УДК 343.851.5:351.749.6
ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА ПАВЛОВА,
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры административного и финансового права (Академия ФСИН России), е-шай: [email protected]
о совершенствовании организационных основ предупреждения правонарушений несовершеннолетних подразделениями по делам несовершеннолетних линейных отделов мвд россии на транспорте
Реферат: в статье рассмотрены некоторые аспекты совершенствования деятельности подразделений по делам несовершеннолетних линейных отделов МВД России на транспорте. Рост преступности несовершеннолетних на объектах железнодорожного транспорта обусловлен различными факторами. Отдельные причины, влияющие на степень роста подростковой преступности, кроются в недостатках организационных основ деятельности подразделений по делам несовершеннолетних, а также в отсутствии должного взаимодействия в профилактической работе между подразделениями по делам несовершеннолетних и другими субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Предложены меры, направленные на совершенствование организационных основ деятельности подразделений по делам несовершеннолетних, которые позволят осуществить наиболее эффективно предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на объектах железнодорожного транспорта.
Ключевые слова: правонарушение, безнадзорность, предупреждение, несовершеннолетние, линейные отделы МВД России на транспорте.
Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и приказом МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации», а также рядом других нормативных актов. Данные нормативно-правовые акты закрепляют, что подразделения по делам несовершеннолетних проводят различные виды работ, например, осуществляют индивидуальную профилактическую работу; выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном
© Павлова Л. В., 2016
порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Несмотря на принимаемые линейными отделами МВД России на транспорте меры, оперативная обстановка по линии борьбы с преступностью несовершеннолетних на транспорте остается сложной, что обязывает инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних решать ряд важных задач.
Рост преступности несовершеннолетних на объектах железнодорожного транспорта обусловливается различными факторами. Однако необходимо подчеркнуть, что одной из причин, влияющих на степень роста подростковой преступности, является отсутствие должного взаимодействия в профилактической и оперативно-розыскной работе между подразделениями по делам несовершеннолетних и отделениями уголовного розыска. Оперативный состав уголовного розыска обязан активно использовать имеющиеся в его распоряжении средства по предупреждению преступлений несовершеннолетних, пресечению деятельности преступных групп из числа подростков, выявлению и разоблачению организаторов и подстрекателей, а
также лиц, вовлекающих их в пьянство, наркоманию и иную антиобщественную деятельность. Для более успешного решения этой задачи сотрудники уголовного розыска должны прежде всего в совершенстве владеть оперативной обстановкой, быть осведомленными обо всех лицах, склонных к правонарушениям, и знать условия, способствующие их совершению. Можно предположить, что из-за отсутствия оперативной информации у оперуполномоченного уголовного розыска не было своевременно предотвращено значительное число преступлений. В связи с этим уголовному розыску необходимо принять меры к повышению уровня оперативной осведомленности о несовершеннолетних, ведущих антиобщественный образ жизни, причастных к подготовке и совершению преступлений на объектах железнодорожного транспорта. Такое взаимодействие позволит сотрудникам уголовного розыска и подразделениям по делам несовершеннолетних осуществить комплекс конкретных профилактических мероприятий, более полно и рационально использовать силы и средства органов внутренних дел и общественности.
Практика и статистика свидетельствуют о том, что почти все подростки, совершающие преступления на общественном транспорте, объединяются в группы по месту жительства, оперативное обслуживание которых осуществляют городские или районные органы внутренних дел. Как показывает наше исследование и практика, линейные отделы МВД России на транспорте проводят недостаточную работу по выявлению подростков, избравших объекты транспорта для свободного времяпрепровождения и совершения правонарушений [1, с. 65]. Подростки, которые склонны к совершению таких действий, в результате плохого взаимодействия между органами внутренних дел, государственными и общественными организациями длительное время не выявляются, и соответствующие меры к ним не применяются. Мы установили, что до совершения преступления на учете в органах внутренних дел состояли около 40 % несовершеннолетних, из них дети в возрасте 14-15 лет - свыше 20 %, 13-летних - 8 %. До совершения преступления полиции не были известны свыше 60 % подростков, ведущих антиобщественный образ жизни. Следует обратить внимание и на тот факт, что значительное количество привлеченных к ответственности несовершеннолетних состояло на учете в территориальных органах внутренних дел, в то же время органам внутренних дел на транспорте они были неизвестны, хотя большинство из них (77 %) проживало в микрорайонах или поселках, непосредственно прилегающих к полотну железной дороги [1, с. 85]. Это свидетельствует о несовершенстве профилактических учетов несовершенно-
летних в подразделениях линейных отделов МВД России на транспорте и в территориальных ОВД, а также на отсутствие между названными органами должного оперативного взаимодействия. Для линейных отделов МВД России на транспорте характерно, что несовершеннолетние правонарушители на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних не состоят. В соответствии с приказом МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» информация в отношении таких подростков направляется в территориальные органы внутренних дел, где они ставятся на учет, а профилактическая работа проводится с ними совместно.
Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - сложная и трудная работа, требующая исключительно высокого профессионального мастерства, широкого кругозора тех, кто ей занимается. Учитывая сложность процесса предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, считаем, что данными вопросами должны заниматься высококвалифицированные специалисты, знающие детскую психологию, умеющие правильно оценить жизненные ситуации, в которые они попадают, способные принять соответствующие меры в каждом конкретном случае. Из этого вытекает необходимость комплектования подразделений по делам несовершеннолетних линейных отделов МВД России на транспорте такими кадрами, которые способны по своим деловым качествам справляться с возложенными на них обязанностями. Следует проявлять постоянную заботу о совершенствовании их профессионального мастерства. Очень важно, чтобы рядом с молодежью работали умудренные опытом сотрудники, которые в качестве наставников помогали бы быстрее им освоить дело. Однако следует отметить, что в настоящее время продолжается практика размывания профессионального ядра инспекторского состава подразделений по делам несовершеннолетних линейных отделов МВД России на транспорте. Остается крайне высокой сменяемость сотрудников, работающих по линии несовершеннолетних. Наше исследование показало, что более 48 % личного состава инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних в Московском УВД на железнодорожном транспорте МВД России работают в службе менее трех лет. Профессиональная подготовка молодых сотрудников не обеспечивает эффективного выполнения возложенных на них задач и нуждается в совершенствовании [1, с. 89].
Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что государством не учитывается должным
образом особая важность проблемы профилактики преступности несовершеннолетних, ее исключительное значение для будущего нации. Для наиболее результативной работы по профилактике совершения правонарушений необходимо проработать организационно-штатные меры с целью укрепления кадрового состава подразделений по делам несовершеннолетних и искоренения негативной практики использования инспекторского состава в работе, не связанной с их прямыми обязанностями.
Следует отметить, что принимаемые меры подразделений по делам несовершеннолетних, направленные на предупреждение антиобщественного образа жизни несовершеннолетних, совершающих правонарушения на объектах железнодорожного транспорта, требуют совершенствования. На сегодняшний день отсутствует комплексный подход к решению рассматриваемой проблемы со стороны социальных, педагогических работников, представителей комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, организации должного взаимодействия с правоохранительными органами. Серьезным пробелом является отсутствие полной информации об этих подростках в службах и ведомствах, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Эти недостатки касаются всех субъектов профилактики. К сожалению, полного, результативного взаимодействия пока не достигнуто. Только при отлаженном механизме взаимодействия между субъектами профилактики будет возможно предупреждение безнадзорности в целом и совершения правонарушений несовершеннолетними на объектах железнодорожного транспорта в частности. Подразделения по делам несовершеннолетних линейных отделов МВД России на транспорте во взаимодействии с другими субъектами профилактики должны обеспечить более результативное проведение следующего рода мероприятий, которые позволят осуществить наиболее эффективно предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на объектах железнодорожного транспорта:
- проведение рейдов на объектах железнодорожного транспорта с целью выявления безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних на указанных объектах;
- проведение рейдов с целью выявления несовершеннолетних, совершающих правонарушения на объектах железнодорожного транспорта;
- своевременное выявление семей, ведущих антиобщественный образ жизни, в которых воспитываются дети;
- проведение с родителями бесед об их правах и обязанностях, закрепленных законодательством в области воспитания детей;
- проведение комплексных межведомственных профилактических операций на объектах железнодорожного транспорта;
- осуществление разъяснительной работы в образовательных учреждениях о вреде употребления наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, о недопустимости совершения правонарушений;
- развитие у несовершеннолетних взглядов о здоровом образе жизни;
- организация совместных спортивных мероприятий образовательными учреждениями и линейными отделами МВД России на транспорте;
- проведение индивидуальной профилактической работы как с несовершеннолетними, так и с родителями;
- использование средств массовой информации для пропаганды здорового образа жизни, опасности нахождения на объектах транспорта и безопасности движения транспорта;
- разработка специализированных сайтов для несовершеннолетних для размещения информации о безопасном и правопослушном поведении на объектах железнодорожного транспорта и др.
Лишь при налаженном взаимодействии со всеми субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних можно говорить о совершенствовании деятельности подразделений по делам несовершеннолетних линейных отделов МВД России на транспорте.
Список литературы
1. Павлова Л. В. Предупреждение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на объектах железнодорожного транспорта (по материалам Московской железной дороги) : монография. Рязань, 2010. 178 с.
LYUDMILA VLADIMIROVNA PAVLOVA,
phd in law, associate professor, head, administrative and financial law department (Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]
about enhancement of organizational bases of the minors offences prevention by divisions for minor linear departments of the ministry of internal affairs of russia on transport
Abstract: in the article some aspects of activities enhancement of divisions for minor linear departments of the Ministry of Internal Affairs of Russia on transport are considered. Rise in crime of minors on objects of a rail transport is caused by various factors. The separate reasons influencing extent of growth of teenage crime are lain in shortcomings of organizational bases of activities of divisions for minors, and also in lack of necessary interaction in scheduled maintenance between divisions for minors and other subjects of neglect prevention and offenses of minors. The author envisages some provisions of enhancement of organizational bases activities of divisions for minors. The measures directed to their enhancement which will allow performing most effectively the prevention of neglect and offenses of minors on objects of a rail transport are proposed.
Key words: offense, neglect, prevention, minors, linear departments of the Ministry of internal affairs of Russia on transport.
References
1. Pavlova L. V. Preduprezhdenie pravonarushenij, sovershaemyh nesovershennoletnimi na obektah zheleznodorozhnogo transporta (po materialam Moskovskoj zheleznoj dorogi) [The prevention of the offenses made by minors on objects of railway transport (on materials of the Moscow railroad)]. Ryazan, 2010. 178 p.
© Pavlova L. V., 2016