Научная статья на тему 'Административно-предупредительные меры как составная часть административного принуждения в отношении несовершеннолетних в российской федерации'

Административно-предупредительные меры как составная часть административного принуждения в отношении несовершеннолетних в российской федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1159
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ЛИЦА / ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE ENFORCEMENT / MINORS / LEGAL REPRESENTATIVES OF MINORS / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаваев А. Б.

В статье анализируется применение мер административного принуждения к несовершеннолетним лицам и их законным представителям. Раскрываются проблемы применения указанных мер, и предлагаются пути совершенствования законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шаваев А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND PREVENTIVE MEASURES AS PART OF ADMINISTRATIVE ENFORCEMENT AGAINST MINORS IN RUSSIAN FEDERATION

The article examines the application of administrative coercive measures to minors and their legal representatives. Reveals the problems of application of these measures and suggest ways of improving the legislation.

Текст научной работы на тему «Административно-предупредительные меры как составная часть административного принуждения в отношении несовершеннолетних в российской федерации»

Юридические науки

103

УДК 342

административно-предупредительные меры как составная часть административного принуждения в отношении несовершеннолетних

в российской федерации

Шаваев А.Б., магистрант,

Московский финансово-юридический университет (МФЮА), г. Москва E-mail: [email protected]

В статье анализируется применение мер административного принуждения к несовершеннолетним лицам и их законным представителям. Раскрываются проблемы применения указанных мер, и предлагаются пути совершенствования законодательства.

Ключевые слова: административное принуждение, несовершеннолетние лица, законные представители несовершеннолетних лиц, административная ответственность.

ADMINISTRATIVE AND PREVENTIVE MEASURES AS PART OF ADMINISTRATIVE ENFORCEMENT AGAINST MINORS IN RUSSIAN FEDERATION

Shavaev A.B., undergraduate,

Moscow financial and law university (MFUAate powers), Moscow

The article examines the application of administrative coercive measures to minors and their legal representatives. Reveals the problems of application of these measures and suggest ways of improving the legislation.

Key words: administrative enforcement, minors, legal representatives of minors, administrative responsibility.

В любом обществе любых периодов исторического развития положению детей всегда уделялось особое внимание. А по мере развития системы юридических познаний различные аспекты жизнедеятельности несовершеннолетних поэтапно оформлялись в достаточно объемную и комплексную категорию - правовой статус (положение) несовершеннолетних. Совершенно справедливо, что всестороннее развитие детей, защита и обеспечение их прав, свобод и интересов находятся в сфере повышенного внимания государства и социума. При этом не менее справедливым является то, что не только несовершеннолетние нуждаются в охране и защите, к сожалению, в настоящее время все более частыми становятся случаи, когда государство и социум в целом, а также отдельные индивиды нуждаются в защите от самих несовершеннолет-

них. Их поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм и квалифицируемое как девиантное, может ставить под угрозу не только духовную и физическую целостность самих подростков (например, аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки), но и безопасность окружающих людей и социально значимых объектов материального мира (антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные противоправные и т.п. поступки).

Негативные проявления в поведении несовершеннолетних могут быть обусловлены самыми разнообразными причинами, например, такими как: вовлеченность в противоправные образования или группы с ярко выраженной подростковой субкультурой; реакции на трудные обстоятельства жизни; стремление к независимости

104

А.Б. ШАВАЕВ

и др., что приводит к социальной отчужденности молодежи. И любые из названных аспектов де-виантного поведения являются предпосылками, причинами и условиями для нарушения правовых установлений, т. е. для совершения правонарушений, посягающих на ценностные основы социума.

Административно-предупредительные меры (принудительные меры административного предупреждения), как составная часть административного принуждения, не раз становились предметом специального исследования ученых, осуществляющих свою научную деятельность в сфере административного права [6, с. 14].

Особое внимание здесь, на наш взгляд, следует уделить мерам, применяемым в отношении несовершеннолетних, ведь это наиболее уязвимая часть нашего общества, каждое действие с которой законодателю следует обдумывать тщательнее в разы.

В отношении лиц, не достигших 18 лет, т.е. несовершеннолетних, принудительные меры административного предупреждения можно подразделить на общие и специальные. Общие меры - это те, которые применяются к различным категориям субъектов, в том числе и к несовершеннолетним. Специальные - это меры, которые применяются исключительно по отношению к лицам несовершеннолетним (помещение в центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИМП), специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа).

К отличительным чертам общих административно-принудительных мер можно отнести следующие:

- основанием их применения является либо «наступление особых установленных законодательством условий, как связанных, так и не связанных с действием человека» [5, с. 65], либо совершение противоправного деяния лицом, к которому они применяются;

- их применение направлено на выявление и устранение нарушений норм права, регламентирующих общественные отношения в сфере безопасности, предупреждение правонарушений, обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, а также направлено на минимизацию вреда,

который может быть причинен в результате противоправных действий человека, действия факторов природного или техногенного характера;

- они представляют собой либо конкретные правоохранительные акты, предусмотренные диспозициями правовых норм, которые обеспечивают соблюдение установленных запретов или ограничений, либо юрисдикци-онные правоприменительные акты, обеспечивающие реализацию санкций правовых норм, предусмотренных административным законодательством и не относящихся к числу административных наказаний.

Так, к общим административно-предупредительным мерам, применяемым к несовершеннолетним наряду с остальными лицами, можно, например, отнести такие предусмотренные Федеральным законом «О полиции» меры принуждения, как:

- оцепление (блокирование) участков местности (ст. 16);

- проверка документов, удостоверяющих личность граждан (п. 2 ч. 1 ст. 13);

- личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе запрещенные законом предметы;

- досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами (п. 16 ч. 1 ст. 13);

- личный досмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся публичные и массовые мероприятия (п. 18 ч. 1 ст. 13) и ряд других.

К специальным административно-предупредительным мерам принуждения, применяемым только к несовершеннолетним, на наш взгляд, можно отнести предусмотренное п. 1 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

полномочие должностных лиц подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел «доставлять в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных».

Применение данной меры принуждения необходимо для того, чтобы:

- выяснить обстоятельства, являющиеся основанием для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего;

- вести учет правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних лиц, их совершивших, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними.

Перечисленные цели свидетельствуют о том, что данный вид доставления носит четко выраженный превентивный, а не юрисдикционный характер и осуществляется еще на ранних стадиях девиантного поведения, чтобы применить меры убеждения, способные препятствовать развитию такового в более опасные формы. Ограничение прав несовершеннолетнего в данном случае оправдано недопущением большего вреда общественным отношениям, который может быть причинен без применения принуждения.

В литературе, посвященной предупреждению правонарушений несовершеннолетних, к числу принудительных мер административного предупреждения относят и другие меры воздействия. По мнению В.И. Попова, в целях предупреждения употребления несовершеннолетними алкогольных напитков, наркотических и иных одурманивающих веществ к ним в качестве мер административного предупреждения применяются «меры в основном учетно-регистраци-онного и профилактического характера», в т. ч. «дактилоскопирование лиц, состоящих на учете в ОВД»; «видео- и фотосъемка подучетных несовершеннолетних» [4, с. 131].

Само отнесение перечисленных мер к числу принудительных является спорным, поскольку

их применением обеспечивается, прежде всего сбор информации о несовершеннолетнем, а не принуждение его к исполнению возложенных юридических обязанностей.

В литературе справедливо указывается на недопустимость необоснованного расширения группы принудительных мер административного предупреждения, поскольку это приводит к искусственному увеличению границ правового принуждения в целом [2, с. 36].

В диссертационном исследовании А.А. Лапшина указывается на то, что «постановка несовершеннолетних на учет в органе внутренних дел» является основанием для установления за ними «специального административного надзора» и проведения индивидуальной профилактической работы. При этом «функцию специального надзора» он относит к числу «общих мер административного пресечения», а «специальный административный надзор» рассматривает как «предупредительную принудительную меру» [3, с. 51], ссылаясь при этом на литературу 70-х и 80-х гг. ХХ столетия. Отметим, что действующее законодательство Российской Федерации такой меры воздействия, как «специальный административный надзор», в отношении несовершеннолетних не предусматривает.

К специальным административно-предупредительным мерам, т. е. применяемым только в отношении несовершеннолетних, можно отнести также «помещение несовершеннолетних с де-виантным (общественно опасным) поведением в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа» [1, с. 214, 215] (гл. III Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ).

Отнесение данной меры к числу мер административного принуждения является вполне обоснованным. Несмотря на то что она применяется в связи с девиантным поведением, содержащим признаки уголовно наказуемого деяния, эта мера предусмотрена административно-правовым нормативным актом (федеральным законом), определяющим основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений

106

А.Б. ШАВАЕВ

несовершеннолетних, в т.ч. устанавливающим меры профилактики правонарушений несовершеннолетних. Главное назначение данной меры - оказать воспитательное воздействие на несовершеннолетнего, исключить нахождение его в обстановке, представляющей опасность для жизни или здоровья несовершеннолетнего либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию.

Таким образом, к несовершеннолетним применяются принудительные меры административного предупреждения как общего характера, так и специальные, применяемые только в отношении

несовершеннолетних, к числу которых следует отнести:

1) доставление должностными лицами подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных;

2) помещение несовершеннолетних с деви-антным (общественно опасным) поведением в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Административно-процессуальное право: Курс лекций. М.: ДКО МВД России, 2009.

2. ЛапшинА.А. Правовое регулирование деятельности подразделений милиции по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2011.

3. Попов В.И. Правовое и организационное обеспечение деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2010.

4. ПоповЛ.Л. Организационно-воспитательные и административно-правовые средства охраны общественного порядка в деятельности советской милиции. М., 1968.

5. Рябов Ю.С. Административно-предупредительные меры по советскому праву: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: Высшая школа МВД СССР, 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.