Научная статья на тему 'Административно-правовые средства принудительной помощи, реализуемые сотрудниками органов внутренних дел Республики беларусь'

Административно-правовые средства принудительной помощи, реализуемые сотрудниками органов внутренних дел Республики беларусь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
272
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АDMINISTRATIVE COERCION / MEASURES OF ADMINISTRATIVE COERCION / STATE BODIES / INTERNAL АFFAIRS BODIES (POLICE) / ADMINISTRATIVE AND PREVENTIVE MEASURES / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ПОЛИЦИЯ) / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лубенков Александр Владимирович.

В статье показаны особенности современных административно-правовых средств принудительной помощи, реализуемых сотрудниками органов внутренних дел Республики Беларусь. Указанные правовые средства рассмотрены с позиции юридического инструмента (средств) решения поставленных перед органами внутренних дел задач, что позволяет изучить последние не только в рамках норм административного и административно-процессуального права, но и с функциональной стороны и выяснить наиболее широкий комплекс их связей и закономерностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лубенков Александр Владимирович.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the features of modern administrative and legal means of preventive coercion implemented by employees of the internal Affairs bodies of the Republic of Belarus. The specified legal means are considered from the position of the legal tool (means) of the solution of the tasks set before law-enforcement bodies that allows to study the last not only within norms of administrative and administrative-procedural law, but also from the functional side and to find out the widest complex of their communications and laws.

Текст научной работы на тему «Административно-правовые средства принудительной помощи, реализуемые сотрудниками органов внутренних дел Республики беларусь»

А.В. Лубенков,

кандидат юридических наук, Могилевский институт МВД Республики Беларусь

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ПОМОЩИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ADMINISTRATIVE LEGAL MEANS OF PREVENTION OF COERCION IMPLEMENTED BY THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRS OF THE REPUBLIC OF BELARUS

В статье показаны особенности современных административно-правовых средств принудительной помощи, реализуемых сотрудниками органов внутренних дел Республики Беларусь. Указанные правовые средства рассмотрены с позиции юридического инструмента (средства) решения поставленных перед органами внутренних дел задач, что позволяет изучить последние не только в рамках норм административного и административно-процессуального права, но и с функциональной стороны и выяснить наиболее широкий комплекс их связей и закономерностей.

The article shows the features ofmodern administrative and legal means ofpreventive coercion implemented by employees of the internal Affairs bodies of the Republic of Belarus. The specified legal means are considered from the position of the legal tool (means) of the solution of the tasks set before law-enforcement bodies that allows to study the last not only within norms of administrative and administrative-procedural law, but also from the functional side and to find out the widest complex of their communications and laws.

Происходящие преобразования в правоохранительной сфере Беларуси характеризуются реформированием органов внутренних дел Республики Беларусь (далее — ОВД). Эта реформа представляется неполной, если не подвергнуть переосмыслению и переоценке отдельные правовые инструменты, с помощью которых ОВД решают поставленные перед ними задачи, не пересмотреть их систему. Принимая во внимание, что для выполнения возложенных на ОВД функций сотрудники ОВД наделены определенными принудительными полномочиями, большая часть которых закреплена в административном законодательстве, не вызы-

вает сомнения, что система применяемых ОВД административно-правовых средств принуждения обязательно должна быть подвергнута ревизии» [0. — С. 5].

«Развитие теоретико-правовых взглядов об административном принуждении, реализуемом ОВД, осуществляется на базе достижений советской правовой школы в рамках общей теории государственного принуждения и доктринального подхода к административному и административно-процессуальному праву с использованием таких общепризнанных категорий, как «институт административного принуждения», «меры административного

принуждения», «принудительные администра-тивно-правововые нормы». При таком подходе изучаются в основном нормы права, а содержание этого эффективного социально-правового инструмента остается малоизученным» [2. — С. 142].

Инструментальный подход к административному принуждению, применяемому ОВД, когда оно рассматривается как средство регуляции общественных отношений, позволил нам исследовать его с функциональной стороны, за рамками норм административного и административно-процессуального права, и выявить широкий комплекс связей и закономерностей, наиболее полно отражающих виды административно-правовых средств принуждения, реализуемых сотрудниками ОВД.

Под административно-правовыми средствами принуждения, реализуемыми сотрудниками ОВД, следует понимать комплекс детерминированных решаемыми органами внутренних дел задачами и выполняемыми ими функциями установленных законодательными административно-правовыми актами способов, внешне выражающихся в определенной форме государственно-властного воздействия уполномоченными на то сотрудниками органов внутренних дел на волю принуждаемого лица с целью неукоснительного приведения поведения последнего к установленному правовой нормой правилу независимо от его воли и желания.

Развитие теоретико-правовых взглядов на проблему классификации административно-правовых средств принуждения, реализуемых ОВД, осуществляется, во-первых, в эволюционно-прогрес-сивном направлении (от простых классификаций к более сложным и многогранным), во-вторых, в плоскости традиционного подхода, предполагающего систематизацию принудительных норм (мер) по различным основаниям, что в целом отражает происходившие преобразования национальных систем законодательства определенных государств. Однако при таком подходе, когда предметом научного осмысления являются принудительные административно-правовые нормы, а законодательство, их устанавливающее, согласно требованиям правоохранительной практики динамично совершенствуется с учетом национальных особенностей конкретной страны, представляется достаточно проблематичным четко отграничить принудительные административно-правовые нормы друг от друга и расположить их в определенных классификационных группах.

В свою очередь, при рассмотрении принудительной административно-правовой нормы через призму правового средства решения поставленных перед ОВД задач обнаруживается следующее: во-

первых, административно-правовые средства принуждения, реализуемые сотрудниками ОВД, представляют собой способы принудительного воздействия; во-вторых, сотрудники ОВД применяют следующие виды (группы) способов принуждения: способы профилактического принуждения, способы непосредственного принуждения, способы деликтно-процессуального принуждения, способы принудительной помощи; в-третьих, «одним из основных критериев, который обусловливает способ принудительного воздействия является цель применения конкретной меры» [0. — С. 65] в определенной правовой (жизненной) ситуации.

Таким образом, объединенные общей видовой (групповой) целью реализации конкретные административно-правовые средства принуждения являются административно-правовыми средствами профилактического принуждения, административно-правовыми средствами непосредственного принуждения, административно-правовыми средствами деликтно-процессуального принуждения, административно-правовыми средствами принудительной помощи.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что при классификации административно-правовых средств принуждения, реализуемых сотрудниками ОВД, необходимо использовать в качестве классификационного критерия не только способ решения поставленных перед ОВД задач, но и цель применения конкретных правовых средств для решения этих задач. «Мы убеждены в необходимости использования целевого предназначения административно-правовых средств принуждения при осуществлении их классификации, что позволит проводить дальнейшие сравнительные исследования всего комплекса административно-правовых средств принуждения с учетом особенностей их закрепления в различных национальных правовых системах» [2. — С. 141].

В зависимости от способа решения поставленных перед ОВД задач и целей применения конкретных административно-правовых средств принуждения для решения этих задач административно-правовые средства принуждения, реализуемые в деятельности ОВД, подразделяются на следующие виды: административно-правовые средства профилактического принуждения; административно-правовые средства непосредственного принуждения; административно-правовые средства деликтно-процессуального принуждения; административно-правовые средства принудительной помощи.

Первые три группы административно-правовых средств принуждения, реализуемых ОВД, в юридической литературе разработаны достаточно хорошо, четвертая — в недостаточной степени.

Российские исследователи обращают внимание на то, что «помощь представляет собой особый способ действий ОВД по решению поставленных перед ними задач, реализуемых ОВД путем осуществления по просьбе граждан, а в отдельных случаях — без их согласия, т. е. принудительно, необходимых и неотложных способов воздействия. Особенностью такой помощи является возможность ее оказания принудительно» [4. — С. 15].

Отечественный исследователь П. П. Сербун констатирует необходимость, полезность и тенденцию к расширению применения ОВД помощи, но не называет способы ее оказания (конкретные правовые средства) [5. — С. 107—108]. Российские ученые В. М Манохин, Ю. С. Адушкин и З. А. Ба-гишев выделили «группу полномочий милиции в отношении граждан, которые носят характер помощи, содействия гражданам в реализации ими своих прав и интересов». К таким полномочиям авторы отнесли: «оказание помощи гражданам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном состоянии, опасном для их здоровья и жизни; прием и регистрацию заявлений, сообщений и иной информации о правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременное принятие мер по ним; выдачу разрешений и открытие функционирования объектов; охрану на основе договоров имущества граждан; обеспечение паспортно-визового режима; получение сведений, справок, документов и их копий» [6. — С. 399]. К. С. Бельский среди мер такой помощи выделяет: «помощь милиции гражданину в случае угона его автомашины; помощь в розыске родственников; помощь в поиске необходимого адреса» [7. — С. 609, 613]. Д. В. Осинцев к средствам «административного содействия» правоохранительных органов Российской Федерации относит: «разработку и выполнение программ защиты прав и свобод человека, охраны правопорядка; организацию федеральной миграционной службы» [8. — С. 150—167]. Он акцентирует внимание на «административном содействии», потому что в русском языке «помощь» толкуется как «содействие, поддержка, участие в чем-либо» [9. — С. 285].

Вышеуказанное свидетельствует о существовании самостоятельного вида административно-правовых средств принуждения, реализуемых ОВД, которые имеют характер помощи (содействия).

Анализ юридической литературы и законодательства позволяет выделить признаки административно-правовых средств принудительной помощи, реализуемых сотрудниками ОВД, к которым можно отнести следующие:

- цель реализации — защита интересов нуждающихся и общества;

- оказание помощи ОВД может быть осуществлено с привлечением иных органов, в том

числе негосударственных (использование возможностей церкви, молодежных организаций, центров социальной адаптации освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы, пунктов регистрации лиц без определенного места жительства, различных общественных формирований);

- помощь ОВД не всегда вытекает из должностных обязанностей конкретного сотрудника ОВД; фактическое неисполнение сотрудником ОВД возложенных на него обязанностей по должности (нахождение в отпуске, болезнь и т. п.) не является основанием для неоказания помощи;

- оказание помощи зависит от условий, в которых данные полномочия ОВД могут быть реализованы, в связи с этим оказание помощи не является постоянным и безусловным;

- помощь ОВД — это специальное правовое средство достижения правоохранительных целей и решения правоохранительных задач ОВД;

- рассматриваемая помощь оказывается специфическими органами исполнительной власти, созданными для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, наделенными надзорно-принудительными полномочиями, — ОВД, в связи с чем ее оказание носит общий и непрерывный характер; иные правоохранительные органы, выполняющие функции по обеспечению обороны и государственной безопасности, непосредственно не содействуют конкретным лицам, поскольку целью их деятельности является защита конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности государства;

- в отличие от других видов государственной помощи помощь ОВД имеет принудительный характер, и на ее оказание не требуется согласия того, кому она оказывается (например, первая помощь пострадавшему от правонарушения, пострадавшему от действий сотрудника ОВД, помощь в трудоустройстве и социальной адаптации лицам, вернувшимся из мест лишения свободы);

- помощь ОВД является некоммерческой;

- реализация помощи ОВД осуществляется в рамках конкретного правоотношения при наличии определенных законом юридических фактов, что, в свою очередь, требует нормативного определения понятия «помощь органов внутренних дел», определения перечня и классификации средств ее оказания, регламентации оснований, цели и порядка их реализации (в Российской Федерации решение данной проблемы связывали с принятием самостоятельного федерального закона, регулирующего оказание помощи) [4. — С. 18].

Административно-правовые средства принудительной помощи, реализуемые сотрудниками ОВД, многообразны и неоднородны по своему внутреннему содержанию, что позволяет их классифицировать. К административно-правовым средствам принудительной помощи медицинского характера, реализуемым сотрудниками ОВД, следует отнести:

- использование в случаях, не терпящих отлагательств, транспортных средств и средств связи, принадлежащих гражданам или организациям, для доставки в организации здравоохранения нуждающихся;

- оказание медицинской помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев и находящимся в беспомощном или опасном для жизни и здоровья состоянии (остановка кровотечения, наложение шины при переломах, введение обезболивающих и иных медицинских препаратов).

К административно-правовым средствам иной принудительной помощи, реализуемым сотрудниками ОВД, относятся:

- информационно-разъяснительная работа, в том числе во взаимодействии с иными органами государства;

- спасение граждан, их имущества при авариях, катастрофах, пожарах и других чрезвычайных ситуациях;

- охрана имущества, оставшегося без присмотра в результате аварий, катастроф, пожаров и других чрезвычайных ситуаций;

- содействие устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

- проведение иных аварийно-спасательных и неотложных работ;

- обеспечение сохранности найденных и сданных в ОВД объектов, а также установление их владельцев и возврат таких объектов;

- содействие в бытовом и трудовом устройстве различных категорий граждан, состоящих на учетах в ОВД;

- оказание иной необходимой помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев (перенесение пострадавшего в безопасное место, вызов специальных служб самостоятельно или через оперативного дежурного, оказание материальной помощи, содействие приобретению одежды).

Среди рассматриваемых административно-правовых средств принудительной помощи, реализуемых сотрудниками ОВД, можно выделить и средства охраны. Речь в данном случае идет о том, что при их реализации сотрудники ОВД обеспечивают порядок и безопасность, осуществляя тем самым содействие соответствующим органам и должностным лицам. Это, например, госпитализация инфекционных больных, ранее осуществляемая в соответствии с ч. 4 ст. 37 Закона «О санитарно-эпидемиче-ском благополучии населения» [10], а также обязательные медицинские осмотры; профилактические прививки; обязательное медицинское освидетельствование на предмет выявления вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции); принудительное выселение из жилого помещения (ст. 38 Жилищного кодекса Республики Беларусь) [11] и др. Однако и в современном административном законодательстве четко не регламентирована законодательными актами реализация определенными должностными лицами ОВД подобных административно-правовых средств принуждения.

Анализ и обобщение особенностей административно-правовых средств принудительной помощи, реализуемых сотрудниками ОВД, позволяет сформулировать их определение. Административно-правовые средства принудительной помощи, реализуемые сотрудниками ОВД, — это предусмотренные административно-правовыми нормами способы охранительного, медицинского и иного необходимого характера, реализация которых позволяет ОВД безусловно содействовать субъектам в реализации их прав и возложенных на них обязанностей.

Выявление особенностей административно-правовых средств принудительной помощи, реализуемых сотрудниками ОВД, будет способствовать совершенствованию правового регулирования их закрепления, а также полноценному использованию их в практической деятельности ОВД.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лубенков А. В. Административное принуждение в деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь по охране общественного порядка / под ред. Т. В. Телятицкой. — Минск : Право и экономика, 2013. — 150 с.

2. Лубенков А. В., Макарейко Н. В., Субботин А. М., Правовая доктрина Российской Федерации и Республики Беларусь об административном принуждении, реализуемом органами внутренних дел А. М. Субботин. — Минск : Право и экономика, 2017. — 165 с.

3. Каплунов А. И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: системно-правовой анализ : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.14. — М., 2005. — 498 л.

4. Бельский К. С., Елисеев Б. С., Кучеров И. И. О системе специальных методов полицейской деятельности И. И. Кучеров // Государство и право. — 2003. — № 4. — С. 11—18.

5. Сербун П. П. Метод оказания помощи — превалирующий в предупреждении преступлений // Проблемы развития образования, юридической науки : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 45-летию Акад. МВД Респ. Беларусь, Минск, 24—25 марта 2003 г. / Акад. МВД Респ. Беларусь ; под общ. ред. И. И. Басец-кого. — Минск, 2003. — С. 107—108.

6. Манохин В. М., Адушкин Ю. С., Баги-шаев З. А. Российское административное право : учебник — М. : Юристъ, 1996. — 472 с.

7. Бельский К. С. Полицейское право : лекц. курс. — М. : Дело и Сервис, 2004. — 814 с.

8. Осинцев Д. В. Методы административно-правового воздействия. — СПб. : Юрид. центр Пресс, 2005. — 278 с.

9. Словарь русского языка : в 4 т. / Акад. наук СССР, Ин-т рус. яз. — 3-е изд., стер. — М. : Рус. яз., 1985—1988. — Т. 3. — 1987. — 749 с.

10. О санитарно-эпидемическом благополучии населения : закон Респ. Беларусь, 23

нояб. 1993 г., № 2583-XII : в ред. Закона Респ. Беларусь от 28.12.2009 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 07.06.2000. — 52, 2/172.

11. Жилищный кодекс Республики Беларусь: 22 марта 1999 г., № 248-З : принят Палатой представителей 18 дек. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 8 февр. 1999 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 16.04.1999. — 28, 2/23.

REFERENCES

1. Lubenkov A. V. Administrativnoe prinuzhde-nie v deyatelnosti organov vnutrennih del Respubliki Belarus po ohrane obschestvennogo poryadka / pod red. T. V. Telyatitskoy. — Minsk : Pravo i ekonomika, 2013. — 150 s.

2. Lubenkov A. V., Makareyko N. V., Subbotin A. M., Pravovaya doktrina Rossiyskoy Fed-eratsii i Respubliki Belarus ob administrativem prinuzhdenii, realizuemom organami vnutrennih del A. M. Subbotin. — Minsk : Pravo i ekonomika, 2017. — 165 s.

3. Kaplunov A. I. Administrativnoe prinuzhde-nie, primenyaemoe organami vnutrennih del: sis-temno-pravovoy analiz : dis. ... d-ra yurid. nauk : 12.00.14. — M., 2005. — 498 l.

4. Belskiy K. S., Eliseev B. S., Kucherov I. I. O sisteme spetsialnyih metodov politseyskoy deyatelnosti I. I. Kucherov // Gosudarstvo i pravo. — 2003. — № 4. — S. 11—18.

5. Serbun P. P. Metod okazaniya pomoschi — prevaliruyuschiy v preduprezhdenii prestupleniy // Problemyi razvitiya obrazovaniya, yuridicheskoy nauki : materialyi mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyasch. 45-letiyu Akad. MVD Resp. Belarus,

Minsk, 24—25 marta 2003 g. / Akad. MVD Resp. Belarus ; pod obsch. red. I. I. Basetskogo. — Minsk, 2003. — S. 107—108.

6. Manohin V. M., Adushkin Yu. S., Bagishaev Z. A. Rossiyskoe administrativnoe pravo : uchebnik — M. : Yurist', 1996. — 472 s.

7. Belskiy K. S. Politseyskoe pravo : lekts. kurs. — M. : Delo i Servis, 2004. — 814 s.

8. Osintsev D. V. Metodyi administrativno-pravovogo vozdeystviya. — SPb. : Yurid. tsentr Press, 2005. — 278 s.

9. Slovar russkogo yazyika : v 4 t. / Akad. nauk SSSR, In-t rus. yaz. — 3-e izd., ster. — M. : Rus. yaz., 1985—1988. — T. 3. — 1987. — 749 s.

10. O sanitarno-epidemicheskom blagopoluchii naseleniya : zakon Resp. Belarus, 23 noyab. 1993 g., № 2583-XII : v red. Zakona Resp. Belarus ot 28.12.2009 g. // Nats. reestr pravovyih aktov Resp. Belarus. — 07.06.2000. — 52, 2/172.

11. Zhilischnyiy kodeks Respubliki Belarus: 22 marta 1999 g., № 248-Z : prinyat Palatoy pred-staviteley 18 dek. 1998 g. : odobr. Sovetom Resp. 8 fevr. 1999 g. // Nats. reestr pravovyih aktov Resp. Belarus. — 16.04.1999. — 28, 2/23.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Лубенков Александр Владимирович. Заместитель начальника кафедры административной деятельности факультета милиции. Кандидат юридических наук.

Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

E-mail: Lav-3@tut.by

Республика Беларусь, 212011, г. Могилев, ул. Крупской, 67.

Lubenkov Alexander Vladimirovich. Deputy head of the chair of Administrative Activity of the Police Faculty. PhD in Law.

Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus.

E-mail: Lav-3@tut.by

Work address: Republic of Belarus, 212011, Mogilev, Krupskaya Str., 67.

Ключевые слова: административное принуждение; меры административного принуждения; государственные органы; органы внутренних дел (полиция); административно-профилактические меры.

Key words: аdministrative coercion; measures of administrative coercion; state bodies; internal аffairs bodies (police); administrative and preventive measures.

УДК 342.9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.