ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ И САМОСОЗИДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА КАК БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Н. Д. Джига, Ж. В. Елец
Аннотация. В статье излагается психолого-акмеологическая концепция совершенствования созидательной и самосозидательной деятельности студента. Автор считает, что саморазвитие заключается в создании условий, при которых в процессе обучения будущего специалиста созидательной и самосозидательной деятельности студент становится субъектом обучения, созидая себя как преподавателя ради будущей продуктивной творческой деятельности.
Ключевые слова: акмеологическая концепция, созидательная и самосозидательная деятельность, подготовка будущих специалистов-педагогов.
Summary. The article presents the psychological and acmeological conception of improving creative and self-creative activity of students. The authors argue that self-development consists in creating conditions under which, in the course of teaching creative and self-creative activity to future professionals, students become the object of education, creating themselves as a teacher for further efficient creative activity.
Keywords: acmeological conception, creative and self-creative activity, training future teachers.
31
Психолого-акмеологическая концепция создает все необходимые условия для становления и развития у всех субъектов образования представлений об успехе, высоких достижениях, высокой продуктивности, необходимых для развития личности и будущей самосозидательной деятельности. Идеи самореализации путем самоактуализации сегодня широко развиваются и применяются в гуманистической и экзистенциальной психотерапии, ак-меологии, психологии, педагогике, ло-гопсихотерапии (Б. Г Ананьев, А. А. Бо-далев, Б. С. Братусь, Д. Бьюдженталь,
А. А. Деркач, Н. Л. Карпова, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, А. Маслоу, Ю. Б. Некрасова, В. А. Петровский, К. Роджерс, В. Франкл и др.) [ 1-4]. В проекции на подготовку будущего специалиста, в том числе специалиста-педагога, это означает осознание каждым студентом того обстоятельства, что наиболее полное раскрытие всей глубины профессиональной и личностной актуализации возможно благодаря владению внутренними механизмами саморазвития и самосозидания. Созидание и самосозидание специалиста - это всегда твор-
32
чество, творение чего-то нового на основе преобразования познанного.
Созидание студента как будущего специалиста мы рассматриваем как психолого-акмеологическую категорию. Другими словами, подготовка студента должна быть ориентирована на формирование у него определенных черт личности, а также его готовности к самоактуализации. Однако получение данного результата нельзя «вложить» в сознание студента, данный процесс «запускается» в результате личностной работы студента над собой. В связи с этим для продуктивности созидательной деятельности студента как будущего специалиста важно создать особые условия для их постоянного самосовершенствования, саморазвития и самореализации потенциальных возможностей.
Вместе с тем анализ специальной литературы позволяет констатировать, что на сегодняшний день аспект самосовершенствования созидательной и самосозидательной деятельности будущего специалиста путем развития потребности в самоактуализации изучен недостаточно.
В ходе проведенных нами теоретических исследований было выявлено, что хотя стремление к позитивному самоизменению и продуктивному выстраиванию себя заложено в человеке природой, эффективность протекания саморазвития студента зависит, с одной стороны, от внутренней готовности студента к саморазвитию, а с другой - от включенности его в созидательную деятельность, ориентированную на самосовершенствование и самовыражение в направлении все большей сложности.
В свою очередь, самопознание активизирует самоопределение, которое
приводит студента к самостоятельному выбору учебных целей и задач. А саморегуляция служит условием и средством осуществления самореализации, которая позволяет студенту максимально проявить свой потенциал в разнообразных ситуациях, включая отношение к заданию, к другим участникам учебной работы и т.п. [5, с. 74].
Экспериментальное исследование особенностей самосовершенствования созидательной деятельности.
Развитие созидательной деятельности рассматривалось нами как достижение нескольких уровней, обеспечивающих самосовершенствование индивидуальных умений и ведущих к самосозиданию.
Проведенные нами экспериментальные исследования дали возможность обозначить алгоритм организации самосовершенствования студентов в условиях созидательной учебной деятельности и выявить взаимосвязь между:
- уровнем организованного осуществления созидательной учебной деятельности и уровнем осознания необходимости саморазвития через «запуск» студентами таких процессов как саморефлексия, самопознание, самореализация путем развития нестандартного мышления;
- прогностико-диагностическим уровнем созидательной деятельности и уровнем активной саморегуляции, соответствие между которыми достигается посредством самореализации и самоорганизации студентов;
- уровнем активного воплощения акме-ядра преподавателем и созиданием его в своих студентах ради продуктивного решения стоящих перед будущим специалистом задач.
В ходе исследования были выбраны три группы - одна эксперимен-
тальная и две контрольные. Экспериментальная группа состояла из студентов 2 курса Белорусского государственного педагогического университета (БГПУ) (27 чел.). Контрольная группа № 1 состояла из студентов 2-ого курса БГПУ, контрольная группа № 2 - из студентов второго курса Белорусского государственного аграрного технического университета (БГАТУ) (54 чел.).
В указанных группах было проведено исследование по методике Э. Шо-строма «Самоактуализационный тест» (CAT), которая построена по тому же принципу, что и POI, и состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Для анализа данных нами был использован коэффициент корреляции Пирсона и сделаны определенные выводы, которые касаются особенностей самоактуализации студентов БГПУ, обучающихся созидательной деятельности на практических и семинарских занятиях по психологии, в период психолого-педагогической практики, во время самостоятельной работы в школах и гимназиях г. Минска.
Коэффициент корреляции вы-считывался между показателями по экспериментальной группе и показателями в контрольной группе по каждой шкале теста. Это дало возможность говорить не только о самоактуализации в целом, но и о самоактуализации, в том числе различиях в ней по гендерному признаку. В экспериментальной группе состояло 6 юношей и 21 девушка, в контрольной группе № 1-7 юношей и 20 девушек, в контрольной группе № 2-13 юношей и 14 девушек. Предлагаемые студентам суждения не обязательно являлись строго альтерна-
тивными. Тем не менее респондентам предлагалось выбрать те из них, которые в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения.
Анализ результатов исследования гендерных особенностей самосовершенствования личности студентов говорит о том, что уровень самоактуализации у юношей БГПУ выше, чем у девушек, что не наблюдается в техническом вузе БГАТУ. Данные исследования изложены в приведенных ниже диаграммах, где столбцы обозначают следующие шкалы (слева направо):
Шкала ценностных ориентации Шкала гибкости поведения Шкала сензитивности к себе Шкала спонтанности Шкала самоуважения Шкала самопринятия Шкала представлений о природе че ловека
Шкала синергии Шкала принятия агрессии Шкала контактности Шкала познавательных потребностей
Шкала креативности.
Проведем анализ средних значений и корреляции по каждой из шкал: Вычисляем коэффициент корреляции по формуле:
_ ^ Хху Хх Ху
х 2-(X х)2 ^ N у 2-(X у)2' где N - количество всех испытуемых, х - результаты по одной шкале (в баллах),
у - результаты по другой шкале (в баллах),
2 - суммирование всех баллов, полученных при оценке признаков х или у.
33
34
Диаграмма 1.1. Данные по тесту для студентов БГПУ по шкалам
Диаграмма 1.2. Данные по тесту САТ студентов БГАТУ
По шкалам ценностных ориента-ций, гибкости поведения, сензитивно-сти, самоуважения, спонтанности, самопринятия, представлений о природе человека, синергии, познавательных потребностей, креативности корреляция между студентами БГПУ и студентами технического вуза отсутствуют (0,06), а показатели по данной шкале наиболее высокие у студентов БГПУ.
По Шкале принятия агрессии корреляция между студентами БГПУ и студентами технического вуза присутствует, что говорит о наличие взаимосвязи между данными показателями (-0,63), а показатели по данной шкале наиболее высокие у студентов БГПУ (54,93 >
51,95). То же самое касается Шкалы контактности, где показатели корреляции между студентами БГПУ и студентами технического вуза составляют -0,43 и наиболее высоки у студентов БГПУ (52,70 > 52,11).
Корреляционный анализ по шкалам теста самоактуализации, а также вычисление коэффициента корреляции между двумя шкалами у каждой из групп позволили построить корреляционные матрицы. Данные по этим матрицам отличаются: существуют различия в структуре процесса самоактуализации студентов БГПУ и студентов БГАТУ по показателям взаимосвязанности между гибкостью поведения и контактностью, спонтанностью и самопринятием, самоуважением и сензи-тивностью к себе, созиданием и самосозиданием. Проделанная работа позволила прийти к следующим выводам.
1. По шкале принятие агрессии и контактности между группой 2-ого курса студентов БГПУ и группой 2-ого курса студентов технического вуза БГАТУ существует определенная взаимосвязь.
2. Уровень самоактуализации у студентов-педагогов выше, чем у студентов-инженеров (причем в определенной пропорции), что способствует личностному росту будущих педагогов, стимулируя их к созидательной и самосозидательной деятельности.
3. Уровень самоактуализации у юношей педагогического вуза выше,
чем у девушек; гендерные различия в техническом вузе не выражены.
4. Выявлена взаимосвязь между самореализацией и самоактуализацией, а также более ярко выраженное стремление студентов БГПУ к саморазвитию.
5. Продвижение по уровням саморазвития влечет за собой изменение механизмов совершенствования личности студентов и его продуктивного образа-результата.
Для достоверности своих выводов совместно с Н. В. Кузьминой нами была разработана «Технология акме-оценки студентами влияния дидактического акме-ядра преподавателя на созидание акме-ядра духовных продуктов в их свойствах и развитие будущей созидательной деятельности», а также методика ее использования (Приложение).
Одним из пунктов технологии является изучение созидательной деятельности студентов и влияния их созидательных умений на активность. С помощью данной технологии, а также метода ранжирования и экспертной оценки были выявлены важнейшие созидательные умения студентов, их гендерные различия, а также их влияние на активную созидательную деятельность будущих педагогов и специалистов.
Для юношей/девушек: 1) важно, 2) реально:
• видеть, анализировать и решать проблемные ситуации, разрешать противоречия, решение которых предполагает использование нестандартных способов - 1) 4,0% / 4,67%, 2) 2,55% / 3,45%;
• самостоятельно делать выводы, выделять главное, устанавливать на основе частных общие способы решения -1) 3,88% / 4,56%, 2) 2,62% / 3,8%;
• видеть и находить нестандартные способы решения ситуаций, фор-
мулировать проблему (нестандартный вопрос), решать задачи, алгоритмы которых не изучались - 1) 3,99% / 4,33%, 2) 2,75% / 2,80%;
• оценивать, подходит ли то, что известно в общем виде, к имеющимся условиям, формулировать задачу и цель -1) 4,12% / 5,00%, 2) 3,62% / 4,8%;
• быстро отыскать нужную информацию - 1) 4,50% / 5,00%, 2) 3,82% / 4,8%;
• придерживаться избранной позиции в отношении той или иной проблемы, решать задачи, в которых нет ни конечной цели, ни путей ее достижения -1) 3,88% / 4,56%, 2) 2,62% / 3,8%;
• выделять задачу (ситуацию) из фона - 1) 4,88% / 4,56%, 2) 3,22% / 3,99%;
• осуществлять разумное перспективное планирование, принимать решение, прогнозировать, предвидеть -1) 4,98% / 5,00%, 2) 3,82% / 4,2%.
Кроме того, нами была выявлена взаимосвязь между созиданием и развитием нестандартного мышления, позволяющего решать нестандартные (проблемные задачи) и предлагать оригинальные решения.
Мы оценили цели и результаты созидательной деятельности студентов и изучили влияние продуктивных образов результатов на качество созидательной деятельности, выявив следующие параметры развития студентов в условиях организованной созидательной работы (выборка составила 280 студентов): способности (от 15 до 50%), мотивы (от 20 до 60%), направленность (от 12 до 65%), ответственность (от 14 до 40%), компетенции (от 18 до 30%), продуктивные компетентности (от 10 до 65%), развитие интеллекта (от 10 с до 30%), развитие нестандартного (проблемного) мышления (от 20 до 30%),
35
36
созидательные умения (от 10 до 20%), соуправление и самоуправления (от 10 до 60%), постоянное самосовершенствование (от 10 до 50%).
Таким образом, развитие созидательных умений влияет на совершенствование созидательной и самосозидательной деятельности, умение управлять своим психическим состоянием, развитие волевой целеустремленности, личностных и профессиональных качеств.
Исходя из экспериментальных исследований, установлено, что основными структурообразующими компонентами самосовершенствования созидательной деятельности будущего специалиста являются:
• формирование профессиональной направленности и профессиональной пригодности будущего специалиста;
• развитие нестандартного (проблемного) мышления путем постоянного решения задач, упражнений, психолого-акмеологических профессиональных ситуаций, создаваемых в учебном и профессиональном процессе созидательной деятельности;
• развитие созидательных умений;
• постоянное самосовершенствование как дальнейшее движение к вершинам продуктивности и саморазвития путем самореализации собственных потенциальных возможностей и интеллектуальных ресурсов;
• управление-соуправление-само-управление личности студента как сложный, непрерывный процесс усиления собственного потенциала познавательной деятельности и активности созидательной деятельности;
• продуктивные образы-результаты;
• главные факторы, которым нужно следовать для самореализации («Я»-
реальное, «Я »-идеальное, «Я »-будущее, «Я»-концепция, «Я»-образ, «Я»-образ-результат), и ликвидация разрыва между реальным образом своей личности и его эталоном, что положительно влияет на студенческую активность;
• собственная программа созидательной и самосозидательной деятельности будущего специалиста, разработанная на основании практических психолого-акмеологических рекомендаций, и необходимость связи программ с курсовыми и дипломными работами.
Эффективность самореализации и самосовершенствования достигается путем реализации и развития структурообразующих компонентов созидательной деятельности, а также создания практической программы самосовершенствования созидательной деятельности, над которой преподаватель работает со студентами целый год и которая защищается на экзамене как практическую часть экзамена. Кроме того, программа тесно связана с производственной практикой и развитием нестандартного (проблемного) мышления, личностных качеств, соответствующих будущей профессиональной деятельности, а также с гностическими, прогностическими и конструктивнны-ми способностями, позволяющими развивать созидание и потенциальные возможности каждого студента.
Наша программа состоит из:
• самопознания: изучения психических процессов, свойств и качеств личности, продуктивных образов результата;
• постоянного решения нестандартных (проблемных) и психолого-акмеологических профессиональных ситуаций, создаваемых нами в учебном процессе, способствующих самосовершенствованию созидания;
• самообразования, самоуправления, самоконтроля;
• самодиагностики и коррекции;
• психоконсультирования и индивидуальной треннинговой работы с каждым.
Таким образом, психолого-акмеоло-гическая концепция самосовершенствования созидательной деятельности будущего специалиста путем самоактуализации позволяет студенту самореализоваться, способствует профессиональному самовыражению и самоорганизации, что расширяет возможности саморазвития и самосовершенствования для достижения искомого результата в своей профессиональной деятельности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: В 5 кн. - М., 2000.
2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. - М., 1980. - Т. 1.
3. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М, 1998.
4. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования: Учебн. пособие. -ИЦПКС, 2001. - 144 с.
5. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань, 2000.
6. Кузьмина Н. В. Джига Н. Д., Жарино-ва Е. Н. Технология акме-оценки студентами влияния дидактического акме-ядра преподавателя на созидание акме-ядра духовных продуктов в их свойствах и развитие их будущей созидательной деятельности. - М., 2011.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Технология акме-оценки студентами влияния дидактического акме-ядра преподавателя на созидание акме-ядра духовных продуктов в их свойствах и развитие их будущей созидательной деятельности [см.: 6]
1. Технология содержит методику и основные понятия-постулаты теории акме-оценки (перед выполнением методики необходимо, чтобы респонденты усвоили основные понятия):
1) акме-оценка,
2) акме-ядро духовных продуктов,
3) дидактическое акме-ядро духовно-материализованных и материальных продуктов,
4) акмеологические законы,
5) образовательный процесс.
2. Технология акме-оценки студентами влияния АСД преподавателя и собственной активности состоит из трех частей.
Часть 1. Оценка категории цели и результатов созидательной деятельности студента и преподавателя как компетентных лиц
Задание 1.1. Напишите, как вы формулируете цели своей созидательной деятельности как будущего специалиста. Можно их конкретизировать.
Задание 1.2. Перечислите свойства: индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности, достаточный уровень развития которых обеспечивает вам как студенту успешное саморазвитие.
Задание 1.3. Перечислите свойства, которые вы будете в себе развивать. Ответы подлежат контент-анализу.
Часть 2. Оценка студентами акме-ядра духовных продуктов, развиваемых в себе под руководством преподавателя
Задание 2.1. С помощью 100-баль-ной шкалы оцените уровень развития у вам названных свойств на момент нача-
37
ф
38
ла работы с конкретным преподавателем и на момент ее завершения (шкала № 1, от 10 до 100).
Продуктивные образы результата:
1) способности - начало ... завершение...
2) мотивы - начало ... завершение.
3) направленность - начало ... завершение.
4) ответственность - начало ... завершение.
5) компетенции - начало ... завершение.
6) продуктивная компетентность - начало . завершение.
7) развитие интеллекта - начало . завершение.
8) развитие нестандартного (проблемного) мышления - начало . завершение.
9) развитие созидательных умений -начало . завершение.
10) постоянное самосовершенствование - начало . завершение.
Какие важные признаки в шкале не названы, и какими признаками вы хотели бы ее дополнить.
Часть 3. Оценка студентами дидактического акме-ядра АСД преподавателя как средства обеспечения условий созидания духовных продуктов в их свойствах человека и профессионала
Задание 3.1. Оцените по 100-бальной шкале: меру влияния акме-целевых стратегий преподавателя на вашу готовность к предстоящей деятельности, компетентность, устремленность на овладение основами мастерства (шкала № 2):
1) цели АСД преподавателя, мера их соответствия вашим целям: преподаватель . вы .
2) согласованность учебной и научной информация с целями образования и потребностями студентов: преподаватель
3) средства образовательной коммуникации, предъявляемые преподавателем и создаваемые с участием студентов: преподаватель . вы .
4) согласованность требований преподавателей с потребностями студентов
5) помощь студентам и взаимопомощь студентов в преодолении трудностей ученья
6) культурная среда общения и справочные группы в ней, создаваемые преподавателем и по инициативе студентов: преподаватель . вы .
7) самостоятельная подготовка презентаций, статей, выступлений на конференции, курсовых, дипломных работ: преподаватель . вы .
8) дополнительные характеристики АСД преподавателя и собственной работы с ним по учебной дисциплине: преподаватель . вы .
Задание 3.2. Оцените акме-целевые стратегии управления преподавателем процессами созидания духовных продуктов в студентах и самосозидательные стратегии студента по овладению компетенциями на пути к продуктивной компетентности (шкала № 3):
1) гностические компетенции: преподаватель . вы .
2) прогностические компетенции преподаватель . вы .
3) проектировочные компетенции: преподаватель . вы .
4) конструктивные компетенции: преподаватель . вы .
5) коммуникативные компетенции: преподаватель . вы .
6) организаторские компетенции: преподаватель . вы .
7) Ваши личные дополнения и суждения о системе преподавателя. ■
. вы .