УДК 159.9
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МОНИТОРИНГА СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
Джига Надежда Дмитриевна — доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики «БИП-Институт правоведения», Минск, ул. Короля, 3; e-mail: [email protected]
Аналитическая оценка направленности, результативности и эффективности использования образовательных средств для созидания продуктивного
субъекта Цель исследования — оценить готовность выпускников вуза к самостоятельному поиску, формулированию, решению предстоящих задач созидательной деятельности в новой профессиональной среде и способность самостоятельно находить конструктивные решения возникающих проблем и оценку качества решений.
В статье приведено краткое описание составляющих компонентов мониторинга. Моделирование мониторинга акмеологии созидания продуктивно-
го субъекта определяется средствами оценки образовательных программ, ак-ме-технологий, акме-стратегий, индивидуальных программ осознанной саморегуляции созидания продуктивного субъекта образования. Акме-монито-ринг представляет собой совокупность действий обучения средствами учебных дисциплин и специализированных методов обеспечения акмеологической диагностики, направленных на создание объективных условий социальной среды и субъективных факторов морально-психологического климата, создание компетентности и компетенций. Он может стать основой для осознанной саморегуляции созидания продуктивного субъекта образования средствами разработки акме-технологий, образователь-
ных программ развития созидательной деятельности и составления каждым студентом индивидуально своей программы осознанной саморегуляции созидания и самосозидания продуктивного субъекта [1, с. 229].
Акме-мониторинг предполагает выявление изменений на уровне лич-ностно-профессиональных свойств и самосовершенствования субъектов образования. Важность представляет создание системы мониторинга изменений личностно-профессионально необходимых свойств и рефлексивных, созидательных компетенций субъектов образования. Мониторинг призван обеспечить субъектов образования всесторонней объективной информацией о состоянии концептуальных процессов как составной части акмеологического развития созидательной деятельности субъектов образования и их продуктивности. Методологическая основа мониторинга — общие принципы акмеологии и психологии развития [2]. Основные принципы: программно-целевая ориентация, выполнение которой требует направленности структурных звеньев мониторинга психолого-ак-меологической концепции созидания продуктивного субъекта образования на обеспечение системы получения, анализа, интерпретации и использования информации о развитии созидательной деятельности; системность; доступ к информации и обратная связь. Обоснована значимость профессиональных ценностей, мотивов, целей, продуктивной, акмеологической и коммуникативной компетентностей для развития созидательной деятельности [3]. Контроль и самоконтроль являются механизмом мониторинга продуктивности образовательного и воспитательного процессов. Объектами акме-монито-ринговых измерений послужили приведённые ниже средства образовательного созидания.
РЕЗЮМЕ
В статье дан прогноз того, что для созидательной и самосозидательной деятельности преподавателя вуза и студента как будущего специалиста важно создать условия для определения дальнейшего саморазвития студента с использованием самореализации собственных потенциальных возможностей и интеллектуальных ресурсов, повышающих не только эффективность деятельности, но и стремление преподавателя и студента к самореализации средствами образования.
Основные многолетние исследования автора, проверенные факторным анализом, показали, что созидание продуктивного субъекта образования зависит от самореализации и самосовершенствования, развития воображения, высокого творческого потенциала, умения справляться с нестандартными ситуациями, взаимосвязи креативности и мотива приобретения знаний, управления — соуправления — самоуправления, направленности на общение и на дело, ценностных ориентаций, синергии. Доказано, что для созидания важнейшими свойствами личности являются: способность вести за собой, быть лидером; эмпатия, контактность и духовные способности.
Ключевые слова: созидательная и самосозидательная деятельность, преподаватель вуза, студент, будущий специалист, самореализация, стремление и готовность студента к самореализации будущей созидательной деятельности, психоло-го-акмеологическое основание мониторинга, созидательная продуктивность.
Авторская система самореализации и апробирования психолого-акмеологического созидания продуктивного субъекта образования, самосовершенствования и самореализации Эта система обосновывается как дальнейшее самопродвижение к вершинам успешности и саморазвития путём использования собственных потенциальных возможностей и интеллектуальных ресурсов, повышающих продуктивность созидательной деятельности субъектов образования средствами духовно-материализованного продукта учебных образовательных программ и индивидуальных программ осознанной саморегуляции созидания продуктивного субъекта и становления профессионализма. Общий объём выборки — 2 430 респондентов разных профессиональных направлений.
Созидание характеризуется нами как процесс становления продуктивного субъекта образования в преобразовательной деятельности разных уровней продуктивности по генерированию и воплощению нового или воспроизводству модифицированных социально значимых материальных и духовных продуктов в соответствии с социально-профессиональными нормами и направленностью творческой активности, способствующих продуктивной актуализации природных потенциалов в созидаемых продуктах деятельности. Это — взаимодействие субъект-субъектных отношений, отражающее прогнозируемый результат; одна из естественных форм реализации субъектом образования потребности в поиске самоутверждения и признания другими; направленность на достижение социально значимых целей [1].
1. Для реализации психолого-ак-меологического мониторинга созидательной продуктивности нами разработаны следующие образовательные программы: «Психология управления созидательной деятельностью субъектов образования» (БГУ); «Психология воспитания и самовоспитания созидательной деятельности» и «Прикладная педагогическая психология созидательной деятельности» (ГрГУ им. Я. Купалы); «Психология развития, акмеология», «Акмеология созидания продуктивного субъекта образования» (АНО ВПО СУРАО); «Психология личности», «Преподаватель и студент как субъект созидательной деятельности»
(факультативный курс БГАТУ); «Педагогика и психология высшей школы», «Методология и методы психологических исследований», «Основы межличностного взаимодействия», «Психология межличностных отношений», «Методика преподавания психологии» (БИП-Институт правоведения). Эти программы составлены с учётом учебно-методического интегративно-реф-лексивного подхода к созиданию как становлению субъектов как личности, индивидуальности, субъекта деятельности средствами образовательных программ [1].
2. Для самореализации потенциальных возможностей каждого разрабатываются индивидуальные программы осознанной саморегуляции созидания продуктивного субъекта образования с каждым студентом в начале учебного года, которые представляются на зачёте, а в конце учебного года защищаются на экзамене с учётом профессионального роста от «Я-реальное» к «Я-профес-сионал», «Я-идеальное», «Я-созида-тель», «Я-образ-результат» [1]. Основное назначение индивидуального метода — развитие способностей и выработка стиля учебно-профессиональной созидательной деятельности и самореализация потенциальных возможностей [2; 3].
Основное назначение индивидуальных программ осознанной саморегуляции созидательной деятельности субъекта образования — привитие ему осознанной потребности в исследовательской работе творческого стиля, умения учиться управлять личностно-профессиональным самосовершенствованием созидания продуктивности субъекта образования и мотивирование его к самоконтролю и формированию восприятия учебной созидательной деятельности не как внешней по отношению к ним, а в качестве результата своей собственной творческой созидательной деятельности. Индивидуальные программы представляют собой основной вид индивидуального творческого задания каждого студента как личности, субъекта активности, индивидуальности на основании наших рекомендаций, реализующий структурно полноценный процесс саморегуляции. На основании наших экспериментальных исследований и анализа отечественного и зарубежного опыта мы предлагаем включать в индивидуальную программу осознанной саморегуляции
созидательной деятельности следующие функциональные звенья:
• принятая субъектом осознанная цель созидательной деятельности;
• субъективная модель значимых факторов — объективных, субъективных, субъективно-объективных и ак-меологических, на основании которой студент осуществляет прогнозирование собственного самопознания для будущей созидательной деятельности (психические процессы, эмоционально-волевая сфера, способности, разрешение противоречий социальных требований и индивидуальных потребностей), направленность (мотивы, потребности, ценности, свойства личности) и профпригодность созидательной деятельности, отражающая комплекс тех общественно значимых внешних и внутренних условий активности, учёт которых сам субъект считает необходимым для продуктивной созидательной деятельности и самостоятельности;
• анализ проблем собственного профессионального обучения, фиксация проблем и причин, их коррекция и набор требований к себе, выдвигаемых ситуацией развития (использование активных методов: «Превращаем проблему в цель», «Что я хочу знать», «Лицензия на приобретение знаний», «Я в будущем», «Плохо — хорошо», «Верстовые столбы моего будущего»);
• акме-технологии самопознания, управления — соуправления — самоуправления, нестандартных ситуаций, самосовершенствования, саморегуляции;
• определение акмеологических аспектов развития способностей и потенциальных возможностей личности студента к формулированию, решению, применению на практике предстоящих задач будущей самосозидательной деятельности для самореализации «Я-ре-альное»; проектирование, выдвигаемое ситуацией развития, будущее желаемое состояние своего идеального «Я» в области созидательной деятельности: «Я-идеальное», «Я-образ», «Я-завтра», «Я-будущее», «Я-профессионал», «Я-образ-результат»; анализ личностных и соответствующих профессиональных эталонных свойств при адекватной самооценке;
• формирование целостной системы компетентностей и созидательных компетенций;
• развитие умения самостоятельно решать современные жизненные проблемы; профессиональные психолого-
акмеологические нестандартные ситуации;
• психолого-акмеологическое обучение в системе «управление — со-управление — самоуправление» как развитие своей индивидуальности, уникальности, активности; анализ установки студентов на самоуправление, что позволит создать программу и выделить её как регулятор и итог внутренней работы самой личности, потребности в самоуправлении, установки на взаимодействие, готовность к развитию самосозидания;
• использование индивидуальных особенностей и способностей студентов оценивать результаты и корректировать свою активность для достижения субъективно приемлемых результатов созидательной деятельности; так как степень и своеобразие субъектной активности обусловливает способность преодолевать субъективные и объективные трудности достижения жизненных целей и через регуляторный опыт способствует формированию личностных свойств созидателя: ответственности, доминантности, синергии, поддержки, добродетельности, духовных способностей [10], лидерства, экспрессивности, общительности, контактности, эмпатии, креативности, проницательности, интеллектуальности, нестандартности, направленности на общение и дело, подтверждённых факторным анализом для разных профессиональных направлений;
• обеспечение интеграции дисциплин для саморазвития;
• планирование, моделирование, программирование, оценка результатов;
• определение каждым своей самооценки, соответствия личностных свойств значимым профессиональным требованиям и взаимосвязь реальных и эталонных свойств личности для развития созидательной деятельности;
• система объективных критериев — мотивационных, технологических, аналитико-прогностических — и ау-топсихологической компетентности, а также способности к целеполаганию; система субъективных критериев раскрывается через сформированный образ «Я-профессионал», «Я-образ-ре-зультат», позитивное самоотношение при ведущей позиции саморуководства и самоценности, адекватную профессиональную самооценку [2];
• самоконтроль; рефлексия — как самоанализ каждого действия (способа, приёма); сравнение собственного пси-
хического состояния субъектов образования, желание, готовность, стремление к развитию созидательной деятельности; потребности самореализации своих потенциальных возможностей и лич-ностно-профессионального самосовершенствования (самоорганизация, самовоспитание, самоуправление, рефлексивная саморегуляция), саморазвитие предстоящих задач созидательной деятельности, включающей: развитие продуктивных образов-результатов; психологическое консультирование; подбор конкретных механизмов их достижения индивидуально [4].
Высокий уровень готовности к учебно-профессиональной созидательной деятельности проявляется в способности выбирать наиболее эффективные ак-ме-технологии и алгоритмы решения нестандартных профессиональных ситуаций; в высоком уровне антиципации, саморегуляции, социального мышления, оперативного интеллекта, способствующих сформированности продуктивной, акмеологической, специальной и коммуникативной компетентности, которые обеспечивают эффективность соответственно самосозидательной деятельности, субъект-субъектных взаимодействий и процесса саморазвития [5].
Индивидуальная программа защищается на экзамене как практическая часть экзаменационного вопроса; вносятся коррективы, самоконтроль, тестовый контроль, рефлексивная саморегуляция и психоконсультирование.
В процедурную часть индивидуальной программы осознанной саморегуляции входят:
• составление своего плана исследования;
• описание методов и техники сбора данных о себе, самопознание;
• описание способов анализа данных по гипотезам: «Я-реальное», «Я-идеальное», «Я-социальное», «Я-об-раз-результат» — анализ личностных, соответствующих профессиональных свойств, самовоспитание, саморазвитие;
• мотивы, потребности, ценностные и смысложизненные ориентации, уровни саморазвития, направленность и профпригодность к созиданию;
• стремление к созидательной деятельности;
• потребности самореализации своих потенциальных возможностей и профессионального самосовершенствования средствами тренингов [6];
• управленческая триада: «управление — соуправление — самоуправление» для самореализации оперативного интеллекта и нестандартного мышления, что позволит создать программу и выделить её как регулятор и итог внутренней работы самой личности, потребности в самоуправлении [1; 8];
• самоорганизация; самообразование, умение самостоятельно формулировать, решать, применять на практике, принимать профессиональные решения, оценивать качество собственных решений предстоящих задач созидательной деятельности [7];
• коррекционная работа;
• формирование целостной системы компетенций;
• развитие продуктивных образов результата, способностей, направленности, устойчивой мотивации, компетенции, компетентности, ответственности [5];
• развитие умений самостоятельно решать современные жизненные проблемы средствами решения психоло-го-акмеологических профессиональных задач;
• постоянное личностно-професси-ональное самосовершенствование;
• психологическое консультирование;
• самоконтроль, рефлексия — как анализ, самоанализ каждого действия (способа, приёма) и анализ собственного психического состояния субъектов образования [4].
На этом этапе с целью реализации основных задач подбираются конкретные механизмы, методы и средства их достижения индивидуально для каждого. Студенты ориентируются на высокие профессиональные стандарты; у них сформировано ценностное отношение к профессии как к пространству и способу самореализации, субъект-субъектных взаимодействий, саморазвития на высоком уровне удовлетворённости своим профессиональным выбором [9]. После каждого практического занятия, тренинга, консультации, социально-психологической диагностики [11] индивидуальная программа дополняется и корректируется.
Воплощение духовных продуктов преподавателя в себе самом и созидания их в свойствах студентов, осознанная саморегуляция и саморазвитие созидательной деятельности позволили использовать опросник «Уровень акмео-логического развития» А.А. Деркача [3], который подтвердил высокий уровень
развития созидательной деятельности (от 76 до 118 баллов при выборке 104 респондента педагогического профиля и 120 респондентов-менеджеров), а также установлена зависимость созидания от креативности, ценностных ориентаций и мотивации достижения в учебно-профессиональной созидательной деятельности и от духовных способностей [10].
Таким образом, индивидуальные программы осознанной саморегуляции созидания доказывают высокий уровень рефлексивной саморегуляции созидательной деятельности в качестве надёжной и валидной шкалы оценки эффективности саморазвития и, следовательно, уровня акмеологи-ческого развития созидательной деятельности.
3. Следующим этапом мониторинга являются образовательные акме-технологии:
• самопознания; управления — со-управления — самоуправления созидания продуктивного субъекта образования; самореализации и потребности самоактуализации;
• нестандартных психолого-акмео-логических профессиональных и жизненных ситуаций;
• программированного обучения, обратной связи; научных проектов, методов мозгового штурма и кейсов; тренингов самосовершенствования; дискуссий, деловых игр по принятию управленческих решений; самоконтроля, рефлексии [1].
4. Акме-стратегии активного, интерактивного и рефлексивного обучения (взаимодействие, фиксация уровня эмоционального состояния) используются в процессе профессионально-личностного самосовершенствования («шесть проб», «список свойств, необходимых для общения», «контакт», «автопортрет», «без маски», «поделись со мной», «портрет», «интервью», «самоанализ», «эмоции по кругу», «голодный и сытый», «язык телосложений», «учимся на ошибках», «Я-образ-резуль-тат») [1; 4; 5].
5. Практико-ориентированные ак-меологические рекомендации по лич-ностно-профессиональному самосовершенствованию созидания продуктивного субъекта образования [1].
6. Акме-созидательное обучение в системе «управление — соуправле-ние — самоуправление» созидательной деятельностью субъектов образования, «Концептуальная модель созидания ак-
ме-продуктивного субъекта образования» и «Интегративно-алгоритмическая модель психолого-акмеологической концепции созидания продуктивного субъекта образования акмеолого-управлен-ческими средствами» [1].
7. Акме-оценка студентами духовных продуктов преподавателя в их свойствах на основании «Технологии акме-оценки созидания духовных продуктов преподавателя в свойствах студентов», разработанная Н.В. Кузьминой, Н.Д. Джига и Е.Н. Жариновой [5], подтверждает реальную потребность в поиске путей дальнейшего созидания субъектов образования.
8. Студенческая научно-практическая лаборатория «Созидание продуктивного субъекта образования», разработанная мной для становления студентов как личности, индивидуальности, субъекта деятельности и научно-исследовательской работы. В прошлом учебном году 8 студентов руководимой мною студенческой научно-практической лаборатории опубликовали 8 тезисов в сборниках международных конференций и 3 статьи в рецензируемых журналах ВАК РФ и РБ и улучшили обучение по всем дисциплинам.
Выводы
Для достижения созидательной продуктивности образовательных средств психолого-акмеологического мониторинга необходимы:
1. Выработка преподавателем ак-ме-целевых стратегий управления — соуправления — самоуправления процессами созидания духовных продуктов в свойствах студентов и самосозидательные стратегии студента на пути к продуктивной компетентности средствами учебных программ; оценка акме-целе-вых стратегий управления — соуправления — самоуправления созидательной деятельностью преподавателями учебных дисциплин по созиданию акме-ядра духовных продуктов в свойствах студентов; самореализация природных потенциалов в созидаемых продуктах как основания акмеологического развития; личностно-профессиональное самосовершенствование;коррекция и организация собственной созидательной деятельности средствами индивидуальных программ осознанной саморегуляции созидания продуктивного субъекта образования на основе обратной связи; диагностика факторов, обеспечивших продуктивность развития реальных результатов с искомыми.
2. Продуктивность, эффективность, результативность. Они предусматривают разработку, внедрение и апробирование образовательных программ конкретных дисциплин и акме-технологий, активных, рефлексивных и интерактивных методов, нестандартных психолого-акмеологических профессиональных и жизненных ситуаций.
Заключение
Акме-мониторинг представляет собой совокупность акме-технологий, ак-ме-стратегий обучения средствами учебных дисциплин и специализированных методов обеспечения акмеологической диагностики, направленных на создание объективных условий социальной среды и субъективных факторов морально-психологического климата, создание компетентности и компетенций, практи-ко-ориентированных психолого-акмео-логических рекомендаций по созиданию, индивидуальных программ осознанной саморегуляции созидания, концептуальной модели акме-продуктивности и интегративно-алгоритмической модели психолого-акмеологической концепции созидания продуктивного субъекта образования в помощь субъектам образования.
Осуществлён факторный анализ эмпирических данных для проверки гипотез, сокращения переменных и определения взаимосвязей между ними, описывающих 83,24% общей доли дисперсии по всем 54 переменным, и выделено 13 факторов, способствующих созиданию.
Первый фактор «Зависимость созидания от самореализации и самосовершенствования» (0,604), (0,953) и (0,905), исходя из матрицы факторных нагрузок после вращения, описывает 35,32% дисперсии.
Второй фактор «Развитое воображение, высокий творческий потенциал» (0,808) описывает 9,42% дисперсии.
Третий фактор «Взаимосвязь креативности и мотива приобретения знаний созидательной деятельности» описывает 6,46 % дисперсии и включает переменные креативности: оригинальность (0,936); разработанность (0,716); гибкость (0,650); мотив приобретения знаний (0,888).
Четвёртый фактор «Самоуправление созидательной деятельностью» (0,928) — 5,62% дисперсии.
Пятый фактор «Доминантность» (0,920) — 4,41% дисперсии.
Шестой фактор «Направленность на общение и на дело» описывает 3,98% дисперсии и включает переменные: направленность на общение (0,839); направленность на дело (0,888).
Седьмой фактор «Ценностные ориентации» (0,929) — 3,54% дисперсии.
Восьмой фактор «Синергия» (0,529) — 3,00% дисперсии.
Девятый фактор «Откровенность» (0,73) — 2,76% дисперсии.
Десятый фактор «Принятие агрессии» описывает 2,50% дисперсии и включает переменные: принятие агрессии (-0,55, отрицательный показатель означает агрессивность и необходимость индивидуальной работы).
Одиннадцатый фактор «Способность вести за собой, быть лидером» (0,824) описывает 2,28% дисперсии.
Двенадцатый фактор «Поддержка и добродетельность» (0,69) — 2,63% дисперсии.
Тринадцатый фактор «Эмпатия и контактность» описывает 1,91% дисперсии и включает в себя две переменные: эмпатию (0,550) и контактность (0,549) [1].
ССЫЛКИ
[1]. Джига Н.Д. Акме-психология продуктивного субъекта образования: Монография. — Гродно: Изд-во ГрГУ им. Я. Купалы, 2015. — 431 с.
[2]. Деркач А.А. Субъективные феномены: акмеологический подход: Монография. — М.: Изд-во РАГС, 2010. — 240 с.
[3]. Деркач А.А. Самореализация — основание акмеологического развития. — М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во МОДЭК, 2010. — 224 с.
[4]. Джига Н.Д. Интегративно-реф-лексивный подход к развитию и саморазвитию субъекта образования // Акмеология. — 2011. — № 1. — С. 39-46.
[5]. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н.В. Акме-технология оценки студентами влияния дидактического акме-яд-ра преподавателя на их активность и созидание акме-ядра духовных продуктов в их свойствах, обеспечивших им успешное профессиональное развитие будущей созидательной деятельности / Н.В. Кузьмина, Н.Д. Джига, Е.Ж. Жа-ринова // Преподаватель XXI века. — 2011. — № 3. — С. 38-39.
[6]. Жаринова Е.Н. Теория и методика ведения психологического тренинга: Учебное пособие. — СПб.: Центр стратегических исследований, 2012. — 119 с.
[7]. Кузьмина Н.В. Акмеологичес-кая теория фундаментального образования (созидание духовных продуктов в свойствах субъектов образования средствами учебных дисциплин): Монография. — СПб.: Изд-во НУ «Центр
стратегических исследований», 2012. — 382 с.
[8]. Кремень М.А. Практическая психология управления. — Минск: Изд-во Академии управления при Президенте Республики Беларусь, 2010.
[9]. Кухарчук Н.В. Становление профессионализма и мастерства преподавателя // Проблемы акмеологии. — 2008. — 212 с.
[10]. Шадриков В.Д. Психология способностей: Хрестоматия. — М.: Изд-во МПСУ, Воронеж: Изд-во Модекс, 2012. — 467 с.
[11]. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: Учебное пособие для студентов вузов. — Кострома, 2012.
REFERENCES
[1]. Dzhiga N.D. Akme-psihologi-ja produktivnogo sub'ekta obrazovani-ja: monografija [Acme-psychology of productive subject of education: monograph]. Grodno. GrGU im. Ja.Kupaly, 2015. 431 p.
[2]. Derkach A.A. Sub'ektivnye fenome-ny: akmeologicheskij podhod: monografija [Subjective phenomena: akmeological approach: monograph]. Moscow. RAGS. 2010. 240 p.
[3]. Derkach A.A. Samorealizacija — osnovanie akmeologicheskogo razvitija [Self-realization — the basis of akmeological development] /A.A. Derkach, Je.V. Sajko // Moscow. MPSI; Voronezh: MOD-JeK, 2010. 224 p.
[4]. Dzhiga N.D. Integrativno-reflek-sivnyj podhod k razvitiju i samorazvitiju sub'ekta obrazovanija [Integrative and reflective approach to the development and self-development of the subject of education]. Moscow. 2011. Akmeologija, no. 1. pp. 39-46.
[5]. Kuz'mina (Golovko-Garshina) N.V. Akme-tehnologija ocenki studentami vli-janija didakticheskogo akme-jadra pre-podavatelja na ih aktivnost' i sozidanie akme-jadra duhovnyh produktov v ih svojstvah, obespechivshih im uspesh-noe professional'noe razvitie budushhej sozidatel'noj dejatel'nosti [Acme-technology of students' assessment of the impact of didactic acme-core of teacher for their activity and making spiritual products acme-core in their properties, ensuring their successful professional development of future creative activity] / N.V. Kuz'mina, N.D. Dzhiga, E.N. Zharinova //
PSYCHO-ACMEOLOGICAL FOUNDATIONS OF EDUCATIONAL MEANS CREATIVE PRODUCTIVITY MONITORING
Nadezhda D. Dzhiga — Doctor of Psychological Sciences, Professor of the Department of Psychology and Pedagogy, «BIP-Institute of Law», Korolya Street, 3, Minsk, 220045, Republic of Belarus; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article forecasts the importance of creating conditions for the students' further self-development determination for creative and self-creative activity of the university teacher and student as a future specialist. Here should be applied students' own potential opportunities and intellectual resources, improving not only efficiency of activity, but teachers' and students' striving for self-realization by educational means.
The author's main long-term studies, verified by factor analysis, showed that the creation of a productive subject of education depends on self-realization and self-improvement, development of imagination, high creativity, ability to solve nonstandard situations, correlation between creativity and motivation to acquire knowledge, management — co-management — self-management, focus on communication and work, value orientations, synergy. It is proved that for the creativity the following features of a personality are the most important: leadership abilities, to empathy, sociability and intelligence.
Keywords: creative and self-creative activity, university teacher, student, future specialist, self-realization, striving and readiness of the student for self-realization in his future creative activity, psycho-acmeological basis of monitoring, creative activity creative productivity.
Moscow. 2011. Prepodavatel' XXI veka. no 3. pp 38-39.
[6]. Zharinova E.N. Teorija i metodi-ka vedenija psihologicheskogo treninga: ucheb. posobie [Theory and methods of conducting psychological training]. Saint Petersburg. 2012. 119 p.
[7]. Kuz'mina N.V. Akmeologicheska-ja teorija fundamental'nogo obrazovanija (sozidanie duhovnyh produktov v svojst-vah sub'ektov obrazovanija sredstvami uchebnyh disciplin): monografija [Ak-
meological theory of fundamental education (creation of spiritual products in the properties of the formation of the subjects by academic disciplines means): monograph].Saint Petersburg. Izdatelstvo NU «Centr strategicheskih issledovanij». 2012. 382 p.
[8]. Kremen' M.A. Prakticheskaja psi-hologija upravlenija [Practical psychology of management]. Minsk. 2010.
[9]. Kuharchuk N.V. Stanovlenie pro-fessionalizma i masterstva prepodavatelja
[Formation of professionalism and skills of the teacher]. Minsk. 2008. 212 p.
[10]. Shadrikov V.D. Psihologija spo-sobnostej: hrestomatija [Psychology of skills: a reader] / Moscow. MPSU. 2012. 467 p.
[11]. Fetiskin N.P. Social'no-psiholog-icheskaja diagnostika razvitija lichnosti i malyh grupp: ucheb. posobie dlja stud. vu-zov [Socio-psychological diagnosis of personality development and small groups] . Kostroma. 2012.