Научная статья на тему 'Акмеологическая теория профессионализма в управлении: перспективы создания'

Акмеологическая теория профессионализма в управлении: перспективы создания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
768
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КАДРЫ / AKMEOLOGY / MANAGEMENT / PROFESSIONALISM / STAFF

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Богданов Евгений Николаевич

В статье рассматривается проблема профессионализма управленческих кадров, раскрываются перспективы создания акмеологической теории профессионализма в управлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article addresses the problem of professional management personnel, the prospect creating acmeological theory of professionalism in management.

Текст научной работы на тему «Акмеологическая теория профессионализма в управлении: перспективы создания»

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В УПРАВЛЕНИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ

Е. Н. Богданов

Аннотация: в статье рассматривается проблема профессионализма управленческих кадров, раскрываются перспективы создания акмеологической теории профессионализма в управлении. Ключевые слова: акмеология, управление, профессионализм, кадры. Abstract: This article addresses the problem of professional management personnel, the prospect creating acmeo-logical theory of professionalism in management.

Keywords: akmeology, management, professionalism, staff.

Проблема профессионализма управленческих кадров отличается поистине постоянной актуальностью, потому что во все времена потребность в тех, кто может эффективно управлять, была очень высокой. Однако по-настоящему высококлассных специалистов-управленцев (субъектов управленческой деятельности) практически всегда не хватало, мало того, асов-управленцев можно встретить гораздо реже, чем в других сферах профессиональной деятельности. Это обусловлено в первую очередь чрезвычайно высокой сложностью управленческой деятельности, необходимостью выполнения многочисленных и разнообразных управленческих функций, очень жесткими и нередко противоречивыми требованиями, предъявляемыми к субъекту управленческой деятельности, его умениям, личностно-профессиональным качествам, отношениям и пр. К тому же

сами управленческие ситуации, объекты и системы управления с каждым годом все более и более усложняются. В результате возникло перманентное повышение требований к личностно-профессиональным качествам субъектов управленческой деятельности, их опыту, умениям, способности осуществлять личностное и профессиональное развитие, соответствующее требованиям времени, то есть ко всему тому, что связано с их профессионализмом.

Следует отметить, что проблема профессионализма кадров управления до недавнего времени не была предметом глубоких и систематизированных научных исследований даже в таких науках, как теория управления и менеджмента, психология и социология управления. Иными словами, несмотря на очевидную актуальность и научно-практическую значимость проблемы, образовалась «незанятая научная ниша». Справедливости ради надо отметить, что она все же не представляла собой абсолютно «белого пятна» в науке — проблемы профессиональной компетентности, мастерства, профессионализма разрабатывались, хотя и эскизно, психологами, социологами, специалистами в области управления, кадровой работы и др. Эта «научная ниша» стала активно заполняться в основном в связи с развитием акмеологии и ее прикладных направлений, прежде всего акмеологии управления. Сейчас акмеология управления (управленческая акмеология) представ-

ляет собой область научного акмеологи-ческого знания, обеспечивающего осуществление высших форм управленческой деятельности, профессиональное совершенствование субъекта управления до высоких уровней профессионализма 1.

Развитие акмеологии управления осуществляется весьма интенсивно. Характерные особенности исследовательской сферы управленческой акмеоло-гии — сложность объекта исследований, широта проблематики и предметной области, накопление большого массива эмпирических фактов, необходимость эффективного решения практических задач и прочее — на фоне ее интенсивного развития и развития смежных дисциплин обусловили большую потребность в интеграции полученных научных результатов, разработке обобщающего теоретического знания, позволяющего на новом, более высоком уровне осмыслить акмеологические феномены, процессы и явления, связанные с профессионализмом управленческих кадров, вписать их в теоретические схемы, обладающие высокими объяснительными и прогностическими свойствами. Так, в соответствии с логикой развития ак-меологии и управленческой акмеологии и объективной необходимостью дальнейшего поступательного движения ак-меологического знания возникла идея разработки акмеологической теории профессионализма в управлении. Хотелось бы подчеркнуть, что для такой интеграции и обобщения сейчас имеются необходимые предпосылки. В связи с этим в настоящее время в соответствии с логикой развития управленческой ак-

1 Акмеология:. учебник. / под ред. А.А. Деркача М., 2002.

меологии проводятся интенсивные исследования по разработке основ акмео-логической теории профессионализма в управлении 2. В разработке таких основ используется богатый опыт создания общих и частных теорий в психологии и других науках комплекса человекозна-ния. В настоящей работе хотелось бы изложить свои соображения относительно путей и логики построения акмеоло-гической теории профессионализма в управлении.

При обсуждении проблем построения научной теории принципиальным является вопрос о ее содержании или признаках: что должно включать в себя обобщающее знание или какими признаками оно должно обладать, чтобы с полным правом называться теорией? Анализ содержания категории «теория», выявление в нем общего и особенного, анализ функций теории и общих требований, предъявляемых к ней, ее важнейших характеристик, изучение существующих теорий позволили выявить общие признаки полноценной научной теории. Такими общими признаками являются объединенные одним определяющим замыслом:

• понятия и определения;

• типологии или классификации;

• критериальная база;

• описания феноменов и устойчивых отношений;

• нормативные и дескриптивные модели, которые обладают высокими объяснительными и прогностическими свойствами и позволяют эффективно решать научные и практические задачи;

2 См.: Зазыкин В.Г. Основы акмеологической теории профессионализма в управлении. М., 2004; Деркач А.А. Акмеологические основы управленческой деятельности. М., 2000 и др.

• концепции;

• тенденции, закономерности и законы.

Иногда данный перечень дополняется описанием методов, позволяющих проводить научные исследования в рамках научной теории, или методов, на основе которых, собственно, и создается научная теория.

Теоретический анализ проблемы показал, что важнейшим исходным положением акмеологической теории профессионализма в управлении может стать постулат о присущем многим субъектам управленческой деятельности стремлении к совершенству в данном виде профессиональной деятельности, достижению высоких результатов в своем личностно-профессиональном развитии, то есть достижению профессионального АКМЕ в управленческой деятельности.

В соответствии с данным постулатом логика акмеологической теории профессионализма в управлении ориентирована на правила логического обоснования и построения общего акмеологического знания, систему методологических принципов теоретической акмеологии 3. Логика акмеологической теории, вообще говоря, не является самостоятельной, потому что достижение профессионализма в управлении подчиняется общим законам акмеологии — «самовыражения личности в профессии» и «личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала».

Фактологическую (теоретическую и эмпирическую) базу построения основ

3 См.: Деркач А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М.: РАГС, 2000; Общая и прикладная акмеология / под ред. А.А. Деркача. М., 2001; Акмеология. / под ред. А.А. Деркача; Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб., 2002 и др.

акмеологической теории профессионализма в управлении составляют теоретические и эмпирические исследования, проведенные в общей акмеологии и ее прикладных направлениях, но главным образом, акмеологии управления (К.А. Абульханова, В.С. Агапов, В.Г. Асеев, О.С. Анисимов, С.А. Анисимов, Е.Н. Богданов, А.А. Бодалев, В.Т. Ганжин, А.С. Гусева, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.М. Зимичев, Н.И. Калаков, Е.А. Климов, Н.А. Коваль, Н.И. Конюхов, Р.Л. Кричевский, Н.В. Кузьмина, Л.Г. Лаптев, И.П. Лотова, В.Н. Маркин, В.Н. Марков, А.К. Маркова, Г.С. Михайлов, В.Г. Михайловский, О.В. Москаленко, А.С. Огнев, А.А. Реан, Л.А. Рудкевич, И.Н. Семенов, М.Ф. Секач, Ю.В Синягин, Л.А Степнова, Г.И. Хозяинов и представители их научных школ). Следует подчеркнуть, что более чем в двухстах кандидатских и докторских «собственно акмеологических» диссертациях, защищенных по специальности «Психология развития, акмеология», которые были рассмотрены и обобщены в соответствии с задачами построения акмеоло-гической теории профессионализма в управлении, объектами исследований являлись преимущественно субъекты управленческой деятельности. Кроме того, при разработке основ акмеоло-гической теории профессионализма в управлении использовались результаты исследований в психологии управления, близкие по своему содержанию к акмео-логическим.

Логика построения основ акмео-логической теории профессионализма в управлении должна определяться соответствием ее содержания основным признакам и общим требованиям, предъявляемым к обобщающему знанию, обладающему статусом научной те-

ории. Исходя из этого, акмеологическая теория профессионализма в управлении включает в себя объединенные одним определяющим замыслом категории акмеологии управления; типологии или классификации этой науки и смежных с ней научных дисциплин, связанных с проблемой профессионализма субъектов управленческой деятельности; критерии и показатели профессионализма управленческих кадров; описания феноменов и устойчивых отношений, проявляющихся в процессе движения к профессионализму в управлении; нормативные и дескриптивные модели профессионализма субъектов управленческой деятельности; концепции профессионализма в управлении; тенденции, закономерности достижения профессионализма в управлении.

В процессе разработки данной теории обосновано более ста категорий и понятий, имеющих отношение к проблеме профессионализма в управлении 4. Важнейшие из них: «профессионализм личности и деятельности субъектов управления», «профессионал в управлении», «акмеологический уровень субъекта управления», «акмеологические инварианты профессионализма в управлении» и др. В частности, профессионализм деятельности субъекта управления в ней рассматривается как качественная характеристика субъекта управленческого труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных управленческих навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами управления, что позволяет осущест-

4 См.: Зазыкин В.Г. Указ. соч.

влять управленческую деятельность с высокой и стабильной продуктивностью; свойство, подлежащее дальнейшему развитию. Профессионализм личности субъекта управления — качественная характеристика субъекта управленческого труда, отражающая высокий уровень личностно-профессиональных и личностно-деловых качеств, акмеологи-ческих инвариантов профессионализма, креативности, отличающаяся адекватно высоким уровнем притязаний, состоянием мотивационной сферы и ценностных ориентаций, необходимых для осуществления управленческой деятельности с высокой стабильной эффективностью; свойство, подлежащее дальнейшему развитию. Подчеркнем: профессионализм личности и профессионализм деятельности, согласно акмеологическо-му подходу, являются двумя сторонами одного интегративного свойства субъекта управления — его профессионализма. Раскрыто акмеологическое содержание феномена профессионализма в управлении. В соответствии с этим профессионал в сфере управления рассматривается как субъект управленческой деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, опыта управления, самоэффективности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной и деятельност-ной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения в сфере управления, имеющие социальнопози-тивное значение.

При разработке основ акмеологиче-ской теории профессионализма в управ-

лении были обоснованы соответствующие типологии профессионализма в управлении. Их основаниями являлись: учет специфики сферы управления; условия осуществления управленческой деятельности; фактор достижения ак-меологическихуровней в управлении, в том числе на различных этапах развития профессионализма; степень и результативность использования акмеологи-ческих методов и технологий в управлении. Работа над типологиями теории продолжается.

В рамках создания основ теории разработаны акмеологические модели профессионализма субъектов управления, а так же отдельных свойств профессионализма: профессионализма личности кадров управления, осуществляющих деятельность в особых и экстремальных условиях; акмеологической готовности к управленческой деятельности; акмеологической компетентности кадров управления и многих других. Они представлялись в виде различных системных описаний: качественно строгих лингвистических, количественных, структурно-функциональных, табличных, а также их сочетаний.

Решение научных и практических акмеологических задач, особенно связанных с созданием акмеологических моделей, будет продуктивным, если оно опирается на состоятельные и надежные акмеологические критерии и показатели, обоснование которых является важной частью акмеологической теории профессионализма в управлении. Содержание таких акмеологических критериев и показателей определяется спецификой акмеологии как науки, ее задачами, особенностями предмета и объекта, научной специфики ее

прикладных направлений. Разработка акмеологических критериев и показателей связана с необходимостью осуществления акмеологических измерений. В общей акмеологии разработаны различные акмеологические критерии, с помощью которых можно оценивать те или иные характеристики профессионализма.

В настоящее время сложилось в целом однозначное понимание сущности и содержания общих акмеологиче-ских критериев и показателей, особенно применяемых при разработке проблем развития профессионализма личности и деятельности. В данных определениях отражены, главным образом, субъектно-деятельностные аспекты, что, скорее, соответствует уровню особенного в ак-меологическом знании. Применительно к объекту настоящего исследования — профессионализму субъектов управления они могут быть сформулированы следующим образом.

Акмеологический критерий профессионализма субъекта управления — это мера профессионализма субъекта управления, мера продуктивности его личностно-профессионального развития, уровень (или степень близости) профессионального АКМЕ в управлении.

Акмеологические показатели профессионализма субъекта управления — это характеристики степени продуктивности управленческой деятельности, уровня развития личностно-профессиональных качеств и свойств субъекта управления как профессионала.

Акмеологические критерии и показатели могут быть одновременно объективными и субъективными. Их объективность состоит в том, что многие

характеристики профессионализма поддаются непосредственному измерению, оценке и сравнению с использованием надежных и апробированных методов. Субъективность связана с особенностями самооценки, самоконтроля, образа «Я» субъекта управления, которые оказывают сильное влияние на эффективность управления.

Акмеологические критерии профессионализма в управлении, как и общие акмеологические критерии, бывают интегральными (обобщенными) и конкретными (особенными).

Интегральные акмеологические критерии связаны с фундаментальными проявлениями профессионализма. В частности, в общем виде мера профессионализма в управлении может быть представлена в виде функционала: Рг = F (Е, N St, Ps, А, ...), где: Е — эффективность (результативность, продуктивность) управленческой деятельности, оцениваемая по социально-экономическим, психологическим и иным характеристикам управления и работы организации;

N — надежность управленческой деятельности, в том числе в осложненных (конфликтных, кризисных, экстремальных управленческих ситуациях);

St — стабильность основных параметров управленческой деятельности (управление без «штилей» и «авралов»);

Рs—положительная социальная значимость управленческой деятельности;

А — направленность на продуктивное индивидуальное личностно-профессиональное развитие субъекта управления и продуктивное личностно-профессиональное развитие кадров или персонала.

Возможно обоснование и других составляющих функционала.

Конкретные критерии в большей степени отражают эффективность выполнения отдельных управленческих функций или отдельных специальных свойств профессионализма. Например, в профессионализме педагогической деятельности такими конкретными критериями считаются мера самообразования и самоконтроля, мера подготовленности к профессиональной деятельности и пр. (Н.В. Кузьмина).

В акмеологических исследованиях обоснованы и содержательные акмео-логические критерии 5, которые могут применяться для оценки профессионализма в управлении:

• виды и формы «управленческого АКМЕ» (по масштабу, временной периодизации, направленности);

• общественная значимость «управленческого АКМЕ»;

• потенциальные и актуальные ресурсы субъекта управления, необходимые для достижения «АКМЕ».

Акмеологические показатели, в свою очередь, также бывают интегральными, конкретными и детальными. В акмео-логических исследованиях обоснованы различные их виды. К интегральным показателям профессионализма в управлении относят:

• эффективность (результативность, продуктивность) выполнения управленческих функций, их согласованность;

• уровень эффективности профессиональных взаимодействий, общения;

• зрелость субъекта управления как профессионала.

Содержание конкретных акмеологи-ческих показателей определяется как

5 См.: Акмеология / под ред. А.А. Деркача.

спецификой управленческих функций, так и общими требованиями, предъявляемыми к профессионалам в управлении, например:

• высокая стабильная продуктивность или эффективность выполнения отдельных управленческих функций;

• высокий уровень управленческой квалификации и компетентности;

• опыт управления;

• оптимальная интенсивность и продуктивная напряженность управленческого труда;

• высокое качество и надежность выполнения управленческой деятельности;

• высокая организованность субъекта управления;

• малая зависимость от влияния внешних факторов на управление;

• креативность, профессиональное творчество в управлении;

• высокий уровень концентрации знаний в управленческом труде;

• личностно-профессиональное развитие, стремление к профессиональному АКМЕ;

• направленность на достижение положительных социальнозначимых целей в управленческой деятельности.

Применение некоторых показателей позволит получать количественные оценки в определенных единицах измерения. Однако в большинстве случаев сделать это очень сложно, например при оценке таких характеристик, как опосредован-ность, то есть определенная независимость от внешних условий и факторов, специфики взаимодействий. В связи с этим во многих случаях при оценке профессионализма субъектов управления рекомендуется использовать качественно-количественные экспертные оценки.

В процессе разработки основ теории выявлены и обоснованы устойчивые отношения, связанные с характеристиками профессионализма кадров управления, которые можно рассматривать как конкретные (специальные) акмео-логические закономерности, в частности между:

• опытом управленческой деятельности и уровнем развития профессионализма;

• развитием общих и специальных акмеологических инвариантов профессионализма и уровнем профессионализма субъектов управления;

• личностным потенциалом и его специальными видами (управленческий, организаторский, креативный, волевой, интеллектуальный, предпринимательский и пр.), продуктивностью его реализации и уровнем профессионализма;

• уровнем профессиональной компетентности и ее специальных видов (прежде всего акмеологической, психологической и др.) и профессионализмом личности и деятельности субъектов управления;

• продуктивностью «Я-концепции» субъекта управления и уровнем его профессионализма;

• уровнем корпоративной и акмео-логической культуры и профессионализмом субъекта управления;

• направленностью на самореализацию в управленческой деятельности, самосовершенствование, нацеленность на достижение профессионального АКМЕ и, при необходимых условиях, развитием профессионализма.

Данные закономерности профессионализма в управлении имеют однозначно трактуемую формулировку. Кроме того, эмпирические факты сви-

детельствуют о том, что их усредненная форма представляет собой реализацию линейно-пропорциональной зависимости в диапазоне продуктивного развития, то есть профессионализма и суперпрофессионализма.

Разработана общая акмеологиче-ская концепция развития профессионализма в сфере управления. Отправными моментами в разработке общей концепции развития профессионализма в управлении являлись акмеоло-гические представления о сущности категорий «профессионал», «профессионализм личности» и «личностно-профессиональное развитие»; рассмотрение кадров управления в таком развитии с позиций принципов активности и субъектности, отражающих стремление человека к самоорганизации и самосовершенствованию, которое играет роль детерминирующего начала в собственной активности и развитии, что позволяет разрешать противоречия между существующими возможностями и наличными потребностями. Основой для разработки общей концепции профессионализма в управлении сталв акмеологическая концепция развития профессионала 6. Концепция констатирует, что такое развитие можно рассматривать в процессуальном и содержательном аспекте, в частности в плане позитивных изменений структуры и содержания такого сложного явления, как профессионализм управленческих кадров. Процессуальная и содержательная стороны взаимосвязаны, то есть в концепции речь идет о процессе изме-

6 См.: Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. М., 2000; Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. СПб., 2003 и др.

нений структуры и содержания профессионализма. При этом изменение содержания происходит на двух уровнях: общем, характеризующим сущностные характеристики профессионализма, и конкретном, отражающим изменения отдельных составляющих или подсистем профессионализма. Иными словами, предлагаемая акмеологическая концепция может представляться как бы в двух разноуровневых «описательных плоскостях».

На общем уровне, отражающем сущностные содержательные характеристики, профессионализм субъекта управления характеризуется объемом субъектного пространства в управлении, а развитие профессионализма — общим продуктивным расширением субъектного пространства. Идея трактовки развития профессионализма в контексте расширения субъектного пространства была высказана А.С. Огневым 7. Данное расширение представлялось как профессиональное и нравственное «обогащение», включающее повышение ответственности, чувства долга, совести и чести, отхода от неадекватных личностных установок и стандартов. Такое понимание субъектного пространства базируется на методологическом принципе субъект-ности, который сейчас весьма полно представляет акмеологические «интересы». Признаками субъектности, согласно результатам акмеологических исследований, выступают следующие параметры активности человека 8: активная ориентировка (в новой ситуа-

7 См.: Огнев А.С. Субъектогенез и психотренинг саморегуляции. Воронеж, 1997.

8 См.: Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1997.

ции, материале); осознание (структуры своей деятельности, качеств личности, этапов жизненного пути); инициатива, самостоятельное целеполагание, планирование, предвосхищение; интенсивная включенность в деятельность; стремление к саморегуляции (самоконтролю, самокоррекции, самокомпенсации), владение приемами саморегуляции; осознание противоречий своего развития, их устранение, обеспечение баланса и гармонии; постоянная настроенность на саморазвитие и самообновление; стремление к самореализации и творческому созиданию; интеграция своего профессионального пути, структурирование и упорядочение своего профессионального опыта и опыта других.

У настоящего профессионала субъектное пространство весьма велико и имеет тенденцию к расширению. Оно проявляется в сферах его ведения (в управлении такие сферы соответствуют управленческим функциям, но особая роль принадлежит сфере управления персоналом, где проявляются психологические и акмеологические личностно-профессиональные качества), в открытости инновациям, новаторском складе личности, умении «опередить свое время», стремлении совершенствовать свое управленческое мастерство, выходить за пределы профессии, увеличивать управляемую систему и ее функции. Продуктивное расширение субъектного пространства управленца характеризуется также высоким уровнем развития профессионального системного мышления, зрелым профессиональным мировоззрением, повышением профессиональной ответственности. Иными словами,

продуктивное расширение субъектного пространства управленческих кадров соответствует их движению к суперпрофессионализму, хотя индивидуальные траектории такого движения могут быть разными.

Процессуально развитие субъекта управления до уровня профессионализма и суперпрофессионализма в соответствии с методологией акмеологии следует рассматривать с системных позиций, а именно в связи с изменениями и развитием подсистем профессионализма личности и деятельности, подсистемы нормативной регуляции, мотивации на саморазвитие и профессиональные достижения, повышением самоорганизации, раскрытием потенциалов субъекта управления и пр. Их содержание было описано на уровне общего (А.А. Дер-кач, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова) с конкретизацией на уровне особенного для определенных видов профессиональной деятельности, в частности для деятельности государственных служащих систем федерального и регионального управления, представляющей один из самых сложных видов управленческой деятельности.

Разработанная концепция в настоящее время применяется в практике организации личностно-профессионального развития управленческих кадров,разработке индивидуальных программ такого развития. Следует подчеркнуть, что ее реализация базируется на применении как психологических, так и акмеологиче-ских методов, в том числе основанных на разработке акмеограмм и акмеографи-ческих описаний 9.

9 Зазыкин В.Г. Акмеографический подход в развитии профессионализма государственных служащих. М., 1999.

Подводя итоги обсуждения проблемы, хотелось бы отметить, что созданы основы для построения акмеоло-гической теории профессионализма в управлении. В этом направлении сделан первый, но очень важный шаг. Систематизированное теоретическое акмеоло-гическое знание о профессионализме в управлении обладает необходимыми

объяснительными и прогностическими функциями и, кроме того, свойством, позволяющим реализовать и практическую функцию, состоящую в том, что на данной теоретической основе можно разрабатывать программы индивидуального развития профессионализма кадров управления.

ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ К ПРАВОМЕРНОМУ ПОВЕДЕНИЮ: СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

А. Н. Пастушеня

Аннотация: в статье раскрывается психологическая структура и содержательная характеристика готовности личности к правомерному поведению в основных сферах жизнедеятельности; определяются те психологические свойства, которые являются наиболее существенными при детерминации правомерного поведения.

Ключевые слова: готовность личности к правомерному поведению, антикриминальная устойчивость личности, психологические свойства личности, структура и содержание психологических свойств.

The summary: psychological structure and contents characteristic of readiness of a personality to lawful behaviour in the main spheres of vital activity are considered in the article; psychological characteristics which are the most essential in the determination of lawful behaviour are defined. Key words: readiness of a personality to lawful behaviour; anticriminal stability of a personality, psychological characteristics

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of a personality, structure and contents of psychological characteristics.

Одна из важнейших задач воспитания личности — это подготовка ее к правомерному поведению в разнообразных сферах жизнедеятельности при решении жизненных задач в различных условиях и ситуациях. Воспитание, направленное на достижение указанного результата, является не только важнейшей составной частью процесса формирования взрослеющей личности, но и основным средством положительного изменения личности, имеющей склонности к противоправному поведению. В последнем случае воспитание носит характер исправления личности и осуществления профилактического воздействия на нее.

Сущность воспитания, ориентированного на подготовку индивида к законопослушному поведению, заключается в формировании соответствующей качественной стороны психического склада личности, представляющего собой мно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.