dr. Osnovy voennoj akmeologii / Pod red. A.A. Derkacha, P.A.Korchemnogo i dr. M V A im. F.Je.Dzerzhinskogo. — 1996.
[23]. Bodalev A.A., Lomov B.F., Matjushkin A.M. Psihologicheskaja nauka — reforme shkoly // Voprosy psihologii. — 1984. № 3.
[24]. Bodalev A.A., Rutkevich L.A. Kak stanovjatsja velikimi i vydajushhimisja. — M. — 2003.
[25]. Bodalev A.A., Stolin V.V. (red.). Osnovy psihodiagnostiki. — M. MGU. — 1988.
[26]. Bodalev A.A., Chudnovskij V.Je., Semenov I.N. i dr. Smysl zhizni i akme: 10 let poiska. Ma-terialy USh-H simpoziumov /Pod red. A.A.Bodaleva, A.A.Derkacha, M.F.Sekacha. — M. RAGS. — 2005. — 228 s.
[27]. Derkach A.A., Semenov I.N., Balaeva A.V. Refleksivnaja akmeologija tvorcheskoj individu-al'nosti. — M. RAGS. 2005.
[28]. Derkach A.A., Semenov I.N., Stepanov S.Ju. Psihologo-akmeologicheskie osnovy izuchenija i razvitija refleksivnoj kul'tury gossluzhashhih. — M. RAGS. — 1998.
[29]. Lapteva O.I., Semenov I.N., Kulikova G.S. Refleksivno-professional'noe obshhenie. Ucheb-no-metodicheskoe posobie. — Novosibirsk. — NGAA. — 2010.
[30]. Ponomarev Ja.A., Semenov I.N., Stepanov S.Ju. (red.). Psihologo-pedagogicheskie problemy razvitija tvorchestva i refleksii. — M. — Filosofskoe obshhestvo. — 1988.
[31]. Semenov I.N. Akmeologija — novoe napravlenie kompleksnyh issledovanij v sovremennom chelovekoznanii // Obshhestvennye nauki i sovremennost'. — 1998. —№ 3.
[32]. Semenov I.N. Psihologo-akmeologicheskie aspekty jekzistencial'noj refleksii tvorcheskoj indi-vidual'nosti pisatelja M.M. Zoshhenko // Akmeologija. — 2009. — № 4.
[33]. Semenov I.N. Znakovoe obshhenie. Samoobshhenie // Psihologija obshhenija. Jenciklopedich-eskij slovar' /Pod red. A.A.Bodaleva. — M. — 2011; 2014.
[34]. Semenov I.N., Stepanov S.Ju. Problemy psihologicheskogo izuchenija refleksii i tvorchestva // Voprosy psihologii. — 1983. — № 5, S. 162-164.
[35]. Smirnova V.Je., SopikovA.P. Rassuzhdenie o rassuzhdenijah (refleksivnost' soznanija lichnosti // Social'naja psihologija lichnosti / Pod red. A.A.Bodaleva. — L. Znanie. — 1974. S. 140-149.
[36]. Stepanov S.Ju., Semenov I.N. Lichnostno-refleksivnyj dialog v razvitii tvorcheskih vozmozh-nostej uchashhihsja // Obshhenie i dialog v praktike obuchenija, vospitanija i psihologicheskoj kon-sul'tacii / Otv. red. A.A.Bodalev. — M. RAO. — 1987.