УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. КутБфина (МГЮА)
Людмила Владимировна ПАВЛОВА,
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры административного и финансового права Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ТРАНСПОРТА
В статье рассмотрено административное предупреждение безнадзорности и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на объектах железнодорожного транспорта. Автор рассматривает административно-предупредительные меры, применяемые линейными отделами МВД России на транспорте.
Ключевые слова: предупреждение, несовершеннолетние, безнадзорность, правонарушение, административно-предупредительные меры.
PAVLOVA L. V,
candidate of legal Sciences, associate Professorhead of the Department of administrative and financial law Academy of law and management
THE FEDERAL SERVICE OF EXECUTION OF PUNISHMENTS ADMINISTRATIVE ISSUES WARNINGS PPRAVONARUSHENY COMMITTED BY MINORS ON
OBJECTS OF RAILWAYS
The article considers the administrative prevention of neglect and administrative offenses committed by minors on objects of railway transport. The author examines the administrative and preventive measures applied linear departments of internal Affairs of Russia on transport for the preven-Hon of child neglect and juvenile crime on the objects of railway transport. Keywords: warning, minor, neglect, wrongdoing, administrative and preventive measures.
Напряженная социально-экономическая и политическая ситуация в Российской Федерации, обострение межнациональных конфликтов в стране и отдельных государствах ближнего зарубежья, а также другие факторы оказывают негативное влияние на состояние общественного порядка на объектах железнодорожного транспорта.
Борьбу с преступностью и охрану общественного порядка на объектах железнодорожного транспорта осуществляют линейные отделы внутренних дел МВД
"Г^ЕСТНИК Павлова Л. В.
я ^■УНИВЕРСИТЕТА Проблемы предупреждения административных правонарушении, совершаемых |/д
/ —-У имени о. е. кугвфина (мпоа) несовершеннолетними на объектах железнодорожного транспорта
России на транспорте (далее — ЛО МВД России на транспорте). Предупреждением правонарушений несовершеннолетних на транспорте занимаются подразделения по делам несовершеннолетних ЛО МВД России на транспорте (далее — ПДН).
Анализ многолетней практики ЛО МВД России на транспорте по организации борьбы с преступностью несовершеннолетних и материалы ежегодной статистики Главного информационного центра МВД России позволяют заключить, что преступность несовершеннолетних, совершивших преступления на объектах железнодорожного транспорта, характеризуется определенной стабильностью, и в последнее время имеет тенденцию к снижению. Несмотря на то, что подростковая преступность снижается, оперативная обстановка по линии борьбы с преступлениями несовершеннолетних на объектах транспорта остается сложной.
Необходимо также отметить, что на уровень подростковой преступности влияет рост детской безнадзорности. Для правонарушений и преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, характерен тот факт, что большая часть подростков, совершающих их, безнадзорны или беспризорны.
Учитывая, что криминальный образ жизни несовершеннолетних начинается с безнадзорности и совершения ими административных правонарушений, а между числом задерживаемых линейными отделами МВД России на транспорте за безнадзорность и количеством совершаемых ими преступлений наблюдается определенная закономерность1, нельзя не согласиться с мнением Ю. П. Оноко-лова, который отмечает, что целью административных наказаний, кроме непосредственно наказания или кары за совершенное административное правонарушение, является также превенция совершения как новых административных правонарушений, так и уголовных деяний, причем как со стороны правонарушителей, так и со стороны других лиц, их окружающих2. Именно поэтому, на наш взгляд, очень важно систематизировать административно-правовые меры предупреждения как безнадзорности, так и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на транспорте.
Федеральным законом РФ № 120 от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»3 (далее - ФЗ № 120) закреплены такие понятия, как «безнадзорный», «беспризорный», «профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др., сняв тем самым неопределенность, существовавшую в трактовке некоторых из них, до принятия этого закона.
Согласно ФЗ № 120 безнадзорный — это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со ш
стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.
Т
_ □
1 Подробнее: Павлова Л. В. Предупреждение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на объектах железнодорожного транспорта (по материалам Московской железной дороги): монография. Рязань : Академия ФСИН России, 2010.
2 Оноколов Ю. П. Главная цель административных наказаний - превенция административных правонарушений и преступлений //Административное право и процесс. 2014. № 8. С. 38.
Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнад-
нодательства Российской Федерации. 28.06.1999. № 26. Ст. 3177.
зорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 26.04.2016) II Собрание зако-
П
* к Н к
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Беспризорный - это безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении
Характерной особенностью безнадзорности подростков на транспорте является большое число бесцельно находящихся на его объектах детей. Это обстоятельство сказывается на состоянии преступности несовершеннолетних на железнодорожном транспорте. Увеличивается тенденция употребления алкогольной продукции несовершеннолетними до 16 лет. Большую общественную опасность представляют действия несовершеннолетних, угрожающих безопасности движения подвижного состава. Административные правонарушения несовершеннолетних, совершаемые на объектах железнодорожного транспорта, отличаются от административных правонарушений, совершаемых на территории. Этому в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации посвящена отдельная глава 11: «Административные правонарушения на транспорте»4. Следует подчеркнуть, что отдельные виды правонарушений могут совершаться исключительно на объектах железнодорожного транспорта.
В проекте Кодекса Российской Федерации об административной ответственности также предложена отдельная глава 15 под названием: «Административные правонарушения в сфере транспорта, дорожного хозяйства и обеспечения транспортной безопасности»5.
Следует отметить, что особенно с наступлением весенне-летнего периода проявляется четкая тенденция к увеличению числа подростков, совершающих противоправные действия на объектах железной дороги: битье стекол в поездах, повреждение внутривагонного оборудования, средств сигнализации, блокировки и связи, наложения на железнодорожные пути посторонних предметов. Несовершеннолетние из любопытства, а чаще с целью озорства накладывают на рельсы различные предметы (монеты, бревна, камни, автомобильные покрышки, гайки, металлические шарики и многое другое), что приводит к повреждению железнодорожных путей, подвижного состава, его вынужденному простою, создает угрозу безопасности движения грузовых и пассажирских поездов, может даже привести к крушению. Иногда несовершеннолетние без надобности останавливают стоп-краном поезда, чем наносят немалый материальный ущерб железной дороге. Наиболее часто подростки разбивают сигнальные фонари, бьют стекла в проходящих поездах, также вскрывают релейные шкафы связи и сигнализации,
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.06.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
Кодекс Российской Федерации об административной ответственности : проект/ П. И. Кононов, В. В. Лихарев, С. А. Старостин, В. А. Юсупов; под общ. ред. А. А. Агеева. М.: Проспект, 2016.
С ) УНИВЕРСИТЕТА Проблемы предупреждения административных правонарушений, совершаемых 1
/ —^ имени о. е. кугвфина (мпоа) несовершеннолетними на объектах железнодорожного транспорта
повреждая тем самым дорогостоящее оборудование; замыкают рельсы металлическим проводом или куском проволоки, искусственно приводя в движение автоблокировку; портят радиопередающие установки электропоездов, выводят из строя светофоры. Все эти действия приводят к срыву графиков движения поездов и созданию угрозы безопасности движения подвижного состава.
В практике ЛО МВД России на транспорте немало случаев, когда несовершеннолетние бросали различные предметы по поездам и тем самым причиняли телесные повреждения гражданам. Отличительной особенностью этих правонарушений является то, что виновных очень редко удается выявить и привлечь к ответственности, ввиду дальности нахождения места совершения правонарушения от органа внутренних дел и кратковременности пребывания их на железнодорожном полотне. К сожалению, отсутствие реализации принципа неотвратимости административной ответственности не способствует снижению степени перерастания административной деликтности в уголовную.
Принудительные меры административного предупреждения (административно-предупредительные меры) играют существенную роль в деле профилактики безнадзорности и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на объектах железнодорожного транспорта.
Вопросы административно-предупредительных мер достаточно часто становились предметом обсуждения в административно-правовой литературе и рассматривались в работах В. Д. Ардашкина, Д. Н. Бахраха, И. И. Веремеенко, Ю. М. Козлова, Т. И. Козыревой, А. П. Клюшниченко, Б. П. Кондрашова, А. П. Коренева, Б. М. Лазарева, Л. Л. Попова, Н. Г. Салищевой, В. Е. Севрюгина, В. Д. Сорокина, А. С. Телегина, Ю. А. Тихомирова, А. П. Шергина, В. А. Юсупова и других авторов.
Так, Т. И. Козырева, говоря об административно-предупредительных мерах, отмечает, что они «... применяются в целях предупреждения правонарушений, наступления вредных последствий, обеспечения охраны общественной безопасности»6. Аналогичный взгляд на понятие административно-предупредительных мер и у Ю. М. Козлова, который полагает, что «... административно-предупредительные меры применяются в целях предупреждения возможных правонарушений или обеспечения общественной безопасности при стихийных бедствиях и несчастных случаях»7.
Данные определения, по мнению В. И. Попова, отображают целевое назначение административно-предупредительных мер. Вместе с тем в них упускаются из виду основания, порядок и субъекты их применения.
В. И. Попов считает, что административно-предупредительные меры - это урегулированные диспозициями норм административного права действия и операции (как принудительного, так и непринудительного характера) органов исполнительной власти, иных органов государственного управления, органов местного Р самоуправления (их должностных лиц), представителей общественных форми- д
рований, осуществляемые при наступлении обстоятельств, указанных в законе, применяемые в определенном административно-процессуальном порядке, на-
га
гп
А
"О
I гп
П
См.: Козырева Т. И. Административная ответственность в СССР. М.: ВЮЗИ, 1973. С. 16.
□
Административное право : учебник/под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. М.: Юристъ, 1999. 5
П
* к
Н К.
НАУКИ
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)
правленные на предупреждение правонарушений, объективно-противоправных деяний, недопущение их отрицательных последствий, а также предотвращение обстоятельств, угрожающих безопасности личности или нормальной деятельности государственных и муниципальных органов, предприятий, учреждений и общественных объединений8.
Думается, что реализация административно-предупредительных мер подразделениями по делам несовершеннолетних ЛО МВД России на транспорте должна быть направлена на проведение следующего рода мероприятий:
— проведение рейдов на объектах железнодорожного транспорта с целью выявления безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних на указанных объектах;
— проведение рейдов с целью выявления несовершеннолетних, совершающих правонарушения на объектах железнодорожного транспорта;
— своевременное выявление семей, ведущих антиобщественный образ жизни, в которых воспитываются дети;
— проведение с родителями бесед об их правах и обязанностях, закрепленных законодательством в области воспитания детей;
— проведение комплексных межведомственных профилактических операций на объектах железнодорожного транспорта;
— осуществление разъяснительной работы в образовательных учреждениях о вреде употребления наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, о недопустимости совершения правонарушений;
— развитие у несовершеннолетних взглядов о здоровом образе жизни;
— организация совместных спортивных мероприятий образовательными учреждениями и ЛО МВД России на транспорте;
— проведение индивидуальной профилактической работы как с несовершеннолетними, так и с родителями;
— использование средств массовой информации для пропаганды здорового образа жизни, опасности нахождения на объектах транспорта и безопасности движения транспорта;
— разработка специализированных сайтов для несовершеннолетних для размещения информации о безопасном и правопослушном поведении на объектах железнодорожного транспорта и др.
Следует заметить, что данные административно-предупредительные меры закреплены в законодательных и иных нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность органов внутренних дел и других субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Таким образом, реализация административно-предупредительных мер ЛО МВД России на транспорте должна быть направлена на охрану общественного порядка на объектах транспорта и недопущение совершения несовершеннолетними правонарушений.
Попов В. И. Правовое и организационное обеспечение деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних: дис.... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2000.
в
ЕСТНИК "авлова л. И.
УНИВЕРСИТЕТА Проблемы предупреждения административных правонарушении, совершаемых
имени о. е. кутафина (мпоа) несовершеннолетними на объектах железнодорожного транспорта
Проведение рейдов в первую очередь должно быть направлено на своевременное выявление безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних. Без решения этой задачи говорить об эффективности профилактической работы с подростками нереально. Линейные подразделения Московского железнодорожного узла в черте г. Москвы проводят массированные мероприятия по изъятию и не допущению проезда безнадзорных детей в столицу. За одни только сутки выявляется до нескольких десятков детей из различных областей и регионов страны. В 1999 г. в Москве беспризорных иногородних детей было абсолютное большинство (93%). В настоящее время в столице насчитывается 19% беспризорных иногородних детей9.
С участием всех субъектов профилактики ежегодно проводится комплексная межведомственная профилактическая операция «Подросток». Основными задачами данной операции являются усиление социально-правовой защиты несовершеннолетних, повышение уровня профилактической работы по предупреждению правонарушений среди подростков, совершенствование взаимодействия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Входе данной операции также проверяется образ жизни подростков из семей, находящихся в социально опасном положении.
Проведение операции «Подросток» способствует снижению криминогенной напряженности в подростковой среде. Но, как показало наше исследование, результативность операций иногда сводится к нулю из-за формального отношения субъектов профилактики10. Без взаимодействия всех субъектов профилактики данное мероприятие не сможет в полной мере оказать профилактическое воздействие на образ жизни подростков. Необходимо пересмотреть организацию специализированных мероприятий, обратив внимание на качество подготовки и проведения, анализ их результатов. Следует не только разрабатывать совместные планы работы субъектов профилактики с участием подразделений по делам несовершеннолетних, которые из года в год дублируются, но и ужесточить контроль за их выполнением и результативностью. Думается, что эту обязанность целесообразно возложить на штабы линейных управлений и отделов МВД России на транспорте. Необходим более строгий контроль также со стороны комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокуратуры, в соответствии со статьей 10 ФЗ № 120 за неформальным подходом к делу профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Говоря о ПДН ЛО МВД России на транспорте как субъекте профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, следует отметить, что данное подразделение должно активно использовать возможности превентивной педагогики, которая рассматривает назначение педагогической про- Т филактики как содействие предупреждению преступлений устранением педагогических (социально-педагогических, психолого-педагогических) причин, способствующих совершению правонарушений и преступлений, педагогическими средствами. д
_с
См.: Беспризорность среди несовершеннолетних // Состояние проблемы наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних бродяг в г. Москве. М., 2011. С. 6. К
О
10 Подробнее: Павлова Л. В. Указ. соч.
П
* к
3 к.
НАУКИ
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Для достижения положительного результата необходимо оказывать на несовершеннолетних позитивное обучающее, воспитывающее и развивающее воздействие. Такое воздействие осуществляется путем:
— формирования убежденности у несовершеннолетних в необходимости устранения недостатков своей обученности и воспитанности;
— выявления среди населения групп с повышенной аморальностью, а также отдельных граждан и организации более интенсивных педагогических воздействий на них;
— освещения с помощью средств массовой информации проблем преступности среди несовершеннолетних с показом их негативной роли;
— включения во всех образовательных учреждениях в особые разделы учебных дисциплин, тем, специальных курсов изучения профилактики совершения преступлений;
— усиления деятельности сотрудников органов внутренних дел по предупреждению совершения преступлений несовершеннолетними, с теми, у кого наблюдается развитие отрицательных привычек, нарушение общественных норм поведения, увлечение алкоголем, употребление наркотиков, нахождение в асоциальных и аморальных группах;
— воспитания соответствующего нормам морали поведения у несовершеннолетних как в семье, так и в общественных местах;
— формирования у несовершеннолетних представлений о том, что совершение преступлений приводит к разложению в обществе нравственных ценностей, повышению преступности;
— массового издания недорогих и популярных книг о негативном влиянии вредных привычек на человека, пропаганды здорового образа жизни;
— проведения индивидуальной воспитательной работы сотрудников ОВД с лицами, отличающимися повышенной конфликтностью, аморальностью, агрессивностью11.
Представляется, что меры административного предупреждения, осуществляемые подразделениями по делам несовершеннолетних линейными отделами внутренних дел МВД России на транспорте, — это совокупность юридически закрепленных способов и средств, применяемых в целях предупреждения безнадзорности и правонарушений, а также предотвращения наступления обстоятельств, угрожающих безопасности ребенка и (или) безопасности эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.
Думается, что большое значение должно придаваться комплексному подходу к проблемам предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Практика показывает, что только во взаимодействии со всеми субъектами можно достичь положительных результатов и повысить эффективность профилактической работы среди несовершеннолетних.
Обыденова Т. В. К вопросу о профилактике совершения административных правонарушений несовершеннолетними //Административное и муниципальное право. 2015. № 12. С. 1244-1248.
в
ЕСТНИК ПавмваЛИ.
УНИВЕРСИТЕТА Проблемы предупреждения административных правонарушении, совершаемых
имени о. е. кутафина (мпоа) несовершеннолетними на объектах железнодорожного транспорта
БИБЛИОГРАФИЯ Нормативные правовые документы
1. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 26.04.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. —1999. — № 26. — Ст. 3177.
Литература
1. Административное право : учебник/ под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. — М.: Юристъ, 1999.
2. Кодекс Российской Федерации об административной ответственности : проект / П. И. Кононов, В. В. Лихарев, С. А. Старостин, В. А. Юсупов ; под общ. ред. А. А. Агеева. — М. : Проспект, 2016.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от02.06.2016)//Собраниезаконодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.
4. Козырева, Т. И. Административная ответственность в СССР / Т. И. Козырева,—М. : ВЮЗИ, 1973.
5. Оноколов, Ю. П. Главная цель административных наказаний — превенция административных правонарушений и преступлений / Ю. П. Оноколов //Административное право и процесс. — 2014. — № 8. — С. 38.
6. Павлова, Л. В. Предупреждение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на объектах железнодорожного транспорта (по материалам Московской железной дороги): монография / Л. В. Павлова. — Рязань : Академия ФСИН России, 2010.
7. Попов, В. И. Правовое и организационное обеспечение деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних : дис. ... канд. юрид. наук / В. И. Попов. — Екатеринбург, 2000.