Научная статья на тему 'Административно-правовое регулирование защиты и восстановления прав несовершеннолетних лиц органами опеки и попечительства'

Административно-правовое регулирование защиты и восстановления прав несовершеннолетних лиц органами опеки и попечительства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1524
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕКА / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ / ИЗЪЯТИЕ ДЕТЕЙ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СУДЕ / GUARDIANSHIP / CUSTODY / PROTECTION OF CHILDREN'S RIGHTS / THE REMOVAL OF CHILDREN / REPRESENTING THE INTERESTS OF MINORS IN COURT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беженцев Александр Анатольевич

В статье рассмотрена деятельность органов опеки и попечительства, которые осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства; даны научные рекомендации по оптимизации административной деятельности рассматриваемых органов и увеличению степени их государственно-властных и исполнительно-распорядительных полномочий в современный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and juridical regulation of protection and restoration of the rights of minors by guardianship authorities

This scientific article deals with the activity of the guardianship authorities who take measures for protection of personal and property rights of minors in need of state aid. Scientific recommendations for optimizing the administrative operations considered organs and increasing of the level of their government and executive powers in the modern period are given.

Текст научной работы на тему «Административно-правовое регулирование защиты и восстановления прав несовершеннолетних лиц органами опеки и попечительства»

о (M

LO

eq

Административное право и административная деятельность

8 -

3 -

и -

£ УДК 351.74

И А. А. Беженцев

БЕЖЕНЦЕВ Александр Анатольевич

^ Заместитель начальника кафедры административной деятельности органов внутренних дел

§ Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент

^ Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1

я Тел.: 8 (812) 730-25-81 Электронная почта: adovd@mail.ru

BEZHENTSEV Alexander Anatolievich

Deputy chief chair of administrative activity agencies of the internal affairs of the Saint-Petersburg University

« Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Candidate of Juridical Sciences, Docent

fn Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str. 1

£ Ph.: +7 (812) 730-25-81 Email: adovd@mail.ru

\o

g Административно-правовое регулирование защиты и восстановления прав

'"V несовершеннолетних лиц органами опеки и попечительства

«

s

U Administrative and juridical regulation of protection and restoration of the rights of minors

s by guardianship authorities

s

H

^ В статье рассмотрена деятельность органов опеки и попечительства, которые осуществляют меры по защите личных

и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства; даны научные рекомендации по оптимизации административной деятельности рассматриваемых органов и увеличению степени их государственно-властных и исполнительно-распорядительных полномочий в современный период.

Ключевые слова: опека, попечительство, защита прав детей, изъятие детей, представительство интересов несовершеннолетних в суде.

This scientific article deals with the activity of the guardianship authorities who take measures for protection of personal and property rights of minors in need of state aid. Scientific recommendations for optimizing the administrative operations considered organs and increasing of the level of their government and executive powers in the modern period are given.

Keywords: guardianship, custody, protection of children's rights, the removal of children, representing the interests of minors in court.

Ощутимый вклад в профилактику безнадзорности, административных и других правонарушений, совершаемых подростками, вносят органы опеки и попечительства, которые осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства. Как справедливо отмечает в своих исследованиях Л.Ю. Михеева, «каждый, кто не способен самостоятельно принять меры к самосохранению, имеет право на социальную заботу. Органы государства обязаны выявлять таких лиц, а также обеспечивать предоставление им заботы за их счёт или за счёт других лиц, указанных в законе. При отсутствии такой возможности помощь и содержание управомоченному лицу обязано предоставить государство. Государство поощряет благотворительную деятельность, создаёт условия для осуществления социальной заботы отдельными гражданами и организациями » [2, с. 132].

Опека и попечительство представляют собой форму устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет) посредством назначения органом опеки и попечительства граждан - опекунов или попечителей. Опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Попечители обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 ГК РФ.

Задачами государственного регулирования административной деятельности по опеке и попечительству являются:

- обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

- защита прав и законных интересов подопечных, т.е. граждан, в отношении которых установлены опека или попечительство;

- обеспечение достойного уровня жизни подопечных;

- обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;

- обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности [3] .

Среди задач территориальных органов опеки и попечительства следует назвать обеспечение оптимальных условий жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, осуществление контроля за их содержанием, воспитанием и образованием; защиту личных неимущественных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних; защиту личных неимущественных и имущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными, и дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.

Для решения указанных задач в отношении лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, органы опеки и

попечительства выполняют следующую административную деятельность:

- организуют выявление детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, в т.ч. безнадзорных детей, не имеющих места жительства или места пребывания;

- устанавливают и прекращают опеку и попечительство над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей;

- ведут учёт лиц, в отношении которых установлена опека или попечительство;

- принимают решение о помещении ребенка в воспитательное учреждение, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или приемную семью;

- осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, подготавливают материалы, необходимые для назначения опекуна или попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна или попечителя от выполнения возложенных на них обязанностей;

- принимают решения о назначении или об отстранении опекуна или попечителя;

- производят выплату денежных средств на содержание подопечных в порядке и размере, установленном законодательством Российской Федерации;

- в установленном законом порядке осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов несовершеннолетних подопечных в случае ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей, в т.ч. использования ими опеки и попечительства в корыстных целях, а также в случае оставления несовершеннолетнего подопечного без надзора и необходимой помощи;

- выдают разрешения опекунам, попечителям и управляющим имуществом на расходование доходов не достигшего совершеннолетия подопечного, в т.ч. доходов, причитающихся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно;

- осуществляют должный контроль за действиями опекунов и попечителей, управляющих имуществом не достигших восемнадцатилетнего возраста подопечных; дают разрешение опекунам совершать, а попечителям - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в т. ч. обмену или дарению имущества подопечного, сдачи его в наём (аренду), в безвозмездное пользование или залог, сделок, вле-кущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выделение из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного;

- принимают меры по защите жилищных прав подопечных и несовершеннолетних и по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством;

- участвуют в судебных заседаниях по делам несовершеннолетних подопечных в случаях, предусмотренных законодательством;

- проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми, привлекают общественность к работе органов опеки и попечительства.

Однако в своей работе при выполнении вышеуказанных действий органы опеки и попечительства сталкиваются с затруднениями в деятельности административно-правового характера. Попытаемся описать проблемные моменты организации работы органов опеки и попечительства, на которые, с нашей точки зрения, важно обратить пристальное внимание, и предложим пути решения данных проблем.

1. В целях уменьшения административных правонарушений, преступлений со стороны совершеннолетних лиц в отношении малолетних детей (в данном контексте речь идёт о ненадлежащем выполнении матерями и отцами обязанностей по надлежащему содержанию детей в виде оставления их в опасности для жизни или здоровья) для более тесного скоординированного взаимодействия полиции и органов опеки и попечительства требуется унифицировать график работы служащих муниципальных органов опеки и попечительства и инспекторов полиции по делам несовершеннолетних.

В соответствии с требованиями, изъятие малолетних и детей, находящихся в опасном для их жизни или здоровья С состоянии (ребёнок находится без воды, еды, одежды) Н с места проживания, в случаях, когда их родители состоят к на профилактическом учёте с заведением учётно-профи- ^ лактических карточек в подразделениях полиции по делам н несовершеннолетних, и помещение детей в организации т здравоохранения, детские дома, социально-реабилитацион- п ные центры, приюты, школы-интернаты возможно только е в присутствии работника органа опеки и попечительства е и с его письменного разрешения, которое заверяется под- б писью в акте об изъятии ребенка от родителей. Но график р работы органов опеки и попечительства (преимущественно С с 9:00 до 18:00 пять рабочих дней в неделю за исключением о выходных и праздничных дней) не совпадает с режимом ° работы сотрудников подразделений полиции по делам несо- Н вершеннолетних, которые несут службу по установленному и руководителем на месяц графику,

(первая смена с 9:30 до 18:15, вторая смена с 15:00 до 23:00). с Кроме того, инспекторы по делам несовершеннолетних по т очереди работают в выходные и праздничные дни. Т

Посещение неблагополучных семей по месту жи- ¡3 тельства для проверки социально-опасного положения В малолетних детей, исходя из принципа целесообразности, Д проводятся полицейскими преимущественно в вечернее р время, а временами и в выходные, праздничные дни, но за- ° бирать несовершеннолетнего мальчика или девочку из семьи и с целью защиты его жизни и здоровья без работников муни- 3 ципальных органов опеки и попечительства недопустимо.

Следовательно, для улучшения деятельности по з защите прав и свобод несовершеннолетних, мы считаем 5 целесообразным уточнить график работы представителей ¡з органов опеки и попечительства сделав его идентичным о времени несения службы инспекторов полиции по делам 7 несовершеннолетних.

2. Представителями детей от имени государства в судебных инстанциях при судебной защите их прав и законных интересов (в тех случаях, когда решается вопрос о лишении родительских прав) могут быть исключительно органы опеки и попечительства. Подготовленный с помощью полиции материал на родителей, неблагоприятно влияющих на своих малолетних детей и не выполняющих зафиксированных в Конституции Российской Федерации обязанностей по их содержанию, воспитанию и обучению, предоставляется в суд но в некоторых случаях судья, под влиянием уговоров отца или матери несовершеннолетнего, принимает решение не лишать их родительских прав. В семье же для ребенка, как правило, всё остается по-прежнему.

Неблагополучный адрес, однако, остаётся на контроле. Работники муниципального органа опеки и попечительства регулярно его посещают, а при повторении жестокого обращения с детьми вновь собирают пакет документов на лишение родительских прав и вторично подают материалы в суд.

Считаем недопустимыми случаи, когда документы в суд направляются три и более раз, а решение о лишении родительских прав суд по некоторым причинам так и не принимает. Продуктивность деятельности работников органов опеки и попечительства в данном случае минимальна.

С целью исключения подобных ситуаций целесообразно надстроить ст. 69 (Лишение родительских прав) Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-Ф3 факультативной диспозицией. Нам видится, что перечень случаев, когда родители (или один из них) могут быть лишены родительских прав, должен быть дополнен следующим образом: «родителями, привлечёнными, после направления материалов в суд на лишение родительских прав, более двух раз к административной ответственности по ст. 5.35. КоАП РФ». Дополнительно подчеркнём, что и родители, зная, что в случае привлечения их три раза к административной ответственности по указанной статье административного законодательства они непременно по императивной норме кодифицированного правового акта будут лишены родительских прав, возможно, задумаются, и весьма вероятно, отчасти изменят образ жизни в сторону законопослушного поведения.

3. По КоАП РФ, органы опеки и попечительства не могут рассматривать дела об административных правонарушениях, а на практике и не являются субъектами, которые

Административное право и административная деяте;

^ имеют право составлять протоколы об административных о правонарушениях в отношении родителей (законных представителей), ненадлежащим образом исполняющих или не сС исполняющих конституционные обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов ^ детей. Это относится и к протоколам об административных 3 правонарушениях на родителей (законных представителей), § втягивающих не ребёнка в распитие пива и напитков, изго-^ тавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурма-Рн нивающих веществ. Несмотря на то, что работники органов опеки и попечительства обязаны посещать места жительства Э неблагополучных семей и у них часто есть основания и реальная возможность для составления протокола об адми-н нистративном правонарушении, эта функция не закреплена н в их должностных обязанностях, у них нет бланков про-^ токолов об административных правонарушениях, отсутст-и вуют книги учёта составленных административных протоколов, нет отделов делопроизводства для их своевременного рУ переправления в комиссии по делам несовершеннолетних и о защите их прав. В настоящее время указанная деятельность о на практике в полном объёме возложена на подразделения и полиции.

^ Для упорядочения административной деятельности

«з органов опеки и попечительства и повышения их государст-<и венно-властных и исполнительно-распорядительных полночи мочий, с нашей точки зрения, требуется расширить феде, ральное и ведомственное законодательство, предоставив ¡2 органам опеки и попечительства возможность составлять по ® определённым статьям КоАП РФ протоколы на родителей, и отрицательно влияющих на детей. Это приведёт к повыше-чч нию эффективности работы органов опеки и попечительства Я по защите неотъемлемых конституционных прав, свобод и ^ законных интересов детей.

И 4. В целях о бъединения усилий всех субъектов систе-

мы профилактики правонарушений несовершеннолетних, в том числе органов опеки и попечительства, повышения координации их совместной административной деятельности мы предлагаем создать дополнительные единые, федеральные банки данных по проблемам защиты прав детей и превенции их деликтов. К настоящему моменту созданы и действуют федеральные базы данных, например, по лицам, совершившим административные правонарушения, по розыску преступников, однако они аккумулируют информацию обо всех лицах, как несовершеннолетних, так и взрослых. Учитывая недостаточную техническую оснащённость отдельных отделов полиции, низкую скорость передачи данных, получение информации из данных баз отнимает немало времени, а для сотрудников отдаленных от дежурных частей на несколько сотен километров участковых пунктов полиции и служебных помещений инспекторов по делам несовершеннолетних оперативно получить из банка данных сведения вообще не представляется возможным. В помещениях органов опеки и попечительства, органов управления социальной защитой населения, федеральных органах государственной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, органах по делам молодёжи, органах управления здравоохранением, органах службы занятости - в этих структурах банков данных и информационно-поисковых систем органов внутренних дел нет вообще.

Для наращивания эффективности административной деятельности именно в сегменте подростковых правонарушений, предлагаем создание банков данных, которыми круглосуточно смогут воспользоваться все государственные субъекты системы профилактики правонарушений, перечисленные в ст. 4 федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в т.ч. и органы опеки и попечительства.

Данные базы данных надлежит разрабатывать одной отечественной компанией, которая выиграет тендер на единый блок банков данных по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Ввиду этого они должны иметь сходный интерфейс, позволяющий по обучению и освоению работы на одной программе освоить все остальные. Мы призываем создать следующие информационно-аналити-

ческие системы - федеральные электронные базы данных с проектными наименованиями.

«Розыск несовершеннолетних» - в этом банке данных должны храниться сведения о пропавших без вести детях с указанием даты, времени и обстоятельств, при которых они исчезли, примет пропавших, одежды, которая была на них, сведений о том, уходили ли они раньше из дома.

«Несовершеннолетние на учете с заведением учетно-профилактических дел» - предлагаемая автоматизированная информационно-поисковая система может сохранять основания, для постановки на профилактический учёт несовершеннолетнего правонарушителя, сведения об установочных данных несовершеннолетнего, информацию обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего, характеристику семьи, план индивидуальной профилактической работы, связи и характер их влияния, информацию, характеризующую подростка, профилактические мероприятия, инфор-мацию о снятии несовершеннолетнего с учёта в подразделении полиции по делам несовершеннолетних.

«Несовершеннолетние на учёте с заведением учёт-но-профилактических карточек» - в предлагаемом банке данных необходимо сосредотачивать те же сведения, что и в предыдущем, только категория лиц, состоящих на учёте, будет не из ст. 50, а из ст. 49 «Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации», утверждённой приказом МВД России № 845 от 15 октября 2013 г.

«Семьи в социально опасном положении» - в этой базе данных должна собираться информация о неблагополучных семьях, поставленных на учёт в подразделениях по делам несовершеннолетних. Оболочка программы должна иметь графы с гиперссылками, содержащими сведения о дате постановки родителя на учёт, информации, характеризующей основание постановки, количестве детей в семье, социальную и бытовую характеристики на семью, информацию из медицинских организаций, образовательных организаций, социального обслуживания, других органов и учреждений, информацию об образе жизни состоящего на профилактическом учёте родителя, характеристики с места работы, жительства, меры профилактического воздействия, применяемые инспекторами по делам несовершеннолетних, иные сведения, характеризующие семьи, находящиеся в социально опасном положении.

«Группы несовершеннолетних противоправной направленности» - здесь требуется отображать сведения, как и в базах данных, содержащих информацию по учётам в подразделениях по делам несовершеннолетних, однако акцент необходимо делать на сведениях, характеризующих группу: её лидер, роль участников, схема оповещения, места и периодичность сбора, связи группы, направленность неправомерной деятельности.

«Несовершеннолетние иностранные граждане» - в данной базе должна быть сосредоточена подробная информация обо всех несовершеннолетних мигрантах, попавших в поле зрения правоохранительных органов, как находящихся на территории Российской Федерации, так и уже выехавших за её пределы. Информация должна раскрывать время прибытия и убытия с территории России, цель приезда, знание русского языка, особенности нахождения на территории нашей страны, лиц, сопровождающих несовершеннолетнего, основание попадания в поле зрения правоохранительных органов, преступления и правонарушения, совершённые на родине, членство в запрещенных организациях.

«Административные правонарушения несовершеннолетних» - в рассматриваемой информационно-аналитической системе аккумулируются сведения о привлечённых к административной ответственности несовершеннолетних, достигших шестнадцати лет.

Схожим образом, очень подробно, только в отношении несовершеннолетних, привлечённых судом к уголовной ответственности, можно оформить информационно-аналитическую поисковую электронную систему «Преступления несовершеннолетних». Ещё возможно создание электронных банков данных «Опека и попечительство несовершеннолетних» по несовершеннолетним, находящимся под опекой, попечительством, патронажем, «Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей» - по подросткам, помещаемым в центры, «Спецшкола» - по детям,

направленным в специальные образовательные организации открытого и закрытого типа.

Все имеющие доступ к данным хранилищам данных сотрудники и служащие системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, в т.ч. и органов опеки и попечительства, должны входить в них только под своим уникальным паролем. Вход может быть зашифрован с использованием персонального электронного пароля и мобильного телефона, как это предложено в системе «Сбербанк Онлайн», это может быть уникальный носимый кодовый ключ, который необходимо прикладывать к стационарному или мобильному компьютерному устройству. Это позволит идентифицировать пользователя и минимизирует возможность использования автоматизированных информационно-поисковых систем в неправомерных целях третьими лицами.

Для обновления предлагаемых развёрнутых информационно-аналитических, поисковых баз данных по линии превенции правонарушений несовершеннолетних в штабном подразделении территориального органа внутренних дел необходимо выделить минимум одну аттестованную должность. Данный сотрудник будет вносить и изменять по мере необходимости всю информацию от всех работников и сотрудников, имеющих доступ к данным базам. В информационных центрах органа внутренних дел во всех субъектах Российской Федерации должны быть созданы отделения по анализу информации о правонарушениях несовершеннолетних, которые бы обобщали и верифицировали информацию, полученную из подразделений полиции городов, районов, районов в городах, муниципальных образований. В Главном информационно-аналитическом центре МВД России должен оформиться отдел по анализу информации о правонарушениях несовершеннолетних, концентрирующий сведения по всей России. Идеальный вариант на перспективу - ежедневное обновление всех электронных банков данных на всей территории Российской Федерации.

5. Необходимо разработать и запустить новый круглосуточный федеральный образовательно-познавательный телеканал на русском языке «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Телеканал должен быть похожим на иные просветительские, такие как указаны ниже.

Вместе-РФ - телеканал Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в эфире которого идут прямые трансляции заседаний, освещается мнение авторитетных ньюсмейкеров, новости регионов и зарубежных парламентов, транслируются обучающие и научно-популярные программы.

Просвещение ТВ - национальный телеканал на русском языке об образовании и воспитании молодого поколения, цель которого - оказывать влияние на характер развитие социума в целом и на каждого человека в отдельности, на его моральные, эстетические и нравственные ценности, вдохнуть жизненные силы в образовательные и воспитательные процессы общества, помочь молодым людям, часто дезориентированным или принявшим неверные жизненные ориентиры, найти себя и самореализоваться.

Первый образовательный - круглосуточный общероссийский образовательный телеканал, представляющий передачи собственного производства: «Мир образования», «Музеи России», «События культурной жизни», «Фестиваль российской науки».

Основу эфира новообразованного телеканала «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» должен составлять качественный контент

собственного производства, над которым должен работать и большой авторский коллектив профессионалов по вопро- С сам превенции деликтов подрастающего поколения, в т.ч. Н и представители органов опеки и попечительства. Канал к должен регулярно предоставлять зрителям эксклюзивную ^ возможность следить за главными событиями в области н профилактики безнадзорности и правонарушений несовер- т шеннолетних круглосуточно в режиме реального времени. п Телеканал должен осуществлять онлайн-трансляции е заседаний Федерального Собрания Российской Федерации, Й где на чтениях обсуждаются законопроекты по вопросам б предупреждения правонарушений несовершеннолетних, р совещания рекомендуемого к появлению в Правительстве С Министерства по профилактике правонарушений несовер- о шеннолетних Российской Федерации, заседания Правитель- ° ственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите Н их прав, комиссий по делам несовершеннолетних субъектов и Федерации, совещания органов опеки и попечительства. е Предлагаемый национальный телеканал должен С иметь сетку вещания из информационно-познавательных, т образовательных телепередач педагогической, социальной, Т психологической, правоохранительной направленности по линии превенции асоциального поведения молодежи, по В популяризации получения подростками образования, здо- Д рового образа жизни, активных занятий спортом, о вреде р употребления табака, спиртных напитков, наркотических ° средств. и

В своей работе создатели общероссийского телеканала 3 «Профилактика безнадзорности и правонарушений несо- ¡3 вершеннолетних» должны применять самые современные з аудиовизуальные технологии и средства. Среди них обя- 5 зательно должны быть тепловизорные и сверхскоростные ¡з камеры, с помощью которых телеканал сможет добиться о специальных эффектов и заинтересовать не только специ- 7 алистов, но и молодых зрителей.

Итак, политика государства в области профилактики и пресечения безнадзорности, беспризорности, бродяжничества и административных правонарушений и преступлений лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, и защите их прав представляет собой деятельность федеральных органов государственной власти, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, структурно составляющих данную систему превенции, которая направлена на максимальное обеспечение защиты интересов молодежи, создание подходящих условий для её беспроблемного вхождения в культурную и общественно-экономическую жизнь нашего социума, недопущение безнадзорности и административных правонарушений несовершеннолетних лиц.

Элементы модернизации организации и деятельности системы профилактики административных и иных подростковых правонарушений требуют, в первую очередь, полного очерчивания стоящих перед органами рассматриваемой системы задач в современных условиях, строгой фиксации ключевых направлений деятельности. Помимо этого, требуется оформление эффективного механизма их реализации, подкреплённого необходимыми административно-правовыми, ресурсно-техническими и общественно-бытовыми условиями и гарантиями. В этой связи первоочередной задачей является объединение деятельностных норм существующих правовых документов и принятие дополнительных нормативно-правовых актов, их изучение сотрудниками органов и учреждений системы профилактики молодёжных правонарушений и умелое использование их предписаний в правоприменительной деятельности.

Список литературы

1. Бекетов, О. И., Давыдов, Ю. В. О понятии и особенностях государственной многоуровневой системы профилактики правонарушений // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. - 2015. - № 1-2.

2. Михеева, Л. Ю. Опека и попечительство. Теория и практика : монография. - М.: Wolters Kluwer, 2004.

3. Об опеке и попечительстве : Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ // Российская газета. - 2008. -30 апр. - № 4651.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Томилов, А. Ю. Защита прав и интересов несовершеннолетних лиц, находящихся под опекой и попечительством : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2001.

5. Черемухина, Ю. А. Административно-правовой статус несовершеннолетних детей как объекта административной опеки. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2004.

6. Ювенальное право : учебное пособие для вузов / отв. ред. В. С. Толстой, Д. А. Сумской. - М.: Квант Медиа, 2015.

© Беженцев А. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.