УДК 377.5
Мещерякова Александра Михайловна
ФГБОУ ВПО «Российский государственный геологоразведочный
университет имени Серго Орджоникидзе» Старооскольский филиал Россия, Старый Оскол1 Преподаватель E-Mail: [email protected]
Формирование опыта созидательной деятельности будущего специалиста в условиях среднего профессионального образования как научная проблема
Аннотация: В статье обосновывается возрастающая роль человека и его
созидательной деятельности в решении глобальных вызовов человечеству. Созидательный потенциал личности современного человека становится важнейшей научной проблемой не только психологии и педагогике, но и множества других наук о человеке. В современных условиях образованию отводится ключевая роль в развитии созидательного потенциала нации. В российском обществе формируется заказ всем уровням образования на формирование человека-созидателя, что определяющим образом влияет на выбор содержания образования, в том числе и профессионального. На уровне нормативного закрепления социальный заказ на созидательную подготовку обучающихся отразился лишь в школьном образовании, что существенно активизировало научные исследования этой проблематики. Ведутся научные исследования и вузовской подготовки учителей школ к созидательной деятельности, краткий обзор которых содержится в статье.
Прослеживается история становления теории созидательной деятельности в психологии, акмеологии (Б.Г. Ананьев, Н.Н. Обозов, А.К. Марков, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.). Анализируется сущность созидательной деятельности и ее типы в «психолого-акмеологической концепции созидания продуктивного субъекта образования» (Н.Д. Джига) Рассматривается аксиологический подход в качестве методологической основы изучения опыта созидательной деятельности будущего специалиста в его деятельностной и личностной подструктурах. Приводится определение опыта созидательной деятельности будущего специалиста.
Ключевые слова: Человек-созидатель; созидательный потенциал наци; созидательная деятельность; общество потребления; опыт; опыт созидательной деятельности; будущий специалист; среднее профессиональное образование; формирование; содержание образования; ценности добра; профессионализм; акмеологический подход; противоречия; научная проблема.
Идентификационный номер статьи в журнале 45PVN114
1 309517, Россия, Белгородская область, г. Старый Оскол, м-н «Рудничный», д. 12 «А», кв.16.
Aleksandra Meshcheryakova
Russian State Geological Prospecting University named after Sergo Ordzhonikidze
Stary Oskol Branch Russia, Stary Oskol E-Mail: [email protected]
Formation of experience of creative activity of a future specialist in conditions of vocational secondary education as a scientific problem
Abstract: The increasing role of a man and his creative activity in solving global challenges to mankind is explained in the article. The creative potential of the modern man's personality is becoming an important scientific problem not only in the fields of psychology and pedagogy, but also of many other human sciences. In modern conditions a key role in the development of the nation's creative potential is given to education. In Russian society an order on the formation of man-the creator is being made to all levels of education, and it influences the choice of content of education, including vocational secondary education. At the level of normative regulation of social request to creative training of students was reflected only in school education, which significantly strengthened the research of this problem. The article contains a brief review of scientific research and university education of school teachers in constructive activities. The article traces the history of the development of the theory of creative activity in psychology, acmeology (B.G. Anan'ev, N.N. Obozov, A.K. Markov, A.A. Derkach, N.V. Kuzmin and others). It analyzes the nature of the creative activity and its types "in the psychological and acmeological concept of creation of productive subject of education" (N. D. Dzhiga). The article considers axiological approach as a methodological basis of the study of experience of creative activity of the future specialist in his activity and personal substructures. It gives the definition of the experience of creative activity of the future specialist.
Keywords: Man-Creator; creative potential of the nation; creative activity; a society of consumption; experience; experience of creative activity; a future specialist; vocational secondary education; formation; the content of education; the values of virtues; professionalism; acmeological approach; contradictions; a scientific problem.
Identification number of article 45PVN114
Научный интерес к проблеме формирования опыта созидательной деятельности будущего специалиста в условиях среднего профессионального образования обусловлен рядом факторов. Во-первых, возрастанием роли человека и его созидательной деятельности в процессе развития цивилизации. Мировое сообщество вступило в новую эпоху своего развития. В условиях постиндустриального этапа его развития, характеризующимся тенденциями глобализации и информатизации всех его сфер, происходит бурный рост интеллектуализации и знаниеёмкости социально-экономических отношений, развитие созидательных инноваций [19], человек становится ключевым фактором индивидуального и общественного воспроизводства. Индустриальная экономика уступает место экономике знаний, информационных технологий, интеллектуально-созидательного капитала личности. Эпоха рыночного обмена результатами производства сменяется эпохой человеческого созидательного обмена-общения, открытого обмена в глобальных информационных сетях технологиями, идеями, новыми знаниями, направленными на решение глобальных противоречий и угроз современного мира. Личность современного человека, по мнению В.А. Петровского, «сокрушительный и созидательный потенциал его активности, в наши дни превращается в центральную, или, если обратиться к словам выдающегося современного психолога Л. С. Выготского, — вершинную проблему науки. Вершинную проблему — не только для психологии, многие и многие представители других наук о человеке могли бы повторить эти слова, имея в виду специальные интересы своей науки» [17; с.3].
Человечество, столкнувшись с устойчивой тенденцией возрастания уровня и масштабов разноплановых угроз (терроризм, ядерный конфликт, экологические катастрофы, мировой финансовый кризис), вынужденно приходит к пониманию того, что окружающий мир становится уязвимым и зависимым от деятельности человека. Мировые политические и экономические события последних лет, свидетельствуют о продолжающемся активном переделе сфер влияния на планете, осуществляемом уже с использованием новейших технологических средств информационных войн и блокады, финансовых и военных интервенций, влекущих человеческие жертвы. Далеко не всегда человек использует развитие информационных технологий и качественно новую информацию в созидательных целях. Возрастает значимость нравственной составляющей их применения, «нарастание социальных и социально-экономических противоречий в рамках мирового и национального хозяйства закономерно актуализирует ценности добра, ценности истинного гуманизма и созидания».
Во-вторых. Образованию в новом постиндустриальном обществе отводится ключевая роль в развитии созидательного потенциала нации. Расширяются функции сферы образования в решении глобальных проблем человечества, в возрождении культурного и интеллектуального потенциала российского общества. В российском обществе с формируется социальный заказ образованию на воспитание человека-созидателя.
А.М. Новиков в работе «Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития /» убедительно показывает, что «основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам Человек, его нравственная позиция, многоплановая природосообразная деятельность, его культура, образованность, профессиональная компетентность». На воспитание такого человека-созидателя и должно быть, по мнению ученого, нацелено современное образование. [15; С 16].
Назрела необходимость создания в стране качественно новой образовательновоспитательной системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у человека системы ценностей, адекватной тенденциям интеллектуализации и ноосферизации хозяйственной деятельности, формирование у специалиста развитой потребности в
[19; с.2].
расширенном воспроизводстве новейших знаний, и умении воплотить эти знания в определенные жизненные ценности.
Ориентация на развитие объективно задаваемого нового Человека, способного активно действовать в XXI в., как отмечает Д.И. Фельдштейн, предполагает построение новой стратегии его образования - образования, которое способствует его социализации в самом широком ее понимании - не только как присвоения социального мира, но и как вписанности в этот мир в качестве активного деятеля. [22]. Академик РАО А.Д. Гершунский, в поиске ответа на вопрос «Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века?» отмечает, что созидание - явление сложное, динамичное, связанное с «корректировкой целей, поиском оптимальных вариантов их достижения, оценкой соотношения целей, средств и результатов деятельности, предполагает использование нравственных ориентиров и ограничителей, удерживающих процесс в рамках управляемости. Лишь при самом активном, творческом, нравственно безупречном включении человека в процесс созидания материальные творения служат ему во благо, а не во зло». [4].
В-третьих. Подготовка человека-созидателя, ориентированного на общечеловеческие ценности, реализующего природосообразные и нравственные способы преобразовательной деятельности, является важнейшим направлением борьбы с духовно-нравственным кризисом российского общества.
В «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности», обсуждавшейся в Государственной Думе РФ 2 июня 2008 года, отмечается что «масштабы духовнонравственного кризиса подрастающего поколения и российского общества в целом таковы, что по ряду показателей... общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации, фактического вырождения российского народа. [8].
Д.И. Фельдштейн констатирует резко изменившуюся личностную направленность детей «если в 1993 г. 58 % подростков отличались альтруистическим настроем, то в ... 2012 г., такой тип направленности отмечен только у 16 %, т. е. уменьшился в 3,6 раза». [21].
Общественные кризисы, сопровождающиеся деградацией социально-регулятивных подсистем общества, ведут к появлению феномена «социальных качелей»: утрачивается устойчивый характер ценностного развития личности, происходит попятное движение к ценностям низшего уровня. Этот механизм, описанный Ю.М. Плюсниным [18], позволяет понять тенденцию деградации ценностных отношений в молодежной среде российского общества, их переориентацию на сферу потребления, что явилось предпосылкой возникновения потребительской и массовой культуры. Как совершенно справедливо отмечает М.В. Бунеева «в условиях современной ценностной ситуации в российском обществе потребление выступает в качестве конституирующей, ценностно-организующей среды по отношению к важнейшим элементам культуры» [2].
По мнению Д.С. Лихачева, утрата какой-либо части культуры непременно ведет к падению общего, сакрального поля культуры [12, с.350].
В Декларации «О культуре», как нравственном основании созидательной деятельности государства», принятой Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по культуре и сохранению культурного наследия 2 апреля 2012 г., в качестве одного из основных приоритетов государственной политики определена «реализация государственных механизмов противодействия экспансии массовой коммерческой культуры, ведущей к деградации личности, угрожающей как сохранению самобытности национальных культур, так и культурному развитию человечества в целом» [5]. Такое понимание роли созидательного
опыта проявляется и в официальной молодежной политике в Российской Федерации -вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития; развитие созидательной активности молодежи [20].
В-четвертых. Мы полагаем, что опыт созидательной деятельности личности и закономерности его формирования в условиях изменения образовательной стратегии выступают детерминирующим фактором в выборе структурных компонентов содержания образования. По классификации В.С. Леднева их можно отнести к детерминантам основной группы [11; с.18]) и они требуют углубленного изучения. Так, целью современного образования становится развитие тех сторон личности, которые нужны ей и обществу для включения в активную созидательную деятельность. Неотъемлемым компонентом структуры личности является подсистема опыта, в который В.С. Леднев включает знания, умения, навыки и привычки; направленность личности, познавательные, эстетические, коммуникативные и физические качества; опыт выполнения общих и специальных видов деятельности, опыт творческой деятельности (В.С. Леднев, 1989). Развитие личности происходит в процессе и по мере освоения ею определенных видов деятельности. При этом содержание образования может быть представлено как особым образом организованная развивающая деятельность учащихся (в нашей проблематике - созидательная деятельность), а основу образования составляет разносторонний опыт личности, в том числе и созидательный.
В-пятых. Выбор уровня среднего профессионального образования для изучения проблемы формирования созидательного опыта личности продиктован тем, что на этом образовательном уровне таких исследований ранее не проводилось, в отличие от общеобразовательной школы, где в последние годы этой проблеме уделяется все более пристальное внимание.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года в числе важных целей образования содержала: «развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности», а также указывалось, что модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей [9]. Нормативная постановка таких целей, безусловно, активизировала научные исследования и общеобразовательную практику в поиске путей и средств их достижения, что нашло отражение в разработке концепций развития регионального образования, развития школ и их воспитательной системы, проведении диссертационных исследований по проблемам созидательной подготовки школьников (А.В. Бычков, 2005; С.А. Суворова, 2008; З.Т. Жирохова, 2008; М.М. Тайчинов, 2012 и др.) и учителей общеобразовательных школ в вузе (Г.И. Жеребятникова, 2013 и др.).
При этом преемственность целей подготовки обучающихся к созидательной деятельности на последующих уровнях образования в Концепции не нашла отражения. Видимо этим обстоятельством можно объяснить отсутствие исследований этой проблематики в среднем профессиональном образовании, которое обретает в сегодняшних условиях более высокий статус и дополнительный импульс развития. Среднее профессиональное образование оказывается в центре задачи создания конкурентоспособной России. По мнению В.В. Путина «совершенно очевидно, что недостаточное внимание к сфере среднего профессионального образования в предыдущие годы создало известный барьер: недостаток
высококвалифицированных рабочих кадров является ограничителем нашего роста. Этот вопрос в числе первых выходит в повестку дня» [14]. При Минобрнауки РФ создан федеральный координационный совет по рабочим кадрам, разрабатывается стратегия развития СПО, дать системе СПО конкретные ориентиры, сделать траекторию ее развития
более точной должны новые профессиональные стандарты, представляющие собой систематическое и достаточно полное описание трудовой деятельности, к которой готовится выпускник [13].
Складывается противоречивая ситуация: имеется социальный заказ среднему
профессиональному образованию на подготовку специалиста, обладающего опытом созидательной деятельности, и неготовностью образовательных организаций среднего профессионального образования его реализовать. Одним из факторов, детерминирующих наличие этого противоречия, является отсутствие в профессиональной педагогике научной теории и практических рекомендаций по организации такой подготовки в условиях среднего профессионального образования.
В качестве первых шагов изучения опыта созидательной деятельности человека и путей его совершенствования можно рассматривать исследования, проводимые в 70-х - 80-х годах XX в лаборатории дифференциальной психологии и антропологии имени академика Б.Г. Ананьева, направленных на поиск закономерностей созидания духовных продуктов в свойствах субъектов образования средствами учебных дисциплин. Большой эмпирический материал лонгитюдных психодиагностических исследований различных социальнодемографических групп лег в основу психологической теории индивидуальности и разработки проблемы самореализации индивидуальности в процессе жизненного пути личности (Б.Г. Ананьев 1968 [1]; Обозов Н.Н. 1980 [16]). Категория «созидания» субъекта деятельности, по Б.Г. Ананьеву, предполагает целостное рассмотрение человека, как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности. В качестве более поздних результатов этой рабты явилась разработка интегративной концепции человека (В.Н. Келасьев, 1992) [7], содержащая целостный, многоплановый подход к человеку как к динамично развивающейся системе, реализующей свою человеческую сущность в преобразующей деятельности (Г.Н. Васильев, Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев, 1996). [3].
Большой вклад в развитие теории созидательной деятельности в рамках акмеологии внесла Н.В. Кузьмина, ученица и продолжатель идей Б.Г. Ананьева, положившая начало развитию продуктивного образования, реализующего акмеологический подход к исследованию факторов, закономерностей, стратегий и технологий самодвижения субъекта к вершинам любой созидательной деятельности. Предметом исследования акмеологии и научной школы Н.В.Кузьминой является изучение зрелого человека, прежде всего как субъекта созидательной деятельности, способного воплощать искомый результат в продукте деятельности Продуктами созидательной деятельности преподавателей в развитии студентов являются психические новообразования их личности, деятельности, индивидуальности, обеспечивающие самостоятельное формулирование и продуктивное решение производственных задач, которое удовлетворяет требованиям качества производственной деятельности. [10; с.189].
Н.Д. Джига, в рамках «психолого-акмеологической концепции созидания продуктивного субъекта образования» определяет «созидание» как «процесс становления продуктивного субъекта образования в преобразовательной деятельности разных уровней продуктивности по генерированию и воплощению нового или воспроизводству модифицированных социально значимых материальных и духовных продуктов в соответствии с социально-профессиональными нормами и направленностью творческой активности, способствующих продуктивной актуализации природных потенциалов в созидаемых деятельностных продуктах» [10]. Однако автор, определяя типы созидания по основанию «духовно-нравственность», выделяет делинквентное, или бездуховное созидание (приводя пример противоправной направленности деятельности, мошенничество и др). На наш взгляд, созидательная деятельность всегда нравственна и направлена во благо человека,
общества, природы. В выделенном же типе делинквентного созидания и в его примерах имеет место преобразовательная деятельность, но не созидательная, не совпадающие по нравственной составляющей, т.к. созидательно-справедливая система собственности является базовой ценностью добра в современных имущественных и хозяйственных отношениях [19].
В работах А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина, Н.В. Кузьминой, А.К. Маркова профессиональная деятельность представлена как целостный, непрерывный процесс развития субъекта этой деятельности к высшей точке - достижению профессионализма. Профессионализм, по их мнению, имеет две подструктуры: деятельностную (высокая профессиональная квалификация и компетентность, профессиональные навыки и умения, владение алгоритмами и способами решения профессиональных задач) и психологическую (единство мотивационно-смысловой сферы и профессионально-важных психологических качеств). Такой подход позволяет рассматривать опыт созидательной деятельности специалиста с позиций как профессиональной деятельности, так и с позиций личности. По нашему мнению, опыт созидательной деятельности представляет собой системное, динамическое новообразование в структуре личности будущего специалиста, формируемое в процессе обучения, обеспечивающее готовность и способность личности к решению профессиональных задач нравственными и природосообразными способами, и интегрирует в своем содержании мотивационно-ценностный, операционально-технологический и субъектно-творческий компоненты.
Методология и теория созидания продуктивного образовательного субъекта рассматривает в качестве созидателя педагога, но не студента. Студент выступает как созидаемый продуктивный субъект. В исследуемой же проблеме формирования созидательного опыта будущего специалиста созидателем является студент, специалист, что порождает ряд вопросов, требующих нового научного знания: «В чем заключается сущность опыта созидательной деятельности будущего специалиста, каково его содержание и логика преобразования?», «Каковы функции этого опыта в профессиональной деятельности и профессионализме специалиста, в его стратегии жизни?», «Какие факторы внешней среды и особенности личности студента препятствуют формированию опыта, а какие способствуют?», «Каковы содержательные отличия теоретических оснований формирования опыта созидательной деятельности будущего специалиста от теории созидательной деятельности педагога?» и т. д.
Таким образом, проблема формирования опыта созидательной деятельности будущего специалиста в условиях среднего профессионального образования имеет не только социальный заказ на разработку, но и теоретико-методологическую базу для её научного исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. 11. 12.
13.
14.
15.
16.
17.
18. 8
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968
Бунеева М.В. Теоретические основы анализа общества потребления // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2011. - N 4. - С.53-57.
Г.Н. Васильев, Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев Генезис духа, СПб., 1996
Гершунский Б.С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века? // Педагогика. - №10. - 2001. - С. 3-12
Декларация «О культуре» как нравственном основании созидательной деятельности государства». Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по культуре и сохранению историко-культурного наследия. 2 апреля 2012 г. - М. http://lib.znate.ru.
Джига Н.Д. Акмеологическая концепция созидания продуктивного субъекта образования Автореферат на соиск....д. психол. н. 19.00.13// - психология развития, акмеология (психологические науки) ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова» 2013.
Келасьев В.Н. Интегративная концепция человека. - Л., 1992
«Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности» http://www.oprf.ru/newsblock/news/1796/chamber_news
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. http://archive.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml
Кузьмина, Н. В. Предмет акмеологии / Н. В. Кузьмина. - СПб.: Политехника, 2002. - 189 с.
Леднев B.C. Научное образование: развитие способности к научному
творчеству. Издание второе, исправленное - М.: МГАУ, 2002. - 120с.
Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Избранные труды по русской и мировой культуре . - СПб.: СПбГУП. - 2006.
Материалы Всероссийской конференции руководителей учреждений профессионального образования «Современные тенденции развития профессионального образования России», 15-16 апреля 2013 в ГК «Измайлово» (Москва).
Материалы совещания в Санкт-Петербурге «О подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных в экономике» 23 декабря 2011 г. под председательством Председателя Правительства РФ В.В. Путина.
Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. - М.: Эгвес, 2000. - 272 с.С.16
Обозов Н.Н. 1980 Межличностные отношения. - Л., 1980
Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов-на-Дону: Феникс. - 1996.
Плюснин Ю.М. Два полюса ценностного развития личности // Ведомости Новосибирского госуниверситета. - 2009, - № 3, С. 8-14.
19. Салихов Б.В. Духовно-нравственные основы развития современной российской экономики // Электронный рессурс http://bv-salikhov.ru/.
20. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р.
21. Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI века // Доклад на общем собрании РАО 18 декабря 2012 г
22. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний / Д.И. Фельдштейн // Педагогика. - 2011. - № 5. - С. 3-21
Рецензент: Коваленко Виктор Иванович, заведующий кафедрой педагогики и методики профессионального образования, доцент, доктор педагогических наук, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Белгородский государственный институт искусств и культуры».
REFERENCES
1. Anan'ev B.G. Chelovek kak predmet poznanija. - L., 1968
2. Buneeva M.V. Teoreticheskie osnovy analiza obshhestva potreblenija // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 6. Jekonomika. - 2011. - N 4. - S.53-57.
3. G.N. Vasil'ev, R.A. Zobov, V.N. Kelas'ev Genezis duha, SPb., 1996
4. Gershunskij B.S. Gotovo li sovremennoe obrazovanie otvetit' na vyzovy XXI veka? // Pedagogika. - №10. - 2001. - S. 3-12
5. Deklaracija «O kul'ture» kak nravstvennom osnovanii sozidatel'noj dejatel'nosti gosudarstva». Komissija Obshhestvennoj palaty Rossijskoj Federacii po kul'ture i sohraneniju istoriko-kul'turnogo nasledija. 2 aprelja 2012 g. - M. http://lib.znate.ru.
6. Dzhiga N.D. Akmeologicheskaja koncepcija sozidanija produktivnogo sub#ekta obrazovanija Avtoreferat na soisk....d. psihol. n. 19.00.13// - psihologija razvitija, akmeologija (psihologicheskie nauki) FGBOU VPO «Kostromskoj gosudarstvennyj universitet imeni N.A. Nekrasova» 2013.
7. Kelas'ev V.N. Integrativnaja koncepcija cheloveka. - L., 1992
8. «Koncepcii gosudarstvennoj politiki v oblasti duhovno-nravstvennogo vospitanija detej v Rossijskoj Federacii i zashhity ih nravstvennosti» http://www.oprf.ru/newsblock/news/1796/chamber_news
9. Koncepcija modernizacii rossijskogo obrazovanija na period do 2010 goda. http://archive.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml
10. Kuz'mina, N. V. Predmet akmeologii / N. V. Kuz'mina. - SPb.: Politehnika, 2002. -189 s.
11. Lednev B.C. Nauchnoe obrazovanie: razvitie sposobnosti k nauchnomu tvorchestvu. Izdanie vtoroe, ispravlennoe - M.: MGAU, 2002. - 120s. S.18
12. Lihachev D.S. Kul'tura kak celostnaja sreda // Izbrannye trudy po russkoj i mirovoj kul'ture . - SPb.: SPbGUP. - 2006.
13. Materialy Vserossijskoj konferencii rukovoditelej uchrezhdenij professional'nogo obrazovanija «Sovremennye tendencii razvitija professional'nogo obrazovanija Rossii», 15-16 aprelja 2013 v GK «Izmajlovo» (Moskva).
14. Materialy soveshhanija v Sankt-Peterburge «O podgotovke kvalificirovannyh rabochih kadrov, vostrebovannyh v jekonomike» 23 dekabrja 2011 g. pod predsedatel'stvom Predsedatelja Pravitel'stva RF V.V. Putina.
15. Novikov A.M. Rossijskoe obrazovanie v novoj jepohe / Paradoksy nasledija, vektory razvitija. - M.: Jegves, 2000. - 272 s.S.16
16. Obozov N.N. 1980 Mezhlichnostnye otnoshenija. - L., 1980
17. Petrovskij V.A. Lichnost' v psihologii: paradigma sub#ektnosti. - Rostov-na-Donu: Feniks. - 1996.
18. Pljusnin Ju.M. Dva poljusa cennostnogo razvitija lichnosti // Vedomosti Novosibirskogo gosuniversiteta. - 2009, - № 3, S. 8-14.
19. Salihov B.V. Duhovno-nravstvennye osnovy razvitija sovremennoj rossijskoj jekonomiki // Jelektronnyj ressurs http://bv-salikhov.ru/.
20. Strategija gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federacii. Utverzhdena rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 18 dekabrja 200б g. № 1760-г.
21. Fel'dshtejn D.I. Problemy psihologo-pedagogicheskih nauk v prostranstvenno-vremennoj situacii XXI veka // Doklad na obshhem sobranii RAO 18 dekabrja 2012 g
22. Fel'dshtejn D.I. Psihologo-pedagogicheskie dissertacionnye issledovanija v sisteme organizacii sovremennyh nauchnyh znanij / D.I. Fel'dshtejn // Pedagogika. - 2011. -№ 5. - S. 3-21