УДК 159.923+378.4 ББК 88.6+74.48
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И КРЕАТИВНОСТИ КАК ПОТЕНЦИАЛА СОЗИДАНИЯ
I Н.Д. Джига
Аннотация. В статье автор делает прогноз, что креативность как потенциал созидания (от лат. creatio — созидание) предполагает соc впадение мотива и цели, взаимосвязь с профессиональной направленностью на взаимодействие и на задачу, то есть увлеченность самим предметом, поглощенность будущей деятельностью и становлением себя как личности, индивидуальности и субъекта деятельности. Преобразовательная деятельность разных уровней продуктивности по генерированию и воплощению нового в развитии деятельности по инициативе самой личности и есть созидание, способность к познавательной самодеятельности любого вида труда.
Для созидательной и самосозидательной деятельности преподавателя и студента, как будущего специалиста, важно создать условия для определения дальнейшего саморазвития с использованием реализации собственных потенциальных возможностей и интеллектуальных ресурсов, повышающих не только эффективность деятельности, но и стремление к самореализации и конкурентоспособности средствами образования.
Многолетние исследования автора статьи, проверенные факторным анализом, показали, что созидание продуктивного субъекта образования зависит от самореализации и самосовершенствования, развития воображения, высокого творческого потенциала, умения решать нестандартные ситуации, взаимосвязи креативности и мотива приобретения знаний, цели, профессиональной направленности на взаимодействие и на задачу.
79
Ключевые слова: созидательная и самосозидательная деятельность, преподаватель, студент, будущий специалист, самореализация, стремление и готовность студента к самореализации будущей созидательной деятельности, профессиональная направленность, креативность, созидательная продуктивность.
INTERRELATION BETWEEN PROFESSIONAL ORIENTATION AND CREATIVITY AS THE CREATIVE POTENTIAL
| N.D. Dzhiga
Abstract. In the article the author predicts that creativity as the potential for creation (from Latin creatio — creation) implies the coincidence of the motive and purpose, the relationship with the professional focus on interaction and the task, that is, the passion for the subject, involvement in future activity and the making of oneself as a person, individuality and subject of activity. Reforming activities of different levels of productivity to generate and implement new development activities on the initiative of the individual himself are the creation, the ability to cognitive initiative of any kind of work.
For creative and self-creative activity of a teacher and student as a future expert is important to create the conditions for the determination of further self-development with their own self-potential and intellectual resources. This does not only increase efficiency, but also the desire of the teacher and the student to self-realization and competitiveness by means of education.
The long-term studies, proven by factor analysis show that the creation of a productive subject of education depends on the self-realization and self-improvement, development of imagination, high creativity, ability to solve non-standard situations, the interrelation between creativity and the mastering of knowledge, motive, objective, professional orientation on cooperation and on task.
80
Keywords: creative and self-creative activity, teacher, student, future specialist, self-realization, striving and readiness of the student for self-realization in his future creative activity, competitiveness,professional orientation, creativity, creative activity.
Цель данной статьи — изучить соотношение креативности и профессиональной направленности студентов с учетом их будущей профессиональной деятельности.
В настоящее время креативность и созидание определяют легкость адаптации любого молодого человека в окружающем мире, что является залогом успеха в его профессиональной деятельности. В тоже время объектом профессионального развития и формой реализации творческого потен-
циала человека в профессиональном труде являются такие интегральные характеристики его личности, как профессиональная направленность, компетентность, креативность как потенциал созидания, целеустремленность, эмоциональная и поведенческая гибкость, которые являются психологической основой, необходимой во всех видах деятельности.
Созидание характеризуется автором данной статьи как процесс становления продуктивного субъекта образо-
вания в преобразовательной деятельности разных уровней продуктивности по генерированию и воплощению нового или воспроизводству модифицированных социально значимых материальных и духовных продуктов в соответствии с социально-профессиональными нормами и направленностью творческой активности, конкурентоспособности, креативности, способствующих продуктивной актуализации природных потенциалов в созидаемых дея-тельностных продуктах [1, с. 14]. Это взаимодействие субъект-субъектных отношений, отражающее полученный прогнозируемый результат [2]; одна из естественных форм реализации субъектом образования потребности в поиске самоутверждения и признания другими; направленность на достижение социально значимых целей [3]. Отличием категории «созидание» является ее авторская преобразовательная деятель-ностная направленность, сопряженная с актуализацией самореализации природных и творческих потенциалов, креативностью, самоосознанная субъектом образования, обеспечиваемая личност-но-профессиональным самосовершенствованием, рефлексивной осознанной саморегуляции, направленной на достижение результата, эффективности и продуктивности.
По мнению Б.Ф. Ломова, направленность выступает как «системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. В этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности: вся система ее характеристик» [4, с. 106].
Исследования креативности начались в середине XX столетия. При этом каждый автор, рассматривая
креативность под определенным углом зрения, предлагает что-то новое в качестве предмета ее исследования. С точки зрения западной психок логии, термин «креативность» может использоваться для описания процесса создания чего-то нового в результате осознания пробелов в человеческом знании, четкого определения этих дефицитов, поиска решений для их восполнения, формулирования гипотетических решений с их последующей проверкой и донесения до людей конечного продукта.
В.Н. Дружинин рассматривает креативность как общую способность к творчеству (от лат. creatio — созидау ние), которая характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности [5]. Автор данной статьи тоже придерживается данной точки зрения и выделяем креативность как потенциал созидания [6, с. 45]. В исследованиях средствами факторного анализа доказано, что креативность входит в первый фактор «Зависимость созидания от самосовершенствования, соуправления-самоуправ-ления, самореализации и креативности», исходя из матрицы факторных нагрузок после вращения, описывает 35,32% дисперсии и включает в себя нижеописанные переменные: самосовершенствование (0,953), способность к непрерывному саморазвитию (0,953), способность к соуправлению (0,918), самореализация (0,905), креативность (0,757), самоуправление (0,732) и корреляционно доказывает взаимосвязь креативности с созиданием. Чем выше показатель переменной, тем эффективнее он влияет на развитие созидательной деятельности.
81
При описании креативности в настоящее время рассматривают четыре основных аспекта: креативный процесс, креативный продукт, креативную личность и креативную среду, в которой осуществляется творчество человека. Достаточно часто эти подходы используются вместе. Соответственно креативность можно рассматривать как творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и / или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания нового, как созидания. Считаем, что креативности как потенциала созидания можно достичь, если бессознательные идеи вноз сятся в сознательные утверждения. Побудителем к творчеству является самореализация личности, способствующая развитию креативности при поощряющем воздействии окружения и взаимосвязи профессиональной направленности взаимодействия, задач и креативности, а также совпа-82 дение мотивов и целей [6, с. 46].
Под креативностью понимаем способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т.д. Соответственно креативность порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего у него в ситуации дискомфорта, вызванного неопределенностью или незавершенностью деятельности, в связи с чем появляется чувствительность к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии; фиксация данных проблем, поиск их решения.
Действительно продуктивный процесс всегда приводит к оригинально-
му результату. Получается все очень просто: для того чтобы сформировать творчески одаренную личность, необходимо научить ее нестандартному мышлению, умению генерировать оригинальные, необычные идеи, развить мотивацию как основу профессиональной направленности. За ней могут стоять различные, порой прямо противоположные явления: это может быть и содержательный творческий процесс, проникновение вглубь познаваемого объекта, выявление существенных взаимосвязей. А может быть и оригинальничание, не имеющее никакого отношения к творчеству, умным и искусственным идеям. Рассматриваем креативность как созидание продуктивного субъекта образования и связываем это со становлением личности, преобразовательной деятельностью субъектов образования на разных уровнях развития средствами решения проблемных нестандартных ситуаций, развития оперативного интеллекта и индивидуальных программ осознанной саморегуляции созидания продуктивного субъекта образования, связывая креативность как потенциала созидания с профессиональной направленностью взаимодействия и решением нестандартных психолого-акмеологических и профессиональных задач. Этому способствует рефлексивность — процесс, позволяющий формировать самосознание, самооценку, посредством акме-техноло-гий самопознания и целенаправленности от «Я-реального» к «Я-образ-ре-зультат», позволяющая организовать переживаемый опыт внутри и снаружи организма; вместе с верой в возможность изменений к лучшему, реально изменять среду; владение способами трансформации и реорганиза-
ции как преобразовательной деятельности на разных уровнях продуктивности, то есть созидания продуктивного субъекта образования [1]. Д.Б. Богоявленская считает, что нет творческих способностей, существующих параллельно с общими и специальными, и вместе с тем творческий потенциал личности не есть результат чисто количественного роста способностей. То, что принято называть творческими способностями, есть способность к осуществлению ситуативно не стимулированной активности, то есть способность к познавательной самодеятельности. Ее проявление не ограничено сферой профессий умственного труда, а характеризует творческий характер любого вида труда [7].
Именно творческая профессиональная направленность личности, особенности ее мышления и психологические свойства определяют типы креативных личностей, которые представляют непосредственный интерес для изучения в рамках данной работы наряду с креативностью как потенциалом созидания [8].
Эмпирической базой исследования послужили экономико-правовой факультет: юридической психологии «БИП-Институт правоведения» в г. Минске
Характеристика выборки: студенты 5—6 курса заочной формы обучения по специальности «Психология», специализация «юридическая психология». Общая численность, охваченных исследованием лиц, составила 72 человека в возрасте от 19 до 27 лет.
С целью исследования профессиональной направленности и креативности студентов нами были использованы следующие методики.
• Тест изучения креативности К. Венкера [9].
К. Венкер — основатель «Инновационной мастерской» в Мюнхене (Германия). Тест позволяет определить творческий профиль личности, в частности тип творческой натуры, а также творческий потенциал к созданию нового, т.е. созиданию. Автор выделил 8 типов творческой натуры.
Тип А: любитель открытий. Он склонен, исходя из уверенности в себе и готовности к риску, перешагивать границы известного и осваивать «целину». Он отваживается на новое. Тип В: критически мыслящий. Он создает собственные ценности и масштабные оценки. Тип С: стратегически мыслящий. Его творческое начало базируется на способности к абстрагированию. Он может на базе известной информации создать новые построения. Тип D: аналитически мыслящий. Он обладает большой способностью находить решение для сложных проблем и взаимосвязей. У него есть потенциал, терпение и острота мысли, необходимые для логического мышления. Тип Е: усердный. Его творческий профиль 83 базируется на выполнении задач: он усерден, вынослив, исполнен чувства долга, работящ и целеустремлен. Эти качества — лучшая предпосылка для создания нового, созидания. Тип F: нуждающийся в гармонии. Его творческая продуктивность тем выше, чем лучше, приятней рабочая обстановка и чем больше она стимулирует. Тип G: любознательный. Им двигает интерес и любопытство, рождающиеся сами по себе, и для этого не требуется никаких стимулов извне. Он обладает такими же движущими силами, как многие успешные исследователи, первооткрыватели и предприниматели. Тип
H: чувственный. Его творческое начало базируется на способности к чувственному восприятию. Его чувство прекрасного, вкус, тонкость и сила воображения позволяют ему создавать произведения выразительных и чувственных форм, какие создают, например, художники, писатели, поэты, режиссеры, композиторы и музыканты.
Тест состоит из 48 утверждений, каждое из которых можно отнести к одному из восьми типов. Студентам необходимо было оценить их по пятибалльной системе: 5 — полностью согласен, 4 — согласен, 3 — не могу ответить, 2 — не согласен, 1 — совершенно не согласен.
• Тест «Направленность личности» В. Смекала и М. Кучеры («Ориентировочная анкета») [10].
В настоящем исследовании использовалась чешская версия ориентировочной анкеты. Студентам предлагался ряд из 30 неоконченных предложений (утверждений), по каждому из которых возможны три варианта их окончания (продолжения), обозначенные буквами А, В, С.
84 Из ответов на каждый пункт студентам необходимо было выбрать тот единственный вариант, который в большей степени выражает их точку зрения и который для каждого из них наиболее ценен (или же более
всего соответствует истине). Затем при ответе на тот же самый вопрос студенты выбирали тот вариант, который в наименьшей степени соответствовал их мнению, в наименьшей степени соответствовал истине.
Для определения преобладающего типа профессиональной направленности личности было подсчитано количество совпадений ответов каждого студента с ключами субшкал теста «Ориентировочная анкета» по каждому пункту анкеты. Тест включает три субшкалы: направленность на себя (личностная направленность), направленность на взаимодействие (коллективистская направленность) и направленность на задачу (деловая направленность).
На основании результатов исследования студентов (Ы = 72) можно утверждать, что у 62,26% студентов доминирует направленность на себя. В свою очередь, направленность на взаимодействие выявлена у 13,84% студентов и направленность на задачу — у 21,38% студентов. Вместе с тем, рассматривая соотношение типов направленности, было выявлено, что 2,52% студента имеют неопределенную направленность, то есть они склонны одновременно к доминированию двух типов направленности (рис. 1).
Анализируя средние показатели типов профессиональной направленности студентов, можно говорить о том, что у них доминирует направленность на себя (т = 34,96). В тоже время, направленность на задачу (т = 28,09) более выражена по сравнению с направленностью на взаимодействие (т = 26,99). Этот факт подтверждает количественное соотношение показателей направленности студентов.
Таким образом, студенты в профессиональной деятельности ориентированы, прежде всего, на возможность удовлетворения своих притязаний, что мотивировано стремлением к собственному благополучию, к личному первенству и престижу. Студентов можно охарактеризовать как людей, которые в учебной деятельности и будущей работе видят возможность удовлетворять собственные потребности и достигать личные цели. При этом направленность на деловое сотрудничество и достижение высоких результатов доминирует над потребностью студентов в общении как личностной ценностью. Неопределенность же в типе направленности некоторых студентов говорит о гибкости в реализации собственных намерений и достижении необходимых результатов.
Таким образом, профиль профессиональной направленности студентов-психологов 5-6 курса наряду с доминированием личностной направленности отличает стремление к сотрудничеству с целью взаимодействия, в противоположность реализации целей и задач профессиональной деятельности.
Анализируя результаты исследования творческих способностей студентов с помощью описательной статистики, можно констатировать, что по типам творческой натуры в про-
филе креативности студентов встречаются максимальные показатели, крайне низкие же значения практически отсутствуют. Однако крайние отклонения следует считать высокими, что характерно и для общего уровня креативности студентов в целом. Выраженность индивидуальных различий в профиле креативности и в уровне творческого потенциала незначительна.
В результате исследования профиля креативности выявили, что наиболее часто студенты имеют высокие показатели по типу Н, «чувствене ные» (54,09% испытуемых), а также по типам В, «критически мыслящие» (14,47%) и Е, «нуждающиеся в гармои нии» (22,64%). Низкие показатели студенты имеют по типам А, «любитеи ли открытий» (5,66%), D, «аналитически мыслящие» (6,92%) и Е, «усердя ные» (1,26%). Это означает, что творческое начало студентов в большей степени базируется на способности к чувственному восприятию, что немаловажно для их будущей профессиональной деятельности. Они обладают творческими особенностями, включая чувство прекрасного, вкус и силу воображения, которые позволяют создавать произведения выразительных и чувственных форм и характеризуют представителей гуманитарных и творческих профессий.
Важной особенностью творческого профиля студентов также является наличие критического мышления, которое позволяет им противопоставлять себя прошлому и смотреть в будущее, критиковать известное и создавать новое. При этом, творческая продуктивность будет тем выше, чем лучше, приятней рабочая обстановка и чем больше она их стимулирует.
85
Среднее арифметическое общего показателя творческих способностей (т = 170,73) позволяет заключить, что студенты обладают высоким уровнем креативности, их творческий потенциал созидания достаточно высок. Однако наиболее слабой стороной их творческой натуры является недостаточное развитие качеств, способствующих выполнению задач (т = 18,62). К ним можно отнести усердие, выносливость, чувство долга и целеустремленность. В связи с этим мы на каждом теоретическом и практическом занятии по психологии проводим перед началом занятий интеллектуальную разгрузку 5—10 минут, то есть решение нестандартных психолого-акмеологических профессиональных и жизненных ситуаций и задач, что способствует развитию их креативности созидательных потенциалов.
Низкий средний показатель (т = 19,6) по типу «любители открытий» — признак неуверенности в себе и не готовности к риску, в результате чего
неопределенность или возможные трудности становятся фактором, «тормозящим» творческие начинания.
Основная задача исследования заключалась в изучении взаимосвязи между профессиональной направленностью и креативностью как потенциала созидания студентов в целом и с учетом их будущей профессиональной деятельности.
Исследование соотношения изучаемых переменных проводилось в два этапа. На первом этапе исследования мы изучали взаимосвязь креативности и профессиональной направленности студентов. С помощью коэффициента корреляции Пирсона (г) были получены статистически дод стоверные связи. Корреляционный анализ позволяет представить следующие значимые результаты по выборке студентов в целом (рис. 2).
У студентов направленность на себя имеет две положительные и шесть отрицательных связей с профилем креативности. При этом зна-
86
положительная связь отрицательная связь
Рис. 2. Корреляционная плеяда по выборке студентов ^ = 72)
чимой является обратная корреляция с типом А (г = - 0,18 при р< 0,05). Следовательно, чем выше у студентов показатель направленности на себя, тем меньший показатель они имеют по типу «любители открытий». Это означает, что сосредоточенность студентов на своих мыслях, чувствах, переживаниях блокирует уверенность в себе и лишает их смелости в области инноваций.
В свою очередь, направленность на взаимодействие имеет с профилем креативности две положительные и шесть отрицательных связей, значимыми из них являются связи с типом D, «аналитически мыслящие» (г = —0,19; р< 0,05) и типом О, «любознательные» (г = -0,17; р < 0,05), обе связи являются отрицательными. Те студенты, которые в большей степени ориентированы на совместную деятельность и большое внимание уделяют хорошим отношениям с коллективом, в работе имеют трудности с решением сложных проблем, так как им требуется дополнительный стимул извне для проявления своих творческих способностей.
Соответственно, у них и менее выражены творческие способности, что подтверждается наличием тенденции достоверной отрицательной связи с показателем коэффициента креативности (г = -0,15 при р < 0,1).
Следует отметить, что у студентов имеется также тенденция достоверной связи между данным типом профессиональной направленности и типом «нуждающиеся в гармонии» (г = -0,14 при р < 0,1). Таким образом, они имеют некоторую склонность беспокоиться относительно той обстановки, в которой их совместная деятельность проистекает, посколь-
ку она является одним из факторов их творческой продуктивности.
Направленность на задачу также имеет связь с профилем креативности: все связи характеризуются положительным знаком. Корреляция с достаточным уровнем значимости отмечается с типами «аналитически мыслящие» (г = 0,22 при р < 0,01) и «любознательные» (г = 0,24 при р < 0,01), связь с низшим уровнем значимости — с типами «любители открытий» (г = 0,18 при р < 0,05) и «усердные» (г = 0,18 при р < 0,05). При этом деловая направленность также коррелирует с общим показателем творческих способностей (г = 0,22; р < 0,01). Причем, чем выше показатель деловой направленности, тем выше уровень креативности и более выражены данные типы творческой натуры студентов.
Следовательно, студенты, стремящиеся к непосредственной реализации целей и задач профессиональной деятельности, обладают хорошо развитыми творческими способностями. При этом, обладая уверенностью в себе, они способны решиться на новое открытие, несмотря на неопределенность и возможные трудности. Движущими силами для них, в первую очередь, выступают собственный интерес и духовные способности, что отражает их стремление реализовать потребность в познании, освоении профессиональной среды [11]. Важно отметить, что для выполнения поставленных задач у них достаточно развиты необходимые качества — усердие, выносливость, целеустремленность, а также терпение и острота мысли, связанные с логическим мышлением, креативностью.
Таким образом, у студентов отмечается более тесная связь деловой на-
87
88
правленности с креативностью, в частности с той стороной творческого профиля, которая является лучшей предпосылкой для создания нового, креативности как потенциала созидания и базой для выполнения задач, качествами личности и ума. Можно предполагать, что студенты с выраженной направленностью на дело, характеризуются большей включенностью личностных характеристик в креативный процесс, которые выражают преобразовательную направленность их активности и могут рассматриваться как потенциал созидания, внутренний ресурс.
На втором этапе организована студенческая научно-практическая лаборатория «Созидание продуктивного субъекта образования» (руководитель Н.Д. Джига) по созиданию студентов — как становлению их как личности, индивидуальности и субъекта деятельности, развитию их креативности как потенциала созидания по развитию взаимосвязи с профессиональной направленности на взаимодействие и нестандартные задачи и ситуации. На занятиях лаборатории используем инновационные методики, активные, интерактивные и рефлексивные формы обучения, тренинги, деловые игры для развития студенческой активности, интеллекта, целеустремленности и мотивации в процессе дискуссий, акме-технологий самопознания и решения постоянного нестандартных психоло-го-акмеологических профессиональных и жизненных ситуаций, нестандартных задач с учетом индивидуализации каждого согласно исследованиям.
Таким образом, система занятий в студенческой научно-практической
лаборатории позволяет студентам организовать свою продуктивность созидания.
Таким образом, креативность в разных аспектах ее понимания играет немаловажную роль в определении и становлении студента как профессионала и взаимосвязана с профессиональной направленностью. Хотя отечественные и зарубежные психологи изучают профессиональную направленность и креативность как параллельно развивающиеся стороны личности, мы предпочитаем рассматривать ее потенциал созидания и профессиональную направленность студентов как два взаимосвязанных фактора развития личности, индивидуальности и субъекта деятельности, что усиливает актуальность заданной проблемы и нашего исследования.
Наиболее развитыми творческими способностями и продуктивностью обладают студенты, которые стремятся в процессе деятельностной профессиональной направленности, прежде всего, достичь цели, успешно завершить начатое дело, стремиться к становлению себя как личности, индивидуальности, субъекта деятельности, то есть созиданию средствами занятий в студенческой научно-практической лаборатории «Созидание продуктивного субъекта образования».
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Джига, Н.Д. Акме-психология созидания продуктивного субъекта образования [Текст] / Н.Д. Джига: монография. — Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2015. — 431 с.
2. Джига, Н.Д. Направленность личности школьников и студентов на с/х профессии [Текст] / Н.Д. Джига: монография. — Минск: МИТСО, 2011. — 210 с.
3. Деркач, А.А. Самореализация — основание акмеологического развития [Текст] /
A.А. Деркач, Э.В. Сайко. — Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. — 224 с.
4. Ломов, Б.Ф. Направленность личности. Субъективные отношения личности [Текст] / Б.Ф. Ломов // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. — СПб.: Питер, 2002. — 480 с.
5. Дружинин, В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона» [Текст] /
B.Н. Дружинин // Психологический журнал. — 1998. — Т. 19. — № 2. — С. 61-70.
6. Джига, Н.Д. Психолого-акмеологическая концепция созидания продуктивного субъекта образования: автореф. дис. ... д-ра психол. наук [Текст] / Н.Д. Джига, 2013.- Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. — 68 с.
7. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. — Ростов: Изд-во РГУ, 1983. — 176 с.
8. Азариянц, Л.М. Психологические условия развития креативности в подростковом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук [Текст] / Л.М. Азариянц. — Астрахань, 2006. — 30 с.
9. Насколько вы креативны? // Deutschland: Франкфурт-на-Майне. — 2004. — № 5. —
C. 64-66.
10. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. — СПб.: Речь, 2003. — 448 с.
11. Шадриков, В.Д. Психология способностей: хрестоматия [Текст] / В.Д. Шадриков. — М.: МПСУ, Воронеж: Модекс, 2012. — 467 с.
REFERENCES
1. Dzhiga N.D., Akme-psihologija sozidanija produktivnogo subekta obrazovanija: mono-grafija, Grodno, 2015, 431 p. (in Russian)
2. Dzhiga N.D., Napravlennost lichnosti shkol-nikov i studentov na s/h professii: monogra-fija, Grodno, 2015, 210 p. (in Russian)
3. Dzhiga N.D., Psikhologo-akmeologicheskaya kontseptsiya sozidaniya produktivnogo subekta obrazovaniya, Exended Abstract of ScD dissertation in Psychology, Kostroma, KGU im. N.A. Nekrasova, 2013, 68 p. (in Russian)
4. Derkach A.A., Sajko E.V., Samorealizacija — osnovanie akmeologicheskogo razvitija, Mo-skow, Voronezh, 2010, 224 p. (in Russian)
5. Lomov B.F., „Napravlennost lichnosti. Su-bektivnye otnoshenija lichnosti", in: Psiho-logija lichnosti v trudah otechestvennyh psi-hologov, ed. L.V. Kulikova, St. Petersburg, Piter, 2002, 480 p. (in Russian)
6. Druzhinin V.N., Intellekt i produktivnost de-jatelnosti: model „intellektualnogo diapazo-na", Psihologicheskij zhurnal, 1998, Vol. 19, No. 2, pp. 61-70. (in Russian)
7. Bogojavlenskaja D.B., Intellektualnaja akti-vnost kak problema tvorchestva, Rostov, 1983, 176 p. (in Russian)
8. Azarijanc L.M., Psihologicheskie uslovija ra-zvitija kreativnosti v podrostkovom vozraste, Extended abstract of PhD dissertation (Psychology), Astrahan, 2006, 30 p. (in Russian)
9. Naskolko vy kreativny, Deutschland, Frank- 00 furt-na-Majne, 2004, No. 5, pp. 64-66. 00 (in Russian)
10. Praktikum po psihologii menedzhmenta i professionalnoj dejatelnosti, ed. G.S. Nikifo-rova, M.A. Dmitrievoj, V.M. Snetkova, St. Petersburg, Rech, 2003, 448 p. (in Russian)
11. Shadrikov V.D., Psihologija sposobnostej: hrestomatija, Moskow, Voronezh, Modeks, 2012, 467 p. (in Russian)
Джига Надежда Дмитриевна, доктор психологических наук, профессор, кафедра психологии и педагогики, «БИП-Институт правоведения», Минск, Республика Беларусь, 555osipova@ mail.ru
Dzhiga N.D., ScD in Psychology, Professor, Department of Psychology and Pedagogy, BIP-Institut pravovedenija, Minsk, Republic of Belarus, 555osipova@mail.ru