Научная статья на тему 'О значимости созидательной деятельности в актуализации ценностных ориентаций, самореализации, креативности и саморегуляции личности'

О значимости созидательной деятельности в актуализации ценностных ориентаций, самореализации, креативности и саморегуляции личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
451
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
СОЗИДАТЕЛЬНАЯ И САМОСОЗИДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE AND SELF-CREATIVE ACTIVITY / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / TEACHER / СТУДЕНТ / СТРЕМЛЕНИЕ И ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТА К САМОРЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩЕЙ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / STUDENT / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / FUTURE SPECIALIST / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATION / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ / РЕФЛЕКСИВНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / REFLEXIVE SELF-REGULATION / STRIVING AND READINESS OF THE STUDENT FOR THE SELF-REALIZATION IN HIS FUTURE CREATIVE ACTIVITY / CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Джига Надежда Дмитриевна, Деркач Анатолий Алексеевич

Для созидательной и самосозидательной деятельности преподавателя и студента как будущего специалиста важно создать условия для определения дальнейшего саморазвития с использованием самореализации собственных потенциальных возможностей и интеллектуальных ресурсов, повышающих не только эффективность деятельности, но и стремление преподавателя и студента к актуализации оптимальной самореализации, ценностных ориентаций, креативности и рефлексивной саморегуляции средствами образования. Наши основные многолетние исследования, проверенные факторным анализом, показали, что созидание продуктивного субъекта образования зависит от самореализации и самосовершенствования, развития высокого творческого потенциала, ценностных ориентаций и рефлексивной саморегуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE IMPORTANCE OF CREATIVE ACTIVITY IN THE ACTUALIZATION OF VALUE ORIENTATIONS, SELF-REALIZATION, CREATIVITY AND SELF-REGULATION OF A PERSONALITY

For creative and self-creative activity of the teacher and the student as a future expert, it is important to create conditions for the determination of further self-development,applying self-realization of own potential and intellectual resources, increasing not only the performance efficiency, but the striving of the teacher and the student for the actualization of value orientations, optimal self-realization, creativity, reflexive self-regulation by means of education. Our main multi-year research, proven by factor analysis showed that the creation of a productive subject of education depends on self-realization and self-improvement, development of imagination, high creativity, value orientation and reflexive self-regulation.

Текст научной работы на тему «О значимости созидательной деятельности в актуализации ценностных ориентаций, самореализации, креативности и саморегуляции личности»

ОТ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА

FROM THE EDITORIAL BOARD

УДК 159.923

О ЗНАЧИМОСТИ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АКТУАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ, САМОРЕАЛИЗАЦИИ, КРЕАТИВНОСТИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ

Джига Надежда Дмитриевна — доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики «БИП-Институт правоведения», ул. Короля, 3, Минск, Республика Беларусь, 220045; e-mail: [email protected]

Деркач Анатолий Алексеевич — доктор психологических наук, академик РАО, заведующий кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); пр. Вернадского, 84, к. 8; Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]

Введение

Актуальность проблемы состоит в том, что созидание как преобразовательная деятельность мало изучено, несмотря на то что оно играет важнейшую роль в психологии развития и акмеологии. Созидание характеризуется исходя из наших многолетних исследований как процесс становления продуктивного субъекта образования в преобразовательной деятельности разных уровней продуктивности по генерированию и воплощению нового или воспроизводству модифицированных социально значимых материальных и духовных продуктов в соответствии с социально-профессиональными нормами и направленностью творческой активности, способствующих продуктивной актуализации природных потенциалов самореализации в созидаемых деятельност-ных продуктах, ценностных ориентаций, креативности и рефлексивной саморегуляции. Проблема психолого-акмео-логического созидания продуктивного субъекта образования в образовательном пространстве состоит в актуализации практических и духовных потенциалов, ориентированных на преобразование и оптимизацию внешней реальности [1]. Истоки изучения созидательной деятельности связаны с работами Б.Г. Ананьева и его последователей. В ходе лон-гитюдных исследований автор особое

место отводил поиску законов созидания духовных продуктов в свойствах субъектов образования средствами учебных дисциплин. В дальнейшем под руководством Б.Г. Ананьева были выполнены исследования психических процессов, обеспечивающих созидательную деятельность средствами антиципации (Е.Н. Сурков) и психической интеграции (В.Н. Келасьев). Идеи Б.Г. Ананьева по развитию созидательной педагоги-

ческой деятельности нашли достойное продолжение в работах Н.В. Кузьминой и А.А. Деркача. Созидание, по А.А. Де-ркачу, — это высший этап субъектного развития [2]. Это взаимодействие субъект-субъектных отношений, отражающее полученный прогнозируемый результат; одна из естественных форм реализации субъектом образования потребности в поиске самоутверждения и признания другими; направленность

РЕЗЮМЕ

Для созидательной и самосозидательной деятельности преподавателя и студента как будущего специалиста важно создать условия для определения дальнейшего саморазвития с использованием самореализации собственных потенциальных возможностей и интеллектуальных ресурсов, повышающих не только эффективность деятельности, но и стремление преподавателя и студента к актуализации оптимальной самореализации, ценностных ориентаций, креативности и рефлексивной саморегуляции средствами образования.

Наши основные многолетние исследования, проверенные факторным анализом, показали, что созидание продуктивного субъекта образования зависит от самореализации и самосовершенствования, развития высокого творческого потенциала, ценностных ориентаций и рефлексивной саморегуляции.

Ключевые слова: созидательная и самосозидательная деятельность, преподаватель, студент, будущий специалист, самореализация, стремление и готовность студента к самореализации будущей созидательной деятельности, ценностные ориентации, креативность, созидательная продуктивность, рефлексивная саморегуляция.

Таблица 1

Результаты исследования структуры ценностных ориентаций личности респондентов, балл

Ценностная ориентация личности Юноши Девушки Среднее значение

Приятное времяпрепровождение, отдых 3,9 2,6 2,9

Помощь и милосердие к другим людям 2,3 1,5 1,8

Поиск прекрасного и наслаждение им 2,7 2,5 2,5

Высокое материальное благосостояние 2,6 2,8 2,9

Любовь 3,3 3,1 3,1

Познание нового в мире, природе, человеке 2,3 2,1 2,1

Высокий социальный статус и управление людьми 3,8 3,1 3,2

Признание и уважение людей и влияние на них 2,7 2,8 2,7

Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе 2,6 2,1 2,2

Общение 2,6 3,4 2,4

Здоровье 3 2,4 2,5

на достижение социально значимых целей; и оно характеризуется субъективной новизной.

Методологическая база акмеологии даёт возможность раскрытия созидания продуктивного субъекта образования. Исходя из наших исследований, акмео-логия созидания продуктивного субъекта образования требует от созидателя профессиональных, коммуникативных и духовных способностей по специальности, нестандартного мышления и оперативного интеллекта, владения процессами предвидения или антиципации последствий, которые ведут к воплощению образа-результата в реальные продукты, интеграции дисциплин, дифференциации, актуализации оптимальной самореализации, ценностных ориентаций, креативности и рефлексивной саморегуляции[3; 5-9].

Цель исследования: разработка теоретико-методологических оснований созидания продуктивного субъекта

21,4-,

21,2---

21---

20,8---

20,6---

£ 20,4---

20,2---

20---

образования средствами актуализации самореализации, ценностных ориентаций, креативности и рефлексивной саморегуляции.

Задачи исследования:

- разработка теоретико-методологических оснований авторской системы созидания продуктивного субъекта образования;

- определение динамики развития базовых составляющих созидания продуктивного субъекта образования, обеспечивающих качество созидательного образования;

- апробирование и валидизирование методики А.А. Деркача для системного изучения поликомпонентной структуры созидания продуктивного субъекта образования.

Гипотеза исследования: созидательная деятельность субъектов образования актуализирует ценностные ориентации, реальную и потенциальную оптимальность самореализации,

креативность, рефлексивную саморегуляцию средствами интеграции образа-эталона и образа-результата с текущими образами и определяет дальнейшее самодвижение к вершинам продуктивности и развития субъект-субъектных отношений.

Были использованы методика ценностных ориентаций и методика саморазвития А.А. Деркача, которые модифицировала Н.Д. Джига [1; 3].

Выборка составила: 30 студентов 3-4-х курсов членов студенческой научно-исследовательской лаборатории «Созидание продуктивного субъекта образования», научное руководство которой осуществляла Н.Д. Джига.

Основная часть

В многочисленных исследованиях нами доказано, что установлена взаимосвязь созидания с саморазвитием (0,9), самореализацией (0,87), ценностными ориентациями (0,67), креатив-

19,8---------

19,6 -I---,---,---,---

12 3 4

Рис. 1. Результаты диагностики уровня созидательной деятельности

1 — «Ценностная ориентация на самоосуществление»; 2 — «Оптимальность самореализации и целостность многогранного существования человека»; 3 — «Креативность в процессе саморазвития»;

4 — «Рефлексивная саморегуляция»

Таблица 2

Результаты диагностики уровня развития созидательной деятельности

Шкала методики созидательной деятельности Количество баллов

Юноши Девушки Среднее значение

1. Ценностная ориентация на самоосуществление 23,3 20,8 21,3

2. Оптимальность самореализации и целостность многогранного существования человека 21,9 20,6 20,8

3. Креативность в процессе саморазвития 20,1 20,2 20,2

4. Рефлексивная саморегуляция 19,5 20,7 20,5

Уровень созидательной деятельности 84,8 82,3 82,2

ностью (0,62) и рефлексивной саморегуляцией (0,61) [1].

Особенности структуры ценностных ориентаций личности студентов, членов студенческой научно-исследовательской лаборатории, которые способствуют созидательной деятельности, приведены в табл. 1.

Наиболее выраженной ценностной ориентацией респондентов является «Высокий социальный статус и управление людьми» (среднее значение составляет 3,2 балла). На втором месте

по выраженности идут ценности «Любовь» и «Общение» — 3,1 балла. Менее всего выражено «Высокое материальное благосостояние» — 1,8 балла.

Рассмотрим результаты исследования по методикам А.А. Деркача, которые модифицировала Н.Д. Джига [1; 3] (табл. 2).

Как видно из табл. 2, наиболее выраженным показателем является «Ценностная ориентация на самоосуществление» — среднее значение 21,3 балла. Что касается уровня созидательной де-

ятельности, то поскольку его среднее значение составляет 82,3 балла, он относится к высокому уровню развития. Что касается половых различий, они незначительны.

Как видно из табл. 4, респонденты в среднем набрали 56,9 балла: юноши — 59,3, девушки — 52,1. Это свидетельствуют об активном саморазвитии как юношей, так и девушек.

Наиболее выраженным уровнем саморазвития респондентов является активное саморазвитие (70,6%).

Таблица 3

Результаты корреляционного анализа созидательной деятельности

Созидательная деятельность Мотивация достижения ^^^^^^^ Ценностные ориентации ^^^^^^^ Ценностная ориентация на самоосуществление Оптимальность самореализации и целостность многогранного существования человека Креативность в процессе саморазвития Рефлексивная саморегуляция

Стремление к принятию 0,48 0,22 -0,22 0,33

Страх отвержения -0,48 -0,48 0,12 -0,22

Мотивация достижения -0,30 0,53 0,75 0,76

Цели 0,34 0,24 0,19 0,38

Процесс 0,32 0,38 0,24 0,43

Результат 0,46 0,28 0,34 0,53

Локус контроля-Я 0,43 -0,33 -0,45 0,89

Локус контроля-жизнь 0,461 0,38 0,46 0,65

1. Приятное времяпрепровождение, отдых 0,23 0,68 0,34 0,45

2. Высокое материальное благосостояние 0,13 0,63 0,35 0,25

3. Поиск прекрасного и наслаждение им 0,54 0,49 0,35 0,24

4. Помощь и милосердие к другим людям, духовные способности 0,48 0,34 0,24 0,19

5. Любовь 0,32 0,32 0,38 0,24

6. Познание нового в мире, природе, человеке 0,64 0,46 0,32 0,34

7. Высокий социальный статус и управление людьми 0,76 0,43 -0,33 -0,45

8. Признание и уважение людей и влияние на окружающих 0,77 0,46 0,38 0,46

9. Социальная активность в обществе 0,38 0,23 0,68 0,34

10. Общение 0,43 0,13 0,63 0,35

11. Здоровье 0,53 0,54 0,49 0,35

12. Саморазвитие 0,43 0,35 0,32 0,24

Таблица 4

Результаты исследования активного саморазвития у респондентов

Количество баллов

Девушки 52,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Юноши 59,3

Среднее значение 56,9

С целью статистической проверки гипотезы исследования был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Заключение

Созидательная деятельность высоко значима в актуализации ценностных ориентаций, мотивации достижений, оптимальность самореализации, креативности, рефлексивной саморегуляции. Самореализация природных потенциалов в созидаемых продуктах — базовое основание акмеологического развития, самоосуществления человека, во-первых, и, во-вторых, поиска путей и условий воздействия на формирование потребностей в такой самореализации и акмеологическом развитии реальных и потенциальных возможностей самореализации созидательной деятельности субъектов образования средствами учебных дисциплин разных специальностей и индивидуальных программ осознанной саморегуляции созидательной деятельности, что было нами доказано и на других выборках [1; 3].

Как видно из приведённых выше таблиц, были обнаружены следующие значимые корреляционные связи:

1. Между шкалой «Ценностная ориентация на самоосуществление» и шкалой «Саморазвитие» была обнаружена положительная корреляционная связь (г = 0,43, при p < 0,05), такая же связь была обнаружена между шкалой «Признание и уважение людей и влияние на окружающих» (г = 0,77) и шкалой «Высокий социальный статус и управление людьми» (г = 0,76), шкалой «Результат» (г = 0,46) и шкалой «Познание нового в мире, природе, человеке» (г = 0,64). Это значит, что чем выше ценностная ориентация на самоосуществление, тем выше саморазвитие у студентов,

высокий социальный статус, управление и результат эффективности созидательной деятельности. Между шкалой «Помощь и милосердие к другим людям» и шкалой «Высокий социальный статус и управление людьми» была обнаружена положительная корреляционная связь (г = 0,48, при p < 0,05). Это значит, что чем более выражена ценностная ориентация студентов на самоосуществление, тем более выражены потребность в помощи и милосердию к другим людям, духовные способности;

2. Между шкалой «Оптимальность самореализации и целостность многогранного существования человека» и шкалой «Мотивация достижения» была обнаружена положительная корреляционная связь (г = 0,53, приp < 0,05), «Стремление к принятию» (г = 0,21, при p < 0,05). Это значит, что чем выше мотивация достижения, стремление у студентов к принятию, тем выше оптимальность самореализации и целостности многогранного существования человека; Между шкалой «Оптимальность самореализации и целостность многогранного существования человека» и шкалой «Результат» была обнаружена положительная корреляционная связь (г = 0,28, приp < 0,05). Это значит, что чем выше смысложизненная ориентация на результат, тем выше оптимальность самореализации и целостность;

3. Между шкалой «Креативность в процессе саморазвития» и шкалой «Мотивация достижения» (г = 0,75, при p < 0,05) была обнаружена положительная корреляционная связь, «Познание нового в мире, природе, человеке» (г = 0,32, при p < 0,05). Это значит, что чем выше мотивация достижения, выше ценность познания нового в мире, тем выше креативность в процессе саморазвития;

4. Между шкалой «Рефлексивная саморегуляция» и шкалой «Результат» была обнаружена положительная корреляционная связь (r = 0,53, приp < 0,05) и шкалой «Локус контроля-Я» (r = 0,38). Это значит, что чем выше рефлексивная саморегуляция у студентов, тем выше «Результат» и «Локус контроля-Я».

Таким образом, результаты математической обработки данных доказывают значимость созидательной деятельности в актуализации ценностных ориентаций, оптимальность самореализации, креативности, рефлексивной саморегуляции и взаимосвязь ценностных ориентаций на самоосуществление, мотивации достижений, оптимальности самореализации, креативности в процессе саморазвития, рефлексивной саморегуляции и созидательной деятельности. Данные компоненты созидательной деятельности являются основными конструктами психолого-акмеологической концепции созидания продуктивного субъекта образования, что доказано нашими исследованиями.

Перспективы исследования: исходя из исследований, мы развиваем и будем развивать вышеназванные компоненты созидания в студенческой научно-исследовательской лаборатории и среди студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Джига Н.Д. Акме-психология продуктивного субъекта образования: монография. — Гродно: Изд-во ГрГУ им. Я. Купалы, 2015. — 431 с.

2.Деркач А.А. Субъективные феномены: акмеологический подход: монография. — М.: Изд-во РАГС, 2010. — 240 с.

3. Деркач А.А. Самореализация — основание акмеологического развития /

Таблица 5

Результаты исследования уровня саморазвития у респондентов

Уровень саморазвития Кол-во баллов %

Отсутствует сложившаяся система саморазвития 0 0

Остановившееся саморазвитие 15 29,4

Активное саморазвитие 36 70,6

А.А. Деркач, Э.В. Сайко. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. — 224 с.

4. Джига Н.Д. Интегративно-рефлек-сивный подход к развитию и саморазвитию субъекта образования // Акмеоло-гия. — 2011. — № 1. — С. 39-46.

5. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н.В. Акме-технология оценки студентами влияния дидактического акме-ядра преподавателя на их активность и созидание акме-ядра духовных продуктов в их свойствах, обеспечивших им успешное профессиональное развитие будущей созидательной деятельности / Н.В. Кузьмина, Н.Д. Джига, Е.Н. Жа-ринова // Преподаватель XXI века. — 2011. — № 3. — С. 38-39.

6. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория фундаментального образования (созидание духовных продуктов в свойствах субъектов образования средствами учебных дисциплин): монография. — СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2012. — 382 с.

7. Кухарчук Н.В. Становление профессионализма и мастерства преподавателя // Проблемы акмеологии. — Минск, 2008. — 212 с.

8. Shadrikov V.D. Psihologija sposob-nostej: hrestomatija / Moscow. MPSU. 2012. — 467 p.

9. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учеб. пособие для студ. вузов. — Кострома, 2012.

REFERENCES

[1]. Dzhiga, N.D. Akme-psihologi-ja produktivnogo sub'ekta obrazovanija: monografija. Grodno. GrGU im. Ja.Kupaly, 2015. 431 p.

[2]. Derkach, A.A. Sub'ektivnye fenom-eny: akmeologicheskij podhod: monografija. Moscow. RAGS. 2010. 240 p.

[3]. Derkach, A.A. Samorealizacija — osnovanie akmeologicheskogo razvitija / A.A. Derkach, Je.V. Sajko // Moscow. MPSI; Voronezh: MODJeK, 2010. 224 p.

[4]. Dzhiga, N.D. Integrativno-reflek-sivnyj podhod k razvitiju i samorazvitiju sub'ekta obrazovanija. Moscow. 2011. Ak-meologija, no. 1. pp. 39-46.

[5]. Kuz'mina (Golovko-Garshina), N.V. Akme-tehnologija ocenki studentami vlijanija didakticheskogo akme-

jadra prepodavatelja na ih aktivnost' i sozidanie akme-jadra duhovnyh produk-tov v ih svojstvah, obespechivshih im uspeshnoe professional'noe razvitie budushhej sozidatel'noj dejatel'nosti / N.V. Kuz'mina, N.D. Dzhiga, E.N. Zhari-nova // Moscow. 2011. Prepodavatel' XXI veka. no 3. pp 38-39.

[6]. Kuz'mina, N.V. Akmeologicheska-ja teorija fundamental'nogo obrazovanija (sozidanie duhovnyh produktov v svojstvah sub'ektov obrazovanija sred-stvami uchebnyh disciplin): monografija. Saint Petersburg. Izdatelstvo NU «Centr strategicheskih issledovanij». 2012. 382 p.

[7]. Kuharchuk, N.V. Stanovlenie pro-fessionalizma i masterstva prepodavatelja. Minsk. 2008. 212 p.

[8]. Shadrikov, V.D. Psihologija sposob-nostej: hrestomatija / Moscow. MPSU. 2012. 467 p.

[9]. Fetiskin, N.P. Social'no-psiholog-icheskaja diagnostika razvitija lichnosti i malyh grupp: ucheb. posobie dlja stud. vu-zov [Socio-psychological diagnosis of personality development and small groups]. Kostroma. 2012.

ON THE IMPORTANCE OF CREATIVE ACTIVITY IN THE ACTUALIZATION OF VALUE ORIENTATIONS, SELF-REALIZATION, CREATIVITY AND SELF-REGULATION OF A PERSONALITY

Nadezhda D. Djiga — Doctor of Psychological Sciences, Professor, Department of Psychology and Pedagogy, «BIP — Instituteof Jurisprudence», Korolya Street, 3, Minsk, 220045, Republic of Belarus; e-mail: [email protected]

Anatoly А. Derkach — Doctor of Psychological Sciences, Academician of the Russian Academy of Education, Head of the Department of Acmeology and Psychology of Professional Activities,Department of Psychology, Institute of Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Vernadskogo Prospect, 84/8, Moscow, 119606, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT

For creative and self-creative activity of the teacher and the student as a future expert, it is important to create conditions for the determination of further self-development,applying self-realization of own potential and intellectual resources, increasing not only the performance efficiency, but the striving of the teacher and the student for the actualization of value orientations, optimal self-realization, creativity, reflexive self-regulation by means of education.

Our main multi-year research, proven by factor analysis showed that the creation of a productive subject of education depends on self-realization and self-improvement, development of imagination, high creativity, value orientation and reflexive self-regulation.

Keywords: creative and self-creative activity, teacher, student, future specialist, self-realization, striving and readiness of the student for the self-realization in his future creative activity, value orientation, creativity, creative activity, reflexive self-regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.