Научная статья на тему 'Агрессивность языковой среды как определяющий фактор языкового поведения'

Агрессивность языковой среды как определяющий фактор языкового поведения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
398
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ / LINGUISTIC ECOLOGY / ЯЗЫКОВАЯ АГРЕССИЯ / LANGUAGE AGGRESSION / ЯЗЫКОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / LANGUAGE BEHAVIOR / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD / ЯЗЫКОВЫЕ ЦЕННОСТИ / LANGUAGE VALUES / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / SOCIAL ENVIRONMENT / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ / SOCIAL STATUS OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Локтионова Надежда Михайловна, Фоминао. Ольга Анатольевна

Данная статья рассматривает понятия, связанные с агрессивностью языковой среды («языковая агрессия», «языковой террор», «языковое насилие», «языковой национализм», «языковое манипулирование», «языковой экстремизм»), которые являются основополагающими факторами, формирующими языковое поведение человека. Языковое поведение, в свою очередь, определяет характер взаимодействия индивидуумов в обществе. Само терминологическое понятие «языковая агрессия» рассматривается с точки зрения лингвистической экологии и понимается в данной статье как форма речевого поведения, имеющего своей целью оскорбление или преднамеренное причинение вреда человеку, группе людей, организации или обществу в целом. В терминологической структуре языковой агрессии отчётливо и закономерно прослеживается связь термина c такими важными и общественно значимыми науками, как культурология и психология, а также социология и др. общественные науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGGRESSION OF THE LANGUAGE ENVIRONMENT AS THE DEFINING FACTOR OF LANGUAGE BEHAVIOR

This article considers the concepts connected with aggression of the language environment ("language aggression", "language terror", "language violence", "language nationalism", "a language manipulation", "language extremism") which are the fundamental factors forming language behavior of the person Language behavior in turn defines nature of interaction of individuals in society. The terminological concept "language aggression" is considered from the point of view of linguistic ecology and understood in this article as the form of the speech behavior having the purpose an insult or deliberate infliction of harm to the person, group of people to the organization or society in general In terminological structure of language aggression is distinctly and naturally traced communication of the term with such important and socially significant sciences as cultural science and psychology, and also sociology, etc. social sciences.

Текст научной работы на тему «Агрессивность языковой среды как определяющий фактор языкового поведения»

^ Филологические исследования

4. Мощенко И. Н, Иванова М. И., Бугаян И. Ф. Типичные модели группового эмоционального восприятия политического порядка // Научное обозрение. 2013. № 2. С. 179—181.

5. Панов М. В. Русский язык и советское общество. Морфология и синтаксис современного русского литературного языка. Москва : Наука, 1968.

6. Руденко Д. И. Собственные имена в контексте современных теорий референции // ВЯ. 1988. № 3.

7. Семантика имени и семантика количества // Русский язык. Проблемы грамматической семантики и оценочные фильтры в языке. Москва : Наука, 1992.

А,

грессивность языковой среды как определяющий фактор языкового поведения

УДК 811.161.Г06

Н. М. Локтионова, О. А. Фомина

Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)

Данная статья рассматривает понятия, связанные с агрессивностью языковой среды («языковая агрессия», «языковой террор», «языковое насилие», «языковой национализм», «языковое манипулирование», «языковой экстремизм»), которые являются основополагающими факторами, формирующими языковое поведение человека. Языковое поведение, в свою очередь, определяет характер взаимодействия индивидуумов в обществе. Само терминологическое понятие «языковая агрессия» рассматривается с точки зрения лингвистической экологии и понимается в данной статье как форма речевого поведения, имеющего своей целью оскорбление или преднамеренное причинение вреда человеку, группе людей, организации или обществу в целом. В терминологической структуре языковой агрессии отчётливо и закономерно прослеживается связь термина c такими важными и общественно значимыми науками, как культурология и психология, а также социология и др. общественные науки.

Ключевые слова: лингвистическая экология, языковая агрессия, языковое поведение, языковая картина мира, языковые ценности, социальная среда, взаимодействие, социальный статус личности.

N. M. Loktionova, O. A. Fomina

Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022

AGGRESSION OF THE LANGUAGE ENVIRONMENT AS THE DEFINING FACTOR OF LANGUAGE BEHAVIOR

This article considers the concepts connected with aggression of the language environment ("language aggression", "language terror", "language violence", "language nationalism", "a language manipulation", "language extremism") which are the fundamental factors forming language behavior of the person Language behavior in turn defines nature of interaction of individuals in society. The terminological concept "language aggression" is considered from the point of view oflinguistic ecology and understood in this article as the form of the speech behavior having the purpose an insult or deliberate infliction of harm to the person, group of people to the organization or society in general In terminological structure of language aggression is distinctly and naturally traced communication ofthe term with such important and socially significant sciences as cultural science and psychology, and also sociology, etc. social sciences. Keywords: linguistic ecology, language aggression, language behavior, language picture of the world, language values, social environment, interaction, social status of the personality.

ЛОКТИОНОВА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА — доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на-Дону)

LOKTIONOVA NADEZHDA MIKHAILOVNA — Full Doctor of Philology, Professor of Department of Russian language, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)

ФОМИНА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА — кандидат филологических наук, доцент кафедры русского

языка Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на-Дону) 209

FOMINA OL'GA ANATOL'EVNA — Ph.D. (Philology), Associate Professor of Department of Russian language, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)

e-mail: nad572@yandex.ru © Локтионова Н. М., Фомина О. А., 2014

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

ф

Общеизвестно, что сегодня мы имеем уникальную возможность по-новому, комплексно изучить и проанализировать метаязыко-вой дискурс c помощью активных инструментов речевой действительности, которая отличается бесконечным разнообразием. Так, к сожалению, одной из неприятных ха-рак тер ных при мет при ня то счи тать на ли чие понятия «агрессивности», которое находит своё отражение и выражение на уровне языка в виде «языковой агрессии», «языкового террора», «языкового насилия», «языкового национализма», «языкового манипулирования», особо опасного «языкового экстремизма» и др. Подобные явления как раз и отражают различные формы проявления агрессии на уровне языка. Зачастую они носят угрожаю щий харак тер, так как су ще ст вую щее понятие свободы слова понимается не всегда корректно, что приводит к извращению со-дер жа ния переда вае мых со об ще ний и имеет только негативные последствия не только для самого языка, но и для общего психологического состояния человека, формируя негативное представление и отношение к чему-либо. В большей степени это касается СМИ (газеты, журналы, телевизионные эфи-ры, интервью и т.д.). Либерализация и демократизация существующих норм речеведе-ния привели к тому, что вербальная агрессия (особенно на фоне современной мировой политической, социальной и экономической ситуации) в обществе достигла своего пика.

Как отмечают многие исследователи, с недавнего времени в язык прочно вошло понятие «языковая агрессия». Сам термин языковая агрессия является своего рода научной ме тафорой и содер жит в се бе ярко вы ра жен-ную отрицательную оценку (негативную коннотацию). Бесспорно, мы рассматриваем его как лингвоэкологическую (выделено нами. — Н. Л, О. Ф.) категорию, и только элемент «языковая» позволяет причислить данное терминосочетание к сфере языка. Что такое агрессия? По сути, это «грубая сила», «нарушение независимости», «неприязнь», «враждебность», «конфликт», «отторжение». Эти же семы мы находим в составе сочетания языковая агрессия, которое в свою очередь харак-

теризуется как «форма речевого поведения, имеющего своей целью оскорбление или преднамеренное причинение вреда человеку, группе людей, организации или обществу в целом» (выделено нами. — Н. Л, О. Ф.) [2]. Первостепенным признаком языковой агрессии является то, что это «форма речевого поведения», которую говорящий выбирает для себя и использует в конкретных культурных, исторических, социальных, политических и др. условиях. А c ним тесно связано и другое лингвистическое понятие — «языковое поведение».

Языковое поведение личности, которое выражается в различных языковых явлениях, ста ло пред ме том изу че ния раз ных наук, в том числе и социальной лингвистики. Существует ог ром ное коли че ст во точек зре ния на звучащую речь. Так, бихевиористская традиция, рассмат ри ваю щая речь как один из спо со бов приспособления человека к окружающей среде, показана в работах К.Пайка, Б.Малиновского и др. В российской науке разработкой подобной проблематики занимались такие учёные, как Ю.Д. Дешериев, Г. К. Венедиктов, В. М. Ал патов и др. В сво их рабо тах ав торы рассматривают историю социальной лингвистики, объект и предмет её исследования; причисляют языковое поведение в большей степени к явлениям языка и анализируют те его элементы, которые определяются как лин-гвис ти че ские.

Общеизвестно и общепризнано, что поведение в принципе представляет собой тесный и непрерывный процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой. Один из основных механизмов подобного взаимодействия, определённый социальными и культурными категориями, и состоит в языковом общении. Язык как явление социальное представляется средством «проговаривания», «озвучивания», «опредмечивания» мира. В человеческом обществе, которое воспринимается многими как образование на основе бесчисленных и бесконечных трансакций (кон-так тов), осо бое зна че ние при да ёт ся язы ковым взаимодействиям и воздействиям Языковое поведение, в определённой степени, является показателем и своеобразным отражением общей эрудиции человека, уровня его интеллек-

ф

^ Филологические исследования

ф

туального развития, мотивации поведения, а также эмоций и чувств. Это сложное явление, которое связано с особенностями его воспитания, местом его рождения и обучения, со средой, в которой он традиционно общается, со всеми свойственными ему как личности и как представителю социальной группы, а также и национальной общности особенно-стя ми.

Главным в характеристике поведения является принцип взаимодействия индивида. В связи с этим представляется возможным воспринимать языковое поведение как средство взаимодействия при помощи средств языка в историческом континууме и социально-бытовом пространстве. Поведение в социуме представляет собой определенную деятельность, связанную с наличием некоторых лично значимых социальных результатов, социального вознаграждения и поощрения. Поэтому поведение следует рассматривать как процесс сложного взаимообмена [6]. Этот процесс имеет собственную структуру, которую реализует личность, которая включает в себя несколько составляющих и под которой понимают расположение частей, их взаимосвязь [1].

Нам представляется продуктивным, адекватным и вполне объективным понимание языкового поведения как социального явления. В этом случае оно обретает языковую форму под воздействием определенных социальных факторов и среды в целом [1]. Языковое поведение является одним из ключевых механизмов, обеспечивающих саму возможность взаимодействия и коммуникации (выделено нами. — Н. Л, О. Ф.) [6]. Именно по этой причине особенности речевого поведения индивидуума определяются не только самой ситуацией общения, но и пер сональным язы ко вым и культур ным статусом, принадлежностью к определенной социальной категории, полом, возрастом, психологическим типом, мировоззрением, фактами биографии и другими характеристиками личности.

Языковое поведение чаще воспринимается исследователями как своеобразная, индивидуальная, неповторимая модель языкового поведения. Эта модель складывается из тех частных и общих представлений об окружающем мире, которые получает языковая личность в процессе ее становления и дальнейшего функционирования. Поэтому существование таких явлений, как языковая агрессия, с точ ки зрения экологии язы ка вполне опреде-ле но все возрас таю щей аг рес сив но стью языковой среды, обусловлено историческими процессами, временем и пространством, в которые погружен социум. В свою очередь от-сут ст вие дан ного терми на в лин гвистических словарях, по нашему мнению, как раз и под-твер жда ет тот факт, что тер ми но ло ги че ская его составляющая гораздо шире общепринятого понимания и выходит далеко за пределы чистого терминоведения. В терминологической структуре языковой агрессии явно прослеживается связь термина с такими общественными науками, как культурология и психология, а так же со цио логия и др. об ще ст венные науки.

Таким образом, совершенно неоспорима и очевидна принадлежность языковой агрессии и к сфере языка и языковой экологии, поскольку она воспринимается как речевое по-ве де ние, реа ли зуе мое и по ни мае мое и как процесс говорения (речевая деятельность), и как его результат [4, с. 414]. В этом речевом поведении находит отражение опыт индивидуума, выражается субъективная оценка говорящего, который и решает по каким-либо сугубо субъ ек тив ным при чи нам при ме нить аг рес сию по отношению к партнеру или событию.

В последнее время агрессивность языковой среды и поведения человека явно возросли, что приводит к мысли о необходимости реши тельных мер в облас ти язы ко вой поли ти ки на разных уровнях (законы, закон ные акты, решения и т.д.). Эти меры должны способствовать нормализации и восстановлению чисто ты как пове де ния, так и са мой язы ковой среды.

ф

Примечания

1. Васильева О. М. Формирование языкового поведения личности в процессе социализации в системе высшего

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

образования (на примере студенческой молодежи молодого среднего города РФ) : автореф. дис. на соиск. учен. ст. кандидата социологических наук / Васильева Ольга Михайловна. Казань, 2006. 24 с.

2. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник (КРР) / под общ. рук. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева. Москва : Флинта : Наука, 2003. С. 562—564.

3. Ларина Ю. Е. Прагматика термина как семиотическое свойство (на материале русской лингвистической терминологии) : дис. на соиск. учен. ст. кандидата филологических наук / Ларина Юлия Евгеньевна. Ростов-на-Дону, 2007. 164 с.

4. Лингвистический энциклопедический словарь (ЛЭС) / под ред. В. Н. Ярцевой. Москва : Советская энциклопедия, 1990.

5. Локтионова Н. М. Лексико-семантическая характеристика термина. Ростов-на-Дону, 2001. 176 с.

6. Тукаева Р. Н. К вопросу о методологии языкового поведения // Вестник ТИСБИ. 2006. № 4.

этнофункциональный подход в системе формирования языковой личности

УДК 373.167.1:811.161.1+ 37.0 1:39+37.013.8:303.01 М. В. Салтыкова

Московский государственный университет культуры и искусств

В настоящей статье автор развивает предложенную им ранее идею этнофункционального подхода в системе формирования языковой личности на современном этапе развития мирового кризиса не только в области экономики, но и, главным образом, в области культуры. Автор предлагает этнофункциональный подход, основанный на приоритете системы не «общечеловеческих» мировоззренческих ценностей, декларируемых концепцией глобализма и мультикультурализма, а связанный с конкретной этнокультурной традицией, основанной на формировании тезауруса языковой личности. Автор статьи предлагает своё определение понятия «концепт». В условиях глобализации и «открытости» общества иным системам ценностей актуализируется проблема воспитания человека, способного нести ответственность за собственный ценностный выбор, самоидентификацию и самоактуализацию. В заключение автор делает вывод о том, что воспитание национального достоинства молодежи средствами формирования ценностного отношения к родному языку и родной культуре может и должно стать приоритетной государственной задачей. Ключевые слова: глобализация, ценностные отношения, этнофункциональный подход, формирование языковой личности, лингвокультурные концепты.

M. V. Saltykova

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

ETHNOFUNCTIONAL APPROACH

IN THE FORMATION OF LINGUISTIC IDENTITY

In this article the author develops further proposed earlier idea ethnofunctional approach in the formation of linguistic identity at the present stage of development of the world crisis not only in Economics, but mainly in the field of culture. The author offers ethnofunctional approach, based on the priority system is not "universal" ideological values declared by the concept of globalism and multiculturalism, and associated with a particular ethno-cultural tradition based on the formation of a thesaurus of linguistic identity. The author offers his definition of "concept". In the context of globalization and openness of the society to other value systems actualized the problem of the education of man, able to take responsibility for their own value choice, identity and self actualization. In conclusion, the author makes a conclusion that the education of national dignity youth by means of the formation of value attitude to the native language and native culture can and should become a state priority.

Keywords: the globalization discouse, value relations, ethno-functional approach of education of youth, formation of linguistic personality, lingvocultural concepts.

САЛТЫКОВА МАРИНА ВИКТОРОВНА — кандидат педагогических наук, доцент Института 212 МАСС МЕДИА Московского государственного университета культуры и искусств, доцент

Академии гражданской защиты МЧС РФ

SALTYKOVA MARINA VIKTOROVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of the Institute of MASS MEDIA, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail:saltuikovamarina@mail.ru © Салтыкова М. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.