РОЛЬ И МЕСТО НЕКОТОРЫХ СУБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ
THE ROLE AND PLACE OF SOME SUBJECTS OF THE STATE SYSTEM OF PREVENTION IN THE IMPLEMENTATION OF THE PROTECTION OF CHILDREN'S RIGHTS
УДК 347.4
Ж.П. ДОРОФЕЕВА,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
С.Н. КИВА
(МБОУ СОШ № 48 г. Белгорода, Россия, Белгород) [email protected]
ZHANNA P. DOROFEEVA,
Candidate of Law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
SVETLANA N. KIVA
(Belgorod secondary school № 48, Belgorod, Russia)
Аннотация: в статье авторами рассматриваются особенности деятельности отдельных субъектов государственной системы профилактики, касающиеся их обязанности по защите и охране прав и законных интересов несовершеннолетних детей.
Авторы выделяют такие особо значимые институты в Российской Федерации по защите прав детей, как органы прокуратуры, органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и органы внутренних дел.
Авторами, в частности, акцентировано внимание на деятельности прокуратуры, органов опеки и попечительства и органов внутренних дел по защите прав детей.
Обоснованны выводы о необходимости тесного взаимодействия обозначенных органов, организаций и их должностных лиц с другими субъектами защиты прав детей, в том числе комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами образования, здравоохранения, социальной защиты населения, занятости.
Авторы приходят к выводу, что при разграничении полномочий между подразделениями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, другими государственными структурами необходимо учитывать функции и особенности статуса этих образований. Кроме того, целесообразно говорить о необходимости осуществления мониторинга и анализа межведомственной информации в соответствии с требованиями стандартов в области правосудия в отношении несовершеннолетних координирующим органом, который на современном этапе отсутствует. Обращено внимание на необходимость совершенствования нормативной правовой основы рассматриваемой деятельности органов внутренних дел (в лице подразделений по делам несовершеннолетних) в сфере защиты прав детей с целью улучшения качества и эффективности ее результатов.
Ключевые слова: защита, права детей, несовершеннолетние, прокуратура, органы опеки, органы внутренних дел.
Для цитирования: Дорофеева Ж.П., Кива С.Н. Роль и место субъектов государственной системы профилактики в осуществлении защиты прав детей // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2018. № 4. С. 17-23.
Abstract: in the article, the authors consider the features of the activities of individual subjects of the state prevention system in terms of their duty to protect and safeguard the rights and legal interests of minor children.
The authors identify such particularly important institutions in the Russian Federation for the protection of children's rights as the prosecution authorities, the guardianship and trusteeship bodies, the commission for the affairs of minors and the protection of their rights, authorized by the President of the Russian Federation on the rights of children and the internal affairs bodies.
2018'4
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЧАСТНОГО ПРАВА
The authors focused on the activities of, inter alia, the prosecutor's office, the guardianship and custody bodies and the internal affairs bodies for the protection of the rights of children.
The conclusions about the need for close interaction of designated bodies, organizations and their officials with other subjects of the protection of children's rights, including commissions for minors and the protection of their rights, education, health, social protection, employment.
The authors come to the conclusion that when delimiting powers between divisions for minors, guardianship agencies, other state structures, it is necessary to take into account the functions and features of the status of these entities.
In addition, it is advisable to talk about the need to monitor and analyze interdepartmental information in accordance with the requirements of standards in the field of juvenile justice by a coordinating body, which is not currently available. Attention is drawn to the need to improve the regulatory and legal framework of the considered activity of the internal affairs bodies (represented by the juvenile affairs units) in the field of the protection of children's rights in order to improve the quality and effectiveness of its results.
Keywords: protection, rights of children, minors, prosecutor's office, guardianship bodies.
For citation: Dorofeevа Zh.P., Kiva S.N. The role and place of some subjects of the state system of prevention in the implementation of the protection of children's rights // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2018. № 4. P. 17-23.
Защиту прав ребенка в России призваны осуществлять многие субъекты государственной системы профилактики, которая может выражаться в различных формах и на разных уровнях государственной власти [5].
И, конечно же, на наш взгляд, эффективное и правильное функционирование системы специализированных государственных органов, которые призваны защищать интересы детей и осуществлять превентивную деятельность, позволит должным образом защитить права и интересы несовершеннолетних детей.
Следует выделить основные и особо значимые, на наш взгляд, институты Российской Федерации, которые, наряду с другими, наделены полномочиями по защите прав ребенка: органы прокуратуры, органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и органы внутренних дел, но в данной статье мы остановимся на некоторых из них.
Перейдем к рассмотрению полномочий прокуратуры в сфере защиты прав ребенка, являющейся органом государства, который осуществляет надзорные функции за законностью во всех сферах жизнедеятельности российского общества. Защита прав и свобод несовершеннолетних не выделена Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» как самостоятельная отрасль прокурорского надзора, однако данное положение обусловлено с объективной точки зрения. Так, задачи и полномочия прокурора в рассматриваемой нами сфере, а также средства выявления и устранения выявленных нарушений нельзя считать особенными по отношению к иным отраслям прокурорского надзора. Един-
ственной специфичной особенностью выступает только субъект, в отношении которого применяется законодательство.
В рамках осуществления надзорных функций прокуратура уполномочена контролировать четкое и неукоснительное исполнение законодательства о несовершеннолетних, то есть данное направление деятельности органов прокуратуры является приоритетным. Отметим, что именно прокуратура обладает уникальной возможностью охватить практически все сферы жизнедеятельности подростков, начиная с защиты социальных прав и заканчивая профилактикой преступности среди последних.
Однако существуют и некоторые проблемы, заключающиеся в отсутствии законодательно определенного предмета надзора за исполнением законов о несовершеннолетних, что в конечном итоге может повлечь за собой отсутствие единообразия в организации работы прокуратуры по обеспечению эффективного надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, а также во многом обусловливает рассредоточение надзорных сил и средств по различным структурным подразделениям органов прокуратуры.
В рамках осуществления действий по защите прав ребенка прокурор может потребовать через суд:
- лишения родительских прав;
- ограничения родительских прав;
- признания недействительным соглашения об уплате алиментов;
- отмены усыновления ребенка.
Кроме того, прокурор принимает участие в делах, касающихся вопросов:
- лишения, восстановления и ограничения родительских прав;
- отмены усыновления ребенка и в ряде других случаев.
Необходимо отметить и роль прокурора в осуществлении профилактики административных правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Так, согласно статистическим данным, предоставленным прокуратурой Белгородской области, в 2017 году было совершено преступлений детьми в возрасте 14-15 лет - 66 (в 2016 году - 76); в возрасте 16-17 лет - 130 (в 2016 году - 191)1. Можно смело говорить о тенденции снижения подростковой преступности на территории Белгородской области. Однако Генеральным прокурором Российской Федерации обращено внимание на недостаточность профилактической работы с лицами, не достигшими возраста совершеннолетия со стороны правоохранительных органов. Наблюдается межведомственная разобщённость всех служб, призванных осуществлять превентивную деятельность в отношении детей.
Поэтому считаем, что необходима масштабная реструктуризация системы вышеуказанных органов ввиду того, что нести реальную ответственность за создание надлежащих условий для адаптации несовершеннолетних может единый орган, а не множество служб различных ведомств. Нельзя не отметить и пропаганду законопослушного поведения, которая имеет важное значение в такой работе. Причем внимание должно уделяться не только вопросам прав детей, но и их обязанностей.
Подчеркнем, что именно прокурорский надзор является одной из гарантий осуществления защиты прав и интересов несовершеннолетних в российском обществе, исполнения законов о детях. Надзор рассматриваемых органов исходит из принципа приоритетности интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства. Роль прокуратуры в современный период значительно возросла именно в вопросах защиты прав детей, так как это независимый надзорный орган, который, в отличие от других контролирующих структур, не только реагирует на поступающие сигналы о нарушениях прав детей, но и на постоянной основе наблюдает за состоянием законности в этой сфере.
Государство обеспечивает охрану интересов ребенка в семье не только в рамках предоставленных ему семейным законодательством прав. Не менее важно для ребенка иметь гарантию охраны этих прав, а также их защиты в случае нарушения. Данные цели преследуют органы
1 Официальный сайт прокуратуры Белгородской области. [Электронный ресурс]. URL: http://www.belproc.ru/statistics/ sd2017/
опеки и попечительства, что определено Конвенцией «О правах ребенка»2, тем более что число детей, которым необходима защита со стороны государства, с годами, к сожалению, только увеличивается.
Охрана прав ребенка включает в себя создание предпосылок и гарантий их реализации, однако ей служат законодательные акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также правовые акты органов исполнительной власти, которые не одинаковы по своей отраслевой принадлежности.
Несколько иначе обстоит дело с защитой прав ребенка в семье, которая имеет целенаправленный характер и позволяет устранить препятствия на пути осуществления прав несовершеннолетнего и восстановить его права, предусмотренные Семейным кодексом Российской Федерации. Существующая здесь четкость достигается благодаря тому, что Семейный кодекс Российской Федерации всякий раз определяет, кто и когда защищает права ребенка, какая категория детей нуждается в защите.
К числу лиц, обязанных защищать права, интересы своих детей, как известно, относятся родители либо заменяющие их лица. Когда же родителей (лиц, их заменяющих) нет или они не выполняют своей миссии, обязанности по защите прав несовершеннолетних возлагаются на органы опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются в настоящее время органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления (последние в случае их наделения законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству).
Рассматривая положения института опеки и попечительства в современный период, надо отметить, что сформировалась определенная форма призрения детей-сирот, которые остались без попечительства родителей. Поэтому целями данного института являются: содержание детей-сирот, предоставление возможности получения качественного образования, воспитание и перевоспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также защита их прав и законных интересов.
Нельзя не оставить без внимания справедливое заключение профессора Л.Ю. Михеевой, которая отметила, что «...на современном этапе
2 Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР
15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. 1993. Выпуск XLVI.
юридическая литература современное состояние института опеки и попечительства не исследует...» [4, с. 187].
В современном государстве вышестоящие органы «закрывают глаза» на такие проблемы, как попечительство и опека. Из истории России известно, что уже с 1920-х годов система социального обеспечения сирот включала в себя своего рода детские дома, приюты, различные дошкольные учреждения. К середине 1930 года происходит усовершенствование детских учреждений, к ним стали относиться дома младенца и детские дома-интернаты. В настоящее время в каждом субъекте нашей страны имеются такие заведения, которые оснащены некоторыми техническими устройствами для более эффективного обучения детей. Регулируется данный институт нормами гражданского и семейного права и иными нормативными правовыми актами.
Исходя из того, что данный вопрос регулирует множество нормативных правовых актов, его можно обозначить как комплексный.
Следует отметить, что институт несет в себе нормы не только частных, но и публичных отраслей права (например, административного права), что обусловлено необходимостью обеспечить граждан всеми видами охраны их прав, а также законных интересов. Комплексным нормативным правовым актом, который регулирует институт опеки и попечительства, является Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об опеке и попечительстве»3.
Как отмечается в юридической литературе, принятие данного нормативного правового акта может быть отнесено к наиболее важным событиям нашего времени. В упомянутом нормативном правовом акте нашли свое отражение лучшие достижения отечественной цивилистики. В первую очередь к ним относится тот массив положений об опеке и попечительстве, который был закреплен в Своде гражданских законов, главная цель которого - стремление призреть несовершеннолетних детей, а также лиц, которые страдают психическими или физическими недугами, обеспечив полноценное и эффективное осуществление и охрану защиты прав и свобод граждан [2, с. 79].
В настоящее время одной из главных задач Российского государства является усовершенствование Семейного кодекса Российской Федерации в части, касающейся урегулирования отношений по опеке и попечительству детей, которые остались без заботы родителей.
Надо отметить, что семье, которая берет ребенка на воспитание, оказывается финан-
3 Далее - Закон «Об опеке».
совая поддержка со стороны государства. При этом предусматриваются как единовременная выплата, так и ежемесячные пособия на содержание ребенка. Следует отметить, что политика нашего государства в решении именно финансового вопроса за последние годы изменилась в лучшую сторону. Базовые показатели, которые установлены Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ст. 12.2), ежегодно пересчитываются4.
Стоит отметить, что вопросы опеки и попечительства подлежат регулированию и на федеральном, и на региональном уровнях. При этом реализуется осуществление централизации правового регламентирования рассматриваемой сферы общественных отношений.
На сегодняшний день сформировался ряд причин установления попечительства над несовершеннолетними: смерть родителей, лишение родительских прав, признание родителей недееспособными, признание их умершими, а также уклонение от прямой обязанности - воспитания детей. Также причиной неосуществления родительских прав может быть болезнь, в связи с чем родитель не может осуществлять свои обязанности в целом.
Опекун или попечитель назначается только с его согласия (п. 3 ст. 35 ГК РФ). Это обязательное условие ввиду того, что недобровольное исполнение опекунских (попечительских) обязанностей просто не может соответствовать интересам ребенка. На практике такое согласие выражается в соответствующем заявлении в орган опеки и попечительства.
Российское законодательство исходит из необходимости оставления ребенка в кровной семье и возможности передачи на воспитание в замещающую семью, не являющуюся родственной, только в случае отказа родственников принять ребенка на воспитание либо в случае противоречия такой передачи интересам ребенка. В любом случае первоочередной задачей при разрешении вопросов, связанных с жизнью ребенка, является наилучшая защита интересов несовершеннолетнего.
Надо отметить, что на сегодняшний день большое количество несовершеннолетних находится под опекой, но также их значительная часть пребывает в специальных учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей. Так, согласно данным Министерства об-
4 Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1929.
разования и науки Российской Федерации, на 30 июня 2017 года федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, включал информацию о 54,5 тысячах детей-сирот. В 2016 году в России насчитывалось более 90 тысяч приемных семей, в которых воспитывалось более 148 тысяч детей (при этом всего в российских семьях было более 400 тыс. приемных детей, в том числе под опекой). Кроме того, за указанный год 130 сиротских учреждений, в которых проживало порядка 20 тысяч детей, находилось в ведении Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации. В России осуществляют работу более 1,6 тысяч образовательных организаций для детей-сирот, в том числе детские дома, коррек-ционные детские дома, школы-интернаты5.
К сожалению, некоторые «добросовестные опекуны», заботясь о своем ребенке, стараются получить выгоду всеми возможными путями, а некоторые законопослушно выполняют свои обязанности опекунов, и у них впоследствии отбирают детей через суды. Сразу ставится вопрос о внимательности уполномоченных на то органов при назначении опекунов и наделении их правами и обязанностями в данной сфере. Хочется, чтобы наше государство не «закрывало глаза» на такие моменты и старалось пресекать данного рода аферы, дабы опека и попечительство России не превратились в «бизнес».
Поэтому считаем, что отдавать на воспитание детей, которые остались без попечения родителей, посторонним лицам нецелесообразно в случаях, если у них имеются кровные родственники. Кроме того, думается, что необходимо лишить права представителей органов опеки и попечительства решать, следуя своему усмотрению, кому отдавать детей, а кому - нет. Данный принцип, устанавливающий родственную связь с ребенком, оставшимся без попечения родителей, в качестве приоритетной, должен быть закреплен на законодательном уровне, а именно в Семейном кодексе Российской Федерации. Данные предложения, на наш взгляд, прямо направлены на защиту прав детей и их законных интересов.
И, конечно же, нельзя не обозначить значимость деятельности органов внутренних дел (полиции), в частности подразделений по делам несовершеннолетних, по защите и охране прав и законных интересов несовершеннолетних детей.
В государственную систему профилактики правонарушений несовершеннолетних, наряду
5 Статистика детских домов и сирот в России [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3414174
с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами образования, здравоохранения, социальной защиты населения, занятости, входят подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, которые являются одним из рычагов государственной защиты прав ребенка.
Органы внутренних дел относятся к специализированным субъектам превенции административной и уголовной деликтности несовершеннолетних, которые также обязаны осуществлять работу с подростками, следить за соблюдением прав и законных интересов последних. Но в такой работе принимают участие все без исключения подразделения органов внутренних дел.
Одной из важнейших задач подразделений по делам несовершеннолетних является активизация воспитательной работы с конкретным подростком, его социальным окружением с целью предупреждения отклоняющегося поведения и побуждения к получению образования, профессиональному самоопределению. Такая работа может показать эффективный положительный результат только лишь при условии тесного взаимодействия с иными субъектами профилактики, к числу которых относится и общеобразовательное учреждение, в котором обучается подросток с девиантным поведением.
Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних, соблюдения конфиденциальности полученной информации. Однако современные реалии требуют от подразделений по делам несовершеннолетних взаимодействия и с другими государственными и общественными структурами, прежде всего по вопросам воспитания и содержания детей.
Правовое регулирование деятельности подразделений по делам несовершеннолетних требует дальнейшего совершенствования, поскольку не решены основные компетенционные вопросы: не определены в полном объеме цели и задачи подразделений по делам несовершеннолетних, не завершен процесс разграничения полномочий между подразделениями по делам несовершеннолетних и другими структурами, занимающимися вопросами девиантного поведения несовершеннолетних, недостаточно регламентированы полномочия подразделений по делам несовершеннолетних в сфере воспитания и содержания детей.
Одним из путей профилактики преодоления девиантного поведения несовершеннолетних может стать совершенствование сложившей-
2018'4
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ся профессиональной подготовки сотрудников подразделения по делам несовершеннолетних, что позволит актуализировать социально-педагогическую модель деятельности специалистов, участвующих в социализации подрастающего поколения.
Подразделения по делам несовершеннолетних являются элементом механизма государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а значит, организационную основу деятельности подразделений по делам несовершеннолетних составляет приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации», который конкретизирует права и обязанности сотрудников, а также функции в сфере профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
ЧАСТНОГО ПРАВА
Однако в действующем акте наблюдается дублирование полномочий, нет четкого функционального разграничения сфер деятельности органов власти. Разграничение полномочий между подразделениями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, другими государственными структурами происходит схематично, без учета функций и особенностей статуса этих образований. Также отсутствует координирующий орган, способный осуществлять мониторинг и анализ межведомственной информации в соответствии с требованиями стандартов в области правосудия в отношении несовершеннолетних.
Таким образом, для улучшения качества и эффективности результатов деятельности органов внутренних дел (в лице подразделений по делам несовершеннолетних) в сфере защиты прав детей требуется совершенствование нормативной правовой основы такой деятельности.
Литература
1. Ершова И.Н. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2017. № 2. С. 5-9.
2. Крупейников К.В. История развития института опеки и попечительства в отечественном гражданском праве // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. 2012. № 2. С. 79-83.
3. Лавришин А. К вопросу о совершенствовании законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / Роль права в формировании гражданского общества в Российской Федерации: сборник студенческих научных работ. - Омск, 2016. С. 10-14.
4. МихееваЛ.Ю. Опека и попечительство: теория и практика / под ред. Р.П. Мананкова - Москва: ВолтерсКлувер, 2004. 386 с.
5. Научные концепции развития российского законодательства: монография / С.Е. Нарышкин [и др.]; отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров. - 7-е изд., доп. и перераб. - Москва, 2015. 544 с.
6. Набоков Л.В., Панфилов И.П. Региональные меры профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних / Несовершеннолетний как потерпевший и субъект преступных посягательств: уголовно-правовые, криминологические, уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные аспекты: сборник статей общероссийской научно-практической конференции. - Тамбов, 2016. С. 165-170.
7. Обыденова Т.В. К вопросу о повышении эффективности деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних по профилактике правонарушений, совершаемых несовершеннолетними / Актуальные проблемы административно-правовой и оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел в современных условиях: материалы научно-практической конференции. - Руза, 2016. С. 95-103.
8. Попов В.В., Соколов А.Ю. Мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: понятие и признаки // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 6. С. 72-79.
9. Жиляева С.К. Вопросы профилактики преступности несовершеннолетних // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 1. С. 231-236.
10. Двуреченская О.Н. Механизмы защиты прав несовершеннолетних в субъектах РФ // Теория и практика общественного развития. 2011. № 8. С. 246-250.
— References —
1. Ershova I.N. Profilaktika beznadzornosti i pravoiiaiusneiiii siedi nesovershennoletnikh // Voprosy yuvenal'noi yustitsii. 2017. № 2. S. 5-9.
2. KrupeinikovK.V. Istoriya razvitiya instituta opeki i popechitel'stva v otechestvennom grazhdanskom prave // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo gumanitarnogo instituta. 2012. № 2. S. 79-83.
3. Lavrishin A. K voprosu o sovershenstvovanii zakonodatel'stva v oblasti profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenii nesovershennoletnikh / Rol' prava v formirovanii grazhdanskogo obshchestva v Rossiiskoi Federatsii: sbornik studencheskikh nauchnykh rabot. - Omsk, 2016. S. 10-14.
4. Mikheeva L.Yu. Opeka i popechitel'stvo: teoriya i praktika / pod red. R.P. Manankova - Moskva: VoltersKluver, 2004. 386 s.
5. Nauchnye kontseptsii razvitiya rossiiskogo zakonodatel'stva: monografiya / S.E. Naryshkin [i dr.]; otv. red. T.Ya. Khabrieva, Yu.A. Tikhomirov. - 7-e izd., dop. i pererab. - Moskva, 2015. 544 s.
6. Nabokov L.V., Panfilov I.P. Regional'nye mery profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenii sredi nesovershennoletnikh / Nesovershennoletnii kak poterpevshii i sub»ekt prestupnykh posyagatel'stv: ugolovno-pravovye, kriminologicheskie, ugolovno-protsessual'nye i ugolovno-ispolnitel'nye aspekty: sbornik statei obshcherossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Tambov, 2016. S. 165-170.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
2018'4
ЧАСТНОГО ПРАВА
7. ОЬубепо¥а ТМ K voprosu o povyshenii effektivnosti deyatel'nosti sotrudnikov podrazdelenii po delam nesovershennoletnikh ро prof¡laktike pravonarushenii, sovershaemykh nesovershennoletnimi / Aktual'nye problemy administrativno-pravovoi i operativno-razysknoi deyatel'nosti organov vnutrennikh del v sovremennykh usloviyakh: materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Ruza, 2016. S. 95-103.
8. Popov У.У., Sokolov А^и. Mera obespecheniya proizvodstva po delam ob administrativnykh pravonarusheniyakh: ponyatie i priznaki // Vestnik Saratovskoi gosudarstvennoi yuridicheskoi akademii. 2012. № 6. S. 72-79.
9. Zhilyaeva S.K. Voprosy prof¡laktiki prestupnosti nesovershennoletnikh // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. 2011. № 1. S. 231-236.
10. Dvurechenskaya O.N. Mekhanizmy zashchity prav nesovershennoletnikh v sub»ektakh RF // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2011. № 8. S. 246-250.
(статья сдана в редакцию 15.10.2018)