^ Филологические исследования
Подобная компрессионность обусловлена ускорением темпа жизни в современном мире. Лингвокультурологическая ситуация находится в состоянии перманентной трансформации, вследствие чего язык во всех своих аспектах постоянно меняется, зачастую с
весьма высокой скоростью. Некоторые лексические единицы, входившие в молодежный жаргон еще два-три года назад, могут выглядеть анахронизмами, постоянно появляются новые лексемы, а уже существующие приобретают обновленные значения.
Примечания
1. Вежбицкая А. Язык. Культура. Москва : Познание, 1996.
2. Володина М. С. Проблема интегративного подхода к связности, жанру и риторической структуре диалогического текста [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 5. Режим доступа: http://www.online-science.ru/m/products/filologicheskie-nauki/gid735/pg0.
3. Волохонский В. Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 2006.
РАГМАТИКОН ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ БЛОГГЕРА: ДИСКУРСНАЯ МАСКИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ
^ УДК 81'42 ^
$ Ф
А. А. Калашникова1, И. А. Калашников2
1Ростовский государственный строительный университет (г. Ростов-на-Дону)
2Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС, г. Ростов-на-Дону)
Статья посвящена коммуникативному поведению языковой личности в блоговом дискурсе. Прагматикон как субъективное восприятие мира человеком, воплощенное в языке, отражает психологические каузальные связи и отношения. В пространстве социальной среды виртуальной коммуникации основным элементом прагматикона становится не только речевой акт. К нему присоединяются коммуникативно-активные потребности личности, которые обусловлены особенностями и условиями коммуникативной ситуации и возможными в данном случае коммуникативными ролями. В имени пользователя закладывается ожидаемая программа стратегического развития, никнейм несет черты реальной жизни пользователя, преломленные в духе его потребностей в сетевой среде. Используя элементы прагматического уровня языковой личности, коммуникант создает специфический образ автора и реализует основную цель языковой личности блоггера, то есть получение фидбека.
Ключевые слова: блог, блогосфера, блоггер, языковая личность, дискурс, прагматикон, никнейм.
КАЛАШНИКОВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА — кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков Ростовского государственного строительного университета (г. Ростов-на-Дону)
KALASHNIKOVA ANNA ALEKSANDROVNA — Ph.D. (Philology), senior teacher of Department of foreign languages, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE, Rostov-on-Don)
КАЛАШНИКОВ ИГОРЬ АНАТОЛЬЕВИЧ — кандидат экономических наук, доцент Ростовского государственного университета путей сообщения
KALASHNIKOV IGOR' ANATOL'EVICH — Ph.D. (Economics), Associate Professor of Rostov State Transport University
e-mail: [email protected] © Калашникова А. А., Калашников И. А., 2014
#
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^
A. A. Kalashnikova1, I. A. Kalashnikov2
IRostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022 2Rostov State Transport University, The Ministry of Transport of the Russian Federation, Rostovskogo Strelkovogo Polka Narodnogo Opolcheniya square, 2, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344038
PRAGMATICON OF THE LINGUISTIC PERSONALITY OF A BLOGGER: DISCOURSE MASKED PERSONALITY
The article is devoted to the communicative behavior of a linguistic personality in blog discourse. Pragmaticon as the subjective perception of the world by a human represented in the language reflects the psychological causal links and relations. In the space of social environment of virtual communication the main element of pragmaticon is not only a speech act. It is joined by communicative-active needs of a person, which are caused by the specific features and conditions of the communicative situation and the potentially possible communicative roles. User name contains the expected program of strategic development, nickname bears the traits of the user's real life interpreted through their needs in network environment. By using the elements of the pragmatic level of a linguistic personality, a communicant creates the specific image of the author and implements the main goal of the linguistic personality of a blogger, i.e. obtaining feedback.
Keywords: blog, blogosphere, blogger, linguistic identity, discourse, pragmatikon, nickname.
Важнейший этап изучения языковой личности в блоге — определение специфики ее третьего — прагматического — уровня, воплощаемого в коммуникативном пространстве.
На мотивационном уровне передается прагматикон индивида, то есть выявляются мотивы и цели, вследствие которых личность развивается. Этот уровень воплощается в коммуникативно-активных потребностях личности.
Придерживаясь классификации Ю. Н. Ка-раулова, примем прагмамотивационный уровень как наивысший в устройстве лингвопер-соно логи че ской еди ни цы, так как в праг ма-тиконе языкового индивида как раз и собраны индивидуальные аксиологические данные лич ности.
Прагматикон как субъективное восприятие ми ра че ло веком, воплощен ное в язы ке, от ра-
жает психологические каузальные связи и от-но ше ния.
В качестве единиц здесь выступают не «языково-ориентированные элементы — сло ва, и не гно сти че ски-ориен ти ро ван ные строевые элементы тезауруса: концепты, понятия, дескрипторы, единицы прагматического уровня ориентированы на прагматику, и на этом уровне проявляются в коммуни-кативно-деятельностных потребностях лич-
ности» [3, с. 53]. И все же, опираясь на точку зрения Ю. Н. Караулова, характеризовать подобные потребности как сугубо коммуни-катив ные не слиш ком пра вильно, по тому что лишь в таком виде потребности не существу ют.
Языковой индивид на прагматическом уровне стремит ся к единст ву с лич ностью в глобальном социально-психологическом ключе, так как «языковая личность — это лич ность, вы ра жен ная в язы ке и че рез язык, реконструированная <...> на базе языковых средств» [3, с. 38]. Прагматический уровень в анализе языковой личности показывает логичный и опосредованный различными факторами переход от оценочной составляющей ре че вой сфе ры к ком понен те ос мыс ле ния реального бытия, то есть этот уровень, по сути, есть пе ре ход от говоре ния к дей ст вию, от речевого акта к акту производительному.
Дискурсная специфика прагмауровня заключается в целенаправленном использовании людь ми ре че вых ак тов при со ци альном взаимодействии. Атомной единицей дискурс-анализа прагмауровня выступает вербальный акт.
Немаловажен также тот факт, что в солидном кон ти нуу ме дискурса уровни язы ковой личности являют собой солидное же целое,
целую и, фактически, неделимую единицу без
^ Филологические исследования
Ф
необходимости к делению и к образованию взаимных границ.
Однако все уровни языковой личности требуют собственных подходов к их изучению, формирующихся с учетом среды, в которой бытийствует личность. Так, при анализе прагматического уровня в пространстве блога не следует упускать те экстралингвистические факторы, которые влияют на развитие и существование личности. Это обусловлено тем, что в про стран ст ве соци альной сре ды вир ту-альной коммуникации основным элементом прагматикона становится не только речевой акт. К нему присоединяются коммуникативно-активные потребности личности, которые обусловлены особенностями и условиями коммуникативной ситуации и возможными в данном случае коммуникативными ролями.
Ключевым проявлением потребностей языковой личности становится ее самопрезентация в той коммуникативной среде, где ей хочется получить качество причастности. Этот аспект прагматикона в блоге имеет три уровня: докоммуникативная самопрезентация; записи в блоге; самопрезентация в диалоге.
Поле блога состоит из текстовых записей и ком мен тари ев, а так же вклю чает сле дую щие элементы:
• имя пользователя (никнейм);
• название блога;
• аватар (пиктограмма — визуальный сигнификат ком му ни кан та);
• раздел "about" (персональная информация);
• интересы/антиресы пользователя и т.д. [2, с. 75].
И все эти единицы, за исключением записей и комментариев, являются средствами доком-муникативной самопрезентации.
Для анализа прагматикона блоггера оправдан ным счи таем уде ление особого внима ния таким вербальным средствам самопрезентации, как никнейм и название блога, по причине того, что они выражают номинативную компетенцию коммуниканта.
Реализуется линия поведения, предпола-гае мая адре сан том, — и это впол не до ка зы ва-ет при над леж ность элемен тов доком му ни ка-тивного самопредставления к прагматическо-
му уровню языковой личности.
Говоря о категории «имя блога», не следует путать ее с категорией «имя пользователя». Имя блога не постоянно, его можно сменить, в отличие от имени пользователя (существуют отдельные механизмы смены имени пользователя, но чаще всего это единичное явление, не заложенное в блог-платформы на казуальном программном уровне).
Итак, имя блогаДШе обычно отображает направ лен ность, бэк граунд либо да же настроение блоггера. Например:
• не пишется... (автор пребывает в состоянии творческого кризиса);
• без кожи (блоггер переживает тяжелое расставание);
• джин с гипотоником (автор страдает от низкого дав ления);
• лягушка-путешественница (пользователь переехала в другую страну);
• слабоумие и отвага! (блоггер решает жизненные неурядицы в семье);
• живые записки ёоШоеЬ (журнал публициста и преподавателя А. Б. Носика, где он пишет о бы товой стороне жиз ни).
Имя пользователя — это категория гораздо более кон стант ная. Ник нейм ча ще все го выбирается один раз, и далее образ блогово-го коммуниканта развивается параллельно тому, как блог на пол няет ся кон тен том, а сам днев ник и его ав тор обрас та ют оп ре де лен ным сетевым (а в последние годы вместе с проник-но ве ни ем Ин тер не та в ре аль ную жизнь уже и внесетевым) бэкграундом. Таким образом, выбор имени пользователя является условной точкой бифуркации: момент истины, в который пользователь выбирает ту или иную маскирован ную лич ность. Никнейм ста новит ся стар товой пло щад кой для са мопре зен та ции пользователя.
Так как имя пользователя блоггер выбирает сам, что определяет дискурс блогосферы, ста новит ся оче вид на роль ник ней ма в праг-матиконе личности: он отражает пожелания язы ковой лич но сти от но си тельно того, ка ков ее по сыл и ка ко ва ожи дае мая ре ак ция на него.
Ник нейм — это худо же ст вен ный образ в кон тексте бло го сферы, еще в боль шей, не же-
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^
ли в ре аль ной жиз ни степе ни: имя поль зова-теля — результат осмысленного творчества самого коммуниканта.
В имени пользователя закладывается ожидаемая программа стратегического развития, ник нейм не сет чер ты реальной жиз ни пользователя, преломленные в духе его потреб но стей в се тевой сре де. И при обре тен-ные со временем опыт коммуниканта и бэк-гра унд бло га, ста но вясь не отъ ем ле мой частью никнейма, порождают в совокупности как раз ту са мую дис кур сив ную мас ки ро-ван ную лич ность, о ко торой мож но говорить, исследуя прагматический уровень язы-ко вой лич но сти блог ге ра.
Соответственно, если блоггер желает по какой-либо причине изменить свой маскированный образ, ему чаще всего приходится при бе гать к соз да нию но во го бло га: в се те-вой коммуникации работает принцип, согласно которому любой речевой акт, попавший в Интернет, становится всеобщим достоянием, доступным в том или ином виде вне зависимости от времени его совершения и круга ад-ре сатов.
При помощи никнейма осуществляется определение по параметру «свой — чужой». Важнейшей составляющей речевой субкультуры общностей языковых индивидов становятся прецедентные тексты, и весьма актуальным является прецедентный подход к нико-творчеству.
Имя поль зовате ля как вы мыш лен ное имя, коммуникативная маска является условным щитом, за которым скрывается реальный че ловек. И поль зуясь та кой мас кой-щи-том, пользователь не только воплощает свой прагматикон, но и осуществляет деятельность когнитивного характера, пробуя себя в тех ролях, которые недоступны ему в обычной жиз ни, реа ли зуя функ цию по зна ва ния.
Ник нейм как важ ный эле мент мас ки ро ванной лич но сти и, со от вет ст вен но, праг мати че-ского уровня языкового индивида становится одним из коммуникативных средств воплощения речевых стратегий, которые, являясь результатом коммуникативного акта, в антропологической лингвистике становятся крупным сегментом воплощения прагматического уровня языковой личности.
Примечания
1. Залогина Е. М. Языковая личность: лингвистический и психологический аспекты. Москва, 2005.
2. Калашникова А. А. Аспекты языковой личности русскоязычного блоггера // Экономические и гуманитарные исследования регионов. Ростов-на-Дону, 2010. № 4.
3. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Москва, 1987.
4. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. Санкт-Петербург, 2002.
Ф